Реферат по предмету "Финансовые науки"


Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия

Московский государственныйуниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Курсовая работа
по дисциплине Финансовый менеджмент
На тему:
Факторинг в системе управления дебиторскойзадолженности предприятия
Москва 2010

Введение
Дебиторская задолженность представляет собой важную частьактивов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческогокредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важнымконкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующиесубъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но иполучат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень частовозникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не можетвзыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностьюдебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторскаязадолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Ростдебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногдаприводит и к банкротству.
Являясь частью оборотных средств, а именно, частью фондовобращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая»,резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доходпредприятия.
Таким образом, эффективное управление дебиторскойзадолженностью становится важным фактором повышения общей эффективностидеятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.
В рамках кредитной политики, как основной формы реализациисистемы управления дебиторской задолженностью, существуют различные способыускорения оборачиваемости данного актива: разработка системы скидок дляпокупателей, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. Упредприятий, особенно у представителей малого и среднего бизнеса, не всегда естьвозможность управлять дебиторской задолженностью с помощью внедрения системыскидок и учёта векселей; непрозрачность и неликвидность бухгалтерского балансане позволяют получить кредит в банке. В таких ситуациях факторинг, каккомплексная финансовая услуга, может стать эффективным инструментом управлениядебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.
Вследствие относительной новизны этого вида экономическихотношений и их стремительного развития в последние годы, отсутствия нормативнойбазы, методических рекомендаций по практическому применению факторинга сталаочевидной необходимость научного комплексного исследования данного финансовогоинструмента. Эффективность и целесообразность его применения обусловлена особенностямифункционирования хозяйствующего субъекта. Поэтому наиболее актуальным иинтересным направлением исследования факторинга является анализ его примененияна предприятии.
Целью курсовой работы является исследование факторинга всистеме управления дебиторской задолженностью предприятия.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
· Определение ролии места факторинга в системе управления дебиторской задолженностью напредприятии.
· Изучениетеоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков.
· Изучениемеханизма осуществления факторинговых операций на конкретном предприятии.
· Анализэффективности применения факторинга в качестве инструмента управлениядебиторской задолженностью.
Объектом исследования является факторинг, а предметом – механизмего применения на предприятии в качестве инструмента управления дебиторскойзадолженностью.

Глава 1. Теоретические основы факторинга
 
1.1 Дебиторскаязадолженность как объект управления
Дебиторская задолженность является частью фондов обращенияпредприятия и представляет собой обязательства клиентов (дебиторов) передпредприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг.
Дебиторская задолженность относится квысоколиквидным активам организаций, обладающим повышенным риском. Большойобъем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенноувеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержкиорганизации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности иликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовойустойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.
Увеличение доли дебиторскойзадолженности в структуре активов может быть вызвано:
· Неосмотрительнойкредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивымвыбором партнёров;
· Слишком высокимитемпами наращивания объёмов продаж;
· Трудностями вреализации продукции
Резкое сокращение дебиторскойзадолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях склиентами:
· Сокращениемпродаж в кредит;
· Потерейпотребителей продукции.
Политика управления дебиторской задолженностью являетсячастью общей политики предприятия в области управления оборотными средствами, изаключается в оптимизации общего размера данного вида задолженности иобеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторскойзадолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия сконтрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и дофактического исполнения определенных в договоре обязательств.
Задачами управления дебиторскойзадолженностью являются:
— ограничениеприемлемого уровня дебиторскойзадолженности;
— выбор условий продаж,обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
— определение скидокили надбавокдля различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
— ускорениевостребования долга;
— уменьшение бюджетныхдолгов;
— оценка возможныхиздержек, связанных с дебиторскойзадолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользованиясредств, замороженных в дебиторской задолженности. 
В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:
1. Сравнениедополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанногофинансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализациипродукции;
2. Сравнение иоптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данныесравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа,стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Основу формирования кредитныхотношений с покупателем должен составлять рейтинг надежности дебитора, проблемаопределения которого заключается в малоинформативном массиве сведений оклиенте.
Оптимальная кредитнаяполитика, а, следовательно, и оптимальный уровень дебиторскойзадолженности прямо зависят от спецификидеятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеетсянедогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могутпридерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности,чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль.Вместе с тем оптимальная кредитнаяполитика может различаться у фирм одной отрасли, а также уотдельной фирмы в различные периоды.
Таким образом, основной формойреализации политики управления дебиторской задолженностью является кредитнаяполитика, которая представляет собой свод правил кредитования покупателей ипоследовательность этапов управления дебиторской задолженностью в рамках двухосновных подходов.
Дополнительными инструментамиуправления дебиторской задолженности являются:
· Спонтанноефинансирование (система скидок покупателям за сокращение сроков расчёта).
· Учёт векселей.
· Факторинг.
Сочетание различных инструментовуправления дебиторской задолженностью должно обеспечивать её оптимальный размери сроки инкассации для обеспечения максимальной эффективности деятельностипредприятия.
Факторинг является незаменимыминструментом управления дебиторской задолженностью в том случае, когдакредитная политика и методы спонтанного финансирования неэффективны. Например,при работе с крупными розничными сетями оптовые торговые и производственныекомпании вынуждены принимать условия поставки, которые «диктуются»потребителями. Такие компании, как «Пятёрочка», «Седьмой континент», «Ашан» ит.д. в среднем оплачивают поставки через 45-60 дней с момента отгрузки. Упредприятий-поставщиков возникает дефицит финансовых ресурсов и они вынужденыискать внешние источники пополнения оборотных средств и страхования. Факторингпредставляет собой инструмент финансирования дебиторской задолженности. Вотличие от учёта векселей и классического краткосрочного финансирования,факторинг выполняет также функции страхования кредитных рисков и административногоуправления дебиторской задолженностью предприятия, является инструментом ростапродаж компании. Кроме того, факторинговая компания на основании накопленнойстатистики сама проводит анализ надёжности дебиторов.
Факторинг имеет смысл только тогда,когда экономическая выгода от немедленного поступления денег больше, чем от ихполучения в срок. Итак, факторинг целесообразен, когда:
· Когда предприятиеимеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставкуучетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию иплату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимопроводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенноочевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, атакже когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться кдополнительным расчетам.
· Когда потери отинфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надосравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то, и другое— в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше,то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты.
· Когда нехваткуоборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем,невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.
Таким образом, в рамках кредитнойполитики организации факторинг может быть эффективным инструментомфинансирования и оптимизации дебиторской задолженности.

1.2 Понятие,виды и функции факторинга
Факторинг — комплекс финансовыхуслуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности.Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров,страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работус дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателюотсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразупосле его поставки.
Гражданский кодекс РоссийскойФедерации определяет факторинговые операции следующим образом: «Подоговору финансирования под уступку денежного требования одна сторона(финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту)денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьемулицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения имработ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуетсяуступить финансовому агенту это денежное требование».
1.2.1 Виды факторинговых сделок
1)      Факторинг внутренний(domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring)
Факторинг называется внутренним, еслистороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся водной и той же стране.
Факторинг называется внешним (чащеиспользуется название международный), если поставщик и его клиент являютсярезидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинствеслучаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходитраспределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговаякомпания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, афакторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски иберется за инкассацию дебиторской задолженности.
Использование факторинга вмеждународной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговляосуществляется между странами с существенными различиями в их экономических иправовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладаетболее полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, этопозволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-факторсоглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматическипринимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантируетполную возвратность средств.
Кроме того, экспортер вынужденподстраховываться на случай, если резко скакнет курс валют. Используя факторинг,экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразупосле отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск.
Международный факторинг можетосуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схемавзаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговомувзаимодействию.
2)      Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)
В случае факторинга с регрессомфакторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право черезопределенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговаякомпания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный рискостается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессомвыступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случаебезрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностьюпереходит к факторинговой компании.
3)      Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring)
При открытом факторинге покупательуведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи наего счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случаеже закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договорафакторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику,который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.
4)      Дата поступления платежей:финансирование может быть в форме предварительной оплаты или оплаты требованийк определенному сроку.
В отсутствие предварительной оплатысумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляетсяпоставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.
1.2.2 Функции факторинга
1) Финансирование.
Основная функция факторинга — предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузкиили в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеетвозможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этомполучать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или поудобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Есликомпания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможностьпостоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другимипоставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик,заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на егосчет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик незнает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.
Кроме того, финансирование прифакторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередьстоит отметить следующие:
•поставщик не должен возвращатьвыплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежейпокупателей;
•финансирование будет длиться так жедолго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
•финансирование автоматическиувеличивается по мере роста объемов продаж.
Таким образом, финансирование врамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотныхсредств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того,факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компаниявыплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительнонужны деньги.
Факторинг — это одна из формзалогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит отстоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть отвеличины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залоговогокредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а неиспользуются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требованияпоставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Такимобразом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продаетденежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторингастановится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательствокоторых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо,правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. Вслучае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять своиденьги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и неподлежат изъятию при процедуре банкротства. Факторинговое финансирование вотличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачнымпредприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на ихпокупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чемкредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно,когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числеиностранные.
2) Административное управлениедебиторской задолженностью.
Факторинг позволяет клиенту такжеизбавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторскойзадолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычнофакторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчето состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всехпоставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессногофакторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, чтоособенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственнымиресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовыересурсы.
3) Оценка платежеспособностипокупателей поставщика
В странах, где кредитные бюро ирейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является несамой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговыекомпании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируяинформацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговыекомпании могут использовать различные методы оценки платежеспособностипотенциальны

1.3 Преимущества и недостаткифакторинга
 
1.3.1 Преимущества
Можно разделить на экономическиевыгоды от его применения и на его преимущества в сравнении с кредитованием.
Экономические выгоды, которые получитпоставщик при факторинге:
1) Направленноевоздействие на дебиторскую задолженность. Это происходит вследствие: во-первых,передачи дебиторской задолженности фактору; во-вторых, изменения оборачиваемостиоборотных активов, запасов, капитала и т.д.; в-третьих, оказания фактором такихуслуг, как предоставление продавцу аванса, ведение книги продаж, контрольвыполнения покупателем условий договора, предоставления отчетности продавцу идр.
2).Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж,получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.
3). Факторинг позволяетликвидировать кассовые разрывы, образующиеся вследствие несовпадения сроковоплаты счетов поставщиков и поступления денег от покупателей.
4). Возможностьне отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятияи сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса.
5). Финансовый агентберет на себя всю работу с дебиторами. В этом случаем можно говоритьоб экономии на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) идополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:
а) Контроль задебиторской задолженностью;
б) Привлечениефинансовых ресурсов.
6).Финансовый агент берет на себя риски, связанные с отсрочкой платежа.
7). Факторингзащищает от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности придефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочкиплатежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.
8). Экономия за счетпоявления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам
9). Факторинг имееттакже налоговые преимущества. Организация вправе учесть затратына обслуживание договора факторинга при расчете налога на прибыль.
Преимущества факторингакак способа финансирования по сравнению с кредитом:
1).Не требуетобеспечения.
2).Размерфинансирования не ограничен.
3).Объем финансированияможет увеличиваться по мере роста продаж у клиента.
4).Финансированиепредоставляется на срок фактической отсрочки платежа (товарного кредита).
5).Срок полученияденежных средств с момента предоставления заявки существенно короче.
6).Финансовый агентне проводит анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента.
7). Суммуфинансирования выплачивает фактору не клиент, а его дебиторы.
8).Экономия назатратах, связанных с получением банковского кредита.
Таким образом, при финансировании в рамках факторингаполностью решается проблема формирования оборотных средств предприятия,исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита вбанке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности (какэлемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия).
Кроме того, факторинговое финансирование имеет более целевую,чем традиционный кредит направленность: предприятие выплачивает проценты именноза тот промежуток времени, когда ему действительно нужны деньги. Расчетэффективных процентных ставок при кредитовании и факторинге свидетельствует,что обслуживание при факторинге может быть даже дешевле, несмотря на болеевысокую номинальную ставку.
 
1.3.2 Недостатки факторинга
1. Платаза факторинговое финансирование на 20—70% выше ставкипо кредиту.
2. Существеннымнедостатком факторинга является то, что он доступен не всем компаниям.
Факторинговомуобслуживанию не подлежат:
— предприятияс большим количеством дебиторов, задолженность которых выражаетсянебольшой суммой;
— предприятия,занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
— строительныеи другие фирмы, которые работают с субподрядчиками;
— предприятия,реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
— предприятия,которые заключают со своими клиентами долгосрочные контрактыи выставляют счета по завершении определенных этапов работы илидо осуществления поставок (авансовые платежи);
— требования,которые выставляются бюджетным организациям;
—долговые обязательствафизических лиц.
3). При факторингефинансирование происходит лишь до 90% от суммы отгрузки, даже для клиентов сположительной кредитной историей.
4). Большинствофинансовых агентов вводят ограничение по количеству покупателей у поставщиковпри заключении договора факторингового обслуживания.
Таким образом, уфакторинга есть свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при егоиспользовании на конкретном предприятии. Помимо указанных недостатков, болееширокому распространению факторинга в Российской Федерации препятствуетнесовершенное законодательство (необходимость лицензирования деятельности),слабая научная разработанность механизмов и моделей применения факторинга, низкаяосведомлённость руководителей предприятий о факторинге, как инструментефинансирования и оптимизации дебиторской задолженности.

Глава 2. Применениефакторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»
 
2.1 Механизм применения факторинга в ООО «Ратис»
дебиторский задолженность факторингфинансирование
В апреле 2008 года между ООО «Ратис» и ОАО АКБ «Фактор» былзаключён договор о факторинговом обслуживании в форме открытого регрессногофакторинга с финансированием на сумму 1.400.000 руб по основным дебиторам: ЗАО«Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Строй Девелопмент».
На момент заключения договора факторинга отсрочки по договорупоставки с дебиторами составляли: с ЗАО «Пальмирой» — 20 к.д, с ЗАО«Теплотрансресурсом»-45 к.д., с ООО «Строй Девелопмент»-63 к.д. Увеличениедоговорных сроков связано, во-первых, с пожеланиями дебиторов иметь большуюотсрочку платежа, во-вторых, увеличение было рекомендовано фактором для того,чтобы избежать регресса в случае значительных просрочек. Кроме того, договоромпредусмотрен период ожидания – 30 к.д., в течение этого периода банксамостоятельно пытается взыскать деньги с дебитора, после чего возникаетрегресс.
Финансирование по дебиторам ЗАО «Пальмира» и ЗАО«Теплотранссресурс» было установлено в размере 90% от суммы поставки, поклиенту ООО «Строй Девелопмент» — 85% в виду значительной концентрациидебиторской задолженности на данном клиенте.
Фактически финансирование по факторингу началось с апреля2008 года. Работа по факторингу осуществляется следующим образом: в деньотгрузки ООО «Ратис» предоставляет фактору комплект отгрузочных документов(накладные, акты приёмки-передачи товара по договору), фактор осуществляет ихучёт (ввод в программу) и финансирует в рамках указанных лимитов, перечисляяденежные средства со ссудного на расчётный счёт клиента. После того, как деньгиот дебитора поступили на транзитный счёт, банк гасит финансирование, удерживаетвознаграждение и перечисляет остаток на расчётный счёт ООО «Ратис» в банке.Если в течение срока ожидания (30 дней сверх срока по договору) дебитор неисполняет свои обязательства, возникает право регресса, т.е. его обязательствадолжен возместить клиент (ООО «Ратис»).
Таблица 2.1 Действующие тарифы пофакторинговому обслуживанию ООО «Ратис» Оборачиваемость, дней Вознаграждение Фактора за административное сопровождение Продавца Вознаграждение Фактора за услугу управления дебиторской задолженностью Продавца, % от суммы одного документа, подтверждающего факт поставки/работы/ услуги, без учета НДС
Вознаграждение Фактора
за услуги по финансированию Продавца,
% в день,
без учета НДС
Сбор за обработку одного документа, подтверждающего факт поставки/работы/
услуги,
руб.,
без учета НДС Комиссия за информационное сопровождение, % от суммы одного документа, подтверждающего факт поставки/работы/ услуги,  без учета НДС до 10 дней 50 0.014 0.058 0.038 11-20 дней 0.043 0.173 21-30 дней 0.074 0.298 31-40 дней 50 0.103 0.413 0.041 41-50 дней 0.132 0.528 51-60 дней 0.163 0.653
В течение 2008 года банк управлялпереуступленной дебиторской задолженностью, вёл статистику по дебиторам,отслеживал оборачиваемость, проверял деловую репутацию дебиторов и т.д. Порезультатам анализа финансового состояния ООО «Ратис» и статистики по дебиторамв период с апреля 2008 по февраль 2009 лимит финансирования и лимиты надебиторов менялись:

Таблица 2.2 Лимиты финансирования пофакторингу ООО «Ратис»Дата С апреля 2008 С июня 2008 С августа 2008 С ноября 2008 С декабря 2008 Лимит финансирования 1400000 5000000 6500000 10000000 11500000
Таким образом, за 2008 год лимит финансирования вырос в 8,2раза.
По данным на январь 2009 лимиты по дебиторам распределяютсяследующим образом:
Таблица 2.3 Распределение лимитов финансирования по основнымдебиторам
Наименование
Дебитора Количество оплаченных поставок
Период
Ожидания Макс.период оборачиваем. Отсрочка по договору (кал. дни) Лимит Дебитора действ. ЗАО «Пальмира» 53 30 60 30 1 462 000 ЗАО «Теплотрансресурс» 27 30 75 45 694 000 ООО «Механизация-155» 2 30 72 42 1 500 000 ООО «СТРОЙ-Девелопмент» 27 30 93 63 7 844 000
Помимо значительного увеличения лимита по действующимдебиторам, появился новый клиент – ООО «Механизация 155»- задолженность покоторому уступается фактору.
По итогам за 2008 год банк сформировал статистическую таблицупо дебиторам
Таким образом, основными характеристиками механизмаприменения факторинга в ООО «Ратис» являются:
· Открытыйфакторинг с регрессом, с финансированием в день поставки до 90% от её суммы;
· Отсрочка: подоговору с дебитором + период ожидания 30 дней;
· Динамичнорастущий лимит финансирования (восьмикратный рост за 2008 год), текущий лимит-11500 000 рублей.
· Работа пофакторингу с 70% дебиторов; возможность переводить новых клиентов нафакторинговое обслуживание.
· Предоставлениеполного комплекса услуг по администрированию дебиторской задолженности,проверке деловой репутации клиента и т.д.
· ООО «Ратис»установлено специализированное программное обеспечение, детализирующее по каждой поставкедвижение денежных средств: сумму поставки, финансирование по поставке, оплатудебитора по поставке, остаток долга дебитора.
·  Средняя годовая стоимостьфинансирования 20,06% годовых согласно действующему тарифному плану.
·  Возможность пересмотра лимитафинансирования по желанию клиента. Проведение анализа динамики основныхфинансовых показателей, анализа статистики по дебиторам.
·  Открытие счёта в банке и проведениеосновных оборотов через банк.
·  Поручительство собственников бизнесаи генерального директора.
 
2.2 Анализ влияния факторинга на динамику и уровеньдебиторской задолженности
В рамках анализа проведём оценку уровня и состава текущейдебиторской задолженности предприятия.
Проанализируем динамику дебиторской задолженности по даннымбалансов за 3 кв. 2007 и 2008 годов соответственно.

Таблица 2.8 Основные показатели управления дебиторскойзадолженностьюПоказатель Уровень показателя Изменение 01.10.2007 01.10.2008 абсолютное относительное, в % Дебиторская зад-ть (покупатели и заказчики), тыс руб 2339 3750 1411 60,32% В т.ч. просроченная - - - - Общая величина оборотных активов 2419 5290 2871 118,69% доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов 96,69% 70,89% -25,80%
Проведённый анализ показывает, что доля дебиторскойзадолженности в общем объёме оборотных активов снизилась на 25,8 процентныхпункта, т.е. уменьшилась иммобилизация – отвлечение из хозяйственного оборотаоборотных средств предприятия, хотя в абсолютном выражении рост дебиторскойзадолженности составляет 1 411 000 рублей. Таким образом, с помощью факторингаудалось «высвободить» дополнительные финансовые ресурсы в размере 1364,82 тысрублей (25,8% от 5290 тыс руб).
Обобщённым показателем возврата задолженности являетсяоборачиваемость, которая рассчитывается как отношение объёма продаж за период ксредней величине дебиторской задолженности за период и показывает, сколько раззадолженность образуется и поступает в организацию за изучаемый период.Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается, как положительнаятенденция. Рассчитывается также период погашения дебиторской задолженности какотношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости. Этотпоказатель отражает среднее количество дней, необходимое для её возврата.
Рассчитаем динамику данных показателей по данным счетов 51 и62 за 2008 год. Полученные данные сгруппированы в Таблице 2.9.
Динамика средней дебиторской задолженности и выручки пооплате представлена на Графике 2.1.
График 2.1 Динамика средней дебиторской задолженности ивыручки по оплате ООО «Ратис» за 11 месяцев 2008 года.
/>
По Графику 2.1 видно, что выручка и дебиторская задолженностьросли неравномерно. Это связано как с сезонными колебаниями бизнеса (наибольшиеотгрузки приходятся на весенне-летний период), так и с молодостью инестабильностью бизнеса.
Динамику оборачиваемости дебиторской задолженности в днях за2008 год отражает График 2.2:
График 2.2 Динамика периода оборачиваемости за 2008 год вднях.
/>

По Графику 2.2 видно, что оборачиваемость в 2008 годуснижалась и достигла 10 дней в ноябре. Это говорит об эффективном управлениидебиторской задолженностью. С января период оборачиваемости сократился почти в8 раз. Хотя средний период за 11 месяцев 2008 года составил 31 день. В связи спереходом в 2009 году на новые договорные условия (увеличение отсрочки поосновным дебиторам) период оборачиваемости дебиторской задолженности в первом квартале2008 составил 52 дня. Однако с апреля по ноябрь 2008 года (т.е. с началаиспользования факторинга) средний период гашения составил 23 дня. Такимобразом, сравнивая средние значения за январь-март и за апрель-ноябрь (именносредние значения обеспечивают сопоставимость данных), можно сделать следующиевыводы:
-средняя выручка по оплате выросла на 2241553 рублей или на39,5%;
-средняя дебиторская задолженность сократилась на1854892рублей или на 24,15%;
-средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,78%;
-средний период обращения дебиторской задолженностисократился на 29 дней или на 55,72%.
Рассчитанные показатели оборачиваемости могут быть уточнены,если брать более точные средние значения дебиторской задолженности (например,как среднее хронологическое еженедельных, ежедневных остатков по счёту 62 зарассматриваемый период). В этом случае показатели будут более точными, чем вприведённой таблице, где среднее значение рассчитано как среднее арифметическоезначение по месяцам. Либо можно составить статистическую таблицу по всемпоставкам за 2008 год и рассчитать период оборота дебиторской задолженности каксредневзвешенные значения периодов гашения. В этом случае мы уберёмпогрешность, связанную с усреднением дебиторской задолженности.
Для проведения факторного анализа с целью установитьколичественное влияние факторинга на динамику средней дебиторской задолженностии показателей её оборачиваемости выделим в структуре выручки по оплатепоступления от факторинга, а в структуре дебиторской задолженности средниеостатки по дебету 62 счёта по клиентам, переданным на факторинг и по прочимклиентам. Преобразуем соответствующие показатели:
Во=Воф+Вопр, (4) где
Во- выручка по оплате;
Воф — поступления от факторинговой компании (Д51К76);
Вопр — прочие поступления от дебиторов (Д51К62).
ДЗср=ДЗф+ДЗпр, (5) где
ДЗср — среднее значение дебиторской задолженности;
ДЗф – средняя задолженность по клиентам, переданным нафакторинг;
ДЗпр – средняя дебиторская задолженность по прочим клиентам.
Полученные данные сгруппированы в Таблице 2.
Таблица 2.10 Динамика основных показателей оборачиваемостидебиторской задолженности ООО «Ратис» за 2008 год в разрезе групп клиентов.Показатель янв.07 фев.07 мар.07 апр.07 май.07 июн.07 среднее с янв по март среднее с апреля по ноябрь нетто выручка 2381550 4599608 10049901 5544981 9373369 9695652 5677019 7918572 среднее значение дебиторской задолженности (покупатели и заказчики) 6039205 8332341 8666545 8236247 7671000 6369072 7679364 5824472 выручка по факторинговым клиентам 2310103 4461620 9848903 2640145 6553814 8509217 5540209 5811135 выпучка по прочим 71446 137988 200998 2904836 2819555 1186435 136811 2107437 среднее значение ДЗ по факторинговым клиентам 6002447 8344512 8507230 7516690 6862164 5806709 7618063 4644018 средняя задолженность по прочим клиентам 36758 -12172 159315 719557 808837 562364 61301 1180454 оборачиваемость, раз 0,39 0,55 1,16 0,67 1,22 1,52 0,74 1,36 период оборачиваемости, дни 78,61 50,72 26,73 44,56 25,37 19,71 52,02 23,03 оборачиваемость по факторинговым клиентам 0,38 0,53 1,16 0,35 0,96 1,47 0,73 1,25 период 1 оборота по факторинговым клиентам 80,55 57,98 26,78 88,26 32,46 21,15 55,10 29,34 оборачиваемость по прочим клиентам 1,94 -11,34 1,26 4,04 3,49 2,11 2,23 1,79 период 1 оборота по прочим клиентам 15,95 -2,73 24,57 7,68 8,89 14,69 12,60 21,08 d1 0,99 1,00 0,98 0,91 0,89 0,91 0,99 0,80 d2 0,01 0,00 0,02 0,09 0,11 0,09 0,01 0,20
Проанализируем изменение основных показателей под влияниемизменений показателей по факторинговым клиентам и прочим клиентам, используяаддитивную факторную модель.
1. Средняя выручказа апрель-ноябрь изменилась по сравнению с январем –мартом на на 2241553 рублейили на 39,5%, в том числе:
-увеличилась на 4,77% за счёт роста выручки по факторинговымклиентам;
-увеличилась на 34,73% за счёт роста выручки по прочимклиентам.
Таким образом, финансовые ресурсы от факторинга былинаправлены на привлечение новых клиентов.
2. Средняядебиторская задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%, в томчисле:
— уменьшилась на 38,73% за счёт сокращения среднейдебиторской задолженности по факторинговым клиентам на 60%;
-увеличилась на 14,57% за счёт увеличения средней дебиторскойзадолженности по прочим клиентам.
Как мы видим, по клиентам, переданным на факторинговоеобслуживание (ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс»)средняя дебиторская задолженность не исчезла полностью, а сократилась на 60%.Это связано с тем, что, во-первых, финансирование по факторингу происходит лишьв размере 90% от суммы поставки и только в рамках лимита финансированияклиента. Дебиторская задолженность при этом может быть больше.
Зависимость общего коэффициента оборачиваемости дебиторскойзадолженности от коэффициентов оборачиваемости клиентов, переданных на факторинговоеобслуживание, и прочих клиентов выражается формулой:
Кодз=d1 х Кодзф+d2 х Кодзпр, (6) где
d1=доля средней дебиторской задолженности по факторинговымклиентам в общей дебиторской задолженности;
d2=доля средней дебиторской задолженности по прочим клиентам вобщей дебиторской задолженности;
Кодзф – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженностипо факторинговым клиентам, раз;
Кодзпр – коэффициент оборачиваемости дебиторскойзадолженности по прочим клиентам, раз.
Добавим соответствующие строки в расчётную Таблицу 2.10 и проведёмфакторный анализ изменения средней оборачиваемости в апреле-ноябре по сравнениюс январём-мартом за счёт изменения показателей d1 х Кодзф и d2 хКодзпр.
3. Средняяоборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,9%, в том числе:
-увеличилась на 37,47% за счётизменения показателя d1 хКодзф:
∆Кодзd1 хКодзф =∆( d1 х Кодзф)/Кодз0
∆Кодзd1 хКодзф =(0,8 х 1,25-0,99 х 0,73)/0,74=(1-0,7227)/0,74=0,3747
-увеличилась на 46,53% за счёт изменения показателя d2 х Кодзпр:
∆Кодзd2 х Кодзпр=∆(d2 х Кодзпр)/ Кодз0
∆ Кодзd2 хКодзпр =(0,2 х 1,79-0,01 х 2,23)/0,74=(0,358-0,0223)/0,74=0,4653
В свою очередь, показатель d2 х Кодзпр увеличился на 0,3440 или на 1930,96% в том числе:
-увеличился на 2439% за счёт изменения d2;
-уменьшился на 508% за счёт изменения Кодзпр.
Таким образом, средняя оборачиваемость изменилась в большейстепени за счёт увеличения доли прочих клиентов в структуре дебиторскойзадолженности.
4. Показательдлительности одного оборота дебиторской задолженности обратно пропорционаленоборачиваемости.
По факторинговым клиентам удалосьсократить период оборота на 25,77 дней, а по прочим клиентам он увеличился на8,48 дней. Для более эффективного управления следует сокращать период обращенияи по прочим клиентам путём ведения кредитной политики или передачи их нафакторинговое обслуживание.
Помимо динамики и показателей оборачиваемости дебиторскойзадолженности целесообразно рассмотреть её структуру.
Безнадёжных долгов в составе дебиторской задолженности нет.
В 2007 году в числе действующих клиентов компании было 8контрагентов: ООО «Автомасла и оборудование», ООО «Межтрансавто», МСС, ООО «СтройДевелопмент», ЗАО «Пальмира», ООО «Темп СК», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Фортуна».С января 2008 у ООО «Ратис» появилось 28 новых контрагентов. Т.е. за 2008 год приростклиентской базы составил 350%. Отчасти это связано и с применением факторинга,т.к. организация направляла полученные ресурсы на финансирование отгрузок поновым клиентам. Рост средней дебиторской задолженности по прочим клиентамсоставил 1924% в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом и должен статьобъектом управления и оптимизации. Следует рассмотреть возможность переводановых клиентов на факторинговое обслуживание.
 
2.3 Анализвлияния факторинга на финансовые показатели деятельности предприятия
 
По данным бухгалтерской отчётности составим таблицу 2.11. Дляобеспечения сопоставимости данных выручку и прибыль возьмём не накопленнымитогом, а за квартал:
Таблица 2.11 Динамика основных финансовых показателей ООО «Ратис»за 2008 годПоказатель 01.01.2008 01.04.2008 01.07.2008 01.10.2008 изменение по сравнению с 01.04.2008, в % валюта баланса 6026 9555 8335 7610 20,3558346 Выручка 9709 16980 16485 17437 2,691401649 валовая прибыль 1070 1601 2030 2484 55,15302936 чистая прибыль 612 574 318 272 -52,6132404
Таким образом, с апреля 2008 по октябрь 2008 (т.е. за периодиспользования факторинга) валюта баланса уменьшилась на 20,35% за счётуменьшения суммы дебиторской задолженности на 52,8% благодаря эффективному управлениюею. Следует отметить, что несмотря на общее уменьшение валюты баланса,значительно увеличились внеоборотные активы, увеличилась доля запасов иденежных средств в структуре оборотных активов. Однако уменьшение валютыбаланса говорит о частичном изъятии финансовых ресурсов из оборота предприятия.
Увеличение выручки в 3-м квартале относительно второго ипервого- незначительно (3%), однако увеличение валовой прибыли составило 55%,что говорит о повышении рентабельности продаж и эффективности сделок. Рентабельностьпродаж за 3 квартал составила 14,24%, а за первый квартал -9,4%. Таким образом,она увеличилась на 51%. При этом, рост условно-постоянных расходов замедляеттемп роста чистой прибыли.
Средняя рентабельность продаж с 01.01.2008 по 01.10.2008 составила11,75%. Сумма финансирования по факторингу за тот же период по статистике банкасоставила 20061238 рублей. Полученные ресурсы были направлены на закупку товараи увеличение отгрузок. Таким образом, за счёт вложения средств предприятиюудалось получить с 01.04.2008 по 01.10.2008 20061238/0,8825=22732281 рубнетто-выручки по отгрузке, что составило 44,65% нетто-выручки по отгрузке за 9месяцев 2008 года. Валовая прибыль от использования финансовых ресурсовсоставила:22732281-20061238=2671043 рубля или 43,65% валовой прибыли засоответствующий период.
Для оценки эффективности факторинга как инструментафинансирования целесообразно сопоставить сумму дополнительной выручки с затратамипо использованию факторинга. Рассчитаем затраты по факторингу в абсолютномвыражении с 01.04.2008 по 01.10.2008. Средневзвешенная оборачиваемостьсоставила 39,6 дней, количество финансируемых поставок – 68, средний объёмфинансирования – 89%, средняя сумма поставки – 341835 рублей. Согласнотарифному плану на факторинговое обслуживание сумма комиссий за соответствующийпериод составила:
Зф=50 х 68 + (0,103% + 0,413%) х 341835 х 68 + 0,041% х 40 х 341835х 68 х 0,89=3400 + 119943,06 + 339280,8=462623,86 рублей.
Эф=2671043/462623,86=5,77.
Таким образом, каждый рубль затрат по факторингу принёсорганизации 5,77 рублей валового дохода. Данный показатель эффективностицелесообразно сравнить с аналогичными показателями по альтернативным формамфинансирования.
Как было отмечено ранее, применение факторинга целесообразно,когда у предприятия есть возможность использовать финансовые ресурсы срентабельностью выше, чем ставка затрат по факторингу и когда потери отинфляции могут превысить расходы по факторингу. Рассчитаем финансовый результаткаждой поставки с учётом использования факторинга и без него. Исходные данные:сумма поставки 100000 рублей, отсрочка 30 календарных дней, инфляция- 1% вмесяц (12% в год), средний процент за финансирование по факторингу 20,06%годовых или 1,67% в месяц, средняя рентабельность продаж — 11,75%, отношениеваловой прибыли к себестоимости – 13,6%, размер финансирования — 89%.

Таблица 2.12 Расчёт финансового результата с учётомиспользования факторинга и без него.Показатель без факторинга с факторингом индекс цен 1,01 1,01 Коэффициент дисконтирования 0,99 0,99 потери от инфляции 100000*0,01=1000  (11000-1671,67)*0,01=93,28 оплата процентов 1671,67 финансовый результат от сделки через 30 дней без учета доп дохода от факторинга 11632,5 9985,05 дополнительный доход 89000*0,136=12104 итого финансовый результат 11632,5 12104+9985,05=22089,05
Согласно Таблице 2.12 дополнительный доход по факторингу(12104) превышает сумму процентов (1671,67). Применение факторинга было бы неэффективным, если рентабельность продаж ООО «Ратис» составляла менее 1,8%. Ежемесячнаяставка по факторингу (1,67%) превышает ставку инфляции (1%) и если бы компанияне получала дополнительный доход за счёт финансирования по факторингу, егоиспользование было бы не целесообразно. Таким образом, применение факторинга напредприятии ООО «Ратис» является эффективным и экономически обоснованным.

Заключение
Процессисследования факторинга в системе управления дебиторской задолженности былосуществлён по следующим этапам:
1. Изучение теоретических вопросов применения факторинга.
2. Анализ эффективности использования факторинга на примерепредприятия ООО «Ратис».
По итогам проведённого исследования сформулированы следующиевыводы:
· Факторингявляется новым и перспективным инструментом управления дебиторскойзадолженностью в условиях дефицита финансовых ресурсов на предприятии.
· У факторинга естьсвои преимущества и недостатки, объективные ограничения использования, которыенеобходимо учитывать при выборе этого финансового инструмента. Средние затратыпо факторингу, как правило, превышают затраты по привлечению банковскогокредита. Эффективность его использования определяется финансами конкретногохозяйствующего субъекта, его стратегическими целями и задачами.
· Факторинг имеетограниченное применение в качестве инструмента роста продаж: размерфинансирования по факторингу «привязан» к дебиторской задолженности иосуществлённым отгрузкам.
· На основе анализаприменения факторинга в ООО «Гросс парк» удалось доказать его практическуюэффективность. Основными «достижениями» факторинга можно считать: уменьшение«иммобилизации» финансовых ресурсов; увеличение клиентской базы на 350%,ускорение средней оборачиваемости дебиторской задолженности на 83,9%;сокращение периода её оборота на 29 дней; получение более 40% от валовой выручкии прибыли за 9 месяцев 2008 года именно благодаря факторингу.

Список использованной литературы
1.      Алексеева А.И., Васильев Ю.В. «Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности» — М.: «Кнорус», 2007 г.
2.      Бланк И.А. «Финансовый менеджмент: учебныйкурс» — Киев: Издательство «Ника-Центр», 2007 г.
3.      Брунгильд С.Г. «Управление дебиторскойзадолженностью» — М.: «АСТ: Астрель», 2007 г.
4.      Гасников К.Д. «Договор финансирования подуступку денежного требования (факторинг) по праву России и Англии» — М.:«Юристъ», 2005 г.
5.      Дж.К.Ван Хорн «Основы управления финансами» — М.:«Финансы и Статистика», 2003 г.
6.      Ковалёв В.В. «Финансовый менеджмент: теория ипрактика» — «Проспект» 2007 г.
7.      Ефимова О. В. «Финансовый анализ» – М.:«Бухгалтерский учет», 2002 г.
8.      Колчина Н.В. «Финансы организаций» — М.:«Юнити», 2006 г.
9.      Лаврушин О.И. «Банковские операции» — М.:«Кнорус», 2007 г.
10.    Лефель А.О. «Факторинг как инструментфинансирования оборотных средств предприятия»: диссертация на соискание учёнойстепени кандидата экономических наук, М: МГУ, 2006 г.
11.    Новоселова Л.А., «Сделки уступки права(требования) в коммерческой практике. Факторинг» – М.: «Статус», 2004 г.
12.    Покаместов И.Е. «Эффективная организацияфакторингового бизнеса»: диссертация на соискание учёной степени кандидатаэкономических наук – М.: МЭСИ, 2007 г.
13.    Родионова Л.Н., Кондратьева Н.В. «Управлениеоборотными средствами предприятия: учебное пособие» — Уфа: УГНТУ, 2004.
14.    Савицкая Г.В. «Экономический анализ» — М.: ООО«Новое знание», 2005 г.
15.    Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент: теория ипрактика» – М: Издательство «Перспектива», 2008 г.
16.    Фомин П.А, Хохлов В.В. «Оценка эффективностииспользования финансов рыночной экономики» — М.: «Высшая школа», 2002 г.
17.    Шохин Е.И. «Финансовый менеджмент: учебноепособие» — М.: ИД ФБК-Пресс, 2002 г.
18.    Бабичев С. Н. «Схемы разные нужны…»//Журнал«Управление Компанией» №11, 2006 г.
19.    Бабичев С.Н. «Финансирование торговых операций.Реверсивный факторинг» // «Финансовый директор» №7-8, 2004 г.
20.    Вахрушина Н. «Анализ оборачиваемостидебиторской задолженности» // «Управление продажами» №2, 2006 г.
21.    Логвинов М.В. «В поисках идеального фактора» //«Компания» № 8, 2007 г.
22.    Ореховский П. «Повышение эффективностифункционирования предприятия» // «Общество и экономика» №12, 2005 г.
23.    Покаместов И.Е. «Факторинг – комплексноерешение для роста Вашего бизнеса» // «Финансовый менеджмент» №2, 2001 г.
24.    Приходько А.А. «Об истории развитияфакторинговых отношений» // «Банковское право» № 3, 2005 г.
25.    Смачило В., Дубровская Е. «Управлениедебиторской задолженностью» // Журнал «Финансовый директор» № 5, 2007г.
26.    www.glavbukh.ru.
27.    www.economy.gov.ru.
28.    www.elitarium.ru.
29.    www.factoringpro.ru.
30.    www.finansy.ru
31.    www.raexpert.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.