Реферат по предмету "Финансовые науки"


Факторный анализ прибыли от продаж и анализ порога прибыли

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Внутрифирменноепланирование и контроллинг»
на тему: «Факторный анализ прибыли отпродаж и анализ порога прибыли»

Содержание
Введение
1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Общая оценка динамики прибыли
1.2 Факторный анализ прибыли от продаж
2. Анализ порога прибыли
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Функционирование предприятия в условиях рынка зависит от егоспособности получать доход или прибыль.
Прибыль – это конечный финансовый результатдеятельности предприятия, характеризующий его эффективность. В условияхрыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулированияпроизводственной и предпринимательской деятельности. Налог на прибыльстановится одним из основных источников формирования бюджета (федерального,республиканского, местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательствапредприятия перед банком и инвесторами. Сумма прибыли определяется объемомпродаж, качеством, ассортиментом и конкурентоспособностью продукции на внутреннеми внешнем рынках, уровнем затрат и инфляционными процессами.
Прибыль до налогообложения отражает общий финансовыйрезультат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетномпериоде с учетом всех ее сторон, и важнейшей составляющей этого показателяявляется прибыль от продажи товаров. Прибыль от продаж в общем случаеизменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи,структуры продукции, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифовна энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятиявключает в себя факторный анализ прибыли от продаж продукции (работ, услуг).
Факторный анализ позволяет учесть влияние отдельныхсоставляющих факторов (как внутренних, так и внешних) на формирование итоговогопоказателя.
Факторный анализ прибыли организации проводят исходя изпорядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамикипоказателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния нафинансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) производстватоваров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширенияассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличенияприбыли и другие.
Рассмотрим на примере фирмы ООО «РИК — 100» «Отчет оприбылях и убытках» за IIполугодие 2006 года и на его основании рассмотрим общую оценку динамикиприбыли, проведем факторный анализ прибыли от продаж предприятия.
Проведем в работе анализ порога прибыли, найдем точкубезубыточности, т.е. определим при каком объеме изделий фирма достигнетпокрытия общих затрат.

1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Общая оценка динамики прибыли
 
Исходным моментом в расчетахпоказателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции.Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершениепроизводственного цикла предприятия, возврат авансированных на производствосредств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всехсредств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболеечувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия,поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативноконтролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ,услуг).
Теоретической базой экономическогоанализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая длявсех предприятий, независимо от формы собственности, единая модельхозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основаннаяна формировании прибыли (рис. 1) по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»(таблица 1). Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим вусловиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовыхрезультатов деятельности, единство процессов формирования и распределенияприбыли, единство системы налогообложения.
Таблица 1. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за II полугодие 2006 года. КОДЫ Форма №2 по ОКУД 17100002 Организация ООО «РИК – 100» по ОКПО 45000000 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 7700000000 Вид деятельности оптовая торговля по ОКДП 51000 Организационно-правовая форма/форма собственности частная по КОПФ 67 Единица измерения тыс. руб/млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕЙ 384/385 Наименование показателя
Код
стр.
За отчетный
период За аналогичный период предыдущего года 1 2 3 4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 54190 57800 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (32190) (36295) Валовая прибыль 029 22000 21505 Коммерческие расходы 030 (3466) (3547) Управленческие расходы 040 (9364) (9418) Прибыль (убыток) от продаж 050 9170 8540
II. Операционные доходы и расходы
Проценты к получению 060 200 110 Проценты к уплате 070 (50) ( ) Доходы от участия в других организациях 080 470 400 Прочие операционные доходы 090 320 220 Прочие операционные расходы 100 (300) (350)
III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы 120 510 630 Внереализационные расходы 130 (150) (200)
Прибыль (убыток) до налогообложения
(строки 050+060+070+080+090-100+120-130) 140 10170 9350 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 (2440,8) (2244) Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 7729,2 7106 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) 190 7729,2 7106

Рисунок 1 Модель хозяйственного механизма предприятия, основаннаяна формировании прибыли
Оборот – выручка от реализации (без НДС, акцизов и др.)
строка 010
54190 (—)
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
строка 020
32190
 
 
 
Валовый доход от реализации продукции (оборота)
строки 010-020
54190 – 32190 = 22000 (—)
Расходы периода
строки 030+040
3466 + 9364 =12830
 
 
Результат от финансовых и прочих операций
строки 060-070+080+090-100
200 – 50 + 470 + 320 – 300 = 640 (+)
Прибыль от реализации продукции
строка 050
9170
 
 
 
Результат от прочих внереализационных доходов и расходов
строки 120-130
510 – 150 = 360 (+)
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
Строки 050+060-070+080+090 -100+120-130
9170 + 640 + 360 = 10170
 
 
 
Налог на прибыль
строка 150
2440,8 (—)
Прибыль отчетного года (баланс. прибыль) строка 140
10170
 
 
 
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
строки 140-150
10170 – 2440,8 = 7729,2
  /> /> /> /> /> /> /> /> />
Методологической основой анализа финансовых результатовпредприятий в условиях рыночных отношений является принятая модель ихформирования и использования.
Приступая к анализу финансовых результатов, следует различатьприбыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль отчетного периода.
Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собойалгебраическую сумму прибыли (убытка) от продаж товаров (продукции, работ,услуг) и прочих доходов и расходов.
Прибыль (убыток) от продажи продукции определяется какразность между выручкой от продажи продукции и полной себестоимостью.
Прочие доходы и расходы включают в себя проценты к получению(к уплате), прочие операционные и внереализационные доходы (расходы).
Чистая прибыль (убыток) определяется как разность междусуммой прибыли (убытка) до налогообложения, уменьшенной на сумму текущегоналога на прибыль и чрезвычайных расходов и увеличенной на сумму чрезвычайныхдоходов.
Рассмотрим динамику величины и состава прибыли от всехвидов деятельности до налогообложения по данным формы № 2 «Отчет о прибылях иубытках» на примере ООО «РИК — 100» (табл. 2).
Таблица 2 Динамика финансовых результатов доналогообложенияПоказатели Предыдущий год Отчетный год
Отклонение
(+, -)
Темпы динамики, %
7
тыс. руб.
1
% к итогу
2
тыс. руб.
3
% к итогу
4
тыс. руб.
5
(гр.3 – гр.1)
по структуре
6
(гр.4 – гр.2)
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 57800 54190 — 3610 93,8
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
(переменные расходы) 36295 32190 — 4105 88,7
Валовая прибыль
(сумма маржинального дохода) 21505 22000 + 495 102,3
Коммерческие расходы
(постоянные затраты) 3547 3466 — 81 97,7
Управленческие расходы
(постоянные затраты) 9418 9364 — 54 99,4 Прибыль (убыток) от продаж 8540 91,3 9170 90,2 + 630 — 1,1 107,4
II. Операционные доходы и расходы
Проценты к получению 110 1,2 200 2,0 + 90 + 0,8 181,8 Проценты к уплате 50 0,5 + 50 + 0,5 Доходы от участия в других организациях 400 4,3 470 4,6 + 70 + 0,3 117,5 Прочие операционные доходы 220 2,4 320 3,1 + 100 + 0,7 145,5 Прочие операционные расходы 350 3,7 300 2,9 — 50 — 0,8 85,7
III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы 630 6,7 510 5,0 — 120 — 1,7 81,0 Внереализационные расходы 200 2,2 150 1,5 — 50 — 0,7 75,0 Прибыль (убыток) до налогообложения 9350 100 10170 100 + 820 108,8
Таблица 3 Расчет темпов динамики, %:Показатели Расчет темпов динамики Темпы динамики, %
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (54190 * 100) / 57800 = 93,8 93,8 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (32190 * 100) / 36295 = 88,7 88,7 Валовая прибыль (22000 * 100) / 21505 = 102,3 102,3 Коммерческие расходы (3466 * 100) / 3547 = 97,7 97,7 Управленческие расходы (9364 * 100) / 9418 = 99,4 99,4 Прибыль (убыток) от продаж (9170 * 100) / 8540 = 107,4 107,4
II. Операционные доходы и расходы
Проценты к получению (200 * 100) / 110 = 181,8 181,8 Доходы от участия в других организациях (470 * 100) / 400 = 117,5 117,5 Прочие операционные доходы (320 * 100) / 220 = 145,5 145,5 Прочие операционные расходы (300 * 100) / 350 = 85,7 85,7
III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы (510 * 100) / 630 = 81,0 81,0 Внереализационные расходы (150 * 100) / 200 = 75,0 75,0 Прибыль (убыток) до налогообложения (10170 * 100) / 9350 = 108,8 108,8
Анализ данных приведенных в табл. 1, показывает, чтопредприятие в отчетном году добилось лучших финансовых результатов по сравнениюс прошлым годом. Прирост прибыли до налогообложения по сравнению с прошлымгодом составил 820 тыс. руб., или 8,8 %.
Анализ структуры прибыли до налогообложения позволилустановить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи товаров,продукции, работ, услуг: 90,2 % в отчетном году и 91,3 % в прошлом году.Несмотря на снижение доли прибыли от основной деятельности по сравнению спрошлым годом на 1,1 пункта, ее прирост в абсолютной сумме на 630 тыс. руб.,или 7,4 % объясняется тем, что темпы снижения себестоимости продукции опередилитемпы снижения объема продаж. Выручка от продаж товаров, продукции, работ,услуг снизилась по сравнению с прошлым годом на 6,2 %, а полная себестоимостьреализации — на 8,6 %. Наиболее значительно снизилась переменная частьсебестоимости – на 11,3 %, в результате чего валовая прибыль увеличилась на 495тыс. руб., или на 2,3 %.
Расхождение в темпах снижения объема продаж исебестоимости объясняется сдвигами в структуре реализованной продукции всторону более рентабельной. Положительный результат от финансовой деятельностипозволил предприятию увеличить сумму прибыли отчетного года по сравнению спрошлым годом на 110 тыс. руб., или на 1,2 %.
От реализации основных средств и иного имущества такжеполучен положительный финансовый результат, обеспечивший прирост прибылиотчетного года на 150 тыс. руб., или на 1,6 %.
Финансовый результат от внереализационной деятельностипривел к снижению суммы прибыли отчетного года по сравнению с прошлым годом на70 тыс. руб., или на 0,7 %.

1.2 Факторный анализ прибыли отпродаж
 
Структурный анализ прибыли до налогообложения показал,что основным источником ее формирования на предприятии является прибыль отпродаж товаров, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечныйрезультат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфереобращения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции ( P) можно представить в виде:
P= NP–S – K,
где NP- выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательныхплатежей);
S — себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
K — коммерческие расходы.
Если в соответствии с учетной политикой предприятияуправленческие (общехозяйственные) расходы списываются с кредита счета 26 вдебет счета 90, то они отражаются в форме № 2 отдельной строкой. В этом случаесумма прибыли (убытка) от продаж определяется по формуле:
P= NP–S – K — Y,
где Y — управленческие расходы.
P= NP–S – K – Y = 57800 – 36295 – 3547 – 9418 = 8540
P= NP–S – K – Y = 54190 – 32190 – 3466 – 9364 = 9170
Важнейшими условиями роста прибыли от реализацииявляются увеличение объема производства, обеспечение ритмичности отгрузки продукции,снижение ее себестоимости, повышение качества и конкурентоспособности,оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная ее оплатапокупателями.
Фактически полученная в отчетном периоде прибыль можетотличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия внешних ивнутренних факторов. В связи с этим следует всесторонне изучить такие факторы иопределить степень влияния каждого из них.
Рассмотрим исходные данные для анализа прибыли отпродаж, которые представлены в табл. 3.
Таблица 4 Исходные данные для анализа прибыли отпродажПоказатели Предыдущий год (базис)
Отчетный год
(плановый) Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) 57800
NP 0 54190
NP1 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 49260
S 0 45020
S 1 Объем продаж (шт.) 68
q 0 63
q 1 Цена изделия 850
p 0 860,16
p 1 Прибыль, руб. 8540
P 0 9170
P 1 Себестоимость 1 ед. изделия 724,4
S 0/ q 0 714,6
S 1 / q 1
На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияниеизменение объема, структуры и полной себестоимости реализованной продукции, атакже ее оптовых цен.
Расчеты проводятся в следующем порядке.
1. Расчет общегоизменения прибыли от реализации продукции:
P = P 1 — P 0,
 
где P1– прибыль отчетного года (планового);
P– прибыль предыдущего периода.
P = P 1 — P 0=9170 –8540 = 630
2. Расчет влияния на прибыль изменения отпускных ценна реализованную продукцию:
Р1 =NP1— NP1,0= p1q1 — p0q1,
где NP1– объемпродаж в отчетном году в ценах отчетного года (планового):
p1– цена отчетного года;
q1 – объем продаж отчетного года;
NP1,0 — объем продаж в отчетном году в ценах базового года:
p– цена базисного года;
q1 – объем продаж отчетного года.
Р1 =NP1— NP1,0= p1q1 — p0q1= 860,16 *63 – 850 *63 = 54190 – 53550 = 640
3.Расчет влияния на прибыльизменений в объеме продукции (Р2) (собственно объемапродукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
 
P2 = Р0К1 — Р0= Р0(К1 — 1),
где Р0 — прибыльбазисного года;  К1 — коэффициент роста объема реализациипродукции;
 
К1= S1,0 / S0,
где S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах итарифах базисного периода;   S0 — себестоимость базисногогода (периода).
 

S1,0 = q 1 * (S0/ q 0)
S1,0 = q 1 * (S0/ q 0) = 63 * 724,4 = 45637,2
К1= S1,0 / S0= 45637,2/ 49260 = 0,9264
P2 = Р0* К1 — Р0= Р0* (К1 — 1) = 8540 * (0,9264 – 1) = — 628,5
4. Расчет влияния на прибыльизменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (Р3):
 
Р3 = Р0* (К2 — К1),
где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
 
К2 = NP 1,0 / NP0,
где NP 1,0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
NP 0 — реализация в базисном периоде.
К2 = NP 1,0 / NP0 = 53550 /57800
Р3 = Р0* (К2 — К1) = 8540 * (0,9265 – 0,9264) = 0,854
5. Расчет влияния на прибыль экономииот снижения по себестоимости продукции (Р4):
 
Р4= S1,0 — S1,
где S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах итарифах базисного периода;   S1 — фактическая себестоимостьреализованной продукции отчетного периода.
 
Р4= S1,0 — S1= 45637,2– 45020 = 617,2

6. Сложив величины изменения прибыли под влияниемкаждого из факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов наприбыль от продаж:
 
Р = Р1 — Р0= Р1 + Р2 + Р3+ Р4 ,
где Р — общее изменениеприбыли.
Р = Р1 — Р0= Р1 + Р2 + Р3+ Р4 = 640 + (- 628,5) + 0,854 + 617,2 = 630
Данные о влиянии факторов на изменение прибыли отреализации товаров, продукции, работ, услуг в отчетном году по сравнению спредыдущим годом обобщены в табл. 4.
Таблица 5 Обобщение результатов факторного анализа прибыли
Факторы, вызывающие изменение прибыли
в текущем периоде Сумма, руб. Изменение цен 640 Объемом продаж — 628,5 Изменение структуры продаж 0,854 Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые товары 617,2 Итого
630
 
По итогам расчетов видно, что величина прибылинаходится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию итарифов на работы и услуги. В нашем примере в результате изменения цен итарифов прибыль увеличилась на 640 тыс. руб.
В нашем примере из расчетов видно, что коэффициентизменения объема реализации в сопоставимых оптовых ценах по сравнению с прошлымгодом составил 0,9265, а в оценке по полной себестоимости предыдущего года –0,9264.
Влияние изменения объема реализации на сумму прибылипри оценке реализации продукции по полной себестоимости составил -628,5 руб.
Таким образом, за счет падения объема реализации вотчетном году по сравнению с прошлым годом в оценке по полной себестоимости на0,07 (1 – 0,9264) пункта прибыль от реализации продукции уменьшилась на 628,5 руб.
Существенное влияние на сумму прибыли может оказатьизменение полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг. Междууровнем себестоимости и размером прибыли наблюдается обратная зависимость:снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Этосвязано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостьюреализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полнойсебестоимостью.
В нашем примере объем реализации по полнойсебестоимости отчетного года составил 45020 руб., а по полной себестоимостипредыдущего года – 45637,2 руб., т.е получена экономия в сумме 617,2 руб.Следовательно, прибыль увеличилась на 617,2 руб.Обобщив результаты факторного анализаприбыли в таблице, сразу стало видно, что фактический прирост прибыли посравнению с прошлым годом в размере 630 руб. образовался благодаря снижениюполной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг (617,2 руб.),повышению оптовых (отпускных) цен (640 руб.) при одновременном уменьшенииприбыли за счет снижения объема реализации (628,5 руб.).

2. Анализ порога прибыли
Анализ порога прибыли – это анализ поведения затрат, воснове которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж(дохода), и прибыли.[1] Основойанализа является классификация затрат по их отношению к объему производства напеременные и постоянные.
Переменные затраты меняются прямо пропорционально изменениюобъема производства и сбыта продукции (затраты на сырье, материалы,электроэнергию на производственные нужды, заработную плату производственныхрабочих). Эти расходы легко поддаются стандартизации и нормированию.
Постоянные затраты не зависят от изменения объемапроизводства и сбыта продукции, а обуславливаются организационными условиями ипродолжительностью отчетного периода, по окончании которого определяютсяфинансовые результаты. Постоянные затраты включают амортизационные отчисления,оклады, которые нельзя отнести непосредственно к конкретным видам продукции,налоги, взносы, пошлины и другие общехозяйственные затраты.
Себестоимость продукции учитывается и планируется только вчасти переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностьюсписываются за счет маржинального дохода отчетного периода, т.е. относятся наего уменьшение. Маржинальный доход (маржа) представляет собой разницу междувыручкой от продаж и переменной себестоимостью и предназначен для возмещенияпостоянных затрат и получения прибыли. Фактически прибыль вместе с постояннымизатратами понимается как маржинальный доход предприятия.
Зависимость между себестоимостью, объемом и прибыльюиспользуется для определения порога прибыли, или точки критического объемапродукции, который необходимо произвести и сбыть, чтобы покрыть переменные ипостоянные затраты за соответствующий период.
Порог прибыли (точка безубыточности) – это показатель,характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации отреализации продукции равна всем его совокупным затратам, т.е. этот объемпродаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.[2]Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то онатерпит убытки, если – больше – получает прибыль.
Для вычисления порога прибыли используются три метода:графический, уравнений и маржинального дохода.
Для расчета порога прибыли (точки безубыточности) рассмотримисходные данные:
· Предприятиепланирует реализовать на рынке 63 шт. изделий (q).
· Затраты (З) навыпуск одного набора составят 714,6 руб., на весь выпуск – 45020 руб.
· Переменныерасходы (ПР) на выпуск одного набора составят 511 руб., а на весь выпуск –32190 руб.
· Постоянныезатраты (ПЗ) для всего выпуска составят 12830 руб.
· Отпускная цена(Ц) планируется в размере 860,16 руб., выручка от продаж (В) – 54190 руб.
Рассмотрим метод уравнений.
Определим при каком объеме изделий (q 1) фирма достигнет покрытия общих затрат (З).
В соответствии с формулой:
 
(Ц — ПР) * q= ПЗ

(860,16 — 511) * q 1 =12830
349,16 * q 1 = 12830
q 1 = 36,745 = 37
Таким образом, предприятие достигает точки безубыточности приобъеме сбыта 37 изделий, т.е при этом объеме продаж фирма не имеет ни прибыли, ниубытка.
Критический объем реализации при этом равен:Ц * ПЗ = ПП
860,16 * 36,74 = 31601 руб. – порог прибыли.
В точке безубыточности (порог прибыли) объем продаж равенсовокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.
Для определения цены продукции при безубыточной реализацииможно воспользоваться следующей формулой:Ценабезубыточности = Порог прибыли / Объем продаж в натуральном выражении
Цена безубыточности = 34852 / 68 = 512,5
Цена безубыточности = 31601 / 63 = 501,6
Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установитьнеобходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величиныприбыли при установленном объеме продаж.
Рассмотрим метод маржинального дохода.
При анализе финансовых результатов следует установить порогприбыли по всему объему реализуемой продукции в связи с необходимостьюопределения запаса финансовой устойчивости предприятия.
Порог прибыли (ПП) определяется как отношение суммыпостоянных затрат (ПЗ) в себестоимости продукции к доле маржинального дохода(МД) в выручке от реализации (NP):
ПП = ПЗ / (МД / NP)
ПП = ПЗ / (МД / NP) = 12965 / (21505 / 57800) = 34852
ПП = ПЗ / (МД / NP) = 12830 / (22000 / 54190) = 31601
Запас финансовой устойчивости показывает, на сколько можноснизить объемы продаж товара, прежде чем будет достигнута точка безубыточности.Запас финансовой устойчивости организации показывает, в каких пределах можноуменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным.
Запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме (ЗФУ)определяется как разность между суммой выручки от реализации и безубыточнымобъемом продаж (порогом прибыли):
ЗФУ = NP— ПП
ЗФУ = NP– ПП = 57800 – 34852 = 22948
ЗФУ = NP– ПП = 57190 – 31601 = 22589
Запас финансовой устойчивости – это величина, показывающаяпревышение фактического объема продаж над пороговым объемом продаж,обеспечивающим безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущимобъемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объемупродаж, выраженное в процентах.[3]
Чем выше запас финансовой устойчивости, тем это лучше дляорганизации.
Запас финансовой устойчивости в процентах вычисляется по формуле:
ЗФУ = [(NP– ПП) / NP] * 100
ЗФУ = [(NP– ПП) / NP] * 100 = (57800 – 34852) / 57800) *100 =39,7
ЗФУ = [(NP– ПП) / NP] * 100 = (54190 – 31601) / 54190) * 100 = 41,7
Доля маржинального дохода в выручке от реализации в процентахвычисляется по формуле:
(МД / NP) * 100
(МД / NP) * 100 = (21505 / 57800) * 100 = 37,2
(МД / NP) * 100 = (22000 / 54190) * 100 = 40,6
Расчет порога прибыли и запасафинансовой устойчивости по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»представлен в табл. 5.
Таблица 6 Расчет порога прибыли и запаса финансовойустойчивостиПоказатели Предыдущий год Отчетный год Отклонение (+, -) 1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб. 57800 54190 — 3610 2. Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. 49260 45020 — 4240 3. Сумма переменных расходов, руб. 36295 32190 — 4240 4. Сумма постоянных затрат, руб. 12965 12830 — 135
5. Сумма маржинального дохода, руб.
(п.1 – п.3) 21505 22000 + 495
6. Доля маржинального дохода в выручке от реализации, %
(п.5 / п.1) * 100 37,2 40,6 + 3,4 7. Порог прибыли, руб. 34852 31601 — 3251
8. Запас финансовой устойчивости, руб.
((п.1 – п.7) / п.1) * 100 22 948 22589 — 359
9. Процент к выручке от реализации
((п.5 / п.1) * 100) 39,7 41,7 + 2,0
Как можно видеть из табл. 6, в предыдущем году порог прибылисоставил 34852 руб., чтобы покрыть все затраты. Фактическая же выручка впрошлом году составила 57800 руб., при этом запас финансовой устойчивости –22948 руб. или 39,7 %.
В отчетном году запас финансовой устойчивости вабсолютной сумме снизился на 359 руб., что связано со снижением объема продаж.Вместе с тем относительная величина
Запаса финансовой устойчивости возросла на 2 пункта в связи сувеличением суммы и доли маржинального дохода в результате снижениясебестоимости продукции.
Значение маржинального запаса прочности 41,7 % показывает,что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшениеконкурентоспособности) выручка организации сократится менее чем на 41,7 %, тофирма будет получать прибыль, если более чем на 41,7 % окажется в убытке.
Предприятию необходимо постоянно следить за запасомфинансовой устойчивости и величиной порога прибыли, ниже которого не должнаснижаться выручка от реализации продукции.
Рассмотрим графический методопределения порога прибыли.
На основании выше приведенных данных строится графикдля определения точки безубыточности, из которого видно, что разность междувыручкой от продаж и переменными расходами (или сумма постоянных затрат иприбыли (P)) представляет собой маржинальныйдоход предприятия (МД).
График позволяет определить точку, в которой величиназатрат на производство и сбыт продукции равна выручке от продаж. Это точкабезубыточности, при которой предприятие покрывает все свой расходы или получаетзаданную минимальную прибыль (порог прибыли). В левой области от точкибезубыточности предприятие находится в зоне убытков, в правой – в зоне прибыли.
Выручка от продаж
/>

/>Объем продукции, шт.
Изображенная на рисунке точка безубыточности (порогаприбыли) – это точка пересечения графиков валового объема продаж и совокупныхзатрат. В точке безубыточности объем продаж равен совокупным затратам, при этомприбыль равна нулю. Объем продаж в точке безубыточности называется порогом прибыли.Если предприятие продает продукции меньше порога прибыли, то она терпит убытки,если больше – получает прибыль.
Судя по графику, критический объем производстваизделий составляет 37 штук, т.е предприятие достигает порога прибыли при объемесбыта 37 шт. изделий. Таким образом, зона убытков занимает около одной второй(37 / 63 * 100 = 58%) максимального объема продаж. Эти данные – ориентиризготовите для определения оптимальной краткосрочной производственной программыи формирования портфеля заказов.

Заключение
 
В нашей работе мы рассмотрели общую оценку динамикиприбыли. Анализ данных фирмы ООО «РИК – 100» показывает, что предприятие вотчетном году добилось лучших финансовых результатов по сравнению с прошлымгодом. Прирост прибыли до налогообложения по сравнению с прошлым годом составил820 тыс. руб.
Анализ структуры прибыли до налогообложения позволилустановить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи товаров,продукции, работ, услуг. Несмотря на снижение доли прибыли от основной деятельностипо сравнению с прошлым годом, ее прирост в абсолютной сумме на 630 тыс. руб.объясняется тем, что темпы снижения себестоимости продукции опередили темпыснижения объема продаж. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услугснизилась по сравнению с прошлым годом и полная себестоимость реализацииснизилась. Наиболее значительно снизилась переменная часть себестоимости, врезультате чего валовая прибыль увеличилась на 495 тыс. руб.
Расхождение в темпах снижения объема продаж исебестоимости объясняется сдвигами в структуре реализованной продукции всторону более рентабельной. Положительный результат от финансовой деятельностипозволил предприятию увеличить сумму прибыли отчетного года по сравнению спрошлым годом на 110 тыс. руб. От реализации основных средств и иного имуществатакже получен положительный финансовый результат, обеспечивший прирост прибылиотчетного года на 150 тыс. руб. Финансовый результат от внереализационнойдеятельности привел к снижению суммы прибыли отчетного года по сравнению спрошлым годом на 70 тыс. руб. По итогам расчетов видно, что величина прибылинаходится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию итарифов на работы и услуги. В нашем примере в результате изменения цен итарифов прибыль увеличилась на 640 тыс. руб.
Из расчетов факторного анализа прибыли от продажвидно, что влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценкереализации продукции по полной себестоимости составил -628,5 руб. Такимобразом, за счет падения объема реализации в отчетном году по сравнению спрошлым годом в оценке по полной себестоимости на 0,07 (1 – 0,9264) пунктаприбыль от реализации продукции уменьшилась на 628,5 руб.
Существенное влияние на сумму прибыли может оказатьизменение полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг. Междууровнем себестоимости и размером прибыли наблюдается обратная зависимость:снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Этосвязано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостьюреализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полнойсебестоимостью. В нашем примере объем реализации по полной себестоимостиотчетного года составил 45020 руб., а по полной себестоимости предыдущего года– 45637,2 руб., т.е получена экономия в сумме 617,2 руб. Следовательно, прибыльувеличилась на 617,2 руб.Обобщив результаты факторного анализаприбыли мы увидели, что фактический прирост прибыли по сравнению с прошлымгодом в размере 630 руб. образовался благодаря снижению полной себестоимостиреализации товаров, продукции, работ, услуг (617,2 руб.), повышению оптовых(отпускных) цен (640 руб.) при одновременном уменьшении прибыли за счетснижения объема реализации (628,5 руб.).
Проведя анализ порога прибыли видно, что предприятиедостигает порога прибыли при объеме сбыта 37 изделий, т.е при этом объемепродаж фирма не имеет ни прибыли, ни убытка. Критический объем реализации приэтом равен 31601 (860,16 * 36,74) руб. – порог прибыли. В точке безубыточности(порог прибыли) объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равнанулю.
Определили цену продукции при безубыточной реализации,которая равна 501,6 руб. Зная формулу цены безубыточности, всегда можноустановить необходимую цену продажи единицы товара для получения определеннойвеличины прибыли при установленном объеме продаж.
Из маржинального анализа порога прибыли видно, что впредыдущем году порог прибыли составил 34852 руб., чтобы покрыть все затраты.Фактическая же выручка в прошлом году составила 57800 руб., при этом запасфинансовой устойчивости – 22948 руб. или 39,7 %.
В отчетном году запас финансовой устойчивости вабсолютной сумме снизился на 359 руб., что связано со снижением объема продаж.Вместе с тем относительная величина
запаса финансовой устойчивости возросла на 2 пункта в связи сувеличением суммы и доли маржинального дохода в результате снижениясебестоимости продукции.
Значение маржинального запаса прочности 41,7 % показывает,что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшениеконкурентоспособности) выручка организации сократится менее чем на 41,7 %, тофирма будет получать прибыль, если более чем на 41,7 % окажется в убытке.
Предприятию необходимо постоянно следить за запасомфинансовой устойчивости и величиной порога прибыли, ниже которого не должнаснижаться выручка от реализации продукции.

Список использованной литературы
прибыль финансовый продажа
1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник. – М.: Омега-Л,2003.
2. Ковалев К. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций.Анализ отчетности. -М.:1995.
3. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/ А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – М.: КНОРУС,2007.
4. Курс экономики подред. Райзберга Б.А. – М., Инфра-М, 1999.
5. Курс лекций подисциплине «Финансовый менеджмент»
6. Лысенко Д.В.Экономический анализ: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
7. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М., Инфра-М, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.