Совершенствование управленияинвестиционными процессами органами местного самоуправления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Инвестиционная деятельность в пространстве муниципального образования
1.1 Понятие,виды и источники инвестиций муниципального образования
1.2Инвестиционная система муниципального образования
1.3Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора
Глава 2. инвестиционный процесс1
2.1 Особенности управленияинвестиционными процессами органами МСУ
2.2. Методы и принципы управленияинвестиционными процессами органами МСУ
2.3 Факторы, влияющие на инвестиционныепроцессы в пространстве муниципального образования
Глава 3. Муниципальная инвестиционная политика
3.1 Методикапривлечения инвестиций в экономику муниципального образования
3.2Инвестиции в социальную сферу муниципального образования
3.3 Проблемы управления инвестиционнымипроцессами на территории муниципального образования
Глава 4.Совершенствование управления инвестиционными процессами органами МСУ
4.1 Методика оценки уровня управляемостиинвестиционными процессами органами местного самоуправления
4.2 Алгоритм выбора решений посовершенствованию управления инвестиционными процессами на территориимуниципального образования
4.3 Оценка эффективностисовершенствования управления инвестиционными процессами как элементорганизационно-экономического механизма управления инвестиционными процессамина территории муниципального образования
4.4Механизмы совершенствования инвестиционно-финансовой деятельностимуниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях интенсивнойглобализации, формирования рынка, усиливающейся конкуренции, переноса центратяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровняна региональный происходит реструктуризация и реорганизация экономики регионов.Одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти иместного самоуправления РФ на современном этапе, заключается в созданиинеобходимых условий для интенсификации экономического роста, повышении качестважизни населения страны. На местном уровне это выражается в обеспечениикомплексного социально-экономического развития каждого поселения, чтонеразрывно связано с эффективным управлением инвестиционными процессамиорганами местного самоуправления на подведомственной территории.
Несмотря на наличиеположительных тенденций на инвестиционном рынке России в последние годы, многиепринципиально важные для бизнес- сообщества вопросы до сих пор не решены. Дефицитинвестиционных ресурсов на протяжении последних пятнадцати лет остается однойиз главных проблемой российской экономики. Объем инвестиций в настоящее времясоставил всего 15% к уровню 1990 г. при потребности в 75%. Многие экономическиеи социальные беды России связаны с этим.
Попытки правительстваактивизировать инвестиции до сих пор не дали значительных результатов. Федеральныйзакон от 16.09.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» среди полномочий органов местного самоуправления порешению вопросов местного значения выделяет необходимость принятия иорганизации выполнения планов и программ комплексного социально-экономическогоразвития муниципального образования. Вступление в силу данного закона привело кзначительному увеличению полномочий муниципальных образований, росту их ответственностиперед местным населением. Однако лишь немногие муниципальные образования внастоящее время оказались в состоянии выполнять в полном объеме возложенные наних функции. Одной из основных причин сложившейся ситуации явилось то, чтобольшинство муниципальных образований не обладает достаточнойфинансово-экономической базой, отсутствуют методика самостоятельной постановкицелей и задач управления инвестициями, а существующие методы управленияинвестициями не в полной мере ориентированы на комплексноесоциально-экономического развитие муниципального образования.
В этих условияхважнейшее значение для осуществления устойчивого социально-экономическогоразвития муниципальных образований имеет совершенствование инвестиционногопроцесса. Именно в связи с нерешенностью многих проблем организацииинвестиционного процесса в России, эта тема до сих пор остается актуальной
Объектомисследования выступает экономика муниципальныхобразований, выступающая как часть региональной экономики.
Предметисследования – отношения, зависимости, тенденции,возникающие при управлении инвестиционными процессами в пространствемуниципального образования.
Цель работысостоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционныхпроцессов в границах муниципальных образований и выработке рекомендаций посовершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционнымипроцессами.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:
· раскрытьсодержание понятия инвестиции, виды инвестиций, инвестиционная система,инвестиционный процесс, управление инвестиционными процессами органами местногосамоуправления;
· углубитьтеоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальныхобразованиях,
· датьхарактеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования ипоказать его влияние на инвестиционную деятельность;
· оценитьсостояние управления инвестиционными процессами органами местногосамоуправления;
· взаключении предложить рекомендации по совершенствованию механизма управленияинвестиционными процессами органами местного самоуправления.
Глава1.Инвестиционная деятельность впространстве муниципального образования
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципальногообразования
Отсутствие единого подхода к понятию и сущности инвестиций,инвестиционной деятельности, осуществляемой в том числе и государством, а такжемер государственного регулирования инвестиционной деятельности влечетнеопределенность статуса инвестора, системы мер государственной поддержки итребований законодательства к осуществлению инвестирования.
Инвестиции — долгосрочные вложения частного илигосударственного капитала в различные отрасли муниципальной экономики с цельюполучения прибыли[1].
Под инвестициями в широком смысле необходимо пониматьденежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства,юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий,расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих,приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов сцелью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта.
По объектам вложения инвестиции принято делить на портфельныеи реальные.
Портфельные (финансовые) инвестиции — вложения в акции,облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлениипортфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды- доход на ценные бумаги.
Реальные инвестиции — вложения в создание новых,реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этомслучае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свойпроизводственный капитал — основные производственные фонды и необходимые для ихфункционирования оборотные средства.
В настоящей работе рассматриваются преимущественно реальныеинвестиции как основа развития экономики муниципального образования.
В зависимости от периода инвестирования выделяют долгосрочные(в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальныеактивы) и краткосрочные инвестиции (в оборотные средства: товарно-материальныезапасы, ценные бумаги и т. д.).
По формам собственности различают совместные, иностранные,государственные, муниципальные и частные инвестиции.
Кроме того, по характеру участия различают непрямые(предполагается наличие посредника) и прямые инвестиции (прямое вложениесредств в материальный объект).
Инвестиции — более широкое понятие, чем капитальные вложения.Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в томчисле затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническоеперевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования,инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В состав капитальных вложений входят затраты настроительно-монтажные работы при возведении зданий и сооружений; приобретение,монтаж и наладку машин и оборудования; затраты на проектно-изыскательскиеработы; затраты на содержание дирекций строящегося предприятия; затраты наподготовку и переподготовку кадров; затраты по отводу земельных участков ипереселению в связи со строительством и др.
Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений,подразделяют на следующие виды[2]:
-инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенногофизически и (или) морально;
-инвестиции на модернизацию оборудования. Их целью являетсяпрежде всего сокращение издержек производства или улучшение качества выпускаемойпродукции;
-инвестиции в расширение производства. Задачей такогоинвестирования является увеличение возможностей выпуска товаров для ранеесформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств, при расширенииспроса на продукцию или переход на выпуск новых видов продукции;
-инвестиции на диверсификацию, связанные с изменениемноменклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новыхрынков сбыта;
— стратегические инвестиции, направленные на внедрениедостижений научно-технического прогресса, повышение степениконкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков. Посредствомстратегических инвестиций реализуются структурные изменения в экономике,развиваются ключевые импортозамещающие производства или конкурентоспособныеэкспортно-ориентированные отрасли.
К муниципальным инвестициям относятся:
— Средства, выделенные из местного бюджета на развитиемуниципального хозяйства, строительство, реконструкцию, приобретениеоборудования для объектов здравоохранения, образования, культуры, физическойкультуры и спорта, социальной защиты населения.
— Привлеченные средства населения для осуществленияконкретных инвестиционных программ и мероприятий, в том числе средства,привлеченные путем муниципального займа с выпуском муниципальных облигаций.
— Средства, привлеченные в результате концентрации денежныхсредств предприятий (организаций), в том числе коммерческих банков, дляреализации строительных, технических и других проектов.
Управление инвестициями из средств местного бюджета, а такжепривлеченными средствами юридических и физических лиц осуществляется главой[3].
1.2 Инвестиционная система муниципального образования
Инвестиционная система муниципального образованияпредставляет собой сложную совокупность участников инвестиционных процессов,которые взаимосвязаны и совместно функционируют на территории муниципальногообразования для достижения необходимых социально-экономических результатов[4].Основными участниками инвестиционного процесса на местном уровне являются:инвесторы, местные органы власти и управления, потребители инвестиций.
В инвестиционной системе муниципального образования можновыделить следующие основные подсистемы: субъекты и объекты инвестирования,инвестиционные ресурсы, инвестиционные процессы, процедуры, организационныеструктуры, обеспечивающие приток инвестиций.
Функционирование инвестиционной системы муниципальногообразования зависит от внешней среды – совокупности объектов, оказывающихвлияние на инвестиционную систему и, в свою очередь, испытывающих такжеопосредованно ее воздействие. Внешняя среда является фактором, которыйопределяет направление развития инвестиционной системы и объем поступающих внее инвестиционных ресурсов.
Основными компонентами внешней среды инвестиционной системыявляются экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, атакже экологическая подсистемы муниципального образования. Так, политическаяподсистема воздействует на инвестиционные процессы на территории путем созданияусловий инвестиционной деятельности, формирования у инвесторов уверенности взавтрашнем дне; технологическая подсистема обеспечивает внедрение нововведений,повышающих эффективность инвестиций; правовая подсистема формирует нормативноправовую базу регулирования инвестиционной сферы и т. д.
Элементы и связи инвестиционной системы муниципальногообразования составляют ее структуру, под которой в теории систем понимаетсяобобщающая характеристика специфических системных свойств, фиксирующей вабстрактной форме элементы, отношения, связи системы, их упорядоченность иорганизацию. Основными составляющими структуры инвестиционной системы муниципальногообразования являются: управляющая и управляемая подсистемы, связи с внешнейсредой, вход и выход системы. Структура инвестиционной системы муниципальногообразования, а также взаимодействие инвестиционной системы с внешней средойближайшего воздействия представлены на рис.1 «Структура инвестиционной системымуниципального образования» (Приложение 1) [5].
На вход инвестиционной системы муниципального образованияпоступают инвестиционные ресурсы, под которыми понимаются ценности,вкладываемые в те или иные проекты с целью прироста богатства в том или иномвиде, начиная от материально-вещественного и заканчивая денежным.
Управляющая подсистема (субъект управления) инвестиционнойсистемы муниципального образования представляет собой совокупность органовуправления, которые обеспечивают посредством управленческих воздействий науправляемую подсистему (объект управления) достижение целей инвестиционнойсистемы.
Управляющая подсистема инвестиционной системы состоит из двухуровней. Ее вышестоящий уровень представлен подразделениями, должностнымилицами в составе органов местного самоуправления, а также государственныхорганов власти и управления, обеспечивающих в муниципальном образованииреализацию инвестиционной политики. Главной функцией данного уровня управленияявляется координация деятельности нижестоящего уровня управляющей подсистемы,состоящего из администрации предприятий, действующих на территориимуниципального образования. В свою очередь, администрации предприятийнепосредственно оказывают управленческое воздействие на управляемую подсистему.
Управляемой подсистемой инвестиционной системы муниципальногообразования выступает инвестиционный процесс на его территории, под которымпонимается движение инвестиций различных форм и уровней. Инвестиционный процессвключает в себя реализацию инвестиционных проектов: коммерческих, социальных,инфраструктурных, экологических.
Цели инвестиционной системы определяются существующимисоциально-экономическими проблемами муниципального образования. Основные целиинвестиционной системы муниципального образования состоят из целей предприятий,осуществляющих инвестиционную деятельность на территории, и целей органовместного самоуправления и государственных органов власти и управления.
Инвестиционная система муниципального образования являетсяважной составляющей его экономической системы и играет огромную роль вфункционировании всего муниципального образования. От уровня ее развитиязависит объем общественного производства, структура экономики, занятостьнаселения, доходы бюджета. Органы местного самоуправления должны обеспечитьсоздание необходимых условий для притока инвестиционных ресурсов на территориюмуниципального образования и создать эффективный механизм их преобразования вконкретные результаты деятельности, что будет способствовать устойчивомусоциально экономическому развитию муниципального образования и решению местныхпроблем.
1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора
Инвестиционные проекты принято разделять на три основныхкатегории в зависимости от целей и результатов инвестиций[6]:
•коммерческие: генерируют прямые внешние доходы (например,плата за коммунальные услуги, плата за автобусные и железнодорожные билеты,плата за проезд через мосты), достаточные для обслуживания расходов и капитальныхзатрат на проект. Эти доходы одинаково доступны как для администрациимуниципалитета, так и для частных инвесторов;
•экономические: генерируют косвенные доходы, то естьокупаемость проектов обеспечивается не за счет прямых платежей потребителей, ачерез расширение налогооблагаемой базы, рост арендной платы или другие доходы,доступные только для администрации муниципалитета. Это, например, проектыразвития инфраструктуры и содействия промышленности, когда рост экономическойактивности генерирует дополнительные налоговые поступления;
•социальные: результаты проекта измеряются не финансовымидоходами, а социальными преимуществами для населения (улучшение системобразования, здравоохранения и т.п.).
Определяющим при выборе инвестиционных проектов, финансируемыхза счет заемных средств муниципалитета, должно быть то обстоятельство, чтоосновные задачи органов местного самоуправления – социальные. Коммерческиепроекты должны финансироваться за счет бюджетных средств лишь постольку,поскольку они будут способствовать достижению социальных целей. Приоритетнымипри выборе инвестиционных проектов должны быть социальные проекты, так как онимогут быть реализованы только за счет бюджетных заемных средств, в то время каккоммерческие проекты могут финансироваться за счет частного капитала. Такжевполне оправданно финансирование экономических проектов, способствующих ростуэкономической активности и дополнительным налоговым поступлениям.
В большинстве стран доля участия бюджетных средств вкоммерческих проектах очень мала. Практика показывает, что органы местногосамоуправления не могут эффективно управлять коммерческими проектами, так какдолжны учитывать социальные и политические факторы. Если органы местногосамоуправления успешно участвуют в коммерческой деятельности, то этот успех,как правило, является результатом использования некоммерческих методовконкуренции, что подрывает местную экономику. Поэтому коммерческая составляющаяпроектов, финансируемых за счет заемных средств бюджета, должна быть сведена к минимуму.
Таким образом, основными критериями выбора инвестиционныхпроектов должны быть их общественная значимость (определяется долей населения,на которую распространяются выгоды от реализации проекта), общественнаяполезность (характеризуется уровнем потребности населения, на котороераспространяются выгоды от реализации проекта), бюджетная и экономическаяэффективность. О результатах реализации проектов можно судить по созданию новыхили повышению эффективности существующих услуг, предоставляемых населению,экономическому развитию территорий и т.п.
Представительным органам местного самоуправления следуетразработать и закрепить критерии отбора проектов, основанные, главным образом,на оценке их общественной значимости и общественной полезности. Цели внедрениястандарта отбора инвестиционных проектов.
· Отказ отиспользования средств городского бюджета для ресурсного обеспечения проектов,которые могут быть реализованы частным бизнесом;
· Соблюдениепринципа межотраслевых приоритетов при выборе объектов для инвестиций вгородскую инфраструктуру в условиях ограниченности бюджетных средств;
· Соблюдениепринципа коллегиальности и объективности принимаемых решений;
· Обеспечениеконкурсного порядка отбора проектов. Процесс принятия решений при отборепроектов должен быть максимально объективным и прозрачным.
В тех случаях, когда выразить значимость проекта в численномвиде невозможно, его объективная оценка на качественном уровне можетосновываться на нескольких субъективных экспертных оценках. Количество субъективныхоценок одного критерия, во-первых, должно быть достаточным для того, чтобывзаимно «погашались» ошибки, во-вторых, этих оценок не может быть слишкоммного, поскольку количество компетентных специалистов (экспертов) ограничено.
Глава 2. инвестиционный процесс
Инвестиционный процесс — это совокупность процессовформирования и размещения инвестиционных ресурсов в инвестиционные объекты, атакже их возмещения с целью получения дополнительного доход, затрагивающая всесектора инвестиционной сферы и обеспечивающей цепь обратной связивоспроизводственного процесса.
Основные этапы инвестиционного процесса и:
а) привлечение инвестиций (подготовительный этап);
б) вложение капитала (этап реализации проекта);
в) возврат инвестиций (подведение итогов);
г) реинвестирование (продолжение процесса на новом витке).
Управлениеинвестиционными процессами органами местного самоуправления[7] — это научно обоснованная целенаправленная деятельность органов местногосамоуправления как по созданию условий для привлечения и удержания инвестицийна территории муниципального образования, так и по воздействию наинвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов муниципального образованияи на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счетсредств местного бюджета и иных источников с целью обеспечения комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования.
При этом подкомплексным социально-экономическим развитием муниципального образованияпонимаются организующие действия органов местного самоуправления по созданию наподведомственной территории такого взаимосвязанного сочетания производств ивидов деятельности, которое обеспечивает усиление конкурентных преимуществ иулучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, ростколичества, ассортимента и качества предоставляемых на территории муниципальногообразования экономических благ, увеличение реальных доходов населения, что, витоге, будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностейжителей местного сообщества.
Исходя из даннойконцептуальной установки для обеспечения комплексного социально-экономическогоразвития муниципального образования требуется рост инвестиций в его экономикуи, в первую очередь, в инфраструктуру, разработка мер самой администрацией дляпривлечения и удержания инвестиций, усиления влияния инвестиций на улучшениеусловий жизнедеятельности населения и конкурентного положения и финансовыхрезультатов хозяйствующих субъектов, согласование задач государственнойинвестиционной политики РФ, субъекта РФ и экономических интересов населения ихозяйствующих субъектов муниципального образования.
В настоящее время регулирование органами местногосамоуправления инвестиционной деятельности предусматривает:
1) создание в муниципальных образованиях благоприятныхусловий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в формекапитальных вложений, путем:
-установления субъектам инвестиционной деятельности льгот поуплате местных налогов;
-защиты интересов инвесторов;
-предоставления субъектам инвестиционной деятельности непротиворечащих законодательству Российской Федерации льготных условийпользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальнойсобственности;
-расширения использования средств населения и иныхвнебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительстваобъектов социально-культурного назначения
2) прямое участие органов местного самоуправления винвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений,путем:
-разработки, утверждения и финансирования инвестиционныхпроектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
-размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов дляфинансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средствосуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов запользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами оместных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственностисоответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которыереализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлениемвыручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения наконкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционныхпроектов утверждается представительным органом местного самоуправления всоответствии с законодательством Российской Федерации;
-проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствиис законодательством Российской Федерации;
-выпуска муниципальных займов в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
-вовлечения в инвестиционный процесс временноприостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся вмуниципальной собственности.
— предоставление на конкурсной основе муниципальных гарантийпо инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядокпредоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетовутверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
2.1 Особенностиуправления инвестиционными процессами органами МСУ
Особый характер субъектауправления – органы местного самоуправления (МСУ) и особый характер проектауправления – инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиции,осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенностиуправления инвестиционными процессами органами местного самоуправления:
— · необходимостьориентации управления инвестиционными процессами на комплексноесоциально-экономическое развитие муниципального образования;
— · способность ксамоорганизации, которая в наибольшей степени присуща инвестиционнойдеятельности в крупных и крупнейших городах;
— · особое местоорганов местного самоуправления в системе управления инвестициями вгосударстве, заключающееся в одновременном равенстве органов местногосамоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях,регулируемых гражданским законодательством, и установлении органами местногосамоуправления как носителей публично-властных отношений общеобязательныхправил в инвестиционной деятельности на территории муниципального образования иконтроле за их соблюдением.
2.2 Методы и принципы управленияинвестиционными процессами органами МСУ
Особенности оказываютнепосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируютсяпо трем основным группам:
1) экономические методы(регулирующие методы; методы прямого участия);
2) административныеметоды;
3)морально-политические методы.
Содержание управленияинвестициями органами МСУ определяется принципами — коренными началами инаучными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации,обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления.Среди них:
1) комплексностьсоциально-экономического развития муниципального образования, которая означает,что управление инвестициями со стороны органов МСУ должно быть ориентировано,прежде всего, на комплексное социально-экономическое развитие муниципальногообразования, и это должно находить отражение в стратегии развития;
2) единоначалие вкоординации действий по реализации стратегии социально-экономического развитиямуниципального образования и управлении инвестиционными процессами;
3) наличие первогодолжностного лица в структуре органа МСУ, ответственного за весь блок вопросов,связанных с развитием и управлением инвестициями и способного определятьприоритетность оперативных и стратегических проблем развития муниципальногообразования;
4) согласованностьмуниципальных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность впространстве муниципального образования как между собой, так и с федеральными ирегиональными нормативными правовыми актами по вопросам организации местногосамоуправления и управления инвестиционными процессами;
5) резонансностьмероприятий по управлению инвестициями, который предполагает, что приоритетнымипредставляются точечные инвестиции и регулирующие инвестиционную деятельностьвоздействия, находящие резонанс в самоорганизующейся системе, каковой иявляется по существу муниципальное образование. Важен не столько масштабпроводимых органами МСУ мероприятий, а сколько многократно усиленный самойсистемой социально-экономический эффект от них;
6) учет векторасаморазвития экономики муниципального образования, означающий, то действияорганов МСУ по управлению инвестиционными процессами должны поддерживатьпроцессы самоорганизации и саморазвития экономики муниципального образования,за исключением случаев, когда они не отвечают стратегиисоциально-экономического развития муниципального образования.
Зависимость принципов иметодов управления инвестициями от особенностей управления инвестиционнымипроцессами в пространстве муниципального образования представлена на Рис. 2 «Методологическая ориентация управления инвестиционными процессами органами МСУ»(Приложение 1).
Изложенные принципы иметоды управления являются теоретической основой оценки реального состоянияуправления инвестиционными процессами органами МСУ на подведомственных имтерриториях и выбора направлений его совершенствования.
2.3 Факторы, влияющиена инвестиционные процессы в пространстве муниципального образования[8]
Важное место в изученииинвестиционных процессов занимает выявление реальных факторов, способствующихили препятствующих их осуществлению. Протекание инвестиционных процессов натерритории муниципального образования и управление ими органами МСУ происходятпод влиянием совокупности разнонаправленных и разнокачественных факторов иусловий. При этом помимо общих подходов и факторов, определяющих инвестиционныйклимат, существуют и специфические особенности территории, отрасли, видаэкономической деятельности, что позволяет утверждать, что каждый инвестиционныйпроект обладает собственным инвестиционным климатом (Рис.3 «Сущностныехарактеристики инвестиционного климата экономики муниципального образования»),учитывающим особенности и специфику данного проекта.
В переходный периодизменилось воздействие отдельных факторов инвестиционных процессов, появилисьнерегулируемые внешние и внутренние факторы трансформации (воздействиеглобализации в результате включения России в мирохозяйственные процессы иотношения, постоянное изменение отечественного законодательства в областиместного самоуправления). Утрата регулирующих плановых механизмов привела кусилению унаследованных факторов, относящихся к категории неизменяемых либомедленно трансформируемых (сложившаяся в муниципальном образовании структураэкономики, степень освоенности территории, социально-культурные особенностинаселения и т.п.), что накладывает определенные ограничения на действия органовМСУ по управлению инвестиционными процессами на подведомственной территории.Среди важнейших факторов-ограничителей масштабов инвестиций следует выделитьнизкий уровень государственного и муниципального администрирования и инфляцию.Отмеченное обусловливает необходимость активного воздействия со стороны органовМСУ в первую очередь на быстро изменяемые элементы-факторы инвестиционнойдеятельности.
Глава 3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯПОЛИТИКА.
Для эффективного развития муниципального сектора экономикинеобходима реализация органами МСУ активной муниципальной инвестиционнойполитики, ориентированной на развитие производственного и жилищного строительства.Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить какцеленаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти попривлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целяхустойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизнинаселения муниципального образования.
Главное место в муниципальной инвестиционной политике должнозанимать решение проблем жилищно-гражданского строительства, так как припереходе России к рыночной экономике, муниципальные органы управления получилив распоряжение запущенное жилищно-коммунальное хозяйство и запущенные объектысоциальной и культурной сферы. Основное содержание инвестиционной политики вжилищно-коммунальном хозяйстве и социально-культурной сфере является решениеконкретных задач по созданию платежеспособного спроса на строительную продукциюв непроизводственном секторе муниципального хозяйственного комплекса и снижениюсебестоимости строительства.
Одним из важнейших направлений муниципальной экономическойполитики должна быть эффективная коммерческая эксплуатация объектовмуниципальной собственности как условие формирования муниципальныхинвестиционных ресурсов. Практика развитых стран показывает, что прибыль откоммерческой эксплуатации объектов муниципальной собственности, наряду сналогом на недвижимость, может составлять значительно более половины доходнойчасти бюджетов муниципальных образований.
Для привлечения инвестиций в городскую экономику важнымероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенностиситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задачаинвестиционного менеджмента — активизация инвестиционного процесса в городе иповышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимопроводить определенную инвестиционную политику.
Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политикивключают:
— определение приоритетов, целей и задач инвестиционнойполитики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;
— разработку комплекса мероприятий по инвестированию;
— определение потребности в инвестиционных ресурсах;
— поиск и выбор источников инвестиций;
— формирование инвестиционных возможностей и мер по ихрасширению.
Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инвестиционнойполитики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, чтоособенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций.
3.1 Методика привлечения инвестиций в экономикумуниципального образования[9]
Первый шаг — сбор статистических данных о внешней среде иоценка степени инвестиционной привлекательности (непривлекательности)муниципального образования. На данной основе может быть определен так сказатьпервоначальный конкурентный потенциал муниципального образования.
Вторым шагом является анализ внутренних производственныхвозможностей муниципального образования: состояния и перспектив использованияпроизводственных ресурсов, качества трудовых ресурсов, размеров финансовых,энергетических, природных и информационных ресурсов.
На третьем шаге определяются цели развития, основныеконкуренты и разрабатываются стратегия использования имеющихся ресурсов иконцепция повышения конкурентоспособности муниципального образования.
Такие разработки проходят через подготовительный,аналитический, проектный этапы и этап согласований и должны оцениваться попринципам:
— целенаправленности — определения приоритетных направленийинвестиционных вложений в настоящее время и в перспективе;
— комплексности — рассмотрения приоритетных целейинвестиционных программ в контексте всех прогнозируемых социально — экономических показателей развития муниципального образования;
— системности — определения направлений инвестиционныхвложений с учетом предпосылок и ограничений, формируемых на региональном игосударственном уровнях;
— адаптивности — формирования стратегического планапривлечения инвестиций на территорию муниципального образования с учетомвозможных изменений внешней среды и возможной корректировки плана сминимальными издержками;
— эффективности — определения соотношения приоритетных целей,размеров инвестиций, издержек и потерь муниципального образования;
— минимизации рисков привлечения инвестиций на территориюмуниципального образования с учетом характера прогнозируемых рисков;
— баланса интересов — обеспечения согласованностигосударственных, региональных и местных интересов в процессе формирования иреализации стратегического плана привлечения инвестиций на территориюмуниципального образования;
— легитимности — утверждения (согласования) плана привлеченияинвестиций на территорию муниципального образования представительным органомместного самоуправления.
Четвертый шаг — определение конкретных путей достижения целейс помощью финансового инжиниринга, организационного реинжиниринга,инструментария проектного финансирования.
На этой основе и основе ресурсного анализа вырабатываютсяконкретные планы — графики реализации мероприятий по привлечению инвестиций натерриторию муниципального образования. В связи с этим целесообразноиспользовать SWOT — анализ, который позволяет определить стратегическиенаправления инвестиционной деятельности, сильные ее стороны и внешниевозможности.
Пятым шагом является реализация проектов, предполагающаяорганизацию: оперативного управления проектами; финансового обеспечения ихреализации; кадрового обеспечения; управления по отклонениям.
В ходе практической реализации такой «пошаговой»методики может быть решена одна из самых сложных и важных для обеспечения жизнедеятельностимуниципального образования проблем — повышения социальной обеспеченностинаселения и экономической стабильности региона.
Политика привлечения инвестиций на территорию муниципальногообразования является составляющей частью политики экономического развитиямуниципального образования. Разработка методики привлечения инвестиций натерриторию муниципального образования — одно из центральных звеньев будущейсистемы стратегического и среднесрочного муниципального планирования.
3.2 Инвестиции в социальную сферу муниципального образования
Инвестиции в социальную сферу муниципального образования (города)- это вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство иозеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга,реализацию различных социальных программ и т.д.
Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономическийэффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социальногорезультата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизнинаселения муниципального образования. Эта особенность накладывает определеннуюспецифику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.
Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектовв социальной сфере предполагает не только определение состава и размера затрати круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задачисопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное инатуральное).
Понятие социальной эффективности включает:
— эффект длительного воздействия на состояние людей(совершенствование здравоохранения, образования, культуры, борьбы сзагрязнением окружающей среды);
— эффект длительного воздействия на уровень жизни(совершенствование жилищных условий, увеличение уровня доходов населения,улучшение экономической обстановки и т.п.);
— экономия времени, связанная с совершенствованиеминфраструктуры;
— эффективность, связанная со стоимостью человеческой жизни иее ценностью.
Результаты инвестирования в социальную сферу определяютусловия жизнедеятельности и развития общества как на уровне отдельныхмуниципальных образований, так и государства в целом, т.е. имеют особуюобщественную значимость. Поэтому источниками инвестиций в социальную сферу восновном являются централизованные бюджетные и внебюджетные средства (какместного, так и вышестоящих уровней). Формами финансирования при этом обычновыступают субвенции или целевое финансирование инвестиционных проектов ипрограмм.
Однако ограниченность бюджетных ресурсов для нужд развитиясоциальной сферы муниципальных образований выдвигает необходимость привлеченияальтернативных источников инвестиций. Так, наряду с традиционными, в качествесущественных источников инвестирования в данную сферу можно рассматриватьблаготворительную деятельность, а также возможность привлечения средствнезависимых фондов развития, в том числе международных.
3.3 Проблемы управленияинвестиционными процессами на территории муниципального образования
Установлено, чтосуществующая практика управления инвестиционными процессами органами МСУ неучитывает в достаточной мере выявленные в настоящей работе особенностиуправления, а также основополагающие принципы и методы управления. При этомосновными недостатками являются следующие:
· отсутствиев организационной структуре органов МСУ исполнительно-распорядительного органа,одновременно ответственного как за социально-экономическое развитиемуниципального образования и управление инвестиционными процессами, вкомпетенцию которого входит координация остальных органов МСУ при реализациистратегии комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования, так и за привлечение инвестиционных ресурсов, их эффективноеразмещение и координацию инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Аподчинение имеющихся структур управления инвестициями не первым лицаммуниципального образования затрудняет разделение в деятельности этих органоввопросов функционирования от вопросов развития муниципального образования.Таким образом, не учитываются такие принципы управления инвестициями органамиМСУ, как принцип единоначалия в координации действий по реализации стратегиисоциально-экономического развития муниципального образования и управленииинвестициями и принцип наличия первого должностного лица;
· использованиев муниципальных правовых актах по управлению инвестиционными процессами рядапонятий и их трактовок, отличных от формулировок, принятых в соответствующихнормативных правовых актах федерального и регионального уровня, причемсуществующий механизм управления инвестиционным процессом со стороны органовМСУ не «состыкован» с государственной инвестиционной политикой РФ и субъектаРФ. Кроме того, сложившийся порядок экспертизы инвестиционных проектовпредусматривает, прежде всего, анализ финансового положения предприятия,инициирующего инвестиционный проект, т.е. заранее отдается приоритетопределенным участникам инвестиционной деятельности, обладающим болеестабильным финансовым положением, а не инвестиционным проектам, более значимымдля реализации стратегии социально-экономического развития муниципальногообразования. Тем самым органы МСУ игнорируют принципы согласованности икомплексности социально-экономического развития территорий местных сообществ;
· недостаточноеиспользование органами МСУ экономических методов прямого участия, что снижаетэффективность управления инвестиционными процессами;
· преимущественноечисло мероприятий по управлению инвестиционными процессами, которыеосуществляют органы МСУ, не нацелены на появление резонансного эффекта, тосущественно снижает социально-экономический эффект управления. Таким образом,органами МСУ не используются принципы резонансности и учета векторасаморазвития экономики муниципального образования как важных источниковсовершенствования управления.
Проведенныйсравнительный анализ практики управления инвестиционными процессами органамиместного самоуправления в крупных и крупнейших городах позволил оценить еесостояние и идентифицировать ее соответствие научным методам и принципамуправления, а также определить основные направления совершенствования.
Глава4.Совершенствование управленияинвестиционными процессами органами МСУ
Оценка состоянияуправления инвестиционными процессами органами МСУ позволила обосноватьследующие направления его совершенствования:
— уточнениеорганизационной структуры местных органов управления инвестициями и перечнявыполняемых ими функций;
— приведениемуниципальных правовых актов по управлению инвестиционными процессами в единуюсистему, подчиненную приоритетам социально-экономического развития территории;
— активизацияиспользования органами МСУ таких методов управления инвестициями, какэкономические методы прямого участия;
— ориентация органовМСУ на использование в управлении инвестиционными процессами синергетического подхода,в том числе путем уточнения показателей оценки инвестиционных проектов.
4.1 Методика оценкиуровня управляемости инвестиционными процессами органами местногосамоуправления[10]
инвестиции муниципальный управление экономика
Под уровнемуправляемости инвестиционными процессами органами МСУ понимается определенноефактическое состояние управления, характеризующееся соблюдением принципов,активностью использования методов и учетом факторов — условий инвестиционнойдеятельности. Предлагаемая методика предполагает выделение определенных направленийоценки (Рис.4 «Возможные направления оценки уровняуправляемости инвестиционными процессами со стороны органов МСУ»- Приложение 2).
Направления оценкипредставляют собой оси таксономии оценки уровня управляемости инвестиционнымипроцессами со стороны органов МСУ, представленной на рис. 5 «Таксономия оценкиуровня управляемости инвестиционными процессами со стороны органов МСУ»(Приложение 3). На осях X, Y, Z отложены параметры оценки уровня управляемостиинвестиционными процессами со стороны органов местного самоуправления (от X0 доX2, от Y0 до Y2, от Z0 до Z3). Параметры оценки представляют собой числовыезначения степени соблюдения принципов, активности использования методов и учетафакторов, влияющих на инвестиционную деятельность, по каждому направлениюоценки и по каждой функции управления. Под функциями управления инвестициями состороны органов МСУ нами понимаются наиболее типичные однородные и четковыраженные виды направления) деятельности органов местного самоуправления поуправлению инвестиционными процессами. Выделим следующие функции управленияинвестициями: планирование (далее – F1), организация (F2), исследование (F3),регулирование и мотивация (F4), координация (F5), мониторинг и контроль (F6).
-Х0– соответствуетситуации, когда органы МСУ игнорируют синергетический подход и при управленииинвестиционными процессами пытаются навязать экономике муниципальногообразования те или иные пути развития; Х1– соответствует ситуации, когда органыМСУ учитывают синергетический подход и при управлении инвестиционнымипроцессами ориентируются на тенденции саморазвития экономики муниципальногообразования; Х2– соответствует ситуации, когда органы местного самоуправленияне только учитывают тенденции саморазвития экономики муниципальногообразования, но также при разработке мероприятий по управлению инвестиционнымипроцессами оценивают возможность возникновения резонансного эффекта от них.
-Y0 – соответствуетситуации, когда деятельность органов местного самоуправления по управлениюинвестиционными процессами не направлена на обеспечение комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования в связи сотсутствием стратегии развития; Y1 – соответствует ситуации, когда деятельностьорганов МСУ по управлению инвестиционными процессами направлена на обеспечениекомплексного развития муниципального образования, но ряд функций управленияосуществляется без учета теоретических основ совершенствования управленияинвестициями, что снижает ее эффективность; Y2 – соответствует ситуации, когдадеятельность органов МСУ по управлению инвестиционными процессами направлена наобеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования, и достижение указанной цели обусловливается соблюдениемтеоретических основ совершенствования управления.
-Z0 – соответствуетситуации, когда деятельность органов МСУ по управлению инвестиционнымипроцессами не учитывает факторы инвестиционной деятельности, инвестиционныхресурсов в экономике муниципального образования недостаточно, деятельностьорганов МСУ пассивна в части применения инструментов и методов управления инвестициями;Z1 – соответствует ситуации, когда деятельность органов МСУ по управлениюинвестиционными процессами заключается в работе по повышению инвестиционнойпривлекательности муниципального образования и согласовании задач управленияинвестициями с задачами государственной инвестиционной политики, нонедостаточно активно используются экономические методы прямого участия; Z2–соответствует ситуации, когда деятельность органов местного самоуправления поуправлению инвестиционными процессами помимо воздействия на быстротрансформируемые факторы инвестиционной деятельности, характерного дляпараметра 1, принимает во внимание также структуру экономики муниципальногообразования и направлена на привлечение дополнительных инвестиционных ресурсови создание дополнительных неналоговых источников поступления в местный бюджетпутем активного использования экономических методов прямого участия.
Степень соблюденияпринципов, активности использования методов и учета факторов, влияющих наинвестиционную деятельность со стороны органов МСУ по каждой функции управленияи по каждому направлению оценки (значения F1(x)…F6(x), F1(y)…F6(y), 1(z)…F6(z))рассчитывается на основе заполнения экспертами в области управленияинвестициями специальных опросных таблиц, приведенных в диссертационной работе.Далее с помощью зависимостей (1), (2) и (3) определяется обобщенное значениестепени соблюдения принципов, активности использования методов и учетафакторов-условий инвестиционной деятельности органами МСУ по каждомунаправлению оценки.
/>
/>
Каждому параметруоценки уровня управляемости инвестиционными процессами соответствуютопределенные отрезки на осях таксономии:
/>
Таким образом, путемнахождения значений X, Y, Z, определения их места на соответствующей оси оценкии выявления комбинации параметров оценки становится возможным оценить уровеньуправляемости инвестиционными процессами инвестициями со стороны органов МСУ.Комбинации параметров, отложенных на каждой из осей таксономии оценки,предполагают выделение различных уровней управляемости инвестиционнымипроцессами органами МСУ (Табл. 1 «Соответствие комбинацийпараметров оценки уровня управляемости инвестиционными процессами со стороныорганов МСУ уровням управляемости» Приложение 4).
4.2 Алгоритм выборарешений по совершенствованию управления инвестиционными процессами на территориимуниципального образования
На основепредварительно полученной оценки уровня управляемости инвестиционнымипроцессами со стороны органов МСУ предлагается выбирать и осуществлять решенияпо совершенствованию управления инвестиционными процессами по предлагаемомуалгоритму. Под алгоритмом выбора решений по совершенствованию управленияинвестиционными процессами со стороны органов МСУ понимается совокупностьпоследовательных строго очерченных действий, направленных на повышение уровняуправляемости инвестиционными процессами.
Алгоритм,представленный на Рис.6 «Алгоритм выбора решений по совершенствованиюуправления инвестиционными процессами органами МСУ». (Приложение 3),предполагает выбор и реализацию следующих решений по совершенствованиюуправления инвестициями со стороны органов МСУ:
I блок:
1.1) разработка ипринятие стратегии комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования;
1.2) определениеприоритетов в управлении инвестициями со стороны органов МСУ и согласование ихс задачами государственной инвестиционной политики;
II блок:
2.1) реализациякомплекса мероприятий по муниципальному маркетингу, направленных на ростинформированности внешних инвесторов об инвестиционной привлекательноститерритории;
2.2) упрощение иускорение процедур выделения землеотводов и сдачи в аренду нежилых помещений, атакже заключение договоров аренды земли и нежилых помещений на длительный срок(5-10 лет) в качестве гарантии инвестиций;
2.3) обязательноевыделение в составе капитальных расходов местного бюджета развития в качествеэффективного механизма обеспечения реализации стратегии развития муниципальногообразования;
2.4) заключение сфилиалами иногородних коммерческих банков соглашений о сотрудничестве иустановление в них параметров кредитования экономики муниципальногообразования;
III блок:
3.1) формирование вструктуре органов МСУ всех необходимых органов управления инвестициями;
3.2) подчинениеосновного органа управления инвестициями главе (первому заместителю главы)местной администрации, включение в обязанности этого органа привлечения иразмещения инвестиционных ресурсов в целях выполнения плана бюджета развития,координации действий всех местных исполнительно-распорядительных органов входереализации стратегии развития;
3.3) проведениеорганами МСУ исследований о состоянии инвестиционной деятельности хозяйствующихсубъектов, выявления вектора саморазвития экономики муниципального образования;
3.4) согласованиемуниципальных правовых актов, регулирующих управление инвестиционнымипроцессами, с соответствующим законодательством РФ и субъекта РФ, также между собой;
3.5) использованиеорганами МСУ предлагаемой в работе уточненной и дополненной методики оценкиинвестиционных проектов, ориентированной на социально-экономическое развитиемуниципального образования и полнее учитывающей в своих показателях (преждевсего в уточненном показателе общественной эффективности) требованиясинергетического подхода. Методика расчета уточненного показателя общественнойэффективности может быть также использована органами власти субъекта РФ дляоценки инвестиционных проектов при распределении средств фонда муниципальногоразвития, поскольку в настоящий момент отсутствует утвержденная методика такогораспределения.
IV блок:
4.1) активная поддержкаинвестиционных проектов предприятий легкой, пищевой промышленности,строительной индустрии, направленных на повышение качества производимойпродукции, ее сертификацию по стандартам качества товаров (работ, услуг) SO,создание узнаваемого бренда путем выдачи муниципальных гарантий;
4.2) осуществлениедействий по привлечению инвестиционных ресурсов на территорию муниципальногообразования путем проведения эмиссии муниципальных ценных бумаг в объеме,необходимом для выполнения плана бюджета развития;
4.3) инвестированиеполученных в результате эмиссии муниципальных облигаций средств в коммерческиэффективные проекты на долевой основе (муниципальное предпринимательство) сцелью создания дополнительных неотчуждаемых источников поступления в местныйбюджет и содействия социально-экономическому развитию муниципальногообразования;
4.4) организациясистемы координирующих действий, направленных на размещение заказовоборудования местными предприятиями, реализующими инвестиционные проекты, наместных же промышленных предприятиях, что позволит добиться роста совокупнойдобавленной стоимости по группе взаимосвязанных отраслей и, соответственно,резонансного эффекта; данное решение может быть реализовано посредствомпринятия муниципального правового акта о внутри муниципальной производственнойкооперации;
4.5) содействие впоиске инвесторов (включая инвестиции из федерального и регионального бюджетов)для инвестиционных проектов, намечаемых к реализации предприятиями отраслей«рыночной специализации» муниципального образования;
4.6) содействие ворганизации системы ипотечного жилищного кредитования путем созданияманевренного фонда жилых помещений для неплатежеспособных заемщиков поипотечным кредитам;
4.7) содействие ворганизации на территории муниципального образования местных управляющихпенсионных компаний в целях привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.
Предложенный алгоритмвыбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессамиобеспечивает органам МСУ выбор необходимого набора решений, направленных наповышение эффективности деятельности по управлению инвестиционными процессами иболее полному обеспечению комплексного социально-экономического развитиямуниципального образования в соответствии с выявленным уровнем управляемости.
4.3 Оценкаэффективности совершенствования управления инвестиционными процессами какэлемент организационно-экономического механизма управления инвестиционнымипроцессами на территории муниципального образования
Эффективностьсовершенствования управления инвестиционными процессами со стороны органов МСУпредлагается оценивать с помощью интегрального и дополнительных показателейэффективности (Табл.2 «Показатели оценки эффективностисовершенствования управления инвестиционными процессами органами МСУ»Приложение 5.). Интегральный показатель совершенствования управления инвестиционнымипроцессами характеризует влияние затрат, связанных с управлениеминвестиционными процессами со стороны органов МСУ и его совершенствованием, нарост доходов населения и прибыли хозяйствующих субъектов муниципальногообразования и представляет собой многофакторную мультипликативную модель, прирасчете которой используется ряд вспомогательных показателей. дополнительныепоказатели эффективности характеризуют отдельные аспекты совершенствованияуправления инвестиционными процессами.
Предложенная методикаоценки совершенствования управления инвестиционными процессами со стороныорганов местного самоуправления позволяет также проводить факторный анализвлияния совершенствования управления на доходы населения и финансовыерезультаты хозяйствующих субъектов муниципального образования.
Методика расчетауточненного показателя общественной эффективности может быть также использованаорганами власти субъекта РФ для оценки инвестиционных проектов.
4.4 Механизмы совершенствования инвестиционно-финансовой деятельностимуниципального образования
— расширение хозяйственной деятельности местногосамоуправления за счет регулирования внутреннего рынка и финансовых потоков натерритории, создание муниципального земельного кадастра, бизнес-паспортамуниципального образования, проведение мониторинга муниципальных предприятий суказанием формы использования — в оперативное управление, хозяйственноеведение, в аренду;
— формирование достаточной финансовой базы, в т.ч., за счетвыделения выравнивающей субвенции из стабилизационного фонда и дотации назакрепленной основе из регионального бюджета;
— использование современных технологий региональных(муниципальных) займов, в том числе у населения и предпринимателей, которыепредоставляют возможность сконцентрировать значительные денежные ресурсы дляфинансирования социально важных инвестиционных проектов в муниципальномобразовании и регионе. Привлечение инвестиций у населения может бытьэкономически обосновано при условии тщательной проработки маркетинговой иинновационной стратегии развития муниципального образования. Средства,заимствованные у населения, в случае их быстрой окупаемости, являются менеенеинфляционным источником финансирования инновационных проектов, направленныена перепрофилирование, реконструкцию существующих предприятий.
— стимулирование самостоятельного развития муниципальныхобразований путем создания корпоративных структур, муниципальных маркетинговыхи инновационных центров, муниципальных финансово-производственных ассоциаций.
— совершенствование взаимоотношений органов местногосамоуправления с предприятиями различных форм собственности: кредитованиеместных проектов под залог муниципального имущества; предоставление права надолгосрочную аренду и застройку земельных участков на конкурсной основе. Это, содной стороны, обеспечит наиболее рациональное и эффективное использованиеземли, с другой, способствует повышению престижа местной власти не только унаселения, но и субъектов рынка, создавая у них заинтересованность вовзаимовыгодном сотрудничестве.
— на основе изучения организационно-экономических условий,создаваемых в муниципальных образованиях для инвесторов — освобождение отналогов до полной окупаемости проектов, создание системы гарантий иностранныминвестициям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление инвестиционнымипроцессами органами местного самоуправления — это научно обоснованнаяцеленаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданиюусловий для привлечения и удержания инвестиций на территории муниципальногообразования, так и по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующихсубъектов муниципального образования и на инвестиции, осуществляемые органамиместного самоуправления за счет средств местного бюджета и иных источников сцелью обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования.
Существующая практика управления инвестиционными процессамиорганами МСУ не учитывает в достаточной мере особенности управления, а такжеосновополагающие принципы и методы управления. Это отсутствие исполнительно-распорядительногооргана, одновременно ответственного как за социально-экономическое развитиемуниципального образования, так и за привлечение инвестиционных ресурсов,использование в муниципальных правовых актах по управлению инвестиционнымипроцессами ряда понятий и их трактовок, отличных от формулировок, принятых внормативных правовых актах федерального и регионального уровня, недостаточноеиспользование органами МСУ экономических методов прямого участия, нетнацеленности на появление резонансного эффекта.
В курсовой работе было раскрыто содержание понятийинвестиции, инвестиционная система, инвестиционный процесс, муниципальнаяинвестиционная политика; дана характеристика инвестиционных проектов и критерииих отбора; проанализированы и изучены особенности, методы, принципы, содержаниеи проблематика управления инвестиционными процессами органами МСУ;
В практической части курсовой работы были предложены рекомендациипо совершенствованию механизма управления инвестиционными процессами органамиместного самоуправления и выделены основные методики совершенствованияуправления инвестиционными процессами в МО:
— методика привлечения инвестиций в экономику муниципальногообразования;
— методика оценки уровня управляемости инвестиционнымипроцессами органами местного самоуправления;
— алгоритм выбора решений по совершенствованию управленияинвестиционными процессами органами МСУ;
— методика оценки совершенствования управленияинвестиционными процессами.
Таким образом, поставленные цели были достигнуты, задачивыполнены.
Литература
1. Васильев А.А.Муниципальное управление: Курс лекций. Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В. – 2004г.- 454 с.
2. Инвестиционнаяполитика на территории муниципального образования / Под ред. В.И. Шеина. — М.:РИЦ «Муниципальная власть», 2001.
3. Совершенствованиеуправления инвестиционной деятельностью в целях социального и экономическогоразвития муниципальных образований. Под ред. Гончаренко Л.П. – М.: Изд-воРос.экон.акад. им. Г.В. Плеханова, 2007.
4. Инвестиционнаясистема муниципальных образований. // Российская газета. 2006 г. 28 сент. С. 5.
5. Артемова Е.А.Особенности инвестиционной деятельности и регулирование инвестиционныхпроцессов в муниципальных образованиях // Вестник Башкирскогоуниверситета.2006.№4. с 70-72
6. www.sunrisefinances.ru- Финансово-инвестиционный интернет-портал.
7. www.ivr.ru – Интернет-портал«Инвестиционные возможности России».
8. Федеральный законот 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РоссийскойФедерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007 №215-ФЗ)
9. Федеральный законот 16.09.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
/>
Рис. 1. Структура инвестиционной системы муниципальныхобразований. Внешняя среда инвестиционной системы.
/>
Рис. 2. Методологическая ориентация управленияинвестиционными процессами органами МСУ
Приложение 2
/>
Рис.3. Сущностные характеристики инвестиционного климатаэкономики муниципального образования
/>
Рис.4 Возможные направления оценки уровня управляемостиинвестиционными процессами со стороны органов МСУ
Приложение 3
/>
Рис. 5. Таксономия оценки уровня управляемостиинвестиционными процессами со стороны органов МСУ
/>
Рис. 6. Алгоритм выбора решений по совершенствованиюуправления инвестиционными процессами органами МСУ.
Приложение 4
Таблица 1. Соответствие комбинаций параметров оценки уровняуправляемости инвестиционными процессами со стороны органов МСУ уровнямуправляемости
/>
/>
Приложение 5
Таблица 2. Показатели оценки эффективности совершенствованияуправления инвестиционными процессами органами МСУ»
/>
/>