Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Кабардино-Балкарский государственный университет
Им. Х.М. Бербекова
Экономический факультет
Кафедра «Экономики и финансов»
Контрольная работа
По курсу:
Налоговое планирование
На тему:
Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес
Выполнил ст-т
6-го курса ОЗО ЭФ
Руководитель
Нальчик-2009
Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес
В условиях постоянноменяющегося налогового законодательства приводимые материалы достаточно быстротеряют свою актуальность, во вторых, отсутствует единообразный подход копределению как самого международного налогового планирования, так и различныхэкономических процессов, с ним связанных.
Вэкономической литературе имеются самые разнообразные определения международногоналогового планирования (МНП). Основные из них следующие. МНП — это «выбормежду различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещенияактивов, направленный недостижение возможно более низкого уровня возникающихпри этом налоговых обязательств», «допускаемое законодательством снижениеглобального налогового бремени физических и юридических лиц с цельюмаксимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономическойдеятельности», «создание схем и инструментов налогового планирования с цельюснижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных ифинансовых операций». Приведенные определения не являются исчерпывающими и несоответствуют подходам к определению налогового планирования в целом.
Международноеналоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налоговогопланирования — это процесссистематического использованияоптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемогобудущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведенииразличных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатомданного налогового планирования является совокупная налоговая экономия имаксимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие вовсех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципомрезидентства.
Задачеймеждународного налогового планирования является: учет всех налогов, уплаченныхво всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок,налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.), изыскание наиболее рациональныхспособов оптимизации таких налогов (в том числе и на репатриацию доходов),эффективное использование различных способов урегулирования международногодвойного налогообложения, максимизация глобального дохода хозяйствующегосубъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени. Особенностьюкорпоративного МНП является использование вариантов создания различныхтранснациональных корпораций для перераспределения прибыли междусоответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разнымуровнем налогов.
Внутреннийи международный аспекты управления налоговым процессом фирмы на практике оченьтесно взаимосвязаны, что должно учитываться как зарубежными компаниями, так ироссийскими хозяйствующими субъектами.
Каквидно из проведенного анализа налогов в различных государствах, почти в любойстране существует вид деятельности, режим налогообложения которого болееблагоприятен благодаря специфике национального налогового законодательства.Некоторые государства вообще всю экономическую политику строят на привлечениипол свою налоговую юрисдикцию фирм зарубежных стран посредством установлениясверхмягкого режима налогообложения или предоставления им огромных налоговыхльгот.
Вэкономической литературе существует мнение, что по уровню налогового бременивсе страны мира условно можно разделить на две большие группы, различающиеся поуровню налогообложения и государственного контроля за коммерческойдеятельностью:
1)юрисдикции с высокими налогами;
2)юрисдикции с либеральным налогообложением.
Кюрисдикциям с высоким уровнем налогообложения относится большинствопромышленных стран с развитой рыночной экономикой. Ставки налога на прибыль ииндивидуального подоходного налога здесь составляют порядка 30-60%, а ставкиналогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти —15-35%. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуютспециальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции ииспользование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. В данных странахсуществует также достаточно жесткая процедура создания компаний, контрольфинансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательстваприменяются суровые штрафные и уголовные санкции.
Юрисдикциисо льготным налогообложением, в свою очередь, можно разделить на две группы. Кпервой относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходногоналога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельностикомпаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых;механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этихстранах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежейроялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группыотличаются также либеральными валютными и таможенными режимами.
Ковторой группе относятся государственные образования и административные территории,называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельноупрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (илиотсутствуют) налоги на прибыль.
Отналогового убежища (страны) необходимо отличать налоговый оазис — территорию впределах одного государства, на которой действует льготный порядокналогообложения. Целесообразно терминологическое разделение этих понятий длятого, чтобы показать различия правовых источников формирования льготныхналоговых режимов: международное право — в случаях налогового убежища;национальное право — в случае налогового оазиса. К налоговым оазисам относятся,как правило, порты, экономические зоны, зоны свободного предпринимательства.Целесообразно подразделять свободные экономические зоны по принципутерриториальности на международные и внутренние.
Под«свободной зоной» в экономической литературе понимается либо обособленнаятерритория, где все фирмы-резиденты пользуются льготным хозяйственным, в томчисле налоговым, режимом, либо льготный режим, применяемый для стимулированияопределенного вида деятельности независимо от местоположения фирм. Нам болееимпонирует первый подход, тем более что в русском языке понятие зона — это«характеризующаяся какими-нибудь общими признаками территория, область». Соответственнольготный режим налогообложения определенных видов деятельности, не связанный сопределенной территорией, целесообразно относить к экономическим зонам. Онииспользуются государством для избирательной либерализации инвестиционного климатаи поощрения определенных направлений хозяйственной деятельности. В странах сразвитой рыночной экономикой свободные зоны служат инструментом преимущественнорегиональной политики (подъем депрессивных территорий, выравниваниемежрегиональных различий). В новых индустриальных странах Азии зональнаяполитика является элементом промышленной политики и направлена на созданиеотраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных инаучно-технических). Будущее развитие свободных зон в России должно происходитьпо обоим указанным направлениям.
Рядавторов приводят совершенно одинаковые схемы свободных экономических зон.Кратко рассмотрим основные виды свободных экономических зон в соответствии сих хозяйственной специализацией. Вид деятельности, преобладающий натерритории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие еетипы:
Зонысвободной торговли. Этот тип зон представляет собойкомпактные территориальные образования, выведенные за пределы контролянациональной таможенной территории и специализирующиеся на операциях поскладированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиямивнутреннего рынка страны сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества,простейшая доработка ит. п.). В отдельных случаях в них производится сборкапродукции из местных или иностранных деталей либо даже выпуск отдельных видовпродукции.
Промышленно-производственныезоны. Это территории со специальным таможенным режимом,где предприятиям, производящим экспортную или импортозамещающую продукцию, предоставляютсяопределенные налоговые или другие льготы. Промышленно-производственные зонытесно связаны с зонами свободной торговли и с технико-внедренческими зонами.Собственно, и в зонах свободной торговли, и в технико-внедренческих зонах стоитзадача стимулирования производственных видов деятельности.
Технико-внедренческиезоны. Чаще такие зоны называют технополисами, научнымипарками или технопарками. Отличительная черта этих зон заключается в том, чтона их территории объединяется научная и производственно-технологическаядеятельность в форме совместных наукоемких фирм, сосредоточенных вокругкрупного научно-исследовательского центра или университета.
Сервисныезоны или зоны услуг. К ним относятся территории,специализирующиеся на оказании различного рода услуг, чаще всего деловых.
Комплексныезоны. В них «сочетаются торговые, таможенные,производственные, исследовательские функции, они не только предполагаютвыполнение различных функций, но и допускают различную ориентацию инвесторов.Поэтому при их создании важно определить приоритеты функций ипоследовательность создания конкретных секторов в зонах.
Такимобразом, оффшорные зоны являются одной из многих разновидностейсвободных зон и относятся к группе сервисных. Их главное отличие состоит в том,что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять какую-либопроизводственную деятельность. Термин «оффшор» происходит от английского слова«off-shore»и буквально переводится на русский язык как «вне берега», «в открытом море»,«изолированный», а в широком юридическом и экономическом толковании — как«пользующийся льготами при соблюдении определенных условий». В британскихэкономических справочниках оффшорные центры определяются как территории снизкими и даже нулевыми ставками налогов на доходы и имущество, где местноетрастовое законодательство позволяет выгодно хранить активы и вестихозяйственную, особенно финансовую, деятельность со значительными налоговымильготами. В Указании ЦБ от 12.02.1999 г. № 500-У и Положении ЦБ от 20.07.1999 г.№ 82-И впервые дано определение оффшору как явлению и все иностранные инвесторыразделены на две группы: оффшорные и неоффшорные компании по критерию — странерегистрации. Таким образом, в первой группе оказались как оффшоры поопределению и философии ведения бизнеса, так и те, кто это слово никогда еще неслышал.
Следуетотметить, что термин «оффшорный» не является официальным в деловом мире, аиспользуется для упрощения определения тех компаний, которые отвечают следующимусловиям:
•принадлежат нерезидентам страны регистрации;
•не имеют реальных офисов в стране регистрации и управляются из-за рубежа;
•не имеют права извлекать доходы из местных источников и но этой причине неявляются конкурентами для местных компаний;
•не подлежат в стране регистрации никакому налогообложению;
•сдают только минимальную юридическую отчетность, финансовой отчетности нет;
•ежегодно платят некоторую пошлину за продление регистрации.
Зарождениетакого явления, как оффшорный бизнес, произошло после Второй мировой войны, когдаразвитие деловых отношений потребовало создания наиболее прогрессивных формбизнеса, в первую очередь финансового. Многие малые юрисдикции мира с цельюоживления деловой активности на своей территории обратились к различным формамналоговых льгот, что со временем привело к созданию «налоговых убежищ» иоффшорных зон.
Оффшорнаякомпания — это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в странесвоей регистрации, а владельцы этих компаний — нерезиденты этих стран.Оффшорные центры — это страны и территории, проводящие регистрацию компанийиностранных резидентов под своей юрисдикцией и предоставляющие им правоведенияльготных зарубежных коммерческих операций под своим «мягким» контролем наосновании действующих законов.
Какправило, в этих странах очень низкое или вообще никакого налогообложенияоффшорных компаний (лишь только фиксированный ежегодный сбор).
Вкачестве оффшорных юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимыегосударства или обособленные территории, обладающие особым государственно-правовымстатусом. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг сцелью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости и повышенияделовой активности.
Основнымпризнаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорной зоне, илиоффшорных компаний весьма существенны и, как правило, представляют собой полноеосвобождение от уплаты всех местных налогов. Льготный режим в оффшорной зонеопределяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозомприбылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов,низким уровнем уставного капитала. Важным фактором привлекательности оффшораявляется стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с моментарегистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных длянего изменений в оффшорной зоне.
Длястран, создающих оффшорные зоны на своей территории, выгода состоит впривлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, созданииновых рабочих мест, что способствует развитию национальной экономики. Причемзарубежные эксперты доказали, что, привлекая предпринимателей в «безналоговыйрай» (оффшорные зоны), одновременно эти государства привлекают и огромныеденежные средства нерезидентов в собственные банки, что приносит, несомненно,больший эффект, чем жесткое налогообложение местных жителей.1Специализированные оффшорные территории стремятся предоставить иностранныминвесторам новые возможности и льготы. В этой сфере ощущается довольно остраяконкуренция за привлечение капитала. Несмотря на то, что в ряде странсуществует развернутое «антиоффшорное» законодательство, в сложной системесовременного международного бизнеса для оффшорных фирм остается обширное поледеятельности. Оффшорный бизнес развивается крайне динамично. В нем постояннопроявляются новые деловые возможности и сферы применения капитала. Они должныпостоянно находиться в центре внимания российских предпринимателей.
Дляхозяйствующих субъектов оффшорная компания является как инструментом налоговогопланирования, так и средством управления риском и повышения надежности вложениякапиталов.
Управлениерисками заключается, прежде всего, в регистрации предприятия и размещении егоактивов в более политически и экономически стабильном регионе мира идостигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активовс целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия.В случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структурыпозволяют быстро перевести капитал в более надежный район и создать для негоубежище, например траст. В качестве управления риском можно рассматривать иоперации по валютному страхованию.
Оффшорныекомпании выступают базой для перевода капиталов путем учредительских операций.Это облегчается относительной дешевизной оффшорной фирмы, а также возможностьюуправлять ею через секретарскую компанию Оффшорная фирма способна создать представительство,дочерние фирмы или совместное предприятие в России. Несложно такжеликвидировать представительство оффшорной фирмы или прекратить ее участие всовместном предприятии. Во многих странах (включая Россию) вложения в уставныекапиталы рассматриваются как иностранные инвестиции. Они пользуютсядополнительными правовыми гарантиями и налоговыми льготами.
Наконец,оффшорные фирмы, их представительства и компании в некоторые юрисдикцияхвыполняют функции штаб-квартиры или компании оперативно» управлениямеждународной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговаякомпания в льготной «холдинговой» юрисдикции. Речь в данном случае идет оборганизации с помощью оффшорных и других льготных фирм системы управлениямеждународными операциями компаний.
Длянебольших компаний оффшорный бизнес предоставляет широкие возможности доступа ксовременным формам финансового сервиса (например, корпоративным кредитнымкарточкам), к услугам по владению и распоряжению недвижимостью, управлениюкапиталом, к простым схемам налогового планирования
Обобщаяметоды работы оффшорных фирм, необходимо помнить о том, что определенныеналоговые оазисы предоставляют привилегии для некоторых определенных видовбизнеса: судовладения, распоряжения недвижимостью, инновационной деятельности,банковским и финансовым компаниям, холдингам и т. д.
Методыи технологии оффшорного бизнеса в настоящее время становятся все болееразнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не толькопредприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формыбизнеса: предпринимательское партнерство, компании с ограниченнойответственностью, а также некоторые комбинированные формы. В настоящее времяоффшорный бизнес активно осваивает операции инвестиционной: и эмиссионногохарактера.
Расширение спектраоффшорных услуг в России в полной мере соответствует мировым тенденциямразвития этого сектора. В современных условиях перед российскимипредпринимателями встают вопросы по организации взаимодействия с зарубежнымикомпаниями и эффективному управлению своими ресурсами. С помощью схеммеждународного налогового и финансового планирования они стремятся разместитьсвои активы наиболее надежным, конфиденциальным и доходным образом.
Механизм международногофинансового планирования состоит в создании оффшорных убежищ капитала,направлении капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам,использовании трансфертных цен во внутрифирменных внешнеторговых операциях.Необходимо отметить, что в развитых зарубежных государствах (прежде всего вСША, Великобритании, в Европейском союзе) существует весьма жесткое«антитрансфертное», «антиоффшорное» и «антидемпинговое» законодательство. Оносущественно ограничивает применение трансфертных цен и схем налоговогопланирования, однако не исключает его вовсе. В США и большинстве другихразвитых стран действует принцип «arm'slength basis»— правило «вытянутой руки». Оно означает, что в налоговых целях условиявнутрифирменной сделки определяются на базе аналогичных операций в аналогичныхусловиях. Антиоффшорное законодательство США выводит оффшорные фирмы из сферыдействия системы налогового кредита (taxcredit system).Это означает, что доходы дочерних фирм в налоговых зонах в полном объемеподлежат налогообложению на территории США. Оффшорные фирмы исключаются издействия соглашений об устранении двойного налогообложения (doubletaxation aviodancetreaties). Антидемпинговыенормы предписывают, чтобы цена продукции определялась издержками производства исравнительными преимуществами производителя. Периодически составляютсямеждународные черные списки оффшорных зон, в которые в начале 2002 г. попала и Россия. Однако уже в октябре 2002 г. было принято решение об исключении нашей страныиз данного списка.
Такимобразом, в современных условиях международное налоговое планирование должноосуществляться в рамках действующей системы ограничений. Для этого формируютсяспециальные «каналы» для международных переводов капиталов и доходов от них.Разрабатываются схемы валютного хеджирования зарубежных финансовых активов,организуется управление временно свободными остатками и резервами зарубежныхфирм. Ресурсы концентрируются на счетах компаний и банков в максимальноблагоприятных с налоговой точки зрения и политически стабильных юрисдикциях.Механизм международного планирования финансовых операций интенсивно осваиваетсяи российским бизнесом.
Вмировой деловой практике выработано большое количество корпоративных схем иорганизационных методов, обеспечивающих оптимальное проведение зарубежныхопераций.
Однимиз наиболее широко распространенных корпоративных инструментов являетсяоффшорная компания, которая действует в безналоговых или льготных налоговыхусловиях. Функционирование и управление оффшорной компанией упрощенно и экономично.Не требуется проведения аудиторских проверок, подачи налоговых деклараций.Собрания акционеров и директоров проводятся «формально». Управление дажебольшим числом оффшорных компаний не требует больших административных затрат.
Владениеоффшорными фирмами, как правило, осуществляется через «номинальных» акционеров(nominee shareholders)и директоров (nomineedirectors). Статус номинальноговладения во многих оффшорных юрисдикциях предусмотрен законодательством.
Организационныеформы оффшорных предприятий в последние годы стали более разнообразными. Внекоторых юрисдикциях (Ирландия) существует институт доверенных директоров (Thirdparty directors).Они имеют официальное право управлять компанией в интересах третьих лиц,например материнского холдинга. В последнее время появилось множество новыхформ предприятий оффшорного типа. Они именуются как компании международногобизнеса (InternationalBusiness Companies),льготные или освобожденные компании (exempt).Отличие от классической оффшорной формулы здесь заключается в том, что они вряде случаев имеют право открывать в оффшорной юрисдикции реальныйфункционирующий офис, вести бизнес и приобретать недвижимость. Однако уровеньналогообложения для них не всегда является нулевым. В некоторых случаях устанавливаетсяплавающая налоговая шкала: налоги зависят от типа бизнеса и места его ведения.Например, «льготные» компании Гибралтара имеют шкалу налогов от 2 до 17%.
Воффшорном бизнесе все чаше используются некорпоративные предприятия и«гибридные» правовые формы предпринимательства. Практически все основныеоффшорные юрисдикции приняли законы о предпринимательских партнерствах (LimitedPartnership), обществах сограниченной ответственностью (LimitedLiability Company).В оффшорном бизнесе применяются компании, ограниченные по гарантии (limitedby garanty),и компании (unlimitedcompany) с неограниченнойответственностью владельцев.
Хозяйствующимисубъектами в зависимости от характера сделки подбираются компании с требуемымисвойствами или используются их комбинации.
Финансовыймеханизм оффшорной компании несложен. Административные расходы оффшорной фирмыисчерпываются ежегодными платежами и сборами за поддержание статуса оффшорнойфирмы. Доходы компании можно разделить на текущие (от операционнойдеятельности, включая дивиденды и другие доходы на капитал) и инвестиционные(продажи долей и вложений в долгосрочные активы). Аналогично подразделяютсярасходы. Текущие расходы аналогичны затратам на производство товаров и услугобычной фирмы. Инвестиционные затраты означают списание капитала при проведенииинвестиций, а также любые перечисления средств материнской фирме и другимпредприятиям. В принципе, для управления оффшорной компанией можновоспользоваться стандартным форматом баланса движения денежных средств (БДДС) ибухгалтерским балансом. При малом числе оффшорных фирм можно ограничиться лишьодним БДДС. В связи со значительной ролью внутрифирменных операций их в БДДСцелесообразно выделять особой строкой внутрифирменные финансовые потоки.
Управление финансами компанииоффшорного типа предельно упрощено. Это связано с отсутствием налоговыхобязательств и необходимости проводить аудиторские проверки. Не требуетсяподдерживать бухгалтерскую отчетность в каком-либо международном стандарте(хотя это вполне допустимо). Однако при наличии нескольких оффшорных фирм, укаждой из которых свой сектор бизнеса, количество финансовой и оперативнойинформации возрастает. Но и в этом случае традиционный бухгалтерский учет можнозаменить системой оперативно-аналитического учета зарубежных операций и неоформлять отчет о финансовых результатах. Документация по зарубежным активам вматеринской фирме ведется не столько ради фискальных целей, сколько с цельюуправления и контроля. Необходимо также указать, что эффективность и итоги хозяйственнойдеятельности оффшорных фирм также должны определяться раздельно — по внутренними внешним операциям компании.
Внастоящее время типичной является ситуация, когда российское предприятие имеетза рубежом дочерние фирмы, хозяйственные объекты и разнообразные вложения. Онимогут находиться в различных географических зонах и иметь различный правовойстатус. Финансовые активы могут быть выражены в различных валютах и финансовыхинструментах. Перед руководством материнской компании стоит задача контроля заструктурой зарубежных вложений, их размещением и доходностью.
Дляпринятия решения по внешнеэкономической деятельности целесообразно использоватьразличные варианты налоговой экономии. Величина прироста прибыли за счетувеличения объема экспорта рассчитывается исходя из валовой выручки отреализованной единицы продукции, себестоимости единицы, количества экспорта.
Экспортно-импортныеоперации с использованием оффшорных компаний позволяют получать дополнительнуюналоговую экономию. Для этого оффшорная компания заключает, например, дваконтракта: с оптовым поставщиком-экспортером — на поставку импортеру (липу,принадлежащему РФ) партии товара по минимальной цене; с российской фирмой — напоставку товара по более высокой цене.
Предоплатаи оплата товара осуществляются из страны импортера поставщикам-экспортерам, аобразовавшуюся разницу получает оффшорная компания.
Оффшорныйбизнес — достаточно эффективный инструмент планирования и управленияхозяйственными связями. И, как правило, наибольший эффект достигается врезультате использования систем материнских, дочерних и других аналогичныхкомпаний. Однако следует отметить, что использование оффшора в большинствеслучаев не влечет полного освобождения от налогов, а лишь позволяет снизить ихв значительной степени. Оффшорный бизнес не является единственным вариантомснижения налогов в результате международного налогового планирования, так каксуществует возможность снижения налогов путем создания фирм в странах, скоторыми имеется соглашение об устранении двойного налогообложения и в которыхотносительно низкий уровень налогообложения и налогового бремени.
Кособой группе задач относится создание эффективного механизма перемещениясредств из одной юрисдикции в другую, изменения правой формы и статуса активовфирмы. Необходимо создание специальных каналов перевода доходов, ихаккумулирования и последующего реинвестирования. С этой целью проводится поископтимальных налоговых маршрутов, создание организационных структур,обеспечивающих перемещение финансовых ресурсов в международном масштабе.Необходимо гибкое реагирование на изменение внешних условий. Планирование сетизарубежных фирм и филиалов требует изучения форм предпринимательскойдеятельности в различных странах мира, анализа налогового законодательство. Особоевнимание следует уделить изучению сети международных налоговых соглашений обустранении двойного налогообложения. Все операции должны соответствоватьдолгосрочной стратегии фирмы.
Такимобразом, в ходе организации международных финансово-инвестиционных операцийсоздаются дочерние компании двух типов:
•оффшорная компания. В качестве конечных и начальных пунктовмеждународных «транзитных» схем обычно выступают «классические» оффшорныефирмы. На их счетах в безналоговых условиях аккумулируются полученные зарубежом доходы. Через оффшорные фирмы осуществляется управление резервамифирмы. Кроме того, оффшорные фирмы применяются в несложных схемах налоговогопланирования, в которых выступают в качестве разного рода посредников илистороны внутрифирменного договора.
Наиболеепопулярными оффшорными юрисдикциями являются Британские Виргинские острова,Багамские острова, Панама, Остров Мэн, Гибралтар. Оффшорные фирмырегистрируются и в некоторых респектабельных странах, которые являютсятрадиционными международными финансовыми центрами мира (Лихтенштейн, Люксембурги некоторые др.). Всего известно около 300 юрисдикции, предоставляющихиностранным компаниям возможности международного налогового планирования.Однако число классических оффшорных районов не превышает 50-60 (см. подробнееглаву 7);
•компания в «промежуточной» юрисдикции. Они размещаются в странах,относящихся к категории юрисдикции с умеренной системой налогов, где созданыпривилегии для компаний, специализирующихся на «транзитных» и инвестиционныхоперациях в интересах материнской фирмы. В этих странах существенно сокращеныили сведены на нет налоги на прибыли и от доходов, полученных за рубежом,имеется широкая сеть соглашений об устранении двойного налогообложения. К этойгруппе стран относятся такие респектабельные государства Европы, как Швейцария,Нидерланды, Люксембург, Кипр, Дания, Ирландия, Австрия (эти страны подробнорассмотрены в параграфе 3.2 данной главы). Сервисные структуры, размещаемые взарубежных зонах с «умеренным» уровнем налогообложения, бывают четырехосновных типов. Это оперативно-холдинговые компании, финансовые компании илицензионные фирмы, специализирующиеся на управлении зарубежныминематериальными активами, страховые и перестраховые компании.
Вльготных «холдинговых» юрисдикциях холдингам предоставляются следующие основныевиды льгот: снижение налога «у источника», освобождение от налогов на прибыльдоходов в виде дивидендов; освобождение от налога на доходы от переоценкиактивов; снижение налога на собственный капитал (networth tax).
Этипривилегии неодинаковы и встречаются в различных комбинациях. Традиционнымихолдинговыми юрисдикциями считаются Нидерланды, Швейцария, Люксембург, Бельгия,Ирландия, с некоторыми оговорками к ним можно причислить Бельгию и Данию. Внастоящее время появились новые территории, привлекающие холдинговые компании:Гибралтар, Мадейра и Маврикий. Условия создания и функционирования холдингов вразличных юрисдикциях неодинаковы. Каждая из них имеет свою специфику,благоприятствующую проведению операций конкретных типов.
Вкачестве примера сравним деятельность холдинговой компании в Люксембурге и наКипре. Люксембургский оффшорный холдинг освобождается от любых налогов наприбыль. Кипрская оффшорная компания платит налог по ставке 4,25%. Однако приболее детальном рассмотрении выясняется, что люксембургский холдинг имеет правопроводить только определенные виды операций, и прежде всего владение«портальными» пакетами акциями. Это делает его удобной формой для деятельностипа европейских рынках ценных бумаг. Однако если его операции выходят за рамкиразрешенного перечня операций, он теряет все свои налоговые льготы. Кроме того,люксембургские оффшорные холдинги исключены из сферы действия соглашений обустранении двойного налогообложения. У кипрской оффшорной холдинговой компанииотсутствуют ограничения на характер операций и налог на доходы от распоряжениянедвижимостью и другими активами (capitalgains). Это делает егоудобным инструментом для проведения операций с капиталоемкими активами. Крометого, Кипр имеет соглашения об устранении двойного налогообложения со многимистранами. Действие большинства из них распространяется и на оффшорные компании.
Финансовыекомпании (в том числе банки) используются для перевода финансовых ресурсов ввиде кредитов и процентов по ним. Они создаются в юрисдикциях, представляющихспециальные налоговые льготы таким компаниям. Часто используется комбинация изфирмы в «налоговой гавани» и финансовой компании в стране, имеющейблагоприятные соглашения об устранении двойного налогообложения. Финансоваякомпания, расположенная в районе с благоприятными налоговыми условиями ввоза ивывоза процентов, получила в деловой практике название «проводящей» (conduit).«Оптимальная» юрисдикция для размещения финансовой компании должна отвечатьследующим требованиям: предоставление финансовым компаниям официального правапроведения кредитных операций; наличие широкой сети налоговых соглашений,снижение налога на банковский процент (как правило, до 0%); льготные принципыналогообложения кредитной «маржи» — разницы процентов по полученным и выданнымкредитам.
Перечисленнымвыше требованиям частично отвечают многие юрисдикции. Однако наиболееблагоприятной страной для регистрации финансовых компаний являются Нидерланды,которые располагают большим количеством налоговых соглашений, большинство изкоторых не предусматривает налог «у источника» на направленный сюда процент поссудам. Процентная «маржа» до определенного предела полностью исключается изналогообложения. Однако облагаемый доход не может быть ниже определеннойвеличины — обычно 0,25% суммы кредита. Нидерланды имеют с Россией соглашение обустранении двойного налогообложения, которое не предусматривает налога «уисточника» на проценты по ссудам. Это означает, что проценты за кредиты финансовойкомпании могут быть уплачены без каких-либо дополнительных налогов «уисточника». Кроме того, они включаются в расходы для целей налогообложения впределах, установленных российским законодательством.
Однойиз наиболее популярных оффшорных банковских юрисдикций является Науру. Так какоффшорные банки исключены из сферы действия международной сети налоговыхсоглашений об устранении двойного налогообложения, то перспективны варианты,связанные с использованием их в комбинации с финансовыми компаниями, размещеннымив благоприятных налоговых юрисдикциях, например в рассмотренных вышеНидерландах.
Лицензионные компаниитакже используются как вспомогательный инструмент международного корпоративногопланирования. Льготными территориями для лицензионных компаний считаютсяИрландия, Люксембург, Кипр и некоторые др. Лицензионные компании могутпользоваться следующими группами льгот: отсутствие налогов «у источника» надоходы и платежам за использование интеллектуальной собственности («ноу-хау»);льготное налогообложение платежей «роялти» или исключение их из налоговой базы;освобождение от налогов на операции с патентами и на изобретения, созданные вданной юрисдикции.
Внекоторых странах нематериальные активы имеют льготный налоговый илиамортизационный режим. Соответственно перераспределение активов и доходов отних может использоваться в разнообразных схемах налогового и финансовогопланирования,
В международномкорпоративном планировании широко применяются оффшорные страховые компанииразличных типов. Оффшорный бизнес предоставляет возможность развивать каксобственно страховую деятельность, так и проводить страховые операции в целяхналогового и финансового планирования материнской компании. Международныестраховые операции — перспективное направление развития российских страховыхфирм. Внутрифирменную оффшорную страховую или перестраховочную компанию можетоткрыть любое российское предприятие.
Вбольшинстве юрисдикции страховые компании, действующие на открытых рынках,подвергаются страховому надзору местными властями. Страхование — лицензируемыйвид деятельности. Страховая компания обычно должна обладать значительнымуставным капиталом.
Внастоящее время многие оффшорные юрисдикции регистрируют на своей территориистраховые фирмы, перестраховочную фирму можно зарегистрировать практическиповсеместно. Однако при планировании крупномасштабных и систематическихопераций рекомендуется рассмотреть в первую очередь традиционные «страховые»юрисдикции. Среди них можно выделить Ирландию, Кипр, Багамы, а также Герси и Джерси,Терке и Кайкос (Карибское море), остров Мэн и др. Например, на острове Мэнзарегистрированы 164 страховые компании, из них 148 — кэнтивы (их деятельностьможет осуществляться только в отношении заранее известного круга лиц), 8 —перестраховщики и 9 — обычные страховые компании. Российских компаний всего 2.
Вмеждународной практике распространены комбинированные схемы, состоящие из фирмразличных типов, расположенных в налоговых гаванях и в странах с умереннымналогообложением. В качестве примера можно привести офшорные цепочки «о.Мэн—Нидерланды», «Гибралтар—Швейцария», «Кипр—Греция»,«Нидерланды—Нидерландские Антиллы», «Швейцария—Нидерланды»,«Швейцария—Нидерланды—о. Мэн». Эти схемы подвижны, они могут создаваться подконкретный деловой проект или инвестиционную программу. В международной деловойпрактике нередко применяются цепочки типа «Люксембург—НидерландскиеАнтиллы—Нидерланды—США». Известны схемы, которые включают более 10 зарубежныхфирм.
Сложностьпроблем международного налогового планирования обусловливает необходимостьавтоматизации их решения. Например, популярное международное издание помеждународному налоговому планированию «То1еу» (Великобритания) включает целыйраздел, целиком посвященный средствам автоматизации международного налоговогопланирования. Российским предпринимателям хорошо известны средства планированиябизнеса, подобные программному продукту «ProjectЕхрсгт.», а также программный пакет «1THINK»— уникальное средство имитации финансовых проектов и процессов.
Литература
1. Налоговыйкодекс РФ
2. Налоговоепланирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб.: Питер, 2007.
3. БарулинС.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элементналогообложения и инструмент налоговой политики / / Финансы. — 2006. № 2.
4. СкрипниченкоВ. Налоги и налогообложение. — СПб: ИД „Питер“, М.: Издательский дом»БИНФА", 2007.
5. ГлухоеВ.В., Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебноепособие. — СПб.: Спец. литер.,2007.
6. Налогии налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. —СПб.: Питер, 2007.
7. НикитинС.М., Никитин А.С., Степанова М.П. Налоговые льготы,стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мироваяэкономика и международные отношения. — 2007. № 11.
8. Финансовыеаспекты экономики России / Под ред. проф. Б.М. Сабанти.