Реферат по предмету "Педагогика"


Место и роль народных игр в социализации детей

Череповецкийгосударственный университет
Институт Педагогикии Психологии
Курсовая работа по педагогике
Тема: «Место и роль народных игр всоциализации детей»

Выполнил: Студентка ЗДШ – 21
Извозникова Татьяна Викторовна
Проверил: Шилова О.М.
г. Череповец, 2011 г.

Содержание
Введение
1. Народные игры и игрушки в истории педагогики
1.1 История возникновения народных игр и игрушек
1.2 Народные игры и игрушки в со/>временнойсистеме образования
2. Народные игры и игрушки как средство социализации детей
2.1 Понятие социализации детей
2.2 Народные игры как средство социализации детей
3. Народные игрушки как средство социализации детей
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Ребёнок может активнопознавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность.Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обученияребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опытчеловеческой деятельности. А игрушка сопровождает ребёнка с первых дней егожизни и занимает в его мире особое место. Именно через игрушку ребёнок познаётокружающий мир, всё его разнообразие. Кроме этого, игрушка является отражениемсоциального развития общества, эпохи.
Проблема игры и игрушкипривлекала внимание многих исследователей. Рассмотрим работы некоторых из них.
Н.К.Крупская в своихсочинениях писала, что у каждого ребёнка есть потребность в игре, которую можнообъяснить его стремлением знакомиться с окружающим. Она отмечала: «Малышиподражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра,которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение,гораздо большее, чем что-либо другое» (10, с.398).
Д.Б.Эльконин изучалзначение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он ссылается наисследования А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, которые, по егомнению, внесли новое в психологию детской игры: «Игра в дошкольном возрастеособенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческихотношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – егодеятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть формаориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (19, с.10).
Е.А.Флерина была нетолько педагогом, чувствующим психологию ребёнка, но и очень талантливымхудожником. Она внесла значительный вклад в педагогику, написав ряд статей,посвящённых игре и игрушке, которые сыграли немалую роль в создании теории иметодики игры. В понимании Флериной игра – творческая деятельность, котораянеобходима для всестороннего развития детей. В ней ребёнок реализует свои мысличувства.
Одной из последних работЕ.А.Флериной является доклад на Всероссийском совещании «Педагогика народнойигрушки» (1943г.), где автор рассматривает историю народной игрушки, её педагогическиеи художественные достоинства. Флерина считает, что «…народ в игрушке даётребёнку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятноребёнку, учит видеть и понимать окружающую жизнь» (18, с.89).
А.П.Усова в книге«Русское народное творчество детскому саду» раскрывает вопрос о важностидетских народных игр и игрушек для воспитания и развития детей. Автор отмечаетпонятность, доступность народных игр для ребёнка, выявляет воспитательноезначение народной игрушки, пишет о необходимости сохранения ценных традицийнародных игр и игрушек.
Е.А.Коссаковская уделяетбольшое внимание образным игрушкам, особое место среди которых занимает кукла.Автор отводит игрушке важную роль в освоении окружающего мира, считает игрушкуисточником новых знаний, развития интереса к окружающему, средством дляформирования нравственных качеств.
Известный педагог ввопросах изучения детской игрушки Д.В. Менджерицкая считает, что игрушкапомогает воспитывать у детей интерес к разным видам деятельности, развиваетлюбознательность. Она даёт детям представление о людях разных профессий инациональностей, может помочь воспитать чувство уважения к ним.
Проблема приобщения детейк миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознананеобходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во всевремена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло быпригодиться детям в жизни.
Вопрос о приобщении детейк социальной действительности решали многие педагоги по-разному. Остановимся натом, как рассматривали проблему социализации детей русские педагоги, такие какК.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Они считали, что «воспитание ребёнка должно бытьнасыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детейк культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку» (8, с.14).Таким образом, русские педагоги в вопросах социализации придерживалиськраеведческого принципа, народности и национальности. Это правильно, посколькудля полноценной жизни среди своего народа необходимо знать его культуру,обычаи, традиции, уметь уважать их.
В игре отношения детеймежду собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. Асредствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира,среди которых – игрушка.
Учитывая принципнародности, игру как ведущую деятельность детей и игрушку, мы подошли к такомувопросу: как народные игры и игрушки влияют на социализацию детей?
Эта тема очень интереснадля исследования. Имеется много литературы, посвящённой народным играм иигрушкам, выявляется их значение для всестороннего развития детей. Нонедостаточно литературы, которая могла бы полно ответить на вопрос о ролинародных игр и игрушек как средства социализации ребёнка. Поэтому мы хотимнаиболее глубоко проанализировать и обобщить имеющуюся литературу и раскрыть поставленнуюпроблему так, чтобы появилась возможность использования полученных наработок впрактике воспитания детей.
Выделен объектисследования: народные игры и игрушки.
Предмет исследования:роль народных игр и игрушек в социализации детей.
Цель данной работы:рассмотреть народные игры и игрушки как средство социализации детей.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать, изучитьи проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотретьнародные игры и игрушки в истории педагогики.
3. Выявить местонародных игр и игрушек в современной системе образования.
4. Изучить вопрос опонимании социализации ребёнка.
5. Рассмотретьнародные игры и игрушки как средство социализации детей.
6. Обобщитьнаработанный материал.
Метод исследования –анализ педагогической литературы.

1. Народные игры и игрушки в историипедагогики
 
1.1 История возникновения народныхигр и игрушек
 
В различных формах играсопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древнихвремён и до наших дней. Аристотель, известный мыслитель античности, отмечалважность дошкольного возраста в развитии человека. Он считал, что до пяти летособое место в воспитании ребёнка должно отводиться играм. «Игры детей должныподражать тому, чем они будут заниматься впоследствии» (12, с.96).
В статье А.Локшина«Игрушки древнего мира» прослеживается мысль о том, что игры детей античности отражалисистему общественных отношений того времени. Например, в Древней Грециимножество игр носило политический характер, в Афинах была известна «игра вцаря», где дети подражали своим отцам, устраивали «судебные процессы» надпровинившимися детьми. В этом просматривался процесс воспитания будущих рабовладельцев,которые презирали физический труд и повелевали рабами.
Со времёнрабовладельческого строя и до современности игра является своеобразной формойдетской деятельности, через которую ребёнок осваивал нормы общественногоповедения своей эпохи, знакомился со способами действия с предметами,отражающими уровень развития производительных сил определённого общества.
Игра в разной степеникасается почти всех областей народного творчества, начиная с небольших игровыхпесенок и заканчивая свадьбой, которая является своеобразной драматическойигрой с определёнными ролями и чётким поведением каждого персонажа споследовательным развёртыванием сцен с завязкой, развитием действия,кульминацией и финалом.
Другие формы игровогоповедения видны в календарных обрядовых праздниках, народных игрищах, которыеещё много поколений назад устраивали на Святки, Масленицу, Троицу и другиепраздники.
Первоначально игра былане только развлечением на досуге, а и способом организации жизни человека(семейной, хозяйственной, общественной). Уже в те времена игра учила,наставляла, развивала многие способности человека: наблюдательность,сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться вразличных ситуациях.
Несмотря на то, что, такили иначе, человек играет на протяжении всей своей жизни, всё же слово «игра»ассоциируется с детством. Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культуройвзрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи,рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходилииз обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. Например,лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно неприменяет их в своей деятельности.
В любой культуре есть своитрадиции. Присутствуют они и в детском быту. Одна из них – заимствование игрдетьми друг у друга. Народные игры поэтому так и названы, что они созданынародом и передаются из поколения в поколение.
Постепенно содержаниемногих народных игр потеряло свою связь со временем, с эпохой в процессепередачи их через многие поколения. Игры отдалились от условий, которые былиисточником их возникновения, хотя идеи, вложенные в содержание игр, имеют местои в наши дни.
В педагогике значениенародных игр оценивалось высоко. А.П. Усова в своих работах отмечает, что«Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимоесодержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизниребёнка, но и в годы его школьной жизни. П.Ф. Лесгафт именно народные игрыположил в основу своей системы физического образования» (16, с.32). Усова такжессылается на К.Д. Ушинского, который считал, что народные игры наиболее понятныдля детей в силу доступности их образов, сюжетов детскому воображению. В Россиибыло заложено начало новой национальной системы воспитания детей, в которуюбыли введены и народные игры.
Такие педагоги, какУшинский, Покровский, Виноградова и другие, призывали собирать и описыватьнародные игры для того, чтобы сохранить и донести до будущих поколений народныйколорит обычаев, празднеств, неповторимость и оригинальность самовыражениянарода, своеобразие его языка и формы.
Во все историческиевремена с игрой была связана и игрушка. Народная игрушка очень давно вошла вдетский быт. Она отображает весь круг детских интересов. Ребёнок знакомится сбытовыми предметами, с миром животных, людей, а также порой уходит в мирфантазий.
У русской игрушки естьсвоя история. Это ещё раз подтверждает, что она появилась не случайно, аразвивалась постепенно как отдельная страница народного искусства, у которойесть свои традиции.
Очень интересна статья педагога-исследователяА. Локшина «Игрушки древнего мира», где просматривается зарождение игрушки сдревних времён. Первой игрушкой ребёнка была погремушка, которая вышла родом изДревней Греции. Там существовало поверье, что различные трещотки, погремушкиотгоняют от младенцев злых духов, оберегая ребёнка. Затем появились игрушки,которые могли двигаться благодаря несложному механизму. Это были небольшие фигуркииз дерева, изображающие животных, людей, например, «Крокодил», «Тигр». ИгрушкаДревнего Египта «Месильщик теста» нашла отражение в дальнейшем и в творенияхрусских мастеров. Пример этого – богородская игрушка «Кузнецы». Механизм ихдвижения очень сходен.
Позднее в игрушке возникобраз коня. Такие игрушки были очень любимы детьми Древней Греции. Большинствоиз них делалось из глины. Игрушки отражали события тех времён. Так появиласьигрушка «Троянский конь», копирующая огромного деревянного коня, при помощикоторого Одиссей взял Трою.
Образ куклы тоже пришёл кнам из глубокой древности, примерно 4 тысячи лет назад. Первоначально это быликуклы из тонких дощечек, которые раскрашивались геометрическими узорами,напоминающими одежду. Они не предназначались для детей, а были связаны срелигией той эпохи. Древнейшие куклы Египта были погребальным дарованием идолжны были скрасить одиночество умершего человека. Считалось, что куклы,изображающие фигуры людей, могут влиять на их судьбу. Их часто делали без ног,так как боялись, что кукла убежит из гробницы.
Постепенно сталипоявляться и куклы для игры. Они делались из глины, дерева, соломы и другихматериалов. Дошли они и до наших дней.
Таким образом, игры иигрушки возникли очень давно и сопровождают человека на всём протяжении егосуществования, играя важную роль в его развитии.
1.2 Народные игры и игрушки в современнойсистеме образования
Народные игры и игрушкидошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность.
Так как народные игрыявляются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению вустной форме, то возникла необходимость собрать, составить и по возможностинаиболее полно описать традиционные народные игры. В настоящее время впедагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторыподробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народныеподвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры»Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детскийигровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.
При передаче игризменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. Поэтой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества,а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания ипередачи.
Как считает И.А.Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагаетразработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно,родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена былизаложены (практикой!) нынешние научные основы педагогики. Так, народнойпедагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр)принадлежит заслуга определения цели воспитания – простая и ёмкая формулаподготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практическийопыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира,важнейшим средством развития человеческого разума» (7, с. 91). С этим мнениемнельзя не согласиться.
Если проанализироватьразличные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны: игрыразвивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость,меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современнойпедагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры,а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели – развивать ребёнка, готовитьего к последующей жизни в окружающем его мире.
Народные игрушки тожешироко используются в современной системе воспитания. Это различные яркиепирамидки, шары, цилиндры из дерева, забавные движущиеся фигурки, такие, как медведь-кузнец,это и кукольная мебель, сплетённая умельцами. Красива и удивительна дымковская,городецкая, семёновская игрушка, которая привлекает к себе взгляд.
Народная игрушка проста,красива и близка ребёнку, она радует, учит, воспитывает. Именно поэтомународная игрушка дошла до наших дней и используется для игр детей или же какпредмет эстетического быта.
Таким образом, мыпознакомились с историей народных игр и игрушек, сделали вывод об их важностидля воспитания детей. Теперь можно перейти к следующей главе исследования,которая будет посвящена вопросу социализации детей и народным играм и игрушкамкак средству социализации.

2. Народные игры и игрушки как средство социализациидетей
2.1 Понятие социализации детей
 
Человек является высшимразумным существом. И, согласно христианскому учению, он наделён совершеннымтелом, богатой душой. Но человек становится высшим существом только среди себеподобных. В нём неразрывно соединяются биологическое и социальное. Социальныйопыт человека сохраняется и передаётся от поколения к поколению, делая каждоепоследующее поколение более образованным, чем предыдущее. Любой индивидстановится человеком лишь в процессе социализации. Что же такое социализация?С.А.Козлова представляет три наиболее объективные точки зрения на это понятие.
1. Социализация –это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Согласно этой концепциичеловек должен адаптироваться к человеческому обществу, чтобы жить в нём. И витоге человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, хотяпроцесс адаптации происходит у всех по-разному.
2. Социализация –это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает ивоспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющихфункционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С.Кон) (8, с.7).
3. «Социализация –это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром(А.В.Мудрик)»(8, с.7).
Во всех трёх подходах кпонятию «социализация» просматривается общее — человек так или иначевзаимодействует с социальной действительностью, в результате чего и происходитформирование самого человеческого существа. Но социализация индивида во многомзависит от его собственной активности. Недостаточно лишь приспособиться кокружающему миру и усвоить определённые правила и нормы. Важно научитьсявзаимодействовать с окружающим миром и уметь преобразовать его. Возможно, этобудет наиболее объективной точкой зрения на понимание социализации.
На социализацию детейвлияет множество факторов и условий. И чтобы перейти к следующему разделуработы, уточним основные моменты, на которые будет опираться дальнейшееисследование в вопросе социализации детей средствами народных игр и игрушек.
Деятельность являетсяважным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнокне только объект, но и субъект воспитания, который способен активно приниматьучастие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании. Вдеятельности ребёнок самостоятелен в познании социального мира, у негоформируются многие личностные качества, характеризующие ребёнка как высшее,социальное существо. Он учится сопереживанию, переживанию, развивает умениепроявлять своё отношение и выражать его в различных видах деятельности.
С.А. Козлова считает, чтосоциализация личности происходит более успешно, если ребёнок активен, включён впроцесс собственного «социального строительства» (8, с.78). Она указывает напотребность познания самого себя как одного из стимулов включения ребёнка впроцесс социализации. При этом важно, чтобы у него сложилось представление осебе как о человеке, чтобы он нашёл своё место среди других людей, мог мыслить,чувствовать, оценивать свои поступки и действия.
Предметный мир имеетбольшое значение для социализации детей. Предметы окружают ребёнка с рождения ина протяжении всей его жизни. Они помогают ориентироваться в окружающем мире,учат действовать, развивают желание познавать мир.
Ребёнок первоначальнообщается со взрослыми. Но по мере его развития для него возрастает рольобщества других детей. По мнению Козловой, детское общество «живёт по законам,которые хоть и не являются отражением законов, принятых обществом взрослых, ноимеют свою специфику» (8, с.96). Детское общество — своеобразный источникинформации, которая даёт знания о социальной действительности, так как дети, общаясьмежду собой, передают то, что узнали от взрослых, при просмотре телепередач ит.д. Такая информация повышает любопытство, заставляет думать, сомневаться,побуждает искать ответы на многие вопросы у взрослых или других детей. Такаяинформация воспринимается активно.
Но порой такого родаинформация бывает неточной в результате своеобразного понимания увиденного илиуслышанного одним ребёнком и передачи её в таком виде другим детям. В этихслучаях дети прибегают к помощи взрослых, переспрашивая у них те или иныефакты. В такие моменты важна роль взрослого, который является носителем знанийоб окружающем мире, носителем социального опыта, норм и правил поведения. Онорганизует процесс обучения и воспитания детей.
Воспитание любви кОтечеству и приобщение к народной культуре тоже вносит свой вклад в процесссоциализации детей. Народное творчество может в этом помочь. А.Б. Усова писала:«В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народучерты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкоезначение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеетзначение для патриотического воспитания» (8, с.120).
Таким образом, выделеныследующие моменты, на которые мы будем опираться в следующем разделе,рассматривая народные игры и игрушки как средство социализации детей:деятельность, познание самого себя, предметный мир, детское общество,воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре.
2.2 Народные игры и игрушки каксредство социализации детей
народный игрушкасоциализация ребенок
Как мы уже говорили,деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. Внародных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познаваяокружающий мир, осваивая отношения между людьми.
Участвуя в народныхиграх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах,знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передаваяигры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детскоетворчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущаядевочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песнитак, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому,что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения,соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможностьпроявить свою индивидуальность, самовыразиться.
Почти все народные игрыобразны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси иволк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действияволка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Детиучатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую емуроль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Многие народные игрысвязаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву,посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом,учится ценить и уважать его.
Рассмотрим некоторые изигр. В игре «Кто с нами», построенной по принципу переклички двухкоманд, дети передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеютжито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. Вэтой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Детиузнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Онипонимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конецигры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошегоурожая.
Игра «Воробушек»связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показываетдвижением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Онизображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые сэтими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего,остальные овладевают всем этим в игре.
Игра «Пахари и жнецы»тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что вней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают иподсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость.Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.
В игре «Лень»главный персонаж наделён качеством, которое не находит
поддержки в реальнойжизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. Вигре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хорошийурожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень неодобряют.
Число игр, отражающихтруд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не толькопоказывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своёотношение к происходящему.
Все русские праздникипроходили с участием детей. Среди них — русская свадьба. Считалось, что играмив свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливыйбрак.
Шуточная свадьба имеласвою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, онаиграла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядомвзрослых.
Детская игра в свадьбуимитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины.Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной.«Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрытыплатками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолеваютпрепятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят испытания напредмет того, кто, например, лучше подметёт дом или быстрее запеленает куклу.После испытаний все поздравляют «молодожёнов», и игра начинается снова.
Ведущий во время игрыприговаривает: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда неругайтесь, помогайте друг другу» (14, с.25). На протяжении игры участники поютвеличальные песни, а в конце всё может завершаться «свадебным пирогом».
Таким образом, игра всвадьбу знакомит детей с этим обрядом, учит тому, что в семье нужно житьдружно, всё делать сообща, тогда семейная жизнь будет счастливой и доброй.
Подводя небольшой итог,можно сделать вывод, что народные игры предоставляют большую возможность длядетской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участникамиигрового действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей иполучаемая ими в процессе игры, усваивается тоже активно и прочно.
Для успешной социализацииребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получениипредставлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другимилюдьми, его мысли, чувства.
Существует ряд народныхигр, основанных на небольших простейших попевочках. Эти игры дают возможностьокружить малыша любовью взрослых, заботой, вниманием, научить его радоватьсяжизни, положить основу доверительных отношений с людьми.
В раннем и дошкольномдетстве дети начинают познавать человеческие отношения. В это время формируетсяребёнок как личность, становится его характер. Поэтому взрослые, играя сребёнком, помогают ему познавать и осознавать как себя, так и своё окружение,создавая условия для его самостоятельной игры.
Рассмотрим какразновидность игр с детьми народные пестушки и потешки. Пестушками взрослыесопровождают уход за ребёнком, а потешки – это игры взрослого с ребенком, с еголадошками, пальчиками. Они помогают установлению и формированию добрых,доверительных отношений между ребенком и взрослыми. Главное в этих отношениях –проявить любовь к ребёнку, расположить его к себе. При этом взрослые активноиспользуют жесты поглаживания, которые помогают установить контакт с ребенком,наполняют отношения спокойствием, добрыми чувствами, снимают напряжённость,отчуждённость. Дети тоже выполняют движения в соответствии с текстом потешкисначала по показу взрослого, а потом и самостоятельно. Благодаря разнообразиюпотешек и пестушек, ребёнок обогащается эмоционально, учится выражать эмоции,адекватные содержанию текста. Это может быть радость, удивление, насмешка,обида и т.д. Также ребёнок знакомится с выразительными жестами, с разнообразиеммимики.
Ласковые пестушки,обращение к ребёнку помогают в воспитании. Например, мама приговаривает:
«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький» (17,с.11).
Народное слово можетпомочь утешить ребёнка:
«Не плачь, не плачь,детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки
Для нашей потешки» (17,с.12).
При это мать (иливзрослый) передаёт ребёнку всю свою доброту, ласку, успокаивает его.
Пестушки, потешки могутбыть обращены к разным частям тела ребёнка: к ладошкам, пальчикам, ручкам,глазкам, головке, ножкам и т.д. Это помогает малышам усвоить строение своеготела, изучить его возможности: ладошки могут хлопать, ножки топать, ушкислышать и т.д. На вопрос «Где наши глазки?» ребёнок отвечает показом: «Вотони!» Также попевки стимулируют детей: «Ручками мы хлопнем – да, да, да!Ножками мы топнем – да, да, да!»
Разнообразны народныеигры с пальчиками. В них не только развивается мелкая моторика, но и происходиткосвенное знакомство детей с различной деятельностью:
«Ивану-большаку – дроварубить,
Ваське – указке – водыносить,
Мишке – соседке – печитопить,
Гришке – сиротке – кашуварить,
Крошке – Тимошке – песнипеть,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать»(17, с.24).
Таким образом, народныепестушки, потешки помогают социализации ребёнка, включая его в процессактивного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развиваядоверительное отношение к взрослым.
Так как предметный миримеет большое значение для социализации детей, то
рассмотрим игры, которыепомогают детям ориентироваться в окружающем мире,
вызывают желаниепознавать его.
Игры с предметамиразвивают у детей умение действовать с предметами. Наиболее популярны народныеигры с мячом. Игры с мячом разнообразны. Это игры-состязания, например,«Зевака», «Гонка мяча по улице», игры, которые построены на определённомсюжете, в которых не просто развиваются сила, ловкость, различные умения, адети выступают в какой-либо роли (игры «Охотник», Защищай город», «Сторож»,«Зайчик» и другие).
Предметный мир важен длясюжетно-ролевых игр. Используя народные атрибуты, например, куклы, орудиятруда, дети воспроизводят в своей игре жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая играявляется отражением взрослого мира, и различные предметы, используемые детьми вигре (мебель, предметы обихода и другое), придают ей большее сходство с жизньювзрослых.
Флерина отмечает игры скуклами, среди которых игра «В семью». Для этой игры необходимы куклы,изображающие маленьких детей. Здесь детьми усваиваются навыки культурного быта,семьи, присутствует элемент подражания матери в её заботе о ребёнке.
По мере взросленияребёнка расширяется круг его общения. Он вступает во взаимодействие с другимидетьми. И эти отношения отчасти строятся игровыми способами, будь то дружескийдосуг или конфликтная ситуация. Для этого детьми используются разного родамирилки, дразнилки. Они позволяют примириться или своеобразным способомвыяснить «кто есть кто» (например, «жадина-говядина»). Приговоры, зазывалкипомогают организовать игру. Эта традиция сбора участников игры, существующая сдавних времён, используется как игровой зачин:
«Тай, тай, налетай
В интересную игру,
А в какую – не скажу!
Догадайтесь сами,
Девочки с усами,
Мальчики с косами» (15,с.203).
После выбора игрынеобходимо распределить роли так, чтобы никому не было обидно. На помощь детямв этом случае приходят различные считалки, жеребьевки. Далее, когда ролираспределены, идёт сама игра, у которой есть свои правила, обязательные длявсех участников. Нарушающие правила удаляются из игры.
Значит, можно сказать,что народная игра организует детей, учит делать выбор и адекватно оцениватьего, приучает к определённым правилам, учит быть ответственным за отведённуюроль в игре. Народная игра является средством взаимодействия детей, даёт первыйопыт общения в детском коллективе.
Народные игры приобщаютребёнка к народной культуре и к Отечеству.А.П.Усова отмечает, что черезнародное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы,черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которыепронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитаниялюбви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игрпередаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх,песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважениемначинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.
Таким образом, извышесказанного сделаем выводы. Народные игры помогают детям познаватьокружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активнуюдеятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможностьсамопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народныхиграх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоениенравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщаетсяк культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самымвоспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет оченьважную роль для социализации ребёнка.
Теперь перейдём кнародным игрушкам.

3. Народные игрушки как средствосоциализации детей
В совей книге «Русскоенародное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки наигрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки.
Игрушки-самоделкиизготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразныйматериал: тряпичные или соломенные куклы, летающие змеи, кораблики, лодки изкоры, каталки и т.д. Как отмечает Флерина, «на игрушке-самоделке ребёнок учитсяработать с разными материалами и видами труда: шитьё для кукол, созданиемальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними,всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «буравчиков», коробочек избересты и т.д.» (18, с.87) постепенно вводит детей в трудовую жизнь взрослых.Кроме этого, игрушки-самоделки дают возможность проявить своё творчество,умение, выразить своё видение того или иного предмета, возможность созданиясобственной уникальной вещи, а значит, дают возможность ребёнку быть творцом,автором. Такое самовыражение помогает детям обрести уверенность в себе,испытать себя, раскрыть свои возможности. Изготовление игрушек развивает такиекачества, как трудолюбие, усердие, сила воли. На примере взрослого ребёноквключается в процесс изготовления игрушек, знакомится с профессией народныхмастеров, испытывая это на себе через активную собственную деятельность.Е.А.Аркин в книге «Родителям о воспитании» пишет так: «Изготовлениеигрушек-самоделок при умелом руководстве очень увлекает детей. Оноудовлетворяет их любознательность, открывает «секрет» производства игрушек,знакомит их, так сказать, с технологией всего процесса. Дети бережно иаккуратно относятся к сделанным ими самими игрушкам. Учась уважать и ценитьсвой труд, они становятся более доступными для воспитания уважения к трудувзрослых» (1, с. 127). И это тоже очень важно.
К дидактически игрушкамотносятся разнообразные пирамидки, деревянные шарики, конусы, колёсики,игрушки-вкладыши, цилиндры и т.д. Они обычно очень яркие, побуждают ребёнкаактивно действовать с ними.
Эти игрушки помогаютпознавать окружающий мир, развивая сенсорные качества. Ребёнок учится различатьцвета, знакомится с величиной, размерами, формой. Играя вместе с детьми,взрослые могут развивать речь ребёнка, обучая действиям с игрушками и цветовымразличиям: «Дай большой зелёный шарик», «Положи на большой жёлтый кубик красныймаленький цилиндр» и т.д. В самостоятельной игре ребёнок сам постигает многиеистины, например, такие, что большие матрёшки не помещаются в маленькие.Ребёнок учится самоконтролю, выдержке, терпению. Во время игры с другими детьмиможно устроить соревнования друг с другом («Кто быстрее соберёт пирамидку»),проявляя при этом различные качества (ловкость, быстроту, точность).
Сюжетная игрушка занимаютособое место в жизни детей. Ей отводится наиболее значимая роль в социализацииребёнка.
Народная игрушка являетсякультурным наследием подобно народным сказкам, песням, играм. У каждого народаесть свои игрушки, в которых сохраняются художественные, технические ипедагогические традиции. Эти традиции связаны со своеобразием национальнойкультуры, с особенностями педагогики того или иного народа.
Русская народная игрушканесёт в себе традиции национального русского искусства. Это упрощённые формы,декоративная роспись, орнаменты, яркость и одновременно сдержанность цветов. Апроблема реализма, как отмечает Флерина, разрешена в народной игрушке оченьинтересно. По её мнению, «…реализм в искусстве для детей – это ценное начало,которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволнованность автора и точувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в своёпроизведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, идекоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семёновская и Городецкаяигрушка. Реальная основа сказки здесь налицо. Упрощённость неполнотаизображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущенияреального образа». (18, с.88) Действительно, сюжетные народные игрушкиотличаются условностью, простотой, яркостью. Этим они привлекают вниманиедетей. Как отмечает Усова, «Условность изображения опирается на предельнуюобработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли этоизображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработаннымсредством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробностидополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с неюи детскую игру» (16, с.47).
Флерина высказывается онародной игрушке так: «Величайшая правда и острота мироощущения, большаявыразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть имобеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивалатворчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видамитруда взрослых… В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку,свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение, — в этом большая силаеё влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковыйговорит с ребёнком правдиво, мудро» (18, с.86). Этими словами о народнойигрушке сказано многое.
Очень ярки по окраскегородецкая и дымковская игрушки. Они бодрые, жизнерадостные. Интересназагорская игрушка – кони на колёсиках с хвостами из пакли. Богородская игрушкаблизка детям по своим сюжетам, образам, она даёт ребёнку представление оживотных, образы которых представлены выразительно и естественно.
Сюжетная игрушка отражаетв себе мир сказок и сказочных образов, жизненных явлений, с которыми ребёнокпостоянно сталкивается в реальной повседневной жизни. А.П. Усова отмечаетважность макетов-игрушек и игрушек-миниатюр которые являются богатымдополнением к народным сказкам, знакомят детей с бытом во всём егомногообразии.
Особенно среди игрушекхочется отметить куклу. Она передаёт образ человека – взрослого или ребёнка.Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения вбыту. У них развиваются нравственные чувства, приобретается эмоциональнаякультура. Так Е.А.Аркин считал, что куклы являются прообразом человека, будят вребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности,покровительства и заботы о детях. А.П.Усова, Р.И., А.Б.Менджерицкая в своихработах отмечали положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничныхотношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения.
Таким образом, народнаяигрушка знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, учить действовать. Такжеона развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные длясоциализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками.Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка ккультуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства.

Заключение
 
Данное исследование былопосвящено проблеме социализации детей через народные игры и игрушки, которая иявлялась целью этой работы. В результате исследования был затронут вопрос овозникновении народных игр и игрушек, их месте в современной системеобразования. Раскрыто понятие социализации детей, на основе которого строиласьвся последующая работа.
Ссылаясь на известныхпедагогов-исследователей, рассмотрены и проанализированы многие народные игры,раскрыты их педагогические ценности. Также отмечено многообразие народныхигрушек, выявлена их роль в воспитании и развитии детей.
Таким образом, висследовании были решены все поставленные задачи, а цель полностью реализована.Важность народных игр и игрушек как средства социализации детей доказана.
В заключение хочется отметить,что проблема социализации детей является актуальной во все времена. Педагогамнеобходимо знать, на какие моменты обращать внимание при воспитании детей,какие средства использовать при этом. Бесспорно, ребёнку трудно, да,практически, и невозможно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Рольродителей, педагогов, окружения велика для этого. Помочь в этом может народноетворчество, а именно: народные игры и игрушки, созданные народом, близкие детямпо восприятию и образам. Они несут в себе огромную педагогическую ценность. Вних есть всё необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру, ксоциальной действительности. Через народные игры и игрушки у педагогов естьвозможность воспитать хорошо развитых, готовых к жизни во взрослом обществедетей, которые ещё в детстве постигнут первые опыты общения, взаимодействия,освоят социальные и нравственные нормы. И всё это воспитание будет базироватьсяна традициях родной культуры, которой порой так недостаёт в наши дни.
Многие исследователиотмечают недостаток обращения к народным играм и игрушкам в воспитательномпроцессе. Поэтому нужно как можно чаще прибегать к применению этихзамечательных средств в повседневной практике педагогов дошкольных учреждений,использовать все педагогические ценности и возможности народных игр и игрушек сцелью знакомства детей с социальной действительностью.

Использованная литература
 
1. Аркин Е.А.Родителям о воспитании. Воспитание в семье от года до зрелости.- Изд.2-е- М.:Учпедгиз, 1957.
2. Воспитание детейв игре: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.К. Бондаренко,А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1983.
3. Г.Гришина. Незабывайте народные игры //Дошкольное воспитание. – 1993. — № 2.
4. Детские народныеподвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А.В.Кенеман, Т.И. Осокина. – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
5. Детские подвижныеигры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада /Сост А.В. Кенеман; Подред. Т.И Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.
6. Карпова С.Н.,Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
7. И.А.Качанова.Народные игры в содержании образования в дошкольном учреждении //Источник:информационно-методический и научно –педагогический журнал департаментаобразования администрации Вологодской области и Вологодского института развитияобразования, 2002.- № 4.
8. Козлова С.А.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью:Учебное пособие для студ. средн.пед.учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.
9. Коссаковская Е.А.Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред.С.Л.Новосёловой [и с предисл]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
10. Крупская Н.К.Педагогические сочинения, т.6. — М.: АПН РСФС, 1959.
11. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада /Под. ред.Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.
12. А.Локшин. Игрушкидревнего мира //Дошкольное воспитание. – 1976. — № 3.
13. С.Л.Новосёлова. Оновой классификации игр //Дошкольное воспитание. – 1997. — № 3.
14. Петров В.М.,Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.:Сфера, 1998.
15. Раз, два, три,четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. дляучителя и учащихся /Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение,1995.
16. Усова А.П.Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей дет. садов.Изд.3-е.- М.: Просвещение, 1972.
17. Федорова Г.П. Назолотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детейдошкольного возраста. – Спб.: — Детсво-Пресс, 2000.
18. Флерина Е.А. Играи игрушка: Пособие для воспитателя дет. сада: Сборник статей / Под ред. и спредисл. В.Д.Менджерицкой, послесл. Е.Г. Батуриной. – М.: Просвещение, 1973.
19. Эльконин Д.Б.Психология игры /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Путешествия и туризм
Реферат Swot-анализ Strengths – сильные стороны W
Реферат Король Лир (King Lear)
Реферат Сжатие данных методами Хафмана и Шеннона-Фано
Реферат History Project Essay Research Paper Need a
Реферат Учёт затрат формирование и методы калькулирования себестоимости
Реферат Государственный аппарат России в 1900 – 1917 г.г.
Реферат Исполнительная власть понятие и место в системе разделения властей. Функции исполнительной влас
Реферат Зміни у морфемній структурі слова
Реферат Самый таинственный герой романа ЛН Толстого Война и Мир
Реферат Загальнодержавні податки та їх значення для бюджету
Реферат Потребительское кредитование в России состояние и пути его совершенствования
Реферат Окружающая природная среда и военная деятельность
Реферат 1. Общие положения Профильная конференция для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений (далее учебные заведения) г о.
Реферат Геоинформационные системы в охране окружающей среды