Содержание
Введение
Сущность финансов хозяйствующихсубъектов. Место финансов в финансовой системе государства
Роль финансов предприятия и их значение для внебюджетныхфондов
Проблема управления финансами Пенсионного фонда
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансы хозяйствующих субъектовв любом государстве являются основой любого бюджета. Различного вида налоги и отчисленияаккумулируются в финансовой системе государства и, перераспределяясь, определяютгосударственную социально-экономическую политику государства по обеспечению сбалансированногороста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорированиенеобходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировойопыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.
Развитая экономика государствапозволяют полно и своевременно финансировать все нужды государства и населения,а этот вопрос всегда актуален для каждого государства и гражданина, и именно этои делает тему данной курсовой работы актуальной.
Чем более прибыльно работаетпредприятие, тем больше заработная плата работников, а, следовательно, больше налоговыеотчисления с прибыли и оплаты труда. Эти средства являются одним из основных источниковпополнения бюджета, т.е. можно сказать, что чем более эффективно работают предприятия,тем более богато и благополучно живет государство в лице его граждан.
Бездефицитный бюджет предполагаетрегулярное и полное финансирование всех расходов государства, в том числе и социальныхгарантий.
Главной целью государственнойфинансовой политики должно стать создание благоприятных финансовых условий для социально-экономическогоразвития общества, повышения уровня и качества жизни населения, а это возможно толькопри рациональной системе доходов и расходов.
Но социальная защита гражданне настолько идеальна, как хотелось бы иметь, и это требует определенных доработок.
Целью данной курсовой работыявляется рассмотрение сущности финансов хозяйствующих субъектов и их роль в финансовойсистеме государства. Предметом — финансы хозяйствующих субъектов.
Исходя из цели определены следующиезадачи:
1) Определить сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовойсистеме государства;
2) Рассмотреть роль и значение финансов предприятия в формировании внебюджетныхфондов;
3) Рассмотреть проблемы финансирования Пенсионного фонда России.
В работеиспользована законодательно-нормативная база, труды ученых-экономистов, статьи периодическойпечати и данные официальных источников.
Списоклитературы состоит из 15 источников.
Сущность финансов хозяйствующих субъектов. Место финансовв финансовой системе государства
Деятельность любого хозяйствующегосубъекта подразумевает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказаниеуслуг, операции на финансовом рынке. В процессе этого взаимодействия возникают хозяйственныесвязи, в которых используются денежные средства. Таким образом, под финансами предприятийпонимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений организаций,имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материальных в доходахпоступления и накопления, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования, дляцелей обеспечения их деятельности.
Собственно понятие «финансы»в современном его представлении, по мнению Ковалева В.В., можно отнести к этапуобособления государственной казны, возникновению государственного бюджета. [1]
Финансы предприятий имеютдве функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляетсебя в процессе формирования первоначального капитала, который образуется за счётвкладов учредителей распределения валового внутреннего продукта в стоимостном выражении,так же обеспечения оптимальности в сочетании интересов хозяйствующего субъекта,государства и его контрагента. Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществлениястоимостного учёта, затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ,оказание услуг в процессе формирования доходов организаций и его денежных фондов.Определяющим принципом является оперативное отслеживание степени рациональностираспределения и эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов на всехстадиях воспроизводства, информирования о имеющих место нарушениях в кругооборотесредств организаций и принятия соответствующих адекватных мер по их устранению.
Финансы всегда связаныс движением денег от одного владельца к другому.
Финансы — это экономическаякатегория и с точки зрения государства связаны с экономическими денежными отношениями.[2]
Денежные отношения многообразны. Общепринято выделять4 признака финансовых отношений:
1. отношения денежные;
2. отношения распределительные;
3. отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основномв форме денежных фондов;
4. по одностороннему движению денежной формы стоимостибез встречных взаимозависимых потоков.
Т.е. финансы — это экономическая категория по поводураспределения стоимости общественного продукта и части стоимости национального богатствапутем формирования и использования финансовых ресурсов на цели расширенного воспроизводстваи удовлетворение социальных потребностей.
Финансовая система — совокупность финансовых отношений. По своей природефинансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимостиосуществляется, прежде всего, по субъектам.
Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимостиот того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственнымиего участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственноерегулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качествепервого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствиис ним, в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупныесферы:
¾ финансы предприятий,учреждений и организаций;
¾ страхование;
¾ государственныефинансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовыхотношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающейопределяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критериипозволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такиезвенья, как: финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансыучреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественныхобъединений.
В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяетспецифику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование,имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательскихрисков.
В сфере государственных финансов, соответственно: государственный бюджет,внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупностиединую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные видыфинансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое- финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное- государственным бюджетом, внебюджетными фондами. [3]
Финансовые отношения многообразны.Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:
• междухозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретениятоварно-материальных ценностей;
• междухозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондовденежных средств и их использовании;
• междухозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формированиибюджетов и внебюджетных фондов;
• внутрихозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежныхсредств;
• междуотдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
• междугражданами и государством, органами местного, самоуправления при формировании бюджетови внебюджетных фондов.
Финансоваясистема как форма организации денежных отношений может быть подразделена на тривзаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовыхресурсов соответственно: (1) у хозяйствующих субъектов, (2) у населения, (3) у государстваи органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистемиспользуются специфические формы и методы образования и использования финансовыхресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующийфинансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого изсубъектов экономических отношений.
Основой финансовой системыявляются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающаядоля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствиис нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансированиебюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а такжевозвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендийи т.п.).
Среди децентрализованных финансовключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальныеблага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаясяглавным источником производственного и социального развития общества. [4]
Особое значение в системедецентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеютфинансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиесяна организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства,с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитыхстранах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, преждевсего на инвестиционные цели.
Таким образом, финансы предприятийпредставляют собой основу финансовой системы страны, обеспечивая поступление денежныхсредств в Государственный бюджет страны, и, в конечном итоге, в фонды социальногоназначения, служащие гарантом для каждого гражданина России. Более подробно значениероли финансов в формировании внебюджетных фондов рассмотрено в следующей главе курсовойработы.Роль финансов предприятия и их значение для внебюджетныхфондов
В финансовой системе принято выделять следующие подсистемы- централизованных и децентрализованных финансов.
Централизованные финансы — экономические отношения,связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства,аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы — денежные отношения, опосредующиекругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов. Кроме того, к децентрализованнымфинансам причисляют и финансы домашних хозяйств (граждан).
Таким образом, финансовая система страны включает всебя три основные подсистемы:
· государственные финансы;
· финансы предприятий;
· финансы домашних хозяйств.
Финансы предприятий — это исходное звено финансовойсистемы государства. Основу сферы финансов предприятий составляют финансы отдельныххозяйствующих субъектов — юридических лиц. Главная цель финансов предприятий — формированиенеобходимого объема финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущейпроизводственной деятельности и обеспечения развития в предстоящем периоде. Приоритетфинансов предприятий в общей системе финансов определяется наибольшим объемом генерируемыхфинансовых ресурсов за счет собственных внутренних источников, а также обеспечениемпреимущественной доли формирования доходной части государственных бюджетов (внебюджетныхфондов) разных уровней и бюджетов домашних хозяйств (граждан).
Важная роль финансов предприятий проявляется в следующем:
· финансовые ресурсы, концентрируемые государством в значительной степениформируются за счет финансов предприятий;
· финансы предприятий способствуют непрерывности производственного процесса,нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;
· финансовые ресурсы предприятий направляются и на потребление, такимобразом, с помощью финансов предприятий опосредованно реализуются социальные задачиразвития общества;
финансовая система пенсионный фонд
· осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта,обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основеоптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;
· происходит изменение отраслевых пропорций в рыночной экономике, ускоренноеразвитие отдельных отраслей экономики, создание новых производств и современныхтехнологий;
· финансы предприятий позволяют использовать денежные накопления домашниххозяйств (граждан) путем инвестирования их в доходные финансовые инструменты, эмитируемыепредприятиями.
Все три подсистемы финансов страны тесно взаимосвязаны.
Действующее законодательство предполагает разделениепредприятий (организаций) — юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие предприятия преследуют извлечение прибылив качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческимиорганизациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственныхкооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации — не имеющие извлечениеприбыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.Финансирование некоммерческих организаций осуществляется собственником учреждений,благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишьпостольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующуюэтим целям.
Финансы предприятий представляют собой финансовые илиденежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсовпредприятий. Они формируются за счет таких источников, как собственные и приравненныек ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; и средства, поступающиев порядке перераспределения (страховые возмещения и т.п.).
Государственное регулирование финансов предприятийявляется существенным условием их функционирования. Основные способы государственногорегулирования финансов предприятий:
· определение организационно-правовых форм ведения бизнеса;
· определение условий формирования и изменения величины уставного капиталапредприятий;
· установление правил формирования и использования денежных фондов ирезервов предприятий;
· регулирование взаимодействия предприятий и финансового рынка;
· определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий;
· определение принципов и режимов налогообложения предприятий;
· регулирование учетной ставки процента и др.
Одним из наиболее эффективных экономических методовгосударственного регулирования финансов предприятий является налогообложение.
Система налогообложения должна решать определенныезадачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производстваи заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективноиспользовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы,сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджетав объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своихфункций.
Положительный эффект воздействия системы налогообложениявозможен при соблюдении ряда условий:
1) возлагаемое на предприятия налоговое бремя не можетбыть чрезмерным, лишающим предприятия ресурсов финансирования расширения и техническогоперевооружения производства.
2) количество взимаемых налогов должно быть минимальным,а порядок их исчисления и взимания — простым и понятным каждому плательщику.
3) необходимы стабильность ставок и порядка уплатыналогов на длительное время.
4) система налогообложения должна быть гибкой, создаваяпри помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех отраслей, впродукции которых заинтересовано общество.
Налоги классифицируются по видам и объектам обложения.Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательныеи вводимые по усмотрению соответствующих органов власти).
Объектами налогообложения на предприятии выступают:прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности,в т. ч. финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользованиеприродными ресурсами.
Параллельно с бюджетом функционирует система государственныхвнебюджетных фондов социального и производственного назначения, аккумулирующих значительныефинансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированногобюджета составляет не менее половины. Большая часть этих финансовых средств перечисляетсяв централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжениипредприятий.
К внебюджетным фондам производственного назначенияотносятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательскихработ и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах,ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фондыРФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемыхв себестоимость продукции, и др.
Значительная часть финансовых ресурсов аккумулируетсяв фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социальногострахования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Однимиз источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий,включаемые в себестоимость продукции.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств,находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевоеназначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образованияи использования регламентируется финансовым правом. [5]
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации включает:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высшихорганов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современныхусловиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемаэтих фондов объясняется рядом причин.
1) у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательствав хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условияхнестабильной экономики.
2) эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новыхважных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства.
3) внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытиябюджетного дефицита через механизм кредита.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладаютрядом особенностей:
запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов,не включенных в бюджет;
формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физическихлиц;
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеютналоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды,распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговойсистемы РФ»;
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входятв состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели,прямо не предусмотренные законом;
расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФили специально уполномоченного на то органа (правление фонда).
Внебюджетные фонды — форма перераспределения и использования финансовых ресурсов,привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественныхпотребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строгов соответствии с целевыми назначениями фондов.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
¾ выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
¾ формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходовдля определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно вназвании фонда указана цель расходования средств.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
¾ обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениямиместных органов власти;
¾ добровольные взносы физических и юридических лиц;
¾ прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами — юридическимилицами;
¾ другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньевфинансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаетсяв процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределенияпри формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджетаи займы. Основной метод — это специальные налоги и сборы, установленные законодательнойвластью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местныхбюджетов.
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчисленийот налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов.На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, изних основные — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательногомедицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете). [6]
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшимисключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий,учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняетсяцелевая направленность консолидируемых фондов.
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного СоветаРСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждениеи введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основанииФедерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионногообеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167- ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации».Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическимилицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ. [7]
Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средствфедерального бюджета — базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса),зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительнойчастей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляетсяза счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальноголицевого счета застрахованного лица.
Бюджет Пенсионного фондаРФ формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пенейи иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободныхсредств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лици организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; иныхисточников, не запрещенных законодательством РФ.
Средства бюджета Пенсионногофонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетови изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фондаРФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходови расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств.Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлениюПравительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фондаРФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учрежденийна счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурснойоснове определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджетаПенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательствомРФ.
В соответствии с федеральнымизаконами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:
трудовая пенсия (постарости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
социальная пенсия (нетрудоспособнымгражданам);
пенсия за выслугу лет;
пособие одиноким матерям;
пенсия военнослужащими членам их семей;
пенсия пострадавшимв результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.
Население государствасчитается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старшепревышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходитсявсего 1,7 работающих. И выполнение принципа — «сегодняшний» работник содержит«вчерашнего» работника — становится затруднительным. Это привело к необходимостипроведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты. [8]
Суть пенсионной реформыв том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролемпроцесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы — достичь ростадоходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых длябудущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто большезарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фондРФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии: базовой (6 %); страховой(10 %); накопительной (4%).
Для лиц, моложе 1967года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная — 4%, 6%из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.
Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределенына три потока. [9]
Вторым по значению социальнымвнебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Создан 1 января 1991года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600«О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальноестрахование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантийв системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективнымрасходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитноеучреждение.
Фонд социального страхования,как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансированиявыплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка,по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения,для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.
Положение о ФСС утвержденоПостановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участиев разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работникови мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхованияобразуется за счет: страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а такжеиных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестированиячасти временно свободных средств Фонда; добровольных взносов граждан и юридическихлиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанныхс предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.
Для юридических лицустановлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% поотношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.
Для обеспечения деятельностиФонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделенияхдействуют аппараты органов Фонда.
Руководство деятельностьюфонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
Фонд обязательного медицинскогострахования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинскомстраховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхованиянаселения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самогозастрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охранездоровья работников.
Фонд создается на республиканскоми территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям,учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работатьтолько при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование.Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.
Средства Фонда используютсяна оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку,медицинские программы и другие цели.
ФОМС формируется засчет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия,организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовыхформ деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежиза неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)
Тариф страховых взносовопределяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ.С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям,причем в федеральный фонд — 0,8 %, в территориальные фонды — 2%. Контроль за своевременными правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службуРФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидови находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществленияуставных целей.
Всем гражданам Россиипо месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает,что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг».В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний,услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
Фонд обязательного медицинскогострахования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинскомстраховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхованиянаселения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самогозастрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охранездоровья работников. [10]
Фонд создается на республиканскоми территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям,учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работатьтолько при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование.Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.
Средства Фонда используютсяна оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку,медицинские программы и другие цели.
ФОМС формируется засчет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия,организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовыхформ деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежиза неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)
Тариф страховых взносовопределяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ.С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям,причем в федеральный фонд — 0,8 %, в территориальные фонды — 2%. Контроль за своевременными правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службуРФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидови находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществленияуставных целей.
Всем гражданам Россиипо месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает,что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг».В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний,услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время система внебюджетных фондовнаходится в процессе реформирования ввиду постоянных социальных изменений. Различныесоциальные фонды претерпевают изменения и больше всех процесс реформирования затрагиваетПенсионный фонд, как наиболее значимый для большей части населения. И изменения,проводимые в данном фонде, имеют под собой реальную основу в виде различного родапроблем, назревших в данной области и более подробно рассмотренных в следующей главе.
Проблема управления финансами Пенсионного фонда
Проблемы финансированияПенсионного фонда в настоящее время приобрели особую значимость. Недостаток финансирования,несовершенная система распределения, некачественное управление и т.д. — все этоограничивает круг проблем, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем.
Пенсионная реформа беретсвое начало в 2002 году. [11]
Конструкция трудовой пенсии в Российской Федерации содержитв равной степени следующие элементы: базовая часть трудовой пенсии финансируетсяна полностью распределительных принципах, страховая часть трудовой пенсии финансируетсяпо принципу условно-накопительного финансирования пенсий, накопительная часть трудовойпенсии действует на принципах полностью накопительной составляющей.
Это является закономерным результатом балансированиярисков, связанных с финансовой устойчивостью системы пенсионного обеспечения и страхованияв целом.
Старение населения, как и высокий уровень безработицыприводят к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансированияраннего выхода на пенсию. В то же время, чем выше уровень безработицы, тем меньшеработающих формируют финансовую базу распределительной системы. В настоящее времяпенсионеры получают заниженный пенсионный доход именно из-за этих негативных аспектовроссийской экономики.
Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние какна распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. Впервом случае, индексация пенсий производится с запаздыванием по отношению к ростуинфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция можетстать причиной обесценения пенсионных сбережений в случаях, когда она может являтьсяпричиной отрицательной реальной доходности.
С принятием нового пенсионного законодательства, с1 января 2002 года в России начала реализовываться концепция, предусматривающаявведение накопительного компонента финансирования трудовых пенсий в размере от 2до 6 процентов единого социального налога, что соответствует примерно 7 — 20% отобъема всего финансирования трудовых пенсий.
При этом больший размер взноса в накопительную частьпенсионной системы должен уплачиваться за молодых людей в возрасте до 35 лет, асамые маленькие взносы уплачиваются за работников, которым осталось 10 лет до установленногопенсионного возраста.
Данный шаг предполагал следующее: поскольку размернакопительной составляющей главным образом прямо зависит от размера заработка работниказа весь период профессиональной деятельности, а экономически активному населениюпредоставлено право влиять на инвестиционную стратегию, можно говорить о том, чтов такой ситуации элиминируется причина конфликта поколений и, соответственно, снижаетсявероятность возникновения его негативных последствий, отмеченных выше.
Так же полностью сохраняются права нынешних пенсионерови людей предпенсионного возраста, поскольку введение накопительной составляющейпенсионной системы не затрагивает их интересов.
В-третьих, решается проблема размера пенсии, посколькуиндексация накопительной составляющей увязана с ежегодным начислением дохода отинвестирования ранее уплаченных средств, а расчеты показывают, что с учетом длительногохарактера инвестирования (для людей, впервые принятых на работу, он может составитьдо 40 лет), доля накопительной составляющей может составить более половины размератрудовой пенсии.
В-четвертых, посколькупенсионные накопления каждого работающего будут отражены на его индивидуальном счетев пенсионном фонде, и эти средства не направляются на текущие выплаты, сглаживаетсянегативное влияние демографического фактора.
Сейчас встает вопросо корректировке, совершенствовании пенсионной системы с учетом опыта прошедших лет.Существующая пенсионная система достаточно сложная. Сейчас трудовая пенсия в странеформируется из трех частей — базовой, страховой и накопительной. И все они живутсвоей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Базовая часть устанавливаетсяв виде фиксированной суммы. Ее индексация осуществляется по своим правилам и зависитглавным образом от уровня инфляции. Источником финансирования базовой части являетсяединый социальный налог, ЕСН. Страховая часть финансируется из страховых взносов,которые являются вычетом из ЕСН и составляют 14%, но она индексируется исходя изуровня инфляции и роста средней заработной платы в стране. При этом страховая часть- персонифицирована, т.е. у всех будущих пенсионеров разная, в зависимости от трудовогостажа и заработка. И, наконец, есть накопительная часть — 6% от фонда заработнойплаты. Эти отчисления не только персонифицированы, но и, в отличие от первых двух,не направляются сразу же при поступлении на выплату пенсий нынешним пенсионерам,а обособляются на отдельных счетах и инвестируются на фондовом рынке. Очевидно,что некоторое упрощение пенсионной системе необходимо.
Законом «Об обязательномпенсионном страховании» установлено, что начиная с 1 января 2004 года каждыйимеет право отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии черезПенсионный фонд Российской Федерации и перейти к накоплениям в негосударственномпенсионном фонде. [12]
Так же с января 2010года предполагается, что базовая и страховая части пенсии объединятся и будут финансироватьсяиз одного источника — страховых взносов работодателя, которые заменят нынешний ЕСН.Сегодня ЕСН взимается по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР,она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% — с зарплаты от 280до 600 тыс. руб. в год, а свыше 600 тыс. руб. — всего 2%. Вместо такой схемы предлагаетсяввести фиксированный страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 26% при годовойзарплате работника до 415 тыс. руб. При этом страховая часть будет индексироватьсяодинаково для всех, исходя из роста зарплаты и инфляции. Накопительная часть, каки сегодня, будет независима от солидарной системы и останется на уровне 6%. В результатевсе будет предельно ясно: есть фонд заработной платы и есть страховой тариф, способныйобеспечить уровень пенсии, который правительством определен как приемлемый.
Тариф 26% был установленисходя из результатов актуарных расчетов до 2060 года, которые показали, что приуровне страхового тарифа в 26% пенсионная система будет сбалансирована и при этомудастся существенно увеличить уровень пенсионного обеспечения россиян. Так, планируется,что трудовая пенсия к 2011 году будет доведена до двух прожиточных минимумов пенсионера,к 2016 году — до двух с половиной, к 2020 году — до трех прожиточных минимумов пенсионера.Считается, что будет большим прорывом. Ведь пока средняя трудовая пенсия в стране- чуть выше прожиточного минимума пенсионера, а вот социальная пенсия — пока ниже.
С 1 апреля 2009 годаувеличена страховая часть трудовой пенсии. Индексация составила 17,5% (вместо запланированных15,6%).
По словам сотрудниковПенсионного фонда России (ПФР), индексация не скажется на сроках выплат пенсий.Для этого из бюджета будет выделено 250 миллионов рублей.
В течение 2009 годапенсии будут повышены дважды.1 августа на 7,5% будет вновь проиндексирована страховаячасть, а 1 декабря — базовая часть трудовой пенсии увеличится на 31,4% (ранее планировалосьповышение на 26,45%). Соответствующее постановление Правительства РФ подписал премьер-министрВ.В. Путин.
Планируется, что программаантикризисных мер Правительства на текущий год позволит постепенно увеличить пенсиюдо уровня прожиточного минимума пенсионера (в среднем по России это 8041 рублейв месяц).
Помимо этого с 2009 годастартовала программа государственного софинансирования пенсии, которая тоже основанана принципе 50 на 50, т.е. государство одномоментно вкладывает сумму, равную вкладугражданина, но не более 12 тысяч, в государственный пенсионный фонд на личный счетработника с условием, что последний не сможет снять эти деньги в течении 3 лет смомента формирования вклада. Данная программа предполагает, что каждый гражданинбудет сознательно формировать и участвовать в процессе накопления своей будущейпенсии. Но практика показывает, что данная процедура исполняется в принудительномпорядке и довольно большое количество граждан не верит в то, что эти средства нетолько сохранятся, но и преумножатся (тем более что эти предположения оправдываются,например, тем, что за прошлый финансовый год Внешэкономбанк показал отрицательнуюдоходность пенсионных накоплений).
15 апреля 2009 года депутаты Госдумы на пленарном заседанииприняли в третьем (окончательном) чтении поправки в закон о бюджете Пенсионногофонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
Так, в текущем году доходы бюджета ПФР увеличатся на 2% — с 3 трлн 217,490 млрдрублей до 3 трлн 282,951 млрд рублей, расходы вырастут на 4,3% — с 2 трлн 911,102млрд рублей до 3 трлн 041,483 млрд рублей.
Профицит бюджета ПФР уменьшится на 64,921 млрд рублей — с 306,388 млрд рублейдо 241,467 млрд рублей. При этом текущий дефицит распределительной составляющейфонда сократится на 7,449 млрд рублей — с 11,953 млрд рублей до 4,504 млрд рублей.
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий ускоренноеповышение пенсий в 2009 году. Документ предполагает, в частности, увеличение базовойчасти трудовой пенсии с 1 декабря 2009 года на 31,38%. Ранее планировалось повышениена 26,4%.
Таким образом, базовая часть пенсии по старости для обычного пенсионера повыситсяна 612 рублей и составит 2562 рубля в месяц. Соответственно, планируется повыситьбазовые части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Кроме того, закон предусматривает с 1 апреля 2009 года 13-процентное увеличениеежемесячных денежных выплат, размеры которых определяются в процентном отношенииот размера базовой части трудовой пенсии. К таким выплатам, например, относятсяпенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительное материальноеобеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые услуги перед РФ.
Таким образом, можно сделать выводо том, что Пенсионная система в настоящее время переживает очередные изменения,которые, в конечном итоге должны положительным образом отразиться на все получателяхгосударственных пенсий.
Заключение
Финансы — совокупность денежных отношений, связанныхс распределением и перераспределением валового национального продукта и денежныхсредств, организованных государством и связанных с формированием на этой основеобщегосударственных фондов денежных средств, а так же денежных доходов и накопленийсубъектов хозяйствования и их использование для целей расширенного воспроизводства,удовлетворения социальных и иных потребностей общества.
Финансы хозяйствующих субъектов призваны финансироватьсоциальные нужды населения путем перераспределение средств через внебюджетные фондыи в частности Пенсионный фонд.
Данный процесс является довольно сложным и ответственным,требующим постоянного контроля и корректировки со стороны государства.
Экономические и социальные изменения в современнойРоссии складываются таким образом, что Пенсионная реформа просто необходима длястраны, и качественная перестройка, проводимая в настоящее время, призвана защититьвсе слои населения, не ущемив при этом интересы плательщиков-работодателей.
Принимаемые нормативные акты обеспечивают защиту наиболеемалообеспеченных слоев общества и служат гарантом для населения.
Список использованной литературы
1. Финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. — М.: Экономистъ,2006.
2. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева. — М.: Проспект, 2006, 640 с.
3. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. — М.:ИНФРА-М, 2004.
4. Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальнымипредпринимателями // Бухгалтерский учет. — 2006. — № 4. — С.33-34
5. Батанов Г. Этапы пути // Социальная защита. — 2006. — № 4. — С.3-6 (Пенсионноеобеспечение. — 2006. — № 4)
6. Борисенко Н. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фондаРоссии. — М: Финансы и кредит, 2008, 424 с.
7. Вульф Л. Фиксированный взнос // Социальная защита. — 2006. — № 2. — С.8-12.
8. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы // Экономист. — 2006. — № 5.- С.59-65
9. Отечественная пенсионная система: причины и пути преодоления финансовой нестабильности// Человек и труд. — 2005. — № 9. — С.36-41
10. Павлюченко В. Как исцелить Пенсионный фонд? // Социальная защита. — 2006.- № 1. — С. З-6.
11. Трофимов Б. Главные цели — повышение качества услуг и обеспечения пенсионныхправ граждан // Континент Сибирь. — 2006. — № 20 (май). — С.16
12. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы // Финансы. — 2005. — № 1. — С.58-60.
13. Федюркина Н. Сохранить, приумножить и помочь // Местное время. — 2006. — 2 фев. — С.5.
14. Ясин Е. До пенсии и после // Российская газета. — 2006. — 23 авг. — С.5.
15. Пенсионный Фонд РФ — www.pfrf.ru/