Введение
Активизация процессовглобализации в настоящее время становится все более очевидной. Данные процессызатронули все сферы деятельности мирового хозяйства, совпав с закономернымиэтапами перехода экономики Российской Федерации от административно-командной крыночной. Это не могло не отразиться на эффективности деятельности участниковновых экономических отношений в нашей стране, в том числе и на начавшихформироваться в этот период предприятиях малого бизнеса. Естественно, что всесубъекты предпринимательства оказались не готовыми к мировым процессам ниэкономически, ни юридически, ни психологически. Поэтому, высокие темпывнедрения международных норм сотрудничества стали наиболее актуальными иобоснованными, а главное позволили быстро адаптировать общемировые тенденции креалиям России.
Актуальность темыисследования обусловлена тем, что франчайзинговый бизнес можно рассматриватьименно как одну из форм обеспечения эффективного развития международногопредпринимательства в условиях интеграции экономики Российской Федерации вмеждународном экономическом пространстве. Стоит подчеркнуть, что дажеотсутствие элементарных законодательных основ регулирования деятельностифранчайзинговых предприятий не является препятствием для его развития, однако,несомненно, существенно сдерживает данный процесс.
Франчайзинговая форма сотрудничества,особенно в международном масштабе, обеспечивает максимальный уровеньэффективности управления глобальной франчайзинговой сетью при минимальныхначальных вложениях ее участников. При принятии решения о созданиифранчайзинговой структуры столь важные вопросы, как форма собственности и доляучастия, способ сотрудничества и экономический эффект от него формируют своегорода ноу-хау и предоставляются в совокупности с иными правами франчайзеромфранчайзи. При этом происходит постоянное отслеживание минимальных возможностейкорректировки схем работы в рамках франчайзинга. Универсальность иэффективность данной формы обоснованы и доказаны высокими темпами развитияфранчайзинга в мире.
Объектом данной работыявляется система возмездной передачи прав на осуществление бизнеса путемзаключения франчайзингового договора с проникновением в новые регионы России и на международные рынки, а предметом – детальное изучение ее сущности, как вРоссии, так и за рубежом.
В России процессформирования франчайзинговых схем находится на начальной стадии, но многиеторговые сети уже оценили и осознали эффективность и выгоду данной формысотрудничества. Именно поэтому в настоящее время в нашей стране максимальноевнимание уделяется формированию законодательной базы, разработке системыподдержки и пропаганды франчайзинга. Доказательством тому может служитьдеятельность Российской Ассоциации развития франчайзинга, а также проведение вее рамках ежегодных международных франчайзинговых конференций.
Цельданной работы — рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся сущностимеждународной концессии — франчайзинга.
Цельисследования определяет постановку следующих задач: изучение истории развития исущности международных концессий, франчайзинга и рассмотрение документов,регулирующих все стадии международной концессии.
1.История международныхконцессий
Концессия не являетсяновой формой хозяйствования. Она в различных видах существует примерно столькоже, сколько существует государство. Это связано с тем, что государство всегдаделегировало управление своей собственностью тем или иным субъектамхозяйственной деятельности и являлось обязательным контрагентом концессионногодоговора. Во Франции концессионная практика насчитывает более чем столетнююисторию. Еще в 1882 г. был заключен контракт муниципальных властей на 15 лет сбратьями Перрье, которые обязались поставлять воду в Париж. В настоящее времяоколо 70% населения города обеспечивают водой частные фирмы на условияхконцессии.
Международные концессиив первой половине прошлого века использовались капиталистическими державами дляобеспечения себя нефтью и сохранения экономического влияния в развивающихсястранах. Концессии в Катаре, Кувейте, Омане и еще ряде стран распространялисьна всю территорию государства. Компания «Бахрейн петролеум компани»получила концессию на 91 год, «Кувейт ойл компани» — на 92 года.Североафриканские и ближневосточные концессии предоставляли Западу право надобычу, переработку и сбыт нефти, строительство нефтепроводов и портов, посути, став одним из основных инструментом продолжения колониальной политики.Сегодня в Европе и Америке концессионерами в большинстве своем являются крупныемонополии внутри страны. Крупнейший концессионный проект последних лет –нашумевшая стройка тоннеля под Ла-Маншем.
Любопытна и историяконцессий в России. Эта форма привлечения инвестиций активно использовалась дореволюции. К примеру, практически вся сеть железных дорог в 60–90-ые годы 19-говека была построена на основе концессий. Более того, Россия имела концессии иза рубежом, так, Китайско-Восточная железная дорога была русской концессией вКитае.
Последовавшая послереволюции национализация, естественно, практику концессий сделала невозможной. Частныхинвесторов в Советской России не было, да и сама идея коммунизма, казалось бы, подразумевала неприятие капиталистических методов в экономике.
В разгарангло-французской интервенции в сентябре 1919 года в письме «Американскимрабочим» В.И.Ленин говорил о своей готовности предоставить концессии «в случаезаключения мира». [4, c.45]
Поскольку СССР неподдерживал дипломатических отношений с западными странами, слишком велики былидля них политические риски. Так один из первых откликнувшихся на предложениесоветского правительства крупный английский промышленник Лесли Уркарт готов былзаключить концессионный договор на принадлежавшие его компании до революциигорнорудные предприятия Урала и Сибири. Однако в ходе переговоров стороны так ине нашли взаимопонимания.
Первый блин оказалсякомом. В 1922 году правительства западной Европы созвали международнуюэкономическую конференцию по вопросам хозяйственного восстановления Центральнойи Восточной Европы. Конференция состоялась в Генуе и к участию в ней былиприглашено и советское правительство. Однако делегацию СССР постигла неудача.Западные державы настаивали на уплате «царских» долгов и выплате«неустойки» иностранцам, пострадавшим в годы революции. Советскаяделегация, в свою очередь, выставила претензии за убытки, причиненные«интервенцией» и «блокадой». Не принесла результатов иследующая, Гаагская конференция.
Попытки договориться сзаграничными деловыми кругами не увенчались хотя бы одним серьезнымконцессионным договором, а к 1925 году и вовсе прекратились. Нежелание сторонидти на уступки, успех НЭПа и болезнь, а затем и кончина Ленина, поставиликрест на возможных иностранных инвестициях в Советскую Россию.
Всего же в период с1921 по 1928 год советская власть получила 2400 концессионных предложений, а заключенобыло всего 178 договоров.
Среди концессионныхпредложений одним из самых грандиозных и интересных был норвежский проект«Великого Северного Пути». Проектом предполагалось провести за счетиностранного капитала через малонаселенные северные лесные районы Россиижелезнодорожные и водные пути.
В годы НЭПа рядконцессионных договоров было успешно осуществлено: в частности, с англичанамина добычу золота по так называемой концессии «Лена-Голдфилдс», известна также«Чиатурская марганцевая концессия».
После второй мировойвойны — в связи с волной национализации и усилением государственного сектора встранах Запада (особенно в Европе) — произошло резкое сворачивание концессий.Одновременно в структуре бюджетных расходов заметно увеличился удельный весзатрат на поддержание и развитие экономической инфраструктуры.
С конца 70-х годов вмире начался «ренессанс» концессионных форм хозяйствования. Бум концессийнаблюдался не только в экономически развитых странах Запада, но и в развиваю-щихсягосударствах, в том числе в Китае. Последние активно использовали концессии дляпривлечения в национальную экономику иностранного капитала в виде кредитов иинвестиций.
Особенно многоконцессионных проектов в последнее время реализуется в странах Юго-ВосточнойАзии, где в целом существует благоприятный инвестиционный климат в такназываемой «новой индустриальной зоне». В регионе Южной Азии основная частьконцессий приходится на Индию — 28 соглашений на сумму 6,9 млрд. долл. Пакистани по количеству сделок и по объемам финансирования более чем в два раза отстаетот Индии (13 соглашений — на сумму 2,7 млрд. долл.).
Вновь о возможностяхиспользования концессий в России вспомнили только в период перестройки, иобусловлено это было необходимостью привлечения дополнительных средств дляразработки сырьевых месторождений.
На фоне общей картиныдоля региона Восточной Европы и бывшего СССР в общем объеме концессионныхпроектов в 1996 г. составляла менее 7%. Средняя величина финансирования врасчете на один проект — 130 млн. долл. Это почти в 2 раза ниже чем средниймировой показатель и в 3 раза ниже, чем в США. [4,c.48]
Уже 11 лет в российскомзаконодательстве существует правовой институт – коммерческая концессия, — являющийся, по сути, прототипом широко известного на западе понятияфранчайзинг.
В процессе своейэволюции современный франчайзинг прошел через два основных этапа:
I. Этап традиционногофранчайзинга характеризуется использованием франчайзинга в следующих трехотраслях:
1. Продажаавтомобилей и бытовой техники. Немецкая фирма «Singer» взяла на вооружениесхему франчайзинга еще с 1860 года, а американская компания General Motors – с1911 года. Последняя сегодня продает по франчайзингу 95% своей продукции.
2. Розливи продажа прохладительных напитков. Пионером в данной области является компанияCoca-Cola, которая практикует франчайзинг с 1886 года, за ней следуютPepsi-Cola и другие аналогичные предприятия.
3. Реализациянефтепродуктов. Нефтяные компании предоставляли заправочным станциям своюпродукцию на условиях франчайзинга, освобождая таким образом себя от функциирозничной торговли.
II. Этап франчайзингабизнес формата — Business format franchising -характеризуется тем, что сделкифранчайзинга начинают регламентироваться ассоциациями франчайзинга различ-ныхстран. Этот период начинается в 50-е годы в США и в 60-е – в Европе. Одновременнофранчайзинг получил широкое распространение в сфере услуг, особенно таких, какрестораны быстрого обслуживания, услуги по поддержанию и ремонту домов,автомобилей и пр.
Первым иностраннымфранчайзером, пришедшим в Советский Союз уже в начале 1980-х гг., сталаамериканская компания «PepsiCo». Предприятия по производству напитков«Пепси-Кола» были построены в нескольких городах СССР. Ареализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменныхкиосков. [6, c.10]
Начиная с 1995 г. нароссийском рынке возникли и развились ряд известных западных франшизных систем,таких как “Baskin Robbins”, “Kodak”, “Subway”, “Xerox”, и др.
Наряду с международнымфранчайзингом успешно развивается и чисто российский. Появились и бурноразвиваются такие новые российские концепции как “Ростикс”, “1С”, “Эконика”,“Теремок – Русские блины”, “Перекресток” и др.
Следует признать, чтодо настоящего времени франчайзинг так и не получил широкого распространения нароссийском рынке. Причин, которые сдерживают развитие франчайзинга в нашейстране несколько. Это нестабильность в российской экономике; отсутствиенеобходимой законодательной базы, стимулирующей развитие франчайзинга;недостатки действующего российского законодательства по защите интеллектуальнойсобственности, слабая государственная поддержка малого бизнеса, отсутствиенеобходимых знаний о преимуществах и экономическом содержании франчайзинговыхотношений у российских предпринимателей.[10, c.34]
2. Сущностьмеждународной концессии
Само слово «концессия»переводится с латинского как «разрешение – разрешение одним государствомдругим государствам, их фирмам и частным лицам проводитьпроизодственно-эксплуатационную деятельность в соответствии с концессионнымдоговором.[5, c.527]
В договоре о концессииможет предусматриваться сдача в эксплуатацию государством за плату не толькопредприятий, но главным образом земли с правом добычи полезных ископаемых. Вотличие от приватизации собственность остается в руках государства, хотяльвиную долю прибыли и, нередко, налоговые поблажки получает частный инвестор,в отличие от аренды концессионные договоры имеют сроки, исчисляющиесядесятилетиями.
Главное содержательноеотличие концессии от типового тендера на подрядные работы заключается вориентации концедента на результат, а не способ его достижения, например,результатом реализации концессионного проекта строительства автодороги являетсяне строительство, а эксплуатация дороги. В современных условиях концессиивыступают специфической формой привлечения иностранного капитала. Экономическоесодержание категории концессия составляют отношения между государством ичастным капиталом по поводу управления государственной собственностью на основечастной инициативы в рамках договорных отношений.
В современных условияхконцессии выступают специфической формой привлечения иностранного капитала.
Наибольшаяпривлекательность для государства концессионной формы использования частногокапитала при осуществлении инфраструктурных инвестиционных проектовопределяется следующими факторами:
а) высокаястоимость инфраструктурных объектов;
б) большиесроки окупаемости я возврата вложенных в них капиталов;
в) длительныепериоды амортизации основного капитала;
г) значительныетехнические, социально-экономические и политические риски;
д) высокийуровень межведомственности и институциональности (в проектах, как правило,участвует большое число субъектов хозяйствования и» различных отраслейэкономики и сфер деятельности, центральных, региональных и местных органоввласти);
е) необходимостьдополнительных гарантий со стороны государства;
ж) низкаяальтернативная ценность инвестиционных активов (высокоспециализированные активыочень сложно переместить в другие проекты даже в рамках одной отрасли, а темболее в другие отрасли) и низкая ликвидность инвестиционных активов в случаерасторжения концессионного договора.
Эти факторы играютопределяющую роль при осуществлении международных инвестиционных проектов вразличных странах мира, они свидетельствуют, что заказчиком проекта должно бытьгосударство, а инвесторами — в основном частный капитал. Частично могутиспользоваться бюджетные средства федеральных и местных органов власти, но, какправило, при коммерческой форме финансирования проектов они не играют решающейроли, а скорее выполняют вспомогательные функции — поддержку на начальном этапеинвестирования, расшивку «узких мест»; предоставление гарантий. [6, c.11]
Отношения коммерческойконцессии урегулированы в главе 54 ГК РФ и законом «О концессионныхсоглашениях».
Многие компанииотказываются от договоров коммерческой концессии, как формы оформленияотношений с франчайзи, в пользу других договоров. Происходит это в основномиз-за проблем с регистрацией договоров коммерческой концессии, сроки которойдостигают порой 8-10 месяцев. А до регистрации договора франчайзер не можетофициально получить оплату с франчайзи (в частности, паушальный взнос), неможет начать деятельность по развитию франчайзинговой сети. Но проблемы вроссийском законодательстве – это тема отдельной статьи. Здесь же достаточнобудет заметить, что договор коммерческой концессии – не единственны и далеко несамый популярный на сегодня вид оформления взаимоотношений франчайзера ифранчайзи.
2.1. Франчайзинг
Слово франчайзинг(франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит«освобождать»; первоначально оно означало «освобождать отрабства». Международная ассоциация франчайзинга IFA (IntarnationalFranchise Association)определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзерпередает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении,заниматься предпринимательской деятельностью плюс помощь в обучении,маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзинга.
Субъектами рыночныхотношений, основанных на франчайзинге, являются франчайзер – правообладательторговой марки, ноу-хау, технологии, бизнес-концепции, — и франчайзи –пользователь указанных нематериальных активов. Кроме того, в правоотношенияхмогут участновать кредитно-финансовые орпганизации, которые представляюткредитные ресурсы для организации франчайзинговых сети или бизнес-единицы.Субъектами франчайзинговых отношений часто выступают консалдинговые компании,осуществляющие правовые и финансовые консультции, предоставляющиеинформационные, методические, маркетинговые и прочие услуги, а такжеюридические компании, осуществляющие защиту прав и интересов как франчайзера,так и франчайзи. [7, c.25]
Согласно даннымМеждународной ассоциации франчайзинга в России и СНГ в единой базе данныхфранчайзинга сегодня насчитывается 393 франшиз. Всего в российской базе данных394 франшиз.
Российская АссоциацияФранчайзинга была создана в 1997 году лидерами российского франчайзинговогосообщества как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересовсвоих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономическойсреды для распространения франчайзинга в России. Ассоциация франчайзинга (РАФ)является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC). Навсех членов распространяется Этический Кодекс РАФ, и они должны соответствоватьего принципам и следовать им.
Главные функцииРоссийской Ассоциации Франчайзинга:
1. Устанавливать иутверждать стандарты этичного ведения бизнеса среди своих членов.
2. Собирать иобрабатывать необходимые данные по франчайзинговьм системам в России.
3. Координировать ипредлагать образовательные программы, семинары и выставки, специальноориентированные на вопросы франчайзинга.
4. Продвигатьфранчайзинг как успешную концепцию маркетинга и ведения бизнеса.
5. Обеспечивать связь идиалог с государственными органами по вопросам франчайзинга и его применения
6. Служить в качествефорума для обмена опытом и проведения экспертизы среди своих членов.
7. Устанавливать иподдерживать отношения с родственными организациями на международной арене.
8. Развивать иподдерживать отношения с российскими промышленными и торговыми организациями,представляющими дистрибьюторов, розничную торговлю и сферу оказания услуг вцелом
9. Приниматьмеждународные франчайзинговые торговые и инвестиционные миссии и содействоватьим в ознакомлении с потенциалом России.
Крупнейшими мировымиэкспортерами, осуществляющими сегодня торговлю по соглашениям о франчайзинге,считаются США, Канада, Япония, Австралия, Франция, Германия и Великобритания.Международная ассоциация франчайзинга предсказывает, что вскоре он будетпреобладать в розничной торговле. Развитие данного направления объясняется, впервую очередь, повышенной устойчивостью предприятий франчайзинга. Так, если из100 малых фирм в первые три года остаются работать лишь 15, а остальныестановятся банкротами, то для компаний, работающих на основе франчайзинга,статистика совсем иная: из 100 малых предприятий, начавших свой бизнес,«выживают» 85.
По данным статистики США, из общего числа предприятий10% функционируют на основе франшизного соглашения и реализуют более 34% объема продаж розничной торговли. Изевропейских стран франчайзинг наиболее широко развит в Германии, гдефункционирует 530 франчайзеров, которые лицензировали 22 тыс. видов деятельности. [8, c.46]
За последние пятьдесятлет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничноготоварооборота он составляет более 40%, а в странах Европы — от 5 до 30%. Объемрозничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга в США,составил более $1 трлн. Немецкая ассоциация франчайзинга прогнозируетстабильный прирост объектов франчайзи в первые десять лет текущего столетия на10-15% ежегодно. Во Франции, которая занимает третье место по числуфранчайзинговых сетей среди европейских стран, насчитывается более 620франчайзеров и 30 тысяч франчайзи. Французы охватывают 40% всего европейскогорынка франшизы, емкость которого оценивается в $32-35 млрд.[, c.28]
Франчайзинг, являясьопределенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сетиоднородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) исоблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров илиоказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требования ккачеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемыецентрализованно.
Независимо от видадеятельности правообладателя и выбранной им формы организации франчайзинговойсети заинтересованы вступить во франчайзинговую сеть в основном начинающиепредприниматели.
Франчайзинг сегодня «вмоде» по нескольким причинам:
· растетпонимание среди крупных компаний преимуществ развития в регионах России спомощью франчайзинга,
· предпринимательскаясреда стала более информированной о значительных выгодах примененияфранчайзинга прежде всего для самих предпринимателей;
· значительноповысился интерес предпринимателей к диверсификации бизнеса;
· впоследнее время очень активно возводятся крупные торговые центры в регионахРоссии.
В экономической литературефранчайзинг чаще всего противопоставляют развитию компании увеличением дочернихпредприятий. Действительно, в части управления дочерние структуры легчеконтролировать. Однако увеличение масштаба деятельности компании за счетсобственных финансовых ресурсов увеличивает риски хозяйственной деятельности,что снижает стоимость бизнеса, так как предполагает более высокую ставкудоходности, которую следует предъявить к данному бизнесу. Созданиефранчайзинговой сети экономически целесообразно, если развитие бизнесасопряжено с более низкими факторами риска, а следовательно и с более низкойставкой требуемой доходности.
Привлечение капиталадля развития бизнеса, имеющего известную торговую марку и устойчивойфинансовой положение, в нынешнем периоде развития экономики России пересталобыть проблемой. Сегодня в нашей стране достаточно кредитных ресурсов, да и нафондовом рынке развивать права и обязательства для финансовой устойчивостикомпании нетрудно. В связи с этим привлечение дополнительного капитала в бизнесза счет франчайзинг привлекательно в той степени, в какой основные рискиразвития хозяйственной деятельности франчайзера принимает на себя франчайзи,т.е. собственник «франшизной точки». Важно, что франчайзингом могутвоспользоваться только те компании, которые уже имеют известную торговую маркуили владеют брендом, а также устойчивы финансово. [10, c.33]
Пивлекательностьфранчайзинга выражается втом, что она может рассматриваться как пилотный проектв освоении новых рисков. Потери для франчейзера при выходе из проектапринеудаче будут малы, так как основную инвестиционную нагрузку несетфранчайзи. При проектировании франчайзинговых сетей поэтому необходимоучитывать интересы не только франчайзера, но независимых предпринимателей,выступающих в качестве франчайзи.
Рассматриваяпреимущества франчайзинга, нельзя не остановиться на том, какие последствияимеет для потребителя его широкое использование. С одной стороны, франчайзингспособствует насыщению рынка доброкачественными товарами и услугами. С другой — франчайзинговые соглашения могут привести к нарушению прав и интересовпотребителей, Ведь сама идея франчайзинга основана на своеобразной подменесубъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем — под именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарныезнаки. При такой ситуации права потребителя могут пострадать.
Франчайзинг, как формаведения бизнеса, используется в более чем 120 странах, и везде, кроме России,она обознается как франчайзинг. С 1 января 2008г.вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса, статьи которого в большейчасти регулируют защиту интеллектуальной собственности в России – к сожалению,понятие франчайзинг в деловой оборот так и не было введено. [9, c.86]
Ряд франчайзеров выбралодоговор коммерческой концессии для регулирования всех стадий франчайзинговыхотношений (глава 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации), другиеотказались от его использования. Такой выбор возможен, так как отсутствуетзаконодательное понятие «франчайзинг» в России. Вместе с договором коммерческойконцессии могут быть заключены: договор поставки, лицензионный договор, договорлизинга, договор на открытие салона, обучения персонала и т.п.
Типовой контрактмеждународного франчайзинга представляет собой договор по организациимеждународной сети коммерческой концессии, согласно которому правообладательпредоставляет находящемуся в другой стране пользователю исключительное право пооткрытию на согласованной территории торговых точек и/или право применитьопределенный комплекс прав.
Учитывая небольшоечисло стран, в которых договор франчайзинга урегулирован законодательно,Международной торговой палатой разработан типовой контракт франчайзинга,который содержит единообразные правила, рекомендуемые участникам данныхправоотношений, предоставляющие им возможность согласовать основные права иобязанности и свести до минимума применение национального права какой-либостраны.
Развитие Франчайзинга врегионах России влечет за собой:
· появлениеновых продуктов и услуг;
· повышениекультуры предпринимательских отношений;
· повышениеправовой защищенности малого предпринимательства;
· созданиеновых рабочих мест, обеспечение занятости населения;
· созданиесистемы практического обучения малому предпринимательству без создания какихлибо специальных учебных структур и программ;
· насыщениерегионов высококачественными товарами, услугами и современными управленческимитехнологиями ведения бизнеса;
· повышениеактивности в предпринимательской среде;
· увеличениеуровня налоговых поступлений.
Активное развитиефранчайзинга в России определяется, прежде всего, его преимуществами:
а) франчайзингпозволяет использовать рекламную мощь сети каждым участником;
б) минимизироватькоммерческие риски;
в) позволяетв короткие сроки освоить дальние российские территории;
г) повыситьэкономическую эффективность каждого субъекта сети.
В течение 2007 годапроходили следующие мероприятия по франчайзингу:
· 21марта — конференция «Франчайзинг в сфере товаров и услуг для детей» в рамках международнойвыставки «Игрушки и игры 2007» (Москва, Гостиный двор.) Организатор — Центрраннего развития «Умница» при поддержке РАФ. Задача конференции: обмен опытомроссийских и зарубежных компаний, занимающихся франчайзингом в сфере товаров иуслуг для детей.
· 26-29марта — «Международная выставка моды», конференция «Франчайзинг в моднойиндустрии» (Москва, МВЦ «Крокус Экспо»). Организатор – компания «Джинс-Экспо»при поддержке РАФ. Рассматривались следующие вопросы: новые возможностиразвития бизнеса, юридическая составляющая отношений в рамках франчайзинга,обзор рынка франчайзинга в сфере fashion.
· 25-26июня – 1-ая Международная Конференция «Франчайзинг в СНГ: бренд напрокат.Практика взаимовыгодного партнерства: максимум экспансии – минимум риска».Организатор — компания при поддержке РАФ. (Марриотт Гранд, Москва). Освещалисьтенденции развития франчайзинга в России и СНГ, обсуждались различные аспектыфункционирования и развития франчайзинга в торговле, общественном питании исекторе услуг.
· 1ноября — конференция «Франчайзинг: теория и практика». Организатор — газета TheMoscow Times при поддержке РАФ (Марриотт Гранд, Москва). В рамках конференцииобсуждались последние изменения в законодательстве и правовые особенностиразвития сетей по франчайзингу. Обсуждались ключевые вопросы управленияфранчайзинговой сетью.
Деятельность Российскойассоциации развития франчайзинга, а также проведение в ее рамках ежегодныхмеждународных франчайзинговых конференций говорит о повышенном интересе кфранчайзинговой форме сотрудничества, а международный масштаб подчеркивает еезначение для бизнеса в целом. Количество потенциальных франзайзи, по оценкеРоссийской ассоциации развития франчайзинга, составляет примерно 250 тыс.человек, но на российском рынке действуют, как правило, иностранныефранчайзеры. Следует признать, что до настоящего времени франчайзинг так и неполучил широкого распространения на российском рынке. Причин, которыесдерживают развитие франчайзинга в нашей стране несколько. Основной является отсутствиенеобходимой законодательной базы. Но вместе с тем основным законом,регулирующем франчайзинговую деятельность в Российской Федерации являетсяФедеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
3. Концессионноесоглашение
По концессионному соглашению одна сторона(концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструироватьнедвижимо имущество, право собственности на которое принадлежит или будетпринадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность сиспользованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедентобязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением,права владения и пользования объектом концессионного соглашения дляосуществления деятельности.
Концессионнымсоглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и впользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на правесобственности. В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав иописание такого имущества, цели и срок его использования концессионером,порядок возврата концеденту при прекращении соглашения. Могут устанавливатьсяобязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации,замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым болеепроизводительным оборудованием, иному улучшению характеристик иэксплуатационных свойств имущества.[1]
Сторонамиконцессионного соглашения являются:
1)концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает ПравительствоРоссийской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительнойвласти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает органгосударственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальноеобразование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
2)концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранноеюридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договорупростого товарищества (договору о совместной деятельности) два и болееюридических лица.
Объектомконцессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в составследующего имущества:
1) автомобильныедороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты,путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропускаавтотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовыхавтотранспортных средств;
2) объектыжелезнодорожного транспорта;
3) объектытрубопроводного транспорта;
4) морскиеи речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты ихпроизводственной и инженерной инфраструктур;
5) морскиеи речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда,осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскуюдеятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
6) аэродромыили здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления истоянки воздушных судов;
7) объектыпроизводственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
8) объектыединой системы организации воздушного движения;
9) гидротехническиесооружения;
10) объектыпо производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
11) системыкоммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числеобъекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточныхвод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты,предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений,объекты, предназначенные для благоустройства территорий;
12) метрополитени другой транспорт общего пользования;
13) объекты,используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинскойдеятельности, организации отдыха граждан и туризма;
14) объектыздравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объектысоциально-культурного и социально-бытового назначения.
Концессионнымсоглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту впериод использования (эксплуатации). Внесение платы может предусматриваться какв течение всего срока использования, так и в течение отдельных периодов.
Концессионнаяплата может быть установлена в форме:
1)определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременнов бюджет соответствующего уровня;
2)установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером врезультате осуществления деятельности, предусмотренной концессионнымсоглашением;
3)передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственностиконцессионера.
Такжеможно сочетать формы концессионной платы.
Срокконцессионного договора должен быть достаточен для возврата вложенийконцессионера и получения им прибыли. В международной практикепродолжительность срока концессии обычно связывается с продолжительностьюжизненного цикла основных активов.
Приисполнении концессионного соглашения концессионер вправе:
1) распоряжатьсяобъектом концессионного соглашения;
2) исполнятьконцессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. Приэтом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за своисобственные;
3) пользоватьсяна безвозмездной основе и при соблюдении установленных соглашением условийконфиденциальности исключительными правами на результаты интеллектуаль-нойдеятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнениисоглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.
Приисполнении концессионного соглашения концессионер обязан:
1) осуществитьв установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкциюобъекта концессионного соглашения и приступить к его использованию;
2) осуществлятьдеятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (неприостанавливать) эту деятельность без согласия концедента;
3) обеспечиватьпри осуществлении деятельности возможность получения потребителямисоответствующих товаров, работ, услуг;
4) предоставлятьпотребителям льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, вслучаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;
5) поддерживатьобъект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счеттекущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта,если иное не установлено концессионным соглашением;
6) использоватьпри осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименованиеи (или) коммерческое обозначение концедента указанным в договоре образом; [2]
7) обеспечиватьсоответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемыхработ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг,производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно концессионера;
Концедентобязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию ипредоставить иную информацию, необходимую для осуществления прав,предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а такжепроинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным сосуществлением этих прав; выдать пользователю лицензии, обеспечив их оформлениев установленном порядке. [1]
Состороны концедента контроль за исполнением концессионного соглашенияосуществляется соответственно Правительством Российской Федерации илиуполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации, органом местногосамоуправления в лице представителей указанных органов, которые имеют правобеспрепятственного доступа на объект концессионного соглаше-ния, а также кдокументации, относящейся к осуществлению данного вида деятельности. Но невправе: вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера;разглашать сведения, конфиденциального характера или являющиеся коммерческойтайной.
Концессионноесоглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионногосоглашения. Конкурс может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могутпредставлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могутпредставлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком).
Закрытыйконкурс проводится в случае, если концессионное соглашение заключается вотношении объекта, сведения о котором составляют государственную тайну илиимеющего стратегическое значение для обеспечения обороноспособности ибезопасности государства.
Припроведении открытого конкурса сведения подлежат размещению на официальном сайтеконцедента в сети «Интернет».
Договоркоммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, иначе онсчитается недействительным. Договор регистрируется органом, осуществившимрегистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающегопо договору в качестве правообладателя. [2]
Уплачиваетсяпошлина за государственную регистрацию договоров коммерческой концессии - 1000рублей за каждый договор; а за государственную регистрацию изменений договоровкоммерческой концессии — 20 % размера государственной пошлины, уплаченной зарегистрацию соответствующих договоров. [3]
Концессионноесоглашение прекращается:
1) поистечении срока действия концессионного соглашения;
2) посоглашению сторон;
3) вслучае досрочного расторжения соглашения на основании решения суда.
Послечего концессионер обязан передать концеденту объект соглашения, который долженнаходиться в состоянии, пригодном для осуществления деятельности, а такжедолжны быть не обремененными правами третьих лиц.
Обязанностьконцессионера по передаче объекта считается исполненной после принятия этогообъекта и имущества концедентом и подписания сторонами концессионногосоглашения соответствующего документа о передаче. Прекращение прав владения ипользования объектом подлежит государственной.
Стороныконцессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнениеили ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению.
Заключение
1. Концессия- договор о передаче принадлежащих государству или местным органам властиисточников природных богатств, предприятий, других хозяйственных объектов вэксплуатацию на временный срок иностранным фирмам или частным лицам,вкладывающим средства в их освоение. Международные концессии в первой половинепрошлого века использовались капиталистическими державами для обеспечения себянефтью и сохранения экономического влияния в развивающихся странах.
Широкое распространениев мировой практике инструмент концессий приобрел благодаря следующимпреимуществам концессионных соглашений: ограничение финансового участиясоответствующих бюджетов в осуществлении проектов модернизации и развитияпредприятий; приток дополнительных инвестиций; создание дополнительного количестварабочих мест; повышение эффективности затрат; дополнительное строительство,реконструкция и модернизация объектов коммунального назначения в результатереализации проекта; возврат в собственность государства или муниципальногообразования модернизированного и современного оборудования после истечениясрока действия договора.
В современных условияхконцессии выступают специфической формой привлечения иностранного капитала.
Эффективностьреализации концессионного проекта, во имя которой и предоставляется концессия,может рассматриваться государством двояко. С одной стороны, государствостремится обеспечить более высокое качество предоставляемых услуг присохранении уровня затрат, а с другой, снизить затраты на производство услуг присохранении их качества.
Не стоит полагать, чтоза счет концессии можно достичь сверх высоких показателей экономии, анализмеждународной концессионной практики показал, что в среднем экономическийэффект от внедрения концессии может составлять от 5 до 15%, однако, учитываябольшие объемы капитальных вложений по некоторым проектам, экономия можетсоставить сотни миллионов долларов.
2. Концессияявляется, по сути, прототипом широко известного на западе понятия франчайзинг. Внастоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянноувеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путемпредоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенныхпривилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и оказания услугсегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США иВеликобритании.
Одним из первыхфранчайзингов в России можно считать начало производства Пепси-Колы.
Еще в 2002 годуколичество компаний, развивающихся по франчайзингу, в России не превышалонесколько десятков, а уже в 2007 – о себе заявило свыше 600. Но число реальнодействующих франшиз у нас в стране — меньше 400.
Рост франчайзинговыхсетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то кначалу ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями.
Большинство ведущихфренчайзеров уже имеют свои отделения в более, чем 30 странах мира ипо-прежнему заинтересованы в дальнейшем расширении. Практически все они уделяютособое внимание проектам, связанным с рынком России и стран СНГ, осознавая егоогромный потенциал. Неизбежность проникновения новых франчайзинговых сетей нарынки стран бывшего СССР становится с каждым днем все более очевидной.
По данным Российскойассоциации франчайзинга, в нашей стране данную форму ведения бизнеса используютвсего 26 компаний. Препятствием на пути реализации возможностей франчайзингаявляется отсутствие разработанной нормативно-правовой базы, отсутствие нароссийском рынке фирм, способных предложить малому бизнесу концепцию своейдеятельности, отсутствие механизма кредитования франчайзинговых договоров иподготовленных кадров для работы по франчайзингу.
3. Привлечениеинвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективногоиспользования имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качестватоваров, работ, услуг, предоставляемых потребителям регулируется Федеральнымзаконом «О концессионных соглашениях».
Сторонамиконцессионного соглашения являются: концедент (государство, от имени и попоручению которого действует то или иное ведомство или государственнаякомпания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедентасоответствующие активы и права). Особенностью концессионных соглашений являетсято, что по своей экономической сути они являются методом осуществлениягосударственных закупок для привлечения инвестиций в основные активы. Но вданном случае государство выступает не покупателем в классическом понимании, аскорее продавцом.
Сегодня в ситуацииотносительной политической стабильности, что немаловажно для иностранногокапитала и завершении эпохи первоначального накопления капитала в России, чтообусловило появление отечественного крупного бизнеса, инвесторы ищут пути иформы вложения средств. Концессии могут стать еще одним, весьма выгодным какдля них, так и для государства способом наращивания экономическогоблагополучия.
Список использованнойлитературы
1. «Оконцессионных соглашениях». N 115-ФЗ от 21 июля 2005 г.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая). №14-ФЗ от 26 января 1996 г.
3. Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть вторая). № 117-ФЗ от 5 августа 2000 г.
4. АвдокушинЕ.Ф. «Международные экономические отношения». Учебник. М.: Юристъ,2001.
5. Бюджетнаясистема России: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. Г.Б.Полякова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 550 с.
6. БондаренкоЮ.Л. Франчайзинг и перспективы его развития в России. / / Финансы. 2001. №12.
7. РыковаИ.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. М., 2000.
8. КузовковаТ.А. Особенности организации интегрированного бизнеса на основе франчайзинга всфере телекоммуникаций // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. №6(июнь).
9. ПанюковаВ.В.Магазин франчайзи: от переговоров к торжественному открытию //Маркетинг вРоссии и за рубежом. 2007. №4.
10. ПоловинкоА.А. К вопросу о проектированию франчайзинговых сетей// Менеджмент в России иза рубежом. 2007, №3.