Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента
Специальность «Менеджмент организации»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ТЭА ХДП
Тема: «Сущность и задачи функционально-стоимостного анализа.Организация функционально-стоимостного анализа на предприятии. Анализфинансового состояния предприятия»
Выполниластудентка
3 курса, ускоренногообучения з/о
КумыковаЮлия Адамовна
Проверила:Ашмарина И.И.
Самара 2008
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Сущностьи задачи функционально-стоимостного анализа. Организацияфункционально-стоимостного анализа на предприятии
2. Анализфинансового состояния предприятия
Список использованнойлитературы
1. Сущностьи задачи функционально-стоимостного анализа.
Организацияфункционально-стоимостного анализа на
предприятии
Функционально-стоимостнойанализ (ФСА) — это технология, позволяющая оценить реальную стоимость продуктаили услуги безотносительно к организационной структуре компании. Как прямые,так и косвенные расходы распределяются по продуктам и услугам в зависимости отобъема ресурсов, требуемых на каждом из этапов производства. Действия, производимыена этих этапах, в контексте метода функционально-стоимостного анализаназываются функциями. Цель функционально-стоимостного анализа состоит вобеспечении правильного распределения средств, выделяемых на производствопродукции или оказание услуг, по прямым и косвенным издержкам. Это позволяетнаиболее реалистично оценивать расходы компании.
Посуществу, метод функционально-стоимостного анализа работает по следующемуалгоритму:
1. Определяетсяпоследовательность функций, необходимых для производства товара или услуги.Сначала выявляются все возможные функции. Они распределяются по двум группам:влияющие на ценность товара/услуги и не влияющие. Далее на этом этапепроизводится оптимизация последовательности: устраняются или сокращаются шаги,не влияющие на ценность, и сокращаются издержки.
2. Длякаждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов.
3. Длякаждой функции на основе оценок из пункта 2 определяется количественнаяхарактеристика источника издержек.
В функционально-стоимостноманализе применяются два типа источников по отношению к распределению затрат:
1. Источникииздержек по функциям, показывающие, как поведение объекта затрат влияет науровни детализации функций.
2. Источникииздержек по ресурсам, показывающие, каким образом уровни активности функцийвлияют на потребление ресурсов.
4. Послетого как для всех функций будут определены их источники издержек, проводитсяокончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги.Функции могут рассматриваться в различном масштабе, который устанавливается вкаждом случае по-своему. В случае чрезмерной детализациифункционально-стоимостного анализа ‒ расчет может сильноусложниться. Реально достижимую степень сложности расчета необходимо выявить всамом начале. Иначе слишком подробный анализ вызовет дополнительные расходы, ив результате данный вид анализа будет неэффективен.
Далее,необходимо разрешить ряд вопросов, связанных с запланированной доходностью:
· диктуетли рынок уровень цен или можно установить ту цену продукции, которая дастпланируемую прибыль?
· следуетли внести планируемую надбавку на расходы, рассчитанные по методуфункционально-стоимостного анализа, одинаково по всем операциям или некоторыефункции дают больший доход, чем другие?
· каксоотносится конечная продажная цена продукции с функционально-стоимостными показателями?
Такимобразом, используя этот метод можно быстро оценить объем прибыли, ожидаемый отпроизводства того или иного товара или услуги.
Еслиисходная оценка издержек выполнена правильно, то доход (до выплаты налогов)будет равен разнице между продажной ценой и затратами, рассчитанными по методуфункционально-стоимостного анализа. Кроме того, сразу станет ясно, производствокаких продуктов или услуг окажется убыточным (их цена при реализации будет нижерасчетных затрат). На основе этих данных можно быстро принять корректирующиемеры, в том числе пересмотреть цели и стратегии бизнеса на ближайшие периоды.
Методфункционально-стоимостного анализа разработан как «операционно-ориентированная»альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие оттрадиционных финансовых подходов этот метод:
· предоставляетинформацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственноучаствующего в бизнес-процессе;
· распределяетнакладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов,подробным представлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не наосновании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.
Функционально-стоимостнойанализ — один из методов, позволяющий указать на возможные пути улучшениястоимостных показателей. Цель создания функционально-стоимостной модели длясовершенствования деятельности предприятий — достичь улучшений в работепредприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности.Проведение расчетов при функционально-стоимостном анализе позволяет получитьбольшой объем информации для принятия решения.
Воснове метода функционально-стоимостного анализа лежат данные, которыеобеспечивают менеджеров информацией, необходимой для обоснования и принятияуправленческих решений при применении таких методов, как:
· «точнов срок» (Just-in-time, JIT) и KANBAN;
· глобальноеуправление качеством (Total Quality Management, TQM);
· непрерывноеулучшение (Kaizen);
· реинжиниринг бизнес — процессов (BusinessProcess Reengineering, BPR).
Концепцияфункционально-стоимостного анализа позволяет представить управленческуюинформацию в виде финансовых показателей. Используя в качестве единиц измеренияфинансовых показателей просто американские доллары или рубли,функционально-стоимостной анализ отображает финансовое состояние компаниилучше, чем это делает традиционный бухгалтерский учет. Это происходит потому,что этот метод физически отражает функции людей, машин и оборудования.Функционально-стоимостной анализ отображает уровень потребления ресурсовфункциями, а также причины, по которым эти ресурсы используются.
Функционально-стоимостнойанализ можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и дляпринятия стратегических решений. На уровне тактического управления этуинформацию можно использовать для формирования рекомендаций по увеличениюприбыли и повышению эффективности деятельности организации. На стратегическом ‒ помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия,изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификациии т.д. Информация, получаемая при функционально-стоимостном анализе, показывает,как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой,помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижениестоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а такжеопределить наилучшие варианты капиталовложений.
Основныенаправления использования функционально-стоимостной модели для реорганизациибизнес-процессов — это повышение производительности, снижение стоимости,трудоемкости, времени и повышение качества.
Повышениепроизводительности включает в себя три этапа. На первом этапе осуществляетсяанализ функций для определения возможностей повышения эффективности ихвыполнения. На втором — выявляются причины непроизводительных расходов и путиих устранения. И, наконец, на третьем этапе осуществляется мониторинг иускорение нужных изменений с помощью измерения основных параметровпроизводительности.
Чтокасается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощьюфункционально-стоимостного анализа можно так реорганизовать деятельность, чтобыбыло достигнуто их устойчивое сокращение. Для этого необходимо сделатьследующее:
· сократитьвремя, необходимое для выполнения функций;
· устранитьненужные функции;
· сформироватьранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;
· выбратьфункции с низкой стоимостью, трудоемкостью и временем;
· организоватьсовместное использование всех возможных функций;
· перераспределитьресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствований.
Очевидно,что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Повышениекачества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительнойоценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию)технологий выполнения операций или процедур.Применение функционально-стоимостного анализа
Неправильноеназначение цен на продукцию случается практически во всех компаниях,занимающихся производством или продажей большого количества товаров илипредоставлением различных услуг. Чтобы понять, почему это происходит,рассмотрим два гипотетических завода, производящих простые изделия — шариковыеручки. Каждый год завод №1 изготавливает миллион синих ручек. Завод №2 тожепроизводит синие ручки, но только 100 тыс. в год. Чтобы производство работалона полную мощность, а также для обеспечения занятости персонала и извлечениянеобходимой прибыли, завод №2 кроме синих ручек выпускает еще ряд аналогичныхтоваров: 60 тыс. черных ручек, 12 тыс. красных, 10 тыс. лиловых и т.д. Обычноза год завод № 2 производит до тысячи различных видов товаров, объемы которыхколеблются от 500 до 100 тыс. единиц. Итак, общий объем продукции завода №2равен одному миллиону изделий. Эта величина совпадает с объемом продукциизавода №1, поэтому им требуется одинаковое количество рабочих и машинных часов,у них одинаковые материальные затраты. Однако, несмотря на сходство товаров иодинаковый объем производства, сторонний наблюдатель может заметитьсущественные различия. Завод №2 содержит больший штат для сопровожденияпроизводства. Здесь работают сотрудники, занимающиеся:
· управлениеми настройкой оборудования;
· проверкойизделий после настройки;
· получениеми проверкой поступающих материалов и деталей;
· перемещениемзапасов, сбором и отгрузкой заказов, их быстрой пересылкой;
· переработкойбракованных изделий;
· проектированиеми реализацией конструкторских изменений;
· переговорамис поставщиками;
· планированиемпоступлений материалов и деталей;
· модернизациейи программированием значительно более крупной (чем у первого завода) компьютернойинформационной системы.
Узавода №2 более высокие показатели простоя, сверхурочных часов,перезагруженности складов, доработки и отходов. Широкий штат сотрудников,поддерживающих процесс производства, а также общая неэффективность технологииизготовления продукции, приводит к несоответствию в ценах.
Большинствокомпаний рассчитывают расходы по ведению такого производственного процессав два этапа. Сначала учитываются расходы, связанные с определенными категориямиответственности — управление производством, контроль качества, поступления ит.п. — и затем эти расходы связывают с соответствующими подразделениямикомпании. Многие фирмы очень хорошо реализуют этот этап. Но вот второй шаг, гдеиздержки по подразделениям должны быть распределены по конкретным продуктам,выполняется слишком упрощенно. До сих пор в качестве базы для расчета зачастуюиспользуются рабочие часы. В других случаях, учитываются еще две дополнительныебазы для расчета. Материальные затраты (расходы на покупку, получение, проверкуи хранение материалов) распределяются непосредственно по продуктам в виде процентнойнадбавки к прямым материальным издержкам. На высоко автоматизированныхпредприятиях также учитываются машинные часы (время обработки).
Внезависимости от того, используется ли один или все эти подходы, затраты напроизводство товаров большого объема (синих ручек) всегда оказываютсязначительно выше, чем издержки на производство того же изделия на первомзаводе. Синие ручки, составляющие 10% от объема производства, потребуют 10%затрат. Соответственно, лиловые ручки, объем выпуска которых составит 1%, потребуют1% затрат. Фактически же, если стандартные затраты рабочих и машинных часов,материалов на единицу продукции одни и те же как для синих ручек, так и длялиловых (заказываемых, производимых, упаковываемых и отгружаемых в гораздоменьших объемах), то накладные расходы на единицу товара для лиловых ручекбудут намного больше.
Современем рыночная цена на синие ручки (выпускаемые в самых больших объемах)будет определяться более успешными производителями, специализирующимся навыпуске этого товара (например, заводом №1). Менеджеры завода №2 обнаружат, чторазмер прибыли для синих ручек окажется меньше, чем для специальных продуктов.Цена на синие ручки ниже, чем на лиловые, но система оценки затрат неизменновычисляет, что производство синих ручек такое же дорогое, как и лиловых.
Разочарованныенизкими прибылями, менеджеры завода №2 довольны тем, что выпускают полныйассортимент продукции. Клиенты готовы платить больше за специальные товары,такие как лиловые ручки, производство которых, очевидно, ничуть не дорожеобычных синих. Каков же по логике должен быть стратегический шаг в ответ на этуситуацию? Необходимо принизить роль синих ручек и предложить расширенный набордифференцированных продуктов, с уникальными свойствами и возможностями.
Насамом деле, такая стратегия будет пагубной. Несмотря на результаты системырасчета издержек, производство синих ручек на втором заводе дешевле, чемлиловых. Сокращение производства синих ручек и замена их новыми моделями ещебольше повысит накладные расходы. Менеджеры второго завода будут глубокоразочарованы, так как общие издержки повысятся, а цель повышения доходности небудет достигнута. Многие менеджеры понимают, что их учетные системы искажаютстоимость товара, а поэтому вносят неформальные корректировки, чтобы компенсироватьэто. Тем не менее, описанные выше пример хорошо демонстрирует, что лишьнемногие менеджеры могут заранее предсказать конкретные корректировки и ихпоследующее влияние на производство.
Вэтом им может помочь только система функционально-стоимостного анализа, котораяне даст искаженной информации и дезориентирующих стратегических идей.
2. Анализфинансового состояния предприятия
Финансовыйанализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита, ивыполняется с точки зрения основных субъектов предприятия. Наиболеезаинтересованными в предприятии являются: инвесторы, менеджеры, кредиторы,персонал и профсоюзы, государственные органы, общественность. Точки зрения этихгрупп на результаты деятельности предприятия различны. Ближе всего к текущейдеятельности фирмы, учитывая также долгосрочную перспективу её развития,находятся менеджеры – нанятые профессионалы, либо собственники, самостоятельноуправляющие своей компанией. Менеджеры несут ответственность за выживаниепредприятия в целом и конкретно за эффективность производства, прибыльностьпредприятия, эффективность использования капитала, трудовых и других ресурсов,платёжеспособность предприятия. Затем следуют различные категории владельцевфирмы, которые особенно заинтересованы в текущей и долгосрочной прибыльностисвоих инвестиций. Они обычно ожидают роста дивидендов и роста стоимости акций.Далее идут кредиторы, предоставляющие предприятию капитал на различные сроки.Больше всего их беспокоит надёжность выплат причитающихся им процентов,возвратность задолженности и обеспечение кредита активами, что могло бы ихзащитить от риска. Другие группы – государственные органы, профсоюзы,общественность – имеют свои особые интересы: надёжность уплаты и величинаналогов, размер и способность выплаты зарплаты, стабильность занятости, охранаокружающей среды и т.д. Наиболее важна для деятельности предприятий позицияпервых трёх групп – менеджеров, владельцев и кредиторов. Их точки зрениявзаимосвязаны и различаются, в основном, расстановкой акцентов.
Основнойцелью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых(наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картинуфинансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений вструктуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этомможно определить как текущее финансовое состояние предприятия, так и егопроекцию на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемыепараметры финансового состояния. Финансовый анализ позволяет менеджментупосредством аналитического прочтения исходных данных принимать решения поуправлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений.
Рассмотримосновные показатели финансового состояния предприятия:
•стабильность деятельности в краткосрочном плане – ликвидность иплатёжеспособность; в долгосрочном плане – финансовая устойчивость;
•экономическая эффективность текущей деятельности – оценка деловой активности ирентабельности;
•сравнительная общая оценка предприятия – оценка положения предприятия на рынкеценных бумаг.
Потребностьв анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилениемфинансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия.Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятияего активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует срокупогашения обязательств. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активовобрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности балансазаключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ихликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствамипо пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядкевозрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скоростипревращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующиегруппы:
А1наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочныефинансовые вложения (ценные бумаги);
А2быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность;
А3медленно реализуемые активы – статьи раздела 2 баланса “Запасы и затраты” завычетом денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторскойзадолженности;
А4труднореализуемые активы – раздел 1 баланса “Основные средства и внеоборотныеактивы”.
Пассивыбаланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, а также ссуды, непогашенные в срок;
П2краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;
П3долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;
П4постоянные пассивы – статьи раздела 3 баланса “Источники собственных средств”.
Дляопределения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп поактиву и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют местосоотношения:А1 > П1А2 > П2А3 > П3А4 Оценкаплатёжеспособности проводится с помощью вычисления следующих показателей:величина собственных оборотных средств; маневренность функционирующегокапитала; коэффициент общего покрытия; коэффициент финансового покрытия;коэффициент денежного покрытия; доля собственных оборотных средств в покрытиизапасов; коэффициент покрытия запасов.
Величинасобственных оборотных средств (чистого оборотного капитала), то есть величинафункционирующего капитала – это основная управляемая переменная при управленииоборотным капиталом:
СОС = П4 + П3– А4
Маневренностьфункционирующего капитала (собственных оборотных средств):
Денежныесредства / СОС
Характеризуетчасть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежныхсредств. Величина норматива зависит от ежедневной потребности предприятия вденежных ресурсах.
Коэффициентобщего покрытия (текущей ликвидности):
Текущиеактивы / Текущие обязательства
(А1 + А2 + А3)/ (П1 + П2)
Это общаяоценка ликвидности активов. В связи с тем, что в оценку входяттруднореализуемые запасы, критическое значение показателя =2.
Коэффициентфинансового покрытия (быстрой ликвидности):
(А1 + А2) / (П1+ П2)
Этотпоказатель должен быть не менее 1, так как при этом ликвидность активовсоответствует срочности обязательств.
Коэффициентденежного покрытия (абсолютной ликвидности):
А1 / (П1 + П2)
Рекомендуемоезначение составляет 0,1–0,2 – это наиболее жёсткий критерий ликвидности – говорито возможности немедленного погашения текущих обязательств.
Долясобственных оборотных средств в покрытии запасов:
СОС / Запасы
Нижняяграница = 0,5 – это часть запасов, покрываемая чистым оборотным(функционирующим) капиталом.
Коэффициентпокрытия запасов:
«Нормальныеисточники покрытия» / Запасы и затраты
К нормальнымисточникам покрытия относится: кредиторская задолженность поставщикам, частькредитов, займы, часть собственного капитала, не покрывающая внеоборотныеактивы (если внеоборотные активы меньше, чем собственные средства). Значениеэтого коэффициента должно быть больше 1. Если это не так, то текущее финансовоесостояние предприятия рассматривается как неустойчивое.
Оценкафинансовой устойчивости
Оценкафинансовой устойчивости характеризуется соотношением собственных и заёмныхсредств (характеризует финансовый рычаг). Проводится с помощью такихпоказателей, как коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициентманевренности собственного капитала, коэффициент долгосрочного привлечениязаёмных средств и коэффициент финансовой зависимости.
Коэффициентконцентрации собственного капитала:
Собственныйкапитал / Баланс
Чем выше этозначение, тем выше финансовая устойчивость.
Коэффициентманевренности собственного капитала:
Собственные оборотныесредства / Собственный капитал
Этоткоэффициент показывает? какая часть собственного капитала используется дляфинансирования текущей деятельности.
Коэффициентдолгосрочного привлечения заёмных средств:
Долгосрочныеобязательства / (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал)
Характеризуетструктуру капитала. Рост этого показателя в динамике – негативная тенденция –это означает, что предприятие всё сильнее зависит от внешних инвесторов.
Коэффициентфинансовой зависимости:
Баланс /Собственный капитал
Этотпоказатель не должен превышать 2.
Оценкаделовой активности.
Качественнаяоценка деловой активности может быть получена путём сравнения деятельностипредприятия с родственными предприятиями. Такими критериями являются: широтарынков сбыта продукции, объём внешнеэкономической деятельности, репутацияпредприятия (в частности, известность среди клиентов и т.д.). Приколичественной оценке нужно иметь в виду оптимальное соотношение:
Тбп › Тр ›Так › 100%,
где Тбп, Тр,Так – соответственно темпы роста балансовой прибыли, реализации,авансированного капитала (золотое правило экономики предприятия).
Это означает:
1) экономическийпотенциал предприятия возрастает: Так › 100;
2) объёмыреализации растут более высокими темпами, чем экономический потенциал, то естьрастёт степень использования ресурсов Тр / Так › 1;
3) прибыльрастёт быстрее, чем реализация, то есть одновременно с ростом использованияресурсов снижаются издержки производства и обращения Тбп / Тр › 1.
Однаковозможны временные нарушения этих соотношений при освоении новых перспективныхнаправлений вложений капитала, при реконструкции и т.д. Поэтому при нарушенииэтих соотношений необходим дополнительный анализ для оценки долгосрочнойтенденции. Данные соотношения характеризуют устойчивость экономического роста.
Оценкарентабельности
Основныепоказатели: рентабельность авансированного капитала и рентабельностьсобственного капитала. Эти показатели обязательно должны рассматриваться вдолгосрочной перспективе. Рентабельность авансированного капитала характеризуетэкономическую деятельность предприятия, а рентабельность собственного капитала– ещё и финансовый рычаг, поэтому связана с финансовым риском. С другойстороны, высокая рентабельность собственного капитала ещё не охватывает всех аспектовценности компании для собственников, так как в балансе не отражается целый рядфакторов, резко повышающих рыночную цену компании: престиж, торговая марка,высокие технологии, высокая конкурентоспособность, высокая квалификацияперсонала и т.д. Следовательно, значение рентабельности собственного капиталане эквивалентно в полной мере высокой отдаче на инвестированный капитал и припринятии финансовых решений нужно ориентироваться не только на этот показатель,но и принимать во внимание рыночную цену компании.
Оценка положенияна рынке ценных бумаг
Этот анализможно проводить не для всех предприятий, а лишь для акционерных обществ,зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги. Длярегистрации требуется достаточно высокий уровень экономического развитиякомпании, но сам по себе акт котировки акций фирмы на бирже, особенно наизвестных зарубежных биржах, уже говорит о высоком уровне и престиже компании.Этот анализ не может быть выполнен только по финансовой отчётности, нужна дополнительнаяинформация.
Основныеабсолютные показатели: доход на акцию, дивиденд на акцию, учётная цена,рыночная цена.
Доход наакцию:
(Чистаяприбыль – дивиденды на привилегированные акции) / Число обыкновенных акций
Этотпоказатель существенно влияет на рыночную цену акции.
Учётнаяцена – бухгалтерская оценка акции:
Номинальнаястоимость акции + Доля эмиссионной прибыли (разница между рыночной ценой вмомент продажи и номиналом) + Доля накопленной и вложенной в развитие фирмыприбыли (реинвестированная прибыль)
Относительныепоказатели: ценность акции, рентабельность акции, дивидендный выход,коэффициент котировки акции.
Ценностьакции:
Рыночная ценаакции / Доход на акцию
Это индикаторспроса на акции компании, который показывает, как много согласны платитьинвесторы в данный момент на 1 рубль прибыли на акцию.
Рентабельностьакции:
Дивиденд наакцию / Рыночная цена
Это прямойэффект от акции.
Дивидендныйвыход:
Дивиденд наакцию / Доход на акцию
Это долячистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов.
Коэффициенткотировки акции:
Рыночная ценаакции / Учётная цена
Если этоткоэффициент больше 1, то это значит, что потенциальные акционеры готовызаплатить больше бухгалтерской оценки в данный момент.
Всеприведённые выше абсолютные и относительные показатели могут оцениваться врамках сравнительного анализа табличным и графическим способом.
Список использованной литературы:1. Аширов В.К. Финансовый менеджмент:Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. – 104 с.
2. БендиковМ.А. Финансово-экономическая устойчивость предприятия и методы её регулированияМ.А. Бендиков, И.В. Сахарова, Е.Ю. Хрусталёв // Экономический анализ: теория ипрактика. – 2006. -№ 14. – С. 5 – 14.
3. НикашинА.И. Методы анализа проблем и решения творческих задач: монография / Ростовн/Д.: Издат. центр ДГТУ, 2007. – 129 с.
4. Экономикапредприятия: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Под ред. Волкова О.И.;Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. – 2-е изд. перераб. идоп. – М.: Инфра – М, 2001. – 520 с.
5. Экономикапредприятия: Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000.- 718 с.