Реферат по предмету "Спорт"


Этнографический туризм в Хабаровском крае

--PAGE_BREAK--
  2.2 Развитие туризма в Хабаровском крае

Туристский потенциал Хабаровского края один из самых богатых и разнообразных в стране, что позволяет развивать туризм всех видов, ориентированный на внутренний и внешний рынок. Среди туристических ресурсов в крае преобладают природные.

К преимуществам Хабаровского края с точки зрения туристской привлекательности следует отнести: его близость к странам Северо – Восточной Азии, наличие протяженной границы с Китайской Народной Республикой, крупных транспортных артерий – Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, статус г. Хабаровска как административного центра Дальневосточного Федерального округа, а также особенности культурно-исторического и природного туристского потенциала[4].

Для иностранных туристов Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской культур, что особенно проявляется в инфраструктуре крупнейшего туристского центра края — г. Хабаровска. Наличие в городе таких объектов, как: Дальневосточный художественный музей, располагающий коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; концертный зал органной музыки Хабаровской краевой филармонии; современный спортивно-зрелищный комплекс «Платинум арена» — крупнейший на Дальнем Востоке и в Сибири; культовые учреждения различных конфессий, а также широкая сеть современных культурно-развлекательных объектов[10].

Особый этнографический ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амур в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник «Сикачи-Алянские петроглифы» (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до н.э.). Познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, можно в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов[12]. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов представляют интерес для развития этно-экологического туризма.

Природный потенциал края является основой для развития природоориентированных видов туризма. Особый туристский объект, привлекающий посетителей из других регионов и, особенно из-за рубежа, – это река Амур – одна из величайших рек мира. По морфологическим и морфометрическим параметрам, истории развития, пейзажному разнообразию, богатству ихтиофауны (около 130 видов рыб) эта река не имеет равных в России. Уникальным туристским потенциалом обладают Шантарские острова. Привлекает к себе Плато Мар-Кюэль, как объект туристского показа, где можно увидеть карстовые образования, в частности, «исчезающие» под землей реки, лесные ландшафты, где можно заняться спортивной охотой и рыбалкой, познакомиться с бытом и культурой эвенков. Высоким биоразнообразием характеризуются лесные экосистемы Хабаровского края. Общий видовой состав растений насчитывает примерно 2 тысячи видов, что составляет половину всех представителей, обитающих на Дальнем Востоке[14]. Несмотря на относительно слабую степень освоенности региона, характерной чертой, во многом определяющей использование туристских ресурсов, является их высокая концентрация, что позволяет предоставить широкий спектр туруслуг и обеспечить полноценный отдых. Наиболее перспективными направлениями развития туризма в крае являются: культурно-познавательный, экологический, приключенческий, этнографический и круизный. На начало 2008 года туристская инфраструктура края насчитывала 198 коллективных средств размещения из них 103 гостиницы. Комфортабельные базы и дома отдыха пригородной зоны Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, такие как: «Заимка», «Карат», «Лесная поляна», «Шарголь» и «Заслонова» предлагают широкий спектр услуг, включающих в себя: рестораны и бары, сауну, бильярд, настольный теннис, прокат спортинвентаря, зимой — катание на лыжах и «русских горках». Туристско-спортивные и горнолыжные базы такие как «Холдоми», «Амут Сноу Лейк» в Солнечном районе, «Спартак», «Дерсу» в пригороде Хабаровска предлагают высокий уровень услуг по зимним видам отдыха. По состоянию на 01.01.2009 г. в крае зарегистрировано 252 предприятий, 141 из которых включены в Единый федеральный реестр туроператоров. Общественные организации отрасли представлены тремя ассоциациями: Дальневосточное региональное отделение Российского союза туриндустрии, Некоммерческое партнерство «Хабаровское объединение туроператоров международного туризма», Хабаровская ассоциация отельеров. Высшее и среднее — профессиональное образование в сфере туризма обеспечивают шесть высших учебных заведений и шесть   колледжей городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Ежегодно край посещают граждане более чем из 20-и стран мира (кроме стран СНГ), около 50% которых прибывает на срок продолжительностью до 3-х дней, свыше 40% — на срок более 7-ми дней. Учитывая географическое расположение Хабаровского края, его основными партнерами в сфере международного туризма традиционно остаются: Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея. По итогам 2008 года въезд иностранных туристов в край составил 20,5 тыс. человек[18].

Ведущими туроператорами края, специализирующимися на приеме иностранных туристов, являются следующие организации: ОАО «Интур-Хабаровск», ЗАО «Хабаровсктурист», ООО «Весь мир», ЗАО Компания «Вэлком», ОАО «Дальрео», ООО «Дальгео Турс», ООО «Блу Скай Трэвел», ООО «Фирма «НАТА-Тур» (г. Комсомольск-на-Амуре) и другие. Наибольший удельный вес в структуре общего туристического потока Хабаровского края приходится на выездной туризм. Численность жителей края, выезжающих за рубеж в 2008 году, составила 242,5 тыс. человек. Основными направлениями выезда традиционно являются такие страны Юго-Восточной Азии как: КНР, Республика Корея, Таиланд, Япония, Индонезия, Сингапур, Въетнам. На западном направлении приоритетными являются туры в Турцию, Францию, Италию, Испанию, Египет, Грецию, Финляндию и Германию.  Правительством Хабаровского края проводится целенаправленная работа по формированию привлекательного имиджа края для российских и зарубежных гостей. Ежегодно туристские возможности края демонстрируются на престижных международных выставках " ITM " (Россия), «JATA WTF» (Япония), «CITM» (Китай). С декабря 2002 года в Хабаровском крае издаётся единственный на Дальнем Востоке России специализированный туристский журнал «ТУРНЕ», рассказывающий о красоте дальневосточной природы, удивительных уголках края и новых туристских маршрутах. В 2008 году в крае издано 8 рекламно-информационных изданий на русском, японском, китайском языках, выпущен мультимедийный презентационный CD -диск по объектам туристического показа. Совместно с продюсерским центром «Сделано в Хабаровске» подготовлен и выпущен цикл телевизионных передач «Туристика».

Основной задачей текущего года является реализация «Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период 2008 -2012 годов», направленная на развитие туристского комплекса края. [8].

На территории района около с. Нижнетамбовское находится памятник природы скальное обнажение «Шаман» («Амурские столбы»). Эти уникальные сооружения расположены на вершине горы.   Точно неизвестно: это природа сотворила или древние амурские люди, совсем как древние египтяне, установили такие колоссы. Нанайцы считали, что это окаменевшая семья великого шамана. О том, как именно она окаменела, рассказывает множество легенд. В Комсомольском районе активно развивается эколого-туристическая деятельность. Ежегодно группы туристов не только из Комсомольского района и г.Комсомольска-на-Амуре, но и   из других регионов Хабаровского края, Дальнего Востока   направляются к этому уникальному памятнику, чтобы насладится красотой уникального сооружения[28].

С древнейших времен на нынешней территории района жили предки коренных народов Севера – нанайцев и удэгейцев. В середине 19 века эта территория начинает заселяться переселенцами из центральных областей России. Русские селения основывались рядом с древними нанайскими селениями, характерными были дружественные отношения пришлого населения с коренным, происходил взаимообмен способами хозяйствования.

К достопримечательностям района можно отнести заповедник: «Большехехцирский», зоосад «Дальневосточный», санатории «Уссури» и «Дружба», туристический комплекс «Заимка», эколого-туристический комплекс «Вэлком». Одним из центров нанайской национальной культуры является село Сикачи- Алян. В близи села находится уникальный археологический памятник «Сикачиалянские петроглифы»[5].

Село Сикачи-Алян известно наскальными рисунками – петрогли́фами. Они располагаются на камнях вдоль скалистого берега. Их появление относят к каменному веку. Первоначально исследователи полагали, что рисунки, выполненные бороздками на камнях, были созданы около 3-4 тыс. лет назад. Сейчас полагают, что они создавались в период от 12 тыс. лет до н.э. до 1 тыс. лет. н.э. В древности эта каменная гряда рисунков была культовым центром для всех древних амурских племён, населявших нижнее течение Амура. В научной литературе описано около 150 петроглифов Сикачи- Аляна (предполагают, что их было около 300). Но сейчас можно наблюдать только около 20. Остальные камни с рисунками разрушились, занесены песком, скатились на дно Амура или украдены. Многие рисунки исчезли навсегда. Камни очень старые, трещиноватые. Их медленно и непрерывно раскалывает вода, замерзающая зимой в трещинах, поэтому сохранить этот природный культовый заповедник под открытым небом невозможно. Узоры на камнях Сикачи-Аляна напомнили некоторым исследователям татуировки маори (Новая Зеландия). Предполагают, что древние народы Новой Зеландии и Амура имели культурную связь, которая проходила через Китай и продолжалась на Североамериканском континенте[16].

Особый этнографический ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амур в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник «Сикачи-Алянские петроглифы» (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до н.э.). Познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, можно в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов представляют интерес для развития этно-экологического туризма[18].

Несмотря на относительно слабую степень освоенности региона, характерной чертой, во многом определяющей использование туристских ресурсов, является их высокая концентрация, что позволяет предоставить широкий спектр туруслуг и обеспечить полноценный отдых.

Наиболее перспективными направлениями развития туризма в крае являются: культурно -познавательный, экологический, приключенческий, этнографический и круизный. Самобытность культур, национальные кухни, вымирающие традиции, шаманство- вся эта экзотика манит и завараживает.

Коренные малочисленные народы становятся популярнейшим средством для привлечения туристов.

Около 30 процентов туристских фирм края специализируются на приеме туристов из КНР и отправке российских туристов в эту страну. Среди них АО «Хабаровсктурист», которое имеет опыт, сложившиеся связи, необходимую материально — техническую базу (гостиница, автотранспортное хозяйство, ресторан, бары, казино, предприятия службы быта), «Амурречтурист», СП «Евразия Транс Инк», ЗАО «Акфа», Дальневосточная компания путешествий, ТОО «Сервал» и др.

Въездным туризмом в крае занимаются около 20 турфирм, в том числе 11 — специализированным туризмом. Ежегодно край посещают немногим более 20 тыс. иностранных граждан[20].

В 1996 году край посетили граждане 47 стран мира, в то время как в 1994 году — более 70. Анализ динамики посещений свидетельствует о том, что наибольший интерес к краю проявляют туристы из КНР, Японии, США, Южной Кореи.

Уникальные природные и культурные объекты края предопределяют перспективы развития экологических и других активных видов туризма: пешеходного, горного, водного (сплав по горным рекам), охотничьего и рыболовного. Туристские фирмы, занимающиеся вышеуказанными видами туризма, в 1996 году приняли около 500 иностранных охотников и рыболовов из Австралии, Германии, Швейцарии, Канады, Великобритании. Привлечь большее число иностранных туристов на специализированный туризм в настоящее время не представляется возможным из-за высоких цен на использование авиатранспорта и лицензий на рекреационный лов тайменя (поймал — отпусти)[19].

 2.3 Анализ этнографического туризма в Хабаровском крае

На территории края проживает более 25 коренных малочисленных народов Севера, территория края является исторически исконной. Программы туров знакомят туристов с культурой и традициями этих народов: по желанию катание на оморочках, «камлания» у костра, участие в творческом процессе вместе с мастерами декоративно- прикладного искусства.

Величественная панорама города открывается с борта теплохода, на котором Вы можете совершить увлекатель­ную прогулку по Амуру, проплыть под мостом, считав­шимся самым длинным в мире в начале века. Даже сделав короткую остановку в Хабаровске, Вы може­те узнать многое не только о городе, но и обо всем крае, посетив по выбору музеи, театры, выставки, или просто прогуляться по набережной Амура. Взойти на утес и по­любоваться открывшимися перед глазами просторами и могучей рекой и не упустить возможность совершить ав­тобусную экскурсию по городу, в Большехехиирский за­поведник, к петроглифам у с. Сикачи-Алян, в Уентр реа­билитации диких животных в с. Кутузовка[7].

Первым амурским археологом принято считать А. Я. Гурова, который с 1899 по 1932 гг. исследовал древние памятники вдоль р. Амур, от г. Благовещенска до ст. Екатерино-Никольской Хабаровского края. В 1903 г. им была создана первая карта археологических памятников, расположенных вдоль берегов Амура[16].

С 1927 по 1961 гг. систематическими исследованиями археологических памятников занимался ученый-краевед Г.С. Новиков-Даурский, которым было обследовано и описано около 200 памятников.

Целенаправленное изучение археологических памятников академическими экспедициями начинается с 1954г., когда под руководством А. П. Окладникова было обследовано левобережье Амура от Сретенска до Благовещенска. Позднее под его началом, затем под руководством академика А. П. Деревянко на территории Амурской области работали учёные-археологи из многих научно-исследовательских институтов. О работе археологов рассказывают экспедиционные фотографии, документы на право проведения работ, полевые дневники и другие материалы.

Всего на территории Приамурья учёными открыто около 3000 памятников археологии (древние стоянки, городища, могильники), которые позволяют проследить периоды развития археологических культур, начиная с древнекаменного века и до позднего средневековья.

Эпоха раннего палеолита представлена в экспозиции грубыми рубящими каменными орудиями труда (чопперы, чоппинги). С периодом верхнего палеолита знакомят предметы (дисковидные нуклеусы, бифасы и др.), относящиеся к селемджинской археологической культуре. Неолит Приамурья представлен несколькими археологическими культурами: громатухинской; новопетровской и сменившей её осиноозёрской. В витринах размещены более совершенные, по сравнению с предыдущим периодом, каменные орудия труда: тесловидно-скребловидные орудия, наконечники стрел и копий, топоры, тесла, долота, сверла и др. С неолитическим искусством знакомят копии древних наскальных изображений, орнаменты на керамических сосудах, скульптурные изображения людей и животных[13].

            Археологические исследования показали, что древние обитатели Приамурья от каменных орудий сразу перешли к заимствованным извне, а затем изготовляемым самостоятельно железным орудиям. К урильской культуре — наиболее древней культуре раннего железного века относятся кельт и крица[15].

Средневековый период в развитии человеческого общества представлен предметами, относящимися к михайловской археологической культуре и культуре мохэ — троицкой и найфельдской группам. Рядом с сосудами размещены изготовленные из железа орудия труда и вооружения: топоры, ножи, наконечники стрел и копий, острога, гвозди.

            Центральное место в зале археологии занимает макет жилища племён мохэ. С IX в. н.э. амурские мохэ стали именоваться чжурчжэнями, а с XVII в. пришедшие на Амур русские казаки называли их уже дючерами.

Разнообразные археологические находки: железный топор, костяная мотыга, керамические грузила, дольчатые сосуды, серьги бронзовые с позолотой, подвески бронзовые, наборный пояс — дают представление о материальной культуре амурских чжурчженей.

В XIII в. на Амуре появляется новая народность — дауры, их поселения располагались в районе верхнего и частично среднего Приамурья.

            Совместное существование монголоязычных дауров и тунгусо-маньчжурских народностей привело к созданию особой археологической культуры — владимировской. В экспозиции эта культура представлена ювелирными украшениями (бронзовые серьги со стеклянными подвесками, крупные бусы из стекла и камня, бронзовые пуговицы), сельскохозяйственными орудиями труда (мотыга, лемехи и отвал плуга, фрагмент ручного жернова).

            В IX — XVII вв. в искусстве племен Приамурья прослеживается влияние культур Китая и Японии. Экспозицию зала археологии завершает один из наиболее интересных экспонатов музея – каменная скульптура Будды, найденная на территории Амурской области в 2004 году.

            В XVII в. первые русские землепроходцы встретили на территории Приамурья немногочисленные племена не только дауров, но и эвенков, нанайцев – потомков и носителей культуры древнейших обитателей нашего края[12].

Один из этнографических комплексов музея рассказывает об эвенках — коренных жителях севера Приамурья. Центральное место в комплексе занимает макет чума — традиционного жилища эвенков. Рядом с чумом – предметы, отражающие  особенности кочевого быта эвенков — оленеводов и охотников: разнообразные орудия для охоты, одежда из шкур изюбра, сумы, детская колыбель и другие.

            Другой  комплекс посвящён быту нивхов – коренных жителей нижнего Приамурья. Здесь можно увидеть плащ — дождевик из осоки, берестяную шляпу, детские ноговицы из рыбьей кожи, капкан, колчан для стрел, лук — самострел, макет лодки «оморочки», изготовленный ещё в 1893 г. и другие предметы.

Господствующим верованием у многих коренных народов Дальнего Востока был шаманизм — вера в духов. В экспозиции размещён уникальный костюм даурского шамана, поступивший в музей в 1901 году. Даурские шаманы носили шапки, увенчанные натуральными или железными рогами оленя.

Среди шаманских атрибутов — кафтан, нагрудник, шапки, колотушка. Представления о шаманизме дополняют фотографии древних обрядов, макет лабаза, ритуальное блюдо из рога лося, различные амулеты[11].

В Хабаровском крае единственное национальное удэгейское поселение расположено в 250 км от г. Хабаровска, на правом берегу р. Хор. Автомобильная доступность. В селе имеется небольшой этнографический музей под открытым небом, этно-культурный центр «Солнце»национальный ансамбль «Сугакпай» (Лучи солнца)[12].

Туристический хит края пещера Прощальная, находится в 57 км от поселка Солонцовый.

Настоящим экскурсом в историю служат галереи наскальной живописи. Самыми признанными являются писаницы у села Сикачи-Алян. Это изображения на бальзатовых валунах и прибрежных скалах правобережья Амура. Возраст петроглифов сикачи-алянской группы от 9 до 4 тыс. лет.В настоящий момент в крае созданы районные этнографические центры, которые всегда можно посетить. В них возрождаются и воссоздаются традиции малых народов. «Медвежий праздник» – это выступление обрядовых театров. Уникальнейшим экспонатом Хабаровского края является скелет морской коровы Стеллера, обитавшей у берегов Командорских островов и истребленной в ХVIII веке.  Среди экспонируемых полезных ископаемых есть исключительные редкости: большие друзы кварца, пирита и других соединений, а также осколки обнаруженного недавно метеорита Хабаровск и обломки знаменитого Сихотэ-Алиньского.Одним из древнейших хвойных деревьев на земле является тис остроконечный- археологическая жемчужина Хабаровского края[13].

Рыбалка, охота. Особенно попу­лярна у туристов спортивная ры­балка на тайме­ня, симу, ленка в сочетании со сплавом по горно-таеж­ным рекам. На территории края установлено 6 мировых рекордов по ловле тайменя, кунжи (IGFA). Охота в девственных лесах Дальнего Востока на крупных хищников занятие для смелых людей. Основными объек­тами охоты являются бурый медведь, снежный баран[7].

Музеи города Хабаровска. Краевой краеведческий музей им. Гродекова 177 тыс. экспонатов. Имеет 7 филиалов в крае. Экспозиция уни­кальной коллекции фа­уны и флоры ДальнегоВостока, этнографии коренных народов и славянских пе­реселенцев, панорама «Волочаевский бой». Является ис­следовательским центром Дальневосточного региона. Дальневосточный художественный музей Более 1000 экспонатов из лучших музеев страны — Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и иных собра­ний — составили основу дальневосточной художественной коллекции.

Дальневосточный художественный музей — это единый полифункциональный организм, региональный центр научно-исследовательской, экспозиционной, методической, выставочной и кураторской работы в области изобрази­тельного искусства,

Коллекция музея состоит из 12 тыс. экспозиций. Есть работы V века до н, э„ произведения западноевропейских мастеров XV-XIX столетия, русских мастеров XV-XX веков, мастеров народов Приамурья, древнерусское искусство, Военно-исторический музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Более чем 12 тысяч экспонатов, рассказывающих об исто­рии округа с момента его создания и до настоящего вре­мени,

В залах музея представлены основные этапы истории ок­руга:

— освоение дальневосточных земель, их вооруженная за­шита в дореволюционный период до 1917 года;

— гражданская война 1918-1922 гг. и иностранная воен­ная интервенция;

— дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны;

— войска округа в современных условиях,

В фондах музея находятся коллекции боевых знамен пе­риода гражданской и Великой Отечественной войн, оте­чественного и зарубежного огнестрельного и холодного оружия, орденов и медалей СССР, обмундирования и сна­ряжения, образцов боевой техники, произведения живо­писи, военно-политического плаката и графики.

Наскальные рисунки. В числе археологических памятников поразивших воображение первых исследователей Дальнего Востока, были древние рисунки вблизи национального нанайскаго села Сикачи-Алян, что расположено в 75 км от г.Хабаровска ниже по течению Амура. Путешественников влекут огромные глыбы базальта, которые длинными валами громоздятся вдоль скалистого берега Амура. Эти глыбы- свидетели детства нашей планеты- несут на себе печать творческого замысла, открывают странный и вместе с тем увлека­тельный, фантастический мир древ­него искусства. Тысячелетия сгла­дили острые грани базальтовых глыб, отшлифовали их поверхность, но не смогли стереть глубокие по­лосы, выбитые рукой неведомого художника древних времен. В древ­них изображениях на валунах и скалах Сикачи-Аляна отразилась

длительная и сложная история Амурского края. С нами говорят через тысячелетия своеобразным и по-своему вы­разительным языком бесчисленные поколения обитателей берегов великой азиатской реки.

На базальтовых глыбах выполнены способом глубокой желобочной выбивки с помощью каменных инструментов рисунки масок, зверей, антропоморфных изображений, птиц (всего около 300 изображений). Наиболее древние рисунки датированы эпохой раннего неолита (7-6 тысячелетий до н. э).   Изучение этих загадочных рисунков на берегах Амура ещё продолжается и будет продолжаться поколениями учёных- археологов, искусствоведов, историков. Первые сведения о сикачи- алянских наскальных рисунках появились в 70-х годах XIX века. Были исследованы Б. Лауфером- американским востоковедом XIX века. В 1919 году во время своего путешествия по Сибири сикачи- алянси рисунки осмотрел известный японский историк, этнограф и археолог Тории Рюдзо. Посетили петроглифы известные исследователи Л.Я. Штернберг,    В. К. Арсеньев. Получили мировую известность после исследований А. П. Окладникова в 1935 году.

Река Амур— одна из крупнейших рек в мире, в экологическом реестре которой 108 видов и подвидов рыб. Вся история края неразрывно связана с Амуром. Образуется от слияния рек Шилки и Аргуни. Впадает че­рез Амурский лиман в Татарский пролив и Сахалинский залив в Охотское море. Длина от слияния Шилки и Аргуни 2824 км, от истока Аргуни  4444 км. В пределах Хабаровского края 1534 км. Расход воды у г. Хабаровска 8600 куб. м3/сек, в устье — 11330 куб. м3/сек. Долина реки Амур на территории Хабаровского края ха­рактеризуется большим разнообразием природных усло­вий, наличием археологических и исторических объектов. Это и лотосовое озеро, и древние, хорошо сохранившиеся вулканы, живописные и редкие на земле подпрудные долинные озёра, Тыркинский утёс со следами маньжурского храма XV века, петроглифы Сикачи- Аляна, Шереметьева и Кии, Большехехцирский заповедник и др[7].    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Охорона праці неповнолітніх за трудовим законодавством 3
Реферат Should Sex Ed. Be Offered In Public
Реферат Методика обучения технике выполнения броска через спину в борьбе дзюдо
Реферат О Конт Г Спенсер К Маркс родоначальники социологии
Реферат История поиска путей учета рефракционных искажений в высокоточных инженерно-геодезических измерениях
Реферат Факторинговые операции коммерческих банков и перспективы их развития
Реферат Использование проблемных ситуаций на уроках природоведения как средство повышения качества учебной
Реферат Международная купля-продажа товаров
Реферат Системы гарантирования вкладов граждан в России и за рубежом
Реферат Анализ стихотворения Ахматовой "Лотова жена"
Реферат Современная физическая наука (с 1955г.)
Реферат Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков
Реферат Макаронные изделия, производство, ассортимент, условия хранения
Реферат Почему горе настигает юного человека Смысл названия комедии Грибоедова Горе Чацкого и Софьи
Реферат Masculinity In The Sun Also Ri Essay