Реферат по предмету "Финансовые науки"


Сущность и виды государственного кредита

Введение
Государственный кредиткак финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансовогоправа, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получениягосударством или размещения со стороны государства денежных средств, а такжеотносительно предоставления государственных гарантий.
В юридическом аспектегосударственный кредит выступает самостоятельным элементом финансовойкомпетенции государства, осуществляемым за счет привлеченных и собственныхденежных средств на свой риск и состоящим в их размещении на законодательно определенныхусловиях.
Функционированиефинансовых отношений, складывающихся в сфере кредитной деятельностигосударства, объективно требует универсального регулятора, которым являетсяправо. Общественные отношения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагиваютинтересы не только государства, но и частных субъектов, являющихсяконтрагентами органов публичной власти.
Таким образом,актуальность выбранной темы обусловлена значимостью категории государственногокредита.
Цель работы: исследоватьсодержание государственного кредита.
Для достижения указаннойцели были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность государственногокредита, остановившись на изучении таких вопросов как понятие, принципыгоскредита, формы государственного кредита; осветить основные методы изучениягоскредита; произвести анализ последствий государственного кредита.
Структура работыследующая: введение, три главы, две из которых содержат по два подпункта,заключение.
При выполнении работы былизучен ряд учебной литературы, такой как «Денежноеобращение. Кредит» под редакцией Л. А. Дробозиной, «Финансы. Финансовыеполитика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск» под редакцией Глущенко В.В. ит.д., а также статьи журнала «Финансовое право» и т.д.

Глава 1.Сущность госкредита
 
1.1 Понятие,принципы государственного кредитования
Государственный кредиткак финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансовогоправа, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получениягосударством или размещения со стороны государства денежных средств, а такжеотносительно предоставления государственных гарантий.
В юридическом аспектегосударственный кредит выступает самостоятельным элементом финансовойкомпетенции государства, осуществляемым за счет привлеченных и собственныхденежных средств на свой риск и состоящим в их размещении на законодательноопределенных условиях.
Участие государства вкредитной деятельности предполагает унификацию основных правил осуществленияэтой части финансовой компетенции, т.е. вступление в кредитные правоотношения сучетом определенных принципов. Принципы государственного кредита обеспечиваютреализацию двух целей: а) сочетание публичных и частных интересов всехсубъектов деятельности в сфере государственного кредитования; б) повышениеэффективности кредитных отношений с участием государства.
Государственный кредитосновывается на принципах добровольности, возмездности, целевой направленностигосударственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.
Принцип добровольностигосударственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч. 4ст. 75 Конституции РФ государственные займы размещаются на добровольной основе.Добровольность в отношениях государственного кредита проявляется в двухаспектах. Во-первых, добровольность частного субъекта относительно принятиярешения о вступлении или нет в кредитные отношения с государством, т.е.потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству своивременно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям.Во-вторых, добровольность в отношениях государственного кредита проявляется вконституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа повременному использованию свободных денежных средств государства. Так, Бюджетнымкодексом РФ установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитныеправоотношения может исходить только от субъектов Федерации в лице ихисполнительных органов (п. 3 ст. 104; п. 1 ст. 137 БК РФ).
Принцип добровольностипроявляется и в процессе управления государственным долгом. Например, вПостановлении Правительства РФ от 20 июля 1998 г. «О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательствРоссийской Федерации» поручено «Министерству финансов совместно сЦентральным банком осуществить на основе принципа добровольности всенеобходимые мероприятия по досрочному погашению государственных бескупонныхоблигаций»[1].
Соблюдение принципадобровольности свидетельствует об уважении государством интересов иныхпубличных и частных субъектов, и, таким образом, непринуждение к вступлению вправоотношения является обязательным условием функционирования государственногокредита.
Гарантией добровольности кредитных отношений с участием государства служитпринцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссуднымкапиталом. Возмездность в отношениях по государственному кредиту выражается, какправило, в начислении процентов к основному долгу, которые, так же как и суммапогашения, вносятся в федеральный бюджет или бюджет соответствующего субъектаРФ
Однако наличие подобногоюридического признака не означает присутствия элемента гражданско-правовогорегулирования в государственном кредитовании, поскольку определение платностипользования кредитом, конкретного размера начисляемых процентов являетсяисключительной компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ,предоставляющего кредитные ресурсы.
Кроме выплаты доходов пофиксированно установленной процентной ставке в российской практикеосуществления государственной кредитной деятельности используется плавающаяпроцентная ставка, а также реализация долговых обязательств со скидкой(дисконтом) против их номинальной цены.
На размер процентнойставки существенное влияние оказывают несколько условий: ставкарефинансирования Центрального банка, связанный с ней закрепленный в п. 2 ст. 98БК РФ запрет на изменение процентной ставки, а также срок, на которыйпредоставляется кредит. Развитие рыночных отношений привносит в кредитнуюдеятельность государства элемент саморегуляции, что обусловливает большуюзависимость размера процентной ставки от спроса и предложения денежных средствна кредитном рынке.
Привлечение государствомвременно свободных денежных средств на условиях возмездности выражается нетолько в получении кредитором прямой выгоды в виде доходности государственныхценных бумаг, но и в предоставлении участникам фондового рынка дополнительной выгодыв виде льготного налогообложения доходов и операций по государственным ценнымбумагам.
Принцип целевойнаправленности государственных кредитных средств закреплен БК РФ и означаетправо стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства,оговаривать цели их размещения.
Например, органыгосударственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федеральногобюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также дляфинансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговыхобязательств. Средства федерального бюджета в качестве бюджетной ссуды субъектуРФ выдаются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнениябюджета субъекта Федерации (п. 1 ст. 137 БК РФ).
Целевую направленностьимеют и бюджетные кредиты, предоставляемые юридическим лицам, не являющимсягосударственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 76 БК РФ).Цели, на которые может быть предоставлен государственный кредит, обязательноуказываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могутпредусматриваться меры контроля дополнительно к установленным бюджетнымзаконодательством, обеспечивающие целевое использование выделенных денежныхсредств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образуетсостав финансового правонарушения и влечет применение мер ответственности всоответствии с БК РФ.
Целевую направленность имеют и правоотношения, в которых государство выступаетв качестве заемщика. Так, ст. 13 Соглашения о создании Европейского банкареконструкции и развития устанавливает, что «Банк предпринимает всенеобходимые меры для осуществления контроля за тем, чтобы средства, полученныеот кредита… использовались исключительно для достижения целей, которые былизаявлены при получении этого кредита...»[2].
Принцип обеспеченностиозначает предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательствапо возврату государственного кредита. По различным причинам должнику не всегдаудается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторыесубъекты сознательно уклоняются от погашения государственного кредита. Тем самымгосударство вынуждено гарантировать возврат выданных кредитов посредствомприменения к имуществу должника мер, установленных п. 3 ст. 76 БК РФ.
Принцип обеспеченностикредитов проявляется не только в тех правоотношениях, где государство выступаетв качестве кредитора, но и тогда, когда государство вынуждено осуществлятьвнешние заимствования. Так, ст. 14 Соглашения о создании Европейского банкареконструкции и развития в качестве основного условия предоставления кредитов игарантий названа максимальная безопасность вложений Банка посредствомпредоставления поручительства в отношении возврата суммы кредита.
Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита наопределенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок подоговору государственного кредита может быть определен действующимзаконодательством, кредитным или иным договором. Например, в соответствии с БКРФ долговые обязательства Правительства РФ могут предоставляться на срок отодного года до тридцати лет.
Принцип возвратностигосударственного кредита означает возвращение выданной денежной суммыкредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами: 1) вся суммакредита возвращается по истечении срока разовым платежом; 2) в соответствии сдоговором государственного кредита допускается возврат денежных средствчастями. Важно отметить, что при частичном возврате проценты за пользованиекредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.
Принцип возвратностиотносится не только к действиям должника. Уполномоченные государственныеорганы, представляющие государство в кредитных правоотношениях, обязаныпредпринять все предусмотренные законодательством РФ меры по взысканиюзадолженности. Для реализации этой обязанности уполномоченный государственный органвправе обратиться в суд в порядке искового производства или в арбитражный суд сзаявлением о принуждении к исполнению денежного обязательства передгосударством либо о возбуждении производства по делу о несостоятельности(банкротстве) в отношении должника, имеющего непогашенную задолженность.
Финансовымзаконодательством предусмотрено несколько гарантий возврата временно выданныхгосударственных денежных средств. В частности, согласно ст. 76 БК РФ бюджетныекредиты могут предоставляться юридическому лицу только при отсутствиипросроченной задолженности по ранее представленным бюджетным средствам навозвратной основе. Обязательным условием предоставления государственногокредита является проведение предварительной проверки финансового состоянияполучателя кредита. Предварительный финансовый контроль может быть осуществленфинансовым органом соответствующего территориального уровня либо по егопоручению иным уполномоченным органом.
1.2 Формы государственного кредита
В системе кредитных отношений государственный кредит выступает вследующих формах: 1. государственные займы; 2. обращение части вкладовнаселения в государственные займы; 3. заимствование средствобщегосударственного ссудного фонда; 4. казначейские ссуды; 5. гарантированныезаймы.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободныеденежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансированиеобщественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг:облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценнуюбумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую правоее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга ипроценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенныйсрок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срокапользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.Государство устанавливает нарицательную стоимость ( номинальную цену )облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму,предоставленную держателем облигации государству во временное пользование.Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и нанее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для ихдержателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловленотем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется отнарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей изависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода,выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации,степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги,привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственнойконъюнктуры, степень доверия населения правительству. Свободная котировкаоблигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учетавсех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционированиеполноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степениликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативногопсихологического фактора[3].
Последний состоит в настороженном отношении займодателей кгосударственным кредитным операциям; он порожден отходом от требования-обращения.Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения иреализации только среди населения. Государственные внутренние займыклассифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся навыпускаемые: а) центральным правительством; б) республиканскимиправительствами; в) местными органами власти. Широкое распространение получилапрактика выпуска государственных займов центральным правительством.Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило,незначительной. По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделятьсяна реализуемые только среди населения (например, Государственный внутреннийвыигрышный заем 1982 года), среди юридических лиц (государственный внутренний5%-ный заем 1990 года ) и универсальные, т.е. предназначенные для размещениясреди физических и юридических лиц. В зависимости от формы выплаты доходоввыделяют: а) процентные займы; б) выигрышные займы; в) процентно-выигрышныезаймы; г) беспроигрышные займы; д) беспроцентные (целевые) займы. Владельцыдолговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путемоплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов кноминалу ценных бумаг (без ежегодных выплат ).
Примером процентных долговых обязательств являются казначейскиеобязательства государства и облигации 5%-ного займа 1990 года. По выигрышнымзаймам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в моментпогашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только потем, которые попали в тиражи выигрышей. Примером выигрышного займа являетсяГосударственный заем 1982 года. Условиями выпуска процентно-выигрышных займовпредусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в формевыигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срокадействия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее времяпроцентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателямоблигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на которыйпока полностью не удовлетворяется.
Примером беспроцентной государственной кредитной операции являетсягосударственный целевой заем 1990 года. Местные органы власти могут проводитьцелевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающейсреды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано населениеадминистративно-территориальной единицы. По срокам погашения займы делятся на:а) краткосрочные займы — срок погашения до 1 года; б) среднесрочные займы — срок погашения до 5 лет; в) долгосрочные займы — срок погашения более 5 лет. Пометоду размещения займы подразделяют на: а) добровольные займы; б) займыразмещенные по подписке; в) принудительные займы. Каждому методу размещения займовсоответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободнопродаются и покупаются банковскими учреждениями.
Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силупостановления правительства, предусматривающего строгую ответственность зауклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подпискес рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализациясопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их посуществу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. Внастоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства.Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а такжепутем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств.
В настоящее время безоблигационные займы используются намежправительственном уровне. В тесной связи с государственными займаминаходится вторая форма государственного кредита, функционирование которойопосредуется системой сберегательных учреждений ( банков, касс и т.п. ) иявляется важным каналом формирования финансовых ресурсов государства — обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первойформы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупаютценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств,сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемныхденежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лицесберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счетзаемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяетвыделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Этаформа кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например,казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций,казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов.Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляютсягосударством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм насчетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Срокипогашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет засобой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период егодействия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях,не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизациисберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целяхобеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода.
В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанкомдолговых обязательств государства. Заимствование средств общегосударственногоссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, чтогосударственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операциипокупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов напокрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредитафункционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционныхпроцессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссиейденежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полнаянормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на путипризнания невозможности прямого позаимствования ссудных средств для покрытиябюджетного дефицита. Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовойпомощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управленияза счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности[4].
В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется.Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемойразгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство неможет нести ответственность законов развития фондового рынка и нарушениягосударством своих обязательств; принудительным распределением займов, резкимограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственногодолга и т.п.
Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциямгосударства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Еслигосударство ориентируется только на длительные кредитные операции, то этозатрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средствкраткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подуматьпотенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства,которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода исвободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетныефонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательствнаправляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может бытьвыплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. Показначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигациимогут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом за финансовыерезультаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочныхвладельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказыватьфинансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых онизаинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности. Отношения полинии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования,поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственнойвласти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другимпричинам и в иных целях.
Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и нормепроцента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий ихозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеюткоммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народногохозяйства экономических структур. Использование казначейских ссуд не означает,что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственныххозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право насуществование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощихозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностейреализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятнойхозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п. Погарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственностьтолько в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданыусловия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлениемместным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам правапроводить операции по заключению займов.

Глава 2.Методы изучениягосударственного кредита
Финансовая деятельностьгосударства предназначена для материального обеспечения государственныхмероприятий. Однако между потребностями государства в финансовых ресурсах и ихреальным поступлением в государственную казну возникают определенныепротиворечия. Особую актуальность поиск дополнительных денежных средствприобретает в условиях дефицита бюджета.
В некоторых ситуацияхорганы государственной или муниципальной власти нуждаются в дополнительныхденежных средствах, предназначенных для финансирования инвестиционных иликапиталоемких социально-экономических программ, а также для сглаживанияколебаний при поступлении налоговых платежей или для погашения ранееразмещенных займов.
Вопросам теориигосударственных доходов в финансово-правовой науке уделяется достаточноевнимание, однако большинство авторов анализируют бюджетные доходы несколькоизолированно от других финансово-правовых институтов. Впервые в юридическойнауке комплексное исследование государственных доходов в аспектегосударственного управления осуществлено О.Н. Горбуновой: деятельностьгосударства по аккумуляции его доходов подверглась анализу не только с точкизрения проблем, возникших в теории и практике этой деятельности, но и с позицийосуществления прямых и обратных связей в государственном управлении с помощьюфинансово-правовых отношений разных порядков
Концепция прямых иобратных связей позволяет наиболее полно дать анализ распределению заемныхденежных средств между государственными бюджетами, выявить правовые особенностикредитной сферы финансовой деятельности государства.
Необходимость разрешатьвозникающий финансовый дисбаланс и обусловливает использование государствомвременно свободных денежных средств. В качестве потенциально значимогоисточника мобилизации дополнительных доходов в государственные и муниципальныебюджеты выступают кредитные ресурсы, привлеченные из внешних или внутреннихисточников. Следовательно, государственный кредит является важнейшим инструментомфинансово-правовой политики[5].
Кредит можнорассматривать в двух аспектах: экономическом и правовом. Как экономическаякатегория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собойсовокупность экономических отношений, возникающих по поводу получениягосударством или размещения со стороны государства денежных средств, а такжеотносительно отношений по предоставлению государственных гарантий.
Функционирование финансовых отношений, складывающихся в сфере кредитнойдеятельности государства, объективно требует универсального регулятора, которымявляется право. Общественные отношения, связанные с движением кредитныхресурсов, затрагивают интересы не только государства, но и частных субъектов,являющихся контрагентами органов публичной власти. Специфика отношенийгосударственного кредита обусловливает, как правило, наличие императивных,государственно-властных методов регулирования, однако допускаются идиспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государственныекредитные отношения, содержатся в различных отраслях права и образуюткомплексный правовой институт.
Основное место вюридическом регулировании отношений государственного кредита занимают нормыфинансового права. Финансово-правовое регулирование отношений государственногокредита находится в постоянном движении, обусловленном сложностью иполитической обостренностью процессов заимствования денежных средств дляпубличных потребностей, а также временным предоставлением государственных средствиным лицам. Основная задача механизма финансово-правового регулированиякредитных отношений заключается в создании оптимального правового режимаотношений с участием государства по поводу использования временно свободныхденежных средств.

Глава 3. Анализпоказателей госкредита
 
3.1.Динамика госкредита
В свое время СоветскийСоюз щедрой рукой раздавал деньги развивающимся странам, и сейчас эта суммасоставляет 69 миллиардов долларов.
Список стран довольнобольшой, хотя есть крупные, есть мелкие должники. Список этот возглавляет Иракс суммой долга более 9 миллиардов, который накопился в основном в советскийпериод времени в первую очередь из-за поставок оружия Ираку. Крупнейшиедолжники России находятся преимущественно вне стран СНГ, среди них такие страны,как Китай — почти 1,5 миллиарда долларов, Корейская Народно-ДемократическаяРеспублика — больше 4 миллиардов долларов. Индия — миллиард долларов, а также такиестраны, как Вьетнам, Алжир. Причем это уже не только старые долги, вбольшинстве случаев (и по Китаю, и по Индии, и по Вьетнаму) это новые долги,поскольку кредитные линии открывались для строительства объектов в этихстранах, прежде всего энергетических.
Таким образом, необходимоделить долги на старые и долги, потому что и возможность возврата их совершенноразная. Сумма долгов по странам СНГ на общем фоне в 69 миллиардов смотритсядостаточно скромно, это примерно 3,5 миллиарда долларов, и, безусловно, этистраны не главные должники России сегодня[6].
В бюджете на 2007 годесть в приложении такая строка: страны, которым правительство России имеетправо списать долги в наступающем году. Это Республика Бенин, РеспубликаБурунди, Гвинея-Бисау, Замбия, Конго, Мадагаскар, Мозамбик — беднейшие страныАфрики. Списываемая сумма составляет порядка 1 миллиарда долларов по темстранам, которые были включены в приложение к бюджету. В рамках переговоров с«восьмеркой» речь шла о списании со стороны России долгов подобным странам насумму порядка 11 миллиардов долларов. И очевидным образом это уже неэкономическая, а политическая акция, когда Россия в рамках «восьмерки» пытаетсявыступать как еще одна великая держава и тем самым демонстрировать, что мы тожеможем что-то кому-то давать.
Есть долги, которыеделали правительства других стран, есть долги, которые делали коммерческиеструктуры, есть долги, которые делали банки, и т. д[7].
Преимущественно это правительственныедолги, особенно что касается долгов советских. Поскольку в подавляющембольшинстве случаев схема была довольно простая: у нас закупали либо оружие,технику, либо речь шла о строительстве крупных промышленных объектов — строительстве силами тогда советских, сейчас российских предприятий, — и подреализацию соответствующих договоренностей правительство выделяло кредит,который в ту страну, как правило, не уходил, из этих денег оплачивалась работасоответствующих наших предприятий здесь, но эта сумма подлежала возврату. Вбольшинстве случаев постепенно эти кредиты списывались, и в советское времядостаточно активно. И большинство тех стран, которым мы можем списывать долги,это страны, которые 20 лет назад мы называли странами социалистическойориентации, которые просто-напросто под такую вывеску, под свои определенныепроекты получали деньги в Советском Союзе и фактически под конец их неотдавали.
Поэтому значительнаячасть этих долгов, и особенно тех, которые мы списываем сегодня, это долги, какправило, невозвратные. Хотя было много схем, начиная с 1990-х годов, продаватьэти долги, торговать ими где-то и так далее. Но шансов получить их назадпрактически не было.
Страны, которыекредитовал тогда Советский Союз, это бывшие страны соцлагеря. С другой стороны,сейчас экономика во многих из этих стран развивается довольно бурно. НазватьКитай страной бедной, которая не может отдать свои долги, наверное, язык неповернется ни у кого из мирового сообщества.
Верхний пределгосударственного внешнего долга на 1 января 2007 установлен в размере 79,2млрд.долл., долга иностранных государств (кроме СНГ) перед РФ — 68,8млрд.долл., долга стран СНГ перед РФ — 3,2 млрд.долл., предел предоставлениягарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований — 2,9 млрд.долл.;верхний предел государственного внутреннего долга по долговым обязательствам РФ- 1.148.744.774,0 тыс.руб.
Предел кредитовиностранным государствам и их юридическим лицам — 21.336.257,8 тыс.руб.
Верхний пределгосударственного внешнего долга на 1 января 2008 установлен в размере 46,7млрд.долл. или 36,3 млрд. евро, долга иностранных государств (кроме СНГ) передРФ — 71,0 млрд.долл., долга стран СНГ перед РФ — 3,0 млрд.долл., пределпредоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований — 2,9 млрд.долл.; верхний предел государственного внутреннего долга по долговымобязательствам РФ — 1.363.256.345,5 тыс.руб. Предел кредитов иностраннымгосударствам и их юридическим лицам — 22.729.522,9 тыс.руб.
Таким образом наблюдаетсяуменьшение размера долга перед РФ с одновременным увеличением предоставлениякредитов иностранным государствам и их юридическим лицам.
Ряд должников Россииотносится к числу наименее развитых стран. А согласно договоренностям,достигнутым в рамках переговоров семи ведущих держав мира, до 80% долга такихстран подлежит списанию. Валютой кредита был переводной рубль или рубль.Поскольку валютные оговорки не включались в соглашения, то, в связи собесценением рубля, некоторые страны-должники настаивают на пересчете суммызадолженности. И, наконец, ряд стран отказываются погашать долг, посколькукредиты имеют ярко выраженную политическую окраску, а в отдельных случаяхпредоставлялись режимам, потерявшим власть. Эти аргументы подкрепляютсянегативной оценкой, которую в начале 90-х годов дала российская дипломатияполитике СССР в зоне национально-освободительного движения.
3.2.Прогнозирование показателей кредитования
Долг развивающихся странРоссии, как это предусмотрено соглашениями, в основном должен погашатьсятоварными поставками. В условиях рынка был осуществлен переход от практикиноминирования организаций-импортеров к отбору их на конкурсной основе(тендеры). Это позволило расширить круг импортеров, усилить конкуренцию междуними. Внешэкономбанк проводит также валютные тендеры по клиринговым валютам.Однако фирмы-импортеры сталкиваются с трудностями отбора товаров, чтозадерживает долговые платежи даже в тех случаях, когда страны-должникисоблюдают их график.
Те страны, которыеразвиваются, — это не только Китай, это Индия, тот же Вьетнам, — они могутотдавать долги, но они тоже пытаются, понимая сложность этой ситуации, вкоторой России сложно давить на них, они пытаются предлагать свои схемы, вчастности, возврата этих долгов поставками товарных ресурсов. Допустим, тот жеКитай охотно предлагает свои различные товары, тот же китайский ширпотреб. Стой же Индией, насколько я знаю, переговоры велись и ведутся о поставкахпродовольствия из Индии. На самом деле это фактически вариант бартера, это неесть в прямом виде возврат долга.
Хотя, с другой стороны,товары, попадая на российский рынок, должны будут продаваться, и они будутсоздавать неизбежно конкуренцию продукции отечественных производителей. И здесьтоже есть вопрос, что нам лучше: все-таки подождать до тех пор, пока эти странысмогут вернуть нам деньги, — пусть это будет не сейчас, а через несколько лет,но это будут живые деньги, которые можно будет накопить в том жеСтабилизационном фонде, допустим, и использовать на благо будущих поколений, — либо же мы получим сейчас реально не полную сумму, а такой вот товарныйэквивалент, который будет оказывать давление на наш потребительский рынок.
Больше 50 процентов долганакопившегося — долг еще советский. Хотя частично его раскидали, разбросали, срядом стран договорились о порядке погашения, с той же Индией. Там сложнее былипересчеты из старых инвалютных рублей в современные валюты. Поэтому простоприменяются разные схемы. Но доля валютного возврата тоже постепенноувеличивается. И там, где речь идет о финансировании промышленных проектов,конечно, вероятность возврата долгов намного больше, хотя мы не должныисключать и другого, того, что во всех этих кредитах есть не только экономика,но и политика. Это ставка на развитие отношений с Китаем, с Индией.
Чтобы ускорить погашениедолга, используется практика переуступки задолженности банкам и фирмам другихстран. Однако переуступить долги стран с низким уровнем платежеспособностиможно только на условиях большой скидки, которая обычно достигает 90%. Вроссийской практике этот метод не получил широкого распространения. А продажадолга Ганы за 18,9% суммы долга считается крайне неэффективной сделкой.Переуступка российских требований за бесценок не отвечает и долгосрочныминтересам России, поскольку в этом случае она утрачивает с трудом завоеванныепозиции в развивающихся странах. Более предпочтителен метод конверсии долга винвестиции в экономику страны-должника. Однако, как показывает опытразвивающихся стран, отбор подобных объектов для инвестирования сложен, ипрорыва в данном направлении ожидать не приходиться. Поэтому товарные поставкиостаются основным методом погашения внешнего долга России развивающимисястранами.
Надеясь ускорить процесспогашения долга развивающимися странами, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве государства-кредитора. Однако из числа российскихдолжников лишь 25 стран (около 1/2) работают с Парижским клубом (Вьетнам,Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др). На них приходится долг в размере 50 млрддолл.
С Парижским клубом неработает самый крупный российский должник — Куба, а также Монголия, Сирия,Афганистан. Последние три страны должны России около 30 млрд долл. Приурегулировании долга развивающихся стран России в рамках Парижского клубазначительная часть его в объеме 35—80% списывается. Размер списания зависит отуровня развития страны и доли поставки военной техники в сумме долга.
Как считает АндрейЗагорский, профессор МГИМО, необходимо где-то искать какие-то варианты, которыепозволяют находить общий язык сегодня, с тем чтобы не только не портитьотношения политические, но и даже улучшать. Поэтому здесь не только экономикадоминирует, здесь очень много политики. Но это все-таки более здоровые долги,чем долги советского периода[8].

Заключение
Государственный кредиткак финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансовогоправа, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получениягосударством или размещения со стороны государства денежных средств, а такжеотносительно предоставления государственных гарантий.
В юридическом аспектегосударственный кредит выступает самостоятельным элементом финансовойкомпетенции государства, осуществляемым за счет привлеченных и собственныхденежных средств на свой риск и состоящим в их размещении на законодательноопределенных условиях.
В системе кредитных отношений государственный кредит выступает вследующих формах: 1. государственные займы; 2. обращение части вкладовнаселения в государственные займы; 3. заимствование средствобщегосударственного ссудного фонда; 4. казначейские ссуды; 5. гарантированныезаймы.
Среди должников Россиичислятся в основном азиатские страны. Например, долг Ирака составляет 9,4миллиарда долларов, а Кореи — 4,4 миллиарда. Другими крупными должникамиявляются Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.
Чтобы ускорить погашениедолга, используется практика переуступки задолженности банкам и фирмам другихстран. Однако переуступить долги стран с низким уровнем платежеспособностиможно только на условиях большой скидки, которая обычно достигает 90%. Вроссийской практике этот метод не получил широкого распространения. Переуступкароссийских требований за бесценок не отвечает и долгосрочным интересам России,поскольку в этом случае она утрачивает с трудом завоеванные позиции вразвивающихся странах. Более предпочтителен метод конверсии долга в инвестициив экономику страны-должника.

Списокиспользованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ от 1996 г.
2. Федеральный закон от 22.02.1999 N36-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год ».
3. Вавилов Ю.А. Государственныйкредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика. М., 2004. – 453 с.
4. Дадашев В. Финансовая системаРоссии. М.: Инфра-М, 2006.- 342 с.
5. Калашникова Н. Проблема госдолга — чисто финансовая //Деловой мир. №7. 2007.
6. Борисов С.М. Внешние долги России./ Деньги и кредит, № 2 / 2006.
8. Семенкова Е.В., Алексанян В.М.Реструктуризация государственной задолженности / Финансы, №5 /2006.
9. Российская газета от 31 июля 2007 г.
10. Финансовое право, N 2, 2006.,2007.
11.Финансы.Денежное обращение. Кредит. /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: 1997. – 346с.
12. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск –менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. / Под ред. Глущенко В.В. – НПЦ“Крылья”, 1998.- 411 с.
13. Основыфинансового менеджмента./ Под ред. И.Т. Балабанова – М., 1998.- 436 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :