Реферат по предмету "Педагогика"


Сущность целостного педагогического процесса

План
Введение
1. Сравните позиции различных авторовпри рассмотрении сущности целостного педагогического процесса
2. Сочините сказку о целостномпедагогическом процессе показав его сущность и основные характеристики
Заключение
Список литературы
Введение
Для того, чтобычеловеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новымпоколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. Впервобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществляласьчаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло кубеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способыдля передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активномучастии самого человека в этом процессе, при включении в его творческуюдеятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающейдействительности. Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований кчеловеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений ихреализации. Назову более существенные из них:
— задачи умственногоразвития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков,обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способностьактивного самостоятельного мышления и творчества в общественной ипроизводственной деятельности;
— задачи эмоциональногоразвития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального,эстетического отношения к искусству и действительности;
— задачи нравственногоразвития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых нормобщечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие вребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственногоповедения в жизненных отношениях;
— задачи физическогоразвития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей,являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.
— задачииндивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природныхдарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализациипроцессов обучения и восприятия;
— задачикультурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировойхудожественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовойанти- и псевдокультуры. Активное осуществление этих тактических целей позволитреально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннееразвитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.
Предмет педагогики — этообразование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленноорганизуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных икультурно-воспитательных учреждениях).
Обучение и воспитание,имея каждый свою специфику, которая отражает их имманентные свойства,составляют целостный педагогический процесс.
1. Сравните позиции различных авторов при рассмотрении сущностицелостного педагогического процесса
Педагогический процесс –одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.
Обращение к истокамвозникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие вее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затемк явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитательвоспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чащеи чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единстваобучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена впедагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение безнравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (илиобразование характера) без обучения есть цель, лишенная средств. «… Я непредставляю себе воспитания без преподавания и, обратно, не признаю такогопреподавания, которое бы не было воспитывающим. Те искусства и навыки, которыемолодой человек заимствует у учителя только ради их практической пользы, длявоспитателя являются столь же безразличными, как и тот цвет, который онвыбирает для своего платья. Но то, каким образом определяется круг его мыслей, всецелодолжно занимать воспитателя, потому что из мыслей вытекают чувствования, а изних принципы и поступки» (И.Ф.Гербарт). Содержание нравственного воспитания он выводил изкантианской этики, вечных норм долга, которые в качестве категорическогоимператива требуют умения терпеть и воздерживаться. Нравственное воспитаниедолжно обеспечить внедрение в сознание ребенка путем обучения соответствующихпредставлений, переходящих потом автоматически в поведение. Гербарт ввелпонятие воспитывающее обучение. Задача такого обучения состоит в том, что ононе только дает ребенку знания, умения, навыки, но и формирует мировоззрение,мораль, характер, волю, познавательные способности личности ребенка, развиваету него многосторонний интерес. Гербарт внес значительный вклад в разработкупроблем воспитывающего обучения. Его концепция о четырех ступенях обученияпользовалась большой популярностью в европейской педагогике второй половины XIX– начала XX в. Согласно Гербарту, учебный процесс состоит из таких ступеней,как ясность — понятное сообщение ребенку новых знаний, ассоциация — установление связи между новыми и уже имеющимися знаниями, система — обобщениеи формулирование выводов из полученных знаний, метод — практическое применениеприобретенных знаний. Однако процесс обучения Гербарт сводил к гимнастике ума,формальным упражнениям в речи, мышлении и, полагая, что обучение должнопроводиться в универсальной форме по установленным ступеням, абсолютизировалструктуру учебного процесса. Все это сковывало инициативу учителя исамодеятельность учащихся.
Средством нравственноговоспитания Гербарт считал также управление. Он исходил из того, что ребенку отрождения присущи “злая воля”, “дикая резвость”. Задача управления заключается втом, чтобы подавить эти природные качества ребенка, упорядочить его желания ипоступки, привить ему дисциплину путем установления правил поведения,наставления, увещевания, поощрения и принуждения, в том числе физического,через карцер и телесные наказания. Обоснованная Гербартом система мердисциплинарного воздействия на учащихся была направлена на подготовкузаконопослушных людей и использовалась в школах многих стран, включая Россию.
В противоположностьГербарту немецкий педагог А. Дистервег (1790–1866), будучипоследователем Песталоцци, придерживался его теории развивающего обучения.Учитель немецких учителей А. Дистервег, рассматривая обучение как часть,сторону воспитания, писал, что «время искусственных разделений пошло», особопри этом, подчеркивая, что принцип обучения есть и всегда будет принципомвоспитания и наоборот. Подобно Песталоцци, главную задачу обучения он видел вразвитии мышления, внимания, памяти ребенка. Учебные предметы и методы обученияимеют значение лишь постольку, поскольку они стимулируют умственную активностьучащегося. Одним из основных принципов воспитания Дистервег полагал принципсамодеятельности, выражающийся в стремлении развивать детскую творческуюактивность. Условием осуществления этой задачи он считал мыслящий дух учителя иширокое использование развивающе-вопросного метода. К учителю Дистервегпредъявлял высокие требования и горячо популяризировал профессию учителя. Онутверждал, что учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, методикойпреподавания, любить детей и служить для них примером.
Дистервег писал, что дляразвития природных задатков необходимо не только педагогическое воздействиеучителя, но и благоприятная культурная среда, в которой живет ребенок. Поэтому,придерживаясь дидактического принципа природосообразности, Дистервег в то жевремя подчеркивал, что воспитание должно учитывать как природу ребенка, егопсихологию и физиологию, так и условия, в которых он живет. Таким образом,правильно организованное воспитание должно строиться на трех принципах:природоособразности, культуросообразности и самодеятельности. Опираясь на этипринципы, Дистервег сформулировал целую систему дидактических правил, которыеизложил в своем знаменитом труде “Руководство к образованию немецких учителей”.
Более глубоко идеяцелостности педагогического процесса выражена К.Д. Ушинским. Он понималее как единство административного, учебного и воспитательного элементовшкольной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, писал он,более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она являетсядекорациями, закрывающими от непосвещенных пробел в общественном воспитании.Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) развивал принцип народности впедагогике. Он по праву считается создателем народной школы в России. Всеобщепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служенияинтересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: “Сделать какможно больше пользы своему отечеству — вот единственная задача моей жизни”.Ушинский исходил из того, что воспитание должно охватывать все подрастающеепоколение в порядке обязательного обучения, давать ему реальное образование и“приготовлять к труду в жизни”. Центральное место в формировании человекапринадлежит родному языку. Созданный великим педагогом учебник “Родное слово”оказал огромное влияние на развитие русской начальной школы.
Задачу педагогикиУшинский видел в том, чтобы реализовать высшее предназначение человека,раздвинуть пределы его физических, умственных и нравственных сил. ВзглядамГербарта он противопоставил педагогическую антропологию, которую строил наутверждении, что педагогика, имея дело с реальным человеком, должнаосновываться на всестороннем его познании. Он неоднократно подчеркивал, чтоесли педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна,прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях. Поэтому педагогика, по мыслиУшинского, должна учитывать данные тех наук, в которых изучается “телесная илидушевная природа человека”, а именно: анатомии, физиологии, психологии,географии, политэкономии и др. Знание антропологических наук являетсянеобходимым условием воспитательного воздействия. Так, например, знаниефизиологии есть условие воздействия на физическое развитие индивида, а знаниепсихологии — условие воздействия на развитие ума, чувств и воли человека.
В своем главномфундаментальном труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогическойантропологии” Ушинский выдвинул идею о разработке интегральной науки, в основекоторой лежит педагогическая деятельность. При этом он утверждал, что такаядеятельность нуждается в научном обосновании, что одна педагогическая практикабез теории — то же, что знахарство в медицине. В обозначенном выше труде егоавтор раскрыл содержание педагогики и изложил главнейшие вопросы своейдидактики — обучения и развития, формального и материального образования,развития речи и мышления, деятельности учителя и ученика. Ушинский впервыенаучно обосновал систему подготовки учителя, принципы и методы которой вомногом являются актуальными и по сей день. Прогрессивные идеи К.Д. Ушинскогонашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта,К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др.
К.Д. Ушинский считал, чтосовершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности.«Мы уверены, — писал он, — что воспитание, совершенствуясь, может далекораздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных инравственных».
Выдающийся представительрусской педагогики конца XIX — начала XX в. П.Ф. Лесгафт, которыйсчитается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировалусловия, при которых каждый ребенок может стать “идеально нормальнойличностью”. К этим условиям он относил, прежде всего, атмосферу любви ивзаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способенуважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.
Важным условием Лесгафтсчитал наличие в семье высоконравственного воспитателя, который учит ребенкаразмышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось сделом. Лучше всего эту роль выполняет мать-женщина, которая пользуетсяуважением в семье.
Необходимым условиемсемейного воспитания считается регулярный радостный общественно полезный труд вприсутствии ребенка. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитироватьэту работу в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала какпомощник, а затем как самостоятельный исполнитель.
Важно обеспечитьгармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок и музыкидолжно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.
Непременным условиемсемейного воспитания П.Ф. Лесгафт считал принцип постепенности ипоследовательности. На практике это означает, что ребенку должны поручаться толькоте дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес кзанятиям и появится лень.
Особое место в рядуисследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев. Им быловведено понятие педагогический процесс. Он всесторонне проанализировалпроявления педагогического процесса с внешней и внутренней стороны и пришел квыводу: «Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещевание,взыскание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства,стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса».Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечитьправильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннегосовершенствования личности гражданина. По мнению П.Ф. Каптерева, природапедагогического процесса проявляющаяся в самобытности и независимости ипризванная содействовать саморазвитию личности и ее усовершенствованию,постоянно нарушается, прежде всего государством, которое с помощью образованиярешает свои политические, а не педагогические задачи. Педагогический процессдолжен быть автономным.
«Педагогический процессесть сложный процесс, — писал П.Ф. Каптерев, — в нем много различных элементов,оказывающих неодинаковое влияние на развитие личности. Естественно поэтому, чтов педагогическом процессе есть сторона необходимая, вынудительная, и естьсторона свободная. Необходимая – это действие внешней природы. Народности с ееразличными проявлениями, антропологических естественных слоев, на которыхдержится все воспитание. Избежать действия этих элементов никто не мог, какскоро совершается педагогический процесс, он необходимо совершаетсядеятельностью означенных элементов и сам состоит в значительной степени вовзаимных отношениях этих элементов.
Но кроме этой необходимойстороны, в педагогическом процессе есть еще сторона свободная, заключающаяся всознательном воздействии старшего поколения на младшее, которое может бытьтаким или иным. Как скоро деятельность изменяется согласно желанию ипреследуемой цели, она свободна».
Большой вклад в развитиепредставлений о целостности педагогического процесса уже в новыхсоциально-экономических и политических условиях внесли Н.К. Крупская, А.П.Пиневич, С.Т. Шатский, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. ПавелПетрович Блонский (1884-1941) среди сформулированных им дидактическихпринципов выделил связь общего и политехнического образования с современнымсостоянием науки. Политехническое обучение и специальная подготовка учащихся кпрактической деятельности на производстве непосредственно по окончании среднейшколы требовали детального изучения процессов формирования трудовых умений инавыков учащихся в условиях усвоения ими теоретических основ производственныхпроцессов. Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) считал, чтосоединение обучения с трудом делает сам процесс учения более осмысленным, аполучаемые знания — сознательными и действенными. Важным условием привитияучащимся навыков общественной жизни на основе труда является организациядетского коллектива. Проблемы воспитания детских и юношеских коллективоврассматривались в работах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
Антон СеменовичМакаренко(1888–1939) разработал вопросы строения и организации коллектива, методывоспитания в нем. Он обратил внимание на то, что в коллективе необходимововлекать в актив всех воспитанников, учить приказывать и подчинятьсятоварищам, устанавливать деловое сотрудничество старших и младших, не допускатьостановки в развитии коллектива, закреплять положительные традиции,осуществлять этическое просвещение, приобретать опыт нравственного поведения впроцессе трудовой деятельности. Макаренко писал, что только участие в трудепозволяет выработать нравственное отношение к другим людям, солидарность струдящимися, осуждение уклоняющихся от труда иждивенцев и потребителей готовыхблаг. Таким образом, теория воспитания коллектива разрабатывалась Макаренко какформа педагогического процесса, в котором формируются присущие объединениюлюдей нормы, стиль жизни и отношения. Свою теоретически обоснованную системувоспитания детского коллектива Макаренко осуществил на практике. В 1920 г. онорганизовал близ Полтавы трудовую колонию им М. Горького для несовершеннолетнихправонарушителей и одновременно с 1927 г. заведовал детской коммуной им. Ф.Э. Джержинского.
Однако начиная с 1930-хгг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обученияи воспитания как относительно самостоятельных процессов. Наметилась тенденция кобособлению этих связанных как часть и целое процессов, а в воспитательнойработе закрепился ярко выраженный функциональный подход, вопреки утверждению,что личность не формируется по частям (А.С. Макаренко).
Научный интерес к проблемецелостного педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы,возобновился в середине 1970-х гг. Но ее решение было сведено к частнойпроблеме воспитывающего обучения. Вместе с тем наметились и различные подходы кпониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Баьанский, В.С. Ильин, В.М.Коротов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников и др.).
Ю.К. Бабанский характеризовал процесс как системутипа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в которых организованновзаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е.педагогической системы. Процесс, реализующий цели образования и воспитания вусловиях таких систем, называется педагогическим процессом.
Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода кпроцессу обучения выделил три группы методов: методы организации иосуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования имотивации учебно-познавательной деятельности и методы контроля и самоконтроляза эффективностью учебно-познавательной деятельности. К методам организации иосуществления учебно-познавательной деятельности помимо словесных, наглядных ипрактических методов он относил индуктивные и дедуктивные, репродуктивные ипроблемно-поисковые, а также методы самостоятельной работы. Индуктивные идедуктивные методы различаются логикой передачи и восприятия информации.Индуктивные методы применяют для развития у учащихся умения обобщать, делатьзаключения от частного к общему. Напротив, дедуктивные методы учатанализировать явления, осуществлять умозаключения от общего к частному. Поэтомудедуктивные методы в отличие от индуктивных в большей степени способствуютразвитию абстрактного мышления и требуют меньшего времени на изучение новогоматериала. Использование индуктивных методов является эффективным в том случае,когда материал носит в основном фактический характер.
Репродуктивные ипроблемно-поисковые методы обучения вычленяются в зависимости от степенисамостоятельности мышления учащихся при овладении ими знаниями. Главнымпризнаком репродуктивного метода является воспроизведение и повторение учащимисясообщенных знаний и показанных способов деятельности. Применение данного методапредполагает использование педагогом словесных, наглядных и практическихприемов обучения и выполнение учащимися заданий по готовому образцу.Репродуктивный метод, формируя у обучаемых знания, навыки, умения и основныемыслительные операции, не гарантирует тем не менее развития у них творческихспособностей. Эта цель достигается проблемно-поисковыми методами. Они развиваютлогическое мышление, познавательные интересы, исследовательские умения,творческий подход к делу, способствуют более осмысленному и самостоятельномуовладению знаниями. Эффективность применения проблемно-поисковых методовзависит как от мастерства преподавателя, так и от готовности самих учащихся кпроблемному обучению, к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.
И.А. Ильин — русский религиозный философ, правовед, публицист,литературный критик, педагог — является одним из наиболее яркихмыслителей-эмигрантов “первой волны”. Им создана оригинальная педагогическаяконцепция воспитания и развития личности, основанная на сочетанииморально-нравственных установок православия с гуманистическимиобщечеловеческими и национальными ценностями, и предложен путь выхода издуховного и религиозного кризиса, охватившего человечество в первой половине XXв., — путь духовного обновления на уровне отдельной личности и общества вцелом. Выдвинутая И.А. Ильиным идея воспитания “духовно-зрячего” человека,ориентированного на вечные основы духовного бытия, сегодня представляетсяособенно актуальной. Творческая позиция Ильина неизбежно привела его кразработке своей собственной тактики, т. е. методики урока. Во-первых, вметодике Ильина “деталь” запоминается через смысл слов, через вызываемый имиобраз, эмоциональные переживания, которые у каждого свои. Во-вторых,закрепление в памяти идет через ассоциации с другими “деталями”, черезинтенсивную творческую деятельность. В-третьих, на уроке идет не разборготового конспекта, а совместная работа над смысловым “ключом”, в ходе которойнеизбежны и находки, и открытия, неизвестные даже учителю. В-четвертых,проверке подвергается не запоминание “деталей”, а умение их находить самому,владение осмысленным словом, способность проникать в суть вещей. В-пятых,конфликты-дискуссии на уроках не обходятся, а решаются; создается не спокойная,“комфортная” обстановка, а эмоционально приподнятая, подчиненная учителю.Главное отличие в том, что Ильин конечной целью ставит не усвоение программы, асоздание на ее основе мыслящей личности.
Лихачев Б. Т. считал, что целостность объективно присуща вещам иявлениям реального мира. Понятие целостности характеризует явления, процессы,системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих вединстве и взаимосвязи полноценное функционирование. Общество как сложнаясоциальная система представляет собой органическую целостность, состоящую измножества отдельных систем и подсистем: экономической, политической,культурной, нравственной, правовой, педагогической и многих других. В каждой целостнойсистеме происходит бесконечное движение, преодоление противоречий,перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.Возникновение систем более высокого порядка. Педагогическая система какцелостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания,условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Онавыстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка ивзаимодействия с ней. Общая система учебно-воспитательной работы включает всебя функциональные, специального назначения педагогические системы,направленные на решение специфических воспитательных задач. Такимиподсистемами, например, являются совокупность целенаправленных мероприятий ивидов деятельности по формированию трудолюбия, воспитанию патриотическихчувств, эстетического вкуса, физической культуры, умственного развития.Важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности являетсяцелостность и системность, т.е. целесообразность, последовательность,интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы.
Сложность педагогическогопроцесса, неоднозначность его результатов, заключается в том, что ребеноквоспитывается целостно в целостном жизненном потоке отношений, в то время какорганизованной учебно-воспитательной работе внимание акцентируется на отдельныхспециализированных подсистемах. В школьной практике нередко образуютсяотклонения от научного понимания подхода к воспитанию. Его противоположностьюявляется функциональный подход. В отличие от понимания учебно-воспитательногопроцесса как целостности, единства и взаимодействия учебной, трудовой,физкультурной, технической и художественно-творческой деятельности детейфункционализм проявляется в преувеличении значения одних педагогическихподсистем и в недооценке других. Нередко вся воспитательная работа с детьмиограничивается уроком. Если недооцениваются, обделяются вниманием некоторыевиды воспитания, например трудовое, физическое, эстетическое, то нарушаетсяструктура целостного педагогического процесса. А это неизбежно ведет ктрудностям в осуществлении всестороннего развития детской личности.
Преодолениефункционализма и организация всего педагогического процесса как целостностидостигаются на основе концепции целостно-функционального подхода к нему. Ядромцелостности педагогического процесса являются ведущие направления воспитания. Кним относятся прежде всего гражданское, духовно-целостное и нравственноевоспитание, которые объединяют вокруг себя все другие конкретные виды воспитательнойдеятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на детскую личность.
В результате полноценногоиспользования педагогического потенциала отдельных конкретных педагогическихподсистем, их взаимосвязи и взаимодействия между собой постепенно образуетсяцелостный педагогический процесс. Все специфические виды направления воспитанияраскрывают свои всеобщие воспитательные возможности. Взаимодействуя междусобой, дополняя и обогащая друг друга, они позволяют воспитательному процессудостигнуть высокого уровня полноты и целостности, охватывая все стороны жизнидетей.
Движущей силой развития исовершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.Основное противоречие возникает между многообразием жизненных взаимодействийребенка и невозможностью абсолютного охвата всей детской жизни педагогическимвлиянием. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новыхситуаций, отношений, требований к детям делают не возможным создание раз инавсегда данной и неизменной педагогической системы, абсолютно совершеннойпедагогической целостности.
Другое противоречиепостоянно обнаруживается и воспроизводится между уровнем развития ребенка,состоянием его знаний. Умений. Навыков и возрастающими требованиями к жизни.
Преодоление противоречийучебно-воспитательного процесса, обеспечение его высокой эффективностидостигаются за счет полноценного функционирования основных содержательныхэлементов, образующих его целостность. К таким слагаемым целостностипедагогического процесса Лихачев относит:
— детский трудовойвоспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущиесодержательные системы общественных отношений, основные формы целостности,факторы и условия воспитания;
— обучение как стержневойсодержательный элемент целостности;
— общественно полезный,производительный труд как важнейшая основа целостности воспитания;
— внеучебная(внеклассная, внешкольная, по месту жительства) творческая деятельность какорганический элемент целостности;
— воспитание в семье во взаимодействиисо школой и общественностью как условие объединения главных сил в целостномпедагогическом процессе.
2. Сочините сказку о целостном педагогическом процессепоказав его сущность и основные характеристики
воспитаниепедагогический процесс целостность
В одной сказочной странеПедагогике жил был царь по имени Целостный педагогический процесс. Он оченьгордился тем, что все жители его страны были образованные, ведь он лично следилза тем, чтобы все дети учились в школах. Так как его страна была оченьмаленькой (всего один город) то школ было ровно три: школа «Незабудка», школа«Ромашка» и школа «Колокольчик». Целостный педагогический процесс даже создалспециальную школу, где учились педагоги.
У царя была женаПедагогическая задача и три дочери: Целенаправленность, Двусторонность иЦелостность.
Дочери всегда помогалиотцу.
Целенаправленностьследила за тем, что окружает детей, с чем они взаимодействуют, с чем входят вопределенные отношения, так как это все влияет на то, какими дети станут, какиекачества, и свойства личности будут в них развиваться, формироваться. Онапомогала педагогам создать такие условия, обстоятельства, организоватьдеятельность детей так чтобы у них формировались необходимые качества,свойства, знания, привычки и т. д.
Двусторонность следила затем чтобы: педагог (человек, обладающий определенной системой знаний, умений,навыков и специальной педагогической подготовкой) всегда взаимодействовал сучеником. Деятельность педагога заключалась в создании условий для саморазвитияличности воспитуемого; в организации различных видов деятельности дляобразования, развития и формирования личности. Деятельность ученика(воспитуемого) была направлена на принятие тех знаний, норм, ценностей, которыепредлагает учитель.
В обязанности Целостностивходило следить за тем, чтобы учитель, ученик, конкретные задачи, содержание,средства, формы, методы, деятельность, результаты обучения и воспитаниясоставляли внутреннее единство. Чтобы влияния семьи, различных образовательныхучреждений, детских и юношеских объединений и организаций и т. д. былинаправлены в одно «русло», ориентировано на общие задачи и цели.
Все в стране Целостногопедагогического процесса было хорошо и благополучно. Все жили дружно исчастливо.
Но однажды случиласьбеда. Целостный педагогический процесс тяжело заболел и не мог сам следить затем, что происходит в его стране. Позвал он к себе дочерей и строго настрогонаказал им:
— Дочери мои любимые! Таккак я не могу сам следить за порядком в стране, то придется вам. Особо следитеза тем, чтобы в школах порядок был, да не ссорьтесь между собой.
— Не беспокойся ни о чемотец, мы о всем позаботимся. – отвечали ему дочери.
Жена Педагогическогопроцесса не отходила от постели больного, ухаживая за мужем.
Первое время в стране иправда все шло как всегда. Пака однажды Целенаправленность, Двусторонность иЦелостность не поспорили, чьи обязанности важнее, да так далеко у них спорзашел, что они и сами не заметили как поссорились. Двусторонность сказала:
— Я буду теперь только зашколой «Ромашкой» следить тогда вы и увидите что мои обязанности самые важные!
— Тогда я себе возьмушколу «Незабудку» — ответила Целенаправленность.
Ну а Целостности ничегоне оставалось, как заняться школой «Колокольчик».
Прошел год… Целостныйпедагогический процесс выздоровел и решил проверить, что же делается в егошколах. Сначала он поехал в школу «Ромашку». Вот что он там увидел: каждыйучитель хотел, чтобы именно его предмет ученики знали лучше всего, а детичестно пытались все выучить. Но все в их головах перепуталось, они не понималидля чего им надо столько учить. Родители ругали детей за плохие отметки,учителя стремились дать детям больше знаний по своим предметам, ну а у бедныхдетей пропало всякое желание вообще ходить в школу.
В других школах дела былине лучше. В «Колокольчике» преподаватели, ученики и родители так увлеклисьобсуждением различных образовательных проблем, что совсем забыли о том, чтодетям надо учиться.
Ну а в «Незабудке» педагогивообще ни как не могли договориться с учениками, родителями и между собой вкаком направлении должны развиваться, какие качества, знания, привычки и т. д.нужно сформировать у детей. Так как у каждого по этому поводу были своиубеждения, и цели у всех были разные, а взаимодействия между ними не было, то ирезультат получался плачевный.
Рассердился тогдаЦелостный педагогический процесс, позвал к себе дочерей:
— Как вы могли такоедопустить! Разве я вам не говорил, что надо жить дружно? Только вместе мы можемдобиться того чтобы все жители нашей страны Педагогики были образованными ивоспитанными.
— Прости нас отец, мыбыли не правы. Мы больше никогда не будем ссориться.
С этого дня в странеПедагогике опять все встало на свои места. Все были счастливы.
Заключение
Педагогический процесс –сложный, многокомпонентный процесс, составляющими которого являются обучение ивоспитание, имеющие свои имманентные свойства, не противоречащие егоцелостности и единству. Основные характеристики педагогического процесса –целостность, двусторонность, целенаправленность. Его функции (развивающая,образовательная, воспитательная) реализуются с учетом определенныхзакономерностей и в соответствии с системой принципов. Высшим этапом целостногопедагогического процесса является самовоспитание и самообразование, а егорезультат – воспитанность как интегрированная особенность личности.
Для того, чтобычеловеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опытновым поколениям.  Передача социального опыта может происходить по-разному. Впервобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществляласьчаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло кубеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способыдля передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активномучастии самого человека в этом процессе, при включении в его творческуюдеятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Список литературы
1. Б.Т. Лихачев. Педагогика. Курслекций. Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК– М.: Промитей, 1992 – 528 с.
2. Педагогика / под редакцией П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
3. Стефановская Т.А. Педагогика наукаи искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей,аспирантов. – М.: изд-во «Совершенство», 1998 г. – 368 с.
4. Педагогика: Учебн. Пособие длястудентов высших пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина, — М.: издательстельский центр «Академия»,2002 – 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.