Реферат по предмету "Финансовые науки"


Управление заемным капиталом предприятия

Введение
 
При созданиипредприятия необходимо предварительно разработать модель управленияорганизацией. Менеджеру важно видеть основные моменты функционирования будущегопредприятия, определить, что будет производиться, как будет производиться, ктоэто будет покупать. Важно также определить миссию и стратегические целисоздаваемого предприятия, так как от этого зависит дальнейшее развитие ифункционирование предприятия.
Эффективнаяфинансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечениязаемных средств. Использование заемного капитала позволяет существеннорасширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить болееэффективное использование собственного капитала, ускорить формированиеразличных целевых финансовых фондов, а в конечном счете – повысить рыночнуюстоимость предприятия.
Хотя основулюбого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслейэкономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объемсобственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективнымиспользованием заемных средств является одной из важнейших функций финансовогоменеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечныхрезультатов хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует иметь ввиду, что предприятие в рыночных условиях должно сохранять ликвидность,платежеспособность и работать рентабельно.
Целью даннойкурсовой работы является создание модели управления организацией на примереателье по пошиву спортивной одежды и рассмотрение управления заемным капиталомна предприятии. В курсовой работе будут рассмотрены основные моменты моделиуправления ателье, критерии результативности его деятельности, организацияработы и мотивация сотрудников. В курсовой работе также необходимо разобраться,кто занимается управлением заемным капиталом на предприятии, чем необходимоуправлять, как управлять и как оценить управление.

1. Разработкамодели управления организацией
1.Разработаем модель системы управления ателье по пошиву спортивнойодежды. Пусть это ателье будет называться «Спорт fashion». Ателье будет шитьспортивную форму для профессионалов на заказ, а также выпускать собственнуюспортивную линию одежды для любителей спорта и активного отдыха.
Ателье будетиметь производственное помещение, где из закупленных материалов будет сшитаодежда, небольшое складское помещение для хранения запасов материалов и готовойодежды, офисное помещение для работы руководства, небольшой магазин для продажисобственной линии одежды и приема заказов. Запасы материалов будут поступать насклад (руководить закупками будет отдел снабжения), а готовая одежда будетпродаваться в магазине (руководить продажами будет отдел маркетинга и сбыта).Они и будут являться границами данной организации.
2.Определиморганизационное окружение ателье. Оно будет сотрудничать с оптовымипоставщиками ткани, материалов и т.д. Будет пользоваться услугами ЖКХ,«Электросетей». Ателье будут необходимы работники с экономическим высшимобразованием (руководство, АУП), с навыками швейного мастерства, дизайнеры. Атакже будет необходим вспомогательный персонал. Ателье будет наниматьработников при помощи объявлений и т.д. Следовательно, к организационномуокружению может относиться Биржа труда. Капитал будет сформирован из средствучредителей и из заемных средств. Предполагается привлечение банковскихкредитов для создания такого ателье. Т.е. к организационному окружению будутотноситься банки или кредитные организации. Информация будет привлекаться изСМИ, которые тоже можно отнести к организационному окружению. Ателье будетсотрудничать с рекламным агентством.
Заказыватьспортивную форму будут представители спортивных клубов, команд, школ и т.д.Также эксклюзивную линию одежды будут приобретать любители спорта и активногоотдыха. У ателье также будут конкуренты в виде магазинов и производителейспортивной одежды. В организационное окружение будут входить органы власти изаконы прямого действия (например, Закон о защите прав потребителей).
3. Сформулируеммиссию ателье с разных точек зрения.
Миссия ательекак предназначение – обеспечить спортсменов и любителей активного отдыхакачественной, эксклюзивной, удобной формой, которая придаст уверенности всобственных силах и создаст ощущение комфорта, будет радовать своим видом ивыделять среди соперников.
Миссия ательекак стратегическое видение – стать лучшим производителем спортивной формы,стать спонсором лучших спортсменов Томской области, поддерживать свой имиджвысоким качеством выпускаемой одежды.
Миссия ательекак бизнес-идея – стать лидером по продажам спортивной одежды в России,конкурировать с мировыми брендами спортивной одежды, открыв сеть фирменныхмагазинов по всей России, продвигая отечественную спортивную одежду. Выпускатьвсе виды спортивной одежды, спортивной обуви и инвентаря, а также спортивнуюодежду для детей.
Миссия ательекак ориентация – обеспечивать высокое качество выпускаемой одежды, прилагаямаксимальные усилия, удовлетворяя потребности клиентов и уважая их мнение.Продвигать отечественное производство спортивной одежды, повышать ееконкурентоспособность. Беречь своих сотрудников, предоставляя им возможностироста и самореализации. Относиться с уважением к другим организациям, как кпартнерам, так и к конкурентам.
Миссия ательекак политика – увеличивать объемы продаж каждый год, приобретать постоянных инадежных клиентов, захватывать больше рынков сбыта, в перспективе – статьлидером по производству спортивной одежды в России.
Сформулируем стратегическиецели ателье для пошива спортивной формы на заказ и для пошива собственнойлинии спортивной одежды отдельно.
Стратегическиецели для пошива спортивной формы на заказ:
1) получитьприбыль в размере 300 тыс. руб. за первый год работы ателье (2009 год);
2) завоеватьдолю фирмы на рынке 5% за первый год работы (2009 год);
3) продать1000 единиц спортивной формы: 700 мужской и 300 женской (футболка / майка +шорты) за год;
4) найти 10постоянных клиентов за первый год работы (2009 год);
5) освоитьпошив водолазных костюмов в 2009 году;
6) за годподобрать 25 квалифицированных портных;
7) направитьв детский дом №1 11 комплектов спортивной формы для футбольной команды в 2009году;
8) добитьсяминимизации брака (максимальный предел 5% от общего выпуска) за 2009 год.
Стратегическиецели для пошива собственной линии спортивной одежды:
1) получитьприбыль в размере 100 тыс. руб. за первый год работы ателье (2009 год);
2) создатьсерию женских спортивных костюмов (5 видов) и мужских спортивных костюмов (3вида) в 2009 году;
3) создатьсерию футболок (5 женских и 5 мужских) в 2009 году;
4) продатьспортивную одежду (собственной линии) на сумму 300 тыс. руб. в 2009 году;
5) за годподобрать трех профессиональных дизайнеров одежды.
4. Определим основныеподгруппы ресурсов, потребляемых ателье.
Энергия: вода, отопление будутпредоставляться ЖКХ. Электричество будет предоставляться «Электросетями».Телефонные услуги и Интернет будут предоставляться ОАО «Сибирьтелеком».
Материалы: ткани, нитки,дополнительные материалы (фурнитура, ножницы и т.д.) будут приобретаться уоптовых и розничных поставщиков (например, «Респект», «Текстиль для дома»,«Любава»). Швейные машины и оборудование будут приобретаться у ЗАО «Юникон».
Кадры: при помощи рекламы вСМИ и в Интернет будут набираться швеи, закройщики, дизайнеры, уборщики,продавцы-консультанты, менеджеры, зав. складом, работники структурныхподразделений, модели, программист (системный администратор).
Капитал: капитал будетскладываться из средств учредителей (Уставный капитал) и заемных средств –кредитов, которые будут предоставляться Сбербанком или другим банком.
Информация: ателье будетпользоваться услугами Интернет (создаст свой сайт), сотрудничать с рекламнымагентством «Тройка». Также ателье будет пользоваться информацией изтелевидения, газет и т.д. Ателье будет необходима информация о состоянии рынка,о кредитных ставках, о рынке труда, о конкурентах и т.д.
5. Опишем основныебизнес-процессы преобразования ресурсов в продукцию.
Производственно-технологическиепроцессы:снятие мерок с модели, доставка материалов со склада в производственноепомещение, раскрой ткани, сметание деталей, пошив одежды, обработка краев,добавление фурнитуры (замков и прочее), доставка готовой одежды в собственныймагазин, продажа.
Процессыснабжения: количество и виды необходимых тканей будут определяться из планана следующий месяц, который будет формироваться при помощи заказов и плана насобственную линию одежды. После этого будет делаться заказ в оптовую илирозничную (если материал эксклюзивен) компанию, которая будет осуществлятьдоставку материалов на склад. Снабжение будет осуществляться раз в месяц.
Процессысбыта:клиенты, заказавшие одежду, будут забирать ее сами из магазина при ателье.Одежда из собственной линии, производство которой будет осуществляться наоснове плана на месяц, будет продаваться в этом же магазине. План будет учитыватьвремя года, погодные условия, финансовое состояние ателье и состояние экономикив регионе. Сбыт будет осуществляться по факту готовности заказа или по фактупокупки одежды собственной линии.
Финансовыепроцессы:оплата закупленных материалов на заказанную одежду будет осуществляться посхеме «50% сразу, 50% после реализации», а оплата закупленных материалов насобственную линию одежды будет осуществляться сразу при покупке. Оплата готовойодежды собственной линии будет осуществляться клиентами при покупке сразу.Оплата заказанной одежды будет осуществляться клиентами по схеме «30%предоплата, 70% при покупке». Оплата услуг ЖКХ, электричества и т.д., уплатаналогов будет осуществляться по факту каждый месяц. Выплата заработной платы будетосуществляться раз в месяц по принципу «оклад + проценты от продаж». Заработнаяплата каждого сотрудника будет зависеть от объема продаж. Кредиты в банке будутприобретаться по мере необходимости. Первоначально будет взят кредит насоздание ателье и начало производственной деятельности, выплата будетосуществляться каждый месяц. Часть годовой прибыли будет идти наблаготворительность (например, создание спортивной одежды для детских домов),большая часть будет идти на расширение производства, формирование резервногофонда и часть будет идти на бонусы сотрудникам ателье.
Информационныепроцессы:ателье будет размещать рекламу на телевидении и в Интернете при помощирекламного агентства. Ателье будет пользоваться информационными ресурсами дляопределения процентных ставок по кредитам и выбора подходящего банка, дляподбора квалифицированного персонала, для поиска новых поставщиков ипокупателей, для поиска и применения новых технологий пошива спортивной одежды,для изучения состояния рынка и т.д.
6. Укажем основныевиды продукции, выпускаемые ателье.
Спортивнаяодежда на заказ:
1) спортивныекостюмы с названием команды и спонсоров, мужские и женские;
2) спортивнаяформа для различных видов спорта (мужская и женская):
– волейбол;
– футбол;
– баскетбол;
– теннис;
3) спортивнаяформа для плавания (мужская и женская): купальники, костюмы и т.д.;
4) спортивныеноски, гольфы (мужские и женские);
5) спортивныенакидки, манишки;
6) лыжныекостюмы.
Одеждасобственной линии для спорта и активного отдыха:
1) спортивныекостюмы мужские и женские разных видов;
2) футболки,майки мужские и женские;
3) шортымужские и женские;
4) спортивныеюбки;
5) ветровкимужские и женские;
6) спортивныеноски и гольфы.
7. Определим желательныерезультаты от реализации продукции.
За первыймесяц работы желательно сформировать минимум 3 заказа на следующий месяц. Отпродажи собственной линии одежды за первый месяц желательно получить прибыль вразмере 25 тыс. руб. Необходимо зарекомендовать себя как производителякачественной одежды и найти минимум 3 постоянных клиента за первый месяцработы. По результатам первого месяца работы руководителю сформировать мнение окаждом сотруднике и принять решение о возможной замене кадров или повышении ихквалификации. Также сформировать мнение о поставщиках и принять решение овозможности дальнейшего сотрудничества с ними.
8. Определим критериирезультативности деятельности ателье и их весовые коэффициенты значимости.Для каждого критерия разработаем конкретные показатели и их весовыекоэффициенты значимости.
Результативностьдеятельности ателье будет оцениваться по следующим критериям (критериипредставлены по степени убывания их значимости):
1) качествопродукции – самый значимый критерий для оценки работы ателье, так какпроизводство качественной спортивной одежды является главной задачей и миссиейданной организации. Весовой коэффициент составляет 1.
Показателикачества продукции:
– количествоединиц бракованной продукции по отношению к общему объему выпуска, весовойкоэффициент составляет (-0,7);
– количествовозвратов по отношению к объему продаж, весовой коэффициент составляет (-0,3);
– количествопокупателей, совершивших более одной покупки, по отношению к общему количествупокупателей, весовой коэффициент составляет 0,5;
– количествозаказов на следующий период (месяц, год) по отношению к количеству заказов на оцениваемыйпериод, весовой коэффициент составляет 0,5.
2) действенность– второй по значимости критерий для оценки работы ателье, так как достижениепоставленных целей определяет дальнейшее развитие организации. Весовойкоэффициент составляет 0,8.
Показателидейственности:
– объемфактически произведенной продукции по отношению к запланированному объему,весовой коэффициент составляет 0,3;
– фактическийобъем продаж по отношению к запланированному объему продаж, весовой коэффициентсоставляет 0,3;
– размерфактически полученной прибыли по отношению к запланированному размеру прибыли,весовой коэффициент составляет 0,4.
3) прибыльность– третий по значимости критерий для оценки работы ателье. Прибыльностьпредприятия позволяет расширять производство и всю деятельность. Весовойкоэффициент составляет 0,7.
Показателиприбыльности:
–запланированный размер затрат на материалы по отношению к фактическому размерузатрат на материалы, весовой коэффициент составляет 0,2;
– размерприбыли оцениваемого периода по отношению к размеру прибыли предыдущегопериода, весовой коэффициент составляет 0,4;
–запланированный размер общих затрат по отношению к фактическому размеру общихзатрат, весовой коэффициент составляет 0,2;
– размерфактически полученной выручки по отношению к запланированному размеру выручки,весовой коэффициент составляет 0,2.
4) качествотрудовой жизни – четвертый по значимости критерий для оценки работы ателье.Деятельность и процветание ателье зависят от отношения сотрудников к своейработе и условиям труда. Их благоприятное отношение и разделение ценностейорганизации будут способствовать улучшению качества продукции и изобретениюновых видов продукции. Весовой коэффициент составляет 0,6.
Показателикачества трудовой жизни:
– количествоопозданий по отношению к общему количеству явок на работу (количество человек,умноженное на количество рабочих дней), весовой коэффициент составляет (-0,3);
– количествонеявок на работу, в том числе по больничному листу, но без учета плановыхотпусков, по отношению к общему количеству явок на работу, весовой коэффициентсоставляет (-0,4);
– количествосверхурочных часов работы в оцениваемом периоде по отношению к количествусверхурочных часов работы в предыдущем периоде, весовой коэффициент составляет0,3;
– количествочеловек, получивших премию по результатам работы, по отношению к общемуколичеству сотрудников, весовой коэффициент 0,4;
– количествочеловек, уволенных по собственному желанию, по отношению к общему количествусотрудников, весовой коэффициент (-0,3);
– уровеньсоответствия условий труда санитарно-техническим нормам (по результатампроверки), весовой коэффициент 0,3.
5)производительность – пятый по значимости критерий для оценки работы ателье. Отуровня производительности зависит успех предприятия, его соответствие спросу.Весовой коэффициент составляет 0,4.
Показателипроизводительности и их весовые коэффициенты будут определены в пункте 9.
6)экономичность – шестой по значимости критерий для оценки работы ателье.Экономичность позволяет задействовать то же количество ресурсов на производствобольшего количества продукции, не ухудшая при этом качества выпускаемойпродукции. Весовой коэффициент составляет 0,3.
Показателиэкономичности:
– количествоматериальных затрат по нормативу по отношению к фактическому количествуматериальных затрат, весовой коэффициент составляет 0,3;
– количествообщих затрат на производство продукции по нормативу по отношению к общемуфактическому количеству затрат, весовой коэффициент составляет 0,3;
– плановоеизменение цен на материалы по отношению к фактическому изменению цен наматериалы, весовой коэффициент составляет 0,4.
7) внедрениеновшеств – седьмой по значимости критерий для оценки работы ателье. Внедрениеновых технологий, производство новых видов продукции позволяют повыситьконкурентоспособность предприятия. Весовой коэффициент составляет 0,2.
Показателивнедрения новшеств:
– количествоновых видов продукции, осваиваемых в оцениваемом периоде, по отношению кколичеству новых видов продукции, осваиваемых в предыдущем периоде. Весовойкоэффициент составляет 0,5;
– количествоновых внедренных технологий производства в оцениваемом периоде по отношению кколичеству внедренных технологий в предыдущем периоде, весовой коэффициентсоставляет 0,5.
Для каждогокритерия отличная оценка составляет 1 балл (если оценка оказывается больше 1,то предприятие за оцениваемый период поработало очень хорошо, превысило планируемыезначения производства, объемов продаж и т.д.). Суммируя значения по каждомукритерию результативности с учетом весовых коэффициентов значимости, отличнаяоценка деятельности ателье составляет 4 балла. Оценка деятельности ателье:
4 балла ибольше – отличная работа;
3,5–4 балла –хорошая работа;
3–3,5 балла –удовлетворительное качество работы;
2–3 балла –низкое качество работы;
меньше 2 баллов– критичная ситуация.
9. Определим показателикритерия производительности и их весовые коэффициенты значимости.
Показателипроизводительности:
– количествоисполненных заказов за оцениваемый период по отношению к общему количествусотрудников ателье, весовой коэффициент составляет 0,1;
– количествоисполненных заказов за оцениваемый период по отношению к количеству рабочегоперсонала (портные, закройщики), весовой коэффициент составляет 0,2;
– общееколичество изготовленных предметов одежды по отношению к количеству рабочегоперсонала, весовой коэффициент составляет 0,1;
– общееколичество изготовленных предметов одежды по отношению к количеству рабочегооборудования, весовой коэффициент составляет 0, 1;
– количествоисполненных заказов за оцениваемый период по отношению к количеству рабочегооборудования, весовой коэффициент составляет 0,2.
– общееколичество изготовленных предметов одежды по отношению к материальным затратамна их изготовление, весовой коэффициент составляет 0,2;
– общееколичество изготовленных предметов одежды по отношению к общим затратам на ихизготовление, весовой коэффициент составляет 0,1.
Впоказателях, где используется общее количество предметов одежды, по каждомувиду предмета одежды отдельно рассчитывается значение. Для расчета значениякритерия производительности используется среднее значение из показателей по видам.
10.Охарактеризуем процесс планирования в ателье.
Организацияработы ателье будет основана во многом на планах заказов на следующий месяц.Заказы на пошив спортивной формы будут собираться в течение месяца в плановомотделе (клиенты будут делать заказ в магазине при ателье), в конце месяца будетсоставляться план закупок для пошива заказа и осуществляться снабжение. Также наоснове анализа продаж собственной линии одежды за месяц будет составляться планпроизводства на следующий месяц и, соответственно, план закупок материалов дляэтих целей.
На каждый годбудут составляться тактические планы, из которых на каждый месяц будут,соответственно, составляться оперативные планы.
Финансовыепланы будут составляться с учетом определенных условий оплаты материалов ипредоплаты за заказы. Необходимо будет также учитывать наличие денежных средствна момент составления плана, и определять размер требуемых заемных средств.
Планы помаркетингу будут составляться с учетом анализа рынка, современных тенденций,погодных условий. Маркетолог будет ставить задачи перед дизайнерами на созданиеновых видов и моделей одежды. Это будет учитываться в планах производства изакупок материалов.
На каждый годвысшее руководство будет составлять планы развития организации, включая задачидля дизайнеров и разработчиков моделей и планы расширения производства.
11. Охарактеризуемпроцесс организации и мотивации исполнения планов ателье.
Организацияработы в соответствующих структурных подразделениях будет осуществляться наоснове разработанных планов. Предполагается, что будет действоватьлинейно-функциональная организационная структура. Руководитель ателье будетставить задачи на основе разработанных планов, и контролировать их исполнение.Линейные руководители будут организовывать работу в структурных подразделенияхс учетом влияния функциональных руководителей.
Например,директор магазина будет контролировать и организовывать работу магазинасамостоятельно, объемы продаж, продвижение собственной линии одежды и приемзаказов будут находиться в его ведении. Но на работу магазина будет такжевлиять отдел маркетинга и рекламы, который будет ставить задачи по продвижениюновых моделей, по изучению спроса. Естественно, этот же отдел будет влиять наработу производственного отдела, ставя задачи по производству новых моделей,испытанию их на моделях и т.д.
Мотивациясотрудников на успешную работу будет складываться из бонусной системы оплатытруда, сотрудники всех отделов и уровней будут получать проценты от продаж.Будут также установлены премиальные категории за отличную работу. Также будетпредоставляться возможность дополнительного отпуска по результатам работы загод.
Работники,стремящиеся получить повышение по должности и образование, будут направлятьсяна курсы повышения квалификации, на дополнительное образование за счеторганизации. Будут устраиваться корпоративные встречи с целью сплотить трудовойколлектив. Также предполагается создание спортивных команд из числа сотрудниковпо разным видам спорта и участие их в различных городских и областныхсоревнованиях. По результатам соревнований также предполагается вручениекорпоративных наград и премий.
В перспективепредполагается предоставление заслуженным работникам жилья в порядке очередиили строительство общежития для сотрудников организации.

2.Управление заемным капиталом предприятия
 
2.1Субъект управления заемным капиталом
управление капитал кредитование заемный
Привозникновении потребностей в дополнительных денежных средствах администрациикомпании следует избегать привлечения дополнительного акционерного капитала дляпреодоления затруднений с потоком денежных средств. Однако когда компаниидействительно необходимы дополнительные средства, в качестве альтернативыфинансированию за счет собственных средств может рассматриваться финансированиеза счет займов или заемного капитала. Всегда есть группа кредиторов, которыеготовы предоставить капитал подходящему заявителю на согласованный срок и ссогласованной прибылью, обычно в обмен на какую-то форму обеспечения илигарантии.
Управлениезаемными и привлеченными источниками финансирования деятельности предприятияпредполагает необходимость учета следующих факторов:
· длякакой цели и на какой период (краткосрочный или долгосрочный) требуютсяденежные средства;
· скакой срочностью требуются средства;
· естьли необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другимисточникам;
· каковызатраты при уплате долгов.
Один извопросов, который необходимо решить финансовому менеджеру, – это выборправильного вида заемных средств. Такой выбор обосновывается путем сравнениясроков полезной службы активов и сроков погашения займов, за счет которыхфинансируются активы.
При принятиирешения о краткосрочном финансировании своих потребностей в денежных средствахкомпания сделает выбор в пользу овердрафта для покрытия временной нехваткиденежного потока и финансирования оборотного капитала при условии, что сметаденежных средств показывает способность компании погасить овердрафт в течениепериода, установленного банком и обычно составляющего год. В противном случаекомпания должна использовать в качестве источника покрытия своих потребностей вденежных средствах краткосрочный заем. Решающим фактором при выборе методафинансирования за счет привлечения краткосрочных кредитов является не то, чтохочет компания, а то, что банк готов предложить.
2.2 Объектуправления заемным капиталом. Банковское кредитование и другие займы
Заемныйкапиталхарактеризуется следующими положительными особенностями [5; 427]:
1. Достаточноширокими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтингепредприятия, наличии залога или гарантии поручителя.
2.Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимостисущественного расширения его активов и возрастания темпов роста объема егохозяйственной деятельности.
3. Болеенизкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспеченияэффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию изналогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
4.Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициентарентабельности собственного капитала).
В то же времяиспользование заемного капитала имеет следующие недостатки:
1.Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски вхозяйственной деятельности предприятия – риск снижения финансовой устойчивостии потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорциональноросту удельного веса использования заемного капитала.
2. Активы,сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равныхусловиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудногопроцента во всех его формах (процента за банковский кредит, лизинговой ставки,купонного процента по облигациям, вексельного процента за товарный кредит ит.п.).
3. Высокаязависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансовогорынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынкеиспользование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе)становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевыхальтернативных источников кредитных ресурсов.
4. Сложностьпроцедуры привлечения (особенно в больших размерах), т. к. предоставлениекредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов),требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этомгарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектовпредоставляются, как правило, на платной основе).
Такимобразом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокийфинансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительногообъема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности,однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающиепо мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемогокапитала).
Классификациязаемного капитала
Заемныйкапитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем егофинансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства всовременной хозяйственной практике дифференцируются, как в Приложении А [5;521].
В процессеразвития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникаетпотребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечениязаемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемыхпредприятием заемных средств по основным признакам приведена в Приложении Б [5;523].
Ролькредитных ресурсов в условиях отсутствия или нехватки собственных средств былаи остается сейчас довольно высокой. Заемные средства могут предоставляться каккоммерческими банками (российские, иностранные, международные типа ЕБРР иМБРР), так и небанковскими структурами (финансовые и страховые компании, фондыи др.)
Основнымифакторами, влияющими на условия выдачи кредита, являются: учетная ставка инормативы Центробанка РФ; средняя процентная ставка по МБК; средняя процентнаяставка коммерческих банков по депозитам; структура кредитных ресурсов банка(соотношение собственных и заемных средств); структура спроса на кредит состороны хозяйства; срок и вид кредита; уровень стабильности в стране.
Банковскийовердрафт является одной из широко используемых форм краткосрочногофинансирования. Каждая банковская система и каждый отдельный банк внутри неебудет иметь свои собственные правила и нормы для операций с овердрафтом.Овердрафт обычно имеет следующие особенности [4; 412]:
– он связан стекущим или чековым счетом компании, и поэтому его использование отражаетзатраты компании;
– кредиты поовердрафту обычно погашаются по первому требованию;
– кредиты поовердрафту имеют верхние пределы, но внутри них могут изменяться ежедневно;
– обычносуществует условие, согласно которому овердрафт должен переводиться в формукредита ежегодно на минимальный период, или, при отсутствии такого перевода,должны поддерживаться компенсирующие остатки. Это кредитовое сальдо на текущемили рабочем счете, на который не поступают проценты;
– процентнаяставка связана с базисной, или основной, ставкой банка, и ее значениеколеблется так же, как и она;
– еслиусловия овердрафта не выполняются, то могут налагаться штрафы или пени;
–осуществляется ежегодная проверка выполнения компанией условий банковскиховердрафтов, и если операции по этим счетам удовлетворяют банк, то овердрафтдля компании обычно возобновляется.
Краткосрочныезаймыобычно используются для более конкретных целей, чем овердрафт. Величинапроцентной ставки по кредиту является предметом соглашения между банком изаемщиком. Обычно эта величина зависит от суммы кредита и уровня риска пообслуживанию кредита. Некоторые банки устанавливают базовую процентную ставкупо кредиту, по которой обычно выдается кредит предприятиям с высоким уровнемкредитного рейтинга. Эта ставка является минимальной. Для других компанийстоимость кредита увеличивается с учетом кредитного рейтинга заемщика, срока,на который берется кредит, и суммы займа.
Среднесрочныекредиты – это кредиты со сроком погашения от одного года до пяти лет. Онинеобходимы, когда краткосрочные необеспеченные займы не покрывают текущихпотребностей предприятия при создании нового бизнеса, покупке новых основныхсредств или погашения долгосрочных обязательств.
Кроме банков,существенная роль в финансировании принадлежит небанковским организациям, такимкак пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании, ПИФы. Последниепредлагают прямое инвестирование в производство путем покупки ценных бумагпредприятия.
Корпоративнаяоблигация – ценная бумага с заранее известным сроком погашения, напротяжении которого может:
· накапливатьсякупонный доход;
· регулярновыплачиваться купонный доход;
· растирыночная цена (приближаться к номиналу).
Чем чащепроисходит начисление дохода, тем выше реальная сумма полученных денег ирыночная цена облигации. Фундаментальными свойствами облигации, определяющимиее преимущества и недостатки, являются:
· отношениязайма между инвестором и эмитентом. Держатель облигации приобретает статускредитора, не дающий право голоса на общем собрании. Особенно это важно, когдана предприятии существует проблема контроля (оказался «распылен» контрольныйпакет при приватизации или есть большая вероятность того, что придополнительной эмиссии значительная часть пакета окажется у недоброжелательныхинвесторов);
· наличиеконечного срока обращения, по истечении которого облигация гасится;
· приоритетностьоблигаций по сравнению с обыкновенными акциями и любым типом привилегированныхакций. Выплата процентов по облигациям и части имущества при ликвидациипроизводится в первоочередном порядке по сравнению с акционерами. В этой связиоблигация – менее рискованная и доходная ценная бумага, и стоимость капитала,полученного путем размещения займа ниже, чем при эмиссии акций;
· привлечениекапитала на более длительные сроки, в отличие от банковского кредита. Вразвитых странах, как правило, на 10–15 лет. Возможность различного выгодногоэмитенту сочетания прав при выпуске.
Существуетцелый ряд ценных бумаг, которые не относятся к эмиссионным, т.е. для их выдачине требуется никаких проспектов эмиссии, регистрации выпусков, утвержденияотчетов об итогах выпусков, аудиторского заключения, что в принципе должноускорять процесс привлечения финансовых ресурсов и снижать расходы.
Для компаниинаиболее цивилизованными формами таких ценных бумаг являются простыеи переводные векселя, а также складские свидетельства.Их отличие друг от друга состоит в том, что вексель – это безусловное долговоеобязательство (без обеспечения и на краткосрочный период) указанного в векселеплательщика оплатить определенную сумму в установленные сроки, а складскоесвидетельство – товарное обязательство, передача которого по определениювозможна только в подтверждение наличия реального товара на складе. Коммерческийвексель является инструментом коммерческого кредита, которыйпредоставляется поставщиками товаров или услуг своим партнерам по сделке(покупателям) с условием возврата кредита через определенный период. Этотвексель является переводным финансовым инструментом, что означает возможностьего передачи третьим лицам, которые затем становятся обладателями права наполучение суммы, выплачиваемой при учете векселя. Он может быть передан в банкили специальный финансовый институт, где он может быть учтен. Сумму, которуюполучит продавец при погашении векселя после истечения подпериода m, можно определить извыражения:
/>,
где L – сумма кредита,предоставленная продавцом покупателю, руб.;
D – стоимость одноговекселя, руб.;
r – стоимость кредита, % вгод;
n – число подпериодов.
В целом можноотметить следующие преимущества данного способа финансирования: техническипроще продать на аукционе ценные бумаги, нежели реальный товар; заемщик можетпродать складскую часть двойного свидетельства и страховой полис; часть рисковберут на себя страховая компания и склад, к которому не переходит правособственности на товар. Итоговый результат тот же, что и при банковскомкредитовании, – предприятие получает денежные средства во временноепользование, но только значительно увеличивается оборачиваемость кредитныхресурсов, которые уже могут переуступаться, продаваться и покупаться нафинансовом рынке.
В процессесвоей деятельности предприятие использует заемные средства, получаемые в виде:
· долгосрочногокредита от коммерческих банков и других предприятий;
· выпускаоблигаций, имеющих заданный срок погашения и номинальную процентную ставку.
В первомслучае стоимость заемного капитала равна процентной ставке кредита иопределяется путем договорного соглашения между кредиторами и заемщиком вкаждом конкретном случае отдельно.
Во второмслучае стоимость капитала определяется величиной выплачиваемого по облигациикупона или номинальной процентной ставкой облигации, выражаемой в процентах кее номинальной стоимости. Номинальная стоимость – это цена, которую заплатиткомпания-эмитент держателю облигации в день ее погашения. Срок, через которыйоблигация будет погашена, указывается при их выпуске.
В моментвыпуска облигации обычно продаются по их номинальной стоимости. Следовательно,в этом случае стоимость заемного капитала Сd определяется номинальнойпроцентной ставкой облигации iн:
Сd = iн
Однако вусловиях изменения процентных ставок по ценным бумагам, которое являетсяследствием инфляции и других причин, облигации продаются по цене, несовпадающей с номинальной. Поскольку предприятие – эмитент облигаций должноплатить по ним доход исходя из номинальной процентной ставки и номинальнойстоимости акции, реальная доходность облигации изменяется: увеличивается, еслирыночная цена облигации падает по сравнению с номинальной, и уменьшается впротивном случае.
Для оценкиреальной доходности облигации (стоимости заемного капитала) используется модельсовременной стоимости облигации:
/>,
где d – процентная выплата пооблигации в год t;
N – номинальная стоимостьоблигации;
Сb – современная(настоящая) стоимость облигации;
n – количество периодов(лет) до погашения облигации;
r – процентная ставка пооблигации.
Согласноусловиям выпуска облигаций фирма-эмитент обязуется каждый год выплачиватьпроцентную выплату d и номинальную стоимость N по окончании срока действия облигации, т.е. намомент ее погашения. Поэтому формула модели современной стоимости облигацииопределяет дисконтированный поток этих выплат. Рыночная цена облигацииколеблется, а сумма выплачиваемого дохода на облигацию остается неизменной,поэтому доходность облигации также меняется.
В качествереальной доходности облигации (или стоимости заемного капитала, основанного наоблигациях данного типа) используется конечная доходность облигации,т.е. такая процентная ставка, которая позволяет, купив облигацию сейчас потекущей рыночной цене, получать доход на облигацию, объявленный в контракте наее выпуск, и номинальную стоимость облигации на момент ее погашения.
Результат,близкий к использованию уравнения выше, дает следующая приближенная формула:
/>

Если компанияхочет привлечь заемный капитал, то она должна будет выплачивать по привлеченнымсредствам процентный доход, как минимум равный конечной доходности посуществующим облигациям. Таким образом, конечная доходность будет представлятьсобой для компании стоимость привлечения дополнительного заемного капитала.
Если укомпании есть избыточные средства, то она может использовать их на покупкусуществующих облигаций по их рыночной стоимости. Сделав это, компания получитдоход, равный доходу, который бы получил любой другой инвестор, если бы онкупил облигации по их рыночной стоимости и держал их у себя до моментапогашения.
Если компанияпо-другому инвестирует избыточные средства, то она отказывается от альтернативыпогашения облигации, выбирая, по крайней мере, столь же прибыльнуюальтернативу. Конечная доходность облигации – это альтернативная стоимостьрешения об инвестировании средств. Таким образом, независимо от того, имеютсяли у компании избыточные средства или она нуждается в их притоке, конечнаядоходность по существующим облигациям представляет собой стоимость заемныхсредств.
Когдакомпания покупает какие-то товары у производителей, то обычно оплата поставкиэтой продукции производится через некоторый период. В связи с этим покупательтовара имеет перед поставщиком долговое обязательство, по сумме равноестоимости поставленной продукции. Таким образом, покупатель получает отпоставщика товара торговый кредит. Его величина зависит от объемакупленной продукции и срока, когда будет осуществлен платеж за поставленныйтовар. Торговый кредит является гибким источником финансирования, но он непозволяет оплачивать другие обязательства предприятия. Постоянные задержки собслуживанием своей кредиторской задолженности могут отрицательно сказаться накредитном рейтинге фирмы, что может обусловить нежелание поставщиков товараработать с такой фирмой или требовать предоплаты поставляемого товара.
Лизинг – это контрактноесоглашение о передаче владельцем (арендодателем) арендатору определенныхобъектов или видов оборудования в долгосрочную аренду. При этом правособственности на арендуемые активы остается за арендодателем, а арендаторобязан платить налоги, страховые платежи, производить ремонт объектов аренды.На практике применяется несколько видов лизинга. Операционный лизинг,по которому обеспечивается финансирование и прочие услуги. Финансоваяаренда обычно не предусматривает технического обслуживания. Продажаактива с условием аренды его продавцом – компания продает актив другойкомпании (обычно финансовому учреждению) и затем арендует его снова. Лизингс внешним финансированием – при аренде за счет внешнего финансированиятретья сторона выступает в качестве кредитора.
Если заемщиквовремя не выплачивает платежи по кредиту, то кредитор имеет право предпринятьпринудительные меры к выполнению заемщиком своих обязательств. Это можетвыражаться в виде предъявления прав на часть или на все активы предприятия.
 
2.3Политика привлечения заемных средств
С учетомизложенной классификации (рис. 2) организуется управление привлечениемзаемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс ихформирования из различных источников и в разных формах в соответствии спотребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития[5; 523]. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяетнеобходимость разработки специальной финансовой политики в этой области напредприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
Политикапривлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовойстратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условийпривлечения заемного капитала из различных источников в соответствии спотребностями развития предприятия.
Процессформирования политики привлечения предприятием заемных средств включаетосновные этапы, представленные в Приложении В.
1. Анализ привлеченияи использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такогоанализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средствпредприятием, а также оценка эффективности их использования.
На первомэтапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средствв рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами приростасуммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционнойдеятельности, общей суммы активов предприятия.
На второмэтапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств,анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита,товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемныхсредств, используемых предприятием.
На третьемэтапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятиемзаемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводитсясоответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку,изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средствпредприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотныхактивов.
На четвертойстадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условияпредоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого)кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктурефинансового и товарного рынков.
На пятойстадии анализа изучается эффективность использования заемных средств вцелом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показателиоборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этихпоказателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборотасобственного капитала.
Результатыпроведенного анализа служат основой оценки целесообразности использованиязаемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2.Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средствапривлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним изусловий последующего эффективного их использования. Основными целямипривлечения заемных средств предприятиями являются:
а) пополнениенеобходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее времябольшинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеютвозможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счетсобственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляетсяза счет заемных средств;
б) обеспечениеформирования переменной части оборотных активов. Какую бы модельфинансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменнаячасть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемныхсредств;
в) формированиенедостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемныхсредств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельныхреальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция,модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.;
г) обеспечениесоциально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемныесредства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальноежилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другиеаналогичные цели;
д) другиевременные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средствобеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычнона короткие сроки и в небольших объемах.
3.Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этогопривлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельнымэффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовыхресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемогособственного капитала может быть определена заранее. По отношению к нейрассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования),при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капиталав предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджавычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективноеиспользование собственного капитала;
б) обеспечениемдостаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться нетолько с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов,что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этихтребований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств всвоей хозяйственной деятельности.
4.Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводитсяв разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием извнешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основойразработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источниковпривлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностейпредприятия в заемном капитале.
5.Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- идолгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемныхсредств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочныйпериод (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, длярасширения объема собственных основных средств и формирования недостающегообъема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированиюактивов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспеченияформирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемныесредства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Расчетнеобходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется вразрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этихрасчетов является установление сроков использования привлекаемых заемныхсредств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессеэтих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Полныйсрок использования заемных средств представляет собой период времени с начала ихпоступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себятри временных периода: а) срок полезного использования; б) льготный(грационный) период; в) срок погашения.
а) срокполезного использования – это период времени, в течение которогопредприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своейхозяйственной деятельности;
б) льготный(грационный) период – это период времени с момента окончания полезногоиспользования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервомвремени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срокпогашения – это период времени, в течение которого происходит полнаявыплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этотпоказатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга ипроцентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использованиязаемных средств, а частями в течение определенного периода времени попредусмотренному графику.
Расчетполного срока использования заемных средств осуществляется в разрезеперечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся нафинансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.
Среднийсрок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, втечение которого они находятся в использовании на предприятии. Он определяетсяпо формуле:
/>,
где ССз –средний срок использования заемных средств;
СПз – срокполезного использования заемных средств;
ЛП – льготный(грационный) период;
ПП – срокпогашения.
Средний срокиспользования заемных средств определяется по каждому целевому направлениюпривлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочнойоснове; по привлекаемой сумме заемных средств в целом. Соотношение заемныхсредств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может бытьоптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
6.Определение форм привлечения заемных средств. Эти формыдифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого)кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятиеосуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7.Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечениязаемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно егопостоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, атакже коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
При выбореисточника краткосрочного финансирования необходимо учитывать ряд условийполучения кредита [4; 215].
1. Стоимостькредита. Должен изыскиваться источник финансирования, который обусловитполучение кредита по минимальной цене.
2. Влияние накредитный рейтинг. Источники получения кредитов могут оказать существенноевлияние на понижение или повышение кредитного рейтинга компании, поэтомуследует использовать источник кредитования, который не снизит кредитный рейтингпредприятия и соответственно увеличит стоимость заемного капитала.
3.Надежность. Некоторые источники получения кредитов более надежны, что позволитполучить необходимую сумму кредита с большей вероятностью.
4.Ограничения. Финансовые институты склонны навязывать ряд ограничений пополучению и использованию кредитов. Такими ограничениями могут быть суммавыплачиваемых дивидендов, вложения в основные фонды и т.д.
5. Гибкость.Кредиторы могут различаться гибкостью в условиях выдачи кредитов, в суммепредоставляемых кредитов и др.
8.Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этихусловий относятся: а) срок предоставления кредита; б) ставка процента закредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммыдолга; д) прочие условия, связанные с получением кредита.
Срокпредоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения.Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностьюреализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит – на срокреализации инвестиционного проекта; товарный кредит – на период полнойреализации закупленных товаров и т.п.).
Ставкапроцента за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом иразмером.
Поприменяемым формам различают процентную ставку (для наращивания суммы долга) иучетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставокодинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этомслучае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
Поприменяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весьсрок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ееразмера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темповинфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого ставкапроцента остается неизменной, называется процентным периодом. В условияхинфляции для предприятия предпочтительной является фиксированная ставка илиплавающая ставка с высоким процентным периодом.
Размерставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. Потоварному кредиту он применяется при оценке в размере ценовой скидки продавцаза осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной вгодовом исчислении.
Условиявыплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядоксводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в моментпредоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплатевсей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашениикредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.
Условиявыплаты основной суммы долга характеризуются предусматриваемыми периодами еговозврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичномувозврату основной суммы долга в течение общего периода функционированиякредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использованиякредита; возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготногопериода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равныхусловиях третий вариант является для предприятия предпочтительным.
Прочиеусловия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость егострахования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разныйуровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
9.Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такойэффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемногокапитала.
10.Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этогообеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироватьсяспециальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются вплатежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовойдеятельности.
Напредприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового итоварного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средствможет быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.
Припривлечении кредитов с целью финансирования потребностей компании в денежныхсредствах необходимо помнить, что данные о финансовых потребностях компанииявляются прогнозными и поэтому они могут отличаться от реальных потребностей впроцессе деятельности предприятия. В связи с этим необходимо создать некий резервбезопасности при решении вопросов финансирования. При создании такогорезерва необходимо учитывать: общую сумму полученных кредитов; отношение долгосрочныхобязательств к среднесрочным и краткосрочным обязательствам; сроки погашениясреднесрочных и долгосрочных обязательств.
Процесспривлечения заемного капитала предприятия характеризуется совокупностьюнекоторых особенностей, представленных в Приложении Г.
2.4Показатели эффективности управления заемным капиталом
1. Коэффициентзадолженности показывает величину заемных средств, которая приходитсяна один рубль активов компании. Этот показатель позволяет определить уровеньфинансовой зависимости компании:
/>
где D – сумма долговыхобязательств компании, руб.;
Значениекоэффициента задолженности играет важную роль только в том случае, еслипредприятие решает получить дополнительные кредиты. Если у предприятия нетпотребностей в таких финансовых ресурсах, то значение данного коэффициента недолжно быть предметом озабоченности.
2. Уточненныйкоэффициент задолженности KYDвыражает требованиякредиторов к собственным средствам предприятия:
/>
где ОА –собственные средства компании, руб.
Значениеэтого отношения зависит от таких факторов, как степень доступа к долгосрочнымкредитам и стабильность финансовой деятельности предприятия. Значительныйприрост рассматриваемого отношения свидетельствует об увеличении финансовойзависимости предприятия.
3. Коэффициентбанковской задолженности KBD характеризует отношение задолженности банку ксобственному капиталу компании:

/>
где BD – сумма банковскихкредитов, руб.
Этотпоказатель имеет особое значение для финансовых институтов, поскольку прибольших значениях коэффициента банковской задолженности банки могут увеличитьстоимость кредита для предприятия.
4. Коэффициентпокрытия процентов по кредитам КПП показывает, во сколькораз прибыль до уплаты процентов по кредиту и налогов (операционная прибыль)перекрывает платежи процентов по долгосрочным кредитам:
/>
где EBIT – прибыль до уплатыпроцентных платежей и налогов, руб.; IE – процентные платежи по кредитам, руб.
Этотпоказатель дает представление о границе прибыли, ниже которой компания будетнеспособна выплачивать проценты по кредитам. Низкое значение этого показателяможет быть причиной недоступности дополнительных сумм кредита на финансовомрынке.
Кромерассмотренных показателей финансовой зависимости предприятия в практикепроведения финансового анализа используют дополнительные показатели:
· соотношениесобственных и привлеченных средств (показывает количество привлеченных заемныхсредств на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы);
· соотношениепривлеченных средств и их общей суммы.
5.Коэффициент поступления заемного капитала показывает, какую частьзаемного капитала от имеющегося на конец отчетного периода составляют вновьпоступившие долгосрочные и краткосрочные заемные средства:

Kпоступления ЗК = Поступившие заемные средства (ЗКпост)/ ЗК на конец периода
6.Коэффициент выбытия заемного капитала показывает, какая его частьвыбыла в течение отчетного периода посредством возвращения кредитов и займов ипогашения кредиторской задолженности:
Kвыбытия ЗК = Выбывшие заемные средства / ЗК на начало периода
7.Коэффициент заемного капитала, выражающий долю заемного капиталав общей сумме источников финансирования валюты баланса (ВБ). Этот коэффициентявляется обратным коэффициенту независимости (автономии):
КЗК= ЗК / А = ЗК / ВБ
8.Коэффициент соотношения заемного и собственного капиталахарактеризует степень зависимости организации от внешних займов (кредитов):
Ксоотн= ЗК / СК
Онпоказывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных. Чем вышеэтот коэффициент, тем больше займов у компании и тем рискованнее ситуация,которая может привести в конечном итоге к банкротству. Высокий уровенькоэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения в организациидефицита денежных средств.
Интерпретацияданного показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как: среднийуровень этого коэффициента в других отраслях; доступ компании к дополнительнымдолговым источникам финансирования; стабильность хозяйственной деятельностикомпании. Считается, что коэффициент соотношения заемного и собственногокапитала в условиях рыночной экономики не должен превышать единицы. Высокаязависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение организациив случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентовна заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т.е. такихрасходов, которые при прочих равных условиях не уменьшаются пропорциональноснижению объема реализации.
Крометого, высокий коэффициент соотношения заемного и собственного капитала можетпривести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке.Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении вопроса о выборе источниковфинансирования.
9. Эффектфинансового рычага:
/>,
где ЭФР– эффект финансового рычага; РСС – рентабельность собственныхсредств; ПСФ – фактическая процентная ставка за кредит; ЗС – заемныесредства предприятия; СС – собственные средства предприятия.
/>
Формуласостоит из двух частей: 1-я – разница между уровнем рентабельности собственныхсредств и фактической процентной ставкой за кредит; 2-я – отношение заемныхсредств к собственным. Результат первой части формулы может быть положительным,равен нулю или отрицательным. При положительном результате предприятие получаетдополнительную прибыль от использования кредита и тем самым увеличиваетрентабельность собственных средств. При нулевом результате нет прибыли, но нети убытков. При отрицательном результате предприятие получает от использованиякредита убытки, так как кредит для данного предприятия оказывается дорогим. 2-ячасть формулы отражает структуру капитала предприятия. На первый взгляд можетпоказаться, что чем выше доля заемных средств, тем выше эффект и если она равна100% – эффект бесконечен. Но это только на первый взгляд, так как приувеличении доли заемных средств возрастает риск в деятельности предприятия. Иследовательно, есть предел, который регулирует это соотношение. При егопревышении банки и кредиторы прекращают выдачу кредитов или в отдельных случаяхвыдают, но под более высокий процент, что, естественно, отражается на эффекте.
10. Коэффициентобщей ликвидности:
/>
Этоткоэффициент показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут бытьиспользованы для погашения его краткосрочных обязательств в течениеопределенного периода.
11. Коэффициентсрочной ликвидности:
/>
12. Коэффициентабсолютной ликвидности:
/>
13. Коэффициентзащищенности кредиторов (или покрытия процента) характеризует степеньзащищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. Поэтому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компаниязаработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель отражаеттакже допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.
/>
14. Экономическаярентабельность:
/>
15. Финансовыйриск.
Эффектфинансового рычага можно трактовать, как изменение чистой прибыли на 1 акцию (в%),порождаемое изменением нетто-результата эксплуатации инвестиций НРЭИ (в%).Соответственно используется показатель – сила воздействия финансового рычага:
/>
Чем большесила воздействия финансового рычага, тем больше финансовый риск, связанный сданным предприятием. Во-первых, возрастает риск невозврата кредита сустановленной ставкой процента. Во-вторых, увеличивается риск падения дивидендаи курса акций для инвестора. Соответственно возникают конфликты междуакционерами, которые стремятся к максимальной прибыли, и руководствомпредприятия, которое стремится к умеренному риску.
Предприятиевне экстремальных условий не должно полностью исчерпывать свою заемнуюспособность. Всегда должен оставаться резерв заемной силы, чтобы в случаенеобходимости покрыть недостаток средств кредитом без превращения дифференциалав отрицательную величину.
 

Заключение
 
Дляпредприятия важна разработка модели управления организацией. Менеджеру важновидеть основные моменты функционирования будущего предприятия, определить, чтобудет производиться, как будет производиться, кто это будет покупать. Важнотакже определить миссию и стратегические цели создаваемого предприятия, так какот этого зависит дальнейшее развитие и функционирование предприятия. Оченьважно эффективно управлять организацией и контролировать ее деятельность. Этопоможет в случае критических ситуаций поддерживать деятельность и сохранитьконкурентоспособность.
В сложившихсяусловиях предприятия должны с особой тщательностью выбирать инструментыпривлечения заемного капитала и их параметры, то есть научиться управлятьзаемным капиталом для решения поставленных задач. Эффективное управлениезаемным капиталом в структуре капитала предприятия способно обеспечитьдополнительные поступления в его деловой оборот, увеличить рентабельностьсамого процесса производства, повысить рыночную стоимость предприятия.Эффективное управление заемным капиталом также стимулирует инвестиционнуюдеятельность и выполнение социальных обязательств.
В даннойкурсовой работе была создана модель управления ателье по пошиву спортивнойодежды. Были рассмотрены основные моменты управления, критериирезультативности, организация работы, мотивация сотрудников. Также в курсовойработе была рассмотрена проблема управления заемным капиталом предприятия. Былирассмотрены субъект управления, объект управления, политика привлечения заемныхсредств. Финансовый менеджер должен уметь выбрать правильный источникфинансирования. Также были представлены показатели эффективности использованиязаемных средств.
Грамотноеуправление заемными средствами предприятия позволяет увеличить рентабельностьсобственного капитала предприятия, сохранить нормальную финансовую устойчивостьи финансовое состояние предприятия. Финансовому менеджеру следует уделятьзаемному капиталу достойное внимание.

Списокиспользованной литературы
 
1. Волков В.А. Управлениезаемным капиталом предприятия: Диссертация на соискание ученой степеникандидата экономических наук – Саратов: 2005.
2. Арутюнов Ю.А. Финансовыйменеджмент. Учеб. пособие / Ю.А. Арутюнов. – М.: – КНОРУС, 2005. – 312 с.
3. Балабанов И.Т. Основыфинансового менеджмента: учебное пособие / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы истатистика, 1997.
4. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Финансовыйменеджмент: Учеб. пособие. – СПб: Издательство «Лань», 2006 – 736 с.: ил.
5. Бланк И.А. Основыфинансового менеджмента. Т.1. – К.: Ника-Центр, 1999. – 592 с. – (Серия«Библиотека финансового менеджера»; Вып. 3.).
6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы:Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговаякорпорация, 2003. – 532 с.
7. Ковалев В.В. Финансовыйанализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: – Финансы и статистика, 2000. – 512 с.: ил.
8. Коласс Б. Управлениефинансовой деятельностью предприятия: пер. с фр. / Б. Коласс. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1997
9. Коптева Е.П. Финансовыйменеджмент: Учебно-методический комплекс. – Ульяновск: УлГУ, 2006. – 83 с.
10. Крейнина М.Н. Финансовыйменеджмент / М.Н. Крейнина. – М.: Изд-во «Депо и сервис», 1998
11. Мазурова И.И. Условияприбыльной работы предприятия / И.И. Мазурова, М.В. Романовский. –СПб., 1992
12. Савицкая Г.В. Анализэффективности деятельности предприятия: Методологические аспекты: Учеб.пособие. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002
13. Теплова Т.В. Финансовыйменеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 504 с.
14. Тренев Н.Н. Управлениефинансами / Н.Н. Тренев. – М.: Финансы и статистика, 1999
15. Финансовый менеджмент/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997
16. Финансовый менеджмент/ Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 1998
17. Финансовыйменеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. – М.:изд-во «Перспектива», 1996. – 405 с.
18. Финансовыйменеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. – 5-еизд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2003. – 656 с.
19. Финансы: Учебноепособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1996.– 336 с.: ил.
20. Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 1998
21. Лекции доцентакафедры менеджмента Гвоздева Н.И. по менеджменту


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :