Реферат по предмету "Финансовые науки"


Стратегия и тактика управления оборотным капиталом малого предприятия

Контрольная работа
Тема: «Стратегия и тактикауправления оборотным капиталом малого предприятия»
 
 

План
Введение
Методы определенияпотребности предприятия в оборотных средствах
Финансирование оборотногокапитала малого предприятия
Кредитная политика малогопредприятия
Заключение
Список литературы

Введение
Предприятию входе осуществления деятельности требуются средства, которые полностьюпотребляются в течение одного периода. Эти средства и получили названиеоборотного капитала (оборотных средств), т.е. его роль заключается вобслуживании производства (процесса обращения), это роль своеобразнойкровеносной системы в теле предприятия.
Оборотные активы составляют существенную долювсех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешнаяпредпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотнымиактивами занимает особое место в работе финансового менеджера, посколькуявляется постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.
Актуальность данной темы обусловлена тем, чтооптимизация и состояние оборотных средств напрямую связана с эффективнойработой предприятия и с тем, получит ли предприятие прибыль. Для того чтобыэффективно управлять оборотными активами, нужно рассматривать их в целом.

Методы определенияпотребности предприятия в оборотных средствах
Эффективноеиспользование оборотных средств во многом зависит от правильного определенияпотребности в оборотных средствах. Занижение величины оборотных средств влечетза собой неустойчивость финансового положения, перебои в производственномпроцессе и снижение объемов производства и прибыли. Завышение размера оборотныхсредств снижает возможности предприятия производить капитальные затраты длярасширения производства (рис. 1).
Потребность воборотных средствах зависит от множества факторов: объемов производства иреализации; характера деятельности предприятия; длительности производственногоцикла; видов и структуры потребляемого сырья; темпов роста объемов производстваи т.п.
/>
Рис. 1.Оптимальная величина оборотных средств
Точный расчетпотребности предприятия в оборотных средствах следует вести из расчета временипребывания оборотных средств в сфере производства и сфере обращения.
Времяпребывания оборотных средств в сфере производства охватывает период, в течениекоторого оборотные средства пребывают в состоянии запасов и в виденезавершенного производства.
Времяпребывания оборотных средств в сфере обращения охватывает период пребывания ихв форме остатков нереализованной продукции, в виде отгруженной, но еще неоплаченной продукции, дебиторской задолженности, в виде денежных средств,находящихся в кассе предприятия, на счетах в банках.
Чем вышескорость оборота (суммарное время пребывания в сфере производства и обращения),тем меньше потребность в оборотных средствах.
Предприятиезаинтересовано в сокращении размеров своего оборотного капитала. Но этосокращение должно иметь разумные пределы, так как оборотные средства должныобеспечивать нормальный режим его работы.
Приопределении оптимальной потребности в оборотных средствах рассчитывается суммаденежных средств, которая будет авансирована для создания производственныхзапасов, заделов незавершенного производства и накопления готовой продукции наскладе. Для этого используется три метода: аналитический, коэффициентный иметод прямого счета.
Сущностьаналитического, или опытно-статистического метода состоит в том, что прианализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактическиезапасы и исключаются излишние и ненужные ценности.
Прикоэффициентном методе в норматив предшествующего периода вносятся поправки напланируемое изменение объемов производства и на ускорение оборачиваемости.
Аналитическийи коэффициентный методы могут применяться на тех предприятиях, которыефункционируют больше года, сформировали производственную программу иорганизовали производственный процесс, имеют статистические данные за прошлыегоды и не располагают достаточным количеством квалифицированных специалистовдля более детальной работы в области планирования оборотных средств.
Метод прямогосчета предусматривает расчет запасов по каждому элементу оборотных средств.Этот метод используется при организации нового предприятия и периодическом уточнениипотребности в оборотных средствах действующего предприятия.
Общиенормативы собственных оборотных средств определяются в размере их минимальнойпотребности для образования запасов сырья, материалов, топлива, незавершенногопроизводства, расходов будущих периодов, готовых изделий.
Общийнорматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов:
/>
где Нпз –норматив производственных запасов; Ннп – норматив незавершенного производства;Нгп – норматив готовой продукции; Нбр – норматив будущих периодов.
Норматив производственныхзапасов зависит от среднесуточного потребления сырья, материалов топлива и нормызапаса в днях:
/>
где Рс –среднесуточное потребление данного вида сырья или материалов (в рублях); Тдн –норма запаса в днях.
Средняя нормазапаса в днях исчисляется в целом как средневзвешенная от норм запаса оборотныхсредств по отдельным видам.
Норма запасав днях по отдельному виду, складывается из следующих составляющих:

/>
где Ттр –транспортный запас; Ттек – текущий складской запас; Тстр – страховой(гарантийный запас); Тсезон – сезонный запас.
Транспортныйзапас устанавливается по продолжительности времени пробега груза от поставщикадо потребителя с учетом времени документооборота.
Если имеетсянесколько поставщиков, то транспортный запас определяется как средневзвешеннаявеличина с учетом длительности пробега и размера поставки: Объем поставки, т Время пробега груза, дн. 1-ый поставщик 20 15 2-ой поставщик 30 14 3-ий поставщик 10 12
Ттр = (20 ×15+ 30 × 14 + 10 ×12) \ (20 + 30 + 10) = 14 дн.
Текущимскладским запасом материальных ценностей называют запас, обеспечивающийпотребности производства на период между двумя очередными поступлениями ихпоставщиков (рис. 2).
/>
Рис. 2.Текущий складской запас

В составоборотных средств включается средний текущий запас, принимаемый в размере 50%от продолжительности интервала между двумя смежными поставками:
/>
где И –длительность в днях интервала между поставками.
Среднийинтервал между поставками можно рассчитать по формуле:
/>
где П – числопоставок за период.
Гарантийным(страховым) запасом материальных ценностей называется запас, предназначенныйдля обеспечения потребностей производства на случай задержки поступленияматериальных ценностей.
Величину страховогозапаса устанавливают как правило, в пределах 50% от величины текущего запаса.Этот предел повышается в случае, если предприятие расположено вдали отпоставщиков, потребляемые материалы являются уникальными, выпускаемая продукциятребует много компонентов или комплектующих от разных поставщиков.
Сезонныйзапас рассчитывается на предприятиях с сезонным характером поставок сырья.
Размероборотных средств для незавершенного производства определяется с учетомдлительности производственного цикла и величины коэффициента нарастания затрат:
/>

где В-объемсреднедневного выпуска продукции по производственной себестоимости; Тц –длительность производственного цикла; Кнэ – коэффициент нарастания затрат внезавершенном производстве.
Производственнымциклом называется ряд производственных процессов, выполняемых при изготовлениипродукции.
Продолжительностьпроизводственного цикла складывается из времени, затрачиваемого непосредственнона операции по обработке сырья, материалов, заготовок, и времени, котороетребуется на перерывы между операциями от начала первой операции до сдачиготовой продукции на склад.
Коэффициентнарастания затрат характеризует степень готовности продукции и определяетсяотношением себестоимости незавершенного производства к себестоимости готовойпродукции.
Нарастаниезатрат может быть равномерным и неравномерным (замедленным и ускоренным).
Приравномерном нарастании затрат коэффициент нарастания затрат находят по формуле:
/>
где Сн –стоимость сырья и материалов, поступающих в процесс производства; Ск –стоимость готовой продукции.
Принеравномерном нарастании затрат коэффициенты нарастания затрат вначалеопределяются в нескольких точках производственного процесса:
/>

где Кi –коэффициент нарастания затрат в i-той точке; Сi – стоимость незавершенногопроизводства в i-той точке; Ск – себестоимость готового продукта.
Общий дляпроцесса коэффициент нарастания затрат рассчитывается как средняя величина:
/>
где Кнз –общий для процесса коэффициент нарастания затрат; i – количество точек расчетачастных коэффициентов.
Величинаоборотных средств, вложенных в запасы готовой продукции на складе, зависит отсреднесуточного выпуска продукции и длительности хранения продукции на складе:
/>
где В-среднесуточныйвыпуск продукции по производственной себестоимости; Тхр – средняя длительностьхранения готовой продукции на складе.
Длительностьхранения продукции на складе, в свою очередь, рассчитывается как сумма временина формирования партии продукции для отгрузки и оформления документов на этупартию:
/>
где Тфп – время,необходимое для формирования партии для отгрузки готовой продукции потребителю,дн.; Тод – время, необходимое для оформления документов для отправки грузапотребителю, дн.
Рассчитаннаятем или иным способом величина необходимой для нормальной работы суммыоборотных средств повышает эффективность использования этого ресурса.
 
Финансированиеоборотного капитала малого предприятия
Оборотныйкапитал обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности. Его недостатокведет к несвоевременному выполнению договорных обязательств и, соответственно,к штрафным санкциям, недополучению части доходов в результате отказа отнекоторых заказов, снижению прибыльности хозяйственной деятельности из-запривлечения кредитных ресурсов любой ценой, даже на невыгодных для предприятияусловиях.
Финансированиеоборотного капитала в значительной мере осуществляется за счет заемных ресурсов(краткосрочной задолженности). С одной стороны, при соблюдении определенныхусловий (при превышении уровня рентабельности производственной деятельности надставкой кредитования) данная практика повышает доходность собственногокапитала. С другой стороны, значительная величина заемных средств влечетсущественные расходы по обслуживанию долга, а при определенных условиях можетпривести и к банкротству предприятия.
В настоящеевремя ни одна из отраслей реального сектора экономики не достигла нормативногозначения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (0,3).Более того, у 37,5% предприятий текущие обязательства превышают текущие активы,а финансирование основных средств происходит за счет краткосрочнойзадолженности.
Зачастую дажепредприятия, имеющие относительно высокие показатели рентабельностипроизводства и реализации продукции, испытывают острый дефицит оборотногокапитала.
Традиционными источниками финансированияоборотных средств предприятия являются собственные и заемные средства, средикоторых выделяются кредиторская задолженность и краткосрочные банковские ссуды.Для малых предприятий проблема поиска источников финансирования остра из-затруднодоступности кредитов банка и сложности в получении коммерческих кредитов(имеется ввиду широкое применение в практике предоплаты за выполнение заказов).В этих условиях грамотное управление следующими видами текущих активов, какденежные средства, легкореализуемые ценные бумаги и дебиторская задолженностьприобретает важное значение.
Денежные средства, находящиеся на расчетныхсчетах и в кассе, практически не приносят доходов. В связи с этим, главнымявляется сокращение запаса свободных денег до минимума, необходимого дляпроведения деловых операций. Основной метод планирования денежных потоковизвестен – это составление кассового плана и баланса денежных доходов ирасходов. При стабильных объемах производства остаток денежных средств может определятьсяна основе наблюдений за его колебаниями.
Изучением отклонений за период от минимального иего средней величины определяется необходимый размер денежных средств дляподдержания текущих операций, снижения риска нехватки денежных средств. Приэтом следует отметить, что на практике, когда это возможно, предприятия стараютсясокращать денежные остатки на счетах на отчетные даты в целях оптимизацииналогообложения.
Если денежные средства хранятся на счетахнескольких банков, целесообразно контролировать их остатки ежедневно.
Для относительно устойчивых предприятийрекомендуют рассчитывать размер денежных средств, которые могут быть отвлеченыиз оборота и помещены в качестве резерва денежных средств на депозит или вценные бумаги без повышения риска ухудшения финансового состояния. Для этихцелей можно использовать расчет суммы возможных вложений, применяемый в российскойпрактике, по формуле:
/>,
где ВР0– выручка от реализации,ожидаемая в плановом периоде;
ДСф – фактический средний остатокденежных средств в прошлом периоде; ВРф – фактическая выручка отреализации в прошлом периоде.
Предприятия, находящиеся в относительноустойчивом финансовом состоянии, могут иметь на своем балансе легкореализуемыеценные бумаги, а при потребности в денежных средствах для текущих операцийпродавать их на финансовом рынке. Легкореализуемые ценные бумаги могут давать небольшой,но стабильный, доход и способствовать финансовому укреплению предприятия. Дляопределения необходимой величины продажи ценных бумаг с целью обеспечениятекущих операций денежными средствами пользуются моделью Баумоля. Припланировании денежных средств используется тот же подход, что и припланировании запасов. Формула расчета следующая:
/>,
где С – суммаденежных средств от продажи легкореализуемых ценных бумаг;
F – постоянные издержки попродажам ценных бумаг;
Т – суммаденежных средств, необходимых для сделок в течение всего периода (поддержаниятекущих операций);
К –относительная величина издержек хранения наличности, приблизительно равнаянорме прибыли на легкореализуемые ценные бумаги (процентная ставка по ценнымбумагам).
Этот же метод подходит для определенияоптимального размера краткосрочной банковской ссуды и момента ее получения.
Следуетотметить, что в российской экономике использование инструмента реализациилегкореализуемых ценных бумаг для обеспечения предприятий в случаенеобходимости денежными средствами пока мало доступно ввиду ограниченнойнадежности ценных бумаг.
Важным факторомпри реализации мероприятий, связанных с нахождением и привлечением денежныхсредств в оборот малого предприятия, является разработка его кредитнойполитики, т.е. политики управления дебиторской задолженностью.
Кредитнаяполитика малого предприятия
Пополнениеоборотных средств предприятия – один из основных вопросов, решаемых в рамкахфинансового менеджмента. В российской экономике проблема неплатежей и задержкиоплаты товаров стоит все еще весьма остро. Ранее предпринимались попытки решитьэтот вопрос посредством бартера, нынешняя ситуация предполагает использованиедругих методов, в частности, применение различных методов обеспеченияобязательств, предоставление отсрочек, передача на консигнацию, банковскоекредитование и др. Однако тут возникает дилемма: если предприятие хочет жить начужие деньги, то закономерным будут и аналогичные стремления его контрагентов.Синхронизация поступления денежных средств от покупателей и платежейпоставщикам с одновременным увеличением валового денежного потока и прибыликомпании – основная задача кредитной политики.
Значение кредитнойполитики предприятия определяется большой долей дебиторской и кредиторскойзадолженности в структуре его активов и пассивов, а также тем, что основнымисоставляющими денежных потоков являются поступления от покупателей и платежипоставщикам товаров, сырья, материалов.
В рамкахкредитной политики предприятия решаются следующие задачи:
– увеличениеобъема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;
– ускорениеоборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
– минимизациянедополученной выгоды от невозможности использования суммы задолженности ипотерь от инфляционного обесценения суммы задолженности;
– минимизацияфинансовых рисков, связанных с возможным дефицитом денежных средств вследствиенесвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежныхдолгов;
– определениекруга кредиторов, форм и объемов заимствований с учетом особенностейпроизводственного и финансового циклов предприятия;
– минимизацияцены заемного капитала;
– переключениена альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;
– контрольза своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор формреструктуризации долга при необходимости;
– поддержаниебаланса между текущими активами и текущими обязательствами по суммам и срокам.
Кредитнаяполитика предприятия состоит из органично связанных между собой блоков: управлениедебиторской задолженностью и управление кредиторской задолженностью. Разрабатываякредитную политику, предприятие должно учесть следующие факторы:
– общеесостояние экономики страны, в случае, если предприятие работает на внешнемрынке, то состояние и мировой экономики, и основные тенденции ее развития;
– конкурентнуюсреду, состояние спроса на продукцию, конъюнктуру товарных и финансовых рынков;
– разработанностьнормативно-правовой базы относительно взыскания дебиторской задолженности;
– существующуюпрактику проведения торговых операций на предприятии, наличие проработанной договорнойбазы;
– финансовыевозможности предприятия в части отвлечения части оборотных средств вдебиторскую задолженность.
Дебиторскаязадолженность является одним из оборотных активов предприятия и, как правило,достаточно весомым в общей валюте баланса. Дебиторская задолженность делится накраткосрочную, долгосрочную и просроченную. К краткосрочной относитсязадолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетнойдаты, хотя предприятие в силу своей специфики может сократить этот срок дляцелей управления (но для финансовой отчетности градация все равно останется догода и свыше года). Долгосрочной считается задолженность, платежи по которойожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (если такой срок несвязан с длительностью операционного цикла предприятия). Просроченнаязадолженность возникает вследствие недостатков в работе предприятия: неосмотрительнаякредитная политика по отношению к покупателям, несвоевременное возмещениематериального ущерба, длительные неплатежи и банкротство покупателей, слишкомвысокие темпы наращивания объема продаж. Высокая доля долгосрочной ипросроченной дебиторской задолженности свидетельствует об иммобилизацииоборотных средств и ухудшении финансового состояния предприятия.
Процесс управлениядебиторской задолженностью включает три этапа:
– выработкаобщих принципов, т.е. политики управления дебиторской задолженностью;
– управлениефактической дебиторской задолженностью;
– планированиевновь образующейся дебиторской задолженности, т.е. предварительный расчет иконтроль текущей величины показателя дебиторской задолженности и ее структуры.
Одна и та жекредитная политика предприятия в разных ситуациях может способствовать какулучшению, так и ухудшению финансового положения. К примеру, увеличение продажв кредит может повысить объем продаж, с другой стороны, может повысить уровеньриска неплатежей дебиторов. Неплатежеспособность предприятий в определенноймере зависит от их слишком мягкой кредитной политики. В то же время ужесточениекредитной политики может либо привести к снижению продаж и выручки и тем самымухудшить финансовое положение, либо ускорить период погашения дебиторскойзадолженности и сократить цикл обращения денежных средств.
В российскойэкономике еще не многие малые предприятия могут себе позволить работать спредоставлением права своим клиентам использования кредита. Однако рыночныеусловия диктуют необходимость применения такой формы расчета.
Выработкакредитной политики зависит от конкретной ситуации и представляет собой комплексрешений по следующим направлениям:
- объемыпродаж в кредит, цены на продукцию;
- срокикредита;
- скидки,предоставляемые за быструю оплату продукции;
- политикавзыскания дебиторской задолженности;
- критерииоценки кредитной надежности клиентов.
При этом уровни объема продаж, средние срокикредитов и цены на продаваемую в кредит продукцию зависят от:
- сложившейсяпрактики кредитования покупателей в отрасли;
- склонностипредприятия к риску и его агрессивности в завоевании рынка;
- уровнязатрат и стандартности товаров (недорогие стандартные товары имеют болеекороткий срок оборачиваемости);
- потребительскогоспроса;
- срокаготовности товара (сроки кредита на скоропортящийся товар короче, чем наобычный);
- эффективностипрактики применения санкций за просрочку оплаты и нарушения других условийдоговоров;
- объемазакупок (при увеличении объема закупок, сроки кредитов могут быть больше);
- размерабанковских процентных ставок (сравниваются объемы дебиторской задолженности суровнем банковских ставок по кредитам на предмет их погашения в случаенеобходимости);
- конкурентнойсреды (новый клиент может быть привлечен длительностью срока кредита).
Уровеньдебиторской задолженности, которую может позволить себе нормально работающеепредприятие, в общем виде может быть рассчитан по формуле:
/>,
где Пк– объем продаж в кредит в день;
d – продолжительностьпериода инкассации.
Т.е.уровень дебиторской задолженности зависит от длительности возврата долгов иобъема продаж в кредит за один день.
Скидки за быструю оплату являются эффективныминструментом ускорения возврата дебиторской задолженности. Однако пользованиеданным инструментом без серьезных расчетов может привести к резкому ухудшению финансовогосостояния предприятия, т. к. повышенный размер скидок может оказатьсяразорительным.
Для расчетавыгодности предоставления скидки принято использовать формулу:
/>
Эта формулапозволяет рассчитать стоимость годового коммерческого кредита и сравнить его сбанковскими процентными ставками. При этом фирма-дебитор также оцениваетвыгодность коммерческого кредита и определяет возможность использования для егооплаты банковского займа (при условии, что банковский процент ниже стоимостикоммерческого кредита).
В то же времяпредприятие, предоставляющее коммерческий кредит для обоснования его уровня,рассчитывает свои потери, которые понесет в результате предоставления скидки,сопоставляет их с возможным альтернативным доходом, который бы получило, еслибы не предоставляло кредита. Сравнивает уровень дохода с уровнем оплатыбанковского кредита (в процентах и абсолютной величине), уровнем инфляции(также в% и абсолютной величине) и делает вывод, какая коммерческая скидка длядебитора будет являться стимулом для быстрой оплаты товара и не окажетсяразорительной для предприятия. При этом увеличение срока оплаты коммерческогокредита крайне невыгодно для кредиторов, так как денежные средства не поступаютв оборот и может образоваться их нехватка, а значит, выгоды от предоставленияскидки снижаются. Одновременно может оказаться, что продление срокапредоставления кредита может снизить его стоимость ниже уровня годовыхбанковских процентных ставок, что также делает применение коммерческого кредитаневыгодным. Безусловно, применение механизма скидок за быструю оплату, эффективнолишь при строгом соблюдении платежной дисциплины по срокам и суммам.
Политикавзыскания дебиторской задолженности может разниться. Использование мягкойкредитной политики характерно, как правило, для финансово-устойчивых, стабильноразвивающихся предприятий при реализации стратегии завоевания рынка и предполагает,в случае нарушения сроков и условий договоров, отсрочки применения санкций, атакже предоставления дополнительного льготного периода на определенныхусловиях. Так называемая жесткая политика предполагает строгий контроль засоблюдением сроков платежей и немедленное применение санкций на должника вслучае их нарушения. Однако практика показывает, что при проведении жесткойкредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут неокупиться, т.е. какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.
В любомслучае, для каждого конкретного дебитора обычно рассчитывается предел покупок вкредит. В целях снижения риска неоплаты долгов предприятия, как правило,определяют степень надежности клиента при выдаче ему коммерческого кредита. В зависимостиот реализуемой кредитной политики, мягкой или жесткой, предприятия определяюткритерии для оценки надежности. В российской практике оценить надежность клиентадостаточно сложно, поскольку у нас нет традиций ознакомления партнеров побизнесу со своей финансовой отчетностью.
В то жевремя, даже представленная финансовая отчетность не дает гарантий полученияреальной картины финансового состояния партнера из-за принятой многимипредприятиями практики искажений данных отчетности. Кроме того, в случаефинансовых затруднений партнер обычно стремится скрыть истинное положениевещей. Поэтому большее доверие обычно вызывает финансовая отчетность предприятий,прошедших аудиторскую проверку.
 

Заключение
 
Управление оборотным капиталом составляетнаиболее обширную часть финансового менеджмента во всей системе управленияиспользованием капитала предприятия. Это связано с существованием большогоколичества элементов актива, формируемых за счет оборотного капитала, требуемыхиндивидуализации управления. Важность проявляется и высокой динамикой трансформациивидов оборотного капитала; высокой ролью в обеспечении платежеспособности,рентабельностью и других целевых результатов финансовой деятельностипредприятия.
Политикауправление использованием оборотного капитала представляет собой часть общейполитики управления использованием совокупного операционного капиталапредприятия, заключающаяся в формировании необходимого объема и состава этогокапитала и обеспечении необходимых условий оптимизации процесса его обращения.

Списоклитературы
 
1. Беляева О.А. «Предпринимательскоеправо: Учебное пособие», М.: Юридическая фирма «Контракт», ИНФРА – М., 2006 г.
2. Давыдова Л.В. Управлениефинансами предприятий: «Орел издат.», 2002 г.
3. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансыпредприятий: Учеб. – М.: ТК Велби, 2003 г.
4. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов /Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Красива и др.; под редакциейпрофессора Поляка – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 г.
5. Справочно-правовая система«Консультант-Плюс».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.