Реферат по предмету "Финансовые науки"


Статистический анализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан

Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Уфимский государственныйавиационный
Технический университет
Кафедра экономикипредпринимательства

Курсовая работа
По дисциплине:Статистика
Статистическийанализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан
 
Выполнил:
Студент группы ЭУиПз-210
И.О. Фамилия
Руководитель:
Старший преподаватель
И.О. Фамилия
Кумертау 2009

Аннотация
Данная курсовая работа рассматриваетстатистический анализ бюджета РФ и РБ, где основными показателями являются доходыи расходы. Где доходы- это часть централизованных финансовых ресурсов государства,необходимых для осуществления его функций, а расходы это затраты, возникающие всвязи с выполнением государством, своих функций. Объем курсовой работы составил32 листа, в работе были использованы 14 источников, таких как: Ковалева А.М. Финансы.– М.: Финансы и статистика, 2001; Бабич А.М. Финансы, денежное обращение и кредит.М.: ЮНИТИ, 2002 и д.р.

План курсовой работы
 
Введение
1 Теоретические основы статистическогоизучения бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Основные показатели статистики бюджета
2 Экономико-статистический анализ формированияи использования бюджета РФ и РБ
2.1 Анализ бюджета РФ и РБ
2.2 Изучение вариации бюджета РФ и РБ
2.3. Анализ макроэкономических показателейРФ и РБ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
 
Финансы играют огромную роль,как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороныгосударства. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструментреализации государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.Как экономический инструмент хозяйствования, финансы способны активно влиять наобщественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых,распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное — воздействием финансовна материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организациифинансовых отношений. От степени обеспеченности руководящих органов информациейо состоянии всех звеньев финансового механизма в значительной мере зависят результатыуправления финансовыми процессами на всех уровнях экономики.
Основная часть информациио финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и регионов России сосредоточена ворганах государственной статистики. В последние годы в связи с крупными изменениямив экономике, наблюдается усиленный поиск новых подходов оценки финансового состояниярегионов. За последние десять лет статистические формы, характеризующие финансовоесостояние субъектов хозяйствования, изменялись практически каждый год, пытаясь охватитьи оценить различные стороны их деятельности. Поэтому исследование путей совершенствованиястатистической методики финансов в целом, представляется весьма актуальным.
Целью исследования являетсястатистический анализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Для достижения цели были поставленыи решены следующие задачи:
— изучить понятие и сущностьбюджета;
— рассмотреть статическийподход к анализу показателей бюджета;
— провести статический анализпоказателей бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Объектом исследования являютсяэкономические показатели доходов и расходов бюджета РФ и РБ.
Предметом исследования выступаетсовокупность экономических показателей доходов и расходов бюджета РФ и РБ.
В работе использованы трудыотечественных и зарубежных ученых в области статистики финансов, посвященные вопросамприменения математико-статистических методов их исследования, анализа развития финансовойсистемы.
Обработка исходной информациипроводилась с использованием ПЭВМ на базе пакетов прикладных программ «Excel».
Информационная база исследования.Информационную базу составили данные статистической отчетности.

1. Теоретическиеосновы бюджета и задачи статического изучения 1.1 Понятие и сущность бюджета
Центральноеместо в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система).В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия«бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
С развитиемобщества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета.
С сущностныхпозиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических(денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населениемпо поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образованияи использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворениянаиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находитразвитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст.6)с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходованияфонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления[2]. В этом случае бюджет интерпретируетсясо стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляетсядвижение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющихсуть этих процессов.
Бюджет какглавный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участниковбюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовойсистемы, всех участников хозяйственных связей.
В контекстеэтих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государствомкак важнейший инструмент финансового регулирования.
Бюджетноерегулирование — процесс распределения доходов и перераспределения средств междубюджетами разных уровнен в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемыйс учетом государственных минимальных социальных стандартов.
Таким образом,бюджет — это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежныхотношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованногофонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государстваи его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструментгосударственного регулирования.
Традиционнопод бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственномустройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальныхуровней.
Бюджетнаясистема представляет собой совокупность отношений, возникающих между различнымисубъектами в процессе: а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетоввсех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлениягосударственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного имуниципального долга; б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, ихутверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Бюджетнаясистема Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов. Всего в Российской Федерации 89 субъектов,из них: 21 республиканский бюджет в Составе Российской Федерации, 55 краевых и областныхбюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городскиебюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
— местные бюджеты.
Структурарасходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказываетрегулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональнуюструктуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке.
Под доходамибюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратномпорядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственнойвласти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Какуже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источниками способам их получения.
Доходы бюджетовобразуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущегогода.
Расходы бюджета,согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формированиерасходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах,нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственныхуслуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Бюджет субъекта РоссийскойФедерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средствв расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательствсоответствующего субъекта Российской Федерации.

1.2 Основные показатели статистики бюджета
Доходныеи расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификациейконкретного государства.
Доходыбюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимыхдля осуществления его функций.
Бюджетныедоходы — понятие более узкое, чем доходы государства, которые помимо средств бюджетавключают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а такжедоходы всего государственного сектора.
Главнымисточником доходов бюджета является национальный доход. В случае его недостаточностидля покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство. Основныеметоды привлечения национального дохода в бюджет — это специальные налоги и сборы,которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной властью.
Классификация доходов бюджета: - Налоговые доходы ( налоги на добавленную стоимость, акцизы, прочие налоги, сборыи др.)
— Неналоговые доходы (доходыот продажи земли и нематериальных ресурсов, административные платежи и др.)
— Безвозмездные перечисления(от государственных организаций, от государственных внебюджетных фондов и др.)
— Доходы целевых бюджетныхфондов (дорожные фонды, экологический фонды и др.)
Расходы бюджета представляютсобой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Существуюткритерии классификации расходов бюджета по:
— их влияниюна процесс расширенного воспроизводства — расходы подразделяются на текущие и капитальные;
— направлениюих использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения,обороны);
— ведомственномупризнаку, с помощью которого можно контролировать изменения в структуре расходов,связанных с происходящими в стране реформами системы управления;
— целевомупризнаку — расходы классифицируются по конкретным видам и направлениям затрат, иосуществляется анализ эффективности их использования;
— территориальному признаку,с помощью которого осуществляется сравнительный анализ развития отдельных регионови областей страны, их потенциала и мер, которые необходимо принять с целью оптимальноговыравнивания социально-экономических характеристик и синхронного развития всех регионов.
О масштабахперераспределительных процессов, происходящих при участии государства, свидетельствуетотношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Поскольку бюджетные отношенияимеют как вертикальный, так и горизонтальный характер (межотраслевой и межтерриториальный),то они характеризуются многообразием и наличием определенных взаимосвязей междубюджетами разных уровней.
Статистические данные, отражающиеструктуру бюджета, выполняют и контрольную функцию. С помощью последней определяетсяразмер количественных поступлений в доходную часть от институциональных единиц,относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы собственности.

2 Экономико-статистическийанализ формирования и использования бюджета РФ и РБ
 
По предварительнойоценке федеральный бюджет за январь-март 2009 года исполнен:
по доходам — в сумме 1 729,94 млрд. рублей, или 15,8% к общему объему доходовфедерального бюджета, утвержденному Федеральным законом “О федеральном бюджете на2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”;
по кассовомуисполнению расходов – 1 780,42 млрд. рублей,или 19,1% к уточненной росписи;
дефицит – (-)50,48 млрд. рублей;
первичныйпрофицит составил 13,39 млрд. рублей.
Доходыфедерального бюджета
Доходыфедерального бюджета за январь-март 2009 года в разрезе федеральных органов исполнительнойвласти — администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальныеобъемы администрируемых доходов:
Федеральнойналоговой службой – в сумме 734,22 млрд.рублей, что составило 14,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджетана 2009 год;
Федеральнойтаможенной службой – в сумме 655,04 млрд.рублей, что составляет 11,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджетана 2009 год;
Федеральнымагентством по управлению государственным имуществом — в сумме 5,04 млрд. рублей, или 8,2% к прогнозным показателямдоходов федерального бюджета на 2009 год;
Другимифедеральными органами – в сумме 335,63 млрд.рублей, или 98,8% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009год.
По состояниюна 1 января 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквивалентесоставил 4 027,64 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния – 2 584,49 млрд.рублей.
В январе2009 года от Центрального банка Российской Федерации поступил процентный доход запользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытыхв Центральном банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонданационального благосостояния в сумме 205,05 и 63,41 млрд. рублей соответственно.
В соответствиес приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2008 года №519 и от 5 ноября 2008 года № 540 средства Фонда национального благосостояния размещенына депозиты в Государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности(Внешэкономбанк)” в общей сумме 225,00 млрд. рублей. В январе 2009 года на счетпо учету средств Фонда национального благосостояния зачислены доходы от размещениясредств фонда на указанных депозитах во Внешэкономбанке в сумме 2,63 млрд. рублей.
В соответствиис приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года №24, от 10 февраля 2009 года № 44 и № 45, от 13 марта 2009 года № 137 в январе-марте2009 года средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит во Внешэкономбанкев сумме 32,10 млрд. рублей.
Во исполнениепостановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 955 “Опорядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2009 года приобретенаи зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда иностраннаявалюта на сумму 205,05 млрд. рублей.
Во исполнениепостановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 “Опорядке управления средствами Фонда национального благосостояния” в феврале 2009года приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Фонда национальногоблагосостояния иностранная валюта на сумму 26,92 млрд. рублей.
В марте2009 года Минфин России приступил к реализации распоряжения Правительства РоссийскойФедерации от 10 марта 2009 года № 271-р об использовании средств Резервного фондана обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В соответствии с приказомМинфина России от 10 марта 2009 года № 130 осуществлена продажа иностранной валюты,находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте завалюту Российской Федерации в общей сумме 600,00 млрд. рублей и произведено перечислениеуказанных средств на единый счет федерального бюджета.
В соответствиис постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 года № 805“О внесении изменений в Требования к финансовым активам, в которые могут размещатьсясредства Резервного фонда” в марте 2009 года средства Резервного фонда в размере5,55 млрд. рублей перечислены на пополнение резервной позиции Российской Федерациив Международном валютном фонде (далее – МВФ).
По состояниюна 1 апреля 2009 года часть резервной позиции Российской Федерации в МВФ, сформированнаяза счет средств Резервного фонда, составила 0,56 млрд. СДР, при этом курсовая разницаот переоценки указанных средств за январь-март 2009 года составила 2,40 млрд. рублей.
Курсовыеразницы от переоценки средств Резервного фонда и Фонда национального благосостоянияна счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-март 2009 года составили:
для Резервногофонда – 483,44 млрд. рублей,
для Фонданационального благосостояния – 265,18 млрд. рублей.
Таким образом,по состоянию на 1 апреля 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевомэквиваленте составил 4 117,67 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния –2 915,21 млрд. рублей.

Таблица1 — Оперативные статистические данные 2003 г., млрд. руб. 2004 г., млрд. руб. 2004 г. к 2003 г., в % ВВП 13201 16778,8 107,1
По оперативным данным Федеральнойналоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемыхФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 4564,1 млрд.рублей,что на 26,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 511,5 млрд.рублей и увеличилисьпо сравнению с предыдущим месяцем на 7,1%.
Основную часть налогов, сборови иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-сентябре 2009г.обеспечили поступления налога на доходы физических лиц — 25,8%, налога на прибыльорганизаций — 20,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги),реализуемые на территории Российской Федерации, — 19,5%, налога на добычу полезныхископаемых — 16,0%.
В январе-сентябре 2009г. вконсолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов4013,6 млрд.рублей (88,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 346,8млрд.рублей (7,6%), местных налогов и сборов — 77,7 млрд.рублей (1,7%), налоговсо специальным налоговым режимом — 122,9 млрд.рублей (2,7%).
В январе-сентябре 2009г. вконсолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектовРоссийской Федерации) поступило 1175,5 млрд.рублей налога на доходы физических лиц,что на 1,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2009г.поступление налога на доходы физических лиц составило 122,8 млрд.рублей, что на1,5% больше, чем в предыдущем месяце.

2.1 Анализ бюджета РБ
 
По данным Министерства финансов Республики Башкортостан на 1 ноября2009г. в консолидированный бюджет Республики Башкортостан поступило доходов в сумме95909,3 млн.рублей, из них доля налога на прибыль организаций составила 24,0%, налогана доходы физических лиц – 22,9%, налогов на имущество – 8,6%, налогов на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 7,6%, налогов на совокупный доход– 3,2%.
Расходыконсолидированного бюджета сложились в сумме 89341,2 млн.рублей, из них на финансированиеобразования было направлено 24345,2 млн.рублей (27,2%), национальной экономики –15088,9 млн.рублей (16,9%), жилищно-коммунального хозяйства – 11695,7 млн.рублей(13,1%), социальной политики – 10673,4 млн.рублей (11,9%), здравоохранения, физическойкультуры и спорта – 10120,2 млн.рублей (11,3%), национальной безопасности и правоохранительнойдеятельности – 3527,5 млн.рублей (3,9%).
Предприятиямии организациями (кроме сельскохозяйственных, малых предприятий, банков, страховыхи бюджетных организаций) за январь-октябрь 2009г. получена прибыль в сумме 47,7млрд.рублей или 44,9% к январю-октябрю 2008 г. Доля убыточных организаций составила20,1% (за январь-октябрь 2008г. – 12,8%), сумма убытка – 12,3 млрд.рублей (7,1 млрд.рублей).
Просроченнаякредиторская задолженность с начала года увеличилась на 7,1% и составила на 1 ноября2009г. 15,0 млрд.рублей (7,6% от общей суммы кредиторской задолженности). Обязательствапредприятий поставщикам составили 71,3% от просроченной кредиторской задолженности,долги в бюджет – 11,4%, задолженность в государственные внебюджетные фонды – 4,6%.Задолженность предприятий по полученным кредитам банков и займам увеличилась с началагода на 14,8%, просроченная задолженность – на 29,9%.
Просроченнаядебиторская задолженность составила 20,5 млрд.рублей (11,3% от общей дебиторскойзадолженности) и увеличилась с начала года на 12,8%. Большую часть ожидаемых платежейс истекшими сроками погашения (80,5%) занимают долги покупателей. Общая кредиторскаязадолженность превышает дебиторскую задолженность на 8,7%, просроченная дебиторскаязадолженность превышает просроченную кредиторскую на 36,6% (на 1 января 2009г. соответственнона 8,6% и 29,7%).
Доля оплатыза отгруженную продукцию (по обследуемым организациям-монополистам, осуществляющимсвою деятельность в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производствеи распределении электроэнергии, газа и воды) за январь-октябрь 2009г. составила95,2%, против 96,4% за январь-октябрь 2008г. В структуре расчетов преобладают расчетыденежными средствами (99,1% всей оплаченной продукции), незначительна доля взаимногозачета требований (0,7%) и расчетов векселями (0,2%).
По даннымНационального банка Республики Башкортостан на 1 ноября 2009г. задолженность покредитам, предоставленным кредитными организациями экономике республики, составила155,5 млрд.рублей, из них 26,1% приходится на предприятия, занятые в сфере обрабатывающихпроизводств, 13,6% — оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств,мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 7,8% — сельского хозяйства,охоты и лесного хозяйства, 3,0% — строительства, 1,3% — производства и распределенияэлектроэнергии, газа и воды, 0,6% — транспорта и связи. На долю долгосрочных кредитовприходилось 66,6% (на 1 января 2009г. – 67,6%).
Вклады населения в кредитных организациях республики на1 ноября 2009г. с учетом сберегательных сертификатов составили 91,3 млрд.рублей,увеличившись с начала года на 11,3%, из них в Башкирском отделении Уральского банкаСбербанка России – 45,4 млрд.рублей (на 11,7%). Средний размер вклада (включая инвалюту)в Башкирском отделении Уральского банка Сбербанка России с начала года увеличилсяс 5219 до 5727 рублей (средний размер рублевого вклада увеличился с 4726 до 5237рублей), остатки вкладов на душу населения (включая инвалюту) возросли с 10024 до11192 рублей (остатки рублевых вкладов увеличились с 9014 до 10166 рублей).
 2.2 Изучение вариации бюджетаРФ и РБ
Для изучения бюджета РФ иРБ были использованы статические данные следующих источников: Российский статистическийежегодник, данные государственного комитета по статистике РФ и РБ.
Для анализа денежных доходови расходов бюджетов субъектов РФ и РБ за полугодие произведены 1%-ая механическаявыборка, в результате которой получены следующие данные, тыс. руб. :
Таблица 2 — Исходные данныепо доходам и расходам РФ и РБ№ п/п Республика Башкортостан

п/п Российская Федерация Доход Расходы Доход Расходы 1 28,8 14,9 1 44,3 20,5 2 55,8 22,2 2 58,1 23,2 3 17,1 10,2 3 44,7 19,9 4 24 12,4 4 34,4 17,7 5 31,2 16,1 5 39,8 19,3 6 32,2 16,6 6 24,3 13,4 7 37,3 18,4 7 47,5 20,0 8 33,3 17,4 8 40,8 20,3 9 77,1 25,2 9 38,8 18,6 10 66,0 24,3 10 28,0 14,8 11 69 22,2 11 36,7 18,0 12 59,1 23,0 12 49,4 21,0 13 33,0 17,1 13 40,4 17,8 14 48,2 20,5 14 37,8 18,4 15 38,0 18,6 15 20,5 11,6

Для построения ряда распределенияпо признаку – денежный доход в среднем на одного члена произведём сортировку повозрастанию уровней, определяем наибольшее и наименьшее значения дохода. Затем изнаибольшего значения вычитаем наименьшее и разделив на пять, округляя в сторонуувеличения, получим длину интервала. Прибавляя последовательно к наименьшему значениюуровня денежного дохода в среднем на одного члена а величину интервала, получимпять интервалов (Наибольшее значение = 77,1; наименьшее значение = 17,1; длина интервала=12).
Признак – денежный доход всреднем. Число групп – пять.
Этапы анализа:
1. Строитсястатистический ряд распределения по признаку – денежный доход в среднем, образовав,пять групп с равными интервалами.
2. Строятсяграфики полученного ряда распределения. Графически определим значение моды и медианы.
3. Рассчитываютсяхарактеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднееквадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Вычисляем среднюю арифметическуюпо исходным данным, сравним её с аналогичным показателем, рассчитанным для интервальногоряда распределения.
Результат этих действийприведём в таблице 3.
Таблица 3 Статистическийряд распределения№ группы Интервал № п/п В среднем Количество в группе Денежный доход Расходы 1 17,1-29,1 3 17,1 10,2 6 30 20,5 11,6 4 24 12,4 21 24,3 13,4 25 28 14,8 1 28,8 14,9 2 29,1-41,1 5 31,2 16,1 13 6 32,2 16,6 13 33 17,1 8 33,3 17,4 19 34,4 17,7 26 36,7 18 7 37,3 18,4 29 37,8 18,4 15 38 18,6 24 38,8 18,6 20 39,8 19,3 28 40,4 17,8 23 40,8 20,3 3 41,1-53,1 16 44,3 20,5 5 18 44,7 19,9 22 47,5 20 14 48,2 20,5 27 49,4 21 4 53,1-65,1 2 55,8 22,2 3 17 58,1 23,2 12 59,1 23 5 65,1-77,1 10 66 24,3 3 11 69 22,2 9 77,1 25,2 Сумма 1198,90 553,6 30 Среднее значение 39,96 18,453
По данным таблицы 3 построимгистограмму:
/>
Рис 3 Структурный анализ доходови расходов РФ и РБ
Определим значения моды имедианы. Мода – есть величина признака (варианта), наиболее часто повторяющаясяв изучаемой совокупности. На гистограмме видно, что наиболее часто повторяется величинаденежного дохода в интервале 29,1 – 41,1 тыс руб. с таким денежным доходом 13. Длятого, чтобы точнее определить уровень дохода, наиболее часто повторяющийся среди, следует рассчитать моду, которая применяется для интервальных рядов распределенияс равными интервалами, по формуле:
/> (1)
где    хМо – начальное значениеинтервала, содержащего моду;
iМо – величина модальногоинтервала;
fМо – частота модального интервала;
fМо-1 – частота интервала,предшествующего модальному;
fМо+1- частота интервала,следующего за модальным.
Мо = 29,1 + 12× (13 – 6) / ((13 – 6) + (13 – 5)) = 34,7
/>
Для характеристики степениоднородности совокупности вычислим показатели вариации: дисперсию, среднее квадратическоеотклонение и коэффициент вариации и найдем среднее арифметическое.
Дисперсия вычисляется по формуле:
/> (2)
Следует иметь в виду, чтодисперсия – безразмерная величина и самостоятельного экономического значения неимеет. Дисперсия необходима для расчета среднего квадратического отклонения.

/> (3)
Расчет необходимых величиндля определения дисперсии и среднеквадратического отклонения от среднего значениясведем в таблицу П4.4
Таблица П4.4 — Расчет необходимыхвеличин для определения дисперсии и среднеквадратического отклонения от среднегозначения№ группы Интервал Середина интервала, Х Количество в группе, f f*X Отклонение от средней, х — хср Квадрат отклонения от средней, (х — хср)^2 (х — хср)^2 * f 1 17,1-29,1 23,1 6 138,6 -17,80 316,84 1901,041 2 29,1-41,1 35,1 13 456,3 -5,8 33,64 437,32 3 41,1-53,1 47,1 5 235,5 6,2 38,44 192,2 4 53,1-65,1 59,1 3 177,3 18,2 331,24 993,72 5 65,1-77,1 73,1 3 219,3 32,2 1036,84 3110,52 Сумма 237,5 30 1227 6634,8 Среднее арифметическое 40,90 Дисперсия 221,16 Среднее квадратическое отклонение 14,8 Вариация, % 36,36
Среднее квадратическое отклонениесвидетельствует о том, что в среднем все варианты отклоняются от средней арифметической(Хср = 40,90) на 14,8 при колебаемости дохода от 17,1 до 77,1.
Для характеристики степениколебаемости признака недостаточно знать среднее квадратическое отклонение в абсолютныхвеличинах. Необходимо выразить его в процентах к средней арифметической, т.е. вычислитькоэффициент вариации, по формуле:
V=s/xср*100=14,8/40,90*100=36,36% (4)
Коэффициент вариации свидетельствуето том, что колебаемость уровней дохода достаточно значительна.
Сделанная 1%-ная механическаявыборка показывает, что среднее арифметическое значение денежного дохода в выборкеравна для интервального ряда 40,90, для всей выборки в целом среднее арифметическоезначение денежного дохода равна 36,36. Столь значительное отклонение объясняетсятем, что середины интервалов не равны средним значениям в группе. Коэффициент вариацииэтого показателя составляет 36,36%, среднее квадратическое отклонение равно 14,8.
Связь между признаками – денежныйдоход и расходы. Определим наличие связи между денежным доходом и расходами методоманалитической группировки. Для этого рассчитаем среднее значение доходов и расходовв каждой группе.
Таблица П4.5 -Среднее значениедоходов и расходов№ группы Интервал № п/п В среднем Количество в группе Среднее значение доходов в группе Среднее значение расходов в группе Денежный доход Расходы 1 17,1-29,1 3 17,1 10,2 6 23,783 12,883 30 20,5 11,6 4 24 12,4 21 24,3 13,4 25 28 14,8 1 28,8 14,9 2 29,1-41,1 5 31,2 16,1 13 36,438 18,023 6 32,2 16,6 13 33 17,1 8 33,3 17,4 19 34,4 17,7 26 36,7 18 7 37,3 18,4 29 37,8 18,4 15 38 18,6 24 38,8 18,6 20 39,8 19,3 28 40,4 17,8 23 40,8 20,3 3 41,1-53,1 16 44,3 20,5 5 46,820 20,380 18 44,7 19,9 22 47,5 20 14 48,2 20,5
/> 27 49,4 21 4 53,1-65,1 2 55,8 22,2 3 57,667 22,800 17 58,1 23,2
/>12 59,1 23 Продолжение таблицы П4.5 5 65,1-77,1 10 66 24,3 3 70,700 23,900 11 69 22,2 9 77,1 25,2 Сумма 1198,9 553,6 30 235,408 97,986 Среднее значение 39,967 18,453 47,082 19,597
Сопоставляявозрастающие средние значения денежного дохода и расходов по группам видим, чтомежду фактором и результативным признаком имеется прямая связь.
Линейныйкоэффициент корреляции найдём по формуле:
/>

Вычисления сведём в таблицу П4.6№ а п/п Денежный доход, X Расходы Y XY X^2 Y^2 1 28,8 14,9 429,12 829,44 222,01 2 55,8 22,2 1238,76 3113,64 492,84 3 17,1 10,2 174,42 292,41 104,04 4 24 12,4 297,6 576 153,76 5 31,2 16,1 502,32 973,44 259,21 6 32,2 16,6 534,52 1036,84 275,56 7 37,3 18,4 686,32 1391,29 338,56 8 33,3 17,4 579,42 1108,89 302,76 9 77,1 25,2 1942,92 5944,41 635,04 10 66 24,3 1603,8 4356 590,49 11 69 22,2 1531,8 4761 492,84 12 59,1 23 1359,3 3492,81 529 13 33 17,1 564,3 1089 292,41 14 48,2 20,5 988,1 2323,24 420,25 15 38 18,6 706,8 1444 345,96 16 44,3 20,5 908,15 1962,49 420,25 17 58,1 23,2 1347,92 3375,61 538,24 18 44,7 19,9 889,53 1998,09 396,01 19 34,4 17,7 608,88 1183,36 313,29 20 39,8 19,3 768,14 1584,04 372,49 21 24,3 13,4 325,62 590,49 179,56 22 47,5 20 950 2256,25 400 23 40,8 20,3 828,24 1664,64 412,09 24 38,8 18,6 721,68 1505,44 345,96 25 28 14,8 414,4 784 219,04 26 36,7 18 660,6 1346,89 324 27 49,4 21 1037,4 2440,36 441 28 40,4 17,8 719,12 1632,16 316,84 29 37,8 18,4 695,52 1428,84 338,56 30 20,5 11,6 237,8 420,25 134,56 Сумма 1235,6 553,6 24252,5 56905,32 10606,62 Ср.зн. 41,19 18,45 808,42 1896,84 353,55 r= 0,946689
/>

Величина 0,947 показываетна очень сильную прямую связь между фактором и результативным признаками, т.е. расходыво многом зависят от доходов.
Ошибку выборки среднего денежногодохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности рассчитаемпо формуле:
/>= 72,25 (6)
По условию Ф(t)=0,954, тогда по таблице Лапласа находимt = 1,96. Среднеквадратическая ошибка выборкибудет равна />, тогда ошибка выборки D=1,96*1,232 =2,474. Следовательно, границы,в которых будет находиться средний уровень денежного дохода в генеральной совокупностибудут равны: 40,90-2,474 и 40,90+2,474, т.е. нижняя граница — 38,43, верхняя граница- 43,37.
Как изменится объём выборкипри той же вероятности, если ошибка среднего денежного дохода составит 3 тыс. руб.можно вычислить по формуле n=t2S2N/(D2N+t2S2), где N=30/0,01=3000 (7)
n=1,962*221*3000/(32*3000+1,962*221)=91
Таким образом, чтобы обеспечитьошибку среднего денежного дохода в генеральной совокупности равную 3 тыс. руб. необходимосделать выборку объёмом 91.
Для того чтобы определитьоценку существенности коэффициента корреляции необходимо найти расчетное значениеt-критерия Стьюдента:
/> (8)

По таблице критических точекраспределения Стьюдента (приложение 1) найдем tкр при уровне значимости α=0,01 и числе степеней свободы/>Так как />(12,52>2.76).Поэтому линейный коэффициент считается значимым, а связь между х и у – существенной.
Чтобы построить уравнениерегрессии, необходимо найти:
идентификацию параметров регрессии.
/> (9)
где, y– фактические (эмпирические) уровни ряда;
t– время (порядковый номер периода или момента времени).
/>
Вычислим параметры по формулам:
/>; (10)
/> (11)
/> />
Уравнение регрессии
ŷ = 18,45+0,015·х.                                        R2= 0,90
стандартная ошибка 271,4 0,05
t-критерия 16,01 -6,05
Проверка значимости параметроврегрессии.
/>, />. />, />. Так как />(16,01>2.76), то параметр
/>является значимым.
/>.Так как />(6,05>2,76), то параметр />является значимым.
Проверка значимости уравнениярегрессии в целом.
/>, />, />. />252. По таблице критических значенийкритерия Фишера ( приложение 2) найдем />. Так как /> (252>4,20) то для уровня значимости/> и числе степенейсвободы />, /> построенное уравнениерегрессии можно считать значимым.
Проведя анализ бюджетов РФи РБ можно сделать следующий вывод: для РБ в настоящее время не один из вышеприведенныхпоказателей нельзя отнести к стабильным, хотя в целом доходы бюджета за анализируемыйпериод характеризуются ростом. В связи с мировым кризисом доходы бюджета РФ сократились,а расходы увеличились, что привело к возникновению дефицита бюджета.
Таким образом, бюджет, являетсяведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую,так и политическую роль в любом современном обществе.
Бюджет РФ является важнейшимзвеном финансовой системы страны.

Заключение
Анализ экономики России запоследние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условияхважнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международногоопыта. Это – базирующая на реалистическом уровне государственных обязательств политикижесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (илиполное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитномрынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такаяполитика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижениюбезработицы, а, следовательно, и повышения уровня народного благосостояния. Государственныйбюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулированияфинансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществлениявластных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемыходной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию– фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджетпо отношению к осуществляемой властью экономической политике является производнымпродуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельнойроли не играет.
Таким образом, бюджет, объединяяв себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственныерасходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играеткак важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Профицитбюджета в предстоящие годы технически неизбежен, его наличие необходимо в силу общепринятыхправил: выплата основной части государственного долга (его погашение) относитсяне к категории “расходов” (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из “источниковпокрытия дефицита”. И наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммызаймов меньше сумм погашения долга.
То, что государственныйдолг падает – можно оценить как успех бюджетной политики. Но обеспечить синхронностьвыплат по долгу и должного размера профицита проблематично.
Было предложеносоздание финансового резерва со следующими целями:
- обеспечить сохранностьбюджетных остатков (возникших как результат неожиданных профицитов последних лет);
- обеспечить накоплениерезервов для платежей по долгу во время исполнения бюджета будущего года;
- позволить Правительствуза счет размещения средств финансового резерва или досрочных выплат по долгу оптимизироватьструктуру платежей.
Бюджет Российской Федерацииявляется важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессовпроизводства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджетпредставляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованногофонда денежных средств государства.
Федеральный бюджет долженстать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики ПравительстваРФ.
Важнейшая задача — обеспечитьего прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральныйбюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратитьсяв надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решитьназванные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, ПравительстваРФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центромэтой работы.
Проанализировав показателибюджета РБ и РФ видно, что наиболее часто повторяется величина денежного доходаимеет интервал от 29,1 до 41,1 тыс. рублей. Наиболее часто повторяющийся уровеньдохода составляет 34,7 тыс.рублей.
Списокиспользованной литературы
1 Акперов И.Г. Казначейскаясистема исполнения бюджета в РФ. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
2 Бабич А.М. Финансы,денежное обращение и кредит. М.: ЮНИТИ, 2002-с.92
3 Гаджикурбанов Д.М.Доходы бюджета: виды и методы их исчисления. – Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2003.– 196 с.
4 Гаджикурбанов Д.М.Межбюджетные отношения в условиях федерализма. – Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2005.– 144 с.
5 Годин А.М., МаксимоваН.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2003. –14 с.
6 Годин А.М., ПодпоринаИ.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. — М.: Прогресс- Академия,2004. –120 с.
7 Громыко Г.Л. Теориястатистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005 – 352с.
8 Гусаров В.М. Статистика:Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 228 c.
9 Дробозина Л.А. Финансы.– М.: ЮНИТИ, 2002. –109 с.
10 Ковалева А.М. Финансы.– М.: Финансы и статистика, 2001. –31 с.
11 О бюджете РеспубликиБашкортостан на 2006 г.: Закон Республики Башкортостан от 25 ноября 2005 г. N 234-З// Республика Башкортостан. – 2005. — №120 – С.1-3.
12 О федеральном бюджетена 2006 г.: Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ // Российская газета.– 2006. — №50 – С.11.
13 Романовский М.В.,Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2002. –151с.
14 Салин В.Н., Медведев В.Г., КудряшоваС.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. – М.: Дело,2007. – 336 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.