1. Сравнительныйанализ налоговых систем России и Японии
Налоговую системуобразуют совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых вустановленном порядке. Конечно же она должна быть по крайней мере ясной ичеткой. У А. Смита мы находим: «налог, который обязывается уплатить каждоеотдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срокуплаты, способ платежа, сумма платежа–все это должно быть ясно и четкоопределено для плательщика. Там, где этого нет каждое лицо, облагаемое даннымналогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов,который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика иливымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или взятку».
Другие требования–еёпростота и эффективность и самое главное это конечно справедливость (кто долженплатить и в каком количестве). Справедливость понятие сложное и поэтому вокругэтого вопроса идут постоянные трения. Согласно Машиной, величина процентныхставок к налогам делится на прогрессивные (чем выше доход–выше и процент наналоги), пропорциональные (единая ставка для всех субъектов) и регрессивные(чем выше доход–ниже и процентная ставка налогов) (4). С точки зрения тех, ктосчитает, что «налоги должны платить те, кто могут платить» прогрессивный налог самыйсправедливый, хотя он может и тормозить развитие предпринимательства.
Современная налоговаясистема (НС) развитых стран включает прямые и косвенные налоги. Среди прямыхналогов решающее значение имеет т.н. подоходный налог и налог на прибылькорпораций (корпорационный налог).
Подоходный налог(ПН)–один из важнейших личных налогов, взыскиваемых с дохода любого физическоголица. Может быть взимаем как с каждой части (индулы), так и со всейсовокупности дохода (глобальный). Вообще, для 80-х годов характернозначительное снижение ставок ПН, связанное с преобладанием в общем налогидругих статей и весьма популярной политикой правительств развитых стран. Хотя всреднем ПД составляет 30-40% от всех налоговых поступлений. Люди, стоявшие уистоков введения ПД очень ясно предвидели реакцию граждан–поэтому ПД снимаетсяеще до того, как заработанные деньги попадут в карман работника, а значит иуплата его проходит весьма безболезненно, все принимают его как данность.
Вторым по значению прямымличным налогом является налог на прибыль корпораций, берущий свое начало спервой мировой войны, им облагаются юридические лица по налоговой декларации. Яне нашел информации по России (м.б. он назван по другому), но во всем мире этотналог играет важную часть в местном и государственном бюджете.
Существует и налог насверхприбыль, которым облагается часть прибыли сверх определенных размеров.Мера эта, в основном, чрезвычайная, хотя им и в мирное время успокаиваютнекоторые монополии, например «Microsoft», за их весьма агрессивную политику. Среди прямых налогов действуют иналоги на прирост капитала, налог с наследства и дарений, поимущественный идругие.
Помимо прямых, важнуюроль играют косвенные налоги, которые представляют собой надбавки к ценесоответствующих товаров и услуг. Они существуют на данный момент в акцизах натовары и услуги частных предприятий, фискальные монопольные налоги и таможенныепошлины. Сейчас «входит в моду» универсальный акциз–налог на добавленнуюстоимость НДС. Объектом выступает часть стоимости товара, добавленной на каждойстадии производства или обращения, что составляет около 14%.
Фискальный монопольныйналог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которыхявляется монополией государства. Это могут быть табачные изделия, алкоголь,соль и многое другое.
Таможенные пошлиныпредставляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров черезгосударственную границу. Посредством механизма таможенных пошлин государствоможет весьма успешно ограничивать импорт тех или иных товаров–вести протекционискуюполитику, но когда государственные интересы попираются лоббирущимигруппировками, как в России, эта пошлина приобретает негативную функцию,способствую контрабанде товаров.
В настоящий момент налогиприобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулированияэкономической активности, оказывая посредством манипуляции налогов на прибыльвлияние на процессы накопление капитала.
Введеннаяс 1 января 1992 года новая налоговая система Российской Федерации включает 4группы налогов:
1.Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
2.Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ,национально-государственных и административных образований, устанавливаемыезаконами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
3.Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственнойвласти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
4.Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательныеместные налоги и сборы.
Составналогов и сборов может меняться по решению соответствующих органов. В настоящеевремя он определен законом «Об основах налоговой системы в РСФСР».
Кобщегосударственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам,относятся:
1.Налог на добавленную стоимость.
2.Акцизы.
3.Подоходный налог с банков.
4.Подоходный налог со страховой деятельности.
5.Налог с биржевой деятельности.
6.Налог на операции с ценными бумагами.
7.Таможенная пошлина.
8.Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий.
9.Подоходный налог с физических лиц.
10.Налоги и платежи за использование природных ресурсов.
11.Налоги на транспортные средства.
12.Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
Креспубликанским налогам и налогам национально-государственным и административно-территориальныхобразований относятся:
1.Налог на имущество предприятий.
2.Лесной доход.
3.Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных системи др.
Кместным налогам и сборам относятся:
1.Налог на имущество физических лиц.
2.Земельный налог.
3.Сбор за право торговли.
4.Налог на рекламу (до 5% от стоимости услуг по рекламе)
5.Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональныхкомпьютеров.
6.Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками.
7.Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.
8.Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты(по ставке до 0.1% от суммы сделки) и др.
Законы,приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют.Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несетналогоплательщик.
Впервою очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог наимущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого доходаили налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, послечего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги(налог на прибыль и др.).
Особенностиналоговой системы Японии
Особый интерес дляизучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляетналоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. Всовременном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда былапроведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа.
Остановимся на некоторыхаспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности инесколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.
В Японии функционируютгосударственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговыхпоступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счетместных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяетсячерез государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налоговв местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих города, поселки, районы,каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налоговявляется как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовыхресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечиваютосуществление общегосударственных функций.
Необходимо такжеотметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится нетолько на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высокадоля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют84% и неналоговые средства — 16%, местные органы управления имеют до четвертиненалоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участкови другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы отлотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остатокпредыдущего года.
Налоговая система Японии,характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый органтерриториального управления. Но все налоги страны зафиксированы взаконодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом.Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальномустановление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:
Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
Вторая — прямые налоги на имущество.
Третья — прямые и косвенные потребительскиеналоги.
Налоговая политика Япониипредусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов,районов, поселков и т.д. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемыхмуниципалитетами. Это предпринимательский, корпоративный муниципальный иуравнительный налоги.
Предпринимательскийналогначисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величинакаждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры.
Корпоративныймуниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов:префектурального и городского или соответственно городского и районного.Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставкадля префектурального налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитываетсяот суммы общенационального налога).
Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплатефиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен)определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капиталаюридического лица и числа работающих на нем, и распределяется между городом ипрефектурой в соотношении 4:1.
Прямые налоги надоходы физических и юридических лиц
Самый высокий доходгосударству приносят подоходный налог с юридических и физических лиц. Онпревышает 56% всех налоговых поступлений.
Значение налогана доходы физических лиц для государственного бюджета Японииогромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог попрогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того,есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этогосуществуют местные подоходные налоги.
Подоходным налогомоблагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободныхпрофессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды,проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы вЯпонии делятся на десять категорий:
1. Проценты по вкладам.
2. Дивиденды.
3. Доходы отнедвижимости.
4. Доходы отпредпринимательской деятельности.
5. Заработная плата.
6. Бонусы.
7. Выходные пособия,пенсии.
8. Случайные доходы.
9. Смешанные,разносторонние доходы.
10. Доходы от капитала.
Для большинства из них(кроме процентов и дивидендов) установлены налоговые льготы или освобождения отуплаты налогов. Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японииобязан уплачивать налог на проживание.
В деловой практике Япониичасто возникает вопрос о том, не слишком ли тяжелое налоговое бремя несетрядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, чтоподоходное налогообложение физических лиц предусматривает существенные льготы.
Основными налоговымильготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются “базоваяльгота” (необлагаемый минимум дохода налогоплательщика, равный 350 тыс.иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца. Крометого, такие виды доходов, как заработная плата, пенсии и выплаты социальногострахования имеют специальные налоговые освобождения. Министерство финансовЯпонии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщикапредоставляет пять льгот и освобождений.
Для исчисленияподоходного налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им изразных источников, а затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемыйминимум, устанавливаемый с учетом различных скидок (базисной, на иждивенцев, навзносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, нарасходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов,престарелых, вдов и т. д.).
Помимо адресных,персональных освобождений, которые широко применяются к налогооблагаемомудоходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложениюдоходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему поряду важных причин.
• С целью справедливогоналогообложения доходов разных категорий населения введена специальная скидка,уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяетсятолько в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своеготруда. Размер скидки равен сумме специально определяемых “персональныхрасходов” (personal expenses). Цель введения этой скидки —достижение равного для целей налогообложения положения лиц наемного труда содной стороны, и предпринимателей — с другой. Последние имеют возможностьсписывать часть своих личных расходов в “расходы бизнеса” (иначе говоря, насебестоимость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного трудадо введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управленияЯпонии, не соответствует критерию справедливости налогообложения). На практикеиспользовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшенияналогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%.
• Ряд специальныхинструкций позволял также разделить для целей налогообложения доходы отбизнеса. Объектом налогообложения выступает доход, получаемый за вычетом извыручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим “синюю”форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого доходастоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен.Кроме того, были разрешены “вычеты” (специальные снижения размеровналогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы,уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы,связанные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена(предпринимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый отбизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым отпродажи своего труда, как для лиц наемного труда (при условии, что фирма дляцелей налогообложения зарегистрирована как квазикорпорация). Система “двойногольготирования” была отменена в 1992 г., однако размер “специального вычета” изналогооблагаемой базы при условии заполнения “синей” формы налоговой декларациибыл в то же время увеличен до 350 тыс. иен.
• Специальные налоговыельготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разностороннихдоходов налогооблагаемая сумма уменьшается на 400 тыс. иен в год, если индивидимеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен,если трудовой стаж превышает 20 лет.
Доходы от капитала инедвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после вычетасумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредитыдля таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи сувеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которыхобусловлено какими-либо специфическими политическими целями.
• В налоговой системеЯпонии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье,предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене,и его рыночной стоимостью), предоставляемые получателям заработной платы ипредпринимателям, либо освобождаются от налогов вообще, либо облагаются частично.
• Семейные пары содинаковым годовым доходом в Японии платят различный подоходный налог взависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современнаяналоговая система Японии приветствует семьи, в которых работают оба супруга спримерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только одинсупруг, несут более тяжелое налоговое бремя.
Налог на прибылькорпораций вЯпонии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты.Национальная ставка налога составляет 33,48 %, префектуральная — 5 % отнациональной, т. е. 1,67 % от прибыли, и муниципальная — 12,3 % от национальнойставки, или 4,12 % от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данномуналогу составит около 40 % прибыли корпораций. Но в Японии предусмотрены ильготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой поданному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласномеждународным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объемпоступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходовнационального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того,прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность,поступающего в распоряжение префектуры
Налоги на имущество
Юридические и физическиелица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая в большинствеслучаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имуществаосуществляется 1 раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимоеимущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налогиуплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца кдругому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группеотносятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство,налог на ирригацию и улучшение земель.
Весьма сложным вопросом вналогообложении является оценка стоимости земельных участков. Со второйполовины 80-х годов в Японии начался резкий рост цены на землю, что неудивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этомуспособствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный периодвозник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком иЛондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира.Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличениеспроса на офисы для банков, различных международных компаний. Возросшая ценаземли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинаютпереоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказалисьне в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: поддороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.
Пропорционально стоимостивозрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим введенпорядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10%по сравнению с последней переоценкой.
Большое вниманиеуделяется в Японии налогообложению момента перехода имущественных прав отодного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегдабыли объектами налогообложения. Существуют две главные предпосылки дляобложения наследств и дарений.
Во-первых, такой налог напередачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних рукахи способствует более равномерному распределению ресурсов;
Во-вторых, введение этогоналога способствует пополнению бюджета.
Существуют две основныеформы обложения передаваемой собственности — дар и завещание.Соответственно в зависимости от момента передачи существуют два сходных налога— налог с наследства и налог с дарений.
Ставка налога нанаследование дополнительно увеличивается на 20 % для наследников, которые неявляются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка,включая эти добавки, не должна превышать 75 % фактической доли наследника.
Порядоккосвенного налогообложения в Японии
С 1 апреля 1989 года вЯпонии вступила и силу новая система налогообложения. Относительно уменьшенопрямое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов.
Среди потребительскихналогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. Всередине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до5%.
Существенное пополнениебюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачныеизделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии,акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание вгорячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, ростоммеждународного разделения труда, разделением транснациональных монополий,изменением структуры внешней торговли роль таможенных пошлин как источникадоходов после второй мировой войны постоянно снижается. Уровень таможенныхпошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годовсоставлял 20% и более.
Необходимо отметить исуществование специальных налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельностьфондовых бирж и операции с ценными бумагами.
Центральным звеномреформы налоговой системы стало введение нового косвенного потребительскогоналога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего посвоей сути налог на добавленную стоимость (value—addedtax). Налог уплачивается на различныхстадиях производства и реализации товаров, но облагается им лишь добавленнаястоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства иреализации имеет важное значение:
1. Четко ограничиваютсявсе элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержкипроизводства;
2. В процессе расчетов поналогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торговогокапитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
3. Государству поступаютдоходы еще до реализации товара населению — единственному и конечномуплательщику полной суммы налога.
Налог на добавленнуюстоимость(VAT) вызвал недовольство у японскогонаселения, т. к. он обременителен для трудящихся и чреват инфляционнымипоследствиями.
Налоги на потреблениенаряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являютсяважнейшим источником поступлений в бюджет страны.
Введение налога надобавленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общийрынок. НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны посравнению с другими налогами.
При расчете налога надобавленную стоимость используется четыре метода его определения:
1. прямой аддитивный, илибухгалтерский;
2. косвенный аддитивный;
3. метод прямоговычитания;
4. косвенный методвычитания, или зачетный метод по счетам.
Наибольшеераспространение получил четвертый метод расчета налога на добавленнуюстоимость. На практике его использование не требует определения собственнодобавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам(затратам и произведенной продукции).
Ставка потребительскогоналога составляет 3% (кроме автомобилей, при продажах которых до 1992 г. применялся 6-процентный налог), сумма налога включается в продажную цену товара. Налогомоблагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную исбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется толькос суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработкиили продвижения к потребителю.
Потребительский налограспространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получательимпортного груза. Экспортные операции освобождаются от обложения налогом: в этопонятие включаются экспорт товаров, международные транспортные ителекоммуникационные услуги, ремонт иностранных судов и т. д.
2. Особенности налогооблажения прибылистраховых организаций
Налогообложение страховыхкомпаний, а точнее страховых операций, с развитием страхования в Россиистановится одним из важных направлений реформирования для государства.
Наибольшие дискуссии внаучной литературе вызывает налогообложение прибыли страховых компаний, потомучто в законодательстве существуют разночтения при определении сроков налоговогоучета прибыли и создания страхового резерва в соответствии со страховыминормативами и налоговыми актами.
Правильно исчислитьфинансовый результат деятельности страховых организаций довольно сложно из-заследующих факторов:
— срок действиябольшинства страховых договоров превышает сроки отчетного и налогового периода,вследствие чего большая часть ответственности страховщика по действующимдоговорам приходится на будущие периоды, выходящие за рамки отчетного иналогового периода;
— доходы страховыхструктур для их налогового учета в виде всей суммы страхового взноса по каждомудоговору, причитающейся к получению, признаются на дату возникновенияответственности страховой структуры перед страхователем по заключенномудоговору, вытекающему из условий, вне зависимости от порядка уплаты страховоговзноса, указанного в соответствующем договоре;
— имеются затруднения восуществлении контроля за реальными денежными потоками[1].
Страховые организациираздельно учитывают доходы и расходы по договорам страхования, сострахования иперестрахования.
Особенностиналогообложения страховых организаций регулируются финансово-правовыми нормамичастей первой и второй Налогового кодекса.
Нормативные правовые актырегулируют как порядок формирования доходов страховых организаций(страховщиков) и их расходов для целей налогообложения, так и порядокналогообложения выплат страхователям по договорам страхования, а также порядокформирования расходов страхователей в связи со страхованием.
Налоги, уплачиваемыестраховыми компаниями, можно подразделить на следующие основные группы:
1) налоги, уплачиваемые сприбыли (доходов): налог на прибыль (доход), налог на доходы от капитала;
2) налоги, взимаемые свыручки от оказания страховых услуг:
налог на пользователейавтомобильных дорог, сбор за использование наименования «Россия»;
3) налоги с имущества:налог на имущество страховых компаний, сюда же можно отнести налог с владельцевтранспортных средств;
4) платежи за природныересурсы: земельный налог;
5) налоги с фонда оплатытруда: единый социальный налог, налог на нужды образовательных учреждений,транспортный налог, сбор на содержание милиции, пожарной охраны иобразовательных учреждений;
6) налоги, уплачиваемые ссуммы произведенных затрат: налог на рекламу;
7) налоги на определенныйвид финансовых операций с ценными бумагами;
8) налоги с выручки отоказания нестраховых услуг и реализации имущества: налог на добавленнуюстоимость;
9) налоги со стоимостиисковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.
Источниками уплатыналогов в федеральный бюджет являются: для налога на добавленную стоимость — увеличение цены товара (работ, услуги), для платы за землю, госпошлины и транспортногоналога — себестоимость, для налога на прибыль — балансовая прибыль, для налогана операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» — чистая прибыль.
Источниками уплатыналогов в региональный (налог на имущество предприятий, налогов напользователей автодорог и с владельцев транспортных средств) и местный бюджеты(налог на рекламу, сбор на содержание милиции, пожарной охраны иобразовательных учреждений) являются финансовые результаты деятельностистраховых компаний.
Страховые компании несутответственность за соблюдение налогового законодательства, котораяподразумевает правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплатыпричитающихся с них налогов.
Налоговый учетдоходов
Доходы, которые страховыеорганизации отражают в налоговом учете, условно можно разделить на две группы.Первая группа — доходы, связанные с производством и реализацией (ст. 249 НКРФ), и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Такие доходы отражаются в общеустановленномпорядке. Вторая группа — доходы от страховой деятельности, упомянутые в статье293 Налогового кодекса, которые учитываются в особом порядке. К ним, вчастности, относятся:
страховые премии (взносы)по договорам страхования;
вознаграждения заоказание услуг страхового агента, брокера;
вознаграждения,полученные страховщиком за осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачузаключений об оценке страхового риска, а также за определение причин, характераи размеров убытков при страховом событии;
вознаграждения и тантьемыпо договорам перестрахования;
вознаграждения отстраховщиков по договорам сострахования;
суммы возмещенияперестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным вперестрахование;
суммы процентов на депопремий по рискам, принятым в перестрахование;
доходы от реализацииперешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством праватребования страхователя к лицам, ответственным за причиненный ущерб;
суммы санкций занеисполнение условий договоров страхования, признанные должником добровольнолибо по решению суда;
суммы возврата частистраховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае их досрочногопрекращения.
Как правило, страховыеорганизации используют в налоговом учете метод начисления. В этом случае дляразных видов страхования предусмотрен различный порядок признания страховыхпремий (взносов).
Так, по страхованиюиному, чем страхование жизни, включая добровольное медицинское страхование(ДМС), страховой взнос, причитающийся к получению, признается на датувозникновения ответственности страховой организации перед страхователем.Порядок его уплаты, указанный в договоре, значения не имеет[2].
А по договорамдолгосрочного страхования жизни доход в виде части страхового взноса признаетсяв момент возникновения у страховой организации права на получение очередногострахового взноса согласно договору.
Суммы вознаграждения за услугипо страхованию признаются доходом для целей налогового учета на дату ихоказания. Это следует из пункта 3 статьи 271 Кодекса.
Остальные доходы,перечисленные в статье 293 НК РФ, являются внереализационными. Это суммыуменьшения (возврата) страховых резервов, доходы от реализации перешедшего кстраховщику права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам,ответственным за причиненный ущерб, а также суммы санкций за неисполнениеусловий договоров страхования, признанные должником добровольно либо по решениюсуда.
При методе начисленияуказанные доходы учитываются в порядке, установленном пунктом 4 статьи 271 НКРФ. Так, суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных впредыдущие отчетные периоды, признаются в последний день отчетного (налогового)периода. Доходы от реализации права требования, перешедшего к страховщику отстрахователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб,учитываются на дату вступления в законную силу решения суда или на дату письменногосогласия виновного лица возместить убытки.
При кассовом методедоходы признаются на дату их поступления. Это предусмотрено пунктом 2 статьи273 НК РФ.
Налогообложение резервов страховых организаций
Страховые организацииобязаны формировать страховые резервы для выполнения своих обязательств передстрахователями, как того требует пункт 26 Закона № 4015-1 Об организациистрахового дела в Российской Федерации. Суммы отчислений в такие резервыотносятся к внереализационным расходам по страховой деятельности[3].
Так, резервы пострахованию иному, чем страхование жизни, формируются по Правилам формирования страховыхрезервов, утвержденным приказом Минфина России от 11.06.2002 №51н. Согласнопункту 11 Правил страховщик при составлении бухгалтерской отчетностирассчитывает страховые резервы на конец отчетного периода. Резервнезаработанной премии в данной ситуации принимается равным величине начисленнойстраховой премии по договору[4].На ту же дату суммы отчислений в страховые резервы учитываются и для целейналогового учета[5].Конечно, при условии, что на эту дату по данному договору у страховщикавозникла ответственность перед страхователем.
К доходам страховойорганизации в целях налогообложения прибыли относятся доходы в виде страховыхпремий по договору страхования. Эти доходы признаются на дату возникновенияответственности страховщика перед страхователем по заключенному договору.
При определении налоговойбазы налогоплательщики, использующие метод начисления, не учитывают доходы ввиде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от другихлиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг)[6].Таким образом, отраженные в бухгалтерском учете страховые взносы по договору, вкотором предусмотрено, что ответственность у страховщика наступает позднее датыначисления страховой премии (взносов), будут признаны доходом для целейналогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором этаответственность возникнет. Соответственно тогда же будут признаны расходами дляцелей налогообложения прибыли и отчисления в страховые резервы по данномудоговору. Поясним сказанное на примере страховой организации, которая формируетрезерв незаработанных премий.
Страховые организациимогут формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансированиямероприятий по предупреждению наступления страховых случаев. Основание — статья26 Закона № 4015-1. При этом необходимо помнить, что формирование такогорезерва не связано с выполнением страховщиком страховых обязательств. Поэтому с2002 года на суммы отчислений в данный резерв не распространяются особенностиопределения расходов страховых организаций для целей налогообложения прибыли,установленные статьей 294 НК РФ.
Но имеется рядособенностей по некоторым видам страхования. Пунктом 6 Указа Президента РФ от07.07.92 № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» расходы пофинансированию мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты илиповреждения застрахованного имущества на транспорте признаны обязательными. Всвязи с тем, что перечень расходов, признаваемых для целей налогообложенияприбыли, открыт, перечисленные средства из указанного выше резерва могут бытьучтены страховыми организациями в составе внереализационных расходов всоответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Налоги и другиеобязательные платежи, уплачиваемые страховыми организациями указаны вприложении. Однако рассмотрим подробно основные налоги, взимаемые со страховыхорганизаций.
3. Единый социальный налог
1. Единыйсоциальный налог в соответствии с Налоговым кодексом РФ относится к:
а) федеральнымналогам;
б)региональным налогам;
в) местнымналогам.
2. Внастоящее время в РФ в отношении единого социального налога используетсяследующий метод налогообложения:
а)пропорциональный;
б)прогрессивный;
в) регрессивный;
г)равномерный.
3.Плательщиками ЕСН являются:
а)организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическимлицам:
б) не являющиесяиндивидуальными предпринимателями физические лица, производящие выплаты другимфизическим лицам;
в)индивидуальные предприниматели и адвокаты;
г) всевышеперечисленные.
4* Выплатыпо следующим основаниям подлежат обложению ЕСН:
а)государственные пособия;
б) суммыстраховых платежей по обязательному страхованию работников;
в) выплатыработникам по договорам гражданско-правового характера, предметом которыхявляется выполнение работ;
г) выплаты поавторским и лицензионным договорам.
5. При определенииналоговой базы налогоплательщиками работодателями не учитываются следующиевыплаты:
а) выплатыза счет прибыли, оставшейся в распоряжения организации после уплаты налога наприбыль;
б) выплаты,относимые к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль;
в) выплаты вформе частичной оплаты товаров, предназначенных для работников.
6. Вернымутверждением в отношении порядка исчисления налоговой базы по ЕСНналогоплательщика — работодателями является следующее:
а) налоговаябаза исчисляется суммарно по всем работникам по каждому отчетному периоду;
б) налоговаябаза исчисляется по истечении каждого месяца суммарно по всем работникам сначала налогового периода нарастающим итогом;
в) налоговаябаза исчисляется по истечении каждого месяца по каждому работнику с началаналогового периода нарастающим итогом;
г) налоговаябаза исчисляется по каждому работнику по каждому отчетному периоду.
7. УплатаЕСН осуществляется;
а) отдельнымиплатежными поручениями в каждый из фондов;
б) отдельнымиплатежными поручениями по каждому работнику без распределения по фондам;
в) отдельнымиплатежными поручениями по каждому работнику в каждый из фондов;
г) единымплатежным поручением.
8. Суммыуплаченной в бюджет ЕСН организация относит:
а) наувеличение фонда оплаты труда;
б) наувеличение расходов организации связанных с производством и реализацией;
в) за счетприбыли после налогообложения;
г) за счетдоходов физических лиц-работников организации.
9. УплатаЕСН физическими лицами (не индивидуальными предпринимателями), осуществляющими выплаты другимфизическим лицам, производится:
а) за счетуменьшения выплат в пользу физических лиц;
б) за счетдоходов физических лиц, в пользу которых осуществлены выплаты;
в) непроизводится вообще;
г) за счетдоходов физических лиц, производящих выплату.
10*. Изперечисленных ниже выплат выберите те, на которые одновременно начисляется ЕСНи НДФЛ:
а) оплаченыпособия по временной нетрудоспособности;
б) выплаченакомпенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;
в)предоставлены комплексные обеды;
г) оплаченыбилеты в аквапарк.
11. Единыйсоциальный налог в налоговой системе РФ относится к:
а) федеральнымналогам;
б)региональным налогам;
в) местнымналогам.
12. Датойполучения дохода в целях начисления ЕСН признается:
а) датаначисления дохода;
б) датавыплаты дохода физическому лицу;
в) датаполучения денег в банке на оплату труда.
13. Единымсоциальным налогом облагаются следующие государственные пособия:
а) пособие побезработице;
б) пособие побеременности и родам;
в) пособие повременной нетрудоспособности;
г) ни одноиз вышеперечисленных.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодексРоссийской федерации (части 1 и 2): Официальный текст. – М., «ИздательствоЭЛИТ», 2007г.
2. Мещерякова О.В.Налоговые системы развитых стран мира: Учебник. – М.: «Правовая культура»,2007г.
3. Черник Д.Г.,Налоги: Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2006г.
4. Пансков В.“Узловые проблемы совершенствования налогообложения (снова об ускоренииналоговой реформы и ее завершения)”. // РЭЖ. – 2005г.
5. Пансков В.Г.«Налоги и налоговая система РФ»: Учебник, изд. «Финансы и статистика», 2006г.
6. Попонова Н.А.,Нестеров Г.Г. «Организация налогового учета и налогового контроля», Учеб.пособие, М. Эксмо 2006г.
7. Александров И.М.Налоги и налогообложение: Учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2008г.
8. Журнал«Финансовый контроль» №5 май 2007г.
9. Тихоцкая И.С. Налоговая системаЯпонии. — М.: ИВ РАН, 2005