Министерствообразования и науки Украины
Севастопольскийнациональный технический университет
ФакультетЭкономики и менеджмента
КафедраЭкономики и маркетинга
РЕФЕРАТ
подисциплине «Финансы»
на тему
Современнаяфинансовая политика Украины
Выполнила: студентка гр. ЭП-31д
Князева Е.И.
Проверила:
Котряга Т.П.
Севастополь
2008
Содержание
Введение
1. Сущность, состав и типы финансовойполитики
1.1 Сущность финансовой политики
1.2 Составляющие финансовой политикии типы финансовой политики
1.3 Финансовый механизм, его роль вреализации финансовой политики
2. Современная финансовая политикаУкраины
2.1 Регламентирование финансовыхотношений
2.2 Состав и структура финансовойсистемы Украины
2.3 Пути совершенствования финансовойсистемы Украины и механизма ее функционирования
Заключение
Список использованных источников
Введение
С провозглашениемполитической и экономической независимости Украины встал вопрос о созданиинациональной финансово-кредитной системы. Дело в том, что финансовая икредитная системы, которые функционировали в Украине на то время, выражалиэкономические отношения бывшей советской политической и хозяйственной системы, аих центральные учреждения находились за границами украинского государства. Нельзябыло осуществлять ни политические, ни экономические преобразования, обеспечить национальныйполитический и хозяйственный суверенитет без формирования и развития национальнойфинансовой, денежной и кредитной системы. Актуальность темы. Надежная финансоваясистема является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночнойэкономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Этасистема является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающейего повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основномцентрализованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующейв соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самоеважное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежнаяфинансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичныйи вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годывопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственнойфинансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однакоединства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупныеэкономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуши Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В тоже время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определениефискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другиепредставители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л.Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя ихкак изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения,направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национальногопродукта. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущностии структуры современной финансовой политики Украины и тенденции ее развития.Цель исследования определяет постановку следующих задач:
— раскрытие основныхзвеньев финансовой политики;
— рассмотрениегосударственного бюджета Украины;
— выявить основной принципформирования финансовой политики государства. При написании работы были использованыследующие источники информации:
— монографические статьи;
— учебники и учебныепособия;
— журналы периодическойпечати;
— всемирная сетьИнтернет.
1 Сущность, состав итипы финансовой политики
1.1 Сущностьфинансовой политики
Финансовая политика — одна из важнейших частей экономической политики. Онапроявляется в использовании государственных финансовых ресурсов, регулированиидоходов и расходов, формировании и исполнении госбюджета, в налоговомрегулировании, в управлении денежного обращения, в воздействии на курснациональной валюты. Функционирование финансовой системы направлено на решениеконкретных задач, которые стоят перед обществом. Этим задачам предназначаются и организация финансовых отношений вобществе, и процессы движения и размещения финансовых ресурсов иценообразование на них, и пропорции между их централизацией и децентрализацией,и порядок формирования, распределения и перераспределения доходов, инаправленность затрат отдельных субъектов предпринимательской деятельности,граждан и государства, и структурное соотношения между отдельными сферами извеньями финансовой системы, и характер взаимоотношений между ними, и пропорциимежду индивидуальным и общественным потреблением. При этом возможно практическибесконечное число вариантов организации финансовых отношений и финансовойдеятельности, из которых необходимо выбрать именно тот, который больше подходитданной стране в данное время. Выбор этих вариантов и составляет основуфинансовой политики, проводимой государством. Финансовая политика – комплексмероприятий, которые осуществляются государством в границах данных ему функцийи полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования ифинансовых институтов, граждан и непосредственно государства с целью разрешенияопределенных задач и достижения поставленных целей. Она направлена на обеспечениеэффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсовгосударства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественногобогатства. Финансовая политика отображает субъективную сторону функционированияфинансов. Сами по себе финансы и финансовая система являются объективнымиявлениями. Они существуют независимо от воли отдельных субъектов финансовыхотношений. Субъектом составления финансовой политики является государство влице высших органов власти и управления и основных финансовых органов –Министерства финансов и центрального банка, а субъектами реализации –финансовые органы и институты. При этом формирование финансовой политикивключает концептуальное определение направлений и мероприятий этой политики спозиций решения поставленных задач социально-экономического развития (высшиеорганы власти и управления) и разработку конкретных мероприятий относительнореализации поставленных задач (Министерство финансов и центральный банк). Свое конкретноевоплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовыймеханизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой системуустановленных государством форм, видов и методов организации финансовыхотношений. С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансовогопланирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, системуфинансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей,государственные банковские и финансовые резервы. Также финансовый механизм можнопредставить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньевфинансовой системы:
· функционированиебюджетного механизма
· механизм функционированияфинансов предприятий, учреждений и организаций
· механизмфункционирования внебюджетных фондов
· механизмфункционирования местных финансов
· функционированиестрахового механизма
· механизмфункционирования финансового рынка
1.2 Составляющиефинансовой политики и типы финансовой политики
Финансовая политикарассматривается в широком и узком понимании. В широком смысле она отражает всестороны функционирования финансов и охватывает монетарную (денежно-кредитную) ифискальную политики. Монетарная политика представляет собой комплекс действий имер в сфере денежного рынка. Ее механизм основывается на предложении денег и ихстоимости как финансовых ресурсов. Фискальная политика характеризует действиягосударства относительно централизации части произведенного ВВП и ееобщественного использования. Она осуществляется путем проведения различныхметодов мобилизации государственных доходов и распределения этих средств поотдельным направлениям государственных выдач. Именно фискальная политикасоставляет основу финансовой политики в ее узком смысле. Основными целями фискальнойполитики являются:
· сглаживаниеколебаний экономического цикла;
· стабилизация экономическогороста;
· достижениевысокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Одновременно фискальнаяполитика более широка, поскольку включает также политику в сферах фондового истрахового рынков и международных финансов. Фискальную политику можно условноразделить по двум направлениям — на налоговую и бюджетную. Налоговая политикахарактеризует деятельность государства в сфере налогообложения – установлениевидов и соотношения налогов, определение плательщик и подходов к ним, установление ставокналогообложения, предоставление налоговых льгот. Она отображает как потребностигосударства в деньгах, так и влияние налогов на деятельность предприятий играждан. Бюджетная политика представляет собой деятельность относительноформирования бюджета государства, его балансирования, распределение бюджетныхсредств. В зависимости от структуры бюджетных выдач эта политика может иметьсоциальную, экономическую или военную направленность. Финансовая политика всферах фондового и страхового рынков характеризуется действиями государстваотносительно развития и регулирования, создания соответствующих гарантийклиентам страховых компаний и институциональных инвесторов. Поскольку указанныефинансовые институты являются самостоятельными коммерческими структурами,государство может воздействовать на них, как и на другие субъектыпредпринимательской деятельности, только посредством регуляторной политики. Финансоваяполитика в сфере международных финансов связана с налаживанием отношенийгосударства с международными организациями и финансовыми институтами, членствов которых является добровольным. С одной стороны, оно предусматривает членскиевзносы, а с другой – возможность получения финансовой помощи. Сущность политикисостоит в определенности относительно участия в этих организациях и институтах.Важной частью финансовой политики является долговая политика государства. Онаначинается с определения соотношения между налоговыми и заемными финансами.Первые основываются на формировании доходов бюджета за счет налогов иобязательных платежей, а вторые – на использовании в определенных границахгосударственных займов. Долговая политика определяет границы и условиягосударственного займа, соотношение между его формами, между кредиторамигосударства, а также порядок и механизм погашения государственного долга. Дееспособностьфинансовой политики в значительной мере определяется согласованностью еесоставляющих. И монетарная и фискальная, и налоговая и бюджетная, и политикафинансового рынка и долговая политика государства должны быть направлены в однусторону. Только скоординированная и согласованная политика может датьпозитивные результаты. Финансы представляют собой единый организм, в которомвсе составляющие довольно тесно взаимосвязаны, а поэтому просчеты в каком-либонаправлении ведут к негативным последствиям. Финансовая политика независимо отпродолжительности периода, на который она рассчитана, и характера задач,которые решаются, включает финансовую стратегию и финансовую тактику. Причемони тесно взаимосвязаны. Стратегия определяет сущность и направление тактики. Всвою очередь, тактические возможности ограничивают выбор стратегии, т.к.неразумно определять стратегические цели и задания, для разрешения которыхнедостаточно нужных тактических средств. Одновременно следует сделать ударениена том, что только финансовая политика, которая основывается на объединении ивзаимосвязанности стратегии и тактики, их единства и подчиненности, может бытьуспешной. Финансовая политика, которая не имеет стратегических ориентиров, асостоит лишь в разрешении тактических задач, имеет ограниченный характер и, какправило, малоэффективна. Главным субъектом финансовой политики являетсягосударство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансовогоразвития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящийпериод, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленныхзадач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовуютактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития ипредусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенныхэкономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решениезадач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм иметодов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансоваястратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегииследует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный роствалового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такиецели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции,укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику. Финансовая политика какспецифическая область человеческой деятельности относится к категориямнадстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует теснаявзаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическимиотношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняяобусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основеэкономического базиса, финансовая политика обладает определеннойсамостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этогоона оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияниеможет быть различно: в одних случаях посредством проведения политическихмероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других — оно тормозится. При выработке финансовой политики следует исходить изконкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапаразвила общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,реальные экономические и финансовые возможности государства. Своевременноеизменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента,назревших потребностей экономического развития дает возможность в болеекороткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи. Немаловажнымтребованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдениекомплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е. согласованиемероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентациина выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а такжеобеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики- финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы. Финансоваяполитика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ейспецифическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнениюзадач, поставленных экономической политикой. Министерство финансов Украины, накоторое возлагается разработка финансовой политики, подготавливает несколько еевариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный вариантпредставляется в правительство для рассмотрения и одобрения. Многовариантностьрасчетов, учет множества факторов, использование метода «наложения» финансовыхмероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозированиерезультатов при выработке концепции финансовой политики требуют широкогоиспользования математического моделирования, электронно-вычислительной техники.Необходимым условием является также наличие обширной, достоверной информации осостоянии дел в экономической и социальной сферах. Учитывая сложностьразработки политики, косца приходится рассматривать многообразные, нередкопротиворечивые тенденции экономического развития, использовать различныеспособы изучения экономических процессий и явлений, применять выводы теории кконкретным жизненным обстоятельствам, классики политической экономии определялиполитику как искусство. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизацияфинансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностейразвития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создатьблагоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большоевнимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий впользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовыхресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использованияфинансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественногопроизводства, а также их концентрации на главных направлениях экономического исоциального развития. В процессе выработки финансовой политики определяютсяпринципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешновыполнить вышеперечисленные задачи. Финансовая политика играет важную роль вразвитии производительных с рациональном их размещении по территории страны.Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ,сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики,стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованностивсех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
1.3 Финансовыймеханизм, его роль в реализации финансовой политики
Для реализации финансовойполитики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляетсобой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемыхобществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического исоциального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методыорганизации финансовых отношений, способы их количественного определения. Структурафинансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы,соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественностьфинансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов,форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство влице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательногоизучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов,задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределенияобщественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений,предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использованиягосударственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использованияфинансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования,нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений(налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различныхвидов, форм и методов финансовых отношений. В зависимости от особенностейотдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер извеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовыймеханизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а такжемеханизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая изэтих сфер включает, отдельны структурные звенья. Например, механизмгосударственных финансов подразделяется на бюджетный и механизмфункционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делениемможно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. Прирассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия наобщественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизацияресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звенофинансового механизма являются составной частью единого целого. Онивзаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируютотносительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимостьпостоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязкасоставных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма являетсяважным условием его действенности. Сферы и звенья финансового механизмаотличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например,для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличиеразнообразных направлений использования средств и методов финансирования. Напредприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формамиденежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды.В страховых организациях широко развита система резервных фондов. Сочетаниеэлементов финансового механизма — форм, видов, методов организации финансовыхотношений образует «конструкцию финансового механизма», котораяприводится в движение путем установления количественных параметров каждого егоэлемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровнярасходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определенияявляются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаютсякорректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач,стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способыраспределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством,корректировались ставки налогов и др. Деятельность государства в областифинансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленныхнорм. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организациифинансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективовпредприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгуюфинансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовойполитики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику ифинансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях,когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важнообеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительноесостояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозитобщественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваютсяиздержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируяфинансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полноесоответствие требованиям финансовой политики того иного периода, что являетсязалогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянноестремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельныхэлементов с личными и коллективными интересами, что является залогомэффективности финансового механизма.
2 Современнаяфинансовая политика Украины
2.1 Регламентированиефинансовых отношений
Функционированиефинансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которыехарактеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование,планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается вразработке и принятии законодательных актов из финансов. Эта функция полагаетсяна органы государственной власти. Финансовое планирование заключается вразработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление.Основной финансовый план — бюджет государства — утверждается законодательно.Функции организации финансовой деятельности в стране полагаются на органыгосударственного управления и непосредственно на Министерство финансов иЦентральный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит впервую очередь от четких, согласованных и согласованных действий этих органов.Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежныхпотоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операцийи тем самым правильное направление действия финансового механизма. В управлениифинансовым механизмом важным является один аспект: на что должно быть нацеленоего функционирование? На то, чтобы с его помощью решать те или другие проблемы,которые периодически возникают в обществе, на то ли, чтобы их не возникало?Конечно, финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы испособствовать их решению. И все же главная его цель заключается в том, чтобыне допускать зарождение, а тем более, заострение проблем. Особое место вфинансовом механизме занимает финансовое право – совокупность юридических форм,регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансовогозаконодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовыхдокументов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательныеакты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерствафинансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные свыполнением задач и функций государства, а также образованием и использованиемфинансовых ресурсов. Финансовое право, как и другие элементы финансовогомеханизма динамично. Развитие финансового законодательства происходит путемупорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовымвопросам.
2.2 Состав и структурафинансовой системы Украины
Финансоваяполитика государства — это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовыхресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовоммеханизме государства. Финансовое положение страны характеризуется рядомпоказателей:
· ВНП или НД(национальный доход) — главные источники финансовых ресурсов
· Объеминвестирования
· Темпы обновленияосновных фондов
· Ростпроизводительности труда
· Жизненный уровеньнаселения
· Дефицитгосударственного бюджета. Должен быть не более 3 %.
Финансовая системахарактеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособностиприходится повышать государственный долг. Финансовая политика стабилизациивключает в себя:
1) Остановить инфляцию:
В 1995 году произошлорезкое падение инфляции:
· январь — 18, 5 %;
· февраль — 2 %;
· март — 2, 8 %.
· Идеал — 20 % вгод (примерно 1 — 2 % в месяц).
2) Снижение дефицитабюджета до 3 %
3) Государственный долг — до 1/2 ВНП.
К финансовой политикепримыкает денежно-кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики — отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачиЦентробанку кредитов (эмиссии). Задачи финансовой стабилизации:
· стабильные цены(инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где онаравна примерно 1, 8 % в год;
· дефицит бюджетане более 2 — 3 % от ВНП;
· государственныйдолг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.
В процессе работыгосударство решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политикадолжна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики всовременных условиях являются:
1) проведение мероприятийпо переводу предприятий на рыночные отношения;
2) преодоление кризисногосостояния финансов и оздоровление денежно — кредитной системы;
3) комплекс мер посоциальной защите населения.
В условиях перехода крыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
— разумная приватизациягосударственного сектора;
— дальнейшее развитиеантимонопольной политики;
— совершенствованиедействующей налоговой системы;
— финансовое обеспечениеконверсии;
— развитие финансовогорынка;
— ликвидация бюджетногодефицита;
— сокращение внутреннегои внешнего долга;
Выделение форм финансовыхотношений характеризует относительное отдаление отдельных составных финансов.Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как илюбая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанныхэлементов, которые имеют однородные признаки. Существуют особенности, связанныес формой собственности или отраслевой спецификой. Однако, они не настолько существенны,чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенностивлияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть. Сферагосударственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Онавключает такие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, фондыцелевого назначения, финансы государственного сектора. Сфера международные финансыотображает обменную и перераспределительную функцию на мировом рынке и включаеттри направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических,гуманитарных организаций; международные финансовые институты. Сфера финансовогорынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара.Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеномфинансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретнойсфере. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовыхотношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делаетпредпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждомуровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними. Особенно актуальнымдля Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,ученых и практиков к финансам домохозяйств. Таким образом, это звено финансовойсистемы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который являетсяобъектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой,но недостаточно исследованной отечественной литературе. Состав и структурадоходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов являетсясвидетельством, прежде всего уровня экономического развития государства. Построениеэффективной финансово-кредитной системы, которая бы позволили субъектам малогои среднего предпринимательства (МСП) иметь доступ к финансовым ресурсам,определяется как один из приоритетов государственной политики и сферепредпринимательства. Характерной чертой современного этапа создания такойсистемы является изменение в понимании места и роли государства в этомпроцессе. Если в предыдущие годы государство рассматривалось как главныйисточник финансовых ресурсов для такой поддержки, то сегодня оно занимаетактивную позицию, свойственную именно государству, то есть создает условия дляразвития соответствующих схем и учреждений. Исходя из этого, существенноизменилась и роль Украинского фонда поддержки предпринимательства. Из фонда,который рассматривался и частично выступал как непосредственнофинансово-кредитное учреждение, он трансформируется в организацию,осуществляющую финансовое обеспечение государственной политики развитияпредпринимательства в соответствии с утвержденными программами. ДеятельностьУФПП в сфере финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства определяетсядействующими законодательными актами, регламентируется «Положением опорядке использования Украинским фондом поддержки предпринимательства средств,предусмотренных на развитие предпринимательства в Украине» и касаетсятаких направлений:
· финансовоеобеспечение реализации мероприятий Национальной программы содействия развитиюмалого предпринимательства в Украине;
· финансоваяподдержка отдельных программ и проектов отечественных товаропроизводителей наконкурсной основе через уполномоченный банк;
· мониторингвыполнения программ и проектов, анализ эффективности использованияинвестированных средств;
· внедрение новыхформ финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
· содействиеразвитию небанковского финансово-кредитного сектора.
Главным документом,обеспечивающим реализацию государственных идеологических принципов в отношениипредпринимательства и определяющим конкретные действия в сфере финансовойполитики УФПП, является Национальная программа содействия развитию малогопредпринимательства в Украине. Цель Национальнойпрограммы заключается в создании надлежащих условий для реализацииконституционного права граждан Украины на предпринимательскую деятельность,повышении их благосостояния путем привлечения широких слоев населения к такойдеятельности. Ожидаемыми результатамиреализации Национальной программы являются ускорение развития малогопредпринимательства, использования его потенциальных возможностей для решенияэкономических и социальных проблем, содействие структурной перестройкеэкономики, увеличение количества малых предприятий, укрепление экономическойбазы регионов, позитивное влияние на решение проблем безработицы, насыщениерынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами, развитиеинфраструктуры поддержки предпринимательства. В Законе Украины о Национальнойпрограмме № 2157-ИИИ от 21.12.2000 определены ее основные направления ипредусмотрено, что мероприятия по ее реализации ежегодно утверждаются КабинетомМинистров Украины, а объем их бюджетного финансирования утверждается ВерховнойРадой Украины в Законе о Государственном бюджете Украины на очередной год.Главным распорядителем средств, которые выделяются на реализацию мероприятийНациональной Программы, является Государственный комитет Украины по вопросамрегуляторной политики и предпринимательства. Главным организатором выполнениябольшинства мероприятий является Украинский фонд поддержки предпринимательства.Национальная программа — это комплекс мероприятий, в реализации которых могутпринимать участие государственные и местные органы власти, объединенияпредпринимателей и субъекты инфраструктуры, такие как бизнес-центры,бизнес-инкубаторы, профильные бизнес-ассоциации, аналитические центры,консалтинговые, лизинговые и другие организации. Эти мероприятия касаютсяосновных составляющих государственной политики в сфере предпринимательства, иименно в этих направлениях используются государственные средства:
· развитиерегиональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
· реализациясоциально направленных программ;
· внедрениеобразовательных программ и мероприятий, направленных на повышение бизнес-культуры;
· консультационная,информационная, ресурсная и финансовая поддержка субъектов малогопредпринимательства.
В соответствии с ЗакономУкраины «О закупке товаров, робот и услуг за государственныесредства» реализация мероприятий Национальной программы содействияразвитию малого предпринимательства в Украине, связанных с закупкой УФППтоваров, работ или услуг, осуществляется путем проведения тендеров. Объявленияоб очередных тендерах размещаются в журнале «Вестник государственныхзакупок». Выполнение мероприятий, связанных с финансированием субъектовмалого предпринимательства, УФПП проводит путем конкурсного отбора, с цельюобеспечения объективности и прозрачности этого процесса. Объявления о текущихконкурсах публикуются в газете «Урядовий кур'ер». Осуществляяфинансирование проектов и программ за счет выделяемых государством средств,УФПП проводит системный мониторинг внедрения этих мероприятий и изучениесоциально-экономической эффективности от их реализации. При этом УФПП ставитперед собой такие целые:
· обеспечитьсвоевременное, целевое и рациональное использование государственных средств;
· проанализироватьрезультаты использования этих средств с точки зрения возрастания объемовпроизводства и реализации продукции, увеличения поступлений в бюджеты разныхуровней, дополнительного создания рабочих мест, экономического и социальногозначения для региона, приобретенного опыта для будущей деятельности;
· стимулировать идисциплинировать предпринимателей, воспитывать в них ответственное отношение квыполнению своих финансовых и иных обязательств по договорам, деловуюответственность, приверженность принципам предпринимательской этики.
Все это позволяет вконечном результате определить общий вклад УФПП в поддержку развитияпредпринимательства в следующих аспектах:
· упрощение субъектампредпринимательской деятельности доступа к финансовым ресурсам;
· сохранение существующихи создание новых рабочих мест;
· увеличение объемовпроизводства и реализации продукции и, соответственно, увеличение удельноговеса продукции, производимой малыми предприятиями, в валовом внутреннемпродукте;
· расширение налоговойбазы и, тем самым, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней;
· предотвращение ухода в теневой бизнес и выведение из него субъектов предпринимательства;
· содействие повышениюбизнес-культуры и квалификации предпринимателей, получению ими опыта длябудущей деятельности.
2.3 Путисовершенствования финансовой системы Украины и механизма ее функционирования
Становление финансовой системыУкраины происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя ещепреждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ,основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системыгосударственных финансов, банковских, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительныхи инвестиционных компаний. Среди экономистов преобладает мнение, что создание эффективнойбюджетной системы является чуть ли не главной целью рыночной реформы в Украине.Она должна охватить проблемы собственно бюджетного процесса, структуры поступленийи расходов, бюджетного дефицита и способов его финансирования. Хотя за последниедва года и имели место определенные позитивные сдвиги, бюджетный процесс все ещехарактеризуется непрозрачностью, значительным параллелизмом и отсутствием четкогоразделения полномочий и обязанностей между законодательными и исполнительнымиорганами. Эта проблема еще более заострилась из-за недавних событий намеждународном рынке капитала, которые негативно повлияли на украинский кредитно-валютныйрынок, усложнив финансирование бюджетного дефицита. В условияхтрансформационной экономики Украины основными направлениями финансовойполитики, направленной на совершенствование финансовой системы Украины,являются:
1. Совершенствованиефинансового законодательства и права
2. Преодоление таких формфинансового кризис, как:
— неуправляемаягосударственная задолженность страны (общий государственный долг примерно равенВВП, внешняя задолженность 12,5 млрд. долл.,
внутренняя – 40 млрд.грн.)
— банкротство
— преодоление скрытогодефицита местных бюджетов, удельный вес которых уже при планировании этихбюджетов составляет 60-70%
— преодоление кризисанеплатежей, сумма которых на 1.10.2001 превысила 450 млрд. грн. т.е. около 4ВВПпри допустимых границах – 35%ВВП
3. Создание на качественноновой основе такого организационно-
экономического механизмауправления финансами, при котором гармонично
сочетались бы такиеблоки управления как:
— управление финансами наобщегосударственном уровне
— управление финансами науровне предприятий, учреждений и организаций
— управление финансами всистеме внешнеэкономической деятельности Украины
4. Разработка и утверждениеналогового и бюджетного кодекса Украины (устойчивого и не требующего доработоки поправок)
5. Повышениеэффективности всего финансового механизма и, прежде всего таких его элементовкак:
— финансовоезаконодательство и право
— управление финансами
— финансовое планирование
— финансовый контроль
— финансовоерегулирование
— нормативная база
— и т.д.
6. Отладка механизмавзаимоотношений предприятий, учреждений и организаций с бюджетной системой,внебюджетными фондами, банковской системой и т.д.
7. Децентрализациябюджетной системы
8.Созданиецивилизованного механизма финансовой поддержки предпринимательской деятельностии прежде всего предприятий, занятых в производственном секторе.
9. Усиление роли финансовв Украине. Создание эффективного механизма ее ВЭД.
Эксперты Всемирного банка(ВБ) считают, что для эффективного функционирования финансовой системы в Украиненеобходимо предпринять следующие меры:
— повысить эффективностидеятельности банков путем их укрупнения;
— привести законодательныенормы Украины в соответствие с международными нормами и требованиями ЕвропейскогоСоюза по вопросам о финансовой и административной ответственности руководителейи акционеров финансовых учреждений за качество управления компаниями;
— отказаться от использованиянеденежных форм расчетов, ввести жесткую фискальную дисциплину, отменитькартотеки, усилить
— процедуру банкротства.
Заключение
В любом обществегосударство использует финансы для осуществления своих функций и задач,достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целейиграет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизньобеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перец обществом; она выступаетактивным орудием воздействия на экономические интересы. Финансовая политикаесть материализованная в финансовые решения и в практику, осознанная государствоми обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостоянияобщественного и частного капитала. Делается это через объективно присущуюфинансам функцию распределения и перераспределения вновь создаваемой стоимости,выраженной в денежной форме. Содержание финансовой политики заключается вследующих звеньях: выработка научно-обоснованныхконцепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов,всестороннего анализа состоянии развития хозяйства, перспектив развитияпроизводительных с производственных отношений, потребностей населения;
Определение основных направленийиспользования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достиженияпоставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываютсямеждународные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; Осуществлениепрактических действий, направленных на достижение поставленных целей. Единствотрех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективнафинансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е.ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с темнереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основныхконцепций и направлений использования финансов без подкрепления ихпрактическими действиями государства. В зависимости от длительности периода ихарактера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовуюстратегию и финансовую тактику. Стратегия и тактика финансовой политикивзаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решениятактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемыразвития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов,форм организации финансовых связей, позволяет в белее сжатые сроки снаименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовойстратегией. Финансовая политика как специфическая область человеческойдеятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическимбазисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансоваяполитика порождается экономическими отношениями; общество не свободно ввыработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другойстороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансоваяполитика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы илогика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику,состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаяхпосредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условиядля развития экономики, в других — оно тормозится. При выработке финансовойполитики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должныучитывать специфику каждого этапа развила общества, особенности как внутренней,так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможностигосударства. Своевременное изменение финансовой политики на основе учетаособенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развитиядает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящиеперед страной задачи. Финансовая политика, являясь формой экономическойполитики, призвана присущими ей специфическими способами и методамисодействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономическойполитикой. Министерство финансов Украины, на которое возлагается разработкафинансовой политики, подготавливает несколько ее вариантов. Они подвергаютсяэкспертной оценке. Наиболее оптимальный вариант представляется в правительстводля рассмотрения и одобрения. Многовариантность расчетов, учет множествафакторов, использование метода «наложения» финансовых мероприятий наконкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов привыработке концепции финансовой политики требуют широкого использованияматематического моделирования, электронно-вычислительной техники. Необходимымусловием является также наличие обширной, достоверной информации о состояниидел в экономической и социальной сферах. Учитывая сложность разработкиполитики, косца приходится рассматривать многообразные, нередко противоречивыетенденции экономического развития, использовать различные способы изученияэкономических процессий и явлений, применять выводы теории к конкретнымжизненным обстоятельствам, классики политической экономии определяли политикукак искусство. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизацияфинансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностейразвития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создатьблагоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большоевнимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий впользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовыхресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использованияфинансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественногопроизводства, а также их концентрации на главных направлениях экономического исоциального развития. В процессе выработки финансовой политики определяютсяпринципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешновыполнить вышеперечисленные задачи. Финансовая политика играет важную роль вразвитии производительных с рациональном их размещении по территории страны.Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ,сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики,стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованностивсех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Строительствонезависимого государства невозможно без создания собственной финансово-денежнойсистемы. При ведущей роли Национального банка Украины в направлениидемонополизации производства с целью улучшения существующих экономическихотношений сформирована широкая сеть банковских учреждений. Введена национальнаяденежная единица. Однако демонополизация финансовой системы, невиданно быстроерасширение сети коммерческих банков происходило стихийно, без надлежащей законодательнойбазы и надежного контроля со стороны государства. В результате сфера банковскойдеятельности создала условия для многочисленных злоупотреблений. Постоянный выпускне подкрепленных реальными товарами денег (эмиссия) на протяжении 1992-1995 г.г.приобретает неуправляемый характер и приводит к гиперинфляции. Силовые методымонетарной политики 1996-99 г.г. в условиях непрекращающегося спада производстваприводят к кризису неплатежей, хроническим невыплатам заработных плат и пенсий.Показателем кризиса системы государственных финансов стала деформация налоговойсистемы. Колоссальное количество и размеры платежей в конечном итоге приводили,с одной стороны, к искусственному сворачиванию производственной и коммерческойдеятельности, а с другой – к тенезации экономики. Большое количествокоммерческих структур всячески уклонялись от уплаты налогов, скрывали доходы.Не помогало и формирование многотысячной армии налоговых инспекторов,обязательное введение кассовых аппаратов. Финансовая сфера государствапродолжает находиться в кризисном состоянии. Его преодоление возможно только приусловии целого комплекса рыночных реформ, призванных обеспечить вхождение Украиныв состав развитых государств мира. В заключении можно сказать, что только прикомплексном подходе к проблеме совершенствования финансовой системы Украины можнодобиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированнуюфинансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.
Список использованныхисточников
1. Активные методы изучение курса«Деньги, кредит, банки». Научно-практическое пособие / Под общ. ред. П.В.Егорова. – Донецк: ДонГУ, «КИТИС», 2000. – 140 с.
2. Волкова Н.И. Деньги, кредит, банки.Учебное пособие. – Донецк.: ДонГУ, «КИТИС», 2000. – 286 с.
3. Волкова Н.И., Герасименко Р.А., ЧашкоТ.А. Управление банковской деятельностью: Учебно-практическое пособие / Подобщ. ред. П.В.Егорова. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2003. – 338 с.
4. Карлин М.И. Финансовая системаУкраины: Науч. учеб.– К: Знания, 2007. – 324с. – (Высшее образование ХХІстолетия)
5. Карлин М.И. Финансы Украины насоседних государств: Науч. учеб. – К: Знания, 2007. – 589с. – (Высшееобразование ХХІ столетия)
6. Карлин М.И. Государственные финансыУкраины: Науч. учеб. – К: Знания, 2008. – 348с. – (Высшее образование ХХІстолетия)
7. Ковальчук С.В., Форкун И.В. Финансы:Науч. учеб… – Львов: „Новый Мир — 2000”, 2006. – 568с.
8. Пасечник Ю.В. Бюджетная системаУкраины: Науч. учеб. – К.: Знания – Пресс, 2006. – 607с.- (Высшее образованиеХХІ столетия)
9. Семко Т.В. Грошi та кредит у схемах iтаблицях: навч. посiбник для студ. вищих навч. закладiв / Т.В. Семко, М.В.Руденко. – К.: Центр навч. л-ри, 2006. – 157 с.
10. Шелудько В.М.Финансовый рынок: Учебник. – К.: Знания, 2006. – 535с.
11. Финансы: Учебник длявузов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2001.
12. Задоя А.О., ТкаченкоІ.П. “Структура та функції сучасного фінансового ринку”// Фінанси України№5,1999.
13. Павлюк К.В. “Фінансові ресурси держави. Монографія.”, — Київ: Ніос, 1998.
14. Василик О.Д.Теорiя фiнансiв: Пiдручник.- К.:HIOC. – 2000.
15. Финансы/ Под ред.проф.А.М.Ковалёвой. – М.: Финансы и статистика,1998.
16. Амбарцумов А.А.Экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
17. Большойэкономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институтновой экономики, 1998.
18. Заблоцький Б.Ф.и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національногобанку України, 1997.
19. Камаев В.Д.Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
20. Прусова Л.Г.Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес- об’ява», 1998.
21. Василин О.Д.Державнi фiнанси Украйни // Ф.У.,-1997-№5-С.5
22. Опарин В.В.Финансовая система: теоретические основы и практические аспекты ее разработки наУкраине //Ф.У.,-1998-№9
23. Шокун В.В.Финансовая система страны: состояние и направления реформирования//Э.У.,-1997-№1-с9