СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы государственных расходов
1.1 Понятие и классификация государственных расходов
1.2 Уровень, структура и динамика государственныхрасходов
1.3 Эффективность государственных расходов
ГЛАВА II. Анализ государственных расходов, осуществляемых вреспублике Молдова
2.1 Система государственных расходов в РеспубликеМолдова
2.2 Анализ динамики государственных расходов вРеспублике Молдова на современном этапе
Глава III. Пути совершенствования политики в областигосударственных расходов в республике Молдова
3.1 Зарубежный опыт совершенствования процессарасходования бюджетных средств
3.2 Методы оптимизации государственных расходов сцелью повышения темпов экономического роста в Республике Молдова
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Государственные расходы — непрерывное использованиегосударством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных государственныхпредприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законамио бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерстви ведомств и уставами организаций. Размер расходов государства определяется егозадачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планахгосударства.
В нынешних условиях существования рынка и предпринимательствагосударственные расходы находятся в определенном соотношении с расходамикоммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственныхорганизаций. Это соотношение определяется экономической политикой РеспубликиМолдова, осуществляющей проведение экономических реформ. Содержание и структурагосударственных расходов определяются программами Республики Молдова и темиконкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категориибюджета — представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнениемгосударством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, наоснове которых происходит процесс использования средств централизованного фондаденежных средств государства по различным направлениям.
В нынешних условиях правительство ведет интенсивную работу пореализации концепции совершенствования системы управления бюджетнымисредствами. В основу концепции закладывается решение следующих задач:
— удержать экономику от спада производства;
— обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимопредпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основыпроведения экономических реформ;
— стимулировать инвестиционную активность, добиватьсяувеличения доли накопления в национальном доходе;
— сократить непроизводственные расходы бюджета нагосударственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
— создать систему действенного финансового контроля заэффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
— усилить контроль за величиной государственного долга.
Через государственные расходы бюджет выступает важныминструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышенияэффективности производства. Для регулирования экономики должна активноиспользоваться политика в области расходов путем применения соответствующегомеханизма.
Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются засчет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себяответственность перед ними за выполнение определенных функциональныхобязательств.
Цель данной курсовой работы является изучение теоретическихоснов расходов государственного бюджета, а также путей совершенствованияпроцесса расходования бюджетных средств в Республике Молдова.
В соответствии с поставленной целью задачи дипломной работызаключаются в:
— рассмотрении классификации и содержания расходовгосударственного бюджета;
— анализе основных направлений расходования средств бюджета
— рассмотрении путей совершенствования процесса расходованиябюджетных средств в Республике Молдова.
При написании работы изучена теоретическая и информационнаябаза данной темы, а также нормативно-правовая база бюджетной политики нашегогосударства.
Глава IТеоретические основы государственных расходов
1.1 Понятие и классификация государственных расходов
Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений,связанных с использованием средств государственного бюджета.
Государственные расходы — одна из сторон финансовойдеятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежныхсредств в государственный фонд. Независимо от источников поступления всерасходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяютсяв соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размергосударственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными вэтих программах.
В условиях рынка государственные расходы находятся в определенномсоотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иныхнегосударственных организаций. Это соотношение определяется экономическойполитикой государства, уровнем благосостояния населения, размерамигосударственного сектора в экономике и другими факторами.
Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетнойклассификацией видов расходов.
Организация государственных расходов основана на следующихпринципах:
— Принцип целевого использования средств;
— Безвозвратность государственных расходов;
— Соблюдение режима экономии.
Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты,возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевогоиспользования средств означает, что расходы финансовых ресурсов изгосударственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификациейв размерах.
Классификация расходов бюджетной системы включает:
Ø классификацию расходов пофункциональному признаку;
Ø классификацию расходов поэкономическому содержанию;
Ø классификацию расходов по ведомственномупризнаку;
/>схема классификации государственныхрасходов
Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкойрасходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию напроцесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие икапитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средствюридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходывключают затраты на государственное потребление (содержание экономической исоциальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства,закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходыгосударственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентовпо государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основномсоответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущихрасходов и доходов.
Под капитальными расходами бюджетов, понимается частьрасходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность,включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновьсоздаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционнойпрограммой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций),средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные целиюридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного)ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы,при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся всобственности, государств и их регионов, другие расходы бюджета, включенные вкапитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификациейрасходов бюджетов того или иного государства
Ведомственная классификация расходов государственного бюджетаявляется группировкой расходов государственного бюджета и отражаетраспределение бюджетных средств по главным распорядителям средствгосударственного бюджета.
Функциональная классификация расходов бюджетов являетсягруппировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства иотражает направление бюджетных средств на выполнение основных функцийгосударства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовыхактов, принятых органами государственной власти, на финансированиеосуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровнямвласти.
В мировой практике используются различные виды классификацийрасходов, такие как: министериальная (ведомственная), предметная (отраслевая),экономическая, смешанная (комбинированная).
При министериальной классификации расходы группируются поминистерствам (ведомствам), а затем внутри министерств разносятся поуправлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такаяклассификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств,характер расходов.
В случае предметной классификации расходы распределяются по отраслямхозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие ихотраслевому характеру (например, просвещение: школы начальные, школы второйступени, высшие учебные заведения и т. д.). Предметная классификация намногореальнее отражает цели расходов, поэтому она почти не встречается в чистойформе, а сочетается с другими видами.
Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов похозяйственным признакам или производственным элементам (капитальные вложения,заработная плата, субсидии, дотации и т. д.).
Смешанная классификация строится на определённом сочетанииведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составлениеокончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой изадминистративных единиц — по предметам расходов. Возможна и группировкабюджетных расходов по предметам, а затем по сметам отдельных ведомств. Наконец,расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованиемведомственного и предметного принципов в вертикальном и горизонтальномнаправлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболеепопулярна.
Все вышеперечисленные виды классификаций расходов являютсяклассическими, в последнее время в бюджетной практике возникли новыеклассификации, такие как: целевая классификация, классификация пофункциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.
Целевая классификация основывается на разделении расходов всоответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими исоциальными целями или программами.
Классификация по функциональным признакам основывается на концепциигосударственных финансов, которая рассматривает государственные средства какинструмент политики правительства. Группировка расходов производится всоответствии с основными функциями государства (социальные расходы,здравоохранение, обеспечение занятости, развитие и содержание транспорта и связи,внутренние дела и оборона). Эти расходы подразделяются по отдельным категориямзатрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и т. д.
Классификация по финансовым признакам предполагает, что расходыподразделяются на безвозвратные, временные, условные.
Классификация по политическим признакам делит расходы на нейтральныеи активные.
1.2 Уровень, структура и динамика государственных расходов
Динамика госрасходов — это колебания объема государственныхрасходов, в результате воздействия определенных факторов.
Факторы, определяющие динамику государственных расходов:
— Экономическое развитие страны. Если страна находится наэтапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие,расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы,представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоевнаселения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.)оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенныерасходные статьи.
Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее,чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их ростуболее сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов поотношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны,они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например,положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходовпенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономиигосударственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительнойперспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальныхпрограмм, – это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходовимеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличииполитической воли, решительности правительства, а также дополнительнойобщественной поддержке.
— Человеческое развитие. Вложения в развитие человека — важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получениекраткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивогоразвития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования,здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитыхстран.
Базой для планирования расходов на человеческое развитие являютсядемографические и социальные показатели — численность населения и отдельных егокатегорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольногои школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различнымгруппам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами — контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душунаселения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Есличисло получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.
— Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологииведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит иновых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новыхвидов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат накопирование информационных продуктов. В результате перед производителями островстала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечиватьгосударство.
За счет государственного бюджета финансируются такие проекты,которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национальногопрестижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологияхвоенного назначения, исследовании космического пространства. В странах,являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержкинаучно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик иудельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.
— Институциональные и политические факторы. Государственныерасходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях смеждународными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимовносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменениюрасходов государства.
Государственные организации по своей природе являютсябюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередьзависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясьпрофессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел иотстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услугхуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.
Находящиеся у власти политические силы также могут отстаиватьповышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в периодпредвыборной кампании, когда действующее руководство может использоватьрасширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.
— Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайныхситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства врегулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственныерасходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.
Структура государственных расходов
— Общегосударственные вопросы.
По указанному разделу отражаются расходы на:
— функционирование главы государства. Отражаются расходы насодержание главы государства, аппарата советников, Полномочных представителей главыгосударства, аппарата Управления делами главы государства, обеспечение визитовделегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам вслучае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.
— функционирование законодательных (представительных) органовгосударственной власти и местного самоуправления. Отражаются расходы насодержание законодательных (представительных) органов государственной власти иместного самоуправления.
— функционирование правительства, высших органов исполнительнойвласти, местных администраций.
— Судебная система. Отражаются расходы на содержание конституционных(уставных) судов, их аппаратов, а так же расходы на развитие судебной системы.
— обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенныхорганов и органов надзора в этих сферах. Отражаются расходы на содержание иобеспечение деятельности министерств, служб и агентств.
— проведение выборов и референдумов. Отражаются расходы, связанные сподготовкой и проведением выборов, эксплуатацией и развитием средствавтоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также расходына содержание Центральной избирательной комиссии, территориальных (районных,городских и других) комиссий.
-международные отношения и международное сотрудничество. Отражаютсярасходы на содержание и обеспечение деятельности дипломатическихпредставительств в иностранных государствах, консульских учреждений виностранных государствах, представительств при международных организациях,представительств по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.
Подраздел также включает расходы по уплате взносов в международныеорганизации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений погосударственной собственности, находящейся за рубежом, приобретению,строительству и реконструкции недвижимости за рубежом, реализации договоров(контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества,государственным гарантиям по внешним заимствованиям, а также расходы помеждународным культурным, научным и информационным связям.
— международная экономическая и гуманитарная помощь. Отражаютсярасходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам,включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию граждан.Кроме того, на данный подраздел относятся расходы по оказанию гуманитарнойфинансовой помощи другим государствам.
— фундаментальные исследования. Отражаются расходы, связанные спроведением фундаментальных научных исследований, осуществляемых в целяхполучения новых знаний об основных явлениях и наблюдаемых фактах, непреследующие какой-либо прикладной и практической цели.
— обслуживание государственного долга. отражаются операции,связанные с гарантированием правительственных займов или их размещением,выплатой процентов по долгу государства.
— резервные фонды.
— прикладные научные исследования в области общегосударственныхвопросов. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельностигосударственных научных учреждений, а также на выполнениенаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ вобласти общегосударственных вопросов по государственным контрактам.
— другие общегосударственные расходы;
— Национальная оборона. По указанному разделу отражаютсярасходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы насодержание и обеспечение деятельности вооруженных сил, мобилизационную ивневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участиев обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности,реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятийядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другиевопросы в данной области;
— Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельностиорганов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности пограничной службы,органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, атакже внутренних войск, системы исполнения наказаний.
В настоящем разделе также отражаются расходы по предупреждению иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданскойобороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований вобласти национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
— Национальная экономика. Отражает расходы на обеспечениедеятельности отраслей экономики.
-Жилищно-коммунальное хозяйство. По данному разделуотражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений,осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунальногохозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управлениеуслугами в указанной сфере, прикладные научные исследования и другие вопросы вобласти жилищно-коммунального хозяйства.
-Охрана окружающей среды. Отражает направление расходов наочистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животныхвидов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы вобласти охраны окружающей среды;
-Образование. Отражает направление расходов нацеленаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества,государства;
-Культура, кинематография и средства массовой информации.Отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учрежденийкультуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей,организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственнуюподдержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионноговещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий дляподдержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов илиорганизаций, занимающихся культурной деятельностью.
-Здравоохранение и спорт. Отражает направление расходовгосударства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры.
— Социальная политика. Отражает расходы на пенсионноеобеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбус беспризорностью, опеку и попечительство.
-Межбюджетные трансферты. Отражаются расходы на выплатутрансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органамгосударственного управления различного уровня.
Уровни государственных расходов по функциональной классификации:
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетовявляются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнениефункций государства.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетовявляются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств навыполнение функций государства в пределах разделов.
Целевые статьи расходов бюджетов образуют третий уровеньфункциональной классификации расходов бюджетов и отражают финансированиерасходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главныхраспорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам)в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов.
Виды расходов бюджетов образуют четвертый уровеньфункциональной классификации расходов бюджетов и детализируют направленияфинансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.
1.3 Эффективность бюджетных расходов
Бюджетныересурсы, находящиеся в руках государства, ограничены. При их распределениивозникает потребность в оценке эффективности отдельных программ расходов.Программы, приносящие больший ожидаемый эффект, должны получить и большуюфинансовую поддержку, в то время как неэффективные расходы должны бытьсокращены. При этом оценить результативность программ расходов очень сложно поцелому ряду причин.
Во-первых, эффективностьбюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую.Социальный эффект имеет определяющее значение при формировании государственнойполитики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например,улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей,таких как: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданныхдипломов с отличием (всего и по различным группам специальностей),трудоустройство выпускников, численность аспирантов и т.п. Однако, этипоказатели лишь косвенно характеризует качество образования, и общая оценкаэффективности расходов может получиться искаженной.
Во-вторых, многие расходыгосударства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочногоэффекта. В первую очередь, речь идет о расходах на развитие человека(образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляютсобой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программнеобходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.
В-третьих, государственныерасходы влекут множество побочных эффектов, как положительных, так иотрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективностьбизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания внепосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентомэффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако, в силу сложности имногочисленности они трудно поддаются прогнозированию. Наличие так называемыхперемещенных выгод является одной из центральных проблем оценки эффективностирасходов. Под перемещенными понимаются такие выгоды, которые извлекают необозначенные в программе получатели расходов, а иные лица. Рассмотрим дляпримера выплату пособий малоимущим семьям. Эти выплаты направлены на улучшениеположения граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Однако, выгоды отданных расходов (как денежные, так и неденежные) частично извлекают и другиелица, помощь которым не предусматривалась. В результате роста доходов бедныхсемей повышается спрос на товары прожиточного минимума — продукты питания,лекарства, дешевую обувь и одежду. А значит дополнительный доход получат фирмы,которые производят такие товары. Государственные организации, распределяющиерасходы, также извлекают для себя выгоды: размер подконтрольных им ресурсоврастет, а значит укрепляется их положение в государственной иерархии. Наконец,расширение социальных программ выгодно политикам, поскольку подобные мерыукрепляют их поддержку среди избирателей. Если программа расходов связана сбольшими перемещенными выгодами, это говорит о ее неэффективности.
Оценкаэффективности программ расходов необходима для распределения ограниченныхбюджетных ресурсов. Поскольку построить объективную оценку очень сложно, напрактике используется универсальный механизм принятия решений в условияхнеопределенности — общественный выбор, в основе которого лежит процедураголосования. В период избирательной кампании граждане голосуют запредставителей различных политических сил, избираемых в органы государственнойвласти, ориентируясь при этом на выдвигаемые ими программы. Выборные органывласти обеспечивают реализацию интересов избирателей при выработкегосударственной политики, в том числе при утверждении структуры расходовбюджета.
Длятого, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо соблюдатьряд условий. Программы должны быть максимально конкретны, при этом они должныориентироваться на достижение общественно-значимых целей, а не нафинансирование организаций. Отбор программ должен проводиться на конкурснойоснове. Процедуры конкурсов должны быть прозрачны, четко определены и широкоизвестны. Расходы по возможности не должны носить постоянного характера, присоставлении бюджета на очередной год их структуру следует пересматривать наоснове анализа достигнутых результатов. Программы расходов должны бытьпрозрачными и доступными для общественного контроля. Необходимо информированиеобщественности о том, на какие цели и в каком объеме расходуются средстваналогоплательщиков. Наконец, получатели перемещенных выгод (администраторы иисполнители программ), не должны иметь доступа к принятию принципиальныхрешений по программам расходов, отбору получателей и оценке их результатов.
Глава IIАнализ государственных расходов, осуществляемых вРеспублике Молдова
2.1 Система государственных расходов Республики Молдова
Государственныерасходы — это сложная и многоуровневая система, разбирая которую необходимососредоточить максимум концентрации физических и умственных сил. Мы в данномразделе постараемся разобрать систему государственных расходов РеспубликиМолдова.
Итак,государственные расходы Республики Молдова финансируют:
1. Государственные услуги общегоназначения.
1.1 Органы законодательной власти.
Деятельность аппаратов законодательных органов всех уровней:аппарат Парламента, постоянные Парламентские комиссии, деятельность депутатов вПарламенте, а также службы, которые обслуживают аппарат законодательныхорганов.
1.2 Органы исполнительной власти.
Деятельность аппаратов исполнительных органов всех уровнейгосударственного управления: аппарат Президента Республики Молдова, аппаратПравительства и службы Аппарата Правительства (включая вспомогательные службы),аппарат местных органов публичного управления. Деятельность советников,консилиумов и правительственных комиссий и других служб, действующих при этихорганах. К органам исполнительной власти относятся также постоянные испециальные комиссии и комитеты, созданные при исполнительных органах.
Деятельность аппаратов министерств, бюро, служб, агентств,отделов (управлений) органов местного публичного управления классифицируется насоответствующую отрасль согласно тем функциям, которые они исполняют.
1.3 Финансовая, налогово-бюджетная и контрольная деятельность.
Деятельность высшего органа внешнего аудита, внутреннейпубличной финансовой службы, деятельность по налоговому администрированию исбору доходов, таможенная деятельность, исполнительная и отчетная деятельностьнационального публичного бюджета, деятельность в области драгоценных металлов идрагоценных камней, а также другие мероприятия в финансовой, налогово-бюджетнойи контрольной области.
1.4 Службы планирования и статистики.
Реализация статистических программ, проведение переписей,опросов и статистических и социологических исследований.
1.5 Органы и услуги общего назначения, не отнесенные к другимгруппам.
Органы и услуги общего назначения, которые не относятся кдругим группам.
1.6 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления общего назначения, которые не относятся к специфическимфункциональным группам.
2. Международная деятельность.
2.1 Международное сотрудничество.
Систематические членские взносы и специальные взносы насодержание международных координирующих структур.
Постоянные представительства республики в международныхорганизациях.
2.2 Реализация международных соглашений.
Деятельность в межпарламентских, международных организациях,а также внешнеполитическая деятельность (оказание помощи другим государствам).
2.3 Международные экономические, культурные, научные иинформационные связи.
Деятельность в экономической, культурной, научной иинформационной области, проводимая за пределами территории страны, мероприятияпо продвижению имиджа страны за рубежом.
2.4 Дипломатические миссии.
Деятельность посольств и консульств Республики Молдова зарубежом.
2.5 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области международной деятельности.
3. Национальная оборона.
3.1 Национальная армия.
Деятельность в области национальной обороны и развития вооруженныхсил.
3.2 Миротворческие силы.
Миротворческие силы в зонах безопасности.
3.3 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области национальной обороны.
4. Юстиция.
4.1 Судебные инстанции.
Деятельность судебных инстанций, которые осуществляютюстицию.
4.2 Прокуратура.
Деятельность генеральной прокуратуры и территориальныхорганов.
4.3 Нотариальные конторы.
Деятельность государственных нотариусов.
4.4 Органы юстиции, не отнесенные к другим группам.
Органы юстиции, которые не относятся к другим группам.
4.5 Исполнение судебных решений.
Деятельность по исполнению решений и окончательныхпостановлений судебных инстанций, сотрудничество во время процессов.
4.6 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области юстиции.
5. Поддержание общественного порядка и национальнаябезопасность.
5.1 Органы внутренних дел.
Министерство внутренних дел и его подведомственные управленияи структуры. Регулярные и вспомогательные полицейские силы, содержаниелабораторий и ведение статистических данных, связанных с деятельностью полиции.
5.2 Войска карабинеров.
Деятельность войск карабинеров.
5.3 Пенитенциарные учреждения.
Деятельность учреждений и органов пенитенциарной системы.
5.4 Органы национальной безопасности.
Деятельность органов информации и национальной безопасности,государственной охраны и деятельность пограничных подразделений.
5.6 Гражданская защита и чрезвычайные ситуации.
Деятельность в области гражданской защиты и содержаниепожарной службы и другие расходы при чрезвычайных ситуациях.
5.7 Органы и услуги в области поддержания общественногопорядка и национальной безопасности, не отнесенные к другим группам.
Деятельность по борьбе с экономическими преступлениями икоррупцией и другие мероприятия в области поддержания общественного порядка инациональной безопасности, не отнесенные к другим группам.
5.8 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области поддержания общественного порядка инациональной безопасности.
6. Образование.
6.1 Дошкольное образование.
Дошкольные учреждения (детские сады, школы-детсады и центрыраннего развития детей в возрасте 3-(6)7 лет).
6.2 Начальное образование.
Учреждения начального образования.
6.3 Среднее образование.
Учреждения среднего образования: гимназии, лицеи,средне-общеобразовательные школы, общеобразовательные школы-интернаты,профессиональные и ремесленные училища, неполные средние школы (девятилетки),вечерние и заочные средние общеобразовательные школы, летний отдых детейшкол-интернатов, общежития.
Среднее специальное образование, которое осуществляется черезучреждения образования типа интернат.
Мероприятия по организации проведения выпускных экзаменов вгимназиях, средних школах и экзаменов на степень бакалавра в лицеях.
Поддержка молодых учебных кадров, программа “SALT”.
6.4 Высшее образование
Осуществление высшего образования на получение степени лиценциатаи мастерата в высших учебных заведениях (университеты, академии и институты).
К этой группе относятся и общежития данных учреждений.
6.5 Постуниверситетское образование.
Постуниверситетское образование, которое осуществляется черезмастерат, резидентуру, секундариат.
К этой группе относится и Академия публичного управления приПрезиденте Республики Молдова и общежития.
6.6 Курсы и учреждения по повышению квалификации кадров.
Учреждения и курсы профессиональной переподготовки иобщежития при них.
6.7 Учреждения и мероприятия в области образования, неотнесенные к другим группам.
Внешкольные мероприятия и услуги в области образования иприравненные к образованию:
детские дома, детские дома семейного типа, станции юныхнатуралистов, техников, туристов, спортивные школы для детей и подростков,музыкальные школы и школы изобразительного искусства, художественные школы,лагеря отдыха, которые осуществляют деятельность в течение года, и другиеучреждения и мероприятия по внешкольной работе с детьми и подростками, игровыеплощадки для детей школьного возраста;
методические и методико-педагогические центры (кабинеты);
печатание аттестатов и других документов;
мероприятия по обеспечению функционирования разговорныхязыков на территории республики;
мероприятия, связанные с пропагандой в области техники;
централизованные экономические услуги и другие учреждения имероприятия, не отнесенные к другим группам.
6.8 Среднее специальное образование.
Учреждения среднего специального образования (колледжи) иобщежития при них.
6.9 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области образования.
7. Наука и инновации.
7.1 Фундаментальные научные исследования.
Учреждения сферы науки и инновации.
Инвестирование фундаментальной науки, включая исследования набазе грантов (конкурсов), развитие материально-технической базы научныхколлективов, которые выполняют эти работы.
7.2 Прикладные научные исследования.
Работы и эксперименты по прикладной науке, выполняемые всоответствии с основными направлениями развития национальной экономики, включаяисследования на базе грантов (конкурсов), реализуемые учреждениями науки иинновации независимо от формы собственности.
7.3 Подготовка научных кадров.
Подготовка научных кадров высшей квалификации (докторантура,постдокторантура, резидентура, секундариат, магистратура и курсы по повышениюквалификации) в учреждениях науки и инновации, подготовка и защита диссертаций.
7.4 Учреждения и мероприятия в сфере науки и инноваций, неотнесенные к другим группам.
Учреждения и мероприятия в сфере науки и инноваций, неотнесенные к другим группам.
7.5 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в сфере науки и инноваций.
8. Культура, искусство, спорт и мероприятия для молодежи.
8.1 Организация отдыха.
Организация отдыха, строительство предметов для игр,обустройство парков, пляжей, кемпингов и другие мероприятия, связанные сорганизацией отдыха и досуга.
8.2 Деятельность в области культуры.
Деятельность библиотек, музеев и выставок, дворцов и домовкультуры, художественных центров и школ, клубных учреждений. Государственнаяподдержка театров, филармоний, музыкальных коллективов и ансамблей, творческихсоюзов и кинематографистов, восстановление объектов социально-культурныхценностей, других учреждений культуры.
8.3 Телевидение и радиовещание.
Государственная поддержка телевидения и радиовещания.
8.4 Периодическая печать и издательства.
Государственная поддержка центральной и местной периодическойпечати и издательств, издание национальных книг.
8.5 Спорт.
Организация и проведение спортивных мероприятий, участиенациональных, районных и местных команд в спортивных сборах и соревнованиях.
В эту группу включаются также спортивные учреждения,специальные стипендии профессиональных спортсменов, премии спортсменов и другиемероприятия в области спорта.
8.6 Учреждения и мероприятия в области культуры, искусства испорта, не отнесенные к другим группам.
Организация методической работы в области культуры,проведение мероприятий, связанных с заказом и приобретением драматических,музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства,проектированием и изготовлением памятников, проведением конкурсов и выставок,деятельностью учреждений, которые не могут быть отнесены к другим группам.
8.7 Мероприятия для молодежи.
Организация и проведение мероприятий для молодежи.
8.8 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичного управления,специализированных в области культуры, искусства, спорта и мероприятий длямолодежи.
9. Здравоохранение.
9.1 Больницы.
Больничные учреждения широкого профиля и специализированныебольницы с входящими в их состав структурными подразделениями.
9.2 Поликлиники и центры семейных врачей.
Амбулаторное медицинское обслуживание, обслуживание больныхна дому. В эту группу включены центры семейных врачей, станции скороймедицинской помощи и стоматологические поликлиники.
9.3 Санитарно-эпидемиологические и профилактические службы иучреждения.
Организация гигиенической и эпидемиологической деятельности,восстановительной деятельности для детей, деятельности, связанной с первичноймедициной, физиопневмологической деятельностью по реабилитации детей и подростков,по размещению и реабилитации малолетних детей, прочих учреждений.
9.4 Учреждения и услуги в области здравоохранения, неотнесенные к другим группам.
Организация работы санитарной авиации. Работа покоординированию, оценке судебно-медицинской экспертизы и медицинскойстатистики. Мероприятия по обеспечению фармацевтической безопасности ифизической и экономической доступности медикаментов.
Прочие учреждения и услуги в области здравоохранения, неотнесенные к другим группам.
9.5 Национальные программы по здравоохранению.
Национальные программы по здравоохранению, не охваченныеобязательным медицинским страхованием.
9.6 Услуги, связанные с обязательным медицинским страхованием.
Деятельность по обеспечению обязательным медицинскимстрахованием отдельной категории неработающего населения, для которыхстрахователем, в соответствии с законом, является Правительство.
При консолидации национального публичного бюджета группу 9.07исключить.
9.7 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области здравоохранения.
10. Социальное страхование и социальная помощь.
10.1 Пенсии военнослужащим.
Пенсии из бюджета военнослужащим и лицам начальствующего ирядового состава органов внутренних дел.
10.3 Учреждения социального обеспечения.
Дома-интернаты для малолетних инвалидов, для престарелыхинвалидов и пенсионеров, психоневрологические интернаты, реабилитационныецентры для инвалидов и пенсионеров, реабилитационные центры инвалидов,ветеранов труда и войны, услуги социального обслуживания на дому, центрысоциальной помощи для детей, учреждения социальной помощи для бездомных,учреждения по охране труда, консилиумы врачебной экспертизы жизнеспособности,центры помощи и защиты жертв торговли людьми, центры психосоциальнойреабилитации жертв насилия в семье, фельдшеры-протезисты, специализированныеуслуги социальной помощи и другие учреждения социального обеспечения.
10.4 Компенсация транспортным предприятиям расходов,связанных с предоставлением льгот отдельным категориям населения.
Компенсация потерь, понесенных транспортными предприятиями,связанных с предоставлением льгот отдельным категориям населения.
10.5 Поэтапная индексация вкладов граждан в банке “Banca deEconomii” S.A.
Относятся трансферты из государственного бюджета на выплатусумм индексации вкладов населения Республики Молдова в банке “Banca deEconomii” S.A. на основании положений действующих законодательных актов.
10.6 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области социального страхования и социальнойпомощи.
10.7 Учреждения и услуги в области социального страхования исоциальной помощи, не отнесенные к другим группам.
ортопедическое протезирование, ремонт протезов и другиерасходы по протезированию;
компенсации репрессированным и впоследствии реабилитированнымгражданам;
единовременная помощь населению, оказанная в соответствии спостановлениями Правительства и решениями органов местного публичногоуправления;
социальные программы для детей (учащихся, студентов) сирот,находящихся под опекой и усыновленных;
услуги социальной помощи столовых и благотворительные столы;
программы социальной защиты инвалидов;
летний отдых детей;
единовременная компенсация в связи с подключением кгазопроводу некоторых категорий населения в сельской местности;
транспортные компенсации для ветеранов и инвалидов;
бальнеосанаторное лечение пенсионеров;
прочие учреждения и услуги в области социального страхованияи социальной помощи, не отнесенные к другим группам.
10.8 Адресные компенсации и пособия.
Пособия и адресные денежные компенсации для некоторыхкатегорий населения.
Компенсации взамен путевок на лечение для инвалидов войны,оплата путевок на лечение для ветеранов, прочие адресные компенсации и пособияв экстренных ситуациях.
10.9 Субсидирование процентов и возврат льготных банковскихкредитов, предоставленных населению и жилищно-строительным кооперативам.
Проценты по льготным кредитам, предоставленные некоторымкатегориям населения и жилищно-строительным кооперативам, ответственность завозврат которых возложена на государство /местные публичные органы.
Возврат сумм льготных банковских кредитов, предоставленныхнекоторым категориям населения под гарантию публичного органа, в соответствии сдействующими законодательными и нормативными актами.
10.10 Фонды социальной поддержки населения.
Денежные фонды, созданные согласно закону, для оказанияпомощи социально уязвимым слоям населения и/или находящимся в состоянии риска.
10.11 Социальные выплаты и пенсии, выплачиваемые через бюджетгосударственного социального страхования.
Трансферты из государственного бюджета для оказаниясоциальных выплат некоторым категориям населения, выплата которыхосуществляется через бюджет государственного социального страхования.
При консолидации национального публичного бюджета группа10.21 исключается.
10.12 Компенсация разницы в тарифах на энергоресурсы,поставляемые бытовым потребителям.
Компенсация разницы в тарифах на энергоресурсы, поставляемыебытовым потребителям.
10.13 Трансферты для покрытия дефицита бюджетагосударственного социального страхования.
По этой группе отражаются трансферты для покрытия дефицитабюджета государственного социального страхования в случае, предусмотренномзаконом.
11. Сельское, лесное, рыбное и водноехозяйство.
11.1 Сельское хозяйство.
Деятельность учреждений, которые занимаются реализациейполитики в области сельского хозяйства, проведением реформ и оценкой ихрезультатов. Организация, выполнение и регламентирование деятельности в областиветеринарии, садоводства и виноградарства.
Мероприятия по поддержке аграрного сектора, включая поддержкупроизводителей и/или отдельных специфических отраслей сельского хозяйства, атакже мероприятия по обеспечению субсидирования рисков в сельском хозяйстве.
Испытание сортов растений, мероприятия по защите растений,контроль за качеством зерновых продуктов.
Отбор и воспроизводство в зоотехнике, мероприятия повыращиванию животных племенной породы, противоэпизоотические мероприятия,мероприятия по складированию и нейтрализации пестицидов.
Мероприятия по фитосанитарному карантину и мероприятия поактивным воздействиям на гидрометеорологические процессы (противоградовые).
11.2 Лесное хозяйство.
Деятельность в области лесоводства, защита, увеличение ирациональное использование лесных ресурсов, управление и осуществление работ полесонасаждению, мероприятия по контролю и борьбе с вредителями лесов.
11.3 Рыбное хозяйство.
Деятельность в области промыслового рыболовства. Проведениемероприятий по разведению и селекционному отбору рыбы и противоэпизоотическиемероприятия в рыболовстве.
11.4 Водное хозяйство.
Деятельность в области управления и защиты водных ресурсов,строительства и сооружения оросительных систем и плотин, эксплуатацииоросительных систем и водохранилищ, гидротехнических и противопаводковыхсооружений на пойменных землях.
11.5 Деятельность и услуги в области сельского, лесного,рыбного и водного хозяйства, не отнесенные к другим группам.
Деятельность и услуги в области сельского, лесного, рыбного иводного хозяйства, не отнесенные к другим группам.
11.6 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области сельского, лесного, рыбного и водногохозяйства.
12. Охрана окружающей среды и гидрометеорология.
12.1 Охрана окружающей среды.
Контроль за загрязнением окружающей среды.
12.3 Гидрометеорология.
Мероприятия в области гидрометеорологии.
12.4 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области охраны окружающей среды игидрометеорологии.
13. Промышленность и строительство.
13.1 Добывающая промышленность.
Государственная поддержка добывающей промышленности ипромышленности строительных материалов, а также геологоразведочных работ.
13.2 Перерабатывающая промышленность
Государственная поддержка промышленности по переработкесельскохозяйственного сырья.
13.3 Легкая промышленность.
Государственная поддержка легкой промышленности.
13.4 Строительство.
Регламентирование и деятельность в области строительства,разработки технических норм и стандартов, лицензирование в областистроительства.
Проектно-изыскательские работы, государственный контроль закачеством в строительстве.
13.5 Деятельность и услуги в области промышленности истроительства, не отнесенные к другим группам.
Деятельность и услуги в области промышленности истроительства, не отнесенные к другим группам.
13.6 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области промышленности и строительства.
14. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
14.1 Автомобильный транспорт.
Государственная поддержка автомобильного транспорта.
14.2 Водный транспорт.
Государственная поддержка водного транспорта.
14.3 Железнодорожный транспорт.
Государственная поддержка железнодорожного транспорта.
14.4 Воздушный транспорт.
Государственная поддержка воздушного транспорта.
14.5 Дорожное хозяйство.
Регламентирование деятельности по содержанию, ремонту иреконструкции национальных и местных автомобильных дорог общего пользования,развитие производственных баз предприятий, обслуживающих дороги, и производствостроительных материалов.
Приобретение техники и оборудования для содержания дорог,разработка нормативов для проведения работ по эксплуатации, ремонту иреконструкции дорог общего пользования. Проектирование автомобильных дорог,подлежащих ремонту или реконструкции, а также управление дорожным хозяйством.
14.6 Связь и информатика.
Государственная поддержка связи и информатики.
14.7 Деятельность и услуги в области транспорта, дорожногохозяйства, связи и информатики, не отнесенные к другим группам.
Деятельность и услуги в области транспорта, дорожного хозяйства,связи и информатики, не отнесенные к другим группам.
14.8 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области транспорта, дорожного хозяйства, связии информатики.
15. Жилищное и коммунальное хозяйство.
15.1 Жилищное хозяйство.
Деятельность в области эксплуатации жилого фонда игосударственная поддержка по строительству, содержанию и ремонту жилого фонда.
15.2 Коммунальное хозяйство.
Развитие коммунального хозяйства и мероприятия по строительству,содержанию и ремонту сооружений, коммунальных объектов, благоустройствомуниципиев, городов, районных центров и сел (коммун), троллейбусных иавтотранспортных хозяйств.
15.3 Санитарные мероприятия, включая контроль за загрязнениемокружающей среды.
Организация работ по дезактивации и захоронению вредныхотходов. Меры по контролю за загрязнением окружающей среды.
15.4 Деятельность и услуги в области жилищного икоммунального хозяйства, не отнесенные к другим группам.
Организация работ спасательных служб, станций и постов наводе, а также другие мероприятия и услуги в области жилищного и коммунальногохозяйства, которые не могут быть отнесены к другим группам.
15.5 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичного управления,специализированных в области жилищного и коммунального хозяйства.
16 Топливно-энергетический комплекс.
16.1 Газовые сети.
Государственная поддержка служб, обеспечивающих работугазовых сетей, строительство магистральных газопроводов и газопроводов-отводов(ответвление).
16.2 Электрические сети.
Государственная поддержка производства и снабженияэлектроэнергией, а также финансовая помощь, выделенная отраслям по производствуэлектроэнергии, включая расходы на строительство плотин и сооружений, основноеназначение которых производство, передача и распределение электроэнергии.
16.3 Тепловые сети.
Государственная поддержка производства и снабжения тепловойэнергии.
16.4 Деятельность и услуги топливно-энергетическогокомплекса, не отнесенные к другим группам.
Деятельность и услуги топливно-энергетического комплекса, неотнесенные к другим группам.
16.5 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области топливно-энергетического комплекса.
17. Обслуживание государственного долга.
17.1 Обслуживание внутреннего государственного долга.
Проценты по займам, полученным от Национального банка Молдовыи финансовых учреждений, проценты (купоны) по займам в виде государственныхценных бумаг, а также прочие выплаты, относящиеся к внутренним займам.
17.3 Обслуживание внешнего государственного долга.
Проценты и другие выплаты, относящиеся к займам, полученнымот иностранных государств и международных финансовых организаций.
18. Пополнение государственных резервов.
18.1 Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценныхкамней.
Скупка драгоценных металлов и драгоценных камней дляпополнения государственного фонда, охрана и их переработка и прочие расходы допередачи их в государственный фонд.
18.2 Государственные материальные резервы.
Пополнение, охрана и обновление государственных материальныхрезервов.
Прием, охрана и распределение гуманитарной помощи.
18.4 Другие услуги по обслуживанию государственных резервов.
Услуги по обслуживанию государственных резервов, неотнесенные к другим группам.
18.5 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области пополнения государственных резервов.
19. Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью.
19.1 Государственная поддержка малого бизнеса.
Программы по поддержке и развитию малого бизнеса.
19.2 Другие услуги, связанные с экономической деятельностью.
Деятельность в области картографии, кадастра, стандартизации,метрологии, а также государственная поддержка предпринимателей; продвижениеэкспорта и торговли, поддержка деятельности по привлечению инвестиций, развитиютуризма и в прочих областях экономики, не отнесенных к основным группам.
19.3 Органы управления.
Деятельность центральных и местных органов публичногоуправления, специализированных в области услуг, связанных с экономическойдеятельностью, не отнесенных к другим группам.
20. Деятельность и услуги, не отнесенные
к другим основным группам.
20.1 Резервный фонд Правительства.
Финансирование расходов и мероприятий, которые появляются втечение года и не предусмотрены в государственном бюджете, согласнопостановлениям Правительства, в пределах средств, предусмотренных вгосударственном бюджете для этого фонда.
20.2 Резервные фонды органов местного публичного управления.
Финансирование расходов исключительного характера инепредвиденных мероприятий, которые соответственно не предусмотрены в бюджетеадминистративно-территориальных единиц и которые относятся к компетенцииорганов местного публичного управления на основании решений органовпредставительной и правомочной власти соответствующихадминистративно-территориальных единиц, в пределах ассигнований,предусмотренных в бюджете, и на основании обоснованных документов.
20.3 Трансферты бюджетам административно-территориальныхединиц из Фонда финансовой поддержки территорий.
Трансферты за счет фонда финансовой поддержкиадминистративно-территориальных единиц для выравнивания их финансовыхвозможностей.
К этой группе относятся суммы задолженности за предыдущиегоды по этим трансфертам перед бюджетами административно-территориальныхединиц, погашенные в текущем году.
При консолидации национального публичного бюджета группа20.04 исключается.
20.4 Трансферты специального назначения бюджетамадминистративно-территориальных единиц.
Трансферты специального назначения для исполнениядополнительно делегированных обязанностей.
К этой группе относятся суммы задолженности за предыдущиегоды по этим трансфертам перед бюджетами административно-территориальныхединиц, погашенные в текущем году. При консолидации национального публичногобюджета группа 20.04 исключается.
20.5 Расходы, не отнесенные к другим группам.
Расходы, не отнесенные к основным группам 1–19.
21. Кредитование минус погашение.
21.1 Кредитование бюджетов других уровней.
Ссуды, выданные из бюджета для финансирования кассовогоразрыва бюджетов других уровней. Орган-получатель займа отражает полученныйзайм как источник финансирования дефицита по группе 01 “Предоставление бюджетныхссуд” основной групп “Внутренние источники финансирования”.
При консолидации национального публичного бюджета группа исключается.
21.2 Погашение займов бюджетами других уровней.
Возврат сумм получателями займов, выданных из соответствующихбюджетов: эта сумма отражается со знаком (-). В этом случае на сумму погашенияуменьшается объем расходов соответствующего бюджета. В бюджете, возвращающемзайм, сумма возврата отражается как источник финансирования дефицита по группе02 “Погашение бюджетных ссуд” основной группы 27 “Внутренние источникифинансирования”.
При консолидации национального публичного бюджета группа23.02 исключается.
21.3 Кредитование нефинансовых предприятий.
Выданные займы нефинансовым предприятиям за счет средств государственногобюджета в соответствии с нормативными актами.
21.4 Погашение займов нефинансовыми предприятиями.
Поступление сумм в счет погашения выданных займовнефинансовым предприятиям.
21.5 Кредитование финансовых учреждений.
Займы, выданные финансовым учреждениям.
21.6 Погашение займов финансовыми учреждениями.
Поступление сумм в счет погашения выданных займов финансовымучреждениям.
21.7 Прочее кредитование.
Займы, выданные различным предприятиям, частным компаниям,частным лицам и другим получателям займов, не отраженные в предыдущих группах.
21.8 Погашение прочих займов.
Возврат займов прочими учреждениями и организациями.
21.9 Отвлечение бюджетных средств на погашениегосударственных гарантий по внутренним займам.
Денежные средства, отвлеченные из бюджета на погашениегосударственных гарантий по внутренним займам.
21.10 Восстановление отвлеченных средств на погашениегосударственных гарантий по внутренним займам.
Сумма восстановленных средств получателями государственныхгарантий по внутренним займам.
21.11 Восстановление бюджетных средств, отвлеченных напогашение государственных гарантий по внешним займам.
Восстановление экономическими агентами отвлеченных средств изгосударственного бюджета на погашение государственных гарантий по внешнимзаймам.
21.12 Рекредитование из внешних источников бюджетов другихуровней.
Рекредитование из внешних источников бюджетов других уровней.
21.13 Погашение займов, рекредитованных из внешних источниковбюджетами других уровней.
Погашение займов, рекредитованных из внешних источниковбюджетами других уровней.
21.14 Возврат в бюджет средств, не использованных запредыдущие годы, использованных не по назначению и/или сверхплановых расходов.
Возвратв соответствующий бюджет бюджетных средств, выделенных и неиспользованных запредыдущие годы, а также восстановление средств в бюджеты разных уровней наосновании решений контрольных органов
2.2 Анализструктуры и динамики государственных расходов в Республике Молдова на современномэтапе
Во многих странах особенноразвивающихся, государство старается сконцентрировать в своих рукахпроизводства, которые обеспечивают значительные бюджетные поступления. Напримерв Венесуэле нефтяной сектор, который дает свыше 75% доходов бюджета,принадлежит государству.
Подобныйопыт был бы полезен и для Молдовы, однако государство пока не сумело взять подсвой контроль «бюджетонаполняющие» производства, и пытается решитьпроблему дефицита бюджета, сокращая и расходную и доходную его часть. Измировой практики известно, что во время экономических спадов необходимоувеличивать некоторые виды государственных расходов — в частности, трансфертныевыплаты домашним хозяйствам, подвергшимся сильному воздействию депрессии,включая пособия по безработице, социальные расходы. Поэтому, политиканаправленная на сокращение государственных расходов в период циклического спадане является полезной для экономики Молдовы. Если объем государственных расходов(закупок) равен величине налогов за минусом трансфертных платежей, топравительство имеет сбалансированный бюджет, то есть G=T. Если G превышает Т (G>T),то налицо дефицит бюджета (BD)
Политикав области государственных расходов исходит из положений Программы деятельностиПравительства и Стратегии национального развития, а так же других национальныхпрограмм и стратегий.
Основныецели политики расходов в Республике Молдова:
— Повышение эффективности и результативности использования публичных ресурсов.Эта задача является первостепенной в условиях, когда публичные расходы поотношению к ВВП достигли достаточно высокого уровня.
— Улучшение планирования публичных расходов. Это предполагает, в основном,развитие способности и ответственности публичных органов в области планированияотраслевых политик в объеме располагаемых ресурсов. Главная направленность вэтом контексте состоит в том, что получатели бюджетных фондов должны бытьнацелены на рациональное использование публичных фондов, а не на запросыдополнительных ресурсов.
— Оптимизация расходов на персонал. Процесс анализа и оптимизации расходов наперсонал отражает задачи Концепции оптимизации численности занятых в бюджетномсекторе. Эта задача особенно важна ввиду высокого уровня расходов на персонал вобщей суме расходов.
— Распределение публичных ресурсов по секторам, программам и видам деятельности всоответствии с установленными приоритетами.
Приоритетыпубличных расходов:
— Процесс распределения дополнительных ресурсов, в основном базируется наприоритетах политики отраслей. Наряду с этим, преобладающая частьдополнительных ресурсов ( более 80%) была направлена на соответствующееобеспечение текущих программ расходов. Этот факт доказал ограниченностьвозможностей для новых приоритетов и мер политики.
— Часть ресурсов была распределена в соответствии с межотраслевыми приоритетами.Эти приоритеты соответствуют Концепции о приоритетах политики и отражают основныезадачи политики в области расходов. В частности, основная часть дополнительныхресурсов направлена на следующие приоритетные направления:
1)реформа оплаты труда, как определяющий фактор в повышении качества публичныхуслуг;
2)Капитальные вложения, являющиеся одним из главных приоритетов. Объемкапитальных вложений, обусловлен улучшением качества инвестиционного портфеля всоответствии с приоритетами развития, качественными изменениями и повышениемответственности органов управления за планирование и реализацию капитальныхвложений.
— Внедрение мероприятий, вытекающих из Программы поддержки молодежи. Это будетреализовано посредством социальных программ: доступ к обучению, обеспечениюжильем, поощрение предпринимательской деятельности;
— В области юстиции дополнительные средства направлены для полной реализациимероприятий предусмотренных в СНР. Ресурсы данного сектора будут направлены наподдержку мер политики по дальнейшему укреплению автономии и качества юстиции.
— В области науки и инноваций значительный рост ассигнований, в соответствии сположениями Кодекса о науке и инновациях;
— В отраслях реального сектора и экономической инфраструктуры основная частьдополнительных ресурсов направлена на программы поддержки сельскохозяйственныхпроизводителей, расширение площадей для закладки виноградных плантаций и напрограммы работ по содержанию, ремонту и реконструкции публичных дорог.
Государственныерасходы по секторам и по органам ценрального публичного управления за 2009 годотражены в приложении 2
Анализ динамики государственных расходов в Республике Молдова в2006-2010гг.
В 2007-2010годы публичные расходы увеличивались в номинальном выражении на 13% в среднемза год и к 2010 году достигли 23,9 млрд. леев. Доля публичных расходов в ВВПмедленно сократилась по сравнению с уровнем, достигнутым в 2005 году с 39,3% до37,7% в 2010 году.
Общиеполитики в области расходов оказывают решающее влияние на распределениерасходов по секторам. Традиционно социальный сектор имеет приоритет в выделенииресурсов, который сохранится и в будущем (за исключением средств на увеличениеоплаты труда), на эти цели направлено около 63% всех публичных расходов. Дляреальных секторов экономики в настоящее время выделяется около 12% от всехпубличных расходов, в последующие годы это доля снизится и в 2012 году составит8,5%. Это объясняется завершением отдельных программ с участием внешнихдоноров, а также и за счет неопределенности с финансированием новых проектов.
В аспектевидов бюджетов, в период до 2007 года наиболее высокий рост расходов посравнению с другими бюджетами наблюдался в ФОМС — до 32%, далее вгосударственном бюджете — 23%. В 2008-2009 годы
болеезначительные темпы роста имеют расходы БГСС и ФОМС, что объясняется болеевысокими темпами роста доходов в эти бюджеты и высокой степенью приоритетностис точки зрения их социальной направленности.
Расходыгосударственного бюджета по всем компонентам, как доля в ВВП, в период2003-2010 годов увеличились с 20% до 23%. В последующие три года онистабилизировались на уровне 23%.
Расходы БГССв течении 2003-2006 годов увеличились значительными темпами с 7,9% до 10,2% вВВП. В последующие три года рост расходов этого бюджета замедлился, и онисоставили около 11% в ВВП. В 2007-2009 годы трансферты из государственногобюджета в БГСС возрасли с 688,3 млн. леев до 965 млн. леев в 2009 году или на13% в среднем за год. Их доля в общих расходах БГСС составила около 15%.
Расходы ФОМСв 2004-2006 годы имели прирост с 2,9% в ВВП до 4,2% в 2009 году. Необходимоотметить, что значительную долю в расходах ФОМС (около 66% в 2006 году)покрывают трансферты из государственного бюджета. В периоде 2006-2009 объем значительновозрос от 1001,6 млн. леев в 2006 году до 1526,7 млн. леев в 2009 году или на58%. На 2010 год объем трансфертов от государственного бюджета в фондыобязательного медицинского страхования рассчитаны на уровне 12% от общегообъема собственных расходов государственного бюджета — среднее соответствующеесоотношение за три предыдущих года
Текущаядинамика в структуре публичных расходов по секторам свидетельствуетo значительном росте доли расходовэкономического характера в общих расходах от 10,9% в 2006г. до17,1% в 2009г., a такжерасходов социального характера — от 62,4% до 64,3%. В то жевремя, расходы на государственные услуги общего назначения, поддержаниеобщественного порядка и национальной безопасности сократились с 14,8% в 2006году до 12,2% в 2009 году. Такие же тенденции наблюдаются в этих расходах и выраженныхкак доля в ВВП.
Данныетенденции отражают приоритетность экономического и социального секторов,которые непосредственно связаны с экономическим ростом и сокращением бедности.В составе расходов социального блока приоритетно возрасли расходы на социальнуюподдержку и расходы на здравоохранение, а в экономическом блоке — расходы насельское хозяйство, коммунальное хозяйство и энергетический комплекс.
Главныефакторы в контексте межотраслевых приоритетов расходов на 2006-2009 годывключают:
• поэтапное внедрение (2006-2010 годы) реформы заработной платыв публичном секторе. В 2007 году в этих целях выделено около 48% всехдополнительных ресурсов.
• индексация расходов на товары и услуги в соответствии сизменением индекса потребительских цен и роста цен на природный газ. Для этоговыделены дополнительные ассигнования в сравнении с предыдущим годом в сумме81,3 млн. леев в 2007 году, 53,3 млн. леев — в 2008 году и 52,7 млн. леев — в2009 году.
• поэтапный рост ассигнований на капитальные вложения, какфактор, влияющий на экономическое развитие. Объем капитальных вложений за счетосновных расходов государственного бюджета и бюджетов АТЕ к 2009 году вырос на4 % в 2006 году. В 2007-2009 годы, около 66 % капитальных вложений направлены вэкономический сектор. В контексте стратегических приоритетов в областисекториальных расходов выделяются расходы социального характера, которыеполучат наибольшее увеличение — 33% общей суммы дополнительных публичныхрасходов на 2010 год. Из них преимущественно возросли расходы наздравоохранение — примерно на 25%, вследствии расширения объема услуг,оказываемых в рамках пакета на медицинское страхование, а также расходы насоциальную поддержку и социальное страхование и социальное обеспечение — на 14процентов. Расходы на образование, культуру, искусство, спорт и мероприятия длямолодежи увеличатся на 9 % в 2010 году. Увеличение расходов в этих секторахбудет наблюдаться также и в 2010-2011 годы, однако более медленными темпами, сучетом ограниченного объема ресурсов прогнозируемых в эти годы. Наблюдаетсязначительный рост расходов в области науки и инноваций -около 100 млн. леевежегодно. Доля этих расходов в ВВП выросла с 0,4 % в 2005 г. до 0,7% в 2010году. Соответствующий рост будет направлен на реализацию Кодекса о науке иинновациях и Договора о партнерстве между Правительством и Академией наук. В тоже время, ограниченные ресурсы не обеспечивают должного уровня расходов нанауку 1% в ВВП в 2009 г. Расходы экономического блока в 2010 году в сравнении с2006 годом прогнозируются с ростом в 13,6%, в основном за счет расходов,предназначенных на сельское хозяйство, которые возрастут на 19%, а также засчет расходов на транспорт и дорожное хозяйство — 15%.В 2008-2009 годынаблюдается незначительное сокращение доли расходов этих секторов в общихпубличных расходах. Это объясняется завершением финансирования отдельныхпрограмм, связанных с газификацией и обеспечением водой населенных пунктов, атакже в связи с неопределенностью привлечениявнешнего финансирования для отдельных проектов, которые в данный моментсоставляют наибольший удельный вес в этой отрасли.
Образование,культура, искусство и мероприятия для молодежи.
Данные отрасли в 2007 году получили увеличение ассигнованийсоответственно на 9,9% и 8%, и замедление этого роста в последующие годы. К2009 году расходы этих отраслей снизились как доля ВВП и составили 5,4% и 0,7%соответственно. Ассигнования в данные отрасли приоритетно предназначены для: (i) облегчениедоступа к услугам образования, в особенности к услугам общего образования, атакже улучшение качества образовательных услуг; (ii) поддержка молодыхпедагогических кадров, принятых на работу в сельской местности; (iii) увеличение нормпитания в школах и интернатах; (iv) укрепление учебной базы и информационное развитие; (v) выплата стипендийучащимся и студентам; (vi) облегчение доступа молодежи к услугам культуры и к источникаминформации путем открытия центров для молодежи и реставрации объектов культуры.
Здравоохранение. В период 2007-2009 гг. относительный рост государственных расходов наздравоохранение в сравнении с предыдущим годом превысили рост расходов в другихотраслях. Как и в прошлые годы, расходы этого сектора продолжили удерживатьнаибольший удельный вес в общих государственных расходах и выросли от 30,3% в2007 году до 32,5% в 2009 году, a в последующие годы они составят около 12% ВВП. Рост обусловлен главнымобразом выплатами в рамках системы государственного социального страхования.Дополнительные ассигнования будут направлены на: (i) индексацию илиувеличение размеров социальных выплат; (ii) усиление социальной защиты семей с детьми; (iii) развитиесоциальных услуг и сети социальных работников; (iv) индексациюденежных вкладов населения в Banca de Economii и др.
Экономическийблок. Расходы экономического характера как доля в ВВП сократились с 4,6% в2006 году до 3,2% в 2009 году. Относительный рост ассигнований в отрасляхэкономической сферы в 2007 году по сравнении с 2006 годом составляет примерно11,6%, с незначительным снижением расходов в отдельных отраслях в последующиегоды. Необходимость в финансовом покрытии из бюджета программ экономическогоблока связана с: (i) поддержкой аграрного сектора путем постояного развития системысубвенционирования сельскохозяйственных производителей, (ii) развитиеммеханизмов для продовольственной безопасности путем приравниванияинституциональных, нормативных и диагностических рамок к международным нормам,и в особенности к европейским; (iii) поддержкой развития отрасли виноградорства и виноделия, как секторастратегического значения; (iv) реабилитацией публичных дорог, как фактора развития инфраструктуры.
В структуре дискреционных(капитальных и текущих) расходов, преобладающая часть, около 87% приходится натекущие расходы. На протяжении 2005-2010 годов их доля, в среднем за год,сократилась на 1,9 процентных пункта. В то же время, доля капитальных расходовв общихрасходах выросла с 14,6% в 2003 году до 18,3% в 2010 году. В 20052010годы,доли в ВВП как текущих, так и капитальных расходов увеличились, однако ритмысреднегодового роста текущих расходов составили 1,8 процентных пункта, акапитальных — 0,9 процентных пункта. Данные тенденции были обусловлены, вособенности, приоритетами и стратегиями социально-экономического развития, всоответствии с которыми объем капитальных вложений из национального публичногобюджета увеличился. Приоритеты предусматривают, в основном, расширение сетиобеспечения населенных пунктов водой, газом, благоустройство населенныхпунктов, развитие инфраструктуры публичных дорог и другие меры политики. Долитекущих и капитальных расходов по отраслям, как отношение к общей суммерасходов так и как отношение к ВВП в 2005-2010годы значительно отличаются отсреднего уровня по национальному публичному бюджету. Так, наиболее высокийуровень капитальных расходов наблюдается в топливно-энергетическом комплексе — около 99%, сельском хозяйстве — около 45%, коммунальном хозяйстве — около 40процентов. В то же время, ниже чем средний по бюджету уровень капитальныхвложений наблюдается в отраслях: социальная поддержка и социальное обеспечение,транспорт, образование, поддержание общественного порядка, оборона ибезопасность государства. В 2007-2009 годах отмечается незначительноеувеличение капитальных вложений. Ограничения обусловлены, в основном, реформойзаработной платы, которая потребует основную долю дополнительных ресурсов, атакже сокращением ресурсов для внедрения проектов, финансируемых из внешнихисточников, как следствие неопределенности с заключением новых проектов послезавершения проектов которые реализуются ныне в отраслях. Недостаточнаягибкость, в этом смысле, обусловлена и значительными дополнительными расходамидля реализации социальных программ, таких как услуги здравоохранения. Какследствие влияния названных факторов, в прогнозируемом периоде, доля в ВВПтекущих расходов постепенно увеличится с 32,3% в 2006 году до 34,4% в 2010 году. С учетом подписания с МВФ Меморандума обэкономических и финансовых политиках,, есть основание предположить что, вцелях увеличения доли капитальных расходов, в последующие годы будут привлеченывнешние источники, которые в данный момент трудно прогнозировать. В 2007-2009годы, также как и в предыдущие годы, дополнительно поступившие вгосударственный бюджет доходы, будут направлены преимущественно на увеличениеобъема капитальных вложений, финансируемых их бюджета. Одновременно, впоследующие годы планируется улучшить менеджмент и планирование государственныхинвестиций, с целью более эффективного использования публичных ресурсов.Установлено, что объем капитальных вложений за счет государственного бюджета в2007-2009 годы ежегодно составил около 500 млн. леев. Динамика государственныхрасходов по основным экономическим категориям в 2006-2009 годы представлена втаблице 3
2006 2007 2008 2009 млн. леев % в общей сумме
% в
ВВП млн. леев
% в
общей сумме % в ВВП млн. леев
% в
общей сумме % в ВВП млн. леев
% в
общей сумме % в ВВП Расходы, всего 16.479,0 38,3 19.478,5 39,5 21.557,7 38,5 23.874,3 37,7 Обслуживание гос.долга 607,1 1,4 553,3 1,1 556,0 1,0 623,0 1,0 Внутреннего 338,9 0,8 341,0 0,7 344,9 0,6 326,3 0,5 Внешнего 268,2 0,6 212,3 0 4 211,1 0,4 296,7 0,5 Кредитование минус погашение -39,8 -0,1 -23,8 0,0 -40,5 -0,1 -34,6 -0,1 Дискреционные расходы 15.911,7 100,0 37,0 18.949,0 100,0 38,4 21.042,2 100,0 37,6 23.285,9 100,0 36,8 Текущие расходы 13.877,6 87,2 32,3 16.650,8 87,9 33,8 19.084,1 90,7 34,1 21.633,5 92,9 34,2 Расходы на персонал 3.894,0 24,5 9,1 4.920,1 26,0 10,0 5.732,0 27,2 7,8 6.658,3 28,6 8,2 Товары и услуги 3.594,9 22,6 8,4 4.582,7 24,2 9,3 5.122,8 24,3 9,1 5.692,3 24,4 9,0 за счет фондов медицинского страхования 1.514,3 9,5 3,5 1.998,7 10,5 4,1 2.293,9 10,9 4,1 2.628,7 11,3 4,2 Трансферты для производственных целей 1.134,2 7,1 2,6 1.212,1 6,4 2,5 1.319,6 6,3 2,4 1.415,1 6,1 2,2 Трансферты населению 4.933,2 31,0 11,5 5.681,3 30,0 11,5 6.625,3 31,5 11,8 7.584,3 32,6 12,0 за счет фондов медицинского страхования 4.378,2 27,5 10,2 5.010,3 26,4 10,2 5.917,9 28,1 10,6 6.818,0 29,3 10,8 Другие расходы 321,3 2,0 0,7 254,6 1,3 0,5 284,4 1,4 0,5 283,5 1,2 0,4 Капитальные расходы 2.034,1 12,8 4,7 2.298,2 12,1 4,7 1.958,1 9,3 3,5 1.652,4 7,1 2,6
Динамика расходов связанных с персоналом в 2007-2009 годы,свидетельствует o их снижении как доля в ВВП с 9,6% в 2007 году до 8,2 % в 2009 году. Вдействительности, это не представляет прямое сокращение расходов, а лишь ихперераспределение на товары и услуги в связи с внедрением обязательногомедицинского страхования. Это наблюдается с 2004 года, когда обязательноемедицинское страхование было введено повсеместно. Таким образом, расходысвязанные с персоналом в ВВП снизились до 7,8% в 2008 году, а в 2009 году онивыросли незначительно на 0,4 процентных пункта. За исключением расходов наперсонал, перераспределенных в результате внедрения обязательного медицинскогострахования, удельный вес этойкатегории экономических расходов в ВВП, был относительно стабильным иварьировал между 8 % в 2007 году и 8,2 % — в 2009 году. На расходы связанные сперсоналом оказала влияние реформа заработной платы, начатая в 2006 году.Реформа внедрялась постепенно до 2010 года, в рамках общего объемарасполагаемых ресурсов. В 2007-2009 годы в этих целях ежегодно выделилидополнительные ассигнования: в 2007 году — 968 млн. леев, в 2008 году — 792млн. леев и в 2009 году — на 907,2 млн. леев. Учитывая влияние реформызаработной платы, удельный вес расходов связанных с персоналом в ВВП,увеличился с 9,1% в 2006 году до 10,5% в 2009 году.
Расходы на товары и услуги в 2006-2009 годы имели обратнопропорциональные тенденции расходам на персонал и отражают следствие внедренияобязательного медицинского страхования. Исключая расходы на товары и услугимедицинских учреждений, которые действуют в условиях обязательного медицинскогострахования, в 2006-2009 годы, эта категория расходов была стабильной. В 2008году удельный вес в ВВП сократился на 0,3 процентных пункта и составил 4,9процента, и сохранился на этом же уровне в 2009 году.
В будущем расходы на товары и услуги возрастут как вноминальном выражении, так и в реальном. В 2007 году удельный вес этих расходовв ВВП увеличился на 0,8 пункта и составил 9,3 процента. Около половины этогороста составляет увеличение расходов в рамках услуг обязательного медицинскогострахования. В 2008 и 2009 годы удельный вес в ВВП расходов на товары и услугисократился на 0,1 процентного пункта ежегодно, как результат снижения темповроста расходов за счет фондов обязательного медицинского страхования.
Трансферты напроизводственные цели включают поддержку аграрного сектора, работы по ремонту исодержанию публичных дорог и отдельных учреждений культуры, а также работы поблагоустройству территорий и услуг по оценке недвижимости. В 2006-2009 годыобъем трансфертов на производственные цели росли ускоренными темпами, удельныйвес в ВВП увеличился с 1,3% до 2,%. Значительный рост трансфертов на производственные цели являетсярезультатом поставленных задач по социально-экономическому развитию ипредполагается, в основном, за счет трансфертов на благоустройство территорий,финансируемых из бюджетов АТЕ — на 0,3 пункта, трансфертов на поддержкуаграрного сектора — на 0,2 пункта, трансфертов для ремонта и содержанияпубличных дорог и трансфертов на поддержание учреждений в области культуры — на0,1 пункта