РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине: Организация исполнения бюджета
На тему:Система исполнения бюджета
Тюмень 2009
Содержание
Введение
1 Общаяхарактеристика организации исполнения бюджета
2 Преимуществаказначейской системы над банковской системой исполнения бюджета
Заключение
Списоклитературы
Введение
Изменениеэкономического устройства страны после распада СССР затронуло все сферы жизнигосударства, в том числе и бюджетное устройство. До начала рыночных реформ вусловиях плановой экономики бюджетная система России строилась по типичным дляунитарного государства принципам — единства и централизма.
Собразованием самостоятельного суверенного государства и в результате глубокихдемократических преобразований начался процесс создания новой бюджетнойсистемы, нового бюджетного законодательства, в котором, в частности, нашлоотражение разграничение полномочий федеральных органов и субъектов РоссийскойФедерации, появление новых негосударственных участников финансовой системы,включая коммерческие банки.
Сегодняперед российской финансовой системой поставлена задача повышения эффективностибюджетного процесса, которая должна выражаться в снижении рисков возникновениядефицита бюджетных источников, осуществлении полного контроля за целевымиспользованием средств. Данные меры призваны исключить просчеты припланировании и использовании бюджетных ресурсов.
Гибкостьбюджетной системы подразумевает способность адекватно реагировать на постоянноменяющиеся условия внешнего и внутреннего характера, без нарушения ееустойчивости, что предполагает использование таких инструментов управления,которые позволили бы наиболее полно унифицировать и стандартизировать этапы ипроцедуры исполнения бюджета.
Однимиз ведущих инструментов оптимизации бюджетного процесса является казначейскаясистема исполнения бюджета. Роль Казначейства как важнейшего элемента всейбюджетной системы очевидна и определяется необходимостью централизации в рамкаходного исполнительного органа — движения всех денежных потоков, какпоступающих, так и исходящих. В процессе реализации принципа централизованногоуправления бюджетными средствами достигается одна из важнейших задачэффективной бюджетной политики — целевое использование средств и осуществлениеполного финансового контроля.
Современнаяпрактика исполнения бюджетов свидетельствует о том, что имеются все предпосылкидля разработки единых стандартов казначейского исполнения бюджетов с цельюсоздания стимулов для выработки и проведения органами власти рациональной иответственной политики в условиях нового этапа развития бюджетного федерализмав России.
Припостроении систем казначейского исполнения бюджета особое внимание необходимоуделять вопросам стандартизации процедур, сведения их в единые организационныеформы сбора, обработки и представления информации.
Результатомдолжна стать разработка и внедрение на государственном уровне принциповиспользования общих и стандартизированных программных средств исполнениябюджета.
Цельюданной работы является определение возможности совершенствования механизмаисполнения бюджета.
1 Общая характеристика организации исполнения бюджета
Наэтапе к рыночной системе отношений государству необходимо найти новые формыуправления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом,создаются предпосылки для образования новой структуры, обеспечивающей исполнениефедерального бюджета.
Исполнениебюджета — это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов вцелом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений впределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Исполнениебюджета как сложное финансовое явление охватывает 2 стадии бюджетного процесса:выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета в узком смысле слова) исоставление и утверждение отчетности об исполнении бюджета.
Вмировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
· казначейская,при которой на специальные органы министерства финансово (Казначейство)возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетнымисредствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателейбюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетныхучреждений;
· банковская,когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк(возможен вариант участия и коммерческих банков);
· смешанная,для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так ицентральным банком.
С1918 года в СССР сложилась банковская система исполнения бюджета, котораяпрактически без изменений просуществовала до 1992 г.
Сраспадом СССР и появлением коммерческих банков, для которых исполнение бюджетане носило приоритетного характера, Министерство финансов потеряло контроль забюджетными средствами, что характеризовалось задержками в перечислении налоговв бюджет, а также несвоевременным финансированием бюджетных расходов илинецелевым использованием средств бюджета. [11, c. 16]
Всеэто обусловили переход к казначейской системе исполнения бюджетов, в первуюочередь федерального бюджета. В РФ Федеральное казначейство было образовано всоответствии с Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от08.12.1992 г № ц1556.
Таблица 1
Характеристика систем исполнения бюджета Система исполнения бюджета Казначейская Банковская Смешанная
Орган государственной
власти, осуществляющий организацию исполнения бюджета Федеральное казначейство Центральный банк
Объединяет
в себе
черты обеих систем Осуществление операций получателей бюджетных средств
Через
территориальные
органы ФК Через уполномоченные банки Особенности функционирования
Эффективный
контроль за
бюджетными
расходами
Отсутствие
оперативного контроля
за расходованием бюджетных средств
Сравнительныйанализ процесса доведения средств федерального бюджета до получателей в период досоздания системы федерального казначейства и после ее создания, представленныйна рисунке, позволяет утверждать, что во втором случае уменьшается количествозвеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможностиусиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Исполнениебюджета начинается после его утверждения законодательным органом власти (СоветФедерации).
Висполнении бюджетов принимают участие все органы государственной власти иместного самоуправления, организации, учреждении и граждане, которые являютсяплательщиками или получателями бюджетных средств. [2, c.700]
Всистему органов, обладающих полномочиями по исполнению бюджетов, входятфинансовые органы, Центральный банк России, органы государственного финансовогоконтроля.
2 Преимущества казначейской системы над банковской системойисполнения бюджета
Банковскаясистема исполнения бюджетов в России действовала с 1918г. Эта системапосредством Государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов,включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределениедоходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организациюучета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.
Прибанковской системе исполнения федерального бюджета по доходам основнымиучастниками этого процесса были: налогоплательщики, банки, налоговые органы,Центральный банк и Минфин.
Средстваналогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральномбанке или коммерческих банках. Один раз в пять дней банки отчитывались передЦентральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета,обобщенная информация в эти же сроки поступала в Минфин.
Вотчетности Центрального банка не была предусмотрена детализация доходов всоответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основныедоходные источники.
Функцияналоговых органов в исполнении бюджета по доходам состояла в распределениирегулирующих сумм и учете поступлений доходов в бюджет. Государственнаяналоговая служба два раза в месяц осуществляла сбор информации о поступившихналогах и иных сборах на территории РФ, обобщала ее и представляла вМинистерство финансов.
Действовавшаясистема учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объемахпоступивших доходов, что отрицательно сказывалось на точности краткосрочныхпрогнозов о налогах и платежах, установлении реальных лимитов по расходам,предусмотренным в бюджете, а следовательно, и на своевременностифинансирования.
Крометого, не была обеспечена идентичность данных отчетности Госналогслужбы иЦентробанка вследствие неполноты учета доходов органами налоговой службы иотсутствия сверки.
Исполнениефедерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось черезсчета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадиибюджетного финансирования: первая – выделение объемов бюджетных назначений ивторая – осуществление кассовых расходов бюджетополучателям. [5, c. 54]
Доведениебюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном черезкоммерческие банки, что давало возможность последним «прокручивать» этисредства, участвовать на рынке ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы засчет этих средств.
Применениеказначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всеготем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которыевозникают в процессе исполнения бюджета, — доходный и расходный – на одномсчете.
Такойпорядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.
Внаучной литературе наиболее удачное определение понятия «казначейская системаисполнения бюджета» дал А… И. Романенко: «при казначейской системеобязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующемунепосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненныеработы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляетказначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств».
Приказначейской системе процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован. Онпозволяет четко контролировать следующие показатели:
· объем бюджетныхназначений;
· гарантированные лимитыфинансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источникамифинансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает правопринимать на себя финансовые обязательства);
· объемы фактическизаключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовымобязательствам);
· объемы произведенныхавансовых платежей по заключенным договорам;
· суммы счетов,предъявляемых к оплате, и объемы других необходимых выплат;
· сумму средств,причитающихся к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур,подтверждения товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ,начисления заработной платы и других видов денежного содержания;
· сумму фактическогоперечисления бюджетных средств со счета.
Причинамивоссоздания казначейства послужило изменение политической и экономическойсистем общества и последовавшее вслед за этим провозглашение независимости РФ,что потребовало реформирование бюджетной системы.
Свыходом экономики из рамок централизованного планирования стала изменятьсябанковская система.
Образованиекоммерческих банков и переориентация функций Центрального банка привели к тому,что был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств.
Какрезультат, возникли задержки в перечислении бюджетных средств, допускалось ихнецелевое использование.
Крометого, существенным недостатком банковского исполнения бюджета стало наращиваниеинфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялосьавтоматически и носило эмиссионный характер.
Суммыбюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т.е.министерств и ведомств, и перераспределялись далее с помощью коммерческихбанков.
Банковскаясистема многоступенчата, что замедляло скорость прохождения средств. Визвестной степени Минфин, как главный распорядитель бюджетных ассигнований, быллишен возможности контролировать прохождение и целевое использование этихсредств. [4, c.232]
Еслиговорить об исполнении доходной части федерального бюджета, то выход налоговыхорганов из подчинения Минфину РФ привел к ведомственному разрыву в передачеинформации, необходимой для оперативного управления процессом исполненияфедерального бюджета.
Поканалам Государственной налоговой службы РФ стали проходить главным образомсведения о начисленных суммах налоговых платежей; в то же время Минфин РФлишился возможности своевременно получать от своих территориальных органовдостоверную информацию о фактически перечисляемых в доход федерального бюджетасуммах, что приводило к задержке реального финансирования. [10, c. 12]
Такимобразом, в условиях перехода к рыночной экономике и дефицита бюджетных средствиспользование банковской схемы исполнения бюджета привело к следующимнегативным последствиям:
§ наблюдаласьнизкая оперативность в зачислении доходов, а отсутствие единой методики распределениярегулирующих налогов лишало эффективности процесс управления бюджетнымиресурсами;
§ отсутствовалаоперативная информация о полученных доходах и проведенных расходах. Какследствие, было затруднено точное определение потребности в заемных средствах;
§ входе исполнения бюджета фиксировались лишь два показателя: объемы бюджетныхназначений и суммы фактического платежа, что исключало возможность разумногоманевра средствами федерального бюджета;
§ усложнилсяконтроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов,существовала возможность нецелевого использования и злоупотреблений;
§ «пробег»бюджетных средств до конечных получателей был недопустимо долог, следствиемэтого являлся срыв сроков выплаты заработной платы и социально значимых выплат,что приводило к росту социальной напряженности;
§ сложилсявысокий уровень остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков.
Ксередине 1992г. система исполнения федерального бюджета Российской Федерациипрактически вышла из-под контроля Правительства.
Анализрезультатов исполнения бюджета показывал, что в начале 90-х годов в Россииназрела необходимость более четкой реализации функций, связанных с пополнениемгосударственной казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов.
В1992 г. согласно Указу Президента РФ от 8 декабря №1556 «О Федеральномказначействе» была образована система органов Федерального казначейства. Всоставе Министерства финансов РФ было образовано Главное Управлениефедерального казначейства, структура, задачи, функции, права и обязанностикоторого были определены Положением «О Федеральном казначействе», утвержденнымСоветом Министров – Правительством РФ от 27 августа 1993 г. № 864.
Системаорганов Федерального казначейства должна была «замкнуть» на себе осуществлениеи учет всех операций со всеми государственными федеральными ресурсами.
Важнейшаяроль казначейства – претворить в жизнь утвержденный федеральный бюджет ипроконтролировать расходование средств.
С1 января 2005 года Федеральное казначейство (Казначейство России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющимв соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительныефункции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживаниюисполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному итекущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджетаглавными распорядителями, распорядителями и получателями средств федеральногобюджета.
Федеральноеказначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через своитерриториальные органы во взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РоссийскойФедерации, общественными объединениями и иными организациями.
Казначейскоеисполнение бюджета в Российской Федерации основывается на принципе единствакассы, предусматривающем зачисление на счета казначейства всех доходов ипоступлений из источников финансирования дефицита бюджета и выплату всехпредусмотренных бюджетом выплат. Проведение операций, минуя систему балансовыхсчетов казначейства, запрещается.
Однимиз направлений совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерацииявляется перевод с 1 января 2006 года исполнения бюджетов субъектов Федерации иместных бюджетов на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства.
СубъектыРоссийской Федерации и муниципальные образования в связи с этим получилисущественные преимущества, а именно обеспечено:
· внедрениеединой методологи, технологии и механизмов по исполнению бюджетов на всейтерритории Российской Федерации;
· использованиеединой для всех бюджетов методологии взаимодействия с платежной системой БанкаРоссии (платежные документы, электронное взаимодействие);
· повышениекачества исполнения бюджетов;
· повышениедостоверности и своевременности отчетности об исполнении бюджетов;
· сокращениезатрат на внедрение и техническую поддержку кассового обслуживания исполнениябюджетов, которое обусловлено тем, что органы федерального казначействаобслуживают региональные и местные бюджеты на безвозмездной основе;
· обеспечениесоблюдения принципа единства кассы.
Федеральнаяказначейская система позволяет проводить государственную бюджетную политику,эффективно управлять доходами и расходами в процессе исполнения бюджетовбюджетной системы РФ, повышать оперативность в финансировании государственныхпрограмм, усилить контроль за поступлением, целевым и экономным использованиемгосударственных средств в Российской Федерации.
Казначейскаясистема исполнения федерального бюджета позволяет:
ü повысить эффективностьиспользования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности,своевременности и рациональности их расходования;
ü снизить стоимостьобслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозированиядоходов и расходов на базе оперативного учета и контроля;
ü ускорить оборачиваемостьбюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя доконечных получателей.
Прикассовом исполнении бюджетов, обслуживаемых системой Федерального казначейства,казначейский орган берет на себя самые объемные, затратные, трудоемкие исложные в информационно-техническом плане операции.
Органыказначейства представляют руководству страны достоверную информацию о состояниифедерального бюджета на конкретную дату и в принципе обладают информацией офинансовом состоянии государства, что способствует сосредоточению вниманияруководства страны на коренных проблемах развития государства, помогают впринятии важнейших управленческих решений.
Впоследнее время органы казначейства в различных странах, помимо основных своихфункций, связанных с процессом исполнения бюджетов различных уровней, начинаютиграть все более активную роль в системе государственных финансов.
Органыказначейства становятся некими особенными государственными финансовымиорганами, наделенными полномочиями в сфере экономики и государственныхфинансов. Например, используя временно свободные бюджетные средства, органыказначейства используют их в качестве кредитных ресурсов на межбанковскомкредитном рынке, а также для предприятий и организаций.
Всечаще органы казначейства выходят на рынки капиталов, где являются заемщиками икредиторами, используя свои кассовые остатки на счетах, включая временносвободные бюджетные средства в депозиты и ценные бумаги, тем самым, обеспечиваядополнительный доход бюджетной сфере.
Используяинститут казначейства, государства все активнее начинают оказывать влияние нате сферы финансов и экономики, в которых изначально основную роль играличастные компании.
Использованиесвободных денежных бюджетных ресурсов в финансово-кредитной сфере в России ужедавно обсуждается на различных уровнях власти.
Такоестановится возможным благодаря существующему бюджетному порядку казначейскогоисполнения бюджета по расходам.
Этосвязано с тем, что обязательства бюджетополучателей перед своими контрагентамии бюджетные права, выделяемые главными распорядителями бюджетных средств наоплату этих обязательств, исходя из лимитов бюджетных обязательств, могут несовпадать по времени, из-за особенностей заключаемых бюджетополучателямисоглашений, контрактов со своими контрагентами.
Однако,как только главные распорядители получают информацию о возникших обязательствахбюджетополучателя, они, реализуя предоставленные им Минфином свои бюджетныеправа, отправляют расходные расписания на оплату в территориальные органыФедерального казначейства, которые на основе предоставленной информацииучитывают бюджетные права на лицевых счетах, открытых бюджетным организациям, исоответствующего им остатка денежных средств на едином казначейском счете40105.
Такимобразом, у органов казначейства есть возможность оперировать свободнымиденежными ресурсами, извлекая из этого дополнительные преимущества длягосударства.
Используявременно свободные бюджетные ресурсы казначейство, при соответствующемизменении Бюджетного кодекса, может:
— во-первых, размещать временно свободные денежные средства на межбанковскомкредитном рынке срок от 1-2 дней до нескольких месяцев.
— во-вторых, казначейство может самостоятельной выпускать собственные ценныебумаги — казначейские обязательства с предполагаемым сроком погашения до З-5лет.
Занимаясьразмещением казначейских обязательств казначейство сможет обеспечить притокденежных средств, которые по стоимости будут дешевле, чем иностранныезаимствования или кредиты коммерческих банков, обеспечивая дополнительный доходбюджетной сфере.
Крометого, опыт функционирования и развития казначейств других стран показывает, чтои в России необходимо создание государственной финансовой информационнойсистемы, которая предоставит органам власти и управления оперативную идостоверную информацию о состоянии государственных финансов, позволив тем самымобеспечить эффективное управление ими.
Заключение
Такимобразом, в правовом регулировании системы исполнения бюджета мы можем выделитькак положительные черты, так определенные проблемы.
Кположительным сторонам можно отнести переход России на казначейскую системуисполнения бюджета, так как банковская система исполнения бюджета является“рисковой”: коммерческие банки разоряются, и деньги застревают внеплатежеспособном банке, а так же законодательное закрепление принципаединства кассы.
Всовершенствовании, в первую очередь, нуждается правовое регулированиеисполнения бюджета по расходам.
Несовершенствоправового регулирования в данной сфере наносит ущерб бюджету (неэкономноерасходование бюджетных средств) и является причиной злоупотреблений всемиучастниками бюджетного процесса, от федерального казначейства до получателейбюджетных средств.
Список литературы
1. Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджетав Российской Федерации: Учеб. пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. — М.:Финансы и статистика, 2009. – 123 с.
2. Бюджетная система России: учеб./ под ред. Г.Б. Поляка; — М-во образования РФ; УМЦ «Проф. учебник».- Изд.2-е, перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-703 с.
3. Бюджетное право: учеб. пособие для вузов / Д.А. Ремихановаи др. под ред. Г.А. Поляка, П.И. Кононова; М-во образования РФ, Учеб.-метод.центр « Проф. учебник» Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон иправо,2009.- 239 с.
4. Бюджетная система РФ: учеб. пособие для вузов / под. ред.Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. — М.: Феникс, 2006.-с.234 с.
5. Бюджетная система РФ: учебник / Максимова Н.С., ПодпоринаИ.В. — М.: Дашков и Ко, 2008.- 423 с.
6. Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной.М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
7. Финансы. Учебник/под ред. Проф. В.В. Ковалёва. – М.: ПБОЮЛМ. А. Захарова, 2001
8. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2008.
9. Юденков Ю.Н. Концептуально-правовые основы формированиябюджета. Бюджетная система Российской Федерации. – М.,2007.
10. Яковлев А.С. Банковская система // Эксперт. 2009. № 6
11. Ягудина Е.Р. Организация исполнения бюджета в РФ // Деньгии кредит. 2009. № 2