Реферат по предмету "Литература"


Мастерство портретной характеристики в творчестве писателей XIX века (М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)

Реферат по литературе
на тему: «Мастерство портретнойхарактеристики
в творчестве писателей XIX века
(М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев,Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)»




Содержание

I.           Введение…………………………………………………………………..1-4   
1.Актуальность исследования
2.Проблема в оценке критиков
3.Определение понятия «портрет в литературе»
4. Цели и гипотеза исследовательскойработы
                                                              
      II.     Основная часть:………………………………………………………4-27
1. Историко-социальныепредпосылки  возникновения новых методовизображения внешности героя литературного произведения ……………………………………………………………………………………………….4-7
2.        «Тотальный психологизм» портретов
 М.Ю.Лермонтова:……………………………………………………………………………………..7-13
а) М.Ю.Лермонтов один из первых использует описание внешности для раскрытиявнутренних качеств персонажей;
б) главный герой романа «Герой нашеговремени» обладает талантом тонкого физиогномиста;
в) компоненты портретной характеристикиПечорина;
г) взгляды и жесты персонажей – это «зримый облик чувств» героев романа.

3.  «Портрет-очерк»И.С.Тургенева:………………………………13-17
а)   «статичные портреты» героев И.С.Тургенева выполняют в произведении рольпараллельного сюжета;
б) художественная деталь в описаниивнешности как прием типизации;
в) внешность Базарова – типизация образабез утраты яркой индивидуальности;
4. «Полидинамичные портреты» и  застывшие образы Л.Н.Толстого:………………………………………………………………………………17-21
а) новаторство Л.Н.Толстого в изображении внешности героев, отличие методови приемов мастера от предшественников;
б) раскрытие образа Наташи Ростовой черезописание ее внешности;
в) глаза – зеркало души героя и способавторской психологизации образа;
г) герои романа «Война и мир» делятся нена положительных и отрицательных, а на изменяющихся и застывших.                  
4.«Быстрый живописец» человеческой души
           Ф.М.Достоевский:……………………………………………………………………………21-27
 
                         а)    нетрадиционность портретного рисунка впроизведениях Ф.М.Достоевского; 
                         б) сюжетообразующая рольпортрета героя в романе «Преступление и наказание»;
                         в) двойной портретРаскольникова как отражение внутреннего раскола главного героя, совершившегоубийство.
                                                           

III.       Заключение. Эволюция психологического портрета врусской прозе XIX века была обусловлена исторически и социально. ТворчествоМ.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского демонстрируют намразличные способы передачи внутреннего содержания образа литературного героячерез его внешность. ……28-30                                                                        

IV. Библиография ………………………………………………………………31                            
      V. Приложение………………………………………………………………..33  
























I.Введение
Создание теориилитературного портрета в русской литературе XIX века – проблема в отечественномлитературоведении актуальная на протяжении длительного времени. Сегодня можнодаже выделить несколько этапов её изучения, когда интерес авторов к портрету врусском романе XIX века становился особенно активным. Так, например,  повышенное внимание к проблемам поэтикинаблюдается в 20-30 и 60-70-е годы XX века. Несмотря на появление вотечественном литературоведении ряда работ, авторы которых высказываются впользу изучения проблем формы, в частности, портрета, законченной исистематизированной концепции до сих пор не создано. Ещё в  1927 году А.И.Белецкий, говоря онеобходимости изучения «вопроса поэтики данной эпохи, художественногоприёма», утверждает, что плодотворность «такого рода исследованияпоказывает немецкая научная литература», в которой, в отличие от нашеголитературоведения, регулярно «появляются научные работы, посвящённые,например, приёмам описательного стиля (пейзаж, портрет)». По мнениюученого, именно благодаря исследованиям такого рода «немецкая романтика…известна нам лучше всех остальных».
  М.М. Бахтин в работе «Слово в романе» (1934-1935гг.), говоря  о необходимости изученияпроблем поэтики произведения, отмечал, что «роман долгое время был предметомтолько отвлечённо-идеологического рассмотрения и публицистической оценки»,а «конкретные вопросы стилистики вовсе обходились, или рассматривалисьпопутно и беспринципно». Исследователи, как правило, «ограничивались пустыми оценочнымихарактеристиками языка – «выразительность», «образность», «сила», «ясность» ит.п., — не вкладывая в эти понятия никакого сколько-нибудь определённого ипродуманного стилистического смысла».
  В 20-30-е годы XX века изучением поэтикихудожественного произведения занимались такие талантливые исследователи, как А.И.Белецкий,В.М.Жирмунский, М.М.Бахтин, Б.М.Эйхенбаум и др.
  Вопросы поэтики вновь обращают на себявнимание литературоведов в конце 60 – начале 70-х годов XX века. В это времяиздаются труды А.И.Белецкого, В.В.Виноградова, В.М.Жирмунского,М.М.Бахтина и др., а также появляются новые исследования: «Искусствопортрета» Б.Е.Галанова (1967 г.), «Женские образы в романе Лермонтова«Герой нашего времени» Б.В.Неймана (1961 г.), «Проблемы поэтики итипологии русского романа» В.Г.Одинокова (1971 г.).
  Таким образом, я подтвердила тот факт, чтообстоятельных работ, посвящённых портрету в литературе не так уж и много,поэтому проблема совершенствования методов описания внешности героев в сторонупсихологизации в русской литературе XIX века до сих пор представляет собойобширное поле для исследования. Особого внимания при обращении к изучениюданного вопроса заслуживают именно те работы, в которых не только вскользьотмечается актуальность проблемы, но  ипредпринимается обстоятельная попытка проанализировать поэтику произведения. Кчислу таких работ относится исследование М.О.Габеля «Изображениевнешности лиц». Автор статьи обращает внимание на различие подходов кизображению наружности человека в литературе и живописи, приводя  в доказательство мнение Лессинга –автора знаменитого эстетического трактата «Лаокоон, или граница живописи ипоэзии» (1766 г.), который считает, что, в отличие от живописца, поэт вописании внешности человека бессилен. «Зато он властен заставить наспочувствовать, рассказывая о впечатлении, производимом этой внешностью наокружающих». 
Литературныйперсонаж – обобщение и в то же время конкретная личность. Портрет персонажа –описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображениевидимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться. Самтермин «портрет» заимствован из живописи, а корни слова восходят к латинскому«protrahere», что означает «извлекать наружу», «обнаруживать». Позднее смыслслова расширился, и появилось еще одно значение – «изображать»,«портретировать». Однако в живописи портрет – это жанр, а в литературе –элемент повествования. Литературный портрет «родился» из живописного, но нельзяне отметить их принципиальных различий. Об особенности литературной портретнойхарактеристики и пойдет речь в моём исследовании.
  Французский исследователь Гривель встатье «История в лице», посвящённом физиогномике человека, рассматривает лицокак «текст», автором которого в определённом смысле является тот, кто на негосмотрит. Исследователь отмечает такой парадокс: чем подробнее авторинтерпретирует внешность персонажей, тем большую свободу он оставляет своемучитателю. Функции такого читателя в произведении берут на себя другиеперсонажи, «вычитывая» во внешнем облике другого то, что внушает емусобственная психология и культура.
Объектом моегоисследования станет творчество четырех великих классиков русской литературы,создавших новые жанровые формы и определивших дальнейшее развитие мастерствапортретной характеристики в современной реалистической прозе.
Цельмоей исследовательской работы:
-опираясь на достижения в изучении указанной темы литературоведческой науки исамостоятельно анализируя художественные тексты, ответить на вопросы: почему икак меняются приемы и методы описания внешности героев в русской литературе XIXвека в творчестве М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
-используя  примеры из художественныхтекстов, выявить индивидуальные особенности портретирования у каждого изчетырех писателей с целью определения авторской концепции изображения человекав сложном переплетении внешнего и внутреннего.
Врезультате проведенного исследования я намерена подтвердить гипотезу:
1.Совершенствование литературных форм и их тяготение к всё большей психологизациибыло обусловлено историческими изменениями социального устройства общества.
2.В художественном мире М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого иФ.М.Достоевского мастерство портретной характеристики совершенствовалось как вплане преемственности методов, так и в сторону индивидуализации творческихприемов.
II.Эволюция психологического портрета в русском
реалистическом романе XIX века (в творчестве М.Ю.Лермонтова,И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского)
Начать разговор овозникновении и развитии психологического портрета в русской литературе XIXвека мне хотелось бы с определения историко-социального фона, на котором ипроизошли открытия принципиально новых способов изображения человека влитературе. Это необходимо для того, чтобы понять, как историческиеусловия  могут влиять на развитиилитературы. Ведь искусство всегда так или иначе отражает реалии жизни.
30-90-е годы XIX века– это период становления капиталистического общества, связанный ссовершенствованием орудий труда и техники. Как следствие, формируются иныесоциальные отношения, повлекшие появление новых слоев общества. Все это,безусловно, находит отражение в произведениях передовой художественнойлитературы, а так называемые образы-типы, «взятые» из реального мира,становятся главными героями новых произведений.
Первая треть XIX века– период обостренного внимания передовой части русского общества кестественнонаучным знаниям. Это было характерным признаком времени. В различныхсферах естественной науки делались всё новые и новые открытия, возникали целыеучения и школы, и всё это находило большой отклик не только у ученых истудентов, но и в среде людей, далеких от науки, в том числе среди писателей ипоэтов. Многие из них базировались на материалистическом учении, поэтомукоренным образом меняется взгляд на человека с точки зрения науки и, как следствие, искусства.
В конце XVIII – началеXIX веков особой популярностью пользуются теории связи внешних данных человекас его внутренним миром. Основателями таких учений стали И.К.Лафатер (физиогномика)и Ф.Й.Галль (френология).
Иоганн Каспар Лафатер – известный швейцарский писатель, поэт, моралист, проповедник,ученый, один из представителей младшего поколения просветителей, прославившийсясозданием учения, названного физиогномикой. Смолоду Лафатер пристальновглядывался в человеческие лица, которые и сопоставлял с характерами ипоступками их обладателей. Результатом нескольких лет наблюдений и исследованийстала работа «Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний илюбви». (1775-1778гг.) Это исследование стало новой вехой в подходе к личности,к внешним проявлениям её внутренней жизни, нюансы которой остро ощущалисьЛафатером. Сам исследователь о своем учении писал: «Я называю физиогномикойспособность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности замечатьнекоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза». 
Чтобы понять масштабывлияния учения Лафатера на прогрессивную часть общества, перечислим некоторыеисторически подтвержденные факты. Советчиком и редактором в составлении«Физиогномических фрагментов…» был сам Гёте. В России много помограспространению сведений о Лафатере Н.М.Карамзин, а их переписка сталаярким эпизодом в истории духовного обмена между Россией и Швейцарией. Надгипотезами ученого размышлял и А.Н.Радищев. Читая «Путешествие изПетербурга в Москву», мы находим в главе «Новгород» прямое упоминание оЛафатере: «Прервем речь, читатель… Я тебе во удовольствие нарисую всючестную компанию… Если точных не спишу портретов, то доволен буду их силуетами.Лаватер и по них учит узнавать, кто умен, а кто глуп».
В 20-30-е годы интереск учению о физиогномике ещё не угас. Он проник в семью Пушкина. Вбиблиотеке Александра Сергеевича сохранились книги на французском языке,посвящённые физиогномике, а книга Лафатера была одним из последних книжныхприобретений поэта. «Осенью 1836 года, нуждающийся в средствах, осаждаемый«жадным полком заимодавцев»,- он тратит 120 рублей на приобретениедесятитомного лучшего издания системы Лафатера, снабжённого многочисленнымигравюрами и рисунками». 
Под влиянием идейЛафатера также находился Н.С.Лесков. В раннем периоде своего творчествафизиогномикой увлекался и Л.Н.Толстой. Р.Ю.Данилевскийсправедливо заметил, что «физиогномика Лафатера, не став наукой, побудила,тем не менее, литературу внимательнее приглядеться к человеческой внешности какк полю психологических наблюдений».
Ещё большее распространение получилов ту пору учение младшего современника Лафатера – австрийского врача Ф.Й.Галля.Он прославился как исследователь анатомического строения мозга. Всемирнуюизвестность принесла ему книга «Новая анатомическая и физиологическая система»(1810-1820 гг.), в которой Галль утверждал, что мозг человека представляетсобой не один, а множество органов,  тоесть разделяется на участки, каждый из которых есть центр определённойспособности ума и характера. Преимущественное развитие того или иного качества отражается в увеличениисоответствующего участка мозга, а поскольку мозг непосредственно соприкасаетсяс черепом, то форма мозга, все его выпуклости отражаются на форме черепа,образуя возвышения на его поверхности. Френология (от греческого «phren»- душа, ум, рассудок и «lego» — говорю) – искусство угадывать характер испособности человека по устройству и форме его черепа. Теория Галля быламатериалистической в своей основе, поэтому он подвергся гонениям со стороныцеркви. Однако его учение было популярно не только среди медиков, но и средилюдей, далеких от медицины. Оно нашло отклик и у русских писателей: А.Бестужева-Марлинского,Н.А.Полевого, В.Ф.Одоевского, А.С.Пушкина. Примером широкогораспространения и всеобщего интереса к системе Галля может служить следующеезамечание: в кабинете Базарова-отца, уездного лекаря, находилась «небольшаягипсовая головка, разбитая на нумерованные четырехугольники». 
Все это существенным образомповлияло на формирование новых приёмов в изображении внешности человека вмировой литературе, выйти на новый уровень, доказав, что внешнее может многое«рассказать» о внутреннем.
1.«Тотальный психологизм» портретов М.Ю.Лермонтова
В отечественномлитературоведении уже давно сложилось определенное отношение к новаторствуизобразительных приёмов М.Ю.Лермонтова, используемых им в своих прозаическихпроизведениях, как первооткрывателю психологического портрета в периодстановления русского реалистического романа. Многочисленные работы историковлитературы, посвященные прозе Лермонтова в целом, а еще более роману «Геройнашего времени», так или иначе касаются вопроса   своеобразия портретной характеристики героеви значения его открытий в последующем движении русской прозы по путипсихологизма.
Современный исследовательтворчества М.Ю.Лермонтова Г.Е.Абеляшева в своей работе «Проблемы поэтикипортрета (На материале романа «Герой нашего времени») (1997 г.) говорит оботкрытии писателя в области портретной характеристики героя: «ОбращениеЛермонтова к душе, характеру и внешности своих героев, творческое использованиеидей Лафатера и Галля, убеждение в том, что внутренние изменения человеканеизбежно влекут за собой внешние, и наоборот: внешние свидетельствуют овнутренних переменах в душе героя, — позволяют говорить о создании собственнойэстетической системы воззрений на взаимосвязь человеческой внешности, души ихарактера».  Работы Лафатера и Галлясыграли существенную роль в выработке лермонтовских способов описания внешностичеловека и его характера. М.Ю.Лермонтов полагал, что литература можетизвлечь существенную выгоду из этих открытий. Об интересе поэта и писателя ктрудам по физиогномике и френологии свидетельствует письмоА.И.Бибикову (февраль 1814 года): «Покупаю для общего обихода Лафатера иГалля и множество других книг». Интересно, что о множестве других книг Лермонтов рассказывать ненамерен, а эти две книги выделяет особо. По мнению В.Асмуса, «вфренологии Галля Лермонтова поразила мысль о телесной, анатомическойопределённости свойств характера, относимых обычно к свойствам ума и души.Этой, еще наивно выраженной точке зрения соответствует наблюдение Печорина надзависимостью духа от состояния тела: «после этого говорите, что душа не зависитот тела».
Главный герой романа«Герой нашего времени» Печорин пристально наблюдает за окружающими: «Яотошел подальше и украдкой стал наблюдать за ней: она отвернулась от своегособеседника и зевнула два раза. Решительно, Грушницкий ей надоел». Такоевнимание Печорина к другим людям во многом обусловлено недоверием к их словам,жестам, с помощью которых часто маскируются истинные чувства и эмоции. Таквозникает его особый интерес к выражению глаз, улыбки – тому «немому»разговору, который часто позволяет получить более верное представление о «внутреннемчеловеке», чем его словесные заверения. Печорин говорит: «Между темкнягине мое равнодушие было досадно, как я мог догадаться по одному сердитому,блестящему взгляду… О, я удивительно понимаю этот разговор, немой, новыразительный, краткий, но сильный!»  
Кроме методанаблюдений, Лермонтов в описании внешнего облика героев активно использует идополняет терминологию физиогномистов и френологов: оригинальная физиономия,черты лица, выразительное лицо, неровности черепа, организм, пестрота негладкойкожи, ироническая гримаса, подвижная физиономия, наружность, выразительныеглаза, тонкие губы, на лице отпечаток неизбежной судьбы, читать в неправильныхчертах отпечаток судьбы и т.д. Не надо забывать, что Лермонтов серьезноувлекался живописью и рисовал не только кавказские пейзажи, но и удивительныепортреты. Всё это помогло писателю создать свой особый мир литературныхпортретов, положивших начало новой эпохе в развитии психологического портрета врусском реалистическом романе. Каждая черта лица, выражение глаз, мимика, улыбкастановилась в его произведениях ключом к пониманию характера того или иногогероя. В портретных изображениях действующих лиц Лермонтов дал образцывсестороннего раскрытия духовного облика человека через его внешность. Описаниенаружности героя становится приёмом его характеристики.
В лермонтоведениинеоднократно отмечалось участие портрета в психологическом анализе «историидуши человеческой» и внимание писателя к диалектике внешнего и внутреннего.Лермонтов стремится показать в своих произведениях «зримый облик чувств». Онизображает смену душевных состояний, находит изобразительные соответствиянастроениям и чувствам, и вместе с этим убеждением возникает вопрос: какимобразом в словесном искусстве достигается иллюзия зримой конкретности?
Попробуем пристальноприглядеться к тому, как Лермонтов создает, «рисует» образ главного героя напримере романа «Герой нашего времени».
Первое описаниенаружности Печорина («Бэла») больше похоже на описание портретов-очерковэпизодических лиц. Автор лишь указывает на три детали его внешности, да и то несамые характерные: тоненький, беленький, мундир новенький. Интересно, чтофизиогномика рассматривает волосы как отражение свойств характера иопределенный знак судьбы. Они полагают, что белые волосы указывают на недостатоктепла (внешнего или внутреннего). А у Грушницкого волосы черные. Это, по мнениюфизиогномистов, признак холерической натуры, опрометчивости и вспыльчивости.Неприметная, на первый взгляд, деталь (светлые и темные волосы) несёт на себене только изобразительную, но и психологическую характеристику героя. Скрытыйпсихологизм деталей побуждает внимательней приглядеться к изображению героев.
Далее в повестифункционирует «разбросанный» (И.А.Петрищева) портрет главногогероя – отдельные черты, характеризующие его внешний облик в динамике:побледнел как полотно; взвизгнул не хуже чеченца; лицо не выражало ничегоособенного. Лишь в повести «Максим Максимыч» я нашла полный портрет Печорина,построенный как статичный, но с отдельными вкраплениями динамичных деталей,которые представлены скорее как авторский комментарий, его фантазия по поводутех или иных черт облика Печорина: «…бледный благородный лоб, на котором подолгом наблюдении можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и,вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевногобеспокойства»;
Следы морщин на лбу,как мне представляется, являются признаком рефлексии и страдания. Читая роман,я нашла подтверждение этому подозрению, но существенной деталью является то,что эти морщины заметны не сразу. Сложная натура главного героя даже вовнешности раскрывается не сразу. Определить возраст Печорина тоже непросто, еговнешность тщательно скрывает истинную натуру:
1) «на вид я ещемальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудривьются, глаза горят, кровь кипит»;
2) «С первоговзгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готовбыл дать ему тридцать».
Исключительную роль впортрете Печорина играет лицо. Многие исследователи отмечали, что такогообъемного, детализированного психофизиологического портрета прежде в русскойлитературе не было. Описание лица Печорина Лермонтов намеренно вкладывает вуста повествователя – странствующего офицера, — чтобы максимально отдалить от себяоценку главного героя. Повествователь пытается как можно более объективноизобразить Печорина, обращая внимание на мельчайшие подробности и высказываясвои догадки относительно заинтересовавших его черт внешнего облика. По мнению В.А.Мануйлова,«это описание сделано с обстоятельностью наблюдателя-клициниста, владеющегонаучным методом». 
При дальнейшем«вчитывании» в лицо персонажа глаза обращают на себя внимание в первую очередь.Благодаря пристальному вниманию Лермонтова к выражению глаз действующих лицможно следить за изменением душевного состояния героев, их настроения взависимости от ситуации. Не случайно, описывая внешность Печорина, автор  подробно останавливается именно наизображении глаз:
1) «Я посмотрелся взеркало; тусклая бледность покрывала лицо моё, хранившее следы мучительнойбессонницы; но глаза, хотя окружённые коричневой тенью, блистали гордо инеумолимо»;
2) «… на лиценичего не заметно (…) только глаза у вас блестят ярче обыкновенного».
 Причем автор описывает скорее не вещественныепризнаки глаз героя, а эмоциональную сторону взгляда. Единственная вещественнаядеталь – цвет глаз – в данном случае тоже обрастает метафористичностью: уПечорина карие, почти черные глаза. У единственного из героев! В этом можноусмотреть некую отмеченность, желание Лермонтова особым образом выделитьПечорина из числа многочисленных персонажей русской романтической прозы. Я ужеупоминала об особенности глаз героя: «…они не смеялись, когда он смеялся».Лермонтовский комментарий этой детали схож с мнением физиогномистов: «Этопризнак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
С целью созданияобъемного динамического портрета Печорина Лермонтов вкладывает описание глазглавного героя в уста различных персонажей романа. Таким образом, различныеточки зрения и суждения о выражении глаз Печорина помогают, с одной стороны,выявить наиболее характерные признаки взгляда героя, а с другой  — отношения между Печориным и другими людьми.Сравним:
1) «Из-заполуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно таквыразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: тобыл блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взглядего – непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятноевпечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не былстоль равнодушно  спокоен» (странствующийофицер о Печорине);
2)  «Кто этот господин, у которого такойнеприятный, тяжёлый взгляд?» (княжна Мери);
3) «…глаза, хотяокружённые коричневой тенью, блистали гордо и неумолимо» (Печорин о своемотражении);
5) «Я вамудивляюсь… Дайте пульс!.. о-го! Лихорадочный!.. но на лице ничего не заметно(…) только глаза у вас блестят ярче обыкновенного» (Вернер);
6) «… в твоейприроде есть что-то особенное (…) ничей взор не обещает столько блаженства»(Вера).
Самые разноречивые отзывы овыражении глаз Печорина служат созданию неповторимого образа героя,психологически сложного и неоднозначного. Характер персонажа не исчерпываетсятолько лишь описанием внешности, нельзя сказать, что это просто совокупностьчерт личности героя. Все характеристики, данные ему в романе, постояннопроверяются, а иногда и опровергаются, подчеркивая противоречивость идиалектичность образа Печорина, в результате чего образ оказываетсянезавершённым и как бы «открытым». Он «перерастает» все мотивировки ихарактеристики, данные на уровне каждого из типов сознания, с различных точекзрения, не имеющих четко обозначенных сцеплений. Образ возникает где-то на ихпересечении, постоянно сохраняя при этом какой-то неразгаданный «потенциал».
Б.Т.Удодов в своей статье о творчестве М.Ю.Лермонтова пишет: «Тотальныйпсихологизм» принадлежит к числу характернейших особенностей лермонтовскоготворчества, определивших особое место поэта в русской литературе».Безусловно, подобное изображение внешности героя, когда за каждой малейшейдеталью или жестом стоит психологическая мотивировка, так называемый «тотальныйпсихологизм», можно назвать настоящим открытием, предопределившим развитиерусской литературы на очень длительный период.
2. «Портрет-очерк» И.С.Тургенева
Новый взглядЛермонтова на внешность человека и поиск новых приемов  создания литературного портрета былиподхвачены и развиты его последователями, в том числе И.С.Тургеневым. Г.Б.Курляндскаятак характеризует отличительные особенности портрета у двухписателей: «Тургенев насыщал портретные зарисовки элементами психологическойхарактеристики. Но психологизация портрета осуществлялась им очень своеобразно:если Лермонтов любую деталь внешнего облика Печорина сопровождаетпсихологическим комментарием, стремясь к всестороннему раскрытию сложногопротиворечивого характера, то Тургенев во внешности улавливал неповторимоесвоеобразие духовного содержания личности путём выделения главной психологическойособенности – но в богатстве её оттенков. Доминирующая черта персонажа, аподчас и его судьба находят своё выражение во внешнем облике».
Портрет у Тургенева- это статическое описание внешности героя, данное часто уже при его первомпоявлении. Противопоставляя подобное описание внешности Тургеневым творческойманере Л.Н.Толстого, избегающего «статического портрета», автор работы  подчеркивает, что тургеневское изображение «сохраняловсё очарование естественности. Образы людей создавались в органическом единствеих внутреннего и внешнего облика, портрет становился средством раскрытияосновных социально-психологических особенностей личности героя».
Интереснопроследить, как создает автор свои портреты, пусть даже это совсем мелкий инезначительный персонаж. Например, в «Отцах и детях» буквально на мгновеньевозникает старый взяточник: «Слуга вошел и доложил о приезде председателяказенной палаты, сладкоглазого старика с сморщенными губами, которыйчрезвычайно любил природу, особенно в летний день, когда, по его словам,«каждая пчелочка с каждого цветочка берёт взяточку». Внешний вид ивпечатление, им вызванное, очерчены всего в четырех словах, но без этих деталей(возраст, выражение лица, глаза, губы) лишается предметной наглядности его«любовь» к природе и реплика-афоризм. Внутренний мир сладкоглазоговзяточника-ханжи исчерпан до дна. Портрет становится как бы продолжениемсюжетной линии, рассказывая нам о жизни героя, становясь своеобразным очеркомего жизни, оставшимся как бы за кадром.
Портреты Тургеневаобыкновенно включают в себя изображение не только внешности, но и костюма.Павел Кирсанов впервые появляется на страницах романа, и мы сразу же узнаем отом, что этот человек среднего роста был одет «в темный английский сьют,модный низенький галстук и лаковые полусапожки».  Тургенев отмечает малейшие подробностикостюма Павла Петровича: «На следующий день во время завтрака на нем был«изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькаяфеска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободудеревенской жиз


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :