Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Сибирский Государственный Технологический Университет
Гуманитарный факультет
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа
На тему: Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка
Красноярск 2010г
/>/>/>/>/>/>/>Введение
Встав в начале 90-х на путьформирования цивилизованной экономики рыночного типа, в результате глубокихинституциональных реформ, Россия добилась к настоящему времени определенныхрезультатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этоговремени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реальнофункционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики.Такая система, как известно, состоит из бюджетного финансирования, системыбанковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов.При этом системе прямого инвестирования следует уделить наибольшее внимание,так как первые две составляющие ограничены. Ресурсы государственного бюджетапредельны исходя из самой сущности его формирования; бюджетное финансированиене должно и не может служить основным источником средств для развития экономики.
Цельюданной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг,проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспективдальнейшего его развития. Задачи данной работы заключаются в том, чтобы изучитьрынок ценных бумаг как элемент финансового рынка, сравнить его с рынком ценныхбумаг на примере одной из развитых стран, выявить проблемы которые придетсярешать в бедующем и предложить пути их решения.
1.Сущность и признаки финансового рынка
Современнаяструктура финансового рынка характеризуется двумя основными признаками:временным и институциональным.
По временномупризнакуразличают денежный рынок, на котором предоставляютсякраткосрочные кредиты (до одного года), и рынок капитала, где выдаются среднесрочные(от 1 года до 5 лет) и долгосрочные кредиты (от 5 лет и более).
По институциональномупризнакусовременный финансовый рынок предполагает наличие рынка(собственно капитала или рынка ценных бумаг) и рынка заемного капитала(кредитно-банковской системы). Кроме того, рынок ценных бумаг (собственногокапитала) подразделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются эмиссииценных бумаг, и вторичный (биржевой) рынок, где продаются и покупаются ранеевыпущенные ценные бумаги. Существует также небиржевой (уличный) рынок ценныхбумаг, где реализуются ценные бумаги, которые по тем или иным причинам не могутбыть проданы на бирже.
Обапризнака финансового рынка характерны для всех развитых стран, однако,безусловно, о состоянии национального рынка судят по второму(институциональному) признаку, в особенности по наличию и степени развитостиего двух основных ярусов: кредитно-банковской системы и рынка ценных бумаг. [7;89-92С]
Уровеньразвития национальных финансовых рынков определяется рядом факторов, средикоторых можно выделить:
· традиции функционирования в странекредитного рынка и рынка ценных бумаг;
· экономическое развитие страны;
· уровень производственного накопленияв стране;
· уровень сбережений населения.
ВРоссийской Федерации на нынешнем этапе экономического развития финансовый рынокпредставлен в основном двумя сегментами — валютным (долларовым) и рынком ценныхбумаг. По оценкам специалистов, на их долю приходится более 90% объемов.
Заметностал активизироваться, после существенного ослабления в результатефинансово-кредитного кризиса 1998 г., рынок ценных бумаг, на который вдокризисный период приходилось до 40% объемов.
На рынокссудного капитала (межбанковских кредитов) приходится не более 10% общегообъема, и в основном преобладают краткосрочные кредиты.
Требуется,естественно, существенная перестройка кредитно-банковской системы в направлениидеятельности ее с реальным сектором экономики (о чем отмечалось).
Рынокценных бумаг (собственного капитала) в ближайшем будущем (по прогнозам специалистов)должен получить существенное развитие, поскольку его ключевой задачей являетсяпривлечение инвестиций, определяющих возможности долгосрочного экономическогоразвития. Этот сегмент финансового рынка обеспечивает оперативный переливфинансовых средств в различные сектора экономики. Кроме того, рынок ценныхбумаг является одним из важнейших инструментов государственной бюджетнойполитики.[8, c 34-35].
1.1Классификация финансовых рынков
Анализфункционирования финансовых рынков предполагает определенную его сегментацию,расчленение, выделение отдельных функционирующих по своим правилам рынков.
Взависимости от целей анализа, а также от особенностей развития отдельныхсегментов финансового рынка в тех или иных странах существуют разные подходы кклассификации финансовых рынков.
Валютныйрынок — это рынок, на котором товаромявляются объекты, имеющие валютную ценность. К валютным, ценностям относятся:
· иностранная валюта (денежные знаки(банкноты, казначейские билеты, монеты, являющиеся законным платежным средствомили изымаемые, но подлежащие обмену) и средства на счетах в денежных единицахиностранного государства, международных или расчетных денежных единицах);
· ценные бумаги (чеки, векселя),фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства,выраженные в иностранной валюте;
· драгоценные металлы (золото, серебро,платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) и природные драгоценные камни(алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг).
В качествесубъектов(участников) валютного рынка выступают: банки, биржи,экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения,правительственные организации.
Объектвалютного рынка (на кого направленыдействия субъекта) — любое финансовое требование, обозначенное в валютныхценностях. Объекты валютного рынка покупаются и продаются субъектами валютногорынка за деньги, находящиеся в обращении. [9; C53-54].
Субъектывалютного рынка осуществляют следующие виды операций: передача покупательнойспособности, хеджирование (страхование открытых валютных позиций), спекуляция(выгода от ожидания изменений валютных курсов или процентных ставок), арбитражпроцентных ставок (получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещениена согласованные периоды по более высокой ставке).
Припроведении операций с объектами валютного рынка (валютных операций) субъектыдействуют не только с точки зрения экономической целесообразности, но и вопределенном поле организационных, экономических и правовых ограничений. Такуюсовокупность взаимоотношений можно назвать системой валютно-финансовыхотношений.
Рынокзолота — это сфера экономических отношений,связанных с куплей-продажей золота как с целью накопления и пополнения золотогозапаса страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления.
В основенаиболее общего деления финансовых рынков на рынки денежных средств и рынкикапиталалежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов.
Рыноккапитала, в свою очередь, подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевыхценных бумаг.Такое деление выражает характер отношений междупокупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке, иэмитентами финансовых инструментов.
Вдеятельности экономических субъектов для обеспечения их текущей ликвидностиважную роль играет рынок денежных средств, называемый также денежнымрынком и имеющий, в свою очередь, несколько сегментов (Схема. 1).
Схема 1.Структура финансового рынка
/>
Преждевсего, следует упомянуть о дисконтном рынкекак обобщающейхарактеристике рынка, на котором продаются и покупаются векселя. Этот рынокиграет особую роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а его значениезаключается в обеспечении равномерного притока денег в экономику. Операторамидисконтных рынков являются центральный банк и коммерческие банки.[
Важнымсегментом денежного рынка является рынок межбанковских кредитов(МБК),на котором коммерческие банки кредитуют друг друга. Межбанковские кредитыпредоставляются в форме продажи излишка средств коммерческого банка нарезервном счете в центральном банке сверх определенной законом величиныобязательных резервов и в форме сделок «РЕПО».
Рынокевровалютпредставляетсобой часть денежного рынка, на котором осуществляется торговля краткосрочнымифинансовыми инструментами, номинированными в евровалютах.
В развитыхстранах существует также рынок депозитных сертификатов.Депозитныесертификаты представляют собой свидетельства о крупных срочных вкладах в банкахи являются ценной бумагой. Поскольку срок обращения депозитных сертификатов,как правило, не превышает один год, эти бумаги можно рассматривать как бумагиденежного рынка.[13;C 38-40]
1.2Инструменты финансового рынка
В основенаиболее общего деления финансовых рынков на рынкиденежных средств ирынки капиталалежит срок обращения соответствующих финансовыхинструментов.
В практикеразвитых стран считается, что если срок обращения финансового инструментасоставляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочныеинструменты (свыше пяти лет) относятся к рынку капитала. Строго говоря, имеется«пограничная область» от одного года до пяти лет, когда говорят о среднесрочныхинструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала. ВРоссии разделение на кратко- и долгосрочные финансовые инструменты несколькоиное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения болееполугода.
Такимобразом, граница между краткосрочными и долгосрочными финансовымиинструментами, равно как и граница между денежными рынками и рынком капитала,не всегда может быть четко проведена. Вместе с тем такое деление имеет глубокийэкономический смысл. Инструменты денежного рынка служат в первую очередь дляобеспечения ликвидными средствами государственных организаций и сферы бизнеса,тогда как инструменты рынка капитала связаны с процессом сбережения иинвестирования. [11; c72-73]
Примерамиинструментов денежного рынка являются казначейские векселя, банковские акцепты,депозитные сертификаты банков.
Кинструментам рынка капитала, например, относятся долгосрочные облигации, акции,долгосрочные ссуды.
Если вкачестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношенияносят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитныеотношения.
На рынкессудного капитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты,предоставляемые на условиях срочности, возвратности и платности. Они включают всебя рынок долгосрочных банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (такжедолгосрочных).
Рынокевровалютпредставляет собой часть денежного рынка, на которомосуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами,номинированными в евровалютах. Евровалюта — общее понятие для обозначениявалют, которые имеют хождение вне страны-эмитента, т.е. широко используются намеждународных рынках при кредитных, депозитных и иных операциях. В первуюочередь к этим валютам относят доллар США, немецкую марку, фунт стерлингов инекоторые другие общепризнанные валюты.
Примероминструментов, обращающихся на рынках евровалют, являются синдицированныекредиты сроком от 3 до 6 месяцев, предоставляемые синдикатами банков из разныхстран в одной из евровалют.
Частьфинансовых инструментов, номинированных в евровалюте, например еврооблигации,относится большей частью к рынкам капиталов.
Врассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховыхполисов и пенсионных счетов, а также ипотечные рынки. Это особые рынки сосвоими финансовыми инструментами и институтами — сберегательными учреждениями,действующими на договорной основе.
Инвестиционнаяполитика страховых компаний и пенсионных фондов направлена на приобретениедолгосрочных финансовых инструментов со сроками погашения, которые наиболееблизко совпадают с их долгосрочными обязательствами.
Необходимостьвыделения ипотечных рынков в составе рынка капитала связана с рядомобстоятельств. Во-первых, ипотечные кредиты всегда обеспечиваются реальнымзалогом в виде земельных участков или зданий. Если заемщик не выполняет своихдолговых обязательств, то имущественные права на залог переходят к кредитору.Во-вторых, ипотечные кредиты не имеют стандартных параметров (различныеноминалы, сроки погашения и т.д.) и соответственно трудно реализуются навторичном рынке. Так, объем вторичного рынка ипотек значительно уступаетобъемам вторичного рынка ценных бумаг, размещенных на рынках долгосрочныхкапиталов. В-третьих, ипотечные рынки в отличие от других рынков долгосрочныхкапиталов в развитых странах строго регулируются действиями специальныхгосударственных органов.[10; 87-89c] 2.1.Рынок ценныхбумаг как сегмент финансового рынка
Рынокценных бумаг является частью финансового рынка и в условиях развитой рыночнойэкономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций.
Можновыделить следующие основные функции рынка ценных бумаг. Их шесть.
Во-первых,рынок ценных бумаг исполняет роль регулировщика инвестиционных потоков,обеспечивающего оптимальную для общества структуру использования ресурсов.Именно через рынок ценных бумаг осуществляется основная часть процесса перетокакапиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений. Курсакций на вторичном рынке, изменяясь под воздействием рыночного спроса ипредложения (естественно, инвесторы стремятся вкладывать средства в наиболеедоходные проекты, одновременно избавляясь от ценных бумаг, оказавшихсямалоприбыльными), определяет цену первичного рынка, который, в конечном счете,только и важен для производства, так как именно на нем предприятия могутполучить средства на развитие. На развитых рынках успех или неудача молодогопредприятия часто бывают обусловлены темпами подписки на его ценные бумаги. Нароссийском рынке мало удачных попыток привлекать ресурсы путем размещенияценных бумаг под серьезные проекты. Например, даже под программу Всероссийскогоавтомобильного альянса, несмотря на все очевидные козыри проекта «народногоавтомобиля» и мощную поддержку со стороны государственных структур, удалосьсобрать только шестую часть запланированных средств (50 млн. долл. вместо 300млн. долл.). К сожалению, проект был заморожен.
Во-вторых,рынок ценных бумаг обеспечивает массовый характер инвестиционного процесса,позволяя любым экономическим агентам (в том числе и обладающим номинальнонебольшим инвестиционным потенциалом), имеющим свободные денежные средства,осуществлять инвестиции в производство путем приобретения ценных бумаг.Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах и/или у профессиональныхпосредников позволяет инвестору облегчить процедуру осуществления инвестиций.
В-третьих,рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и предполагающиесяизменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и другихсферах жизни общества. В связи с этим обобщающие показатели состояния рынкаценных бумаг (например, индексы Доу-Джонса и «Стандард энд Пур» в США, индексРейтера в Великобритании, индекс «Франкфурт Альгемайне цайтунг» в ФРГ и другиеиндексы) являются основными индикаторами, по которым судят о состоянииэкономики страны. По более узким выборкам можно проанализировать изменениеположения дел в отдельных регионах, отраслях, на конкретных предприятиях.
В-четвертых,с помощью ценных бумаг реализуются принципы демократизма в управленииэкономикой на микроуровне, когда решение принимается путем голосованиявладельцев акций, причем один голос равен одной акции, поэтому, чем большеакций, тем большее влияние имеет тот или иной совладелец на принятиеуправленческих решений.
В-пятых,через покупку-продажу ценных бумаг отдельных предприятий государство реализуетсвою структурную политику, приобретая акции «нужных» предприятий и совершая,таким образом, инвестиции в производства, важные с точки зрения развитияобщества в целом.
В-шестых,рынок ценных бумаг является важным инструментом государственной финансовойполитики; основным рычагом, через который реализуется данная функция, являетсярынок государственных ценных бумаг, посредством которого государствовоздействует на денежную массу и, следовательно, на расширение или сокращениеуровня ВНП.[12; c 63-65]
В категорию муниципальных ценныхбумаг в России входят ценные бумаги, выпускаемые местными органами местногосамоуправления для привлечения средств от населения для решения определённыхзадач. Как показывает практика, задачи эти почти всегда делятся на два вида:либо ликвидация образовавшегося дефицита местного бюджет, либо финансированиезначимого для данного муниципалитета проекта социального развития (в областиздравоохранения, образования, культуры, строительства и тому подобного). Приэтом долговые обязательства на себя берут именно муниципальные власти,обязующиеся расплатиться с владельцами ценных бумаг из средств бюджета местногоуровня. В законодательстве специально оговорено, что максимальная суммадолговых обязательств на этом уровне не может превышать 15% суммы расходнойчасти местного бюджета.
2. Структура фондовых рынков России и Франции
Рынок ценных бумаг представляет собойважнейший сегмент финансового рынка. Если последний рассматривать как механизмперераспределения денежных средств между субъектами экономических отношений, торынок ценных бумаг охватывает те отношения, в рамках которых накопления исбережения с помощью ценных бумаг превращаются в инвестиции. При этом в течениедвух последних десятилетий XX в. нарастает тенденция относительного замещениямногих форм привлечения финансовых ресурсов, таких как банковский кредит и др.,выпуском ценных бумаг. Данный процесс называется секьюритизацией и проявляетсяв том, что в мировом масштабе преобладающая доля финансовых активов существуетв виде ценных бумаг. Иллюстрацией этого могут служить следующие данные: в конце1990-х годов величина ресурсов в виде наличных денег и средств на текущих исрочных счетах банков равнялась почти 20 трлн долл., размер мирового ВВП за2007 г. достиг примерно 30 трлн, а объем мировых рынков ценных бумаг к началу2008 г. составлял около 72 трлн долл. В России эмитентом могут выступатьгосударство в лице органов центральной или местной власти и негосударственныепредприятия и организации, относящиеся к производственному или финансовомусектору и существующие чаще всего в организационно-правовой форме акционерногообщества. К инвесторам относятся юридические или физические лица,осуществляющие вложения в ценные бумаги. В качестве инвестора можетфигурировать и государство, но в основном инвесторами на российском фондовомрынке являются физические лица, т.е. преобладает индивидуальный инвестор, тогдакак основным эмитентом является государство. Инвестору ценные бумагипринадлежат на праве собственности (или ином вещном праве), а эмитент несетперед инвестором обязательства по осуществлению прав, удостоверяемых ценнойбумагой. Особая роль принадлежит институциональным инвесторам, т.е. такимспециализированным кредитно-финансовым институтам, как коммерческие иинвестиционные банки, страховые компании, пенсионные и взаимные фонды.Сосредоточение у них значительного объема ценных, бумаг способствует большейстабильности и устойчивости фондового рынка.
К категории профессиональныхучастников рынка ценных бумаг. В России принадлежат организации и лица,обеспечивающие заключение и исполнение операций (сделок) с ценными бумагамимежду эмитентами и инвесторами, а также между группами и внутри групп самихпрофессиональных участников. В их состав входят организаторы торговли ценнымибумагами. Они могут существовать в форме биржи или небиржевой организации ипредоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению сделок. Кпрофессиональным участникам относятся также брокеры, дилеры, фондовыеуправляющие, расчетно-клиринговые организации, депозитарии и регистраторы.Брокером может быть юридическое или физическое лицо, действующее на основаниидоговора поручения или комиссии за счет клиента. Чаще всего это брокерскаякомпания. Дилер — юридическое лицо, совершающее операции купли-продажи ценныхбумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления ихкотировок. Фондовый управляющий совершает операции с ценными бумагами в интересахклиента от своего имени и за вознаграждение в течение определенного срока. Врасчетно-клиринговой организации в ходе сверки и корректировки информации позаключенным во время торгов сделкам определяются и зачитываются взаимныеобязательства сторон по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Депозитарииоказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) по переходу правсобственности на ценные бумаги. Регистраторы занимаются деятельностью поведению реестра владельцев ценных бумаг, которая заключается в сборе, фиксации,обработке, хранении и предоставлении данных о реестре, т.е. о списке владельцевценных бумаг на определенную дату.
Первичный рынок представляет собойрынок размещения новых эмиссий (выпусков) ценных бумаг. Это рынок эмитентов иинвесторов, его основная функция реализуется в аккумуляции денежных средств иих перераспределении. В странах с развитой экономикой доля первичного рынка непревышает 5-15%, его ресурсы используются для регулирования структуры капиталакорпораций и размещения бумаг в ходе слияний и поглощений. В структурероссийского фондового рынка первичный рынок преобладает, что объясняется еговозникновением в процессе приватизации, служившей основным способомразгосударствления собственности, и сложностями в размещении повторных эмиссийакционерными предприятиями.
Обращение ценных бумаг происходит навторичном рынке в виде их первой и последующих перепродаж. Основнымиучастниками здесь выступают профессионалы, значительную долю которыхпредставляют спекулянты как торговцы, готовые принять на себя риск, их действияна рынке придают ему большую ликвидность. В процессе перераспределениясобственности происходит постоянная структурная перестройка экономики. Слабоеразвитие вторичного рынка затрудняет перепродажу бумаг и в целом ослабляетстимулы к вложению в ценные бумаги, существенно ограничивая поступлениефинансовых ресурсов в реальный сектор.
Вторичный рынок делят наорганизованный и неорганизованный. Организованный рынок представлен, прежде всего,фондовой биржей как в классическом виде специально оборудованного строения, таки в виде компьютерной сети с подключенными к ней терминалами участников торгов.Неорганизованный, розничный, «уличный» рынок, называемый еще торговлей «черезприлавок», представлен множеством торговцев и характеризуется отсутствиемединого курса одних и тех же бумаг и относительно небольшими объемами сделок,заключаемых инвестором непосредственно с торговцем за пределами торговойсистемы (например, через банк).
Механизмом, гарантирующим самуювысокую ликвидность фондового рынка, считается фондовая биржа. По российскомузаконодательству фондовой биржей признается организатор торговли,предоставляющий своим членам место для торгов ценными бумагами, определяющийвремя и правила торгов. Она создается в форме некоммерческого партнерства. Ценыявляются индикатором общеэкономической конъюнктуры. Особенностями организации идеятельности биржи определяются ее функции:
· выявление равновесных биржевых цен впроцессе котировки;
· перераспределение прав собственностина основе аккумуляции и перераспределения временно свободных денежных средств;
· поддержание ликвидности и надежностирынка ценных бумаг на основе жесткой стандартизации условий сделок и созданиямеханизмов гарантирования исполнения сделок;
· поддержание конкуренции на фондовомрынке на основе распространения информации об объемах торгов и динамике ценпутем обязательной публикации информации.
Участники торгов, прогнозирующиеповышение цен, покупают ценные бумаги. Заключая сделку на их приобретение по текущей(пока низкой) цене, они учитывают возможность в дальнейшем перепродать бумагипо более высокой цене. Такие биржевые игроки называются «быками». Активнопродают бумаги те, кто прогнозирует снижение их рыночной цены. Заключив договорна продажу бумаг по текущей цене, торговец может приобрести их позже, когдацена уже упадет. В момент наступления срока исполнения сделки он получит запредоставленные им покупателю бумаги более высокую цену, существовавшую намомент заключения сделки. Такие игроки называются «медведями».
Срочные сделки заключаются напоставку ценных бумаг в будущем по заранее установленной цене. При заключениипростых (твердых) срочных сделок объемы и сроки поставки ценных бумаг (как илюбого другого актива) соответствуют индивидуальным потребностям участниковсделки. Фьючерсные сделки стандартизированы по объемам и срокам поставки и повидам ценных бумаг. Для всех участников фьючерсной торговли контрагентом покаждой сделке является расчетно-клиринговая структура в составе биржи, что служитдополнительной гарантией своевременного завершения расчетов в полном объеме.Дополнительным условием опционной сделки является право одного из контрагентовотказаться от исполнения сделки, если его не устраивает динамика цен наторгуемый актив. Такое право оплачивается премией. Фьючерсные и опционныесделки относятся к условным сделкам.[14. 98-103c].
На этом рынке котируютсяакции только наиболее ликвидные и популярные среди инвесторов как французских,так и иностранных эмитентов.
Второй рынок (le Second Marche)рассчитан на средние и мелкие (иногда даже семейные) компании, находящиеся встадии роста, и нацелен на то, чтобы помочь им в увеличении собственногокапитала. Он также может служить стартовой площадкой крупным предприятиям дляпоследующего их доступа на Первый рынок. На Второй рынок принимаютсяпредприятия только в форме акционерных обществ, которые уже имеют устойчивоеположение на рынке.За 23 лет существования на Второй рынок (с 1983по 2006 гг.) были приняты 646 компаний, представляющих практически все отраслиэкономики Франции (см. табл.1).Таблица 1. Распределение по отраслям компаний второгорынкаСтроительство 1,3 Торговля недвижимостью 1,6 Инвестиционные компании 2,1 Автомобилестроение 2,6 Сырье 4,5 Продовольственные товары 7,2 Финансовые услуги 10,7 Оборудование 11,5 Торговая сеть 13,7 Другие услуги 22,3 Другие потребительские товары 22,5
Новый рынок (le Nouveau Marche)Целью данного рынка является предоставление некрупным предприятиям с большимпотенциалом роста необходимые средства для их развития. В основном это касаетсяпредприятий, работающих в области высоких технологий. Так как этот рынок связанс финансированием новых проектов расширения предприятия, он достаточно рисковый(курсы резко меняются), но и очень прибыльный. При вступлении на данный рыноккомпания обязана увеличивать уставной капитал. На Новом рынке осуществляютсятолько кассовые сделки.
Европейский новый рынок (Euro. NM). Этот рынокнаходится в стадии формирования и представляет собой общеевропейскую сеть для Новыхрынков разных стран.
Существует еще такназываемый рынок исключенных ценных бумаг (les valeurs radices). На этом рынкев течении шести месяцев обращаются фондовые ценности, вычеркнутые из спискарегулируемого рынка. По прошествии этого срока данные ценные бумаги выбывают ииз этого сектора и больше никогда не могут быть объектом купли-продажи наПарижской бирже. (см. табл.2).
Таблица 2. Листинговыетребования для вступления на биржевой рынок Франции Первый рынок Вторй рынок Новый рынок Биржевая капитализация 750-800 млн. евро 12-15 млн. евро (желательно) 1,5 млн. евро собственных средств Минимальное количество ценных бумаг, распространенных среди широкой публики 25% капитала 10% капитала стоимостью 4,5 млн. евро 100 тыс. ценных бумаг стоимостью 4,5 млн. евро Информация, обязательная к предоставлению при вступлении Финансовые отчеты за три года, заверенные счетными комиссарами Финансовые отчеты за два года, заверенные счетными комиссарами Проект развития предприятия Информация, обязательная к предоставлению периодически Листинговый проспект, завизированный СОВ. Финансовые отчеты компании, в том числе ежеквартальный, полугодовой и годовой. Финансовая информация должна публиковаться в бюллетене BALO.
Поскольку Европейскийновый рынок является не чем иным, как объединение Новых рынков европейскихстран, условия вступления на него совпадает с листинговыми требованиями Новогорынка.
Структура современногороссийского рынка ценных бумаг формально содержит практически все элементы,характерные для фондовых рынков Франции, однако степень развития этих элементовдалеко несопоставима с ними, несмотря на то, что организационно-техническое иинформационное обеспечение рынка ценных бумаг в РФ достаточно прогрессивны.[15;78-81c]
2.1 Регулированиефондового рынка России и Франции. Органы регулирования фондовых рынков
Регулирование фондовогорынка — это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов,инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между нимисо стороны уполномоченных органов. Различают внешнее регулирование(подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства,других организации и международным соглашениям) и внутреннее регулирование(подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативнымдокументам — уставу, правилам и прочим документам, определяющим деятельностьэтой организации в целом, ее подразделений и ее сотрудников). Таким образом,регулирование фондового рынка охватывает все виды деятельности и операций,осуществляемых на нем, — эмиссионных, посреднических, инвестиционных,спекулятивных, залоговых, трастовых и прочие виды сделок.
Регулирование фондовогорынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными наосуществление регулятивных функций. Поэтому различаются:
· государственноерегулирование (со стороны государственных органов); регулирование рынкапрофессиональными участниками (или саморегулирование) рынка — процесс, которыйв России развивается двояко: государство передает часть своих полномочий порегулированию определенным организациям профессиональных участников рынка,однако они и сами могут договориться о предоставлении созданной организациинекоторых прав регулирования;
· общественное регулирование (осуществляемоечерез общественное мнение), потому что именно реакция широких слоев населенияявляется причиной проведения государством или профессиональными участникамирынка регулирующих мероприятий.
Основные целирегулирования:
· поддерживать порядок на рынке и создаватьнормальные условия работы всех его участников;
· защищать участников от мошенничества инедобросовестности юридических и физических лиц;
· обеспечивать свободный процессценообразования в зависимости от спроса и предложения;
· создать эффективный рынок со стимулами дляпредпринимательской деятельности и адекватным вознаграждением;
· создавать новые и поддерживать необходимыедля общества рынки и рыночные структуры и нововведения и прочие цели.
Сам процесс регулированияфондового рынка включает:
· создание законодательной базы функционированиярынка — разработку законодательных и подзаконных актов, которые закладываютоснову нормального оперирования на рынке;
· отбор профессиональных участников рынка,потому что современный фондовый рынок не может нормально функционировать безналичия профессиональных посредников, которыми не могут стать любое лицо илиорганизация. Для этого необходимо соответствовать определенным требованиям,устанавливаемым уполномоченными организациями;·контроль со стороны соответствующего органа засоблюдением выполнения всеми участниками рынка правил;·систему санкций за нарушения норм и правил(начиная от устных и письменных предупреждений и штрафов и кончая уголовныминаказаниями и исключением из рядов участников рынка).К основным государственным органам, регулирующимрынок ценных бумаг в России на федеральном уровне, относятся Главное правовоеуправление и Контрольное управление Администрации Президента РФ. Первоенепосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряженийПрезидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг. ПравительствоРФ. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценныхбумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектнуюдеятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений ПрезидентаРФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает иконтролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актовФедеральная комиссия по рынку ценных бумаг.Образована Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1009, согласно которомуФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведениюгосударственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю задеятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению правинвесторов, акционеров и вкладчиков.[2;c 42-45]
Предшественником Федеральной службыпо финансовым рынкам была Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), чьи функции былипереданы ФСФР России согласно Указу Президента Российской Федерации 9 марта2004 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». Помимоупразднённого ФКЦБ, ФСФР перенял функции по контролю и надзору в сферефинансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развитияРоссийской Федерации (от автора: хуженазвания для регулятора финансовых рынков я ещё не видел)и функции по контролюдеятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства (что и КАК раньшерегулировали на биржах, даже представить страшно), функции по надзору иконтролю в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накопленийМинистерства финансов РФ.
Здесь можно сделать вывод, что Россиядвижется в правильном направлении и создаёт централизованную организацию понадзору за финансовыми рынками.
Основные полномочияФедеральной службы по финансовым рынкам заключаются в следующем:
· Регулированиеэмиссии и обращения ценных бумаг;
· Контрольи надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг,акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерныхинвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственныхпенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированныхдепозитариев акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющихипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия,Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании и товарных бирж;
· Внесение предложений осовершенствовании законодательства и разработка проектов законодательных инормативных правовых актов;
· Обеспечение раскрытияинформации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
· Организация исследованийпо вопросам развития финансовых рынков.
· Аттестация участниковрынков. Существует Базовый экзамен и экзамены 6 серий, в зависимости от сдачикоторого вы получаете аттестат и разрешение на деятельность:
Базовыйэкзамен ФСФР: Сдача базового экзамена является обязательным условием допуска ксдаче специализированного экзамена. По итогам сдачи данного экзамена аттестатне выдается.
ЭкзаменФСФР Серии 1.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистомфинансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности поуправлению ценными бумагами.
ЭкзаменФСФР Серии 2.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистомфинансового рынка по организации торговли на рынке ценных бумаг (деятельностифондовой биржи) и клиринговой деятельности.
ЭкзаменФСФР Серии 3.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистомфинансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
ЭкзаменФСФР Серии 4.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистомфинансового рынка по депозитарной деятельности.
ЭкзаменФСФР Серии 5.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистомфинансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевымиинвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
ЭкзаменФСФР Серии 6.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистомфинансового рынка по деятельности специализированных депозитариевинвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионныхфондов. Министерство финансов РФ (Минфин России). Министерство финансоввыступает на рынке ценных бумаг в качестве:
представителя эмитентагосударства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумагна федеральном уровне; государственного органа регулирования рынка. В качествеэмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условиявыпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказываеторганизационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидноговторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот,обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п. Центральныйбанк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк являетсяпрофессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции сценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. ВоФранции основным органом, регулирующим фондовый рынок, является Комиссия побиржевым операциям (СОВ). Основной целью СОВ является поддержкаконкурентоспособности рынка, за которым она осуществляет наблюдение, иукрепление кредитоспособности французского финансового рынка. Основнымипринципами деятельности фондового рынка, на достижение которого направлена деятельностьСОВ, является прозрачность, надежность и справедливость.[3; c38-41]
Функции СОВ: защитасбережений, независимо от того, были ли эти средства инвестированы в финансовыеинструменты (акции, долговые ценные бумаги) или вложены в другие ценности, наприобретение которых публично была объявлена подписка (паи в фондахнедвижимости);
проверка инвестиционнойинформации. СОВ должна завизировать информационные отчеты эмитентов, которыепоследние обязаны публиковать в случае объявления подписки на ценные бумаги(допуска к котировкам на бирже). СОВ унифицирует форму документов, составляемыхэмитентом при совершении таких операций, как внесение вклада в уставнойкапитал, слияние компаний. СОВ проверяет всю предоставляемую компаниямиинформацию: как публикуемую, так и непубликуемую официально. Обеспечениедолжного функционирования финансовых рынков. СОВ состоит из председателя идевяти членов. Председатель назначается Советом министров на шестилетний срок.Другие девять членов на четырехлетний срок с возможностью назначения на второйсрок. Среди этих девяти человек трое назначаются судебными органами; по одномучлену назначают директор Банка Франции, Совет по финансовым рынкам иНациональный совет по счетоводству; троих назначают председатели органовзаконодательной власти (Сенат, национальное собрание, Совет по экономическим исоциальным делам).
Комиссия имеет свойвнутренний регламент, который детально описывает все правила относительнообсуждения каких-либо вопросов. Она же определяет положения и правила, обязательныедля выполнения всеми профессиональными участниками фондового рынка.Комиссия по биржевым операциям консультирует поприменению издаваемых положений, чтобы гарантировать всем участникам рынкамаксимальную юридическую безопасность.[1; c 23-24]. 2.3.Фондовые биржи России и Франции
В первой половине 90-х годов Россияначала переход к рыночной организации экономики. Приватизация промышленности идругих объектов государственной собственности заложила основы формированияроссийского фондового рынка. Основное количество бирж, которые возникли вРоссии в 1990 — 1992 гг. пришлось на товарные и товарно-фондовые. Появилисьпостановления, регламентирующие деятельность фондовых бирж. Новое поколениебирж возникает в России в начале 90-х гг. В конце 1991 г. в страненасчитывалось около 400 бирж. Только в Москве открылось более 20 бирж. Срединих: Московская Центральная фондовая биржа, Российская фондовая биржа,Южно-Уральская фондовая биржа и др. В 1995 г. в России насчитывалось около 60фондовых бирж, что составляло более 40% их мирового количества (около 150). Внастоящее время торговлю ценными бумагами проводят отдельные фондовые биржи. В1998 г. глубокие финансовые потрясения временно приостановили работу бирж. С 15января 1999 г. фондовая биржа вновь стала функционировать. На конец 1999 г. вРоссии зарегистрировано 15 фондовых бирж. Наиболее устойчивое положение уМосковской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Санкт-Петербургской фондовойбиржи (СПФБ).
В настоящее время, фондовых бирж вРоссии довольно много. Давайте рассмотрим Российскую Торговую Систему (РТС).
Группа РТС представляет собойинтегрированную торгово-расчетную инфраструктуру, организационно представленнуюНП «Фондовая биржа „Российская Торговая Система“, ОАО»Фондовая биржа «Российская Торговая Система», ЗАО«Клиринговый центр РТС», НКО «Расчетная палата РТС», ЗАО«Депозитарно-Клиринговая Компания» и НП «Фондовая биржа»Санкт-Петербург". Основная цель Группы РТС — формирование и развитиеэкономически эффективной саморегулируемой инфраструктуры для образования ценына российские ценные бумаги и финансовые инструменты.
На РТС существует собственный индекс.Это — единственный официальный индикатор Российской Торговой Системы, которыйрассчитывается один раз в 30 минут в течение всей торговой сессии, начиная с12:00 и заканчивая в 18:00. Значение индекса на 12:00 является значениемоткрытия, на 18:00 -значением закрытия. При расчете значений индексаиспользуются цены акций, входящих в Котировальные листы 1-го и 2-го уровней, атакже акции, отобранные на основе экспертной оценки. Индекс рассчитывается какотношение суммарной рыночной капитализации акций, включенных в список длярасчета индекса, к суммарной рыночной капитализации на начальную дату,умноженное на значение индекса на начальную дату и на корректирующийкоэффициент.
Расчет рыночной капитализациипроизводится на основе данных о ценах акций и количестве выпущенных эмитентомакций, с учетом доли акций, находящихся в свободном обращении.
Индекс РТС является базовым активомдля фьючерсных контрактов на срочном рынке FORTS.В базу Индекса РТС входит 50наиболее капитализированных и ликвидных акций. Информационный комитет РТС, всостав которого входят специалисты компаний-членов РТС и независимые эксперты,осуществляет также внесение изменений в методики расчета индексов.
За неделюс 19 по 23 марта 2007 года объем торгов на Биржевом рынке РТС составил 268,4млн. рублей. Всего за прошедший период на Биржевом рынке было заключено 2257сделок.
Участникиторгов совершали операции со 127 ценными бумагами (без учета акций ОАО«Газпром»).
Лидерамиповышения прошедшей недели стали привилегированные акции ОАО «Магаданэнерго»(+33,33%), обыкновенные акции ОАО «Дагестанская региональная генерирующаякомпания» (+31,60%) и обыкновенные акции ОАО «ПМП» (+25,80%).
Лидерыпонижения: привилегированные акции ОАО «Автоваз» (-10,78%), обыкновенные акцииОАО «Казаньоргсинтез» (-7,46%) и привилегированные ОАО «Сургутнефтегаз»(-6,88%). На прошлой неделе 1-ю позицию по объему торгов занял Сбербанк России,г. Санкт-Петербург, 2-е место ЗАО ИК «Тройка Диалог», 3-е место ЗАО «ФИНАМ». [11; c 43-36]
Лидеры пообъему торгов.* № Наименование эмитента, тип акций Код Объем торгов, руб. Доля в общем объеме торгов 1 ОАО РАО ЕЭС России, АО EESRG 34 611 709 12,89% 2 ОАО Саяно-Шушенская ГЭС, АО SSHGG 20 972 260 7,81% 3 ОАО НЛМК, АО NLMKG 20 701 293 7,71% 4 ОАО Сбербанк России, АО SBERG 18 306 850 6,82% 5 ОАО Энергия, АО ENGYG 16 667 549 6,21% 6 ОАО Сбербанк России, АП SBERPG 13 419 616 5,00% 7 ОАО ЛУКОЙЛ, АО LKOHG 13 013 113 4,85% 8 ОАО РТК Капитал, АО RTKKG 8 650 760 3,22% 9 ОАО ГМК Норильский никель, АО GMKNG 8 088 378 3,01% 10 ОАО Корпорация ИРКУТ, АО IRKTG 7 201 770 2,68% 11 ОАО Уралсвязьинформ, АО URSIG 7 172 419 2,67% 12 ОАО Волжская ГЭС, АП VOLGPG 5 712 884 2,13% 13 ОАО УРАЛСИБ, АО USBNG 5 683 003 2,12% 14 ОАО МТС, АО MTSSG 5 638 584 2,10% 15 ОАО АК Транснефть, АП TRNFPG 5 628 230 2,10% 16 ОАО Сибирьтелеком, АО ENCOG 5 406 118 2,01% 17 ОАО Корпорация ВСМПО-АВИСМА, АО VSMOG 4 570 894 1,70% 18 ОАО Мечел, АО MTLRG 3 973 475 1,48% 19 ОАО ЮКОС, АО YUKOG 3 358 457 1,25% 20 ОАО Волжская ГЭС, АО VOLGG 2 996 641 1,12% Во Франции 24 сентября 1724 г. легально былаутверждена Парижская биржа. В настоящее время Парижская фондовая биржа (ПФБ)имеет статус специализированного финансового института и представляет собойакционерное общество, держателями акций которого являются члены биржи. Всего воФранции семь работающих бирж: биржи Бордо, Лилля, Лиона, Марселя, Нанси иНанта).Функции Парижской биржи:·разработка правил функционирования рынка,которые должны быть одобрены советом по финансовым рынкам (CMF);·допуск ценных бумаг к котировке на бирже;·принятие новых членов биржи;·обеспечение публичности торгов ираспространение информации об изменении курсов;·регистрация сделок между участниками с помощьюклиринговой палаты и обеспечение гарантий оплаты и поставки ценных бумаг;·предоставление эмитентам услуг по котировке ихценных бумаг и осуществление финансовых операций.Сначала доступ на рынок был открыт только дляагентов по обмену, а позже для биржевых обществ, то сейчас биржевым посредникомможет стать любое финансовое учреждение, осуществляющее свою деятельность воФранции, в том числе и иностранное.Статус биржевого посредника имеют все кредитныеи инвестиционные компании, лицензированные соответствующими органами и ставшиечленами биржи, для осуществления операций, связанных с покупкой и продажейценных бумаг. Члены биржи, действуя по поручению клиентов или за свой счет,вводят заявки в систему САС, которые автоматически ранжируются по цене, а впределах одной цены — в зависимости от времени поступления. После открытиярынка центральный компьютер рассчитывает цену открытия, по которой можнопродать и купить наибольшее число акций. Одновременно система трансформируетзаявки, подлежащие исполнению по рыночной цене, в лимитивные заявки с ценойоткрытия. Все заявки на покупку выше цены открытия и на продажу ниже ценыоткрытия удовлетворяются полностью. Заявки с ценами, равными цене открытия,исполняются в зависимости от наличия встречных заявок. Не исполненные по ценеоткрытия заявки остаются в компьютеризированной книге заявок.В течение биржевого дня торговля идет попринципу непрерывного двойного аукциона. Поступление новой заявки приводит кнемедленному осуществлению одной или нескольких сделок, если в книге заявокимеется встречное предложение.
3. Проблемы развития российскогорынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг в России сегодняхарактеризуется небольшими объёмами, низкой ликвидностью, неразвитостьюматериальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети,отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фондовой политики. Тормозитразвитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная системаналогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг.
Можно назвать несколько основныхпричин возникновения кризиса на рынке ценных бумаг. Во-первых, чрезмернобыстрый рост капитализации рынка. В середине 2001 г. она составляла около 50млрд. долл., в январе 2006 г. — более 620 млрд., в мае 2008 г. — 1,6 трлн долл.В России в начале века капитализация рынка акций в процентах к ВВП была в 9-10раз ниже среднемирового уровня.
В 2008 г. она превысила этот уровень.Во-вторых, рост более чем в 20 раз (в пересчете на доллары) эмиссиикорпоративных облигаций в 2001-2007 гг. Хотя объем этого рынка сравнительноневелик, чрезвычайно высокие темпы роста перегрели его.
В-третьих, переоценка стоимостиакций. В ряде случаев инвесторы приобретали ценные бумаги по явно завышеннойцене. Так, акции Северстали-Авто по показателю отношения полной стоимостикомпании к выручке были размещены на 15-20% дороже, чем бумаги такихавтогигантов, как Хонда, Ниссан, Тойота и др. По показателю «отношениекапитализации к чистой прибыли» (Р/Е) акции российской шинной компании Амтелбыли размещены на уровне 32, в то время как акции лидеров мировой шиннойиндустрии компаний Michelin и Bridgestone, соответственно, 13 и 17. Переоценкастоимости ценных бумаг привела к особенно быстрому снижению курсов этих акций впериод кризиса.
Начавшийся в 2006 г. кризис наипотечном рынке привел к обесценению стоимости практически всех залоговыхинструментов. В результате долговая пирамида стала рушиться, способствуяразвитию мирового кризиса на перегретом рынке акций. Преобладание на российскомрынке акций нерезидентов еще более усилило его дестабилизацию. Только осенью2008 г. иностранные инвесторы вывели с российского фондового рынка свыше 30млрд. долл. В итоге действия этих факторов на российском рынке ценных бумагвозник кризис. Индекс РТС в мае 2008 г. приближался к отметке 2500, а в январе2009 г. упал ниже 500 пунктов. Курсы акций ведущих компаний снизились в 2-5раз. Капитализация рынка акций сократилась более чем на 1,2 трлн долл.
Серьезно пострадал от кризиса и рыноккорпоративных облигаций. С мая 2008 г. по май 2009 г. произошло 172 дефолта,включая погашение облигаций, выплату по купонам и офертам (предусмотренных впроспекте эмиссии облигаций досрочных погашений). При этом совокупный объемвыплат по облигациям (погашению, купонам и офертам) постоянно растет. Всентябре 2008 г. он составил 76 млрд. руб., в декабре — 117 млрд., в июне 2009г. — почти 150 млрд. Учитывая неустойчивость рынка и рост платежей пооблигациям, в ближайшей перспективе следует ожидать не менее 10 дефолтов вмесяц.
Кризис на фондовом рынке негативноповлиял на развитие реального сектора. Из-за падения курсов акций российскихкорпораций возникла острая ситуация с величиной залога, под который корпорациибрали кредиты. Дело в том, что если в течение действия кредитного договорастоимость ценных бумаг упала, то кредитор может потребовать досрочного возвратачасти кредита или увеличения числа ценных бумаг, сданных в залог. Некоторыероссийские предприятия оказались на грани банкротства.
Для повышения стоимости залога ВЭБвыделил свыше 8 млрд. долл. Наибольшую поддержку получили: Русал — 4,5 млрд.долл., Альфа-Групп — 2 млрд., Система-Галс — 0,7 млрд. Но нет гарантии, чтоподобная ситуация не повторится с другими предприятиями.
Кризис привел к сокращению доходовреального сектора от эмиссии акций. В России она стремительно росла с 2004 г.,тогда акционерные общества страны разместили на открытом рынке акций на сумму638 млн, а в 2007 г. — уже более чем на 22 млрд. долл. В 2008 г. объем размещенияакций на открытом рынке снизился по сравнению с 2007 г. более чем в 10 раз (приэтом практически все акции были размещены в первом полугодии, т.е. еще дообострения кризиса). В течение первой половины 2009 г. за счет публичногоразмещения акций IPO вообще не удалось получить сколько-нибудь значительныхденежных средств.
Кризис оказал негативное влияние и набюджетную систему. Доходность ОФЗ возросла с 5,25% в мае 2008 г. до 14,09 — вфеврале 2009г. Заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7раза дороже. В последние годы за счет доходов от выпуска госбумаг финансируютсярасходы федерального бюджета на погашение внешнего госдолга. Большую его частьсоставляют еврооблигации, в которые конвертирован долг России Лондонскому клубукредиторов.
В целом доходы корпоративного сектораи бюджетной системы от выпуска ценных бумаг со второй половины 2008 г. сталиснижаться. В январе-июле 2009 г. они приняли отрицательное значение. Произошлоэто как за счет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счетсущественного роста расходов на обслуживание долговых бумаг.
Важным последствием кризиса длябанковской системы стали убытки от снижения курсов акций и облигаций. Заиюль-октябрь такие убытки составили почти 100 млрд. руб. В этих условиях БанкРоссии был вынужден изменить учет стоимости ценных бумаг. Акции и облигации,купленные в первой половине 2008 г., было разрешено оценивать по стоимости на 1июля 2008 г., т.е. по докризисным ценам. Переоценка позволила банкам получить вноябре-декабре 2008 г. около 60 млрд. руб.
Можно выделить ключевые проблемыразвития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
· Целевая переориентация рынка ценных бумаг спервоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределениякрупных пакетов акций на выполнение своей главной функции — направлениесвободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства вРоссии.
· Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е.хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
· Улучшение законодательства и контроль за выполнениемэтого законодательства.
· Повышение роли государства на фондовом рынке, для чегонеобходимо следующее:
a) создание государственной долгосрочной концепции иполитики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущегорегулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определениедоли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценныхбумаг;
б) необходимость преодоления раздробленности ипересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценныхбумаг;
в) ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивнойинфраструктуры рынка и ее правовой базы;
г) создание системы отчетности и публикации макро — имикроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
д) гармонизация российских и международных стандартов,используемых на рынке ценных бумаг;
е) создание активно действующей системы надзора занебанковскими инвестиционными институтами;
ж) государственная поддержка образования в области рынкаценных бумаг;
з) приоритетное выделение государственных финансовых иматериальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;
и) срочное создание государственной илиполугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь,связанных с банкротством инвестиционных институтов.
Рассмотрим статистику: индекс РТС вРоссии снизился примерно на 72-75%, в то время как аналогичные индексы в США — только на 35%, в Китае снизились на 49%, в Индии — на 40%, Бразилии на 50%.Таким образом, «импортные» причины падения капитализации можно оценить примернов 35%, но остальные 37-40% — это российские причины. 3.2. Возможные пути выходаиз кризиса рынка ценных бумаг Российской Федерации
Для повышения стабильности рынкаоблигаций и преодоления сжатия кредитного рынка необходимо изменить политику вобласти выпуска государственных ценных бумаг.
В период кризиса 2008-2009 гг.происходило обесценение облигаций, принимаемых в залог под обеспечениерефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков. Котировки некоторых выпусков ОФЗснизились до 50-60% от номинала, а корпоративных облигаций упали еще сильнее.Следовательно, роль облигаций как залогового инструмента резко упала. В этихусловиях большое значение стали играть беззалоговые кредиты ЦБ РФ.
В августе 2008г. беззалоговые кредитывообще не выдавались а уже в ноябре на них приходилась подавляющая частьрефинансирования коммерческих банков.
В условиях кризиса крупномасштабнаявыдача беззалоговых кредитов на сравнительно длительные сроки можетспровоцировать их массовый невозврат. Учитывая критическую ситуацию в областирефинансирования, Банк России с начала 2009г. ввел новую форму поддержки банков- субординированные кредиты. Однако желаемого результата это пока не дало. Объемрефинансирования продолжает сокращаться. Задолженность банков по беззалоговымкредитам уменьшилась, в результате доля средств ЦБ РФ в суммарных пассивахбанков составляет всего 18%. Одна из главных причин недостаточногорефинансирования — недостаток надежных залоговых инструментов, то естьгосударственных ценных бумаг.
В 2009 г. предусматривается выпуститьОФЗ на сумму 410 млрд. руб. по номиналу, более чем в два раза больше, чем в2008 г. Между тем с осени 2008г. начался резкий рост доходности госбумаг, асредний срок погашения всех выпусков ОФЗ рыночного портфеля стал быстроснижаться.
Чрезмерно высокие объемы выпуска ОФЗв 2009г. будут способствовать сокращению денежной массы. Между тем безналичнаяденежная масса, по данным Банка России, сократилась с 10 642,7 млрд. руб. на01.09.2008 до 8928,9 млрд. на 01.06.2009. Эмиссия ОФЗ приведет к дальнейшемуснижению ликвидности банковской системы. В связи с этим ухудшатся условиякредитования экономики, станут возможными задержки платежей. Большое значение длястабилизации фондового рынка и увеличения залоговой базы для рефинансированияимеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Подобные ценные бумаги непредназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Ихглавная функция — сохранять сбережения населения. Важные потенциальные ресурсырынка сберегательных ценных бумаг — накопления граждан в наличной иностраннойвалюте. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создает определеннуюальтернативу сбережениям в валюте.
При этом Сбербанк РФ, Внешторгбанк(ВТБ 24) и другие банки должны ввести специальные депозиты для хранениягосударственных сберегательных облигаций (ГСО). Сбероблигации необходимопривлекать на эти депозиты за определенную плату их владельцам — 2-3% годовых.Это повысит привлекательность сберегательных бумаг и будет способствоватьувеличению их выпуска. Взятые на хранение ГСО должны приниматься Банком Россиив качестве залога для рефинансирования коммерческих банков, в этом случаезалоговая база в перспективе может быть расширена на 500-600 млрд. руб.
Учитывая сказанное, целесообразновнести следующие изменения в федеральный бюджет на 2009 г. Ограничить эмиссиюгосбумаг суммой 316,2 млрд. руб. Размещение ОФЗ на свободном рынке ограничитьобъемом погашения этих бумаг в 2009 г. — 90,4 млрд. руб., т.е. эмиссию ОФЗсократить на 319,6 млрд. Образовавшуюся в результате выполнения мероприятийразницу в покрытии дефицита государственного бюджета объемом в 219,6 млрд. руб.профинансировать за счет средств Резервного фонда.
Проведение данных антикризисных мерокажет позитивное влияние не только на рынок ценных бумаг, но и на финансовыйрынок в целом. Снижение доходности облигаций будет способствовать уменьшениюпроцентных ставок по кредитам. Стабилизация котировок ценных бумаг окажетположительное воздействие на устойчивость банковской системы, поскольку ценныебумаги являются важным объектом для вложения банковских ресурсов. Рост курсовгосударственных и корпоративных долговых бумаг расширит залоговую базу длярефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков.
Преодоление кризиса на фондовом рынкебудет способствовать развитию реального сектора. В перспективе за счет эмиссииакций и облигаций корпоративный сектор сможет получать 45-50 млрд. долл. в год.Рост котировок акций даст возможность укрепить и увеличить залоговую базу дляполучения предприятиями кредитов. В целом все это позволит преодолеть кризис идаст экономике России импульс для дальнейшего развития.
Для преодоления кризиса на рынкеценных бумаг необходимы в первую очередь антикризисные меры со стороны основныхрегулирующих органов.
Предлагаемые меры по усилениюрегулирования рынка ценных бумаг Банком России:
· выход на качественно новый уровень банковскогорегулирования фондового рынка — создание банковского консорциума во главе с ЦБРФ. В состав консорциума должны входить: Банк России, Сбербанк РФ,Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы и др.Задачи консорциума: массовая скупка ценных бумаг для увеличения спроса на них;поддержание процентных ставок на фондовом и кредитном рынках; стабилизациядоходности государственных ценных бумаг и курсов корпоративных бумаг;
· создание ЦБ РФ совместно с ФСФР единой депозитарнойсети по государственным и корпоративным ценным бумагам. Это позволит иметь полнуюинформацию о капиталопотоках на фондовом рынке, обеспечить практическиабсолютную сохранность ценных бумаг, пресекать недоброкачественные сделки нарынке;
· административные меры в отношении участников рынка,проводимые ЦБ РФ совместно с ФСФР: приостановление права коммерческих банковиспользовать короткую позицию по денежным средствам; недопущение их к операциямРЕПО; отстранение банков от торгов в случае их игры на понижение котировок ОФЗи корпоративных облигаций.
Предлагаемые меры по регулированию рынкаМинистерством финансов РФ:
· изменение структуры рынка госбумаг за счет увеличениявыпуска наиболее надежных ценных бумаг — облигаций сберегательных займов;
· разработка рейтинга государственных и корпоративныхценных бумаг. Присваивать рейтинги облигациям различных эмитентов должнорейтинговое агентство, созданное при непосредственном участии Минфина.Правительство РФ выделило 950 млрд. руб. на поддержку банков.
Регулирование биржевых операций ФСФР:
· наделение ФСФР функциями антикризисного регуляторарынка. Необходимо ввести на биржи представителей ФСФР и наделить их функциямиоперативных регуляторов;
· варьирование суммарной короткой позицией участниковрынка. В предкризисный период короткая позиция по деньгам могла составлять200-300% собственных средств участников торгов. Однако курсы акций в течениекороткого времени могут резко измениться.
· Практика показала, что они могут снизиться за четыредня на 40-60%. Если инвесторы вложили в акции весь собственный капитал изаемные средства в размере свыше 100% собственного капитала, их массовоебанкротство неминуемо. Поэтому короткую позицию по деньгам целесообразноустановить в размере 50-70% от общей суммы собственных средств участниковторгов;
· важную роль в контроле над игроками на понижение курсовакций играет пороговое значение короткой позиции по бумагам. Рост короткихпозиций по бумагам — это предвестник начала крупномасштабной игры на понижениеи, как следствие, усиления кризиса. Короткую позицию по бумагам необходимоограничить 40-50% общей рыночной стоимости бумаг на счетах депо;
· ограничение сделок РЕПО. Кредиты брокеров в рядеслучаев превышали собственные средства их клиентов в 2-3 раза. Сделки РЕПОосуществлялись по определенной схеме. Участник рынка производил короткуюпродажу (в рамках РЕПО) акций, купленных на маржинальные кредиты и собственныесредства. На полученные деньги приобретались новые акции, которые такжепродавались в рамках операции РЕПО. Затем вновь на полученные деньгиприобретались акции и т.д. Возникает пирамида. Подобные сделки очень эффективнына растущем рынке. Но в условиях падения курсов акций кредиторы начинаютпринудительно погашать маржинальные кредиты, если они превышают собственныесредства заемщика. Чтобы расплатиться с кредиторами, заемщики продают «репованные»акции по любой цене. В результате курсы акций еще сильнее падают и т.д.
Именно по такой схеме развивалсякризис в августе-сентябре 2008 г. Поэтому операции РЕПО, совершаемые намаржинальные кредиты, должны быть ограничены 10% общей суммы сделок на конкретнойбирже, а совершаемые на собственные средства — 20% от общей суммы сделок наконкретной бирже. Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся внастоящее время российский рынок ценных бумаг, следует отметить, что этомолодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основемассового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственныхпредприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговыхструктур, привлекающих средства на акционерной основе. Кроме того, рынок ценныхбумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсовгосударства и необходим для нормального функционирования рыночной экономики.
Поэтому восстановление ирегулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач,стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятиедолгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынкаи строгий контроль за ее исполнением.
Заключение
Финансовый кризис очевиден в России,и это свидетельствует, что она стала частью мировой рыночной экономики.Перечень причин финансового кризиса в России весьма обширен. Однако масштабснижения капитализации российского финансового рынка несоизмерим со снижениемфинансовых рынков в других странах мира.
Были выделены следующие проблемы:
· Целевая переориентация рынка ценных бумаг спервоочередного обслуживания финансовых запросов государства иперераспределения крупных пакетов акций
· Преодоление негативно влияющихвнешних факторов
· Улучшение законодательства и контроль за выполнениемэтого законодательства.
Повышениероли государства на фондовом рынке А также пути их решения:
·Созданиегосударственной долгосрочной концепции и политики;
·Ускоренное,опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовойбазы;
· Создание системы отчетности и публикации макро — имикроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
· Гармонизация российских имеждународных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг
· Создание активно действующей системы надзора занебанковскими инвестиционными институтами;
· Государственная поддержка образованияв области рынка ценных бумаг
Библиографическийсписок
1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. (изм. и доп. от21.07.2007).
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации №51-ФЗ от 30ноября 1994 г. (изм. и доп. от 09.02.2009).
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»№395-1 от 2 декабря 1990 г. (изм. и доп. от 02.11.2007).
4. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от22.04.1996 г. (ред. от 03.06.2009, изм. от 18.07.2009).
5. Азрилиян А.Н. Экономический словарь. — М.: Институт новойэкономики, 2007.
6. Берзона Н.И. Фондовый рынок — М.: Вита-Пресс, 2002. — С.227.
7. Экономика / Под ред. А.И.Архипова, А.К. Большакова. — М.: Проспект, 2006.-С. 392.
8. Бюллетень банковской статистики Главного управления БанкаРоссии за 2008-2009 гг.
9. Финансы / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.:Финансы и статистика. 2004.- С 451.
10. Газета «Бизнес и банки». — 2008. — №5. — С. 7.
11. Галанов В.А, Басов А.И. Рынок ценных бумаг: Учебник — М.:Финансы и статистика, 2003. — С. 213.
12. Жуков Е.Ф. Основные тенденции развития финансового рынкав России // Финансовый бизнес. — 2009. — №4. — С. 238.
13. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. — М.:Русская Деловая Литература, 2001. — С. 124.
14. Пензин К. Финансовые показатели биржевого бизнеса //Рынок ценных бумаг. — 2008. — №7. — С. 134.
15. www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банкаРоссийской Федерации