Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ИжевскийГосударственный Технический Университет
Кафедра «Финансыи кредит»
Курсоваяработа по дисциплине «Финансы и кредит»
на тему: «Рольместных бюджетов в развитии экономики и культуры региона»
Выполнил:
студентка гр. 6-51-4
Чуракова С.С.
Проверил: преподаватель
Дудин Е.В.
Ижевск, 2010
Содержание
Введение
Глава I. Местные бюджеты, основные понятия ифункции, роль в развитии экономики и культуры региона
1. Понятие бюджета, местныебюджеты. Функции местных бюджетов
2. Доходная ирасходная части местных бюджетов
3. Роль местныхбюджетов в развитии экономики и культуры региона
Глава II. Изучение бюджета муниципальногообразования «город Ижевск»
1. Краткаяхарактеристика исследуемого муниципального образования – города Ижевска
2. Доходная ирасходная части бюджета города Ижевска. Основные выводы
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время однимиз наиболее важных механизмов, позволяющих государству проводить экономическуюи социально-культурную политику, является финансовая система, состоящая из трехосновных звеньев — государственного бюджета (федерального), региональных и местных бюджетов. Данныезвенья являются самостоятельными и в тоже время взаимосвязанными.
Формирование и исполнение местныхбюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности, функции и проблемы.
К муниципальным образованиям (другимисловами местным бюджетам) относятся районные, городские, сельские и поселковые бюджеты.Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического икультурного развития региона, обеспечивая финансирование основной сетидошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
Актуальность темы состоит в необходимостиисследования роли местного бюджета в социально-экономическом и культурномразвитии региона, как основного предназначения его существования.
В соответствии с актуальностьюформируются цели и задачи курсовой работы.
Целью курсовой работы является определениероли местного бюджета в социально-экономическом и культурном развитии региона,на основе выделения основных функций местных бюджетов, их доходной и расходнойчастей. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаютсяследующие задачи:
· были раскрытысодержание и понятие государственной бюджетной системы, местных бюджетов и ихфункции;
· была исследованаструктура доходной и расходной частей местных бюджетов, сделаны основные выводыпо имеющимся данным;
· были сделаныосновные выводы и заключения о роли местных бюджетов в социально-экономическоми культурном развитии региона.
В курсовой работе были использованыматериалы налоговой инспекции РФ, Минфина РФ, Федеральной службыгосударственной статистики и данные о бюджете города Ижевска.
Глава I. Местныебюджеты, основные понятия и функции, роль в развитии экономики и культурырегиона
1. Понятие бюджета,местные бюджеты. Функции местных бюджетов
Финансовая система представляет собойопределенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звеньяфинансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которыхимеет внутреннюю структуру:
1. Централизованные финансы:
· Государственный бюджет;
· Внебюджетные фонды;
· Государственный кредит;
· Фонды имущественного и личногострахования;
· Фондовый рынок;
2. Децентрализованные финансы:
· Финансы коммерческих предприятий иорганизаций;
· Финансовых посредников (кредитныхорганизаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и другихфинансовых институтов);
· Некоммерческие организации;
3. Финансы домашних хозяйств.
Каждое звено этой системыхарактеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежныхсредств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Так, централизованные финансыиспользуются в качестве инструмента регулирования национальной экономики вцелом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетнуюсистему и происходит их распределение и перераспределение между отрасляминародного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических исоциальных отношений в рамках отдельно хозяйствующих субъектов и составляютоснову финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положениестраны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.Финансы домохозяйств – это личные финансы, то есть финансовые отношения междуфизическими лицами, совместно проживающими и ведущими хозяйство.
Финансы выражают экономическиеотношения, связанные с обеспечением источниками финансированиягосударственного, муниципального и частного секторов экономики, сферпроизводства, обращения и домашних хозяйств.
Под финансовой политикой понимаюткомплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений,мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основефинансового законодательства. Финансовая политика государства является лишьсредством осуществления его социально-экономической политики и выполняетвспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики можетразрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.
Финансовая политика состоит изследующих главных компонентов:
· Налоговой политики;
· Бюджетной политики;
· Денежно-кредитной политики;
· Ценовой политики;
· Таможенной политики;
· Социальной политики;
· Инвестиционной политики;
· Политики в области международныхфинансов.
Финансовая политика РФ основываетсяна следующей системе социально-экономических приоритетов:
· Достижение социальной стабильностив обществе;
· Оздоровление государственныхфинансов;
· Восстановление нормальногофункционирования кредитной системы;
· Поддержка сбалансированностинатурально-вещественных и денежных потоков;
· Достижение финансово-экономическойсамостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единогофедеративного государства;
· Создание равных условий вбюджетно-налоговой сфере для регионов;
· Создание условий по пересечениюфинансовых злоупотреблений и коррупции.
Сформировавшаяся к настоящему временигосударственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трехсамостоятельных звеньев:
· Республиканского (федерального)бюджета РФ;
· Бюджетовнационально-государственных и административно-территориальных образований(республиканских бюджетов республик в составе РФ(21); краевых, областныхбюджетов (56); областного бюджета автономной области (1), окружных бюджетовавтономных округов (10), городских бюджетов городов федерального значения – Москвыи Санкт-Петербурга);
· Бюджетов муниципальных образований(местных бюджетов – городские, районные, поселковые и сельские бюджеты (около29 тысяч)).
Бюджетная система РФ являетсятипичной для стран, имеющих федеративное устройство.
Государственный бюджет –главное для всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанныхгрупп статей: доходный и расходный. В доходной части бюджета содержатьсяисточники поступления средств и их количественные параметры. В расходнойопределяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, ихколичественные параметры.
Свод бюджетов в целом поРоссийской Федерации или по соответствующей территории носит названиеконсолидированных бюджетов, которые используются для аналитических истатистических целей.
28 июля 1995 г. былпринят Федеральный закон№ 154-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который ввел новое понятие — «муниципальноеобразование». Муниципальноеобразование — этогородское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляетсяместное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет ивыборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеетсобственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулированиясредств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Понятия «местныебюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджетыорганов местного самоуправления» рассматриваются как синонимы.
Бюджетная политика РФ сводится к:
· Определению доли валовоговнутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
· Установлению оптимальныхвзаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектовРФ;
· Оптимизация структуры расходнойчасти бюджета;
· Распределению расходов междубюджетами разных уровней;
· Определению доли федеральногобюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
· Управлению государственным долгом;
· Определению источников финансированиядефицита бюджета и др.
К первоочередным задачам бюджетнойполитики в период мирового экономического кризиса (из совещания президента ДмитрияМедведева с Правительством РФ от 25 мая 2009 года) относятся:
1. Исполнение социальных обязательстви придание им более адресного характера;
2. Последовательное снижениебюджетного дефицита;
3. Переход к режиму жесткой экономиибюджетных средств;
4. Поиск оптимальных форм поддержкикак реального сектора, так и финансовой системы. Повышениеэффективности и, прежде всего, энергоэффективности и производительности труда,технологическая модернизация должны стать обязательными условиямигосударственной поддержки;
5. Кардинальномповышении качества публичных услуг, которые предоставляются гражданам(медицинские, образовательные и др. услуги социального характера);
6. принципиальномусовершенствовании механизма государственных закупок;
7. определенииэкономически оправданного уровня налоговой нагрузки, который стимулировал бы иразвитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;
8. установитьответственность за эффективное расходование средств на каждом уровне публичнойвласти, обеспечить сбалансированность расходных полномочий, создать стимулы длярасширения собственного доходного потенциала;
9. завершитьформирование надёжной и сбалансированной пенсионной системы;
10. приступить ксозданию так называемой безбарьерной среды для инвалидов.
Бюджет — это общее понятие, объединяющее различные финансовыедокументы, которые отражают планируемые доходы и государственные расходы втечение определенного периода.
Термин «бюджет»происходит от старофранцузского слова, означающего маленький портфель, скоторым британский канцлер казначейства приходил на сессию парламента и начиналсвой официальный ежегодный финансовый доклад. От него требовали открыть ипредставить депутатам находящиеся в нем финансовые документы, на основе которыхправительство предполагало осуществлять свои политические и экономическиепрограммы.
Бюджет содержитфинансовые документы, условно разделяемые на две группы:
· основныедокументы;
· дополнительныедокументы.
К первой группе относятсяфинансовые законы, имеющие различные названия в каждом государстве (например,закон о государственном бюджете — Швеция, РФ; закон о финансах — Франция).
Ко второй группеотносятся приложения к закону о финансах; документы, содержащие экономическийанализ и специальные исследования бюджетных показателей за предыдущийфинансовый год.
Государственные и местные(муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы РоссийскойФедерации, как и любого другого государства.
Бюджет — необходимыйатрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуютсяденежные фонды соответствующего государственного или муниципальногообразования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения,создают финансовую основу для осуществления функций органов государственнойвласти и местного самоуправления.
В материальном аспектегосударственный, как и местный, бюджет представляетсобой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжениисоответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объемконцентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направлениярасходов и т.п.
Бюджет — совокупность экономических(денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением ииспользованием централизованных денежных фондов, предназначенных дляосуществления общих задач государственных и муниципальных образований ивыполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
Согласно статье 6Бюджетного кодекса (БК РФ) бюджет—это форма образования и расходования фондаденежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Сконцентрированные вбюджете средства предназначены для осуществления государственнойсоциально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Онпредставляет собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств для обеспечения функций органов государственной власти,утверждается государственным собранием, имеет силу закона.
Функции бюджета:
1. Перераспределениенационального дохода и ВВП;
2. Государственное регулированиеи стимулирование экономики;
3. Финансовое обеспечениесоциальной экономики;
4. Контроль заобразованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Местное самоуправление — обязательныйкомпонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самимнаселением через свободно избранные им представительные органы. Для выполненияфункций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, онинаделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органоввласти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленныеэтим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать иисполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями иполучать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главныхканалов доведения до населения конечных результатов производства. Через нихобщественные фонды потребления распределяются между отдельными группаминаселения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслейпроизводственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности,коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важнымкомпонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местный бюджет — это централизованныйфонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование,утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которойосуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Экономическая сущность местныхбюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовымобеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народногохозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджетыв осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первуюочередь в распределении государственных средств на содержание и развитиесоциальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местныхбюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельскихбюджетов. Осуществление государством социальной политики требует большихматериальных и финансовых ресурсов.
2. Доходная ирасходная части местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетовсостоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она такжеможет включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции,средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства повзаимным расчетам.
Закрепленные доходы(собственные)— это доходы, полностьюпоступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты (налог наимущество предприятий — региональный налог).
Регулируемые доходы— совокупность денежных средств,передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверхзакрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляемых в соответствующиебюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых приутверждении вышестоящего бюджета.
Таблица 1. Доходы местных бюджетов.Наименование показателя Значение, млрд. руб. Налоговые доходы в том числе: A 1. Налог на прибыль B 2. Подоходный налог с физических лиц C 3. Налог на добавленную стоимость D 4. Акцизы E 5. Налог на имущество с физических лиц F 6. Налог на имущество предприятий G 7. Платежи за использование природных ресурсов H Неналоговые доходы в том числе: I 1. Доходы от государственной собственности или от деятельности J 2. Доходы от продажи принадлежащего государству имущества K Безвозмездные перечисления в том числе: L 1. От других уровней власти, из них: M Дотации N Субвенции O Средства, перечисляемые по взаимным расчетам P Трансферты Q 2. От целевых бюджетных фондов R Итого доходов S В состав местных налогов и сборов входят:Земельный налог
· Земельный налог иарендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, включаясельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
· Земельный налог иарендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;
· Доходы отцентрализации средств земельного налога и арендной платы за землисельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
· Возмещение потерьсельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
· Возмещение потерьсельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственныхугодий.
1. Налог наимущество физических лиц (13%);
2. Налог на рекламу(5%);
3. Налог нанаследство или дарение (ставки налога указаны в />законе «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследованияили дарения»/>);
4. Местныелицензионные сборы;
5. Доходы отприватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям:
· Доходы отприватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
· Доходы от продажиземли;
· Доходы от продажиквартир гражданам;
6. Средстваобязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевыхфондов.
К числу главных регулируемых доходовместных бюджетов относятся отчисления:
1. От налога надобавленную стоимость;
2. От акцизов;
3. От налога наприбыль (доход) предприятий;
4. От подоходного налогас физических лиц.
Нормативы отчисленийрегулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами властив зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственныхдоходов.
По объему иэкономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимаютотчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечениифинансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении иззаинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышенииэффективности производства на подведомственной им территории.
Развитие экономическогопотенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизацииявляются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.
Расходная часть местныхбюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальныхпроцессов в стране.
Главные стороныдеятельности местных органов власти – разработки и осуществление плановэкономического и социального развития на подведомственной им территории.Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществлениемероприятий по развитию социально-коммунального хозяйства и улучшениюблагоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов.Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затратна содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии сБюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующиефункциональные виды расходов:
· содержаниеорганов местного самоуправления;
· формированиемуниципальной собственности и управление ею;
· организация,содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры,физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений,находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местногосамоуправления;
· организация,содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
· муниципальноедорожное строительство и содержание дорого местного значения;
· благоустройствои озеленение территорий муниципальных образований;
· организацияутилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
· содержаниемест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
· организациятранспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальнойсобственности или ведении органов местного самоуправления;
· обеспечениепротивопожарной безопасности;
· охранаокружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
· реализацияцелевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
· обслуживаниеи погашение муниципального долга;
· целевоедотирование и погашение муниципального долга;
· целевоедотирование населения;
· содержаниемуниципальных архивов;
· проведениемуниципальных выборов и местных референдумов.
Таблица 2. Расходыместных бюджетов.Наименование показателя Млрд. руб 1. Государственное управление A1 2. Правоохранительная деятельность B1 3. Промышленность, энергетика и строительство C1 4. Сельское хозяйство и рыболовство D1 5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика E1 6. Жилищно-коммунальное хозяйство F1 7. Образование G1 8. Культура и искусство H1 9. Здравоохранение и физическая культура I1 10. Социальная политика J1 11. Прочие расходы K1 12. Расходы целевых бюджетных фондов L1 Итого расходов M1
3. Роль местныхбюджетов в развитии экономики и культуры региона
Главным направлениемиспользования средств местных бюджетов, как уже было рассмотрено в расходной частиместных бюджетов, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Это расходы на:
ü социально-культурныемероприятия, составляющие более половины всех расходов,
ü жилищно-коммунальноехозяйство – примерно треть всех расходов.
Следует отметить, что врасходах консолидированного бюджета Российской Федерации на:
ü жилищно-коммунальноехозяйство средства местных бюджетов составляют 70%,
ü на образование – 67%,
ü на здравоохранение ифизическую культуру – 55%,
ü социальную политику –49%,
ü культуру и искусство –45%.
Роль местных бюджетов вфинансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в обще-бюджетныхрасходах на промышленность, энергетику и строительство средства местныхбюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта,дорожного хозяйства, связи – 40%.
Структура расходовотдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства,непосредственного географического расположения и подведомственности еготерриториальным органам различного уровня. Так, городским и районным органамвласти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства,и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этихбюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых исельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, вэтих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансированиесоциально-культурных мероприятий.
Одним из главныхнаправлений использования финансовых ресурсов должно быть финансированиеразвития местной производственной базы как основы для получения в будущемсобственных доходов.
Местным органамподведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первуюочередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходахместных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурныемероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всехрасходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%.
В расходах местныхбюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растутзатраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сетимедицинских учреждений и расширение научных и проектных работ, финансируемых изэтих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развитияадминистративно-территориальных единиц, автоматизированных систем управленияместным хозяйством и т.д.
Развитие урбанизации (гдеурбанизация – это процесс сосредоточения промышленности, культуры и населения вкрупных городах) проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местныхбюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию кувеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунальногостроительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства иуровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет кудлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов.Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителявыше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следуетигнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребностижителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в большихмасштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.
Одной из актуальныхпроблем является улучшение благоустройства городов и сел. Этому должноспособствовать более рациональное использование выделяемых на эти целибюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих вгородах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются припискамиобъемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанныесредства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдаватьподряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскимиспециализированными организациями по благоустройству, организациямижилищно-коммунального хозяйства. Конкурсность и состязательность между ними нетолько будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ погородскому благоустройству, а также сократят нерациональное использованиебюджетных средств.
Бюджет играет важнуюэкономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе.Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных,приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет наперераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходыболее рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство).
Финансирование за счетбюджетного фонда содержания учреждений и организаций социальной сферы,обеспечивается воспроизводство рабочей силы.
Рекомендации для муниципальныхобразований, направленные на улучшение финансовой стабильности в условияхсистемного финансово-экономического кризиса.
Бюджет играет важнуюэкономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе.Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных,приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет наперераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходыболее рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счетбюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы,государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджетперераспределяются доходы между федеральным уровнем и административнымитерриториями (субъектами РФ).
Стабильное финансовоеположение регионов, своевременная реализация ими антикризисных мер являетсяосновным условием эффективной организации межбюджетных отношений в субъектахРоссийской Федерации, обеспечения исполнения расходных обязательствмуниципальных образований.
Только в 2007 г. по данным МинфинаРоссии расходные обязательства муниципальных образований выросли на 422,4 млрд.руб. или на 27,9% по сравнению с 2006 г. В связи с этим необходимостимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налоговогопотенциала, что обеспечит их скорейший выход из финансового кризиса.
В связи с этим очень важна подготовкаи использование рекомендаций при формировании и внесении изменений врегиональные и местные бюджеты в период 2009-2011 годов. Указанныерекомендации могут состоять в следующем. 1. Смягчение влиянияфинансово-экономического кризиса при формировании регионального и местногобюджетов 1.1. Рекомендации по формированию доходов бюджетов:
· уточнениепрогноза доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;
· направлениедополнительных доходов бюджетов не на увеличение расходных обязательств, а наформирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращениядоходных источников;
· анализ налоговыхдоходов бюджета и рекомендации по повышению их собираемости;
· анализненалоговых доходов бюджета и рекомендации по совершенствованию управленияимуществом ( активами) ;
· прогноз объематрансфертов всех видов из вышестоящего бюджета.
Рекомендации по оптимизации расходовбюджетов:
· анализэффективности расходов на предоставление бюджетных услуг;
· анализ эффективностисоциальных выплат и льгот;
· разработкакритериев отбора инвестиционных проектов и других капитальных вложений для ихдосрочного прекращения (приостановления);
· ограничениепринятия новых расходных обязательств, не увеличение финансирования действующихрасходных обязательств;
· повышение оплатытруда работникам бюджетных учреждений, не превышающее запланированное в 2009году повышение оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, ссоблюдением норм трудового законодательства, разработка мер по оптимизациирасходов на оплату труда работникам бюджетных учреждений;
· разработкасистемы раннего предупреждения появления непредвиденных расходов (в том числена основе контроля за финансовым состоянием предприятий и организаций,находящихся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований);
· определениеразмера дефицита бюджета с учетом снижения доступности кредитных ресурсов ивозможности размещения ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальныхобразований. 2. Разработка мер по снижению нагрузки на бюджет: 2.1. Разработкаальтернативных сценариев бюджета:
· на основе анализафинансовых рисков;
· рекомендации попринципам корректировки годового и среднесрочного бюджета;
· подготовкапроектов бюджетов исходя из консервативного сценария развития экономики идинамики налоговых поступлений в целях недопущения в течение следующегофинансового года секвестра расходов.
Разработка предложений по поддержкенегосударственного сектора экономики:
· использованиебюджетных и фискальных инструментов поддержки;
· разработкакритериев по отбору объектов поддержки негосударственного сектора экономики;
· стимулированиеразвития негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги наплатной основе. 3. Долговая политика и реструктуризация долговых обязательств:
· определение предельногообъема заимствований;
· рекомендации пореструктуризации, выкупу и погашению долговых обязательств;
· рекомендации поконтролю за кредиторской задолженностью бюджета и предприятий, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности;
· рекомендации помеханизмам финансирования кассовых разрывов.
Разработка предложений покорректировке стратегий и программ социально-экономического развития всоответствии с новыми бюджетными ограничениями.
Глава II. Изучение бюджета муниципального образования «городИжевск»
1. Краткая характеристикаисследуемого муниципального образования – города Ижевска
10 апреля1760 года с первыми ударами кирок и лопат о промерзшую землю начал отсчет своихдней город Ижевск.
1760 год считается для Ижевска годом основания.
Ижевскпоявился на карте России более двух веков назад как поселок при Ижевскомзаводе. Но его стремительное развитие привело к тому, что уже в начале прошлоговека по количеству жителей село Ижево превосходило близлежащие губернскиегорода (такие как Пермь, Новгород, Уфа).
21 февраля 1918года в зале бывшего Офицерского собрания, решением депутатов Ижевского Советарабочих, солдатских и крестьянских депутатов Ижевский завод был преобразован вгород.
В ноябре 1920года коренное население здешних мест обрело свою автономию, преобразованнуюпозже в Удмуртскую республику. А меньше чем через год Президиум ВЦИК РСФСРпостановил, что с 10 июня 1921 года Ижевск становится центром Удмуртии. Именноэта дата сегодня считается официальным днем рождения города Ижевска.
27 мая 1999года муниципальному образованию «город Ижевск» выдано Свидетельство№000634 о внесении вФедеральный реестр муниципальных образований в Российской Федерации.
Территория муниципального образования «город Ижевск» городаИжевска разделена на 5 внутригородских районов: Индустриальный, Ленинский,Октябрьский, Первомайский, Устиновский.
Решение об образовании, объединении, наименовании, установлении новыхграниц внутригородских районов принимаются Городской думой по представлениюГлавы муниципального образований «город Ижевск» с учетом мнениянаселения соответствующих территорий, интересы жителей которых затрагиваются.
Администрации районов города — территориальные органы, являющиесяструктурными подразделениями Администрации города Ижевска, наделяемые вустановленном порядке статусом юридического лица.
Администрации районов города учреждаются Городской думой по представлениюГлавы Администрации города и действуют на основании положений о них,утверждаемых Городской думой.
Руководителями внутригородских районов города Ижевска являются ГлавыАдминистраций районов.
Главамуниципального образования «город Ижевск» — высшее должностное лицомуниципального образования «город Ижевск». Избирается депутатамиГородской думы г. Ижевска из своего состава тайным голосованием, осуществляетполномочия на постоянной основе и является Председателем Городской думы г.Ижевска, в настоящее время им является Балакин Виктор Васильевич.
Главамуниципального образования «город Ижевск»:
—представляет столицу Удмуртии в других городах и регионах России, заключаетдоговоры и соглашения с органами государственной власти, общественнымиобъединениями, организациями, в том числе международными и зарубежными.Подписывает и обнародует муниципальные правовые акты, принятые Городской думой,издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты;
—осуществляет согласование проекта бюджета города, программсоциально-экономического развития Ижевска, проектов решений Городской думы,внесенных Главой Администрации г. Ижевска на рассмотрение представительногооргана власти;
— решаетдругие вопросы.
Проектыпостановлений и распоряжений Главы Администрации г. Ижевска, касающиесядеятельности Администрации г. Ижевска, муниципальных предприятий и учрежденийгорода также подлежат согласованию Главы муниципального образования «городИжевск».
ПредседательГородской думы г. Ижевска руководит представительным органом власти, организуети координирует его работу: осуществляет созыв сессии, руководит процессомподготовки к ней, подписывает принятые решения, протоколы и другие документы,издает постановления и распоряжения по внутриорганизационным вопросам.Руководит работой депутатов, осуществляющих свои полномочия на постояннойоснове, координирует деятельность постоянных и иных комиссий, организует приемграждан, рассмотрение их обращений в Городскую думу, решает другие вопросы,которые могут быть поручены Городской думой или возложены действующимзаконодательством.
Городскаядума — представительный орган муниципального образования «город Ижевск».Состоит из 42 депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах на срок5 лет.
Городскаядума Ижевска принимает планы и программы развития муниципального образования «городИжевск», утверждает бюджет города и отчет о его исполнении. Осуществляетконтроль над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицамиместного самоуправления муниципального образования «город Ижевск»полномочий по решению вопросов местного значения.
Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципальногообразования «город Ижевск») наделяется Уставом города Ижевскаполномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями дляосуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики, главойАдминистрации города Ижевска является Ушаков Александр Александрович.
Структура Администрации города утверждается Городской думой попредставлению Главы Администрации города.
2. Доходная ирасходная части бюджета города Ижевска. Основные выводы
Доходы бюджета муниципальногообразования города Ижевск по данным решения Городской думы города Ижевска "О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год"№464 представим в таблице:
Таблица 3. Доходная часть бюджетагорода Ижевска.Код Наименование Сумма, тыс.руб. 10000000000000000 Налоговые и неналоговые доходы 6 145 228 10100000000000000 Налоги на прибыль, доходы 3 612 412 10102000010000110 Налог на доходы физических лиц 3 612 412 10500000000000000 Налоги на совокупный доход 285 000 10502000020000110 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 285 000 10600000000000000 Налоги на имущество 210 066 10601000000000110 Налог на имущество физических лиц 70 000 10606000000000110 Земельный налог 140 066 10800000000000000 Государственная пошлина 79 550 11100000000000000 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 533 200 11105000000000120 Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 500 700 11105010000000120 Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 310 000 11105020000000120 Доходы, получаемые в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков автономных учреждений, а также земельных участков государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 7 000 11105034040001120 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) (доходы от сдачи в аренду нежилого фонда) 153 700 11105034040002120 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) (плата за наем муниципального жилого фонда) 30 000 11107000000000120 Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий 2 500 11109000000000120 Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 30 000 11200000000000000 Платежи при пользовании природными ресурсами 40 000 11201000010000120 Плата за негативное воздействие на окружающую среду 40 000 11400000000000000 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1 285 000 11402000000000000 Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 760 000 11406000000000430 Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением земельных участков автономных учреждений) 525 000 11600000000000000 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 100 000 20000000000000000 Безвозмездные поступления 1 905 329 20200000000000000 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 1 905 329 20201000000000151 Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 34 344 20202000000000151 Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 14 261 20203000000000151 Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 1 856 724 Всего доходов 8 050 557
По данным таблицам можно сделатьследующие выводы:
1. По объему иэкономическому значению главную позицию в доходах бюджета города занимают:
· налоговые доходы,в частности подоходный налог с физических лиц, который составляет 3 612 412тыс.руб. или 44,9% всех доходов бюджета;
· безвозмездныепоступления (дотации, субсидии, субвенции от других бюджетов бюджетной системыРФ) в сумме 34 344+14 261+1 856 724= 1 905 329 тыс.руб. или 23,7% доходов.
Отмечается, что НДФЛ занимаетцентральное место в системе доходов, не только налоговых, но и в целом,субъектов РФ. В период финансово-экономического кризиса НДФЛ стал основнымисточником, обеспечивающим достаточно стабильные поступления в доходную часть местныхбюджетов, в том числе и бюджета города Ижевска.
2. Доля налога надоход физических лиц (3 612 412 тыс.руб.) в ВВП РФ за 2009 год — 39,064трлн.руб., что составляет 0,000009%;
при этом в 2003г. – 0,000013%;
в 2004г. – 0,000007% (;
в 2005г. – 0,000005%;
в 2006г. – 0,000005%;
в 2007г. – 0,000006%;
в 2008г. – 0,000006%;
по данным РешенияГД от 18.12.2009 № 578 «О бюджете муниципального образования „городИжевск“ на 2010 год» доходы бюджета города от налога на доход физическихлиц составит 2 776 314, по данным Минфина ВВП составит 42,372 трлн.руб., такимобразом доля НДФЛ10 = 0,0000065%
/>
В соответствии с данными можносделать выводы о значительном влиянии кризиса на показатель уровня доходов=>уровень поступлений налога на доход физических лиц =>долю НДФЛ в ВВП.
Это влияние выражается черезследующие основные факторы:
· Снижение темповроста заработной платы населения, сокращение фонда оплаты труда, в частности напредприятиях промышленности и строительства;
· Безработица,сокращение предприятий и, следовательно, рабочих мест;
· Ростзадолженности по заработной плате;
· Рост уровняпотребительских цен.
С помощью статистической зависимости(корреляции) можно определить зависимость между ВВП РФ и доходами городаИжевска:
Корреляция – это статистическаязависимость между случайными величинами, не имеющими строго функциональногохарактера, при которой изменение одной из случайных величин приводит кизменению математического ожидания другой. Корреляционныйанализ представляет собой количественное определение тесноты связи между двумяпризнаками. Теснота связи при этом количественно выражается величинойкоэффициентов корреляции. Изначально корреляционные исследования проводились вбиологии, а позднее распространились и на другие области, в частности насоциальную и экономическую. Корреляция позволяет оценить тесноту связи (или еесилу), то есть показывает, насколько взаимосвязаны те или иные социальные иэкономические явления. Оценка тесноты связи между признакамиможет проводится с помощью нескольких коэффициентов корреляции. Так, линейный коэффициент корреляции имеет большое значениепри исследовании социально-экономических явлений и процессов.
Линейный коэффициент корреляции былвпервые введен в начале 90-х гг. Пирсоном, Эджвортом и Велдоном и, как уже былосказано, характеризует тесноту и направление связи между двумя коррелируемымипризнаками.
Оценка линейного коэффициентакорреляции проводится в соответствии с таблицей.
Таблица 5. Оценка линейногокоэффициента корреляции.Значение линейного коэффициента связи Характер связи Интерпретация связи r = 0 Отсутствует - 0 Найдем коэффициент корреляции иопределим степень связи между ВВП РФ (y) и доходами бюджета города Ижевска (x). Для этого воспользуемся значениями ВВП и доходов вдинамике за 6 лет (период с 2004 года по 2009 год).
Таблица 6. Расчетная таблица дляопределения коэффициента корреляции, млрд.руб..год y x yx />
x2 2004 17048,1 3,552736 60567,3986 290637713,6 12,62193309 2005 21625,4 4,087364 88390,88145 467657925,2 16,70654447 2006 26903,5 4,820134 129678,4751 723798312,3 23,23369178 2007 33111,4 5,588547 185044,6151 1096364810 31,23185757 2008 41668 6,485801 270250,3561 1736222224 42,06561461 2009 39064 8,050557 314486,9586 1525996096 64,81146801 ∑ 179420,4 32,585139 1048418,685 5840677081 190,6711095 Средняя 29903,4 5,4308565 174736,4475 973446180,2 31,77851825
/>
Из расчетов следует, чторезультат по всем формулам получился одинаковый, а так как он входит в интервал0
При данных имеющихся показателяхдоходов муниципального образования город Ижевск можно предложить следующие путиувеличения доходов:
1. Приватизациямуниципального имущества (приватизация представляет собой фактическую продажуимущества из государственного в частное владение);
2. Проведениежесткого предварительного контроля за распределением и расходованием бюджетныхсредств, введение аудита на расходование этих средств и внутреннего контроля(что в значительной мере сократит нецелевые расходы бюджетных средств);
3. Безвозмездные отчисления и помощьфедерального бюджета, при определении суммы отчислений, должно учитыватьсястремление региона улучшить свое положение (на основе анализа основныхпоказателей и экономического состояния региона), сократить дефицит бюджета;
4. Выпуск ценныхбумаг (облигаций);
5. Развитие исовершенствование антимонопольного законодательства;
6. Проведение активнойработы по развитию лотерейной деятельности, налоговые отчисления от которыхидут в бюджет (налогооблагаемые призы и выигрыши – доходы превышающие 4тыс.руб.);
7. Увеличениештрафов, санкций;
8. Повышение акцизов на водку,ликероводочные изделия, повышение ставки на ввоз алкогольной и спиртосодержащейпродукции на территорию Удмуртии;
9. Увеличить отчисления вмуниципальный бюджет от доходов крупных и высокодоходных унитарных предприятий;
Расходы бюджета города Ижевска можно представитьв таблице:
бюджетмуниципальный экономика культура
Таблица 4. Расходная часть бюджетагорода Ижевска.0100 Общегосударственные вопросы 843302 0102 Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования 3071 0103 Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований 42223 0104 Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, в том числе: 201748 Субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних 13664 Субвенция в области архивного дела 4891 Субвенция по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 3280 Субвенция по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям и учету (регистрации) многодетных семей 1225 0106 Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора 49096 0107 Обеспечение проведения выборов и референдумов 1465 0111 Обслуживание государственного и муниципального долга 282364 0112 Резервные фонды 10000 0114 Другие общегосударственные вопросы, в том числе: 253335 Субвенция на осуществление федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния 19533 Центральный аппарат 37123 Выполнение других обязательств государства, из них: 63020 Проведение общегородских праздников и мероприятий 4000 Расходы, связанные с судебными издержками и оплатой государственной пошлины 791 Представительство органов местного самоуправления 1859 Расходы по оформлению договоров передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние 15 Международные культурные, научные и информационные связи 1930 Расходы на реформирование бюджетного процесса 6074 Расходы на содержание имущества казны 800 Расходы на регистрацию права собственности 577 Расходы по оформлению документов для регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения 900 Расходы на техническую инвентаризацию, изготовление справок по объектам нежилого фонда муниципальной собственности 480 Расходы по оформлению документов для регистрации права муниципальной собственности на земельные участки 126 Расходы на освещение в средствах массовой информации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления 14000 Расходы на реализацию основных мероприятий, утвержденных планами Администрации города Ижевска и Администраций районов 8970 Расходы на обеспечение приватизации и проведение предпродажной подготовки объектов приватизации 3000 Мероприятия в области размещения объектов наружной рекламы и информации 4329 Расходы по оценке муниципальных жилых помещений и на услуги нотариуса 29 Расходы на мероприятия в рамках участия города Ижевска в проекте Совета Европы «Межкультурные города» 1000 Расходы на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с постановлением Администрации г.Ижевска от 16.07.08г. №534 1345 Расходы на техническую инвентаризацию по объектам инженерной инфраструктуры 12795 Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 37000 Строительство объектов общегражданского назначения 42900 Муниципальная целевая среднесрочная программа информатизации на 2008 — 2012 годы 5000 Муниципальная целевая программа «Административная реформа в муниципальном образовании „город Ижевск“ на 2008-2009 годы» 6759 Долгосрочная целевая программа по выполнению Реестра наказов избирателей депутатам Городской думы города Ижевска на 2009-2010 год 42000 0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 90695 0302 Органы внутренних дел, в том числе: 14261 Субсидия на обеспечение деятельности медицинских вытрезвителей на территории муниципального образования «город Ижевск» 14261 0309 Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона 43135 0310 Обеспечение пожарной безопасности 27000 0314 Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности 6299 0400 Национальная экономика 270845 0401 Общеэкономические вопросы 55062 0407 Лесное хозяйство 1604 0408 Транспорт 15000 0409 Дорожное хозяйство 144560 0412 Другие вопросы в области национальной экономики 54619 0500 Жилищно-коммунальное хозяйство 1055679 0501 Жилищное хозяйство, в том числе: 399224 Субвенция на обеспечение предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 10240 0502 Коммунальное хозяйство 34062 0503 Благоустройство 523179 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства 99214 0600 Охрана окружающей среды 8127 0603 Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 8127 0700 Образование 3812550 0701 Дошкольное образование 1415808 0702 Общее образование, в том числе: 2142486 Субвенция на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного (в общеобразовательных учреждениях), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях 1173080 Субвенция на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 40560 Субвенция на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии 218845 0707 Молодежная политика и оздоровление детей 76121 0709 Другие вопросы в области образования 178135 0800 Культура, кинематография, средства массовой информации 96819 0801 Культура 84448 0806 Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации 12371 0900 Здравоохранение, физическая культура и спорт 657895 0901 Стационарная медицинская помощь 210797 0902 Амбулаторная помощь 127831 0903 Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 6633 0904 Скорая медицинская помощь 244263 0905 Санаторно-оздоровительная помощь 16230 0908 Физическая культура и спорт 19788 0910 Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 32353 1000 Социальная политика
/>557058 1001 Пенсионное обеспечение 6790 1002 Социальное обслуживание населения, в том числе: 97187 Субвенция в сфере социального обслуживания населения 94485 1003 Социальное обеспечение населения, в том числе: 349836 Субвенция по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям и учету (регистрации) многодетных семей 14192 Субвенция на обеспечение жилой площадью детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 31582 Субвенция на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 133885 1004 Охрана семьи и детства, в том числе: 94511 Субвенция на социальную поддержку детей, переданных в приемные семьи 4140 Субвенция на выплату денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) 90371 1006 Другие вопросы в области социальной политики, в том числе: 8734 Субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних 941 Субвенция на обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1810 1100 Межбюджетные трансферты 1271495 1104 Иные межбюджетные трансферты 1271495 Всего расходов 8664465 Учитывая, что совокупные доходы бюджетасоставили 8 050 557 тыс.руб., расходы 8 664 465 тыс.руб., то дефицит бюджетагорода в 2009г. составил 8 050 557 – 8 664 465= 613 908 тыс.руб., которыйсоставляет 9,99% от доходов без учета безвозмездных поступлений в бюджетгорода.В соответствии с данными таблицы расходовбюджета города хорошо видна роль местного бюджета в социально-культурном иэкономическом развитии не только муниципального образования, но и региона вцелом. Это отражается в следующих суммах расходов по разным категориям:
1. Социальнаяполитика = 557 058 тыс.руб. или 6,4% всех расходов;
2. Национальная экономика= 270 845 тыс.руб. или 3,1% всех расходов;
3. Культура,кинематография, средства массовой информации = 96 819 тыс.руб. или 1,1% всехрасходов;
4. В целом затратына развитие экономики, культуры, социальной сферы, образования издравоохранения занимают бесспорно главную позицию расходов местного бюджета ив сумме составляют:
270 845 + 1 055 679 + 3 812 550 + 96 819+ 657 895 + 557 058= 6 180 001 тыс.руб., что составляет 71,3% всехрасходов бюджета города Ижевска.
Заключение
бюджетмуниципальный доходный расходный
Такимобразом, обобщая данную курсовую работу можно сделать вывод о том что, бюджет —необходимыйатрибут государства как регулирующий орган муниципальных образований.
Государственныеи местные (муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системыРоссийской Федерации. Через бюджеты образуются денежные фонды соответствующегогосударственного или муниципального образования, которые обеспечиваютвыполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу дляосуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Сконцентрированныев бюджете средства предназначаются для осуществления государственнойсоциально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны.Средства местных бюджетов обеспечивают стабильное развитие экономики исоциально-культурной сферы на уровне региона.
Распределение(разграничение) доходов и расходов бюджетов — это определение видов и объемовдоходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Входе курсовой работы были проанализированы финансовые документы, функции иместо местных бюджетов в финансовой системе страны и на основе этих анализовсделаны выводы о роли и важности местных бюджетов в социально-культурном иэкономическом развитии региона.
Списоклитературы
1. «Финансы»Миляков Н.В., 2-е издание, Москва, «Инфра-М», 2004г.;
2. «Финансы,денежное обращение и кредит» под ред. проф. М.В.Романовского и проф.О.В.Врублевской, Москва, «Юрайт», 2006г.;
3. «Финансы икредит» под ред. д.э.н., проф. А.М.Ковалевой, Москва, «Финансы истатистика», 2005г.;
4. «Финансы,деньги, кредит и банки» В.Е.Леонтьев, Н.П.Радковская, С.-П., 2003г.;
5. БК РФ;
6. Закон 308-ФЗ «Офедеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»принят Гос. думой 20.11.2009г.;
7. Материалы сайта www.gks.ru;
8. Материалы сайта www.izh.ru.