СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Теоретические основы исследования взаимосвязи государства и инвестиций всовременной экономике
1.1 Рольсовременного государства в обеспечении социальной направленности инвестиций
1.2 Сущностьинвестиций
1.3 Рольгосударства в формировании и развитии источников инвестиций
2. Факторы иособенности инвестиционного климата в России
2.1Особенности инвестиционной привлекательности экономики России на современномэтапе
2.2 Анализструктуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России
3.Совершенствование государственной системы привлечения и использованияинвестиций
3.1 Общиерекомендации по совершенствованию государственной системы
3.2 Усилениегосударственного воздействия на привлечение инвестиций в российскую экономику
Заключение
Списокиспользуемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной мировой экономики предопределяетнеобходимость формирования принципиально новой государственной инвестиционнойполитики, предполагающей в качестве ключевого направления формированиястабильного инвестиционного климата в целях обновления промышленности и науки.
В Послании Президента России Владимира Путина Федеральномусобранию 26 апреля 2007 г. впервые говориться о необходимости развития ивнедрения нанотехнологий, на эти цели запланировано в федеральном бюджете около180 млрд.руб. Это, конечно, значительно меньше, чем расходуется на подобныецели в США, Японии и Западной Европе, но и эти незначительные инвестицииследует использовать максимально эффективно и в нужном направлении развитиянауки и техники. Это позволит в долгосрочной перспективе обеспечить повышениекачества жизни наших людей, национальную безопасность и поддержание высоких темповэкономического роста.
Существенным фактом является то, что в России до сих пор несформирована долгосрочная программа (стратегия) развития инвестиционногопроцесса, не определены приоритетные сферы и направления инвестиционных потоковна ближайшую перспективу.
Известно, что государство обеспечивает только 20% капитальныхвложений в общем объеме инвестиций, а около 80% приходится на частныхинвесторов. Тем не менее, объем инвестиций определяется рядом факторов: впервую очередь инвестиционной привлекательностью отраслей и регионов, а такжефакторами политического и социального характера, что значительно усложняетпроведение достоверной оценки.
Большинство отраслей отечественной промышленности еще вначале 90-х гг. ХХ века исчерпали технологические и финансовые возможностироста, а потеря к ним интереса со стороны внутренних и внешних инвесторов остроставит вопрос о поиске возможных источников обеспечения необходимого уровняпроизводства и инвестиций, в том числе и в рамках этих отраслей. Вот почемупроблема формирования стабильного инвестиционного климата, расширение функцийгосударства в обеспечении притока инвестиций в российскую экономику и ихрационального использования чрезвычайно актуальна и важна.
Все выше сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель работы заключается в исследовании роли государства винвестиционной привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношениймежду субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использованияинвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российскойэкономики.
Задачи исследования определены содержанием работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВАИ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль современного государства вобеспечении социальной направленности инвестиций
Анализ работы современногоконкурентно-рыночного механизма показал, что немало экономических проблемконкурентный рынок решает гораздо успешнее, чем хозяйственные системы,функционирование которых основано на административно-рыночных принципах.Практика доказала, что в странах с развитыми конкурентно-рыночными традициямивыше уровень жизни, экономика имеет социально ориентированную структуру,высокие темпы роста производства жизненных благ. Однако в действительностисуществует множество задач, решение которых неподвластно рыночному механизму.Среди них гарантирование социально-экономических прав личности, развитиефундаментальной науки, обеспечение экологической безопасности, борьба синфляцией и монополизмом, обеспечение нового, социально ориентированногокачества экономического роста путем, прежде всего, активизации инвестиционногопроцесса и создания соответствующего благоприятного (привлекательного) климата.[17]
Социально ориентированнаяинвестиционная экономическая политика государства вообще, а в переходныхусловиях в частности, связана с научно обоснованным формированием, преждевсего, адекватного институционального сектора переходной экономики. В рамкахэтого сектора должны создаваться не просто переходные институты социальноориентированных экономических взаимодействий, но институты, внутренняя логикаразвития которых объективно приводит к созданию социализированной рыночнойэкономики. Формирование социально ориентированной инвестиционной политикигосударства практически сводится к «производству» институциональной системыэкономического развития определенного, социально направленного качества.Причем, едва ли здесь можно будет обойтись исключительно усилиями государства всфере его официального институционального предпринимательства.
В основе формирования и развитияинвестиционного активного государства лежит дебюрократизация его экономическойвласти и «социализация» системы одноименной собственности. А экономическаяполитика государства с целью социально ориентированной реализациигосударственной собственности является, в определенном смысле, функциейдеятельности общества по созданию социального государства и социальнонаправленной государственной собственности. Применительно к формированию иразвитию институционального сектора, адекватного требованиям расширенияинвестиционных программ в условиях рыночной экономики, это означает, чтосистема неформальных институтов конкретного общества являются естественнойосновой для развития системы формальных норм и правил социально ориентированныхвзаимодействий.[4]
Концепция социально ориентированнойинституциональной системы государства требует, очевидно, самостоятельногоисследования, однако отметим, что названная система генетически связана ссоциальной детерминантой современного государства. И здесь необходимо постояннорешать «триединую задачу»: во-первых, научно обоснованно, то есть, исходя изпотребностей социально-экономической практики и предполагаемых последствийфункционирования рыночной экономики, формировать социально ориентированныегосударственные институциональные устройства; во-вторых, путем мобилизацииинтеллектуального капитала представителей всех ветвей власти производитьсоответствующие институты; в-третьих, обеспечить социально направленноефункционирование всей «контрактной парадигмы», процессуально обеспечивающейдееспособность ранее созданных и совершенствующихся институциональных устройстви институтов.
Если речь идет о формированиисоциально ориентированной рыночной экономики, то, какого бы качества несоздавалась институциональная система государства, она должна не просто несворачивать рыночную систему отношений, а, напротив, способствовать еедальнейшему развитию. Отсюда и ответственность государства, как за системучастных, так и непосредственно государственных инвестиций в новое качествоэкономического роста. Понятно, что речь идет не о традиционной дискуссии о том,чего в социально ориентированной экономике должно быть больше: рыночной«стихии» или государственного «разума». Инвестиционные программы в рамкахсоциальной рыночной экономики, таким образом, предстают как взаимосвязанное иразвивающееся единство рыночных и нерыночных соответствующих трансакций ивоспроизводственных задач.
Попутно отметим, что в нашихсуждениях речь должна идти не просто о рыночной экономике, а ее определеннойформе, которая объективно позволяет направить эту экономику в русло ожидаемойсоциализации инвестиций. Очевидно, что имеется в виду такая рыночная экономика,которая не гасит трудовую и творческую активность предпринимателей, а,напротив, всячески ее раскрепощает. Экономикой такого типа является не просторыночная, а конкурентно-рыночная экономика, научно обоснованно управляемаясоциально ориентированным государством. Важнейшей проблемой современныхисследований экономического роста является оптимизация взаимосвязи частных игосударственных инвестиций, что «уходит корнями» в общую проблему взаимосвязирынка и государства.
1.2 Сущность инвестиций
Недостатком инвестиционных программразвития субъектов РФ в современных условиях являются: недостаточное финансовоеобеспечение, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграниченийфункциональных полномочий уровней государственной власти. Преодолениескладывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономическихусловий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи смакроэкономическими тенденциями и региональными реалиями. [1]
Дополнительные денежные средства,привлекаемые предприятиями в инвестиционных целях, называются инвестиционнымкапиталом, и прежде чем в него превратиться, он проходит через финансовыйрынок заимствования. Учитывая ограниченность собственных источников накопленияу большинства российских предприятий, формирование инвестиционного механизмапредполагает развитую инфраструктуру финансового рынка (банки, инвестиционныекомпании, фондовый рынок и др.), способствующая эффективной инвестиционнойдеятельности.
Несмотря на широкое употреблениетермина «инвестиции» (от французского investments — вкладывать, помещать),целесообразно уточнить его содержание из-за того, что как в отечественной, таки зарубежной литературе понятие «инвестиции» используется в различныхсмысловых значениях. В западной литературе под инвестициями понимается вложениекапитала с целью его увеличения в будущем, «использование денег дляполучения больших денег». В то же время в работе Гитмана Л. и Джонк М. подинвестициями понимается любой инструмент, в который можно поместить деньги,рассчитывая сохранить или умножить их стоимость, или обеспечить положительнуювеличину доходов.[7] Таким образом, четко подчеркиваются две стороны инвестицииресурсов с целью получения накоплений и их вложений, обеспечивающих росткапитализации. В работе отмечается также, что термин «инвестиции» имеетнесколько значений: покупки акций с надеждой на финансовые результаты, а такжереальные активы, которые необходимы для обеспечения процесса производства иреализации.
Исходя из этого, различают валовыеинвестиции (включающие чистые инвестиции и амортизацию) и чистые инвестиции,отражающие реальный прирост капитала за счет добавочных вложений. Структураваловых инвестиций при условии, что они больше амортизации, определяетэкономический рост, в противном случае спад. Госкомстат России предусматриваетразграничение инвестиций на капиталообразующие и финансовые. Ккапиталообразующим инвестициям относятся: капитальные вложения (инвестиции восновные средства), затраты на капремонт, на приобретение земельных участков идр. К финансовым инвестициям относятся: кредитные вложения, финансовые вложенияхозяйствующих субъектов и др. Инвестиции, ведущие к смене собственника за счетприобретения предприятия или покупки ценных бумаг называются трансфертнымиинвестициями. Кроме того, выделяют инвестиции в человеческий капитал(нематериальные инвестиции), вложения средств в образование, в здравоохранение,в социальную сферу, с целью получения большей производительности от работников.
Различие между реальными ифинансовыми активами проводится и в другом фундаментальном курсе по менеджменту«инвестиции», авторы: У.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александера, Д.В. Бейли.«Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо типматериально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы.Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге,такие, как обыкновенные акции и облигации. Как правило, эти две формы являютсявзаимодополняющими, а не конкурирующими». Реальные инвестиции включаютинвестирование в основной капитал, в жилищное строительство и в созданиезапасов.
«Инвестировать — значит купитькакое-то благо ради того дохода, который мы от него ожидаем в будущем», — пишет П. Хейне. В учебнике по современной западной экономике инвестицииопределяются как расходы на строительство новых заводов, на станки иоборудование с длительным сроком службы и т.п. [17] При этом уровень чистыхрасходов на инвестиции определяется ожидаемой нормой чистой прибыли от расходовна инвестиции и процентной ставкой. Это, по сути, цена, которую должназаплатить фирма для приобретения средств производства. Причем реальная ставкапроцента играет решающую роль при принятии инвестиционного решения. Еслиожидаемая норма чистой прибыли превышает реальную ставку процента, тоинвестирование (при прочих равных условиях) будет эффективно, в противномслучае инвестировать невыгодно.
Дж. Кейнс под инвестициями понималтекущий прирост ценностей капитального имущества, в результате производственнойдеятельности данного периода. Эта та часть дохода за данный период, которая небыла использована для потребления. По мнению И. Курнышевой определение Кейнсанаиболее удачно раскрывает внутреннее двойственное содержание инвестиций. Содной стороны, они отражают потенциальный инвестиционный спрос, а с другой —выступают в форме вложений (затрат), определяющих прирост стоимостикапитального имущества. [11,14] Таким образом, инвестиции проявляют себя какреализованный инвестиционный спрос и предложение.
1.3 Роль государства в формировании иразвитии источников инвестиций
На наш взгляд, сегодня наиболееактуальным является проблема структурирования инвестиционных источников навнешние и внутренние источники. Конечно, привлечение в российскую экономикуиностранных инвестиций важно, но, прежде всего, следует максимально эффективнопользоваться внутренними инвестиционными источниками. Мы поддерживаемустоявшуюся классификацию внутренних инвестиционных источников, к которым можноотнести следующие: сбережения населения; прибыль предприятия; бюджетные и иныегосударственные сборы; фонды институциональных инвесторов; пассивы банковскойсистемы; денежная эмиссия.
Следует отметить, что прибыльпредприятий относится к внутренним источникам инвестиций, но официально онаниже мировых уровней в силу низкой рентабельности производства из-за высокихэнерго- и материалоемкости, транспортных затрат и сокрытия значительной долидохода от налогообложения. Тем не менее, процессы легализации денежных средств,происходящие на протяжении последних лет, позволят повысить налоговые и другиеплатежи, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсовгосударством напрямую или опосредовано. Таким образом, следует более детальнопри оценке объекта исследования провести оценку внутренних и внешнихинвестиционных ресурсов, дать оценку и определить внутренний инвестиционныйпотенциал, позволяющий достичь благоприятного инвестиционного климата и роставысоких темпов экономики.
Мировой опыт и опыт нашей странысвидетельствует о том, что устойчивый рост экономики предопределяетсясоответствующим ростом инвестиций. При этом увеличение инвестиций выступаетключевым фактором обеспечения экономического роста, вместе с тем и ихсокращение соответственно отражается на темпах спада объемов производствапродукции во всех отраслях народного хозяйства. Следует отметить, чтосложившееся в настоящее время положение с инвестициями уходит корнями вкризисные девяностые годы XXстолетия. В те годы инвестиционная поддержка регионов была и продолжает оставатьсяв «тени» текущей поддержки. Причина этого довольно банальная:отсутствие средств, которые необходимо направить на экономическое развитиепроблемных территорий. Соответственно, и реформирование инвестиционнойподдержки регионов шло медленными темпами. Следует прямо сказать, что реформкак таковых в этой сфере практически не было. Одновременно отметим, что вразвитии инвестиционной поддержки регионов можно выделить, как нампредставляется, три этапа: 1) 1991-1995 гг. — этап стихийной инвестиционнойподдержки территорий, основанной на принятии индивидуальных решений поотдельным регионам; 2) 1996-2005 гг. — этап относительной упорядоченностиинвестиционной поддержки регионов при сохранении высокой роли индивидуальныхрешений; 3) 2006 г. и по настоящее время — этап первых попыток более или менеесерьезного реформирования инвестиционной поддержки регионов.[18]
Сокращение централизованныхинвестиций на начальном этапе реформирования, как нам представляется, былосвязано с ростом бюджетного дефицита и ускоренной приватизацией. Несмотря нанекоторое оживление в инвестиционном процессе, объем капиталовложений все ещеотстает от уровня 1990 года. По годовым объемам накопления капитала Россия в3-25 раз отстает от стран «большой семерки».
За годы непродуманных, во многомхаотичных и поспешных реформ в России, объём инвестиций в основной капиталпостоянно снижался и составил по состоянию на конец 90-х годов немногим более20% от уровня начала 90-х, что обусловило не только резкое снижение объёмовпроизводства, но и затормозило процессы оздоровления и модернизации российскойэкономики. Рост объёма инвестиций в России в 2006-2009 гг. по сравнению спредшествующими годами дал основание некоторым специалистам заявить о качественномулучшении положения в экономике, появлении надёжных источников финансированияинвестиций. Однако далеко не все исследователи столь оптимистично оцениваютрост объёма инвестиций в указанный период. Учитывая справедливость этихпротивоположных взглядов, противоречивость экономической ситуации, сложившейсяв России, представляется целесообразным рассмотрение опыта инвестиционнойдеятельности зарубежных стран, который можно использовать в отечественныхусловиях с учётом специфики функционирования нашей экономики.
Известно, что объем ежегодноиспользуемых инвестиций определяется в процессе распределения ВВП на фонднакопления и потребления. Соблюдение обоснованных пропорций между накоплением ипотреблением в валовом внутреннем продукте страны определяет, по сути, ту частьВВП, которая инвестируется в основной капитал для целей расширенноговоспроизводства. Уже в процессе простого воспроизводства обязательным выступаетвозмещение материальных и трудовых затрат, в противном случае осуществлениедаже простого воспроизводства будет затруднено, не говоря уже о расширенномвоспроизводстве. Оставшаяся непотребленная часть представляет валовоесбережение (см. табл.1).
Таблица 1. Динамика основныхэкономических показателей, характеризующих инвестиционные возможности России[16]Показатели Годы 2003 2004 2005 2006 2007 Валовой внутренний продукт (млрд. руб.) 2629,6 4823,2 7305,6 9039,4 10863, 4 Валовое сбережение (млрд. руб.) 508,1 1361,7 2641,6 3005,0 3327,9 Валовое накопление (млрд. руб.) 393,5 715,3 1365,7 1989,0 2287,7 Удельный вес в ВВП (%): а) сбережения 19,3 28,2 36,2 33,2 30,6 б) накопление 14,9 14,8 18,7 22,0 21,1 Валовое накопление основного капитала (млрд. руб.) 424,7 694,0 1232,0 1685,8 1948,1 Инвестиции в основной капитал (млрд.руб.) 407,1 670,4 1165,2 1504,5 1758,7 в % к ВВП (норма инвестирования) 15,5 13,9 15,9 16,6 16,2 Коэффициент эффективности инвестиций 6,4 7,2 6,3 6,0 6,2
Валовое сбережение — частьрасполагаемого дохода, не израсходованная на конечное потребление товаров иуслуг, от их размера зависят возможности накопления основного капитала. И этивозможности достаточно ограничены — в России существенный разрыв между объемомсбережений и накоплений. Так в 2007 году валовые национальные сбережениясоставили 30,6% ВВП, а валовые накопления основного капитала всего 17,9% ВВП.Это объясняется политической нестабильностью, недоверием инвесторов креальности их правовой защиты, низким уровнем ожидаемой прибыли. Разрыв всбережениях и инвестиций в основной капитал — это отток капитала за рубеж,возврат долгов, создание валютных резервов ЦБ и др.
Следует отметить, что такиеотносительные показатели как норма инвестирования в основной капитал (какотношение объема инвестиций в основной капитал к ВВП) в последние годы практическине растет (табл. 1). Коэффициент эффективности инвестиций — как отношенияпродукции производственной и реализованной на внутреннем рынке к величинеинвестиций в основной капитал, также не показал существенной динамики.Разразившийся на переходном этапе кризис экономики России сопровождалсяснижением объема инвестиций. Доля валового накопления основного капитала в ВВПс 1990 года уменьшилась с 27% ВВП до 20,6% в 1995 году и до 17,7% в 2007 году.Одновременно с уменьшением относительных показателей примерно в пять раз (всопоставимых ценах) снизился и абсолютный объем вложений. Исторический опытпоказывает, что в западной Европе после Второй мировой войны отношениеинвестиции к ВВП составляло 25%, в Японии и в Южной Корее до 33%.
Если проанализировать динамическийряд показателей за более чем десятилетний период, то можно отметить, что темпыснижения инвестиции в среднем выше темпов снижения промышленного производства иваловой продукции. Отдельные авторы отмечают значительные суммы из-за невыплатему дивидендов компаниями, контрольные или крупные пакеты акций которыенаходятся в собственности государства. В последние годы произошладифференциация отраслей по привлекаемости инвестиций. В ряде из них (пищевая,торговая, общественное питание и др.), частный капитал вполне обеспечиваетприток инвестиций. В отрасли с высокой степенью износа основных фондов идлительным сроком окупаемости капитальных вложений, инвесторы не рискуютвкладывать в средства даже, несмотря на имеющиеся возможности, а предпочитаютчасть своих средств инвестировать в отрасли с быстрым оборотом капитала иливывоза капитала. В таких случаях необходимо государственное регулирование.Государство должно отобрать 8-10 крупнейших проектов и гарантировать их отнекоммерческих рисков, в том числе и под гарантию своей зарубежнойсобственности. Это привлечет, и убегающий капитал и обеспечит развитиеэкономики.
Обобщая анализ факторов, действиекоторых привело к сокращению источников инвестиций в реальный сектор, каковымявляются доходы предприятий и доходы государства, следует отметить, что те идругие факторы имеют общую основу, одну и ту же экономическую природу. Ихдействие обусловлено моделью перехода к рыночной экономике, принятой в Россиисхемой развития реального сектора, в которой инвестиционная деятельность былапрактически исключена из макроэкономических целей. А поставленные цели — вчастности, снижение инфляции начали осуществляться за счет дальнейшегоинвестиционного спада и невыплат заработной платы.
Сложившийся инвестиционный климат вРоссии свидетельствует о несостоятельности заложенной в основу реформ гипотезысаморегулирования инвестиционного рынка. Принятие в этой сфере рыночногомеханизма дало результаты, резко отличающиеся от ожидаемых итогов. Констатацияэтой главной причины имеет принципиальное значение, поскольку никакие частныеконкретные меры по активизации процесса формирования финансовых источниковинвестиций не дадут ожидаемого эффекта, если используемая до сих пор модельреформирования не будет подвергнута радикальным качественным изменениям. Одноиз них — смена приоритетов экономической политики правительства. Использованиевозможностей представляемых сырьевыми отраслями (за счет ценовой конъюнктуры)для реструктуризации внутренней экономики и ее модернизации. Основным ееприоритетом должно стать восстановление реального сектора и активизацияформирования благоприятного инвестиционного климата в стране. Только приосуществлении процесса расширенного воспроизводства в реальном секторе возможнафинансовая стабилизация, адекватная принципам экономического роста.[10]
Свои достоинства и недостатки имеетстимулирование разных по своим масштабам инвестиционных проектов — крупных,средних и мелких. Привлеченные в проблемные регионы крупные предприятия нередкосо временем закрываются, поскольку подобные предприятия оказываются, какправило, неинтегрированными в хозяйство проблемных регионов. Крупныепредприятия оказываются связанными главным образом не с местной экономикой, асо своими смежниками в более развитых регионах. Появился даже термин«соборы в пустыне», который стал применяться к Франции, Италии.Британские исследователи также стали говорить о том, что точечные инвестиции,как правило, не могут решить проблемы безработицы и неблагоприятной структурыпромышленности в долгосрочной перспективе. В этой связи привлечение небольшихкомпаний представляется более эффективным, т.к. на них меньше тратитсягосударственных средств, а их зависимость от местных рынков обычно выше, нежелиу крупных фирм.
Однако и содействие мелкому местномубизнесу тоже не может быть решением проблемы отсталых регионов: мелким фирмамтребуется венчурный капитал, доступ к информации, квалифицированная рабочаясила, потенциальные заказчики в лице крупных частных фирм — всего этого вотсталых регионах не хватает. Поэтому для развития малого бизнеса требуетсяогромная помощь государства, и то она может лишь ускорить ротацию компаний принулевом эффекте в итоге для экономики района. Таким образом, задача государства- добиваться сбалансированного развития крупного, среднего и мелкого бизнеса впроблемных регионах. Выборочное обследование инвестиционной активностипромышленных организаций проведенное Госкомстатом, позволило выявить факторы,ограничивающие их инвестиционную деятельность.
Таблица 2. Факторы, ограничивающие инвестиционнуюдеятельность (в процентах)Факторы Годы 2008 2009 2010 2010г. к 2008 г. увеличение(+) уменьшение (-) Недостаток собственных финансовых средств 41 53 68 +27 Высокий процент коммерческого кредита 47 35 31 -16 Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 39 31 24 -15 Инвестиционные риски 35 33 27 -8 Неопределенность экономической ситуации в стране 49 35 29 -20 Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 36 30 22 -14
Как видно из таблицы 2, такие факторыкак несовершенство нормативно-правовой базы и неопределенность экономическойситуациидостаточно устойчивы по годам и относится к так называемымвнеэкономическим факторам. Среди экономических факторов выделяетсянедостаточное наличие собственных финансовых средств, в частности прибыли,фактор, связанный с кредитом. Речь идет, во-первых, о сложностях с егополучением (особенно долгосрочном) и о высокой процентной ставке коммерческогокредита. Интерес представляет и социально-психологический подход к динамике инвестицийЯ. Корнай, который писал: «Динамика инвестиционной политики определяетсядвумя моделями механизмов управления: управление, ориентирующееся на нормы и награницы терпения. Центр изменяет политику в тех случаях, когда инвестиционная сферазначительно отклоняется от нормы или наталкивается на одну из граництерпения». Границы терпения зависят от различных факторов: от того, когоотягощают негативные последствия событий, какова способность к терпению, каковата потеря, которая может быть воспринята безропотно; какова готовность и способностьпротестовать. Границы определяют общественно-политическим климатом.
Развитые страны в процессе созданиякапитальной базы экономики широко используют кредиты. В России большую частьинвестиций получают за счет собственных средств предприятия. Это связано свысоким уровнем кредитных ставок. Ставки в свою очередь связаны с наличием денег.Российские банки в большинстве не обладают крупными активами, их увеличениеозначает укрепление капитальной базы банков пенсионными и страховыми деньгами,а также такими активами как земля, жилье, недра (только российская недвижимостьоценивается в 500 млрд. долл., не считая земли).
В заключение отметим, что основныепричины снижения доходности реального сектора, кризиса его финансовой системы,блокирования процесса накопления, общеизвестны. Все они органически связаны сполитикой проведения экономических реформ. Экономическая политика правительстваочень последовательно и перманентно способствовала отвлечению финансовыхресурсов из реального сектора в сферу обращения, в основном в финансовыйсектор, в торговлю, общественное питание и ТЭК. Данная ориентация экономическойполитики выдерживалась на всех основных этапах экономических реформ,обеспечивая первоначальное накопление капитала узкому кругу доверенных лиц.Здесь следует подчеркнуть, что прибыль выступает одним из важнейших источниковинвестиционного финансирования, но при этом многое, если не все определяетуровень рентабельности и объем получаемой прибыли. По имеющимся данным«чтобы предприятие могло превращать в капиталовложения, образуемые изприбыли, хотя бы 10% своего валового продукта, его валовая прибыль должнасоставить примерно 20% от величины этого продукта. Такой уровень рентабельностиследует считать минимально необходимым для инвестиционного самообеспечения.
Сложившийся инвестиционный климат вРоссии свидетельствует о несостоятельности заложенной в основу реформ гипотезысаморегулирования инвестиционного рынка. Принятие в этой сфере рыночногомеханизма дало результаты, резко отличающиеся от ожидаемых итогов.
Бюджетные средства выступаютнеотъемлемым элементом структуры источников финансирования инвестиций и вусловиях рыночной экономики, что обуславливается объективной необходимостьювыполнения государством определенных хозяйственных функций в качестве одного изсубъектов общественного воспроизводства.
Инвестиционная экономическая политикагосударства должна быть социально ориентирована, т.е. должны быть созданы институтысоциально ориентированных экономических взаимодействий при привлечении ираспределении инвестиций. К таким институтам следует отнести инструментыгосударственного регулирования инвестиционных процессов: установление налоговыхльгот, освобождение от таможенных пошлин; установление специальных налоговыхрежимов; создание правовой базы по использованию инструментов привлечениякапитала (кредиты, залоги, лизинг и др.).
Необходима взаимосвязьинституциальной системы государства с его социальной детерминантой, т.е.решения триединой задачи:
1. Формировать социально-ориентированныегосударственные социальные устройства.
2. Мобилизация интеллектуальногокапитала всех ветвей власти для создания соответствующих институтов.
3. Обеспечить процессуальную дееспособностьинституциональных устройств и институтов.
2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ
2.1 Особенности инвестиционнойпривлекательности экономики России на современном этапе
Категория «инвестиционный климат»определяется наличием условий инвестирования, влияющих на предпочтениеинвесторов при выборе того или иного объекта инвестирования. Эта категориявключает в себя показатели политической (включая законодательство),экономической и социальной среды, оказывающие влияние на эффективностьинвестиций, которые, в конечном счете, предопределяют степень рискакапиталовложений и возможность их эффективного использования. От существующегов стране инвестиционного климата зависит, насколько готовы иностранныеинвесторы вложить свои инвестиции в экономику страны.
Инвестиционный климат характеризуетряд параметров: экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенныйрежим, национальное законодательство, валютная политика, темпы экономическогороста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешнейзадолженности и др.[3]
На наш взгляд основными показателямиблагоприятного инвестиционного климата являются: безэмиссионное финансированиебюджета, снижение инфляции, преодоление спада в ряде отраслей промышленногопроизводства, положительное сальдо внешней торговли и высокая деловаяактивность в стране, наличие важнейших рыночных институтов, предоставлениегарантий частным инвесторам, ценовое регулирование производства и спроса.
Заметим, что инвестиционный климатзависит от объективных возможностей и конкретных условии деятельности, или,говоря другими словами, инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Инвестиционная привлекательностьвключает в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск ихарактеризуется взаимодействием этих категорий. «Инвестиционнаяпривлекательность региона — это совокупность различных объективных признаков,свойств, средств, возможностей региона, обуславливающих потенциальныйплатежеспособный спрос на инвестиции».
В 2006 году агентством PBN Company проведен независимый опрос иностранных инвесторов обинвестиционной привлекательности России, который показал следующий результаты:судебная реформа – 3%, благоприятный налоговый режим – 17%, административныереформы – 23%, дешевая электроэнергия и сырье, технологический и научныйпотенциал – 31%, общая политическая стабильность – 40%, макроэкономическаястабильность – 46%, высокое качество и низкая стоимость рабочей силы –55%, ускорение темпов роста российской экономики – 77%.[16]
При определении инвестиционногопотенциала важно учитывать основные макроэкономические характеристики,насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населенияи другие показатели.
Как показывают эмпирическиеисследования, для инвестора наиболее значимыми являются потребительскийпотенциал и законодательный риск, в то время как экологический риск и ресурсныйпотенциал наименее значимы при выборе места инвестирования.
Инвестиционный климат в целом постране неодинаков, но он может быть благоприятным в условиях эффективнойкоординации действий всех участников инвестиционного процесса, где наряду синвесторами участвуют организации, представленные в табл. 3.[6]
Таблица 3. Участники инвестиционногопроцесса№ п/п Участники инвестиционного процесса 1. Правительство РФ: Министерство финансов, Министерство экономики, отраслевые министерства 2. Специализированные инвестиционные государственные организации: Российская финансовая корпорация, ГОСИНКОР, иные правительственные организации 3. Правительство области: Областные инвестиционные компании, Областные лизинговые компании, Центр содействия предпринимательству, Областные инвестиционные программы, Областной комитет по Управлению Госимуществом 4. Банки и другие кредитные организации: Российские коммерческие банки, Правительство области, иностранные банки, иностранные Фонды, иностранные банковские объединения, банки стран СНГ, иные кредитные учреждения 5. Иностранные инвесторы: частные компании, иностранные кредитные организации, программы иностранных правительств 6. Частные российские инвесторы: приватизированные и частные предприятия, финансово-промышленные группы, институциональные инвесторы, физические лица 7. Реципиент инвестиций: юридическое лицо 8. Привлекаемые структуры: иностранные и российские консалтинговые компании, центры сертификации предприятий и продукции, научные и проектные организации, юридические фирмы, поставщики, изготовители, строители
Такое большое число участниковинвестиционного процесса связано с целым рядом этапов, без выполнения которыхневозможно достижение цели, то есть привлечение иностранных инвестиций.
Инвестиции выступают решающимфактором и условием регионального развития. Субъекты, испытывающие дефицитинвестиций, заинтересованы в их постоянном поступлении для восполненияинвестиционного недостатка. Наиболее привлекательными являются промышленноразвитые и богатые природными ресурсами регионы.
Инвестиционная политика формируетсясовокупностью предпосылок и проблем привлечения иностранных инвестиций. Онавырабатывается в зависимости от экономической и промышленной политики,интеграции инвестиционной, технологической и торговой с фискальной и монетарнойполитикой, так как они все взаимосвязаны. Только полная и хорошоскоординированная политика стабилизирует приток иностранных инвестиций. На нашвзгляд существует ряд условий, в той или иной степени влияющих на привлечениеиностранных инвестиций.
К неблагоприятным относятся такиекак: нестабильное финансовое положение, сильное влияние политики на экономику,фискальные приоритеты федеральных и региональных властей, ненадежностьбанковской системы, ограниченная доступность для реального сектора долгосрочныхкредитов, слабость законодательства о защите инвестиций, бюрократическиебарьеры при осуществлении вложений, неразвитость рынка недвижимости,криминализация экономики. Эксперты Института немецкой экономики (г. Кельн) в 2002 г. дали интересную оценку факторам, влияющим неблагоприятно на инвестиционный климат в России,по четырехбальной системе и получили следующие данные (табл. 4.). Этипоказатели актуальны и сегодня.[8]
Таблица 4. Факторы, неблагоприятновлияющие на инвестиционный климат№ Факторы Баллы 1 Нестабильность законодательной базы 3.12 2 Чрезмерное налогообложение 2.92 3 Преступность и коррупция 2.82 4 Высокий уровень инфляции 2.77 5 Недостаточная покупательная способность населения 2.74 6 Высокие таможенные пошлины 2.69 7 Бюрократизм и некомпетентность местных властей 2.65 8 Неплатежи партнеров по бизнесу 2.65 9 Недостаточные страховые гарантии государства 2.31 10 Неразвитость инфраструктуры 2.28 11 Ограниченность услуг местных банков 2.27 12 Нехватка надежных партнеров 1.99 13 Недостаток рыночной информации 1.84 14 Кадровые проблемы 1.79 15 Монополизация рынков товаров и услуг 1.46 16 Нехватка производственных мощностей 1.19
С другой стороны, емкий и насыщенныйрынок, выход на рынки стран СНГ, богатые запасы природных ресурсов,квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, значительныйнаучно-технический потенциал считаются благоприятнымифакторами дляпривлечения иностранных инвестиций.
Оценка рисков для инвесторовзападными топ-менеджерами, работающие в России, приведена в табл. 5 (где 5-самый высокий риск, 1 — самый низкий риск):
Таблица 5. Оценка факторов риска вРоссии [9]№ Риски Балл 1. Произвол бюрократии и коррумпированность 4,3 2. Неэтичная конкуренция, использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR 3,8 3. Риск потери собственности, возможность лишиться своих активов на формально законном основании 3,7 4. Менеджеры игнорируют права инвесторов 2,8 5. Непрозрачные финансы 2,5 6. Риск смены законодательства 1,8 7. Неэффективный менеджмент, устаревшие методы управления, недостаток знаний 1,8
В настоящее время, привлекая иностранныеинвестиции, государство преследует следующие цели: ликвидация инвестиционногоголода в ряде отраслей, находящихся в состоянии спада; обеспечение расширенноговоспроизводства; выход на внешние рынки и включение в систему международногоразделения труда.
Достижение вышеперечисленных целейтребует вовлечения новых технологий, усовершенствования систем организациипроизводства и маркетинга, что проще осуществлять в условиях взаимодействия синостранными инвесторами.
В своем исследовании мы исходим изтого, что иностранные инвестиции предпочтительнее кредитов, так как они неувеличивают внешний долг и при этом:
служат дополнительным источникомкапитальных вложений в производство товаров и услуг, разработку технологий,передовых методов управления и др.;
способствуют получению средств дляпогашения внешнего долга;
обеспечивают определенную интеграциюнациональной экономики в мировую благодаря производственной инаучно-технической корпорации;
количество и качество инвестиций вэкономику региона определяется степенью привлекательности его инвестиционногоклимата, что является комплексной характеристикой;
пример других стран показывает, чтоиностранные инвестиции при наличии продуманной программы привлеченияинвестиций, благоприятно влияют на внутреннюю экономику;
существуют отрасли экономики иотдельные виды деятельности, где для иностранного капитала должны бытьустановлены ограничения в случаях монополизации в производство отдельных видовпромышленной продукции, усиления безработицы, возникновения угрозы национальнойбезопасности, оказания неблагоприятного экологического воздействия;
иностранные инвестиции не способныкомпенсировать недостаток отечественных инвестиций и активизация иностранныхинвестиций может происходить только на фоне успешной деятельности отечественныхинвесторов.
В этой связи важно необходиморазработать типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторонорганизации инвестиционного процесса:
дальнейшее расширениемирохозяйственных и дипломатических связей;
устранение информационнойизолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;
обозначение порядка проведениятехнико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороныправительства;
предоставление иностранным инвесторамналоговых льгот;
предоставление льготных региональныхкредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономическийэффект;
выявление приоритетных отраслей,видов производств, экономических зон, в отношении которых вводятся наиболеельготные условия привлечения инвестиций;
проведение инвестиционных конкурсов сучастием иностранных инвесторов;
разработка механизма разрешенияспоров по контрактам между иностранными инвесторами и российскими предприятиямина территории региона и области;
определение порядка спецификации продукции,как отечественной, так и импортной для собственных нужд предприятиям синостранными инвестициями на соответствие международным стандартам качества иэкологической безопасности;
создание консалтинговых иинжиниринговых компаний, специализированных служб на предприятиях по разработкебизнес-планов и инвестиционных проектов.[13]
Подводя итог изложенному, можнорезюмировать, что реализация указанных направлений будет во многомспособствовать повышению эффективности инвестиционной политики, созданию условий,способствующих росту инвестиционной активности, разработке новых инструментов итехнологий привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, первостепенноезначение для улучшения инвестиционного климата в стране и ее регионах имеютполитическая и экономическая стабильность, грамотная налоговая политика,гарантии иностранным инвесторам и др.
2.2 Анализ структуры и динамикииностранных инвестиций в экономику России
В структуре иностранных инвестиций вРоссию прямые инвестиции в 2007 г. составляли 20,2%, портфельные 2,4%, прочие —77,4%. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. они выросли на 30,1%, в 2007 г. — на 50,4%.
За 2008г. иностранные инвестицииувеличились в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 30 млрд.долларов. Прямые иностранные инвестиций составили 6,8 млрд. долларов и вырослиза 2008 г. почти на 70%. Однако более 75% всех зарубежных инвестиции приходитсяна прочие, что характеризует структуру зарубежного капитала в России какнеблагоприятную. В 2008г. прямые инвестиции составили лишь 23% от общего объемаиностранных капиталовложений, что в 3 раза меньше показателя 1995 г.
В 2009 г. на прямые иностранные инвестиции приходилось 23% от общего объема прямых инвестиций в России.
2010 г. получился весьма противоречивым с точки зрения притокаиностранных инвестиций в Россию. Долгое время их уровень оставался нижепоказателей 2009 г., что давало основания для пессимистических прогнозов.Однако благодаря резкому росту притока капитала в последнем квартале 2010 г, его итоговый результат превзошел показатели предыдущих лет, В 2010 г. в Россию поступило 53,7 млрд. долл. иностранных инвестиций, т.е. на 32, 4% больше, чем в 2009 г., и это отрадный факт для нашей страны. Уровень 2009 г., который до этого был максимальным, вабсолютном выражении был превышен сразу на 13 млрд. долл. При этом в течение 2010 г. приток капитала был крайне неравномерным. В частности, по итогам I полугодия в страну поступило всего 16, 5 млрд. долл., а затри квартала — 26, 8 млрд. долл. Таким образом, согласно данным Росстата, за IV квартал 2010 г. в страну пришло столько же капиталов, сколько за девять предыдущих месяцев вместе взятых. Этоотличается от статистики предыдущих лет, когда приток капитала был более илименее равномерным на протяжении всего года.[16]
Прямые зарубежные инвестиции в Россиюв 2010 году составили $13 млрд. 072 млн. и выросли на 38,8% по сравнению с 2009годом. В том числе взносы в капитал составили $10 млрд. 360 млн. (рост на41,8%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, — $2 млрд.165 млн. (рост на 27,7%), лизинг — $143 млн. (рост в 6,2 раза), прочие прямыеинвестиции — $404 млн. (рост на 2,0%).
Благоприятным следует признать тотфакт, что темпы роста прямых инвестиций были самыми высокими. Это привело кросту их доли в притоке и накоплениях иностранного капитала.
Наиболее значительно среди видовпрямых инвестиций выросли объемы лизинга. Это обстоятельство наглядносвидетельствует о повышении значения лизинга как инструмента инвестиционногосотрудничества, что является положительным фактором, поскольку до сих пор егороль была крайне незначительной по сравнению с той, какую он играет в развитыхстранах.
Далее, по темпам роста среди видовпрямых инвестиций следуют взносы в капитал. Они традиционно являются важнейшейсоставной частью прямых инвестиций в РФ (80%). Отметим также, что в 2009 г. рост взносов в капитал был все-таки более существенным. В 2010 г. продолжился рост кредитов от иностранных совладельцев предприятий, а объем прочих прямыхвложений остался практически неизменным. Такая тенденция наблюдалась и в 2006году.
Портфельные иностранные инвестиции вРоссию за 2010 год составили $453 млн., что на 36,3% выше уровня 2009 года.Портфельные инвестиции в 2010 г. росли быстрее среднего уровня. Из-заопережающего роста прямых капиталовложений их доля сократилась.
Абсолютным лидером по динамике, но непо объему среди видов портфельных инвестиций, стали долговые ценные бумаги. Этообстоятельство может свидетельствовать о постепенном росте доверия иностранныхинвесторов к российскому рынку корпоративных долговых обязательств и стране вцелом. Портфельные инвестиции в развитых странах сегодня имеют существеннобольшее значение, чем прямые капиталовложения. В России же они остаются крайненезначительными во многом из-за низкого уровня доверия со стороны иностранныхпартнеров в сочетании с невозможностью портфельных инвесторов реально влиять наполитику компаний, акционерами которых они становятся. Наибольший объем в 2010 г. приходился, как и все последние годы, на прочие инвестиции.
Объем накопленных в Россиииностранных инвестиций по итогам 2010г. составил практически 112 млрд. долл.,что на 36, 6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года(табл.2.6). Годом ранее этот показатель был примерно на 30 млрд. долл. меньше.Данный показатель более наглядно отражает рост реального значения иностранныхинвестиций в России, поэтому на динамике накопленных инвестиций остановимсяподробнее.
Наибольший удельный вес в накопленноминостранном капитале по итогам 2010 г. приходился, как и все последние годы, напрочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые кредиты,кредиты международных финансовых организаций и пр.) — 53, 8% (на конец 2009 г. -54, 0%), доля прямых инвестиций составила 44, 5% (44, 1 %), портфельных — 1, 7% (1,9%). Каквидно из приведенных данных, доля накопленных прямых инвестиций в 2010 г. выросла впервые с 2006 г., а в абсолютом выражении они достигли порядка 50 млрд. долл.
Иностранные инвестиции в Россию в 1-мполугодии 2006 г. поступили на сумму 23,41 млрд. долл, что на 41,9 % больше посравнению с их приростом в аналогичном периоде прошлого года.
Прямые инвестиции в 1-м полугодии 2006 г поступили в страну на сумму 6,445 млрд. долл, что на 43,6 % больше по сравнению с их притокомза 1-е полугодие 2010 г. объем портфельных инвестиций за полугодие составил 499млн. доля, что в 2,9 раза больше их прироста в 1-м полугодии 2010 г. Прочие инвестиции поступили на сумму 16,466 млрд. долл — на 39,1 % больше по сравнению собъемом за такой же период годом ранее.
Структура притока иностранныхинвестиций в Россию в январе-июне 2006 г. приведена ниже. Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец июня 2006 г равнялась 127 млрд. 988 млн. долл, что на 40,9 % больше по сравнению с суммой на конец 1 -гополугодия 2010 г. Из общей суммы прямые инвестиции составляли 61 млрд. 561 млн.долл., портфельные — 2 млрд. 334 млн. долл и 64 млрд 093 млн. долл — прочие.[16]
Анализ показывает, что структураиностранных инвестиций остается неблагоприятной. В ней заметно преобладают«прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшаяпривлекательность детерминируется их платностью, причем с процентами. Россиясильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупныхиностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции. Крометого, кредиты от зарубежных организаций в последние годы имеют устойчивуютенденцию к повышению. Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можнообъяснить двумя причинами.
Во-первых, часть поступающихинвестиций — это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старыхдолгов. Таким образом, внутрь статьи «прочие прямые инвестиции» как бы встроенмеханизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредитыза рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно.Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками вроссийских банках варьируется в пределах 12-15 % против зарубежных 5-7 %.
Важно подчеркнуть, что увеличениепритока иностранного капитала в нашу страну связано с улучшением у насинвестиционного климата и повышением политической и экономической стабильности,ростом инвестиций в нефтедобычу в условиях благоприятной конъюнктуры мировогорынка нефти.
Но из приведенных данных видно, чтона прямые (и портфельные) инвестиции приходится не более четверти всего ежегодногопритока иностранных инвестиций в Россию. А поскольку именно этот вид вложенийучитывается в международной статистике, то позиции нашей страны на мировомрынке капитала пока выглядят весьма скромно по сравнению с ее реальнымпотенциалом.
Динамика иностранных инвестиций повидам представлена в табл. 6.
Таблица 6. Динамика иностранныхинвестиций в экономику России, млн. долл.Год Прямые Портфельные Прочие Всего 1996 1876,7 30 889,8 2796,5 2002 2090 4307,7 6443,1 2003 3897,3 342,8 6257,9 10498 2004 3361 191 8221 11773 2005 4260 31 5269 9560 2006 4429 145 6384 10458 2007 3980 451 9280 14251 2008 4000 472 15300 19772 2009 6782 401 22515 29699 2010 9420 333 30756 40509
Следует отметить наличие достаточночеткой тенденции, характеризующейся ростом объема инвестиций с 1996 года. Втаблице 6 приведена динамика этих данных
Среди прочих иностранных инвестицийследует выделить торговые кредиты, направленные на обеспечение товарныхпотоков. Зарубежным инвесторам это позволяет широко внедряться в отечественныйрынок, навязывая потребителям зарубежные стандарты потребления, вытесняяотечественного товаропроизводителя и вывозя полученную прибыль. К прочим такжеотносятся кредиты иностранных государств и международных финансовыхорганизаций.
В настоящее время крупнейшимистранами-инвесторами в российскую экономику являются: Германия, США, Кипр,Нидерланды, Франция, Великобритания, Швейцария. По накопленным к началу 2008 г. иностранным инвестициям лидируют Германия (16,7% иностранных инвестиций), США (14,9%), Кипр(11,5%). Рейтинг стран существенно изменился с 1995г., когда на первом местебыли США, на втором — Швейцария. За 2007 г. наибольшие объемы капитала в экономику России вложили Германия — 20,2%, Кипр -11,8%, Великобритания -11,5%.Наибольшие объемы иностранных инвестиций в 2008 году приходились на долюФранции — 28%, Германии -25% и Великобритании — 21%. Инвесторы этих странвкладывали средства в черную металлургию, химическую, деревообрабатывающую,стекольную промышленность, строительство и прочие виды деятельности сферыматериального производства. Наибольший удельный вес в накопленном иностранномкапитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе(кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 53,1%(на конец сентября 2009г. — 57,5%), доля прямых инвестиций составила 44,9%(40,5%), портфельных — 2,0% (2,0%) (см. табл. 7).[5]
Главной формой реализации иностранныхинвестиций в экономике нашей страны — это создание совместных предприятий.Число предприятий и организаций с участием иностранного капитала в России в2006г. составило 13104. Больше всего предприятий и организаций с участиеминостранного капитала на конец 2007г. зарегистрировано в России с Китаем,Кипром, США, Германией и др.
Таблица 7. Объем инвестиций,поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2010 г., по основным странам-инвесторам Млн. долл. США В процентах к итогу Всего инвестиций 53651 100 из них из стран: Люксембург 13841 25,8 Нидерланды 8898 16,6 Великобритания 8588 16,0 Кипр 5115 9,5 Германия 3010 5,6 Виргинские острова (Брит.) 1211 2,3 Франция 1428 2,7 США 1554 2,9 Швейцария 2014 3,8 Австрия 1057 2,0
На начало 2009 г. в России в Государственный реестр внесено около 12 тыс. совместных организаций, в том числеиз них более 7 тыс. находятся в сфере услуг /или 84 %/. Среднесписочнаячисленность работников /без внешних совместителей/ составила 3 млн. человек,объём продукции /работ, услуг/ в фактически действующих ценах составил в 2008 г. 434,6 млрд. руб. или 7 % промышленной продукции и услуг.
Зарегистрировано почти 150 кредитныхорганизаций с участием иностранного капитала, причем более 40 из них на 100%принадлежат крупнейшим заграничным банкам. Анализ показателей деятельностиорганизаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики в Россиипоказывает, что наибольшее число организаций, выпускающих продукцию иоказывающих услуги за период 2003-2010 гт., было учреждено в торговле иобщепите, промышленности, строительстве и общей коммерческой деятельности пообеспечению функционирования рынка.
Прямые иностранные инвестиции в РФосуществляются в четырех основных формах: инвестиции с «нуля», сборочныепредприятия, совместные предприятия, поглощения и слияния.
Следует отметить то обстоятельство,что иностранного частного инвестора интересуют прежде всего сферы, в которыхможно быстро оборачивать капитал, производить продукцию с низкимиинвестиционными затратами, осуществлять крупные сырьевые проекты с условием,что прибыль гарантируется экспортом производственного продукта, использоватьгарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций илисобственных правительств.
В сельском хозяйстве, как и прежде,уровень иностранных инвестиций крайне мал, всего 0, 6% от общего объемавложений в страну. Зарубежным партнерам намного выгоднее ввозить в Россиюготовую сельскохозяйственную продукцию, которая во многих странах производитсяв избытке, чем создавать у нас конкурентоспособные производства. Исключениесоставляют только вложения в сельскохозяйственные предприятия, предназначенныедля поставки сырья для пищевых производств, которые в нашей стране давноосвоены иностранцами и развиваются быстрыми темпами. Здесь преобладают прямыекапиталовложения (75% всех вложений), которые позволяют инвесторам реальноконтролировать производственный процесс и управлять им. Пятая часть всехиностранных капиталов, накопленных в РФ, сосредоточена в сфере добычи полезныхископаемых. Эта же сфера в 2010 г. аккумулировала порядка 10% всех поступившихв страну за год инвестиций из-за рубежа. Абсолютным лидером является здесьдобыча сырой нефти (и природного газа), на которую по-прежнему приходится 17%всех накопленных капиталов, несмотря на некоторое снижение ее доли в притокеинвестиций. В этой сфере также доминируют прямые инвестиции (65% всехвложений), поскольку иностранные партнеры стремятся получить контроль надключевыми российскими месторождениями топливных ресурсов там, где это возможно.
Среди других видов полезныхископаемых иностранцев в России привлекают металлические руды, но здесь доля ихвложений мала, всего 0, 6% от общего объема накоплений, да и превалируют в нейкредитные ресурсы (57%).
Обрабатывающие производства вместевзятые являются самой крупной сферой иностранных вложений по итогам 2010 г. (31% накоплений и 33, 5% притока). Вполне логично, на наш взгляд, что в этой сфере, кудаиностранный капитал проник еще на стадии приватизации, по-прежнему относительновелика доля прямых вложений (56%), хотя доля кредитов в ней постоянноувеличивается. Прежде всего, следует отметить металлургическое производство,где сосредоточено 9% всех накопленных в России иностранных инвестиций и доляпрямых вложений составляет 62%. Правда, доля тесно связанного с этой сферойпроизводства готовых металлургических изделий в накопленных иностранныхкапиталовложениях пока мала (всего 0, 3%). Зарубежных партнеров по-прежнемуинтересуют, прежде всего, продукты первого передела и полуфабрикатыметаллургического производства. Значительные инвестиции аккумулированы впроизводстве пищевых продуктов (3, 6%, из них 79% прямые инвестиции). При этомзначение металлургической и пищевой промышленности в притоке капитала из-зарубежа постепенно снижается (5, 8 и 1, 9% соответственно), что связано как сзавершением процесса закрепления иностранцев в этих сегментах российскогорынка, так и с развитием конкурентоспособных российских производств, способныхна равных соперничать с зарубежными аналогами. Похожая ситуация с замедлениемтемпов притока инвестиций наблюдается и в производстве табачных изделий, гдедоля иностранных производителей на отечественном рынке уже, очевидно, достигласвоего разумного предела (более 50%).[5]
Стабильный интерес иностранцеввызывает отрасль обработки древесины и производства изделий из дерева, чтонеудивительно, учитывая колоссальные запасы древесины, которыми обладает нашастрана. Текстильное производство, производство электрического, электронного иоптического оборудования, производство электрических машин, аппаратуры длярадио, телевидения и связи, производство измерительных и оптических приборов,медицинской техники — все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторовво многом по тем же причинам, что и сельское хозяйство. Зарубежным партнерамгораздо выгоднее импортировать в нашу страну готовое оборудование с высокойдолей добавленной стоимости, чем организовывать современные производствааналогичной продукции, технологии которых могли бы потенциально помочь нашейстране повысить свою конкурентоспособность. Еще одним ярким примером подобнойситуации можно считать положение с участием иностранцев в финансированиироссийского производства судов, летательных и космических аппаратов.
Среди других сфер услуг наибольшийинтерес иностранных инвесторов по-прежнему вызывает растущий российский рынокэлектросвязи (5, 8% накоплений и 6, 1% притока в 2010 году) и деятельностьсухопутного транспорта (2, 3 и 0> 5% соответственно). При этом на транспортепреобладают прямые инвестиции (92%), а в электросвязи — кредиты (81%).
В добычу полезных ископаемых втечение 1-го полугодия 2006 г поступили иностранные инвестиции на сумму 5,86млрд. долл; в обрабатывающие производства — 5,299 млрд. долл; в сферу оптовой ирозничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники — 5,092 млрд. долл.; в транспорт и связь — 3,946 млрд. долл, в финансовый секторэкономики — 1,387 млрд. долл.; в сферу операций с недвижимостью — 1,24 млрд.долл.; в производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 194 млн.долл.; в строительство — 183 млн. долл; в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство- 117 млн. долл.; в здравоохранение и предоставление социальных услуг — 28 млн.долл, в гостиничный и ресторанный бизнес — 14 млн. долл. (табл. 8) [15]
Таблица 8. Оценка потребностей винвестиционных ресурсах отраслей обрабатывающей промышленности в 2010—2007 гг. (млрд. руб.)Отрасль Всего Собственные средства Привлеченные средства Всего по отраслям 2013,79 1024,9 988,89 Черная металлургия 221,6 124,65 96,95 Цветная металлургия 285,31 227,14 58,17 Химическая и нефтехимическая промышленность 204,98 130,19 74,79 Машиностроение и металлообработка 637,1 191,13 445,97 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 132,96 69,25 63,71 Промышленность строительных материалов 138,5 58,17 80,33 Легкая промышленность 24,93 19,39 5,54 Пищевая промышленность 368,41 204,98 163,43
Однако необходимо отметить, чтопрослеживается дефицит иностранных инвестиций в наиболее значимых отрасляхобрабатывающей промышленности с длительными сроками оборота капитала.
В условиях исчерпания у большинствапредприятий отраслей обрабатывающей промышленности собственных источниковфинансовых ресурсов (амортизации и прибыли) проблема обеспечения инвестицийстановится все более острой. В результате в соотношении «внутренниеисточники/внешние источники» существенно повышается значимость последних.
Наиболее серьезное изменениеуказанного соотношения отмечается в машиностроении и металлообработке, где врезультате низкой рентабельности производства, потери множества традиционныхрынков сбыта и направлений специализации, крайней изношенности основныхпроизводственных фондов, предкризисного состояния многих предприятий и другихнегативных факторов возможности самофинансирования инвестиций сократились до30% от общей потребности в инвестициях. Ситуация во всех других отрасляхобрабатывающей промышленности обстоит не намного лучше, а собственные ресурсы впромышленности в целом оцениваются только в половину от необходимойинвестиционной потребности.
Основными факторами, сдерживающимипривлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономикувыступают: деформированная отраслевая структура ПИИ, которые концентрируются восновном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионамиРФ; ограниченный круг стран — инвесторов; ослабленный контроль за сохранениемэкономической безопасности страны.
В заключение нельзя не обратитьвнимание на то, что участие зарубежных инвесторов в финансировании в Россиитаких приоритетных для нее сфер, как научные исследования и разработки, а такжедеятельность с использованием вычислительной техники и информационныхтехнологий, пока остается крайне незначительным (на уровне 0, 1% всехнакопленных капиталовложений).
России предстоит еще немало сделатьдля того, чтобы выработать действенный алгоритм привлечения зарубежныхинвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных снаучно-техническим прогрессом. При этом также важно четко разграничить те сферыНИОКР, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должноразумно регулироваться и при необходимости стимулироваться. Первые шаги в этомнаправлении, кстати, уже предпринимаются. Речь идет о создании в России особыхтехнико-внедренческих экономических зон, предназначенных для разработки ивнедрения продуктов научной деятельности на льготных условиях, в том числе сучастием иностранного капитала.
В целом, привлечение иностранныхинвестиций, зарубежных технологий, опыта, менеджмента в экономику России втрансформационный период помогли решить ряд экономических проблем внутри страны,уменьшить уровень безработицы, создать новые рабочие места, увеличить притокновых технологий и выйти на мировые рынки.
При определении инвестиционногопотенциала важно учитывать основные макроэкономические характеристики,насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населенияи другие показатели.
Анализ показывает, что структураиностранных инвестиций остается неблагоприятной. В ней заметно преобладают«прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшаяпривлекательность детерминируется их платностью, причем с процентами.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙСИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию государственнойсистемы
Основными факторами, сдерживающимипривлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономикувыступают: деформированная отраслевая структура ПИИ, которые концентрируются восновном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионамиРФ; ограниченный круг стран — инвесторов; ослабленный контроль за сохранениемэкономической безопасности страны.
Необходимо разработать типовыепредложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционногопроцесса:
· дальнейшеерасширение мирохозяйственных и дипломатических связей;
· устранениеинформационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранныхинвесторов;
· обозначениепорядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующихгарантий со стороны правительства; предоставление иностранным инвесторамналоговых льгот; предоставление льготных региональных кредитов дляинвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект.
3.2 Усиление государственного воздействия на привлечениеинвестиций в российскую экономику
В условиях несовершенногоинвестиционного климата в отечественной социально-экономической системе должныподвергнуться анализу традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетовинвестиционной политики.
При относительно низкой инфляции,стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу следует отнестиэкспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннемрынке; степень содействия переходу к новому технологическому укладу;минимизацию зависимости от импорта; разработку и применение малоотходных иресурсосберегающих технологий. Первоочередной задачей является также запускмеханизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственнуюподдержку высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, независимоот их отраслевой принадлежности. Реализация последних позволит улучшитьинвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса поцепочкам межотраслевого взаимодействия.
В плане совершенствованияфедерального инвестиционного законодательства в стране в последние годы удалосьзаложить правовые основы, все более соответствующие мировой практике. Речь идето преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» истабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональнымиорганами власти.
Решение данной проблемыосуществляется по ряду направлений. Во-первых, за счет количественного фактора.Так перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямоили косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, за период1992-2010 тт. превышает 100 федеральных законов, указов Президента РФ,постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов.
Обширный «портфель» законопроектов,подготовленных к рассмотрению российскими законодателями, действующеезаконодательство и законопроекты создали необходимую основу для активноговнешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя иусиливая которую, в области инновационной деятельности можно добитьсязначительных результатов.
Во-вторых, за счет качественногоулучшения действующих нормативно — правовых документов, согласованности вовзаимоотношениях различных ветвей власти. К примеру, законодательно устраненынеобоснованные административные барьеры, а также повышены эффективность,согласованность и ответственность федеральных органов государственной властиРоссийской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, отвечающих за выполнение согласующих, стимулирующих, защитных инепосредственно инвестиционных функций при регулировании инвестиционнойдеятельности на территории страны.
В-третьих, последующую деятельностьпо созданию правовой базы в целях привлечения ПИИ в экономику Россиипланируется осуществлять путем решения следующих взаимосвязанных проблем:
1.Подготовки и принятиясоответствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуумв правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (законы «Обинвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций»и др.).
2.Внесение дополнений и уточнений взаконодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствованияи адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (впервую очередь, это касается законов «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации», «О СРП», «О недрах» и др.);
3.Принятие подзаконных актов(постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленныхна реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рыноки деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и непротиворечащим им.
Улучшение инвестиционного климата в России создадутнеобходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притокаиностранных инвестиций, расширение инновационной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных исследований можно краткосформулировать следующие обобщающие выводы.
В основе формирования и развития инвестиционного активногогосударства лежит дебюрократизация его экономической власти и «социализация»системы одноименной собственности.
Недостатком инвестиционных программ развития субъектов РФ всовременных условиях являются: недостаточное финансовое обеспечение,несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие разграниченийфункциональных полномочий уровней государственной власти. Преодолениескладывающейся ситуации во многом сопряжено с формированием экономическихусловий и механизмов инвестиционного обеспечения во взаимосвязи с макроэкономическимитенденциями и региональными реалиями.
Мировой опыт и опыт нашей страны свидетельствует о том, чтоустойчивый рост экономики предопределяется соответствующим ростом инвестиций.
Основными факторами, сдерживающимипривлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономикувыступают: деформированная отраслевая структура ПИИ, которые концентрируются восновном в сферах обслуживания; их неравномерное распределение между регионамиРФ; ограниченный круг стран — инвесторов; ослабленный контроль за сохранениемэкономической безопасности страны.
Необходимо разработать типовыепредложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционногопроцесса.
Улучшение инвестиционного климата в России создадутнеобходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притокаиностранных инвестиций, расширение инновационной деятельности.
Список используемых источников
1. АбалкинЛ.И. Стратегия: выбор курса. – М.: ИЭРАН, 2007 г. – 210 с.
1. Абалкин Л.И. СудьбаРоссии: связь времен. – М.: ИЭРАН, 2009 г. – 268 с.
2. Адрианов В.Д.Россия: экономический и производственный потенциал. – М.: Финансы и статистика, 2010 г. -286 с.
3. Бард В.С.Инвестиционные проблемы российской экономики. – М.: Экзамен, 2006 г. – 312 с.
4. Воронова Т.А.Инвестиционная активность в стратегии экономического рорста. – СПб.: Нева, 2009 г. – 107 с.
5. Гамза В.А.Внутренние инвестиционные источники России: состояние и потенциал.// Научныйальманах. – М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 2006 г. – 115 с.
6. Гитман Л., ДжонкМ. Основы инвестирования. – М.: «Дело», 2010 г. – 458 с.
7. Иванченко В…Мониторинг экономических реформ. – М.: «Мастер», 2006 г. – 328 с.
8. Инвестирование вРоссии и зарубежных странах./ Под ред. Комарова И. – М., 2010 г. – 159 с.
9. Капустина Л.М.Регион в мировом и национальном экономическом пространстве. – Екатеринбург:Феникс, 2006 г. – 402 с.
10. Кейнс Дж. Общаятеория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 2003 г. – 580 с.
11. Корнаи Я.Дефицит. – М.: Мир, 2006 г. – 158 с.
12. Кузнецова О.В.Региональная политика в России: история развития. – М.: Наука, 2006 г. – 216 с.
13. Курнышева И.Р.Трансформация российской экономики: особенности и перспективы. – М.: ИЭРАН, 2007 г. – 284 с.
14. Пузакова Е.П.Мировая экономика. – Р/Д: Спутник, 2006 г. – 320 с.
15. Российскийстатистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2006 г.
16. Хейне П.Экономический образ мышления. – М.: «Дело», 2007 г. – 574 с.
17. Эксперт № 41, 2007 г.