Курсовая работа
«Финансовый менеджмент»
Содержание Теоретическая часть1. Финансирование текущейдеятельности предприятия1.1 Финансоваяустойчивость1.2 Финансовый план2. Управлениекредиторской задолженностью предприятия2.1 Виды кредиторскойзадолженности2.2 Погашениекредиторской задолженности2.3 Управлениекредиторской задолженностью Практическая частьЗадача 6Задача 11Список литературы
Теоретическаячасть
1. Финансирование текущей деятельности предприятия
Региональные финансовые кризисы, которые все чашепотрясают в последнее время мировую экономику, имеют и свои позитивные стороны.Например, они на уровне национальных экономик наглядно демонстрируют важностьсбалансированности бюджета, опасность (рискованность) появления большогоколичества «коротких долгов» и т.п.
Отдельное предприятие в этом смысле представляет собой«государство в миниатюре», с той лишь разницей, что уменьшение размеров влечетза собой увеличение рисков. Российский финансовый кризис подтвердил это весьманаглядно.
Основное предназначение управления финансамипредприятия и финансового планирования состоит в том, чтобы[1]:
· обеспечитьрациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источниковфинансирования) предприятия. Иначе говоря, обеспечить устойчивое и экономическиоправданное соответствие источников финансирования активам;
· сбалансироватьпоступления и выплаты платежного оборота, т.е. обеспечить достаточностьплатежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокамтак и по величине.
Текущие и капитальные активные операциипроизводственно сбытовая деятельность, капиталовложения и капиталоизъятияформируют потребность в объемах и характере финансирования [структуре и природеисточников]. Задача финансового управления — обеспечить эти активные операциисоответствующими им по природе и структуре источниками финансирования. Втораяиз перечисленных выше задач теснейшим образом взаимосвязана с первой, С точкизрения текущей деятельности (текущих операции) в центре внимания управляющегофинансами находится именно сбалансированность платежного оборота, но в основеее — соответствие активов предприятия его обязательствам. Нельзя, невозможноправильно сформировать платежный оборот без баланса активов и пассивов и. впервую очередь, оборотных активов и текущих обязательств, и главным образомсчетов к получению и счетов к оплате (дебиторской и кредиторскойзадолженности).
«Двойное» содержание финансового планирования(планирование активов и пассивов и поступлений и платежей) отражает то, чтосуществует два объекта финансирования: активы и операции.
Источниками финансирования активов являются пассивы,т.е обязательства. возникающие у предприятия как субъекта гражданского праваперед владельцами ресурсов, используемых предприятием в своей деятельности, Этиобязательства могут быть долговыми [т.е. заемными], подлежащими возврату поистечении срока их предоставления, и долевыми [бессрочными]. формирующимиобязательства предприятия перед его юридическими владельцами [акционерами.участниками]).
Источниками финансирования операций являются ликвидныеактивы, которые могут быть использованы в качестве платежных средств (внормальной экономической системе источниками финансирования операций являютсяденежные средства и коммерческие векселя)[2]. 1.1 Финансоваяустойчивость
Целью управления финансами предприятия является вконечном счете обеспечение и поддержание его финансовой устойчивости вдолгосрочной перспективе. Под финансовой устойчивостью предприятия в широкомсмысле понимается его способность функционировать, получая достаточную длясобственного воспроизводства прибыль и своевременно выполняя все обязательствапо платежам. В этом смысле финансово устойчивым является предприятие,деятельность которого обеспечивает[3]:
· доходностьактивов не ниже ставки процента по банковским кредитам;
· доходностьсобственного капитала не ниже рентабельности активов;
· сбалансированностьпоступлении и платежей (входящих и исходящих финансовых потоков) или положительныйчистый денежный поток в среднесрочном периоде;
· достаточную массучистой прибыли и амортизации (в том числе в части социального обеспечения иразвития трудовых ресурсов) для обеспечения воспроизводства производительногопотенциала предприятия.
Финансовая устойчивость является интегральным,обобщающим показателем отражающим состояние и результаты деятельностипредприятия.
Для каждого конкретного предприятия можносформулировать систему требований (в виде набора количественных параметров),которым должно удовлетворять данное предприятие, чтобы быть финансовоустойчивым. Это очень важно именно в практическом плане, поскольку без этого, всущности, и финансовый анализ, и финансовое планирование, и в целом управлениефинансами предприятия утрачивают ориентиры и, стало быть, смысл.
Но с чем сравнивать фактические показатели,характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности предприятия,какая ситуация может считаться «нормальной».
Очевидно, что оценка финансовой устойчивостипредприятия в различных временных разрезах может быть разной, В самом деле,наличие в структуре его оборотных активов значительного объема денежных средствявляется важнейшим фактором краткосрочной финансовой устойчивости предприятия,однако денежные активы, как известно, не являются прибыльными (из-за временнойстоимости денег, инфляции) и, стало быть, отрицательно влияющими на общуюрентабельность активов и инвестиционную привлекательность предприятия. В своюочередь, высокий уровень доходности может обеспечиваться, например, за счетопережающего роста дебиторской задолженности, что приносит, как известно, ущербтекущей платежеспособности предприятия. Разграничение факторов. влияющих накратко-, средне- и долгосрочную финансовую устойчивость предприятия, позволяетустановить приоритеты в управлении финансами предприятия в зависимости отконкретных обстоятельств. 1.2 Финансовый план
Одним из важнейших составных элементов управленияфинансами является финансовое планирование. Финансовое планирование, как илюбой другой его вид. — это, во-первых, определение будущего предприятия и егоструктурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатовдеятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) иопределение последовательности действий в достижении желаемых результатов.
Последовательность планирования обычно такова[4]:
· определениецелей;
· моделирование будущегосостояния предприятия;
· определениеспособов его достижения;
· декомпозициязаданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям,которые сами определят способы их достижения.
Планирование, таким образом, представляет собой:
· систематическуюпостановку целей и разработку мероприятий по их достижению;
· моделирование(проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязеймежду ними и определение условий и сроков их достижения;
· систематическуюподготовку управленческих решении, связанных с будущими событиями (подготовка кбудущему).
Основой финансового планирования, образно говоря, его«точкой отсчета», являются интересы и ожидания тех, кто предоставил ипредоставляет предприятию ресурсы, Игнорирование этого простого факта приводитк тому, что ресурсы в конце концов перестают предоставлять. Для того, чтобыэтого не случилось, и требуется последовательное и рациональное управлениефинансами и, в частности, финансовое планирование, как важнейший инструмент поддержанияжизнеспособности предприятия. В конце концов саму деятельность любогопредприятия можно рассматривать как переработку ресурсов (материальных,трудовых и т.п.).
Обычно одной из целей управления финансами считаютожидания юридических владельцев предприятия (акционеров, «хозяев»)относительно будущих доходов на вложенный ими капитал (средства, ресурсы): приэтом экономическая теория небезосновательно утверждает, что владельцы ресурсовстремятся разместить (инвестировать) их так. чтобы при приемлемом уровне рисковприбыль на единицу вложенных ресурсов была наибольшей. При таком подходебазовым ориентиром для финансового планирования служит доходность(прибыльность) предприятия, точнее — прибыльность вложенного владельцамипредприятия (акционерами) капитала, еще точнее — уровень чистой прибыли на этоткапитал: предполагается, что этот уровень должен соответствовать уровню чистойдоходности альтернативных инвестиций и тем самым удовлетворять ожиданияакционеров.
Такой подход представляется теоретически правильным,но не полным. Он не учитывает явным образом интересы и ожидания других группвладельцев — собственников ресурсов, предоставленных предприятию, и егокредиторов. Этой группе, строго говоря, безразличен доход акционеров насобственный капитал предприятия; они в первую очередь заинтересованы в егореальной платежеспособности. которая обеспечивает возвратность предоставленныхими предприятию ресурсов и оплат) предприятием стоимости использования этихресурсов.
Таким образом, разумное управление финансамипредприятия как в финансовом планировании, так и при проведении финансовогоанализа с необходимостью предполагает учет интересов всех групп владельцевпредоставленных предприятию ресурсов — как акционеров, так и кредиторов, ккоторым можно отнести банки, поставщиков и подрядчиков, бюджет и внебюджетныефонды, персонал и др. Следует отметить, что все группы владельцев ресурсовпредприятия (т.е. те, кто формирует пассивы — источники финансированияактивов.) так или иначе заинтересованы в поддержании в целом финансовойустойчивости предприятия. Акционеры заинтересованы в достаточных и устойчивыхчистых доходах на вложенный ими капитал, банки — в надежном кредитоспособномзаемщике. коммерческие кредиторы (поставщики и подрядчики) — в стабильном иплатежеспособном (пусть даже с отсрочкой платежей) покупателе, персонал — опятьже в стабильном и платежеспособном работодателе, бюджет и внебюджетные фонды — в платежеспособном налогоплательщике.
Отсюда следует, что нормальным финансовым состояниемпредприятия является такое его состояние, при котором наилучшим образомудовлетворяются интересы и ожидания владельцев предоставленных предприятиюресурсов (см. выше), разумеется, когда эти интересы и ожидания более или менеесбалансированы.
Определение перечня параметров, в достаточной мерехарактеризующих состояние предприятия, и количественных значений этихпараметров. которые можно считать нормальными для данного предприятия, это –одна из ключевых задач управления финансами, без решения которой. как ужеотмечалось, целенаправленные финансовые анализ и планирование становятсябессмысленными.
2. Управление кредиторскойзадолженностью предприятия
Кредиторскаязадолженность – это финансовые обязательства одного субъекта перед другими,которые он обязан выполнить. Понятие, противоположное понятию кредиторскаязадолженность – дебиторская задолженность.
Кредиторскаязадолженность может быть перед другими организациями, предприятиями иличастными лицами, перед бюджетом, перед персоналом, а также по полученнымкредитам и займам. Самая распространенная форма кредиторской задолженности –обязательства перед поставщиками товаров и услуг.
Кредиторскаязадолженность исчезает при выполнении обязательств по ее погашению или при еесписании в случае невостребования[5]. 2.1 Видыкредиторской задолженности
Кредиторская задолженность возникает по следующимобязательствам[6]:
1) обязательство оплатить поставщикам и подрядчикам стоимостьполученных от них в собственность товаров, принятых работ, оказанных услуг;
2) обязательство оплатить коммерческий вексель;
3) обязательство уплатить деньги, передать имущество,выполнить работы, оказать услуги дочерним либо зависимым обществам;
4) обязательство передать имущество, выполнить работы другимюридическим и физическим лицам в счет полученного аванса либо предоплаты;
5) обязательство производить оплату труда работникам согласнозаключенным коллективному и индивидуальным трудовым договорам;
6) обязательство выплачивать взносы в социальные внебюджетныефонды;
7) обязательство выплачивать налоги и другие платежи вбюджет;
8) обязательства перед прочими кредиторами. 2.2 Погашение кредиторской задолженности
Кроме заранееоговоренного способа погашения кредиторской задолженности, существуют ещёнесколько, которые могут быть предложены кредитору. Один из таких способов –взаимозачёт, его можно применить в том случае, если у вашего кредитора такжеимеется перед вами задолженность. Второй способ погашения кредиторскойзадолженности состоит в переоформлении задолженности, например, в обеспеченныйзалогом кредит. Третий способ – уступка кредитору прав собственности наосновные средства или уступка акций компании. И, наконец, самый выгодный длякредитора способ погашения кредиторской задолженности — получение им отдолжника векселей, суммы и проценты по которым должны быть выплачены всоответствии с новой договорённостью[7]. 2.3 Управлениекредиторской задолженностью
Наличие кредиторскойзадолженности – нормальное состояние для большинства предприятий различных сфердеятельности, при этом грамотное управление кредиторской задолженностьюявляется залогом благополучия предприятия. Главная задача в данном вопросе приуправлении предприятием – недопущение увеличения кредиторской задолженностиболее некой конкретной для каждого предприятия величины, соответствующей егофинансовому положению. Однако при управлении кредиторской задолженностью надотакже понимать, что её увеличение также увеличивает количество привлеченных напредприятие средств, что является положительным фактором. Кроме того, объёмкредиторской задолженности предприятия должен быть вполне определённым образомсвязан с объёмом его дебиторской задолженности.
Основной способуправления кредиторской задолженностью предприятия – выработка наиболееоптимальных вариантов работы с поставщиками товаров и услуг (контрагентами),определяющих сроки, объёмы и формы расчётов. Также управление кредиторскойзадолженностью должно учитывать ситуацию с каждым кредитором в отдельности,т.е. предполагать дифференциацию контрагентов[8].
управлениефинансы кредиторский задолженность
Практическая часть Задача 6
Условие задачи
Суммакапитала предприятия 1000000 руб. В том числе: — заемный капитал 400000 руб.
— собственный капитал 600000 руб. Средний уровень процента за кредит 30%. Ставканалога на прибыль 25%.
Определить
Величинуэффекта финансового рычага, если прибыль до вычета процентов и налоговизменится с 150000 руб. до 200000 руб.
Решение
Эффект финансового рычага(ЭФР) показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельностьсобственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятияи рассчитывается по формуле:
ЭФР=(1-Нп)*(Ра-Цзк)*(ЗК/СК)
где Нп — ставка налога наприбыль, в долях ед.;
Рп — рентабельностьактивов (отношение суммы прибыли до уплаты процентов и налогов к среднегодовойсумме активов), в долях ед.;
Цзк — средневзвешаннаяцена заемного капитала, в долях ед.;
ЗК — среднегодоваястоимость заемного капитала;
СК — среднегодоваястоимость собственного капитала.
Ра=200000/1000000=0.2
ЭФР=(1-0.25)*(0.2-0.3)*(400000/600000)=0.75*(-0.1)*0.67=-0.05
Задача 11
Условие задачи
Компания,данные о которой приведены ниже, планирует потратить 60% прибыли либо навыплату дивидендов, либо на покупку своих акций.
Прибыль краспределению среди владельцев обыкновенных акций — 2500 тыс.долл.
Количествообыкновенных акций — 500000
Рыночная ценаакции — 60 долл.
Определить
Какой из двухвариантов более выгоден акционерам.
Условия:
Прибыль к распределениюсреди владельцев обыкновенных акций, тыс. дол. 2500
Количество обыкновенныхакций — 500000
Доход на акцию (2500000:500000) — 5
Рыночная цена акции, дол.- 60
Ценность акции (рыночнаяцена: доход на акцию), дол. — 12
Решение
Общая сумма прибыли, предназначеннаяна выплату акционерам, составляет 1500 тыс. дол. ( 60% от 2500 тыс. дол.).
Если компания выплатитдивиденд, то каждый акционер получит 3 дол. (1 500000 руб.: 500000).
Если компания потратитэти деньги на выкуп своих акций, она сможет выкупить примерно 23809,5 акции (1500000 дол.: 63 дол.), а общее их количество в обращении составит 476191 акции(500000 — 23809).
После выкупа акций доходна акцию повысится и составит 5,25 дол. (2500000 дол.: 476191), что приведет кповышению курсовой стоимости до 63 дол. (5,25 дол.*12).
Таким образом, с позициирядового акционера, владеющего одной акцией, оба варианта одинаковы: либо иметьодну акцию ценой 60 дол. плюс дивиденд в размере 3 дол., либо владеть однойакцией с возросшей до 63 дол. ценой.
Тем не менее, второйвариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, возросла привлекательность акцийкомпании, поскольку такой важный аналитический показатель, как доход на акцию,повысился. Во-вторых, акционеры получили косвенный доход, поскольку им не нужноплатить налог на дивиденды в случае их получения (последнее верно не всегда;так, в Германии прибыль, не выплаченная в виде дивидендов, а реинвестированнаяв компанию, также облагается налогом при заполнении акционерами деклараций оличных доходах). Существуют и возражения против этого варианта, основной изкоторых заключается в следующем: деньги на руках всегда выгоднее, чем доход отизменения курсовой цены.
При формированиидивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курсакций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставкепо альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях.Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплатыдивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинахневыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестированияприбыли.
Принятие решения овыплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадиейжизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятияпредполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализациинамечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии долженпредшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов,что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, кувеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещениядополнительных акций.
Список литературы
1. Балабанов И.Т.Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы истатистика, 2006.
2. Ендовицкий Д.А.Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: Методология ипрактика / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400с.
3. Ендовицкий Д.А.Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: Учеб. пособие / Под ред.Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352.
4. Бочаров В.В.Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. — М.: Финансы истатистика, 2001.
5. Бригхэм Ю.Энциклопедия финансового менеджмента. — М.: РАГС, Экономика, 2008.
6. Ирвин Д.Финансовый контроль. – М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Колтынюк Б.А.Инвестиционные проекты. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.
8. Карзаева Н.Н.Оценка и ее роль в учетной и финансовой политике организации. — М.: Финансы истатистика, 2002.
9. Ковалева А.М.,Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Коупленд Том,Коллер Тим, Мурин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
11. Курц Х.Д.Капитал, распределение, эффективный спрос / Пер. с англ. И.И.Елисеевой. — М.:Аудит, ЮНИТИ, 2006…
12. Модильяни Ф,Миллер М. Сколько стоит фирма. Теорема ММ.: Пер. с англ. — М.: Дело, 2001.
13. Моляков Д.С.,Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учебное пособие. — М.: Финансы истатистика, 2004.