Реферат по предмету "Финансовые науки"


Роль андеррайтинга на рынке ценных бумаг

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Профессиональная деятельность
на рынке ценных бумаг»
НА ТЕМУ:«Роль андеррайтинга на рынке ценных бумаг»

План
Введение
1. Понятие рынка ценныхбумаг
2. Организация иандеррайтинг выпуска ценных бумаг: общее описание и формы
2.1.Организатор выпускаценных бумаг
2.2 Андеррайтер выпускаценных бумаг        
3. Банк – организатор и(или) андеррайтер выпуска: практика и перспективы
Заключение
Список литературы

Введение
Российскийрынок ценных бумаг сегодня – это своеобразный симбиоз организованного биржевогои внебиржевого рынка размещения и обращения корпоративных и государственныхэмиссионных ценных бумаг.
Деятельностьосновных участников (или операторов) этого рынка, т.е., инвестиционных компаний(в т.ч. инвестиционных банков) сводится не только к формированию доходности засчет спекулятивных, инвестиционных и хеджинговых операций на вторичном рынке,но отчасти связана и с организацией эффективного размещения облигационныхзаймов.
Рынокценных бумаг (фондовый рынок) – это рынок, на котором совершаются реальные испекулятивные сделки с ценными бумагами и производными ценными бумагами. Егозначение – вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в хозяйственныйоборот, обеспечение «перелива» денежных средств из менее эффективных сферхозяйствования в более эффективные.
Актуальностьконтрольной работы в том, что андеррайтинг выполняет важную роль при размещениина рынке ценных бумаг.
Андеррайтинг-это покупка или гарантированные покупки ценных бумаг при их первичном размещении.
Неменее важную роль в организации выпуска ценных бумаг и их размещении играетандеррайтер(ы) выпуска. Его основной функцией является обеспечение размещениявсего выпуска ценных бумаг в наиболее короткие сроки и приемлемых для эмитентаусловиях, а также принятие риска на страхование в страховом деле ряда стран…Таким образом, именно реализация ценных бумаг – «сектор ответственности»андеррайтера.

1. Понятие рынкаценных бумаг
Можновыделить следующие виды рынков ценных бумаг: первичный и вторичный;организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; кассовый и срочный.
¨ Первичный рынок —это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Эта первая стадияпроцесса реализации ценной бумаги и первое появление ценной бумаги на рынке. РазмещениеЦБ на первичном рынке осуществляется в двух формах:1)путем прямого обращения кинвесторам, 2) через посредников.
¨ Вторичный рынок —это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, т.е. совокупность всех актовкупли-продажи или других форм перехода ценных бумаг от одного владельца кдругому в течение всего срока обращения ценной бумаги.
¨ Организованныйрынок ценных бумаг представляет собой их обращение на основе правил,установленных органами управления между лицензированными профессиональнымипосредниками — участниками рынка по поручению других участников.
¨ Неорганизованныйрынок — это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участниковрынка правил.
¨ Биржевой рынокоснован на торговле ценными бумагами на фондовых биржах, поэтому это всегдаорганизованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго поправилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательноотбираются среди всех других участников рынка.
¨ Внебиржевой рынок— это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Он может бытьорганизованным или неорганизованным. Организованный биржевой рынок основываетсяна компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.
¨ Неорганизованныйвнебиржевой рынок связан с куплей-продажей ценных бумаг любыми участникамирынка без соблюдения каких-либо правил.
¨ Кассовый рынокценных бумаг представляет собой рынок с немедленным исполнением сделок в течениеодного-двух рабочих дней.
¨ Срочный — эторынок, на котором заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим дварабочих дня.
Важнейшуюроль в функционировании рынка ценных бумаг играет его инфраструктура, котораяспособствует заключению сделок и выполняет функции информационной поддержкиэмитентов, инвесторов и профессиональных посредников.
К инфраструктурерынка ценных бумаг относятся:
1)организаторы торговли — биржи и торговые системы, организующие проведениерегулярных торгов по ценным бумагам;
2)системы расчетов и учета прав на ценные бумаги — клиринговые системы,регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчеты по заключенным сделкам, учети перерегистрацию прав на ценные бумаги;
3)посредники на рынке ценных бумаг — дилеры и брокеры, оказывающие инвесторамуслуги по заключению сделок на рынке;
4)информационно-аналитические системы поддержки инвестиций информационные ирейтинговые агентства, представляющие инвесторам полную информацию о состоянииэмитентов.

2. Организация иандеррайтинг выпуска ценных бумаг: общее описание и формы
Одной из весьма важных задач, стоящей передкомпанией-эмитентом, является эффективное размещение выпущенных ценных бумаг напервичном и вторичном рынках. Решению этой задачи предшествует ряд операций,связанных с определением объема и цены бумаг подготовки к регистрации, созданиесиндикатов инвестиционных фондов по подписке или групп по продаже новыхвыпусков; При этом роль синдикатов заключается в сведении эмитента ценных бумагс потенциальными покупателями Эмитент же вправе возложить управления процессомразмещения (надписания) на один инвестиционный фонд (компаний) или же поручитьтакое управление нескольким членом временно сформированного на принципахразделения прибыли синдиката. Синдикат не является юридическим лицом. Созданныйтаким образом синдикат гарантирует эмитенту первичное размещение ценных бумаг.
Организациявыпуска ценных бумаг – это комплекс мероприятий, реализуемых уполномоченнымиструктурами и направленный на формирование инвестиционного пула, регистрациювыпуска ценных бумаг, а также гарантированное и выгодное размещение ценныхбумаг.
Предметомразмещения могут быть как корпоративные ценные бумаги (акции, облигации иевробонды), так и государственные и муниципальные облигации (федеральные исубфедеральные облигационные займы, муниципальные заимствования).
Рассмотримпричины, которые побуждают эмитентов прибегать к услугам организаторов иандеррайтеров выпусков ценных бумаг. В подавляющем большинстве случаев«рядовому» российскому эмитенту – предприятию или муниципальному образованию непод силу самостоятельно обеспечить как подготовительную часть процедуры выпускаценных бумаг, так и сопроводить его размещение «от начала до конца».Организационные и штатные ресурсы эмитента не позволяют обеспечить надлежащеефинансово-юридическое сопровождение мероприятий, и с большой долей вероятностиразмещение выпуска ценных бумаг не состоится либо по причине несоблюдениязаконодательства о рынке ценных бумаг на этапе подготовки документов ирегистрации выпуска, либо по причине отсутствия рыночного спроса на ценныебумаги.
Организациявыпуска ценных бумаг и андеррайтинг выпуска ценных бумаг – суть разные формыпосреднических услуг на рынке ценных бумаг, связанных с размещением эмиссионныхценных бумаг.
Такклассическим вариантом организационной структуры выпуска ценных бумаг являетсяучастие в ней организатора выпуска ценных бумаг и эмиссионного синдиката,образованного андеррайтерами.
Эмиссионныйсиндикат, как правило, возглавляется лид-менеджером, в качестве которого (врамках небольших объемов эмиссий российских эмитентов) может выступить и саморганизатор.
2.1 Организатор выпуска ценных бумаг
Главнаяфункция организатора напрямую следует из самого термина, т.е., организация всейпроцедуры эмиссии ценных бумаг. Для целей получения соответствующих правомочийи реализации задачи, сформулированной организатором совместно с эмитентом,последний заключает с будущим организатором соответствующее соглашение оборганизации выпуска ценных бумаг.
Ключевымифункциями Организатора выпуска ценных бумаг становятся:
–проведение тщательной проверки соответствия эмитента установленным действующимзаконодательством требованиям к эмитенту ценных бумаг и условиям эмиссии, атакже, оценка возможностей и ресурсов эмитента для реализации эмиссионногопроекта;
–выработка (совместно с эмитентом) базовых условий выпуска ценных бумаг, в т.ч.,формы привлечения средств на рынке, потенциального круга приобретателей,структуру эмиссионного синдиката и др. условий;
–консультирование эмитента по всем вопросам, связанным с проведением эмиссииценных бумаг;
–сбор информации и подготовка документов, для осуществления регистрационных ииных обязательных процедур, обусловливающих эмиссию;
–сопровождение процедур заключения эмитентом договоров и соглашений ссо-организаторами выпуска и андеррайтерами, обеспечение формирования идеятельности эмиссионного синдиката;
–реализация мероприятий, связанных с обязательным раскрытием информации обэмиссии ценных бумаг, а также, публикация информационных меморандумов ибюллетеней и проведение публичных презентаций ценных бумаг;
–организация привлечения инвесторов и биржевого обращения ценных бумаг (в случаенеобходимости).
Особоследует отметить, что к организатору выпуска ценных бумаг не предъявляетсякаких-либо специфических требований, каковые установлены в отношении тех жеандеррайтеров.
Посути организатором может выступать любая структура (юридическое лицо), которойэмитент поручит руководство проектом по привлечению долгового финансирования. Втоже время имя организатора выпуска является т.н. «лицом выпуска», т.к. логотипи наименование организатора (со-организаторов) размещаются на всехинформационных материалах, проспектах и т.п., распространяемых средипотенциальных инвесторов. Поэтому инвестор смотрит не только на финансовыепоказатели эмитента и его историю и результаты деятельности, определяющие внекоторой степени экономические результаты инвестирования. Банки-организаторывыпусков, в свою очередь, в силу специфики своего статуса оказываются в заведомоболее выгодном положении по сравнению с обычными инвестиционными компаниями.
2.2 Андеррайтер выпуска ценных бумаг
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, правильноподготовить и эффективно разместить выпуск ценных бумаг могут толькопрофессионалы фондового рынка. К ним, ранее, относятся специалисты,занимающиеся размещением выпусков ценных бумаг на первичном рынке инепосредственно относящихся к процедуре андеррайтинга. Андеррайтинг, какуказывалось ранее, это покупка или гарантированные покупки ценных бумаг при ихпервичном размещении.
Неменее важную роль в организации выпуска ценных бумаг и их размещении играетандеррайтер(ы) выпуска. Его основной функцией является обеспечение размещениявсего выпуска ценных бумаг в наиболее короткие сроки и приемлемых для эмитентаусловиях. Таким образом, именно реализация ценных бумаг – «секторответственности» андеррайтера.
Дляпонимания непосредственных задач андеррайтера на этапе размещения ценных бумагнеобходимо обозначить классификацию, применяемую в отношении услугандеррайтинга и связанную с ключевыми условиями соответствующего договора междуэмитентом и андеррайтером.
Существуют следующие виды андеррайтинга:
· андеррайтинг «набазе твердых обязательств»;
· андеррайтинг «набазе лучших усилий»;
· андеррайтинг«стэнд-бай»;
· андеррайтинг напринципах «вес или ничего»;
· андеррайтинг савансированием и без авансирования эмитента:
· конкурентныйандеррайтинг.
Андеррайтинг «на базе твердых обязательств» по условиямдоговора с эмитентом несет твердые обязательства по выкупу всего или частивыпуска по фиксированным ценам. При этом в случае, если часть выпуска бумагокажется неразмещенной на первичном рынке, то андеррайтер обязан ее приобрести.Беря на себя эти обязательства, андеррайтер тем самым рискует потерей не толькорепутации, но и собственных средств. Например, биржевой финансовый кризис,разразившийся в 1997 г., совпал с резким понижением курсовой стоимости ценныхбумаг на вторичных рынках Японии, Южной Кореи и других стран, соответственноандерайтеры понесли крупные потери.
Несколько иной характер договора имеет андеррайтинг «на базелучших традиций». В этом случае по? условиям соглашения с эмитентомандеррайтер обязуется приложить максимум усилий для размещения ценных бумаг.При этом финансовую ответственность он несет по выкупу нераспространенныхчастей эмиссии. Тем самым все финансовые риски полностью ложатся на эмитента.
Андеррайтер «стэнд-бай» — это форма, андеррайтинга, прикоторой андеррайтед обязуется выкупить для последующего размещения частьневыкупленной эмиссии старыми акционерами или теми, кто приобрел у них этоправо.
Андеррайтинг на принципах «все или ничего»; Согласно этого вида посредничестваандеррайтер обязуется полностью разместить эмиссию. Действие договорапрекращается, если андеррайтеру удается выполнить свои обязательства.
Эмитент может заключить договор на комплекс услуг поразмещению бумаг с авансированием его или без авансирования. При всех прочихусловиях андеррайтер в лице инвестиционного фонда или компаний может выдатьаванс за взятые им для размещения ценные бумаги, а может и не включать вусловия договора эти обязательства, т.е. обходиться без авансирования.
Дляосуществления любой из указанных форм андеррайтинга компании (банку) требуетсяналичие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг наосуществление брокерской деятельности, т.к., именно на основании т.н.«брокерского договора», являющегося, по сути, договором комиссии агентскимдоговором, андеррайтер осуществляет реализацию ценных бумаг потенциальнымзаемщикам и инвесторам. Если же имеет место андеррайтинг «на базе твердыхусловий», сопровождающийся выставлением безотзывных оферт на фондовой бирже, тодля этого также потребуется лицензия профессионального участника рынка ценныхбумаг на осуществление дилерской деятельности.
Конкурентный андеррайтинг. Суть его заключается в подготовкеэмиссии и ее выкупе на основе конкуренции разных андеррайтеров. Договор сэмитентом заключает тот андеррайтер, который предложит лучшие ценовые и иныеусловия по сравнению с конкурентами.
Процесс взаимодействия эмитента и андеррайтера при размещенииценных бумаг и заключении соответствующего договора во многом зависит отрезультатов анализа складывающейся ситуации, определяющих:
¨ объем денежныхсредств, привлекаемый путем публичного выпуска акций;
¨ выбор наиболееподходящего для данных условий эмитента типа акций, а также связанных с нимиправ;
¨ выборандеррайтеров или их группы, которые могли бы лучшим образом разместитьпредполагаемые ценные бумаги в соответствии с приданными им полномочиями;
¨ все затратывыпуска включая плату за юридическое сопровождение, аудиторскую проверкуэмитента и т.д.;
¨ цену предложения,по которой новый выпуск будет размещаться.
В ряде случаев андеррайтер берет опцион на подписку, т.е.право купить выпуск у эмитента. Такое право он реализует в случае если найдетпокупателей на ценные бумаги. Естественно, дилер также может самостоятельноприобрести часть выпуска, а на остаток — взять опцион.
Указанные задачи отчасти легко решаются, если ценные бумагиэмитента находятся в обращении. Тогда, к примеру, рыночная цена вновьразмещаемых бумаг может условно быть принята на уровне уже размещенных фондовыхинструментов. Соответственно договором эмитента и андеррайтера могут бытьоговорены условия, что цена предложения не должна быть ниже определенногоуровня с тем, чтобы избежать распродажи выпуска по демпинговым ценам.
Существуют также другие обстоятельства, заставляющиекорпорацию-эмитента занижать цену первоначального предложения ценных бумаг.К.ним следует отнести: экономическую обстановку в стране; прогрессивностьразвития предприятий отрасли; ситуации, складывающиеся на биржевых ивнебиржевых рынках; тактику и стратегию инвесторов.
Первоначальное предложение является первым публичным иливнесезонным предложением, в котором, как правило, сначала цены занижены, азатем завышены. Последнее обстоятельство заставляет, руководствокорпораций-эмитентов выпускать новые ценные бумаги. Опубликованные предложенияслужат для потенциальных инвесторов поводом к пересмотру оценок стоимостибумаг; Причем; как показали исследования американских специалистов, цены, кпримеру, акций промышленных компаний уменьшаются больше, чем акций предприятийсоциальной сферы, которые, чаще объявляют о новых предложениях.
Как показывает зарубежная практика участия андеррайтеров вподготовке к эмиссии ценных бумаг и их размещении, большую часть, примерно70-80% всего выпуска размещает инвестиционная компания (синдикат), а оставшиеся20-30% выпуска приходятся непосредственно на эмитента.
Разница между ценой покупки у эмитента и ценой продажи бумагколеблется от 1% (крупная известная, кредитоспособная инвестиционная компания)до примерно 25% (маленькая венчурная компания).

3. Банк – организатор и (или) андеррайтер выпуска:практика и перспективы
Ввопросе выбора эмитентом ценных бумаг наиболее успешных и надежных«сопровождающих» выпуска существенным обстоятельством является не толькофактическая возможность участия той или иной организации в качествеандеррайтера или организатора, но и те предпосылки, которые позволяютминимизировать эмитенту риски неразмещения ненадлежащего размещения выпускаценных бумаг.
Издесь мы сталкиваемся с таким термином, как «инвестиционный банк». В российскойфинансовой среде данный термин применяется, как правило, к кредитныморганизациям, ориентированным на предоставление соответствующих услуг, причемне только услуг «инвестиционный банк», но и услуг по факторингу, лизингу икорпоративному кредитованию. Такое ограничение зачастую обусловлено не столькоузостью понимания данного финансового института, сколько спецификой российскогобанковского законодательства, в соответствии с которым именоваться банком можеттолько юридическое лицо, обладающее специальной правоспособностью и имеющеесоответствующую лицензию Банка России. В тоже время «инвестиционный банк» вразвитых странах – суть организация, оказывающая на законных основанияхпрофессиональные услуги институциональным инвесторам и реципиентам инвестиций.Системообразующим направлением «инвестиционного банка» как раз и являетсяорганизация привлечения финансирования, реализация соответствующих мероприятий,а также, непосредственное участие в тех или иных проектах инвестиционно-финансовогохарактера.
Всвязи с вышеизложенным представляется не совсем обоснованным разделениесуществующих в России кредитных организаций на «инвестиционные» банки и«расчетные» (или коммерческие) банки. Ведь расчеты между участниками оборотамогут проводить не только коммерческие банки, но и небанковские кредитныеорганизации, а «инвестиционным банком» по сути, может стать и крупнаяинвестиционная компания – профессиональный участник рынка ценных бумаг. Поэтомулогичнее будет относить ту или иную кредитную организацию к разряду«инвестиционных банков» исходя из того, какой в действительности спектр услугможет предоставить финансовая организация потенциальным корпоративным клиентам.
Участиебанка в качестве организатора / андеррайтера выпуска ценных бумаг по существуне обладает какой-либо спецификой, но, в тоже время, не является длябольшинства российских банков привычной («стандартной») банковской услугой.
Темне менее, сложившаяся к настоящему времени ситуация свидетельствует о том, чтокрупнейшие кредитные учреждения в России активно участвуют в качествеорганизаторов и андеррайтеров выпусков ценных бумаг различных эмитентов. Приэтом доля некредитных организаций в рейтинге инвестиционных банков стремится к«нулю». С одной стороны, это говорит о том, что потенциал конкурентного ростарынка посреднических услуг для эмитентов ценных бумаг за счет более активнойработы инвестиционных компаний весьма велик. С другой стороны, положительныйопыт работы крупных банков в этом секторе подтверждает потребность различныхкатегорий эмитентов (в особенности, региональных) в сотрудничестве с близкимиим региональными банковскими структурами.
Дляформирования на базе существующего банка структуры «инвестиционного банка»требуется наличие не только соответствующих лицензий профессиональногоучастника рынка ценных бумаг, но и кадрового ресурса, способного обеспечитьпроведение необходимых юридических процедур и мероприятий, организациюнепосредственного размещения ценных бумаг и работу с потенциальнымиинвесторами. И именно, банковская структура в большинстве случаев позволяетсоздать необходимые условия для развития данного направления.
Заключение
Подводяитоги можно сделать ряд выводов. Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, спомощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, ктопривлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желаетвложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов,владельцев) и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональныхучастников).
Существуетдва основных рынка ценных бумаг: первичный (размещение ценных бумаг —непосредственная их продажа сразу после эмиссии) и вторичный рынок, на которомобращаются ранее выпущенные бумаги. Вторичный рынок представлен биржевым,внебиржевым рынками, которые в настоящее время дополняются различными системамиэлектронных торгов. Все названные рынки в определенной степени противостоятдруг другу, но в то же время взаимно дополняют друг друга.
В нашей стране механизм размещения ценных бумаг с помощьюандеррайтинга и инвестиционных компаний только начинает складываться. Притом;что в России не сформировалась еще сеть крупных компаний по пенным бумагам, атакже соответственно услуг по операциям, существуют законодательно разрешаемыепредпосылки для более, широкого развития андеррайтинга

Список литературы
1. Ценные бумаги Подред. Н.Л.Маренкова, Изд. 2-е.- М.: МЭФИ. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005. –602с.
2. Рынок ценныхбумаг / Под. ред. Ю.А. Корчагина – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. – 496с.
3. Рынок ценныхбумаг / Под ред. А.Ю. Архипова, В.В. Широхова В.В и др. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс»,2005. – 352с.
4. Рынок ценныхбумаг: учеб. для студентов вузов обуч. по экономическим специальностям Под ред.Е.Ф.Жукова – 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 463с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотации курсов субпрофиля «Физика низких температур»
Реферат Видения и знамения в контексте массовых представлений в Смутное время в России
Реферат Емський указ 1876 р.
Реферат " Русский дневник" Дж. Стейнбек 1947г.
Реферат Java99: Архитектура и интерфейсы
Реферат Внешняя политика Великобритании после Второй мировой войны
Реферат Эффекты возмущения нейтральных ветров
Реферат Творческая биография Нины Симон
Реферат Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков
Реферат Внешняя торговля России в X-XVII вв.
Реферат Особенности финансово–кредитного регулирования деятельности промышленных предприятий Казахстана
Реферат Доказывание в гражданском процессе 5
Реферат Внешняя политики России в XIX веке
Реферат Внешняя политика Советского государства в 20-е годы
Реферат Внешняя политика России накануне I мировой войны