ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
Расходы на здравоохранение,их состав и структура по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов
по дисциплине
Государственные имуниципальные финансы
Благовещенск 2010
Содержание
Введение
1. Расходы бюджетов
1.1 Сущность расходов бюджетов
1.2 Классификация расходов бюджетов
2. Расходы на здравоохранение, их состави структура по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов
2.1 Характеристика системыздравоохранения и программ государственных гарантий медицинской помощигражданам
2.2 Состав и структура расходов бюджетовна здравоохранение по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов
2.3 Бюджетно-страховая модельпланирования и финансирования расходов на оказание медицинских услуг
Заключение
Библиографический список
Введение
Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально –экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетиепостоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, какуровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни.
С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше.Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов,ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых 600 тысяч –граждане трудоспособного возраста. А рождается менее одного миллиона.
У государства значительно сократились возможности для бесплатноймедицинской помощи населению. К тому же сама система государственногофинансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинскогострахования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена.
1. Расходы бюджетов
1.1 Сущность расходов бюджета
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходовв целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованиемсредств общегосударственного денежного фонда.
По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляютсобой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функцийгосударства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональнойклассификации бюджетных расходов.
Посредством такой формы функционирования бюджета, как бюджетные расходыобразуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другимсоциально-незащищенным слоям населения. Само же воздействие на величину указанныхвыплат регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии сэкономическими возможностями общества. Бюджетные расходы способны оказыватьактивное влияние на формирование экономического роста, приоритетное финансированиенаучных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизацию структуры материальногопроизводства, сглаживание региональных диспропорций. В этом проявляетсярегулирующая роль расходов бюджета.
1.2 Классификация расходов бюджетов
Экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во многих видахрасходов, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой.При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяетустановить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целымрядом факторов: природой и функциями государства; уровнемсоциально-экономического развития страны; разветвленностью связей бюджета снациональной экономикой; административно-территориальным устройствомгосударства; формами предоставления бюджетных средств и т. п. Сочетание этих факторовпорождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенномэтапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизниобщества их классифицируют по определенным признакам.
По роли в общественном воспроизводстве расходы государственногобюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства,совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержаниеи дальнейшее развитие непроизводственной сферы. В этом случае по экономическомусодержанию выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальныеустанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов,обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридическиелица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства,предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическимлицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы,связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которыхсоздается или увеличивается имущество, находящееся в собственностисоответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета,включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономическойклассификацией расходов бюджетов РФ.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджетразвития. Он используется для осуществления на конкурсной основегосударственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективныеинвестиционные проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либопутем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, срочности,платности.
Источниками средств бюджета развития являются: внутренние и внешниезаимствования РФ на инвестиционные цели; часть доходов федерального бюджета от продажии использования имущества, находящегося в федеральной собственности; отчисленийчасти поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценныхбумаг и др.
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающаятекущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления,бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельнымотраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущеефункционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальныерасходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражаетвыполняемые государством функции — экономическую, социальную, оборонную и др. Всоответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут бытьподразделены на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующиегруппы расходов: финансирование промышленного производства; финансированиесоциально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны;содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходыпо обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественнойжизни. Дополнительно в указанных группах расходов могут выделяться затраты на выполнениеприоритетных общегосударственных программ. В РФ в расходах федерального бюджетасамостоятельно отражаются расходы на целевые региональные программы по развитиюпромышленного сектора экономики, расходы на государственную программу развития экономикии культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развитиягражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программуи др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритетв концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям,предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных группрасходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующееминистерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающеебюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражаетнаиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменениемсистемы управления.
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся наконкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылкидля рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой дляосуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
Последним признаком классификации расходов являетсятерриториальный признак. В соответствии с уровнем государственного управления вРФ расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетовсубъектов федерации и расходы местных бюджетов.
2. Расходы на здравоохранение, их состав и структура по звеньямбюджетной системы и видам бюджетов
2.1 Характеристика системы здравоохранения и программгосударственных гарантий медицинской помощи гражданам
Здравоохранение представляет собойособую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан паполучение качественной медицинской помощи. В «Основах законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальнойпомощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Реализациямедицинских услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целейсубъектах хозяйствования, в совокупности представляющих собой сеть учреждении (организаций)здравоохранения.
В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в трикрупных блока: лечебно-профилактические; государственнойсанитарно-эпидемиологической службы; аптечные. В свою очередь, в каждую изперечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, названиякоторых отражают специфику выполняемых ими функции. Например: к учреждениямохраны материнства и детства отнесены родильные дома и дома ребенка;диспансерами называются учреждения, специализирующиеся па лечении отдельныхвидов заболеваний пли видах деятельности.
Вторым значимымдокументом в области охраны здоровья является Закон РФ «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1, всоответствии с которым все граждане России должны иметь медицинскую страховку,причем обязательное медицинское страхование работающих граждан осуществляютработодатели, неработающих граждан — субъекты РФ за счет средств региональногобюджета. Страховые принципы оплаты медицинских услуг не в полной мереобеспечивали равный доступ населения к медицинской помощи, в связи с чем внастоящее время осуществляется организационно-экономическое реформированиесистемы здравоохранения.
В целях создания условий для повышенияуровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, атакже обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органовисполнительной власти по решению задач в области социально-экономическогоразвития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012года. Данный документ определяет приоритетные социально-экономические задачи насреднесрочную перспективу.
Существующие финансово-экономическиемеханизмы, организационно-правовые формы и структура сети здравоохранения покане обеспечивают необходимые доступность и качество медицинской помощи, особеннодля населения малых городов и сельской местности, снижают эффективностьуправления ресурсами и сдерживают структурные изменения в отрасли. Слабо развитрыночный сектор здравоохранения. Требует модернизации система лекарственногообеспечения отдельных категорий граждан.
Развитие здравоохранения будеториентировано на реализацию прав и потребностей человека в этой сфере,строиться на принципах открытости, конкурентности, использования современныхтехнологий и стандартов качества и осуществляться по следующим основнымнаправлениям.
Первое — обеспечение государственныхгарантий оказания бесплатной медицинской помощи и совершенствование страховыхпринципов. Программа государственныхгарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощидолжна стать инструментом обеспечения доступности и качества медицинскойпомощи, эффективного управления ресурсами здравоохранения. Она должнаосновываться на текущем и стратегическом планировании медицинской помощи,современной системе стандартизации, включая стандарты медицинской помощи. Приэтом порядок и условия предоставления бесплатной медицинской помощи и платныхмедицинских услуг будут конкретизированы.
Необходимо реализовать на практике праваграждан на выбор страховой медицинской организации, а также врача и медицинскойорганизации в рамках договора обязательного медицинского страхования напредоставление медицинской помощи.
Предстоит внедрить преимущественноодноканальное финансирование организаций здравоохранения и осуществитьпоэтапный переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счетсредств обязательного медицинского страхования. Для медицинских организацийвсех видов собственности будут обеспечены равные возможности участия вреализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РоссийскойФедерации бесплатной медицинской помощи.
Получат развитие механизмы,обеспечивающие солидарный принцип в обязательном медицинском страховании. Будетосуществлен переход от единого социального налога в части средств, поступающихв бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, к страховому взносу поединому для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей тарифу. Должныбыть установлены федеральные требования к размеру взносов субъектов РоссийскойФедерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Будет оказано содействие в совершенствованиисистемы предоставления медицинской помощи работающему населению, жителям малыхгородов и сельской местности, осуществлен комплекс мер, направленных намодернизацию медицинского обеспечения и социального обслуживания лиц,страдающих хроническими заболеваниями, и престарелых на дому. Изздравоохранения в систему социального обеспечения должна перейти функциясоциального ухода.
Второе — осуществление структурныхпреобразований в здравоохранении. Следуетрасширить финансово-хозяйственную самостоятельность и повысить прозрачностьдеятельности организаций здравоохранения. В частности, легализации платежейграждан за оказание медицинских услуг будет способствовать снятие ограниченийпо доле платных услуг в общем объеме доходов учреждений здравоохранения,конкретизация Программы государственных гарантий оказания гражданам РоссийскойФедерации бесплатной медицинской помощи и определение перечня услуг,оказываемых за плату.
Одновременно следует стимулироватьизменение организационно-правовых форм, в том числе преобразование бюджетныхучреждений здравоохранения в автономные. К 2012 году до 15 — 20 процентов такихучреждений перейдут в другие организационно-правовые формы, в том числе в формуавтономных учреждений. Производительность труда в здравоохранении будетповышена за счет внедрения новых систем оплаты труда работников отрасли иоплаты медицинской помощи, основанных на учете объемов и качествапредоставляемых услуг. Предстоит сосредоточиться на повышении уровня оказанияамбулаторной медицинской помощи населению, создав условия для развитияпрофилактической помощи, а также стационаров на дому и стационаров дневногопребывания в больницах и диагностических центрах. В рамках Программыгосударственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатноймедицинской помощи оплата оказанной стационарной помощи составит 45 процентов,амбулаторной помощи (включая медицинскую помощь в дневных стационарах) — 40процентов, скорой помощи (включая специализированную санитарно-авиационную) — 10 процентов, прочие расходы на медицинскую помощь составят 5 процентов.
Следует развивать систему поэтапногодолечивания и реабилитации после оказания стационарной помощи. Это приведет кповышению качества жизни населения, снижению показателей инвалидности, а такжек более эффективному использованию коечного фонда стационаров.
Третье — повышение открытости управленияорганизациями здравоохранения. Следуетобеспечить взаимодействие органов управления здравоохранением спрофессиональными общественными ассоциациями, прежде всего взаимодействие поосуществлению сертификации и аттестации медицинских работников, разработкестандартов медицинской помощи, контролю качества медицинской помощи, оценке ееэффективности.
Четвертое — обеспечение населенияспециализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощью. Будет разработана стратегия организации и оказания медицинскойпомощи при тяжелых заболеваниях, требующих высоких финансовых затрат (ежегоднодо 10 заболеваний, потребляющих наибольший объем ресурсов).
Получат развитие высокотехнологичнаямедицинская помощь, обеспечивающие сектора медицинской и фармацевтическойпромышленности и сервисного обслуживания.
Пятое — улучшение лекарственногообеспечения. Будут упрощены процедурыобеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан. Расходы наоплату отпущенных аптечными организациями отдельным категориям гражданлекарственных средств будут возмещаться страховыми медицинскими организациями.
Предстоит усовершенствовать системуценообразования на лекарственные средства, закупаемые для государственных имуниципальных нужд, включая установление референтных цен и фиксированныхторговых надбавок. Это позволит обеспечить на рынке баланс дорогостоящих инедорогих лекарств.
Шестое — укрепление кадрового потенциалаи материально-технической базы. Необходимамодернизация системы профессионального образования медицинских работников,обеспечивающая освоение ими новых современных медицинских технологий. Требуетсясоздать систему планирования подготовки врачей и среднего медицинскогоперсонала, обеспечить подготовку квалифицированных управленческих кадров дляздравоохранения, сформировать условия для внедрения непрерывногопрофессионального образования медицинских работников на основе современныхобразовательных программ и технологий. Привлекательность должностей и качествоподготовки среднего медицинского персонала повысится за счет присвоенияпрограммам подготовки среднего медицинского персонала статуса прикладногобакалавриата.
Более конкретные обязательства состороны государства формулируются в ежегодно утверждаемых Правительством РФ программахгосударственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью(ПГГ). В них фиксируется стандартный набор лечебных и профилактических услуг,который в совокупности представляет собой объем бесплатной медицинской помощи,являющейся одним из элементов социального стандарта в области здравоохранения,финансируемых за счет как бюджета, так и средств обязательного медицинскогострахования (ОМС).
Программа государственных гарантийоказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010год определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объемамедицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинскойпомощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуруформирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критериикачества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РоссийскойФедерации на территории Российской Федерации бесплатно.
Основной перечень заболеваний и видов медицинской помощи но ним,гарантированных населению бесплатно за счет бюджета и ОМС, следующий:
· первичная медико-санитарная помощь;
· скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная),медицинская помощь;
· специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинскаяпомощь.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней,травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи,медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведениюпрофилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюденияздоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями. Первичная медико-санитарнаяпомощь предоставляется гражданам в амбулаторно-поликлинических,стационарно-поликлинических, больничных учреждениях и других медицинскихорганизациях врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми,врачами общей практики (семейными врачами), врачами специалистами, а такжесоответствующим средним медицинским персоналом.
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная),медицинская помощь оказывается безотлагательногражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства(несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния изаболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощигосударственной или муниципальной системы здравоохранения.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинскаяпомощь предоставляется гражданам в медицинскихорганизациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики,лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинскихтехнологий.
Амбулаторная медицинская помощьпредоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и другихпатологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинскогонаблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также прибеременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках(абортах).
Стационарная медицинская помощьпредоставляется гражданам в случаях заболеваний, в том числе острых, обостренияхронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов,абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточногомедицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или)изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.
На основе ПГГ формируются территориальные программыгосударственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью(ТПГГ). Расходы на реализацию указанных программ определяются субъектами РФ наоснове Методических рекомендаций по порядку формирования и экономическогообоснования территориальных программ государственных гарантий обеспеченияграждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденных Минздравсоцразвития РФи Федеральным фондом ОМС и согласованных с Минфином РФ. Обязанности пофинансированию государственных гарантий распределяются между государственнымивнебюджетными фондами обязательного медицинского страхования (федеральным итерриториальными), с одной стороны, и федеральным, региональными и местнымибюджетами — с другой.
Обязательное медицинское страхование имеет принципиальные отличия от других видов страхования. Во-первых,средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не дляпроизводства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции приоплате услуг выполняют коммерческие организации — страховые медицинскиекомпании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страхованиизадействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительнойвласти выступают страховщиками неработающего населения. Исходя из этогофинансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхованиязависит от его институционального уровня.
Первый уровень представляет Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования (ФФОМС), который осуществляет нормативное и организационноеруководство системой ОМС. Основной финансовой функцией ФФОМС являетсяпредоставление субвенций территориальным фондам ОМС для выравнивания условийобеспечения медицинскими услугами населения различных по экономическомуразвитию регионов. Кроме того, за счет его средств осуществляются различныецелевые медицинские программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайныхситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военнымидействиями.
Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлентерриториальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень законодательноявляется основным в системе, поскольку именно территориальные фондыосуществляют аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.Территориальные фонды ОМС (далее — ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФорганами представительной и исполнительной власти этих субъектов, являютсясамостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитнымиучреждениями и подотчетны создавшим их органам власти. Главной задачей ТФОМСявляется обеспечение реализации территориальной программы ОМС на территориисубъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМСвозложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности иустойчивости системы ОМС. Однако в настоящее время территориальные фондынапоминают передаточное, а не основное звено медицинского страхования.Страховые взносы они не собирают, контроль за их уплатой не осуществляют, этифункции возложены на налоговые службы. Территориальные программы обеспеченияграждан медицинской помощью и правила страхования граждан утверждаются органамиисполнительной власти субъекта РФ, а ТФОМС только участвуют в их разработке.
Третий уровень представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно нм позакону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средствапа осуществление ОМС от ТФОМС по подушевым нормативам в зависимости отколичества и половозрастной структуры застрахованного ими населения иосуществляют оплату медицинских услуг, предоставляемых застрахованнымгражданам. Наряду с финансовыми функциями страховые медицинские организацииосуществляют контроль за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг.По фактам нарушения условий ОМС или причинения ущерба гражданам они предъявляютрегрессные требования и иски медицинским учреждениям.
Таким образом, и Российской Федерации действует и развиваетсясмешанная модель финансирования здравоохранения, которую можно назвать бюджетно-страховой,когда в одних случаях оплата медицинских услуг осуществляется за счет бюджетов,в других — за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения,в основном федерального и территориальных фондов обязательного медицинскогострахования. При этой модели не исключается возможность привлечениядополнительных источников финансирования. Работодатели могут нести расходы подополнительному медицинскому страхованию работников; граждане — приобретатьмедицинские услуги на платной основе; государственные и муниципальныеучреждения здравоохранения — осуществлять предпринимательскую и иную приносящуюдоход деятельность.
2.2 Состав и структура расходов бюджетов на здравоохранение позвеньям бюджетной системы и видам бюджетов
Ключевой задачей органов государственного управления и местногосамоуправления в области здравоохранения является создание условий дляреализации Программы государственных гарантии населению в бесплатноймедицинской помощи за счет средств бюджетов и фондов обязательного медицинскогострахования на всей территории Российской Федерации. Решение данной задачипредполагает проведение ряда мероприятий по совершенствованию действующейсегодня системы финансирования здравоохранения, нацеленных на:
• использование финансовых ресурсов не только как платежа за теили иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управлениякачеством медицинской помощи и повышения се социальной, медицинской иэкономической эффективности;
• реализацию принципа заинтересованности первичного звенамедико-санитарной помощи в оптимизации структуры медицинских услуг на всех ееэтапах;
• рациональное использование дорогостоящих видов медицинскойтехники, развитие стационарозамещающих технологий;
• обеспечение выполнения целевых программ развитияздравоохранения, а также использование инфраструктуры здравоохранения сприменением государственных заданий и заказов, позволяющих, с одной стороны,концентрировать ресурсы для решения приоритетных задач развития здравоохраненияв рамках национального проекта «Здоровье», с другой — контролировать ихэффективное и целевое использование.
Региональные аспекты финансового обеспечения здравоохраненияявляются не менее важными, чем общегосударственные. Особенность услугздравоохранения — их локальность, определенная замкнутость на конкретныеадминистративно-территориальные единицы. Наиболее эффективно их предоставлениеможет быть организовано региональными и местными органами власти, которыенаходятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населения подведомственнойтерритории, особенности социально-гигиенической ситуации в ней. Поэтому основнаяответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных смедицинским обслуживанием, лежит на региональных органах власти и местныхорганах самоуправления. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждыйсубъект РФ осуществляет самостоятельно.
Расходы бюджетов на здравоохранение учитываются по разделу 0900«Здравоохранение, физическая культура и спорт». За счет средств федерального бюджетапредоставляется следующая медицинская помощь:
• специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинскаяпомощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
• дополнительная медицинская помощь на основе государственногозадания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан,имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризациинеработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятийно раннему выявлению социально значимых заболеваний и заболеванийопорно-двигательного аппарата, а также дополнительная медицинская помощь,предусматривающая в том числе обеспечение отдельных категорий гражданнеобходимыми лекарственными средствами;
• организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.
В структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации значительныйудельный вес занимают средства, направляемые на страхование неработающеюнаселения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваются:
• специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинскаяпомощь;
• специализированная (по установленному перечню) медицинскаяпомощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов РФ в соответствии сноменклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации, а такжевысокотехнологичные виды медицинской помощи, перечень которых утверждаетсяорганом исполнительной власти субъекта РФ и сфере здравоохранения.
Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечениемедицинских организации субъектов РФ лекарственными и иными средствами,изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами идезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. Всоответствии с законодательством Российской Федерации п законодательствомсубъектов РФ в отношении отдельных категорий граждан осуществляютсядополнительные меры по оказанию медицинской помощи и лекарственномуобеспечению.
За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается:
• скорая медицинская помощь;
• первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических,стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам впериод беременности, во время и после родов.
Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организациймуниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами,изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционнымисредствами, донорской кровью и ее компонентам и, а также обеспечение гражданлекарственным и средствами и изделиями медицинского назначения.
Кроме того, за счет средств бюджетов в установленном порядкефинансируются:
• оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и иныхуслуг в лепрозориях, трахоматозных диспансерах, центрах но борьбе с синдромомприобретенного иммунодефицита, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурныхдиспансерах, центрах профессиональной патологии, детских и специализированныхсанаториях, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической ипатологоанатомической экспертизы, медицинских информационно-аналитическихцентрах (бюро медицинской статистики), станциях переливания крови, центрахпланирования семьи и репродукции, домах ребенка, хосписах, больницахсестринского ухода;
• мероприятия по реализации федеральных, региональных и местныхцелевых программ, а также ведомственных целевых программ; отдельные мероприятиянационального проекта «Здоровье», к примеру такие, как строительство, ремонт иоснащение оборудованием медицинских учреждений;
• научные исследования и др.
За счет федерального бюджета на цели здравоохранения в 2010 годубыло выделено 325 059 408,5 тыс. рублей. В табл. 1 приведена структура расходовна здравоохранение, физическую культуру и спорт, свидетельствующая о том, чтонаибольший объем средств направляется на реализацию подраздела«Здравоохранение».
Таблица 1 – Структура расходов федерального бюджета на 2010 г. поразделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт »ККод Наименование расходов
Сумма,
тыс.рублей Удельный вес, % 00900 Здравоохранение, физическая культура и спорт 325 059 408,5 00901 Стационарная медицинская помощь 172 425 440,2 53 00902 Амбулаторная помощь 56 221 907,9 17,3 00904 Скорая медицинская помощь 432 500,0 0,13 00905 Санаторно-оздоровительная помощь 24 969 605,8 7,7 00908 Физическая культура и спорт 13 683 922,5 4,2 00910 Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 34 874 165,3 10,7 /> /> /> /> />
В федеральном бюджете предусмотрены ассигнования на:
· обеспечение деятельности около 3 тыс. федеральных учрежденийздравоохранения с численностью занятых в них 342 тыс. человек;
· реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».
В рамках национального проекта«Здоровье» за счет средств федерального бюджета предусмотрены расходы пацентрализованные закупки оборудования и медикаментов, в том числе длярегиональных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также субсидии исубвенции субъектам РФ на реализацию широкого перечня мероприятий (табл. 3).
Таблица 3 – Финансирование национальногопроекта «Здоровье» в 2010 году за счет средств федерального бюджета Мероприятия
Сумма,
тыс. рублей Удельный вес, % Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2010 году 144 410 858,7 Формирование здорового образа жизни 820 000,0 0,56 Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний 58 381 887,0 40,4 Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи 60 067 871,7 41,6 Совершенствование медицинской помощи матерям и детям 25 041 100,0 17,3
В соответствии с законодательством кчислу расходных обязательств субъектов РФ относятся такие расходы, какстрахование неработающего населения, оказание специализированной медицинскойпомощи. В табл. 2 приведена структура расходов областного бюджета Амурскойобласти на 2010 г. по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт».
Таблица 2 — Структура расходов областного бюджета Амурской области на 2010 годпо разделу 0900 «Здравоохранение, физическаякультура и спорт»Код Наименование расходов Сумма, тыс.рублей 0900 Здравоохранение, физическая культура и спорт 2 409 741,4 0901 Стационарная медицинская помощь 1 578 139,5 0902 Амбулаторная помощь 154 201,0 0904 Скорая медицинская помощь 43 683,7 0905 Санаторно-оздоровительная помощь 36 981,0 0908 Физическая культура и спорт 87 274,2 0910 Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 445 680,7
В целом расходы на здравоохранение испорт по бюджету области составляют 11% от общей суммы расходов, и из года вгод постепенно снижаются, что обусловлено переходом на преимущественностраховые формы финансирования.
В настоящее время одной из главных целейдеятельности лечебно-профилактических учреждений является улучшение охраныздоровья населения, что требует внедрения новых механизмов финансовогообеспечения расходов на оказание медицинских услуг. Эти методы во многомбазируются на опыте экономически развитых стран. За рубежом порядок оплатымедицинских услуг, так же как и в России, зависит от выбранной моделифинансового обеспечения здравоохранения. Условно можно выделить три базовые модели.Первая — преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание,как, например, в Англии, Дании, Ирландии. Вторая — финансирование основногообъема медицинском помощи частными страховыми компаниями, как, например, в США,В большинстве развитых стран, таких как Франция, Германия, Италия и др., финансовоеобеспечение здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер — третьямодель. В этом случае за счет государства оплачиваются целевые программы,капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основноймедицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования. Внастоящее время страховые системы медико-социальной помощи продолжаютразвиваться. Страхование на случаи болезни введено более чем в 25 странах. Наповышение качества медицинских услуг и их объема в России нацелены мероприятиябюджетной реформы, предусматривающие переход к модели бюджетирования, ориентированногона результат. В настоящее время в отдельных субъектах РФ, в частности вЛенинградской области, в рамках эксперимента отрабатывается повоя схемаСнижения финансовых потоков в государственной и муниципальной системездравоохранения. Новый порядок предусматривает консолидацию в Территориальномфонде ОМС не только взносов бюджета за неработающее население, но и бюджетныхсредств, предназначенных на финансирование бюджетной доли территориальной программыгосударственных гарантий. Традиционно расходы но коммунальным платежам, приобретениюоборудования, ремонту помещений государственных и муниципальныхлечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамкахтерриториальных программ ОМС, финансировались за счет бюджета, минуя ТФОМС. Врамках эксперимента все средства на обеспечение деятельности медицинскихучреждений стали поступать в учреждения одноканальным путем, т. с. от ТФОМС.
При таком варианте операторы в лице страховыхкомпаний не являются получателями средств ОМС ни оказание медицинских услуг, аполучают лишь средства на свое содержание в виде платы за ведение дел. В этойсвязи важно подчеркнуть, что Постановлением Правительства Ленинградской областиутверждены стандарты результативности предоставления медицинских услуг иизмеряемые характеристики эффективности деятельности их исполнителей.
Таким образом, охрана здоровья гражданбыла и остается одним из приоритетных направлений деятельности органовгосударственного управления и органов местного самоуправления, а сеэффективность во многом определяется объемом финансовых ресурсов и структуройрасходов отрасли.
2.3 Бюджетно-страховая модельпланирования и финансирования расходов на оказание медицинских услуг
Основным документом, определяющим общийобъем, целевое направление и поквартальное распределение средств на уровне,медицинского учреждения, является смета. Документразрабатывается на календарный год но установленной форме в разрезе кодовбюджетной классификации, отражающих содержание операций секторагосударственного управления. Ранее такие операции назывались экономическимистатьями расходов бюджета.
Планирование расходов бюджетногоучреждения осуществляется на основе производственных сетевых показателей. Такимипоказателями при планировании, например, расходов па содержание больничногоучреждения являются: число коек но их профилям (на начало, конец года,среднегодовое); количество диен функционирования койки в году: длительностьпребывания больного в стационаре: численность медицинского персонала и др. Всепредусматриваемые в смете расходы обосновываются расчетами. К смете прилагаютсяштатное расписание и тарификационным список медицинского персонала в пределахвыделенных по бюджету средств.
Расходы па оказание медицинских услуг вполиклиниках определяются па основе показателей, характеризующихзапланированный объем работы. Такими показателями являются число врачебныхпосещений в год, численность прикрепленного населения и др. Число врачебныхпосещений рассчитывается исходя из мощности амбулаторно-поликлиническогоучреждения, которая характеризуется числом посещений в смену. Число врачебныхдолжностей — исходя из численности прикрепленного для обслуживания поликлиникойнаселения. Приведенные показатели (число коек, посещений, численность персоналаи др.) используются для расчетов расходов на оплату труда медицинского ипрочего персонала, приобретение медикаментов, перевязочных средств и прочихлечебных расходов, расходов на питание больных. Кроме того, при расчете затратучитываются объемные показатели, характеризующие занимаемую учреждениемплощадь, наличие инженерных сооружений и сетей и др.
Наибольший удельный вес в расходах, какправило, занимает оплата труда медицинских и фармацевтических работников. Онапроизводится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемымиобязанностями, которые предусматриваются трудовым договором (контрактом).Медицинские и фармацевтические работники имеют право на компенсационную выплатув процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опаснымиусловиями труда, а также иные льготы, предусмотренные трудовымзаконодательством РФ и правовыми актами субъектов РФ. Планирование расходов наоплату труда начинается с проведения тарификации медицинского персонала всоответствии со штатным расписанием учреждения.
Тарификация медицинского персонала осуществляется по категориям персонала. Вбольшинстве субъектов РФ ставки и должностные оклады работников учрежденииздравоохранения все еще определяются на основе Единой тарифной сетки (ЕТС),которая не всегда учитывает квалификацию и сложность выполняемых ими работ. Вглаве 16 мы отмечали, что в настоящее время в стадии разработки находятся новыеотраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы взамен ЕТС, в томчисле и в здравоохранении. Учреждения здравоохранения в пределах имеющихся средствсамостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплатстимулирующего характера.
На основании тарификационного спискаработников п штатного расписания исчисляется средняя ставка в месяц на одногоработника по категориям персонала, которая затем умножается на среднегодовоечисло должностей и на 12 месяцев. Тем самым определяется основной фонд оплатытруда. Дополнительно рассчитываются расходы, необходимые: на оплату персонала,замещающего работников в период отпуска: за работу в ночное время и впраздничные дни; на оплату дежурств врачей и т. д. Итоговая сумма фондазаработной платы и начислений в размере 26,2% отражается по коду 210 «Оплататруда».
Расходы на приобретение медикаментов иперевязочных средств, питание больных определяютсяв учреждениях стационарного типа путем умножения числа койко-дней на нормурасходов па эти цели в стоимостном выражении на 1 койко-день. Число койко-дней —это произведение среднегодового числа коек на количество дней функционированиякойки в году. Среднегодовое число коек зависит от сроков развертывания новыхкоек или сворачивания коечного фонда. В амбулаторно-поликлинических учрежденияхчисло врачебных посещений умножается на денежную норму расходов на медикаментыза 1 посещение. Число врачебных посещений — это произведение среднегодовогочисла врачебных должностей, числа часов работы врача в год и нормы приемабольных на час работы.
Нормы расходов (натуральные и денежные)на питание и медикаменты до 1990-х гг. устанавливались централизованно. Внастоящее время в каждом субъекте РФ осуществляется примерный расчет стоимостинатуральных норм на питание и расходов па медикаменты по профилям отделении илипо видам заболеваний, а также на врачебное посещение исходя из сложившихся ценпа продукты питания и медикаменты на соответствующей территории,
Расходы на приобретение другихнефинансовых активов — мягкого инвентаря (белья,одежды, обуви и постельных принадлежностей), основных средств, малоценных ибыстроизнашивающихся предметов определяются по потребности с учетомфактического наличия и сроков их использования. Важной статьей расходовявляются затраты, связанные с оплатой коммунальных услуг, к числу которыхотносятся расходы на отопление, освещение и водоснабжение. При планированииучитываются установленные лимиты потребления в натуральных показателях идействующие на территории тарифы по видам коммунальных услуг.
Исчисленные учреждением объемы расходовна реализацию медицинских услуг должны быть сбалансированы с источниками финансирования.Многоканальность финансирования означает разграничение расходов между бюджетоми фондом ОМС, каждый из которых песет ответственность за определенные видымедицинской помощи или расходы.
Финансовое обеспечениелечебно-профилактических учреждении через систему ОМС осуществляется посогласованным тарифам, которые определяются на основе уровня, структуры исостава компенсируемых расходов медицинского учреждения в рамкахтерриториальных программ ОМС. В соответствии с Методическими рекомендациями попорядку формирования и экономического обоснования территориальных программгосударственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатноймедицинской помощью возмещению за счет средств ОМС подлежат только расходы наоплату труда с установленными начислениями, медикаменты и перевязочныесредства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование. Другие затратыгосударственных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскуюпомощь в рамках территориальных программ ОМС, обеспечиваются за счет бюджета:коммунальные платежи, приобретение оборудования, ремонт помещений. Долевоеучастие в финансировании расходов со стороны бюджета и ОМС — одна из важныхособенностей бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения.
В связи с тем что до настоящего временине сформирована единая система оплаты медицинских услуг, на практикеприменяется несколько способов их оплаты. Либо по бюджетной смете расходов,либо в зависимости от: средней стоимости пролеченного больного;клинико-статистической группы или медико-экономического стандарта; числакойко-дней; дифференцированного подушевого норматива; вида отдельной услуги.Таким образом, одной из важнейших задач все еще остается создание единойметодологической базы организации планирования и финансирования расходов наздравоохранение.
Заключение
Здравоохранение представляет собойособую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан паполучение качественной медицинской помощи.
Ключевой задачей органовгосударственного управления и местного самоуправления в области здравоохраненияявляется создание условий для реализации Программы государственных гарантиинаселению в бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов и фондовобязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации.Решение данной задачи предполагает проведение ряда мероприятий посовершенствованию действующей сегодня системы финансирования здравоохранения.
Региональные аспекты финансовогообеспечения здравоохранения являются не менее важными, чем общегосударственные.Особенность услуг здравоохранения — их локальность, определенная замкнутость наконкретные административно-территориальные единицы. Наиболее эффективно ихпредоставление может быть организовано региональными и местными органамивласти, которые находятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населенияподведомственной территории, особенности социально-гигиенической ситуации вней. Поэтому основная ответственность за предоставление на финансированиемероприятий, связанных с медицинским обслуживанием, лежит на региональныхорганах власти и местных органах самоуправления.
Таким образом, охрана здоровья гражданбыла и остается одним из приоритетных направлений деятельности органовгосударственного управления и органов местного самоуправления, а се эффективностьво многом определяется объемом финансовых ресурсов и структурой расходовотрасли.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерацииот 31 июля 1998г. № 145-ФЗ // Министерство финансов Российской Федерации[Офиц.сайт]. 2007. www1.minfin.ru (22.03.2010).
2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровьяграждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 // Министерство здравоохранения и социальногоразвития [Офиц.сайт]. 2008. www.minzdravsoc.ru (21.03.2010).
3. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: ЗаконРос. Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1: // Министерство здравоохранения исоциального развития [Офиц.сайт]. 2008. www.minzdravsoc.ru (21.03.2010).
4. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов: Федер. закон Рос. Федерации от 2 декабря 2009 № 308-ФЗ // Министерствофинансов Российской Федерации [Офиц.сайт]. 2007. www1.minfin.ru
(22.03.2010).
5. Об областном бюджете на 2010 год: Закон Амурской области от от 18декабря 2009 г. N 281-ОЗ // Правительство Амурской области [Офиц.сайт]. 2006.www.amurobl.ru/ (22.03.2010).
6. Программа государственных гарантий оказания гражданам РоссийскойФедерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год: ПостановлениеПравительства Рос. Федерации от 2 октября 2009г. № 811// Министерство экономического развития Российской Федерации [Офиц.сайт].2010. www.economy.gov.ru
(21.03.2010).
Учебная литература
7. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации / И.М.Александров. – М.: Дашков и К, 2006. – 486 с.
8. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации / О.В.Врублевская, М.В. Романовский. – Спб: Питер, 2008. – 564 с.
9. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин,К.С. Максимова. – М.: Дашков и К, 2009. – 565 с.
10. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы / И.Д.Мацкуляк. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 640 с.
11. Парыгина В.П. Бюджетная система России / В.П. Парыгина, К.Браун,Дж.Стиглиц, А.А. Тедеев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 750 с.
12. Поляк Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 550 с.