Дипломная работа
ТЕМА: Разработкамероприятий по улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательныхучреждений на примере дошкольного образовательного учреждения №29 г.Чайковский
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………….......................4
1. Финансированиебюджетных учреждений: источники, проблемы и пути ихрешения.................................................................................................................7
1.1Сущность и функции финансов бюджетных учреждений и характеристика бюджетнойклассификации доходов и расходов……………….…….................7
1.2Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений…….19
1.3Виды источников финансирования бюджетных учреждений…………….20
1.4Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений ипути их решения……………………….......................................22
2.Характеристика дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» какэкономического объекта исследования.................................34
2.1Общая характеристика учреждения, задачи и виды деятельности……….34
2.2Организация оплаты труда…………………………………….....................37
2.3Виды источников финансирования………………………….......................40
2.4Основные экономические показатели……………………….......................43
3.Анализ и проблемы финансирования деятельности дошкольного образовательногоучреждения №29 «Аленушка».............................................50
3.1Анализ выполнения сметы расходов на содержание дошкольного образовательного учреждения№29 «Аленушка» за 2005-2007 гг……………50
3.2Предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения дошкольногообразовательного учреждения №29 «Аленушка»…………...…55
4.Охрана труда и экология в дошкольном образовательном учреждении......81
4.1Требования к системе управления охраной труда………….......................81
4.2Организация службы охраны труда в дошкольном образовательном учреждении №29«Аленушка»...........................................................................82
4.3Обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении №29«Аленушка»...........................................................................89
Заключение…………………………………………………………….................91
Списокиспользованных источников……………………..................................94
Приложение.........................................................................................................97
Введение
Система образования переживает сейчас очень трудныйпериод. Он характеризуется разрушением старых принципов экономическогообеспечения деятельности образовательных учреждений и формированием новоймодели финансирования. Старое разрушено, а новое еще только устанавливается. Неотработаны законодательные акты. Нет еще достаточно четкого разграниченияполномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами властив республиках, краях, областях, а также органами местного самоуправления.Претерпевает изменения бюджетная система Российской Федерации.
От решения политических вопросов непосредственно зависити то, как будет существовать, и развиваться система образования. В настоящеевремя обостряет проблему финансирования то, что бюджет обеспечивает не более60% потребности образовательных учреждений. В основном эти средства идут назаработную плату с начислениями.
Цель дипломной работы — выявить проблему финансированиядеятельности бюджетных учреждений и найти пути совершенствования системыфинансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и функции финансов в бюджетныхучреждениях.
2. Выявить проблемы финансирования дошкольныхучреждений.
3. Проанализировать выполнение сметы расходов и доходовдошкольного учреждения.
4. Рассмотреть пути решения по совершенствованию системыфинансового обеспечения дошкольного учреждения.
Образование — бюджетная сфера, основной источник егосуществования — бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемыхналогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится.Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономическогофункционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств пока явноне достаточно для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательногоучреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию ипринадлежность к благородной профессии педагога, но и заниматься постояннымразвитием и совершенствованием.
Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, которыйможет продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размерыбюджетного финансирования, либо параллельно с этим искать дополнительные путивыживания трудовых коллективов.
Предоставление платных образовательных услуг — это самыйестественный вид деятельности любого образовательного учреждения, так какименно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использоватьсвой профессиональный потенциал.
В соответствии с Законом «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266 образовательное учреждение независимо от его организационно — правовойформы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платныхдополнительных образовательных и иных, предусмотренных Уставом образовательногоучреждения услуг.
Ограничение бюджетного финансирования сформировало уобразовательного учреждения устойчивую тенденцию к расширению границ своейрыночной деятельности. Платные дополнительные услуги — хороший источникпривлечения дополнительных средств. Увеличение внебюджетных источниковобусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждения, посколькузначительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условийтруда.
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) №29«Аленушка»- муниципальное учреждение, то есть финансируется из бюджета.Существующие проблемы финансирования отрасли свойственны и этому учреждению.Выделяемые из бюджета средства обеспечивают 50-60% необходимых учреждениюсредств для нормального функционирования. В самые тяжелые годы реформ с 1992 по2007гг. ДОУ смогло сохранить материально-техническую базу и кадровый потенциал.ДОУ в полном объеме реализует задачи дошкольного образования. В настоящее времявопрос о недостаточности финансирования стоит особенно остро. Чтобы как-то обновлятьматериальную базу и поддерживать нормальный уровень заработной платы,учреждению необходимы дополнительные источники финансирования.
Для достижения указанных целей все более актуальностановится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, средикоторых — привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальнойзащищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынокплатных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственныйзаказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказразличных групп населения.
Для внедрения платных дополнительных услуг в дошкольномобразовательном учреждении будет представлено обоснование, в котором будутопределены основные направления деятельности учреждения, масштабы этойдеятельности. В результате обоснования будет дана оценка экономическойцелесообразности внедрения платных дополнительных услуг.
1. Финансирование бюджетных учреждений: источники,проблемы и пути их решения
1.1 Сущность и функции финансов бюджетных учреждений и характеристикабюджетной классификации доходов и расходов
Финансы – это денежные отношения, возникающие врезультате распределения и перераспределения стоимости валового общественногопродукта и части национального богатства в связи с формирование денежныхдоходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а такжеиспользованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулированиеработающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следуетсчитать, что они выполняют две основных функции: распределительную иконтрольную.
Активно участвуя в распределении и перераспределениинационального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникшихпри первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечногоиспользования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должныобеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, преждевсего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, иобъемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.
Перераспределение национального дохода в РоссийскойФедерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства,развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт,энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченныхслоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
Таким образом, перераспределение национального доходапроисходит между производственной и непроизводственной сферами народногохозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны,формами собственности и социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределениянационального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитиипроизводительных сил, создания рыночных структур экономики, укреплениегосударства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Приэтом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованностиработников и коллективов предприятий и организаций в улучшениифинансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов принаименьших затратах.
Будучи инструментом формирования и использованияденежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительногопроцесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП посоответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовыйконтроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частногопроизводства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качестваработы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную инепроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования,рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовыхресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь,пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функциифинансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределенииденежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают враспоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они имииспользуются и т.д.
Особое место финансов бюджетных организаций в финансовойсистеме определяется тем положением, которое занимают бюджетные организации вобеспечении функций государства.
Бюджетное учреждение — организация, созданная органамигосударственной власти Российской Федерации, органами государственной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления дляосуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иныхфункций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда наоснове сметы доходов и расходов.
Бюджетные организации могут классифицироваться по рядупризнаков. В зависимости от выполняемых ими функций, т.е. по ряду деятельностимогут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходовбюджета. По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующиефункции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделамбюджетной классификации.
1. Государственное управление и местное самоуправление,к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу,Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами,Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и т.п..
2. Судебная власть, в том числе Конституционный суд,Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд.
3. Международная деятельность, посольства ипредставительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетныеорганизации могут быть разделены на следующие группы.
1. Финансируемые за счет средств федерального бюджета.
2. Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ.
3. Финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам финансирования средств бюджетныеорганизации могут быть разделены на две группы.
1.Бюджетные организации, оказывающие платные услугифизическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источникисредств.
2.Бюджетные организации, не оказывающие платные услугифизическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственныеисточники средств.
Следует выделить следующие особенности финансовбюджетных организаций.
1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого ифинансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Недополучениесредств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций.Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровняпоступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций.
Благодаря указанной особенности финансы бюджетныхорганизаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными(централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.
2. Бюджетные организации могут предоставлять ипредоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовыхресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести ихк хозяйствующим субъектам.
Две указанные особенности позволяют определить местофинансов бюджетных организаций как промежуточное: между общественными финансамии финансами предприятий и организаций.
Указанное специфическое местоположение подтверждается иследующей особенностью финансов бюджетных организаций. Это отсутствиесамостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации восновном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контрольсо стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенныхбюджетных ассигнованований в отличие от коммерческих структур, для финансовкоторых характерен принцип самостоятельности.
К основным принципам организации финансов бюджетныхучреждений относятся следующие.
1. Целевое использование выделенных и самостоятельнозаработанных средств.
2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования исамостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельныхсчетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, покаждой из групп составляется самостоятельная отчетность.
3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст.239 БК РФ иммунитетбюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания набюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:
а) возмещение недофинансирования, если взыскиваемыесредства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
б) возмещения убытков, причиненных физическому лицу илиюридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов илиих должностных лиц.
Контроль со стороны государственных органов и органовместного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства всоответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Бюджетная классификация доходов и расходов РоссийскойФедерации является группировкой доходов, расходов и источников финансированиядефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видовгосударственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных)активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих сопоставимостьпоказателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерацииявляется группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системыРоссийской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации,определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерациивключает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы,статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономическойклассификации доходов.
Экономическая классификация доходов являетсягруппировкой операций сектора государственного управления по их экономическомусодержанию.
Администраторами поступлений в бюджеты всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти,органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетныхфондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданныеорганами государственной власти и органами местного самоуправления,осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятиерешений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет,пеней и штрафов по ним.
Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации в распоряжение органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления(ст. 6 БК).
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным иналоговым законодательством РФ (ст. 39 БК). Основными доходами государственногобюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой,стали налоги.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным иналоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов,а также за счет безвозмездных перечислений (ст. 39 БК).
В настоящее время существует следующая классификациядоходов бюджетов Российской Федерации.
1. Налоговые доходы:
а) налоговые доходы федерального бюджета: федеральныеналоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательствомРоссийской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетногорегулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличениянормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовыйгод. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только вслучае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственнаяпошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время основные федеральные налоги: НДС,акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, единыйсоциальный налог;
б) налоговые доходы региональных бюджетов:
— налог на доходы физических лиц;
— налог на имущество предприятий;
— транспортный налог;
в) налоговые доходы местного бюджета:
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц.
2. Неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности или от деятельности (дивиденды поакциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду имущества,находящегося в государственной и муниципальной собственности: арендная плата запользование лесным фондом, арендная плата за земли сельскохозяйственногоназначения, арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения, прочиедоходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности; проценты, полученные от размещения в банках икредитных организациях временно свободных средств бюджета; проценты, полученныеот предоставления бюджетных ссуд внутри страны; проценты по государственнымкредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствам иностранныхгосударств; возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных сизъятием сельскохозяйственных угодий; доходы от оказания услуг или компенсациизатрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РоссийскойФедерации; платежи от государственных и муниципальных организаций; прочиепоступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности, или от деятельности);
б) доходы от продажи имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности (поступления от приватизацииорганизаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходыот продажи квартир; доходы от продажи принадлежащих государствупроизводственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иногооборудования; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества,имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность впорядке наследования или дарения, и кладов);
в) доходы от реализации государственных запасов;
г) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
д) поступления капитальных трансфертов негосударственных(от резидентов и от нерезидентов);
е) административные платежи и сборы (таможенные сборы,прочие неналоговые таможенные платежи, сборы, взимаемые Государственнойавтомобильной инспекцией (кроме штрафов), прочие платежи, взимаемыегосударственными организациями за выполнение определенных функций);
ж) штрафные санкции, возмещение ущерба (поступление суммза выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов итехнических условий; санкции за нарушение порядка применения цен; административныештрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостачематериальных ценностей);
з) доходы от внешнеэкономической деятельности(поступление средств от централизованного экспорта; прочие поступления отвнешнеэкономической деятельности);
и) безвозмездные перечисления (от нерезидентов, отбюджетов других уровней (дотации; субвенции; средства, получаемые по взаимнымрасчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти; трансферты;прочие безвозмездные поступления) от государственных внебюджетных фондов, отгосударственных организаций, от наднациональных организаций);
к) прочие неналоговые доходы.
Функциональная классификация расходов бюджетовРоссийской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средствна выполнение основных функций государства и решение вопросов местногозначения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов,принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов,принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществленияотдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.
Первым уровнем функциональной классификации расходовбюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходованиебюджетных средств на выполнение функций государства.
Вторым уровнем функциональной классификации расходовбюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направлениебюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов федеральногобюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетовРоссийской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета поконкретным направлениям деятельности главных распорядителей средствфедерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификациирасходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация видов расходов бюджета образует четвертыйуровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации идетализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Экономическая классификация расходов бюджетов РоссийскойФедерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации по их экономическому содержанию.
Ведомственная классификация расходов федеральногобюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетныхсредств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Ведомственная структура расходов федерального бюджета,устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средствфедерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходовфункциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации,утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектовРоссийской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектовРоссийской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главнымраспорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации, разделам,подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификациирасходов бюджетов Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетовявляется группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределениебюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов,разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональнойклассификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Ведомственная структура расходов бюджетов субъектовРоссийской Федерации и местных бюджетов, устанавливающая расходысоответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам,подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификациирасходов бюджетов Российской Федерации, утверждается законами (решениями) осоответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетная классификация Российской Федерации в частиклассификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональнойклассификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономическойклассификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источниковфинансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является единой длябюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждаетсяфедеральным законом.
Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанныенепосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификацииРоссийской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Законодательные (представительные) органы субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления могут производитьдальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации вчасти целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения иединства бюджетной классификации Российской Федерации.