Федеральное агентство по образованию
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)Кафедра ПраваКУРСОВАЯ РАБОТАПо дисциплине ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
На тему ПРАВОВЫЕОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
г.Усть-Илимск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.ФОРМЫ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ
3.1Камеральные налоговые проверки
3.2Выездные налоговые проверки
4.НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый контрольявляется самостоятельным правовым институтом налогового права – подотраслифинансового права. В состав налогового контроля входят не только нормы,регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведенияконтрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в областиналогового контроля за крупными расходами физических лиц.
В настоящеевремя правовой инструментарий налогового контроля развивается, развиваютсятакже и разнообразные формы и методы осуществления контрольных мероприятий,появляются специальные контрольные налоговые режимы в рамках налоговогоконтроля (такие, например, как режим налогового склада – ст. 197 НК РФ), атакже детализируется правовое регулирование налогового контроля. В связи с этимпредставление о налоговом контроле исключительно как о совокупностизаконодательно установленных приёмов и способов контроля хоть и соответствуетсущности налогового контроля, но не охватывает всю сложность и полноту этоговопроса.
Налоговыйконтроль можно определить как составную часть формируемого государствоморганизационно-правового механизма управления, представляющую собой особый виддеятельности специально уполномоченных государственных органов, в результатекоторой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнениеобязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление основанийдля осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а такжеустановление оснований для применения мер ответственности за совершениеналоговых правонарушений.
Цель данной работы –наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведенияналогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрытьпонятие и значение налогового контроля;
2) раскрытьформы и виды налогового контроля;
3) раскрытьпонятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговыхпроверок, как камеральные и выездные;
4) рассмотретьналоговый контроль за расходами физического лица.
В ходе написания работымною была проанализирована и систематизирована учебно–методическая литература,а также Налоговый Кодекс РФ. За основу работы я взяла учебник по налоговомуправу А. В, Демина и учебник под редакцией Ю. А. Крохиной, т. к. именно этиавторы наиболее обширно раскрыли тему налогового контроля. Также теоретическуюоснову исследования составили работы таких ученых, как Пепеляев С. Г., ЕналееваИ. Д., Сальникова Л. В., Тедеев А. А., Парыгина В. А. и других ученых, которыезатрагивают в своих работах различные аспекты налогового контроля.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Налоговый контрольявляется составной частью финансового и одним из видов государственногоконтроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечениюгосударственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, чтогосударственный контроль включает контроль за исполнением федерального бюджетаи бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения,использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего ивнешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых иналоговых льгот и преимуществ.
Контроль необходиморассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. каксамостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность,определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служитформой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового правапризван в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государстваи муниципальных образований. [6, C.300].
Особое внимание кналоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налогивыступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношенияизначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформироватьцентрализованные денежные фонды противостоит естественное стремлениеналогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей.Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных ичастных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложениягосударство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институтналогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действиечасти первой Налогового Кодекса РФ его нормативный механизм практическиотсутствовал в законодательстве. Отдельные вопросы проведения налоговыхпроверок и оформление их результатов регулировались инструкциями иинформационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленнымспорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. [5, C.265].
В целях объективнойоценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать вдвух аспектах: узком и широком.
В широком смысленалоговый представляет собой контроль государства за соблюдением налоговогозаконодательства участниками налоговых правоотношений на всех стадияхналогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращенияналоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительныхорганов по рассмотрению законопроектов о налогах и сборах, подготовленныеорганами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговомуконтролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль засоблюдением должностными лицами государственных органов налоговогозаконодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФза использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов – занадлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременномуи полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдениемналогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органыпрокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.
Налоговый контроль вузком смысле – это властные действия компетентных субъектов по проверкезаконности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками иналоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль»употребляется в Налоговом кодексе РФ.
В литературевстречаются и другие позиции по вопросу понимания налогового контроля в широкоми узком смысле. Так, О. А. Ногина определяет налоговый контроль в широкомсмысле как все сферы деятельности уполномоченных органов государства, включаяосуществление налогового учета, налоговых проверок и др., а также все сферыдеятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов;под налоговым контролем в узком смысле указанный автор понимает толькопроведение налоговых проверок уполномоченными органами. На мой взгляд, ошибочновключать деятельность частных субъектов в понятие налогового контроля, дажеесли речь идет о т. н. «внутрихозяйственной контрольной деятельности», то естьо «налоговом самоконтроле», осуществляемым самим налогоплательщиком черезспециализированные структурные подразделения. [5, C.266].
Налоговый контроль (каки контроль, вообще) представляет собой специальный способ обеспечениязаконности в налоговом праве и осуществляется на всех стадияхфинансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговыйконтроль является разновидностью государственного, он имеет все сущностныечерты последнего. В то же время ему присущи некоторые специфические черты,заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроляи подконтрольных лиц, целей и задач, а также форм и методов. Спецификаналогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.
Объектами налоговогоконтроля является движение денежных средств в процессе аккумулированияпубличных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсыналогоплательщиков. [6, C.301].
Предметом налоговогоконтроля выступают денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы,сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов идругих обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Перечень документов, такили иначе связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятсяразличного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовыеи трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколыобщих собраний, накладные, банковские выписки и т. д.
Согласно ст. 82 НК РФналоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределахсвоей компетенции посредством проведения налоговых проверок, полученияобъяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности,осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), атакже в других формах, предусмотренных НК РФ. [5, С. 267-268].
Субъектами налоговогоконтроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы.Отдельные контрольные полномочия относительно сферы налогообложения имеютСчетная палата РФ и министерство финансов РФ. [6, С. 302].
Субъекты налоговогоконтроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые,складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки,инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводитьоперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам,проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требоватьустранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности,осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Имзапрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельностьналогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование ираспространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ,действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранностиинформации, составляющей профессиональную тайну иных лиц – адвокатскую тайну,аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налоговогоконтроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомернымидействиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налоговогоконтроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду(неполученный доход).[5, С. 269-270].
Подконтрольнымисубъектами выступают организации и физические лица, на которых возложенаобязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системеправоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъектыстановятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимостьконтроля за выполнением установленных правил поведения.
Цель налоговогоконтроля может быть определена как обеспечение законности и эффективностиналогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальныхналоговых режимов.
Налоговый контроль зазаконностью распространяется и на совершение действий (операций), установленныхне только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования опредоставлении налоговым органам информации, необходимой для контроля заправильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
Основная цельналогового контроля реализуется путем решения определенных задач, зависящих отпроводимой государством финансовой политики, а именно:
1) обеспеченияэкономической безопасности государства при формировании публичныхцентрализованных и децентрализованных денежных фондов;
2) обеспечениянадлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным ихиспользованием;
3) улучшениявзаимодействия и координации деятельности контрольных органов в РоссийскойФедерации;
4) проверкивыполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальнымиобразованиями со стороны организаций и физических лиц;
5) проверкицелевого использования налоговых льгот;
6) пресеченияи профилактики правонарушений в налоговой сфере; [6, C.302].
В сферу налоговогоконтроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правилэкономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют нафискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовомурегулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли накоммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.).Налоговый контроль над частным сектором экономики затрагивает только сферувыполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иныхобязательных платежей), соблюдение законности и целевого использованияналоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведениябухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченныхорганов государства относительно представления какой-либо финансовойдокументации.
Эффективностьналогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского иналогового учета. [6, C.303].
К принципам налоговогоконтроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единствоналогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность);объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защитыправ и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимостьпричинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налоговогоконтроля и др. Важное значение при определении принципов налогового контроляиграет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая IXКонгрессом Международной организации высших органов финансового контроля(ИНТОСАИ) в 1997 году. [5, С. 269].
Таким образом, принаписании первого раздела я выяснила, что налоговый контроль – представляетсобой деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исвоевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов исборов, осуществляемую в пределах своей компетенции. Налоговый контроль служит формойреализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван впервую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государства имуниципальных образований.
Также я раскрылапредмет, объекты, субъекты и цель, и принципы налогового контроля. Объектаминалогового контроля являются движение денежных средств в процессеаккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые ииные ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля выступаютвалютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации,использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д. Субъектаминалогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел итаможенные органы. Цель налогового контроля может быть определена какобеспечение законности и эффективности налогообложения. Главными принципаминалогового контроля выступают: презумпция невиновности; соблюдение налоговойтайны; взаимодействие налоговых, таможенных органов, органов государственныхвнебюджетных фондов и органов внутренних дел.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫНАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
налоговыйконтроль льгота
Налоговый контрольреализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговыхорганов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретныеприемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольныхфункций.
Форма налоговогоконтроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.Под формой можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля взависимости от времени проведения контрольных мероприятий. [6, C.303].
Основными формаминалогового контроля являются:
1) налоговыепроверки;
2) получениеобъяснений фискально- обязанных лиц;
3) проверкиданных учета и отчетности;
4) осмотрпомещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
5) контрольза расходами физических лиц и др.
В процессеосуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:
1) проверкаисполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке наналоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
2) проверкаисполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию уналогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетныйфонд) налогов и сборов;
3) проверкасоблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка,предусмотренного налоговым законодательством;
4) проверкасоблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
5) проверкаправильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением;
6) предупреждениеи пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
7) выявлениенарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности; [10,C. 194-195].
Контроль задеятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах,предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.
Формы налоговогоконтроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующимисубъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечногорезультата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применениеприемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законныхинтересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальномуфункционированию их финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие у налоговогоконтроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходык их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок,оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применениеопределенной формы зависит и от других факторов: правового положения иособенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; основанийвозникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведениябухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходовподконтрольного субъекта и т. д.
Налоговый контрольклассифицируется по различным основаниям на несколько групп.
По времени проведенияналоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительныйналоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налогалибо до предоставления налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроковуплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налоговогокредита является проведение предварительной проверки финансового состоянияналогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Важное значение предварительныйконтроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствийналоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовыхнорм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительнаяреализация контрольными органами своих функций играет важную роль впредупреждении правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.[6, C. 304].
Внешне результатыпредварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертныхзаключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговыхкредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.
Текущий налоговыйконтроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью этоговида контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных илифинансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков.Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Он основываетсяна бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях,порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, иподконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовойдеятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, такимобразом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальнойказны.
Последующий налоговыйконтроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизиибухгалтерской и финансовой документации.
Главной цельюпоследующего налогового контроля является оценка своевременности и полнотыисполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основнымкритерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полнотуохвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственнойдеятельности подконтрольного субъекта.
В ходе осуществленияналогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяетсясостояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и вконечном итоге закладывается база для дальнейшего совершенствованиягосударственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговыйконтроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельностифискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степеньэффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.[6, C.305].
Налоговый контрольодновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческойдеятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектоввыделяют контроль: а) налоговых органов; б) таможенных органов; в) органовгосударственных внебюджетных фондов.
В зависимости от местапроведения выделяют налоговый контроль: а) выездной (фактический) – в местерасположения налогоплательщика; б) камеральный (документальный)– по местунахождения налогового органа. [6 C.306].
В зависимости от того,является ли налоговый контроль документальным (камеральным) или Фактическим(выездным), методы его могут существенно различаться. В частности, применительнок документальному налоговому контролю выделяются следующие основные методыосуществления налогового контроля:
1) формальная,логическая и арифметическая проверка документов;
2) юридическаяоценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
3) встречнаяпроверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение ваналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетныхзаписях;
4) экономическийанализ. [9, С.14-15].
Таким образом, принаписании второго раздела я рассмотрела формы и виды налогового контроля. Основнымиформами налогового контроля являются: налоговые проверки; получение объясненийфискально-обязанных лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений итерриторий, используемых для извлечения дохода (прибыли); контроль за расходамифизических лиц и др. Также я выяснила, что существует несколько классификацийвидов налогового контроля:
1. Повремени проведения:
1.1. Предварительный;
1.2. Текущий;
1.3. Последующий;
2. Взависимости от субъектов:
2.1. налоговыхорганов;
2.2. таможенныхорганов;
2.3. органовгосударственных внебюджетных фондов;
3. Взависимости от места проведения:
3.1. выездной;
3.2. камеральный;
3. НАЛОГОВЫЕПРОВЕРКИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Налоговая проверкаявляется основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можноопределить как совокупность контрольных действий налогового органа подокументальной и фактической проверке законности исчисления, удержания иперечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от ихорганизационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности,ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговыхпроверок являются основанием для применения мер обеспечения, взысканиянедоимок, пеней, налоговых санкций. [5, С. 275].
НК РФ устанавливает,что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных годадеятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведенияпроверки. Таким образом, устанавливаются давностные ограничения при определениипериода деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговойпроверкой. При этом не запрещается проводить проверки налоговых периодовтекущего календарного года. Суды связывают отсчет трехлетнего срока с годомначала проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении илиже с годом окончания проверки. При этом началом проведения проверки являетсямомент вручения налогоплательщику решения на проведение выездной налоговойпроверки.
Рассмотрим такойпример: решение о проведении проверки принято налоговой инспекцией в 2008 году,а фактически проверка началась в 2009 году – проверке могут быть подвергнуты2006, 2007 и 2008 годы деятельности налогоплательщика, независимо от того, чторешение о проведении проверки было принято в 2008 году. Трехлетний срок дляпроведения налоговых проверок выбран не случайно; он корреспондируеттрехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности. С трехлетнимсроком налоговой проверки связана и установленная ст. 23 НК РФ обязанностьналогоплательщиков обеспечивать сохранность данных налогового и бухгалтерскогоучета в течение последних четырех лет деятельности (текущий год плюс трипредыдущие календарные года).
По месту проведенияналоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральнаяпроверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время каквыездная – по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории.Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольныемероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выезднуюналоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверкинедопустимо. [5, С. 276].
Особо следует сказать осуществовании встречных и контрольных налоговых проверок. При первойконтрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций,имеющих договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целяхконтроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящимидолжностными лицами. Так, повторная выездная налоговая проверка в порядкеконтроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговыморганом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдениемтребований настоящей статьи. [8, С. 181].
В ходе встречныхпроверок сличается налоговая и документация проверяемого налогоплательщика иего контрагентов. В рамках встречной проверки налоговый орган вправе истребоватьу контрагентов налогоплательщика только те документы, которые относятсянепосредственно к налогоплательщику, но не к финансово-хозяйственнойдеятельности самого контрагента. К сожалению, налоговое законодательство неустанавливает форму документа, оформляемого по результатам встречных проверок.Должностное лицо налогового органа вправе оформить результаты проведеннойвстречной проверки в произвольной форме, в противном случае проведениевстречной проверки было бы беспредметным. [5, С. 277].
Не следует считатьвстречную проверку самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку ееназначение возможно исключительно в рамках осуществления камеральной иливыездной налоговой проверки; таким образом, встречную проверку можнорассматривать как один из методов проведения камеральной или выездной налоговойпроверки. Точнее сказать, встречная проверка является составной частью выезднойили камеральной проверки. Именно поэтому сведения, полученные в результатевстречной проверки, включаются в акты соответствующих камеральных и выездныхпроверок. [6, С.307].
Выездные налоговыепроверки могут быть первичными и повторными. По общему правилу проведениеповторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченнымза уже проверенный налоговый период, запрещается. Однако НК РФ называет дваисключения из этого правила. Во-первых, когда повторная проверка проводится всвязи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.Во-вторых, когда повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом впорядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверкупервоначально.
Постановление опроведении повторной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностьюнижестоящего органа должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки наобстоятельства, явившиеся основаниями для повторной проверки. Отсутствие такихуказаний в решении должно повлечь признание его незаконным. При назначенииповторной проверки руководитель вышестоящего налогового органа вправе включатьв число проверяющих и должностных лиц подведомственных ему ( то естьнижестоящих) налоговых органов. Главное, чтобы в числе таких лиц не оказалисьработники налоговой инспекции, участвовавшие в первоначальной налоговойпроверке.
Налоговая проверка,проводимая налоговым органом, призвана не подменять собой проверку, проведеннуюнижестоящим налоговым органом, а обеспечить за ним надлежащий контроль. Судынеоднократно указывали на недопустимость ставить целью повторной проверки неконтроль за нижестоящим налоговым органом, а порядок исчисления и уплатыналогов налогоплательщиком, то есть его финансово-хозяйственную деятельность.
Выездная налоговаяпроверка может проводится по одному или нескольким налогам. Если проверкаохватывает исчисление и уплату налогоплательщиком всех налогов и сборов, онаименуется комплексной. Если речь идет о проверке правильности исчисления иуплаты какого-то одного налога, такую проверку называют тематической.
В литературе выделяютсплошные и выборочные налоговые проверки. В ходе сплошной проверки налоговыморганом исследуется вся документация налогоплательщика за все налоговыепериоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализотдельных налоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика.
В зависимости от методапроведения налоговые проверки могут документальными и фактическими. В первомслучае непосредственным предметом проверки и источником получения сведенийвыступает бухгалтерская и налоговая документация, во втором – имуществоналогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемое путемобследования, инвентаризации, экспертизы. На практике фактический налоговыйконтроль, как правило, является вспомогательным (дополняющим) по отношению кдокументальному контролю.
Традиционно налоговыепроверки классифицируют на плановые и внеплановые. Как правило, налоговыеорганы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок.Внеплановые проверки могут проводится в случаях ликвидации или реорганизацииорганизации, в ходе расследования возбужденных уголовных дел, в процессебанкротства предприятий, по заданию вышестоящих органов и по другим основаниям.[5,С. 278-279].
3.1 Камеральные налоговые проверки
Камеральная налоговаяпроверка проводится по месту нахождения налогового органа на основепредставленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащихоснованием для исчисления и уплаты налога, а также других документов одеятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральнаяпроверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа всоответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решенияруководителя налогового органа.
НК РФ ограничиваетпроведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продление которого не допускается.Исчисление срока начинается со дня представления налоговой декларации идокументов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Проведениекамеральной налоговой проверки за пределами трехмесячного срока само по себе неслужит основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты недоимки ипеней, то есть этот срок не является пресекательным.
Главным объектомкамеральной проверки выступает налоговая декларация – письменное заявлениеналогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источникахдоходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные,связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется вустановленные сроки каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.При этом налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию внезависимости от начисления налога по такой декларации, то есть обязанность попредоставлению налоговой декларации прямо не связана с наличием объектаналогообложения. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретногоналогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его отобязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду,если иное не установлено налоговым законодательством.
Характерен следующийпрецедент: суд указал, что нормами НК РФ не предусмотрено освобождениеналогоплательщика от обязанности представлять в налоговый орган декларации поналогам, если налогоплательщик фактически не ведет хозяйственной деятельности ив связи с этим отсутствует база для исчисления налогов. Если налоговаядекларация своевременно не представлена, налоговый орган, в соответствии со ст.76 НК РФ, вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика.
Налоговая декларацияпредставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бумажномносителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций предоставляютсяналоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представленаналогоплательщиком лично или через его представителя, направлена в видепочтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде потелекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган невправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбеналогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии идату ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналамсвязи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке вэлектронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем еепредставления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения,при передаче по телекоммуникационным каналам связи – дата ее отправки. [5, С.280].
Налоговые органы невправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларациюсведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. Если проверкой выявленыошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимисяв представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику стребованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При самостоятельномобнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неточностей, а такжеошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате,налогоплательщик обязан внести в декларацию необходимые дополнения и изменения.Статья 81 НК РФ устанавливает специальные правила внесения таких изменений идополнений с целью стимулирования налогоплательщика действовать добросовестно:
1) еслизаявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится доистечения срока ее подачи, налоговая декларация считается поданной в деньподачи заявления;
2) еслитакое заявление делается после истечения срока подачи налоговой декларации, нодо истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается отответственности, если указанное заявление было сделано до момента, до момента,когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом соответствующихнарушений, либо о назначении выездной налоговой проверки;
3) еслизаявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается послеистечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, тоналогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявлениесделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговыморганом соответствующих нарушений, либо о назначении выездной налоговойпроверки – при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатилнедостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Камеральная проверкаскладывается, прежде всего, из анализа полноты и своевременности представленияналоговой отчетности, контроля за правильностью исчисления того или иногоналога, проверки обоснованности применения налоговых льгот. Налоговый органвправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получитьобъяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления исвоевременность уплаты налогов. Большое значение имеют налоговые декларации ибухгалтерская отчетность, представленные налогоплательщиком за предыдущиеналоговые периоды, а также информация, полученная от иных государственныхорганов. Для проверки отчетных данных активно используются разнообразныевозможности и достижения компьютерной техники. [5, С. 282]
На суммы доплат поналогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый органнаправляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Такимобразом налогоплательщик информируется о результатах камеральной проверки.Процедура проведения камеральных налоговых проверок прописана в законодательственедостаточно четко. В частности, НК РФ не устанавливает, каким документомдолжны оформляться результаты камеральной проверки – составление актакамеральной поверки законом не предусмотрено. Это вызывает многочисленныепроблемы, в частности, по вопросу об исчислении сроков давности. В настоящеевремя результаты камеральных поверок оформляются докладными (служебными)записками, составленными налоговыми инспекторами, проводившими поверку, на имяруководителя налогового органа. Поскольку докладная (служебная) записка – актодносторонний, ознакомление налогоплательщика с ее содержанием непредполагается. Таким образом, налогоплательщик узнает о результатахкамеральной проверки только после решения руководителя налогового органа опривлечении к ответственности. [8, С. 181-182].
Законодателю иналоговым органам здесь следует использовать порядок, аналогичный тому, которыйустановлен НК РФ в отношении выездной налоговой проверки. Прежде всего, речьидет о составлении акта камеральной проверки, обязательном ознакомлении с нимналогоплательщика, наделении последнего правом представить свои письменныевозражения. Учитывая большой объем работы налоговых органов, возможно,использовать такой порядок, по крайней мере, в тех случаях, когда в ходекамеральной проверки обнаружены факты налоговых правонарушений и речь идет опривлечении налогоплательщика к ответственности. [5, С. 282].
Эта позиция находитподдержку и в судебной практике. Как указывают суды, в соответствии с принципомвсеобщности и равенства налогообложения при осуществлении камеральной проверкии иных форм налогового контроля налоговым органам необходимо соблюдатьпроцедуры производства по делу о налоговом правонарушении, аналогичныеустановленным НК РФ для выездных налоговых проверок. НК РФ не предусматриваетупрощенную процедуру привлечения к налоговой ответственности. Налогоплательщику,во всяком случае, должно гарантироваться право на представление своих интересовв налоговых правоотношениях и дачу пояснений по вопросам исчисления и уплатыналогов. Поэтому при выявлении факта налогового правонарушения в ходекамеральной налоговой проверки налоговый орган обязан поставитьналогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу оналоговом правонарушении, и предложить представить свои объяснения ивозражения.
Отдельные авторысчитают, что привлечение к налоговой ответственности по результатам камеральнойналоговой проверки недопустимо, поскольку прямо не предусмотрено нормами НК РФ;обнаружение в ходе камеральной проверки фактов налоговых правонарушенийявляется лишь основанием для назначения и поведения выездной налоговойпроверки, по результатам которой и возможно привлечение к налоговойответственности. С таким мнением нельзя согласиться. Нормы НК РФ определяютпорядок производства по делу о налоговом правонарушении вне зависимости оттого, было ли оно выявлено в результате камеральной или выездной налоговойпроверки. Целый ряд правонарушений – непредставление налоговой декларации,нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке –выявляются именно в ходе камеральных налоговых проверок. Откладыватьвозбуждение налогового производства по правонарушениям, выявленным в ходекамеральных проверок, вплоть до проведения выездной проверки крайненецелесообразно. Разумеется, существует проблема правовой неопределенности врегулировании отдельных аспектов организации и проведении камеральных налоговыхпроверок, которые должны быть решены законодателем в первоочередном порядке.
3.2 Выездные налоговые проверки
Выездные налоговыепроверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля. Большоезначение здесь придается соблюдению установленных законом ограничений,призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможного произволасо стороны государства. В качестве гарантий для проверяемого лица установленыдвухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний давностныйсрок для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, запрет напроведение повторных проверок, право на обжалование, обязанность налоговыхорганов соблюдать налоговую тайну и возместить налогоплательщику ущерб,причиненный незаконными действиями. Как указал КС РФ, основное содержаниевыездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления исвоевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налоговпо месту нахождения налогоплательщика на основе изучения, как документальныхисточников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Выездная налоговаяпроверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя)налогового органа. В таком решении указываются наименование налогового органа,номер решения и дата его вынесения; наименование налогоплательщика, егоидентификационный номер; период финансово-хозяйственной деятельности, закоторый проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым онапроводится); Ф. И. О. и классные чины (специальные звания) лиц, входящих всостав проверяющей группы; подпись должностного лица, вынесшего решение суказанием его Ф. И. О., должности и классного чина. Несоблюдение требованийналогового законодательства к порядку назначения и принятия решения опроведении выездной налоговой проверки, несоблюдение прав и законных интересовналогоплательщика при принятии решения о проведении выездной налоговой проверкиявляются основанием для признания таких решений недействительными. Серьезныминарушениями суды признают отсутствие в решении о назначении выездной налоговойпроверки сведений о периоде финансово-хозяйственной деятельности, за которыйпроводится проверка, вопросах проверки, видах налогов, по которым проводитсяпроверка, составе должностных лиц, входящих в проверяющую группу. Следуетотметить, что в дальнейшем проверяющие должны действовать строго в пределах,очерченных решением о проведении выездной налоговой проверки. Любой выход заэти пределы является незаконным. [5, С. 284].
Должностным лицам,непосредственно проводящим выездную налоговую проверку, обеспечиваетсябеспрепятственный доступ на территорию и в помещение налогоплательщика. Приэтом проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение опроведении выездной налоговой проверки, а в необходимых случаях и документ,подтверждающий их полномочия на проверку объектов с особым режимом доступа. Приотсутствии любого из указанных документов налогоплательщик вправе не допускатьпроверяющих на свою территорию (в помещения). Незаконное воспрепятствованиедоступу должностных лиц для проведения налоговой проверки на территории или впомещении (кроме жилых помещений) влечет для налогоплательщика серьезныенегативные последствия. В этом случае руководитель проверяющей группы долженсоставить акт, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельноопределить суммы налогов, подлежащих уплате, основываясь на оценке имеющихсяданных о налогоплательщике или по аналогии с другими налогоплательщиками.
Проведение повторныхвыездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате илиуплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, запрещается.Исключение составляют случаи, когда проверка проводится: в связи среорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика; вышестоящимналоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа,проводившего проверку. [5, С. 285].
Согласно ст. 89 НК РФвыездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Висключительных случаях вышестоящий орган может увеличить продолжительностьвыездной налоговой проверки до трех месяцев. Какие обстоятельства относятся к«исключительным»? в судебной практике такими обстоятельствами признаются:воспрепятствование доступу проверяющих на территорию налогоплательщика;невыполнение в установленный срок требования налогового органа о предоставлениидокументов для проверки; большой объем бухгалтерской документации; проведениевстречных проверок и (или) направление запросов в организации и учреждения,располагающие информацией о налогоплательщике; форс-мажорные обстоятельства(затопление, наводнение, пожар) на территории налогоплательщика и др.
В двухмесячный срокпроведения налоговой проверки не засчитываются периоды между вручениемналогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст.93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.Таким образом, если налогоплательщик своевременно не выдает проверяющимзапрашиваемые документы, проверка продлевается на весь срок задержки. [8, С.182].
При проведении выездныхпроверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверкиувеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала(представительства). Налоговые органы вправе проверять филиалы ипредставительства независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.При этом проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплекснойвыездной проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверкиголовной организации. Также не допускается проведение проверочных мероприятий вотношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной проверкиголовной организации-налогоплательщика. Решение о проведении выездной налоговойпроверки филиала (представительства) вправе принимать руководитель налоговогооргана по месту нахождения такого обособленного подразделения, а неруководитель налогового органа по месту государственной регистрации головнойорганизации-налогоплательщика. [5,С. 286].
Срок проведениявыездной налоговой проверки включает в себя время фактического нахожденияпроверяющих на территории налогоплательщика. Проблема в том, что никакимидокументами «фактическое нахождение» или «фактическое отсутствие» проверяющихна территории налогоплательщика не фиксируется. Возможность приостановлениявыездной налоговой проверки действующим законодательством прямо непредусматривается и поэтому не может применяться налоговыми органами. Однакопри указанном выше порядке определения срока выездной налоговой проверки это ине требуется: налоговикам достаточно периодически появляться на территорииналогоплательщика, и после изъятия документов или проведения иных контрольныхмероприятий удалятся на неопределенное время – главное, чтобы время ихприсутствия на территории налогоплательщика не превышало двух месяцев. Такимобразом, общее время с начала и до окончания проверки может длиться сколь угоднодолго. Более определенным и справедливым было бы отсчитывать срок выезднойпроверки непрерывно с момента ее начала, независимо от того, сколько временипроверяющие проводят непосредственно на территории налогоплательщика. В любомслучае двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки не являетсяпресекательным и поэтому его нарушение не влечет за собой безусловной отменырешения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
По окончании выезднойналоговой проверки проверяющими составляется справка, в которой указываютсяпредмет проверки и сроки ее проведения. Главное назначение справки –зафиксировать дату окончания проверки. НК РФ не содержит нормы, обязывающейналоговый орган представить справку налогоплательщику для ознакомления.Представляется, что это серьезное упущение, поскольку справка фиксируетюридически значимые для налогоплательщика факты, которые в дальнейшем могутисследоваться судом в качестве доказательства правоты каждой из сторон. Крометого, после составления справки налоговики не вправе требовать представлениядополнительных документов – ведь проверка уже закончена. Наконец, справкаявляется важнейшей гарантией от проведения незаконной повторной проверки.Полагаем, обязанность налоговых органов направлять налогоплательщикам справки опроведенных проверках должна быть закреплена нормативно. [5, С. 287].
Согласно ст.ст. 100,101 и 101.1 НК РФ результаты выездной налоговой проверки оформляются актом,который выносится не позднее двух месяцев после составления справки опроведенной налоговой проверке. Акт выездной налоговой проверки долженсодержать: а) систематизированное изложение документально подтвержденных фактовналоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание наотсутствие таковых; б) выводы и предложения проверяющих по устранениювыявленных нарушений; в) ссылки на статьи НК РФ, предусматривающиеответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт выездной налоговойпроверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводнаячасть представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемомналогоплательщике, его филиале или представительстве. Описательная частьсодержит факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, илиуказание на отсутствие таковых, и связанные с этими фактами обстоятельства,имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.Итоговая часть включает: а) сведения об общих суммах, выявленных при проведениипроверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и сборов, а такжеобобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иныхправонарушений; б) предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;в) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговыхправонарушений с обязательной ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающиеответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Нарушение требований ксодержанию акта налоговой проверки не влечет безусловного признания судомрешения о привлечении к налоговой ответственности, принятого на основаниитакого акта недействительным. В данном случае суды оценивают характердопущенных нарушений и их влияние на законность, и обоснованность решенияналогового органа. [5, С. 288].
Акт налоговой проверкивручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом. В случаенаправления акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестойдень, начиная с даты отправки. В случае несогласия с фактами, изложенными вакте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщиквправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить вналоговый орган либо письменное объяснение мотивов отказа подписать акт, либовозражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Еслиналогоплательщик не представил свои возражения в установленные сроки, он нелишается права сделать это в дальнейшем. Суд обязан принять во внимание иоценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком вобоснование своих возражений по акту налоговой проверки, независимо от того,представлялись эти документы ранее или нет.
По истечениидвухнедельного срока, предоставленного налогоплательщику на подготовкувозражений, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в срок неболее 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, а также документы иматериалы, представленные налогоплательщиком. Если акт налоговой проверки покаким-либо причинам не составлялся, то считается, что проверка проведена иналоговых правонарушений не обнаружено, поэтому при отсутствии акта выезднойналоговой проверки решение о привлечении налогоплательщика к налоговойответственности следует рассматривать как вынесенное без наличия законныхоснований. Нарушение налоговым органом двухмесячного срока на составление актапроверки и 14-дневного срока на рассмотрение возражений налогоплательщика невлечет безусловного признания недействительным решения о привлеченииналогоплательщика к ответственности, поскольку эти сроки не являютсяпресекательными. [5, С. 289].
Допустимымидоказательствами по делу о налоговом правонарушении могут являться толькоматериалы выездной налоговой проверки. Суды неоднократно признавали материалыконтрольных мероприятий иных государственных органов, использованные налоговыморганом для обоснования факта налогового правонарушения, недопустимымидоказательствами по делу о налоговом правонарушении, поскольку они былиполучены вне процедуры налогового контроля, установленного НК РФ, [5, С. 290].
Таким образом, принаписании третьего раздела я раскрыла понятие и виды налоговых проверок. Явыяснила, что налоговая проверка – основная форма налогового контроля,представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов поконтролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемаяпосредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическимсостоянием его финансово-хозяйственной деятельности.
Целью налоговыхпроверок выступают осуществление контроля за полнотой и своевременностьювыполнения фискально-обязанными лицами обязанностей по правильному исчислению,полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговойотчетности, представления фискально-значимой информации и т. д.
Налоговые проверкимогут проводиться налоговыми органами, таможенными органами и органамигосударственных внебюджетных фондов.
При написании этойглавы я рассмотрела два параграфа. В первом параграфе я подробно рассмотрелакамеральные налоговые проверки. Эта проверка проводится по месту нахождения налоговогооргана должностными лицами этого органа на основе налоговых деклараций идокументов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием дляисчисления уплаты налога, а также других документов о деятельностиналогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Для проведениякамеральной налоговой проверки какого-либо специального разрешения нетребуется.
Срок проверкиограничивается тремя месяцами со дня предоставления налогоплательщикомналоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплатыналога.
Если камеральнойналоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречиямежду сведениями, содержащимися в представленных документов, об этом сообщаетсяналогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления вустановленный срок.
На суммы доплат поналогам, выявленные по результатам камеральной налоговой проверки, налоговыйорган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Во втором параграфе яраскрыла выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка представляетсобой более развернутую и подробную форму налогового контроля, она проводится свыездом к месту нахождения фискально-обязанного лица.
В течение одногокалендарного года налоговый орган не вправе проводить две и более выездныеналоговые поверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Срок проведениявыездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. Лишь в исключительныхслучаях вышестоящий налоговый орган может увеличить ее продолжительность дотрех месяцев. При проведении выездных налоговых поверок организаций, имеющихфилиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на одинмесяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
В ходе проведениявыездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширныепроцессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о фактеналогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекатьспециалистов и переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу. Поокончании выездной налоговой проверки контрольный орган составляет справку опроведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверкии сроки ее проведения.
Не позднее двух месяцевпосле составления данной справки должностное лицо налогового органа обязанооформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта, в которомфиксируются выявленные налоговые правонарушения либо отсутствие таких фактов.Акт подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, атакже руководителем проверяемой организации.
4. НАЛОГОВЫЙКОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
Налоговый контроль зарасходами физического лица осуществляется в случае приобретения им всобственность определенного имущества. Подконтрольным субъектом в данном случаеможет быть только налоговый резидент Российской Федерации. Целью контроля зарасходами физического лица является выявление наличия (или отсутствия)соответствия крупных расходов доходам, полученным гражданином. [6, C.311].
Налоговый орган поместу жительства контролируемого физического лица аккумулирует информацию орасходах данного физического лица, произведенных последним на приобретениеимущества за данный налоговый период, и сопоставляет совокупный размерконтролируемых расходов с величиной доходов, задекларированных даннымфизическим лицом за предыдущий налоговый период. В соответствии сзаконодательством налоговому контролю подлежат расходы физических лиц,являющихся резидентами Российской Федерации, приобретающих в собственностьследующее имущество:
1) недвижимоеимущество, за исключением многолетних насаждений (квартиры, гаражи, земельныеучастки и др.);
2) механическиетранспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
3) акцииоткрытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, атакже сберегательные сертификаты;
4) культурныеценности;
5) золотов слитках; [10, С. 198].
Необходимо обратитьвнимание, что субъектом налогового контроля выступает переход правасобственности относительно названных объектов, а не соответствие цены имуществаего реальной стоимости. Налоговое законодательство не определяет нижнегопредела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием дляназначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходовфизического лица, полученных им в течение последнего отчетного налоговогопериода, и расходов, произведенных в связи с приобретением определенногоимущества. [6, C. 311].
Основным методомосуществления налогового контроля за расходами физических лиц являетсяполучение налоговыми органами сведений от организаций или уполномоченных лиц,регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права на это имущество.Гарантией обеспечения деятельности налоговых органов по контролю за расходамифизических лиц служит установленная налоговым законодательством обязанностьрегистрирующих органов или лиц сообщать сведения о регистрации смены правасобственности на подконтрольные объекты имущества.
При полученииинформации от регистрирующих органов или лиц о расходах, произведенныхфизическим лицом, налоговый орган сопоставляет сумму сделки с доходаминалогового резидента. В случае если произведенные расходы превышают доходы,заявленные подконтрольным субъектом в его декларации за последний отчетный период,или налоговые органы не располагают информацией о доходах этого лица запоследний календарный год, налоговые органы обязаны составить акт о выявленномнесоответствии. Акт налоговой проверки является основанием для направленияфизическому лицу требования о даче пояснений об источниках и размерах средств,которые были использованы на приобретение имущества.
Полученное требованиевозлагает на подконтрольное физическое лицо обязанность в течение 60 днейпредставить в налоговый орган специальную декларацию, в которой указываются всеисточники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного имущества.Цель подачи подобной декларации – документально подтвердить легальноепроисхождение денежных средств, израсходованных на приобретенное имущество, а такжеуплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов. Как правило, кпредставляемой декларации прилагаются копии документов, заверенные вустановленном порядке, подтверждающие достоверность указанных сведений.Налоговый орган, производящий контроль за соответствием расходов физическоголица, вправе требовать от подконтрольного субъекта представления подлинниковприлагаемых документов.
Последствиемустановления несоответствия доходов физического лица произведенным им расходамявляется начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу надоходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога. При наличиидостаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют егодоходам, может быть привлечено к налоговой ответственности за непредставлениеналоговой декларации (ст. 119 НК); грубое нарушение правил учета доходов ирасходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК); неуплату или неполную уплатусумм налога (ст. 122 НК). [6, С. 312-313].
Таким образом, принаписании четвертого раздела я рассмотрела налоговый контроль за расходамифизического лица, целью которого является установление соответствия крупныхрасходов физического лица его доходам.
Объектом контроля состороны налоговых органов может быть приобретение следующего имущества:
1) недвижимость,за исключением многолетних насаждений;
2) механическиетранспортные средства;
3) акцииОАО, Государственные и муниципальные ценные бумаги;
4) культурныеценности;
5) золотов слитках;
Налоговый контроль зарасходами физического лица производится должностными лицами налогового органапосредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц,осуществляющих регистрацию имущества, сделок с ним, а также прав на него (ст.86.1. НК РФ). К таким органам, в частности, относятся: учреждения юстиции погосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органывнутренних дел, нотариус, банки, имеющие соответствующую лицензию и др. (ст.86.2.НК РФ).
В случае еслипроизведенные расходы превышают доходы, заявленные подконтрольным субъектом вего декларации за последний отчетный период, или налоговые органы нерасполагают информацией о доходах этого лица за последний календарный год,налоговые органы обязаны составить акт о выявленном несоответствии. Акт налоговойпроверки является основанием для направления физическому лицу требования о дачепояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы наприобретение имущества.
Полученное требованиевозлагает на подконтрольное физическое лицо обязанность в течение 60 днейпредставить в налоговый орган специальную декларацию, в которой указываются всеисточники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного имущества.
В дальнейшем налоговыйорган сопоставляет данные, отраженные в специальной декларации, с данными,указанными в налоговой декларации о доходах физического лица за предыдущийналоговый период.
При недостаточностисведений, указанных в специальной декларации, налоговые органы вправепредпринять действия по осуществлению налогового контроля. По итогам проверкисоставляется акт в произвольной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, рассмотрев налоговый контроль, его виды, его формы и особенностипроведения, можно сделать выводы. Налоговый контроль является самостоятельнымправовым институтом налогового права – подотрасли финансового права.
Входе написания курсовой работы выяснилось, что налоговыйконтроль представляет собой деятельность налоговых органов по контролю заправильностью и своевременностью уплаты законно установленных в РоссийскойФедерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.
Предметомналогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий,налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документацияи т. д.
Объектаминалогового контроля являются движение денежных средств в процессеаккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые ииные ресурсы налогоплательщиков.
Субъектаминалогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел итаможенные органы.
Цельналогового контроля может быть определена как обеспечение законности иэффективности налогообложения.
Форманалогового контроля – способ конкретного выражения и организации контрольныхдействий. Основными формами налогового контроля являются:налоговые проверки; получение объяснений фискально-обязанных лиц; проверкиданных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых дляизвлечения дохода (прибыли); контроль за расходами физических лиц и др.
Налоговый контрольклассифицируется по различным основаниям на несколько групп. По временипроведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий ипоследующий. В зависимости от субъектов выделяют контроль: а) налоговыхорганов; б) таможенных органов; в) органов государственных внебюджетных фондов.В зависимости от места проведения выделяют выездной и камеральный налоговый контроль.
Налоговыепроверки являются самым важным элементом системы налогового контроля. Именно сих помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностьюисчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путёмсопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций)с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.
Камеральная налоговаяпроверка проводится по месту нахождения налогового органа на основепредставленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащихоснованием для исчисления и уплаты налога, а также других документов одеятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральнаяпроверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа всоответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решенияруководителя налогового органа.
НКРФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продлениекоторого не допускается. Исчисление срока начинается со дня представленияналоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплатыналога.
Главнымобъектом камеральной проверки выступает налоговая декларация – письменноезаявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах,источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другиеданные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Если камеральнойналоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречиямежду сведениями, содержащимися в представленных документов, об этом сообщаетсяналогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления вустановленный срок.
На суммы доплат поналогам, выявленные по результатам камеральной налоговой проверки, налоговыйорган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездные налоговыепроверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля. Выезднаяналоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговогооргана. В таком решении указываются наименование налогового органа, номеррешения и дата его вынесения; наименование налогоплательщика, егоидентификационный номер; период финансово-хозяйственной деятельности, закоторый проводится проверка; вопросы проверки; Ф. И. О. и классные чины лиц,входящих в состав проверяющей группы; подпись должностного лица, вынесшегорешение с указанием его Ф. И. О., должности и классного чина.
Должностным лицам,непосредственно проводящим выездную налоговую проверку, обеспечиваетсябеспрепятственный доступ на территорию и в помещение налогоплательщика.
Срок проведениявыездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. Лишь в исключительныхслучаях вышестоящий налоговый орган может увеличить ее продолжительность дотрех месяцев. При проведении выездных налоговых поверок организаций, имеющихфилиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на одинмесяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
В ходе проведениявыездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширныепроцессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о фактеналогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекатьспециалистов и переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу. Поокончании выездной налоговой проверки контрольный орган составляет справку опроведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверкии сроки ее проведения.
Не позднее двух месяцевпосле составления данной справки должностное лицо налогового органа обязанооформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта, в которомфиксируются выявленные налоговые правонарушения либо отсутствие таких фактов.Акт подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, атакже руководителем проверяемой организации.
Налоговый контроль зарасходами физического лица осуществляется в случае приобретения им всобственность определенного имущества. Целью этого контроля является выявлениеналичия (или отсутствия) соответствия крупных расходов доходам, полученнымгражданином.
Объектом контроля состороны налоговых органов может быть приобретение такого имущества как:недвижимость, за исключением многолетних насаждений; механические транспортныесредства; акции ОАО, государственные и муниципальные ценные бумаги; культурныеценности; золото в слитках.
Субъектомконтроля выступает переход права собственности относительно названных объектов,а не соответствие цены имущества его реальной стоимости.
Основнымметодом осуществления налогового контроля за расходами физических лиц являетсяполучение налоговыми органами сведений от организаций или уполномоченных лиц, регистрирующихимущество, сделки с ним, а также права на это имущество.
Данная курсовая работаможет использоваться студентами высших учебных заведений юридического профиля, какпрактическое пособие по изучению данной темы, аспирантами,преподавателями, работниками финансовых и иных государственных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. КонституцияРоссийской Федерации. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 32 с.
2. УказПрезидента от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственногофинансового контроля в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.1996. № 1095
3. Лимскаядекларация
4. НалоговыйКодекс РФ. – М., 2008.
5. Налоговоеправо России: учеб. пособие / Под ред. А. В. Демина. — М.: Юрлитинформ, 2006. — 424 с.
6. Налоговоеправо России: учебник / Под ред. Ю. А. Крохина. – М.: НОРМА, 2003. – 656 с.
7. Налоговыйконтроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:учеб пособие/Под ред. И.И. Кучерова. — М.: АО Центр ЮрИнфоР, 2001. – 256с.
8. Налоговоеправо: учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004. – 591 с.
9. Еналеева И. Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2006. – 320 с.
10. КустоваМ.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России: учебник. — М.: Юристъ,2001
11. НогинаО.А. Налоговый контроль: вопросы теории: учеб. Пособие. — СПб.: Питер, 2002. –160с.
12. Поролло Е. В. Налоговыйконтроль: принципы и методы проведения: учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1996
13. Тедеев А. А., Парыгина В. А.Налоговое право. Экзаменационные ответы / Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д.:Феникс, 2003. – 320 с.