/>Содержание
1.Прожиточныйминимум и потребительская корзина
Задачи
Списокиспользованной литературы
1.Прожиточный минимум ипотребительская корзина
Уровень жизни — экономическая категория и социальный стандарт,характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальныхпотребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются:здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество,платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальноеобеспечение и др. Эти компоненты характеризуются количественными показателями,индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием такихвеличин как: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум».
Прожиточный минимум — следующий социальный стандарт, обобщенный показатель илишкала бедности, при разработке которого различают два бюджета. Прожиточныйминимум в стоимостном выражении выступает как бюджет прожиточного минимума иминимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума обозначаетнизкий жизненный стандарт, рассчитанный с учетом минимальных физиологическихнорм потребления товаров и услуг.
Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традицийпотребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собойпрожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэтомуэто сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня. Примерноесоотношение — один к двум.
Для исчисленияминимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственнойкорзины. Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человекав месяц), рассчитывается на основе минимальных норм потребления продуктов(физиологический минимум), которые соответствуют физическим потребностям,калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдениетрадиционных навыков организации питания.
Содержание потребительской корзины разрабатывается Институтомсоциально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН и Институтомпитания РАМН и утверждается Министерством труда и социального развития РФ одинраз в пять лет. Условия переходного периода, когда экономическая ситуацияменяется стремительно со сменой состава Правительства РФ (семь раз за семьлет), ставят эту норму вне экономической жизни населения.
Стоимость минимальной потребительской корзины, т.е. еесодержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительскийбюджет.
Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточногоминимума рассчитывается на душу населения и по его основнымсоциально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектахРоссийской Федерации. Расчеты прожиточного минимума в настоящее время осуществляютсяв соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минтруда России вноябре 1992 г.
Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребленияважнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходяиз минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг.Расчеты включают расходы на одежду, обувь, посуду, лекарства, культтовары имебель, расходы на транспорт, оплату жилья, коммунальные платежи, транспорт, налогии сборы. Следовательно, структура бюджета минимального прожиточного минимумавключает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственныетовары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Наиболее рациональный минимальныйпотребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питаниедолжно составлять — 46,1%, непродовольственные товары — 39%, услуги —13,2%,налоги и сборы — 2,7%.
Прожиточный минимумдифференцирован по зонам России и по социально-демографическим группам(трудоспособное население, пенсионеры, дети). Зоны определяются по показателямусловий жизни в различных регионах России.
В соответствии сФедеральным законом от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РоссийскойФедерации», Законом Кемеровской области от 12.12.2006 №152-ОЗ «Опотребительской корзине в Кемеровской области», для оценки уровня жизнинаселения Кемеровской области, формирования социальной политики, разработки иреализации социальных региональных программ Коллегия Администрации Кемеровскойобласти постановила установить по представлению департамента труда Кемеровскойобласти (Н.И.Сурков) и Территориального органа Федеральной службы государственнойстатистики по Кемеровской области (С.М.Григорьев) величину прожиточногоминимума в целом по Кемеровской области за первый квартал 2008г. в расчете надушу населения – 3775рублей, для трудоспособного населения – 4048рублей,пенсионеров – 2897рублей, детей – 3759рублей.
10 марта 2006 г. Государственная дума приняла давно ожидаемыйФедеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».Срок действия предыдущего Федерального закона (от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ) истек еще 31 декабря 2004 г.: Госдуме пришлось неоднократно продлевать его действиеи рекомендовать правительству ускорить разработку и внесение соответствующегозаконопроекта.
Качественный состав и количественные характеристикинаполнения потребительской корзины обосновываются с уметом важнейших характеристикжизнедеятельности людей, определяемых:
· физиологическиминуждами (биологический фактор), половозрастным составом семьи (демографическийфактор), природно-климатическими условиями (географический фактор);
· энергетическимизатратами, зависящими от вида, тяжести и напряженности труда (производственныйи трудовой факторы);
· национальнымиособенностями (этнический и культурный факторы).
На потребности, связанные с качеством и объемом питания,требованиями к медицинскому обслуживанию, бытовым, транспортным услугам, влияети ряд других факторов (состояние здоровья, семейное положение и др.).
Следует отметить, что услуги здравоохранения, образования исоциального обслуживания в состав потребительской корзины не включаются. Имеетсяв виду, что их минимальные объемы предоставляются населению бесплатноучреждениями, финансируемыми из бюджетов различных уровней и государственныхвнебюджетных фондов.
Учитывая масштабы территории нашей страны, определение минимальногонабора продуктов питания проводится по 16 зонам (выделенным исходя изприродно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностейпотребления), непродовольственных товаров и услуг- по 3. Такое«районирование» позволяет рассчитать стоимость потребительской корзиныв субъектах. Федерации в соответствии с рекомендуемыми для определенной зоныобъемами потребления по продовольственным товарам, непродовольственным товарами услугам.
Важность принятия Закона обусловливается тем, что исчисляемаяна основе потребительской корзины величина прожиточного минимума (ПМ) являетсяиндикатором, позволяющим:
· оценить уровеньжизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики ифедеральных социальных программ;
· обосноватьустанавливаемые на федеральном уровне МРОТ, величину стипендий, пособий идругих социальных выплат, учитываемых при формировании федерального бюджета.
Задержка с принятием Закона негативно сказалась на ходезаконодательного процесса и социальном положении населения. По оценкам экспертов,потребительская корзина по своей структуре и величине все больше отклоняется отминимально необходимых величин (в 1,5-2 раза), обеспечивающих простоевоспроизводство населения. Так, стоимостное ее выражение – прожиточный минимум- на сегодня должно быть не менее 7-8 тыс. руб. в месяц на человека, а этоозначает, что нынешний МРОТ составляет лишь 15% реального прожиточного минимума.
Социальные функции, «выполняемые» потребительскойкорзиной, трудно переоценить: государственная статистика отслеживает рост ценна те товары и услуги, которые в ней содержатся, причем именно в той пропорции,которая задана ее структурой. Это существенно влияет на такие параметры, какофициальные показатели инфляции, от которых зависит индексация социальныхвыплат (пенсий, пособий), ставка рефинансирования Центрального банка, уровеньбедности.
Величина потребительской корзины (ее стоимостная форма — ПМ)- камень преткновения интересов представителей исполнительной власти имиллионов людей с низкими доходами. В этой связи многие эксперты считают, чтоприменяемый в нашей стране метод отнесения населения к категории бедных наоснове ПМ обладает множеством недостатков и требует более совершеннойкритериальной базы. Например, страны Восточной Европы, вступившие илиготовящиеся вступить в ВТО и Евро-союз, уже перешли на определение границыбедности как определенной доли от среднедушевого дохода. Такой подход, помнению директора ВЦУЖ В.Бобкова, наряду с абсолютным определением границыбедности позволяет более точно оценить ситуацию с уровнем жизни населения ипроводить более эффективную социальную политику.
Новая потребительская корзина представлена в таблице 1.
Таблица 1.Новая потребительская корзина в целом по Российской Федерации: объем потребления продовольствия (в среднем на одного человека в год), кг /> /> Наименование продуктов питания Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей /> новое значение повышение, снижение (+;-) новое значение повышение, снижение (+;-) новое значение повышение, снижение (+;-) /> Хлебные продукты 133,7 -18,3 103,7 -15,3 84 -12 /> Картофель 107,6 -16 80 -10 107,4 -10,6 /> Овощи и бахчевые 97 7,6 92 -4,8 108,7 0,6 /> Фрукты свежие 23 6,3 22 8,4 51,9 10,9 /> Сахар и кондитерские изделия 22,2 1,9 21,2 2,4 25,2 1,3 /> Мясопродукты 37,2 5,7 31,5 8,8 33,7 5,2 /> Рыбопродукты 16 2,3 15 0,3 14 2,8 /> Молоко и молочные продукты 238,2 27,5 218,9 19,4 325,2 29,6 /> Яйца, шт 200 34 180 90 193 23 /> Масло растительное, маргарин и другие жиры 13 1,8 11 0,8 10 -0,3 /> Прочие продукты (соль, чай, специи) 4,9 - 4,2 - 3,6 - /> Энергетическая ценность, ккал в сутки 2418 - 2000 - 2062 - />
Настоящий Закон предусматривает совершенствование параметров,структуры потребительской корзины и увеличение ее стоимости. Так, качественнаясоставляющая группы продуктов питания улучшена за счет:
· увеличения по сравнениюс действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы,молока, фруктов и ягод;
· снижения нормпотребления по хлебным продуктам (хлебу, макаронным изделиям, муке, крупам,бобовым) и картофелю.
Наиболее существенноеувеличение норм потребления закладывается по группам:
· мясо имясопродукты – на 22%, в том числе для пенсионеров — на 39%;
· рыба ирыбопродукты – на 15%, в том числе для детей – на 25%;
· фрукты свежие –на 31%, в том числе для пенсионеров – на 62%, для детей – на 27%;
· молоко имолокопродукты – на 10%.
Положительно оценивая динамику нормативов потребления по продовольственнойгруппе, нельзя не обратить внимание на низкие их величины по сравнению срекомендованными Институтом питания РАМН, реальными показателями потребления наЗападе и в нашей стране 15 лет назад. Так, в Законе заложено потребление мясана одного человека в год (по различным группам населения) — 31,5-37,2 кг, тогда как норматив Института питания -78-80кг (в 1990г.- по стране 72кг), то есть отставание- в 2 раза. Аналогичные разрывы в показателях (в 1,5 раза и более) по другимгруппам с высокой пищевой и биологической ценностью — молочным и рыбопродуктам.
В 90-х годах структура пищевого рациона (в которомтрадиционно преобладали продукты животного происхождения) резко изменилась: внем стали доминировать более дешевые растительные продукты. Значительная частьнаселения сократила потребление мяса и мясных изделий, молока и молочныхпродуктов, яиц, рыбы в пользу менее дорогих продуктов питания — картофеля,круп, макарон и т.д.
В результате в структуре питания бедных и близких к ним подоходам группах населения отмечается дефицит пищевого белка, витаминов и минеральныхвеществ. Выборочные обследования семейных рационов питания свидетельствуют, чтов пищевом рационе 15% семей полностью отсутствует мясо, 26% — рыба,. 35% — молоко и молочные продукты и 56% — сыр.
Особую озабоченность вызывает питание детей, тем более чтоотносительно низкие доходы характерны именно для многодетных семей: 70-80%семей, имеющих троих и более детей, относятся к домохозяйствам, располагаемыедоходы которых ниже ПМ. В таких семьях калорийность суточного рациона впоследние годы не превышала 1700 ккал, а душевое потребление по важнейшим группампищевых продуктов было крайне низким: по мясу — не более 20 кг, рыбе -5,5кг, яйцам – 84 шт., молоку и молочным продуктам -125 кг.
Если сравнивать уровень питания россиянина с биологическиминормами, утвержденными ВОЗ, то отклонение от этих норм по наиболее важным группампищевых продуктов составляет от 16% до 80%.
Поскольку значительная часть российских работников занята вбазовых отраслях экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство,транспорт и т.д.), а также на территориях Крайнего Севера и приравненных к нимместностях, труд в которых связан с высокой физической активностью, исоответственно, повышенными энергетическими затратами, очевидно, что нынешняя потребительскаякорзина не в состоянии обеспечить их полноценную жизнедеятельность.
Среднедушевое суточное потребление продуктов питания в России– с учетом физиологических характеристик (рост, вес) и трудового процесса (интенсивностьи напряженность труда) – является крайне скудным и недостаточным. Егонеудовлетворительные уровень и качественный состав приводят к низкойсопротивляемости организма человека, высокой заболеваемости и являются, помнению американского ученого Р.У.Фогеля — лауреата Нобелевской премии 1993 г. в области экономики, одной из причин сверхвысокой смертности мужчин в трудоспособномвозрасте.
По группе непродовольственных товаров натуральные показателине изменились. Отсутствие положительной динамики свидетельствует о недостаточномвнимании разработчиков к данной проблеме. Например, норма минимальногопотребления «верхней пальтовой группы» на одного трудоспособного человекасоставляет три предмета на восемь лет. Если такие сроки и можно как-тоаргументировать с позиции физического износа, то с точки зрения «моральнойамортизации» это весьма затруднительно. Аналогичный подход наблюдается по всемдругим видам одежды и обуви. По мнению профсоюзов, сроки износа предметовдлительного пользования необходимо сократить не менее чем в 2 раза.
Третья составляющая потребительской корзины — нормативыминимального потребления услуг — остались неизменными. По мнению экспертовВЦУЖ, изменения, произошедшие с 1999 г. в жилищно-коммунальной, бытовой сферах,на транспорте, весьма существенны и по глубине структурных преобразованийпревосходят изменения в группах «продукты питания» и «непродовольственныетовары». В этой связи сохранение неизменными (по структуре и объему) нормпотребления услуг представляется некорректным решением. Так, норма потреблениятранспортных услуг для трудоспособных граждан составляет всего 1,7 поездки вдень, что ограничивает возможность передвижения двумя поездками в рабочие дни иодной поездкой в выходные дни.
С учетом поручения президента в минимальный набор услуг отдельнойстрокой включены услуги в сфере культуры. Их объем определен в размере 45 руб.в месяц, что составляет 5% общей величины расходов на услуги. Учитываястоимость билетов в кинотеатры, музеи и театры, на однократное их посещениегражданам придется копить деньги несколько месяцев.
Таким образом, предложенная потребительская корзина неотвечает задачам динамичного развития страны, поскольку сохраняет все признаки «моделивыживания»: большая часть расходов приходится на группу «продукты питания», чтохарактерно для слаборазвитых экономик.
Структура составляющих потребительской корзины, %
— продукты питания – 45,8 (по старому закону – 44);
— непродовольственные товары – 20,6 (по старому закону– 20);
— услуги – 35,4 (по старому закону – 34,2).
Результаты социологического опроса, проведенного «РАМИР-мониторинг»в нескольких регионах страны, свидетельствуют о том, что у 10% опрошенных не хватаетсредств даже на приемлемое питание, у 40% — на одежду, у 33% — на покупку предметовдлительного пользования.
Как считают ученые Института социально-экономических проблемнародонаселения РАН, минимальный потребительский бюджет (МБП) должен быть в 2-3раза выше ПМ и составлять примерно 7-8 тыс. руб. в месяц, в нынешних ценах егопримерный состав и структура могут включать следующие параметры (в % отсовокупной стоимости):
· питание — 35-37;
· непродовольственныетовары — 22-24;
· услуги — 23-25;
· налоги иобязательные платежи -14-16;
· сбережения-3-5.
Думается, что введение МБП ознаменовало бы переход в более прогрессивнуюсистему социальных координат.
Задачи
1. Начислить пособие по временной нетрудоспособности,связанной с бытовой травмой, если количество рабочих дней, фактическиотработанных за расчетный период 62, учитываемые доходы, начисленные за этот промежутоквремени 31300 р., страховой стаж 2 года. Количество оплачиваемых рабочих дней,пришедшихся на месяц нетрудоспособности (апрель), составляет 12.
Т.к. продолжительность страхового стажа составляет 2 года,т.е. более 6 месяцев, то больничный лист считаем по среднему заработку:
Средний заработок = />
Средний заработок = />656,29 руб. = пособие дневное фактическое.
Т.к. Фонд социального страхования (ФСС) ограничиваетбольничный лист максимумом, рассчитываем максимальное дневное пособие:
Пособие дневное максимальное = />747,50 руб.
Пособие дневное фактическое не превышает максимум ФСС,поэтому ограничения нет.
Рассчитанный средний заработок корректируем с помощьюстажевого коэффициента. Т.к. продолжительность страхового стажа 2 года, т.е.менее 5 лет, то применим коэффициент 0,6.
Пособие начисленное = 656,29/>0,6/>12 = 4725,29 руб.
Из них 2 дня оплачивает работодатель: 656,29/>0,6/>2 = 787,55 руб.
Остальные 3937,74 руб. оплачивает ФСС.
2. Определить величину начисленной компенсации занеиспользованный отпуск, если Иванов П.И. отработал в организации 7 месяцев.Его учитываемые доходы ежемесячно составляли 8600 р.
Количество дней компенсации за неиспользованный отпуск замесяц:
Кдк = />,
Т.к. Иванов П.И. отработал в организации 7 месяцев:
Кдк =/>= 16,33 дней отпуска положено.
Величина начисленной компенсации будет равна:
/>4776,80руб.
3. Начислить налог на доходы физических лиц за каждый измесяцев расчетного периода, если Филиппов Н.Н. является вдовцом, на содержаниикоторого находятся двое детей. Старший ребенок в возрасте 19 лет являетсяинвалидом детства, учится в вузе, очная форма обучения, младший ребенок, ввозрасте 9 лет учится в школе. Доходы Филиппова Н.Н. приведены в таблице 2.
Таблица 2Вид и сумма доходов Месяц расчетного периода Январь Февраль Март Апрель Начислено повременно 8300 9000 9000 10000 Премия за месяц 1600 1900 1600 2400 Пособие по временной нетрудоспособности, связанной с бытовой травмой 1400 - - - Материальная помощь к праздникам, отпуску 2200 3100 - 2200 Итого нарастающим итогом с начала года 13500 27500 38100 52700
Т.к. работник – вдовец,на содержании которого имеются двое детей, т.о. на него полагается стандартныйвычет в двойном размере – 800руб.; на ребенка, который учится по очной формеобучения в возрасте 19лет и является инвалидом детства, вычет в двойном размере– 1200руб.; на младшего ребенка, который учится в школе вычет – 600руб.Материальная помощь в размере до 4000руб. НДФЛ не облагается; в месяце превышенияматериальной помощи нарастающим итогом 4000руб. на разницу превышения необходимоначислить налог.
Налоговая база за январь:
НБ = ((8300+1600+1400) –(800+1200+600)) = 8700руб.
Сумма налога за январь = 8700*0,13=1131руб.
В феврале доход работниканарастающим итогом превысил 20000руб., право на вычет в размере 800руб. онтеряет. Т.о. налоговая база за февраль составит:
НБ = ((9000+1900+(2200+3100-4000))– (1200+600)) = 10400руб.
Сумма налога за февраль =10400*0,13= 1352руб.
Налоговая база за январь:
НБ = ((9000+1600) –(1200+600)) = 8800руб.
Сумма налога за март =8800*0,13= 1144руб.
В апреле работник теряетправо на вычеты на детей, т.к. доход нарастающим итогом с начала года превысил40000руб. Налоговая база в апреле:
НБ = 10000+2400+2200 = 14600руб.
Сумма налога за апрель =14600*0,13= 1898руб.
Список использованнойлитературы
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 октября2007г., включая изменения, вступающие в силу с 1января 2008 года. – Новосибирск:Сиб. унив. изд-во, 2007. – 752с.
2. Ананьев А. А.Политика доходов и заработной платы: учебник. — М.: Экономист, 2004. — 456 с.
3. Горелов И. А.Политика доходов и качество жизни: учеб, пособие для вузов / под ред. И. А.Горелова. — СПб.: Питер, 2005. — 656 с.
4. Горелов В. А.Политика доходов и уровень жизни / В. А. Горелов. — СПб.: Лань, 2004. — 565 с.
5. Роик В.Утверждена новая потребительская корзина: насколько улучшится жизнь россиян? //«Человек и труд», — 2006, №5, с.19-23.
6. Савченко, П. В.Политика доходов и заработной платы / П. В. Савченко, Ю. П. Кокин. — М.: Экономист,2004. — 525 с.