Реферат по предмету "Философия"


Интимизация

Интимизация

Вадим Руднев

Интимизация
- философская теория процесса восприятия информации, которая представляет
получателя и источник информации как совершенно различные по образу мыслей и
чувств сознания. Концепция И. родилась под влиянием культурологических идей Ю.
М. Лотмана и М. М. Бахтина.

Знание
о другом человеке интимизируется в том случае, когда другой в глазах получателя
информации разусредняется, то есть становится не просто безликим источником
информации, но и ее равноценным производителем (см. также диалогитеское слово),
когда другой становится не таким, как "другие", когда мы ценим не
только свою оценку другого, но его оценку себя и других вещей и объектов,
которые в этом случае как бы одушевляются, получают статус событийности.

Автор
этой концепции, петербургский философ Борис Шифрин вот что пишет по этому
поводу:

"И.
- это некое преображение мира, когда ставится под вопрос его одинаковость для
всех. Так же как любая масса искривляет пространство и по-своему изменяет его
геометрию, так наличие другого человека, который как-то относится к жизни,
воспринимает свою явь, должно настолько преображать мир, что возникает чувство
расширения, когда становится непонятным, кто субъект постижения нового бытия,
кто инструмент для этого постижения, а кто - само это бытие" (подобно тому
как это происходит в мифе .

Другими
словами, как в квантовой философии Вернера Гейзенберга (см. принцип
дополннтелъности) присутствие экспериментатора в эксперименте влияет на
результат эксперимента, так в жизни человека появление в его актуальном
пространстве  другого человека,
"чужого сознания", расподобляет процесс потребления информации,
который теперь будет учитывать это новое появившееся сознание, активно влиять
на него и подвергаться его влиянию.

В
процессе И. участвуют всегда "трое": воспринимающее сознание,
деобъективизированный объект восприятия и то, что он воспринимает, нечто
третье; это может быть созерцанием цветка, чтением книги, заглядыванием в окно,
- в нечто другое, чем то, что видит первое сознание. То, что наблюдается этим
другим, как правило, неизвестно, оно лишь подает некие мистические сигналы
того, что с этим другим сознанием происходит нечто, возможно, чрезвычайно
важное. Приобщение к этому важному другого и есть И.

В
ее непостижимом взоре,

Жизнь
обнажающем до дна,

Такое
слышалось горе,

Такая
страсти глубина...

(Ф.
И. Тютчев)

Какое
именно горе и какая глубина, понять не дано, дано лишь заглянуть на мгновение.

И.
превращает вещь (книгу, окно, дверь, зеркало, картину - все
пространства-посредники-медиаторы) в событие . Поэтому И. противоположна
остранению (см. также формальная школа), которое, наоборот, превращает событие
в вещь: во втором томе "Войны и мира" Л.Н. Толстого Наташа Ростова
смотрит в театре оперу, и все, что происходит на сцене, деинтимизируется для
нее, приобретает статус конгломерата непонятвых и ненужных вещей.

Противоположный
пример - И. в фильмах Андрея Тарковского, особенно в "Зеркале",
например в сцене, когда мальчик читает поданную ему незнакомой дамой. которая
потом исчезает, книгу. При этом важно, что часть зрителей знает, а часть не
знает (как сам мальчик-герой), что это письмо Пушкина к Чаадаеву, в котором
идет речь о судьбе России, и зритель не понимает, как именно воспринимает
мальчик этот текст, читающий его сбивающмся, ломким голосом подростка, едва ли
не по слогам. Но в этот момент и зрители, и герой понимают, что происходит
нечто чрезвычайно значительное.

Человек
не может все время жить в ситуации И., иначе он сойдет с ума. Это хорошо
понимал Толстой, который был полновластным хозяином своих героев и, как хороший
хозяин, хотел, чтобы его герои жили нормальной здоровой жизнью. Такой жизнью
совершенно не в состоянии жить герои Достоевского, которые находятся в
состоянии тотальной взаимной И., поэтому им все время плохо, так как нельзя
жить с содранной кожей.

И.
и противоположный ей механизм - объектизация суть два механизма, регулирующих
ценностную шкалу в человеческой экзистенции и в культурном самопознании.
Список литературы

Шифрин
Б. Интимизация в культуре // Даугава. - Рига, 1989. - No 8.

Лотман
Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. -
Т. 1.

Бахтин
М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Распознавание ключевых слов в потоке речи при помощи фонетического стенографа
Реферат Особые случаи глобальной экологии (экологический терроризм и военная экология)
Реферат Микронезия и Полинезия
Реферат Архитектурно строительный раздел
Реферат Новые подходы к проблемам конца речевого сигнала
Реферат Глобальная экологическая проблема в Украине. Тепловое загрязнение естественных водоёмов
Реферат Фінансове планування в сучасних умовах економіки України
Реферат Overpopulation Essay Research Paper As a globe
Реферат Экономические реформы Александра II
Реферат Harry Potter And The Chamber Of Secrets
Реферат Деловые совещания
Реферат Предмет и объекты криминалистики
Реферат Проблемы здравоохранения в России
Реферат «Повесть временных лет» о происхождении русского государства
Реферат Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина Медный всадник