Министерство образованияРоссийской Федерации
Государственное образовательноеучреждение
«Оренбургскийгосударственный университет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Правовоерегулирование налоговых отношений»(4 ВАРИАНТ)
Оренбург 2008
Содержание
Налоговое право как подотрасльфинансового права
Налоговое производство:понятие, стадииЗадание № 1
Налоговое право какподотрасль финансового права
При рассмотрении вопросао формировании налогового права как подотрасли финансового права, необходиморассмотреть и проанализировать состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права.
Во-первых, нужноучитывать, что, несмотря на преобладание экономического подхода в решении техили иных налоговых проблем, отношения и социальные связи, возникающие приустановлении и взимании налогов, в первую очередь регулируются именно правовыминормами. А это фактически означает, что на определенном этапе, совокупностьэтих норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня,взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право.
Предмет налоговогоправа
Необходимо отметить, чтов основу классификации как непосредственно отрасли права, так и иныхподразделение внутри ее, теория традиционно ставит предмет правовогорегулирования. Предметом в свою очередь выступает круг общественных отношений,регулируемых нормами того или иного правового образования как первичного, так ивторичного уровня.
Главным образом,необходимо отметить, то, что теория традиционно ставит предмет правовогорегулирования в основу классификации как непосредственно отрасли права, так ииных подразделений внутри её. Предметом в свою очередь налогового прававыступает круг общественных отношений, которые регулируются нормами того илииного правового образования как первичного, так и вторичного уровня. Напервичном уровне можно выделить отрасли права профилирующие и специальные,правовые институты и их объединения – подотрасли. На другом уровне выделяютсявторичные образования, использующие несколько юридических режимов регулированияв их сочетании, сюда относят, комплексные отрасли права, комплексные исмешанные правовые институты.
Если попытатьсяклассифицировать те отношения, которые регулируются Налоговым кодексом РФ изаконодательством о налогах и сборах, и входящие в предмет регулированияналогового права, то они могут быть представлены в следующем виде:
Первая группа — отношения, связанные с установлениемналогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
Вторая группа — отношения, связанные с введениемналогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
Третья группа — отношения по взиманиюналогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазианалоговыхотношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежейналогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностейиными обязанными лицами — налоговыми агентами, банками и т.д. (условно данныеобязанности, непосредственно не связанными с исчислением и уплатой налогов исборов, можно обозначить как "квазиналоговые").
Четвертая группа — отношения, возникающие поосуществлению налогового контроля со стороны соответствующихгосударственных органов.
Пятая группа — отношения, возникающие в процессепривлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Так же в предметналогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемыхтаможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указаниена это в налоговом законодательстве.
Налоговый кодекс РФ даётнаиболее полное и краткое определение предмета налогового права, отражая кругобщественных отношений, охватывающий разнообразные сферы государственных,имущественных, властно-распорядительных отношений составляющих предметналогового права. Все эти отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловленымежду собой, что позволяет сделать вывод о том, что предметом налоговогоправа является группа однородных отношений, складывающихся междугосударством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления,введения и взимания налогов и сборов, а также отношения возникающие в процессеосуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственностиза совершения налогового правонарушения.Методналогового права
Метод правовогорегулирования выступает вторым критерием при определении места налогового правав системе права, под которым понимается совокупность и сочетание приемов,способов воздействия права на общественные отношения.
Метод правовогорегулирования определённым образом влияет на поведение участников общественныхотношений, на характер взаимосвязи между ними, придавая им тем самымупорядоченный, т. е. соответствующий интересам государства и общества,характер. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты иприёмы воздействия, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовойрегламентации.
Рассматривая системувоздействия на отношения, регулируемые налоговым правом можно сделать вывод отом, что базовой, основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступаютгосударственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений состороны других, выступающих от имени государства (метод субординации). Властныйхарактер налоговых правоотношений также нашел свое отражение и закрепление вНалоговом кодексе РФ, а именно в ст.2, в которой указано, что«законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения...».Данный метод основан на властном подчинении одной стороны другой и свойственени другим отраслям права, например, административному. Однако при регулированииналоговых отношений данный метод имеет свою специфику, которая заключается вконкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством навластные действия.
Так, характерной чертойметода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписаниякасаются круга плательщиков, порядка, условий и размеров платежей вгосударственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использованияденежных средств и т.п. Круг государственных органов, уполномоченных даватьпредписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы,предусмотренные налоговым законодательством, в частности Налоговым кодексом РФ,относящиеся к финансово-кредитным органам государства.
Другой чертой методаналогового права является широкое применение императивных (т.е. однозначных, недопускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственногобюджета за счет доходов и имущества налогоплательщика.
Можно сделать вывод, чтометод налогового права сочетает в себе общеобязательные, формально определённыеправила поведения, установленные и обеспечиваемые, государством, направленныена урегулирование общественных отношений, участники которого обладаютсоответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.Налоговоеправо — подотрасль финансового права
Рассмотрев ипроанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет иметод налогового права получается, что практически все налоговые отношениявозникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовыйхарактер.
Однако отношения в сференалогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства поповоду планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежныхфондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительнаядеятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себятакже отношения по распределению и использованию этих денежных фондов(финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуютединую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметомрегулирования права финансового.
Что касается уровняобособленности в системе финансового права, то с классических правовых позицийдля любой отрасли права, в том числе и для налогового права характерны следующиеосновные признаки (черты): -наличие определенного предмета правовогорегулирования; -наличие метода правового регулирования; -наличиекодифицированного акта.
Данные признаки являютсяосновными при определении и формировании всех отраслей права; они характерныдля всех отраслей права, например, гражданского, административного, уголовногои др.
Налоговое право такжеобладает всеми указанными признаками. Так, налоговое право имеет свой "исключительный"предмет правового регулирования, а именно, общественные отношения поустановлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие впроцессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц кответственности за совершения налогового правонарушения; свой специфическийметод регулирования общественных отношений. Кроме того, правовые нормы,регулирующие налоговые отношения, объединены в кодифицированный нормативный акт- Налоговый кодекс РФ.
Широкое развитие ираспространение получила система налогового контроля, в правоприменительнойпрактике налоговые споры являются самыми многочисленными.
Принятие Налоговогокодекса РФ и указанные выше обстоятельства привели к тому, что элементыналогового права получили свое институциональное развитие и сформировались всамостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение восновном нормативном документе государства, посвященном налогообложению — Налоговом кодексе РФ. Все это, позволяет говорить о том, что налоговое правокрупнейшая подотрасль, которая в теории права выступает как сложное объединениенорм, институтов и их образований по предметному признаку.
На основаниивышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сференалогообложения — это совокупность отношений, являющихся частьюфинансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем,что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всейсистемы государственно-публичного регулирования, а органически входит вфинансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства являетсянеотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению кпервой определяющее значение.
С учетом вышесказанногопредставляется возможным дать определение понятию налогового права.
Налоговое право — подотрасль финансового права, сосвоей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношенияпо установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие впроцессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц кответственности за совершения налогового правонарушения, путем императивногометода воздействия на соответствующих субъектов с элементами диспозитивности.
Таким образом, налоговоеправо имеет следующие основные характеристики: — налоговое право — подотрасльфинансового права, со своей системой финансово-правовых норм (институтов), тоесть общеобязательных правил поведения обязанных субъектов, а такжеуправомоченных положений для государственных органов и должностных лиц;-налоговое право — предметная подотрасль, то есть она посвящена определенномупредмету — разновидности отношений, складывающихся по поводу установления,введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессеосуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственностиза совершения налогового правонарушения; — налоговое право, прежде всего,регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взиманияналоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит зарамками налоговых отношений, как и вопросы установления и взимания неналоговыхплатежей и иных государственных изъятий; — налоговое право устанавливаетобязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а такжерегламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществленияналогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налоговогозаконодательства.
Подводя итог, налоговоеправо можно определить как совокупность, систему финансово-правовых норм,составляющих часть института отрасли финансового права “государственные доходы”и регулирующих общественные отношения по налогообложению. Данные обстоятельствапозволяют говорить, что налоговое право — это подотрасль финансового права,обладающая отраслевыми признаками.
Налоговоепроизводство: понятие, стадии
В системеналоговых отношений существует отдельная подсистема — налоговоепроизводство, представляющая совокупность способов, средств,технических приемов, методов и методик, непосредственно закреплённых вдействующем налоговом законодательстве и определяющих порядок исполненияюридических обязательств субъектов налоговых отношений, поисчислению иуплате (внесению) налога в бюджет или внебюджетный фонд, т. е. этоустановленный налоговым законодательством порядок исполнения налоговогообязательства.
Сутьисполнения налогового обязательства заключается в совершении обязанным лицомопределенных действий или их совокупности, направленных на фактическоефинансирование государственного бюджета.
Термин налоговоепроизводство можно рассматривать с разных сторон. Под налоговым производствомобычно понимают, с одной стороны, порядок исполнения обязанностиналогоплательщиком по исчислению и уплате налогов и сборов, а с другой,полномочия налоговых органов на основании правил и методов, установленных внормативных актах, регулирующих налоговые отношения. К последним относятся:Конституция Российской Федерации, Законы РФ, Указы Президента РФ, нормативныеакты Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.
Налоговоепроизводство возникает с момента появления объекта налогообложения, проходитвсе стадии исчисления и уплаты налога и завершается зачислением налога всоответствующий бюджет.
Обязанностьпо уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика с моментапоявления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщикобязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное непредусмотрено законом.
Обязанностьпо уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательствомо налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно.Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения.
Производствопо делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признакиадминистративного правонарушения или преступления, ведется в порядке,установленном соответственно законодательством Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РоссийскойФедерации.
Задание № 1
30 марта 2003 года вИнспекцию МНС России по Советскому району г. Оренбурга ООО «Дом»представлена уточненная налоговая декларация по налогу с продаж за февраль 2003года. Сумма налога к доплате составила 1150 руб. На лицевом счетеналогоплательщика на дату подачи уточненной налоговой декларации имеласьпереплата по налогу с продаж в размере 150 руб.
ООО «Дом»получило по почте решение от 31.04.03 № 54 о привлечении к налоговойответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога спродаж за февраль 2003 года, в виде штрафа в размере — 230 руб. (1150 руб. х20%). Налогоплательщик полагает, что решение принято неправомерно.
На данное решение былаподана жалоба в вышестоящий налоговый орган.
1. Приведитеобоснованные доводы, на которые может сослаться заявитель в своей жалобе;
2. Используйтепримеры из арбитражной практики.
Пункт 1 ст.122 НК РФ предусматривает, что неуплата или неполная уплата сумм налога врезультате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога илидругих неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 % отнеуплаченных сумм налога. Сама конструкция нормы, устанавливающая и определяющаясостав налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ, дает некоторым авторамоснование полагать, что ответственность по этой статье наступает при выявленииналоговым органом самого факта налоговой задолженности без установления виныдолжника, но такое основание несколько неправильно и в свидетельствотому можно привести следующие аргументы.
Одним изпринципов привлечения лица к налоговой ответственности с 1 января 1999 годавыступил принцип индивидуализации, который выражается в том, что приналожении взыскания учитываются не только характер правонарушения, степень винынарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Поэтомупри назначении наказания суд обязан учитывать смягчающие или отягчающиеобстоятельства.
Во первыхнеобходимо отметить, что сам факт неуплаты или неполной уплаты налога,совершенный в условиях правильного исчисления налога (например, неуплата налогапроизошла в результате отсутствия денежных средств у налогоплательщика, (данныйфакт присутствует)) состава налогового правонарушения по ст.122 НК РФ необразует. Привлечение его к ответственности по ст. 122 НК РФ будет обоснованными правомерным, только тогда, когда будет установлено, что неуплата налога сталарезультатом неправомерных действий налогоплательщика.
Во вторых в Инспекцию МНСРоссии по Советскому району г. Оренбурга представлена уточненная налоговаядекларация по налогу с продаж. Общая обязанность по предоставлению уточненнойналоговой декларации предусмотрена в ст.81 НК РФ. В соответствии с п.1 данной статьиобязанность внесения необходимых дополнений и изменений в налоговую декларациювозникает в следующих случаях:
— при обнаруженииналогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения илинеполноты отражения сведений;
— приобнаружении ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Можно сделатьвывод, что налогоплательщика привлекли к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ ввиде взыскания штрафа в размере 20% с одной стороны, от неуплаченных, но сдругой, добровольно указанных в уточненной налоговой декларации сумм налога.
Мало того, налоговыйорган вынесший решениео привлечении к налоговой ответственности засовершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налоговогокодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога с продаж не нашел вдействиях налогоплательщика оснований для применения нормы о смягченииответственности. Причем, не нашел дважды. Во-первых, не признал смягчающим винуобстоятельством факт отсутствия денежных средств на счету налогоплательщика.Во-вторых, не признал в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность ифакт добровольного сообщения налогоплательщиком в уточненной налоговойдекларации о своих ошибках.
В сложившийсяситуации можно руководствоваться и Определением Конституционного Суда РФ от04.07.2002 N 202-О, содержащиеся в п. 1 ст. 122 НК РФ положения, согласнокоторым неуплата или неполная уплата сумм налога в результате заниженияналоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерныхдействий (бездействия) влечет применение соответствующих налоговых санкций,должны применяться в соответствии с конституционно-правовым смыслом правовыхпозиций Конституционного Суда РФ, согласно которым ответственность за нарушениезаконодательства о налогах и сборах применяется только при наличии виныобязанного лица, совершившего нарушение норм законодательства о налогах исборах.
Налогоплательщикосуществляет свою деятельность в постоянном общении и под контролем налоговыхорганов, поэтому действия последних о привлечении к ответственности по ст. 122НК РФ в случае неуплаты налога, но в условиях отсутствия вины налогоплательщикане соответствуют Определению Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 202-О.
Так же, можно оперетьсяна Постановление Президиума ВАС РФ от 18.12.01 № 1322/01, которое в своюочередь гласит: рассматривая иск об обязанности налогового органа зачестьсумму излишне перечисленных истцом налогов в счет предстоящих платежей,необходимо оценить добросовестность действий истца по предъявлению в банк платежныхпоручений на уплату налогов при фактическом отсутствии денежных средств накорреспондентском счету банка.
На всевышеперечисленные обоснованные доводы заявитель может сослаться в своей жалобе.