Реферат
Выпускная квалификационная (дипломная) работа: 72 страницы, 7таблиц, 39 источников.
Налог, прямые налоги, налогоплательщик, объектналогообложения, налоговая ставка, налоговые вычеты, налоговая база, налоговыйпериод, налоговая декларация, доход, имущество, перспективы развития, игорныйбизнес, полезные ископаемые, вменённый доход, прибыль.
Тема: «Прямые налоги в РФ и перспективы их развития».
Цель: изучение прямых налогов и перспектив их развития вусловиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующиезадачи: сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разныхавторов; раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенныминалогами; рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюциюпредставлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации напротяжении всего периода существования государства; рассмотреть существенныеэлементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны;определить пути совершенствования прямого налогообложения; проанализироватьпринятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние наэкономическую ситуацию в 2008-2010 годах; выявить основные направлениясовершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является налоговая система РФ.Предметом — основные тенденции и особенности прямого налогообложения вРоссийской Федерации. Рассмотрены обще-статистическая характеристика налогов наначало 2010 года, и нововведения начала 2010 года по прямому налогообложению.
Содержание
Реферат
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляют собой не только обязательные,индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, нои источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованныхвнебюджетных фондов).
С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней.При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включаяпривлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.
Применение налогов является одним из экономических методовуправления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов скоммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо отведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формыпредприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, вбюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществлениясобственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этомзаключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредствомналогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплатыналогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это насамочувствии общества и населения.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит отпорядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенныеналоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Но актуальностьданной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки посмещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, чтосамо по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма ихфункционирования и направлениям их совершенствования.
Целью исследования является изучение прямых налогов иперспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующиезадачи:
— сформулировать определение «прямые налоги», опираясь намнения разных авторов:
— раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении скосвенными налогами;
— рассмотреть основные виды прямых налогов и историческуюэволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;
— проанализировать эволюцию прямого налогообложения в РоссийскойФедерации на протяжении всего периода существования государства;
— рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов иих значение в налоговых поступлениях страны;
— определить пути совершенствования прямого налогообложения;
— проанализировать принятые и реализуемые меры в областипрямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2008-2010годах;
— выявить основные направления совершенствования прямых налоговв среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является налоговая система РФ
Предметом — основные тенденции и особенности прямогоналогообложения в Российской Федерации.
Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовыеакты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) идр.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи,работы).
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1Прямые налоги: понятие, сущность и виды
Налоги как основной источник образования государственныхфинансов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения налогов вэкономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на самуприроду налога. В XVIIIв.преобладало мнение о том, что налог – это цена за оказываемые государствомуслуги своим гражданам. В XIX в.налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В ХХ в. основной была точка зрения о том, что налог – этопринудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытиеобщегосударственных потребностей на основе изданного закона.
НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований».
Существуют различные классификации налогов. Наиболеесущественное значение для современной теории и практики налогообложения имеетклассификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.
Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно сдоходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).
Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров,работ, услуг.[1]
Существует и другой вариант данных определения прямых икосвенных налогов:
Прямые налоги – подоходно-поимущественные налоги, т. е. текоторые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знаниявеличины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к нейналоговой ставки.
Косвенные налоги – налоги на потребление.[2]
Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провестисравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным признакам,которая представлена в таблице 1.
Таблица 1.1-Сравнительная характеристика прямых и косвенныхналоговПризнак сравнения Прямые налоги Косвенные налоги Субъект правоотношений В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними Факторы, определяющие величину налога Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика Объект налогообложения Эти налоги подоходно- поимущественные Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации
Современное представление о делении налогов на прямые икосвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотримисторическую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые икосвенные. Эти критерии включают:
1) критерийперелагаемости;
2) критерий способаналогообложения и взимания;
3) критерийплатежеспособности.
Согласно первому критерию перелагаемость налогов возможнатолько в процессе обмена, результатом которого является формирование цен.Посредством обменных и распределительных процессов определенныйзаконодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговоебремя на иное лицо – носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формальновозложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающееданный налог, — это не обязательно одно и то же лицо.
Критерий перелагаемости впервые был использован в качествеосновы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком(1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификацииустановилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любойналог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца,так как один лишь доход земельного собственника – действительно чистый доход,из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно,следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца.Следовательно, поземельный налог – это прямой налог, а остальные налогиявляются косвенными[3].Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя изфакторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельцадоходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – напредпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, помнению А. Смита, — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются напотребителя[4].
Английский экономист, философ и общественный деятель ДжонСтюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог– это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика,косвенный – это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком надругое лицо[5]. Того жемнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)[6].
Итак, в соответствии с рассмотренным критерием окончательнымплательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход.
Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные поих перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практикеперелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда ииногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могутбыть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма.
В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции,например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способналогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений ипризнаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение илипользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным), периодическисоставляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) ив определенные сроки. В соответствии с критерием платежеспособности обложениеналогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же наоснове учета общей платежеспособности лица – к косвенным. Иными словами, всеналоги, в которых государство направляет требование определенному лицу ипроизводит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Теже налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности черездействия плательщиков, признаются косвенными.
Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение,разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложениерасходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится надоходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения инакопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного,подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которыеГеккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительскогохозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес ккосвенным[7].
Деление налогов на прямые и косвенные на основанииподоходно-расходного принципа, установленного в начале ХХ в., не утратило своего значения и в конце века.
Однако, помимо деления налогов на прямые и косвенные влитературе по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так,по мнению доктора экономических наук, профессора Б. Х. Алиева, по способувзимания все налоги классифицируются на три группы:
1) прямые налоги;
2) косвенные налоги;
3) пошлины и сборы.
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество,под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б. Х.Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два первыхразряда[8]. Именноданная классификация, на мой взгляд, является самой оптимальной, потому что вполной мере отображает систему сегодняшних налогов.
Следует отметить также, что в литературе по теорииналогообложения прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные иличные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доходможет оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организацииуплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки ипонесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных сучетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямыхналогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личныминалогами.
Доход может определяться и опосредованно, через оценкувнешних проявлений благополучия лица: вида и качества жилья, размера иместорасположения земельного участка и др. В этом случае облагается нефактический, а предполагаемый средний доход лица, получаемый в данныхэкономических условиях от того или иного предмета налогообложения (собственности,денежного капитала и др.). Эту группу прямых налогов называют реальными.Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название[англ. real – имущество].
Примером реального налога является единый налог на вмененныйдоход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщиказа вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом факторов,непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе статистических ииных исследований. Плательщиками налога являются, как правило, субъекты малогои среднего бизнеса – физические и юридические лица, ведущие предпринимательскуюдеятельность по оказанию услуг, при оплате которых преимущественно используютсяналичные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененногодохода устанавливается законодательными актами субъектов РФ с учетом методик,рекомендуемых Правительством РФ.
Реальные налоги учитывают потенциальные результатыдеятельности налогоплательщика. Так, налог на игорный бизнес введен с той жецелью, что налог на вмененный доход, потому что значительная часть доходовигорного бизнеса не предъявляется к налогообложению, не учитывается при расчетеналога на прибыль. Поэтому законодатель установил налог в твердом размере накаждый игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерскойконторы.
Однако если налог на вмененный доход ориентирован на учетряда факторов, существенных для определения потенциального дохода, то налог наигорный бизнес взимается по ставке, единой для всех игорных заведений,расположенных на территории субъекта РФ.
Таким образом, группу прямых реальных налогов образуютземельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водныйналог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группупрямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыльорганизаций, налог на наследование или дарение.
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
Отечественная система прямогоналогообложения складывалась, развивалась и видоизменялась почти всегда подвоздействием изменений в политическом устройстве государства, а также подвлиянием общественного развития и исторических событий.
Объединение древнерусскогогосударства началось лишь с конца IX века. Основной формой налогообложения были поборы в княжескую казну,которые назывались дань. Первоначально она носила нерегулярный характер и имелавид контрибуции с побежденных народов, а затем превратилась в систематическийпрямой налог. Платили ее мехами, монетами, продуктами питания, изделиямиремесла. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся количествомтруб и печей в каждом хозяйстве. Дань взималась двумя способами: во-первых, повозом— когда она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем — когда князья сами ездилиза ней.
Кроме дани в Древней Руси было такжеи поземельное обложение. Традиционно поземельный налог должен всегда падать начистый доход с земли. Однако способы определения дохода с земли в разное времяи в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял визмерении земли и обложении ее по количеству; в России же обложениепроизводилось по сохам или плугам. Но уже на довольно ранней ступеницивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способизменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в Древней Руси различалась«соха доброй» и «соха худой» земли. Другим старинным способом, еще болеераспространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога вразмере 1/10 валового дохода с земли.
В XIII веке после монголо-татарского нашествия и завоеванияРуси Золотой Ордой дань стала выступать формой эксплуатации русского народа.Единицей, обложения данью в городах был двор, в сельской местности — хозяйство.Известно 14 видов «ордынских тягостей», основной из которых был «выход», взимавшийсяс каждой души мужского пола и с головы скота.
Взимание прямых налогов в казнусамого Русского государства становится уже невозможным. Главным источникомвнутренних доходов стали пошлины, особенно торговые.
В конце первой четверти XIV века выступления русских городов иполитическое объединение Руси вокруг Москвы создали условия для свержениямонголо-татарского ига. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III, после чего началось созданиеналоговой системы Руси, включающей первые русские косвенные и прямые налоги.
В качестве главного прямого налогавыступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Кроме дани, источникомдохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы,леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для становления молодогоМосковского государства стали иметь целевые налоговые сборы. Но ведущее место вналоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины, главными из которыхбыли таможенные и винные.
В царствование Ивана III были заложены первые основыналоговой отчетности. Так, к этому времени относится введение первой налоговойдекларации — сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условныеподатные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямыхналогов.
Ивану Грозному удалось увеличитьгосударственные доходы посредством сбора налогов. Был введен дифференцированныйподход: налог зависел от изобилия или недостатка в угодьях. Многие натуральныеповинности в это время были заменены денежным оброком. Кроме обычных прямыхподатей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги.Главными косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные,банные и др.
В период царствования Алексея Михайловича(1629—1676 гг.) финансовая система России была несколько упорядочена путемсоздания в 1655 г. счетной палаты. Прямые налоги составляли 44% всех доходов,косвенные — 53,3%, чрезвычайные сборы давали 2,7%. Были повышены прямые налоги,введен налог на имущество.
В эпоху Петра I (1672—1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования.Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогамдобавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население,составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков;налоги с постоялых дворов; печей; налог на бород; военные налоги; налоги со сплавных,судов; с продажи съестного; с найма домов и др.
Период правления Екатерины I (1725—1730 гг.) отмечен ослаблением налогового бремени: былиснижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов. ПравлениеАнны Иоанновны (1730—1740 гг.) характеризуется серьезными налоговыми реформами:армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинностьбыла заменена денежной повинностью, изменилась система сбора горной подати.
Налоговая система стала вновьсовершенствоваться и развиваться лишь в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.): были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения вналогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги иподушную подать с купцов и установила гильдейский сбор.
В это время в России прямые налоги вбюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так,подушной подати в 1763 г. собиралось 5667 тыс. руб., или 34,3% всех доходов, ав 1796 г. уже — 24 721 тыс. руб., или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42%в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейныеналоги.[9]
В начале XIX века, во время войны с Наполеоном, государственныйбюджет сводился с огромным дефицитом: расходы в 2 раза превышали доходы,поэтому возросли акцизы, подушная подать. Доход помещиков с их земель обложилиподоходным прогрессивным налогом. Увеличились питейные сборы. Были повышеныгильдейские налоги с купцов. Возрос гербовый сбор.
Александр II (1855—1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой изменение налоговой системы. Основным налогом ранеевыступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Однако полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III(1881—1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк — платаказенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть специальныеналоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг,квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор сжелезнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В этот жепериод начала развиваться система регионального и местного налогообложения ввиде земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов иторговых заведений. Именно во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги.
Становление прямого налогообложенияРоссии продолжалось вплоть до революционных событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который сталиграть большую роль в экономике государства. Большое значение стал иметь также налогс недвижимого имущества, после увеличения ставки до 10%.
После деятельности министра финансовС.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, апрямые около 40%. Однако самые радикальные налоговые преобразования в 1903—1913гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности вподоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данногоналога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценкинедвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.
Сразу после революции в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог наприрост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личныхпромыслов. Чуть позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцевчастных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Также был введенединовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на городскуюбуржуазию и кулачество.
Главной спецификой времен НЭПа быловозвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственныйналог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Средипрямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый,подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличениякапитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямыеналоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-хгг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система — действовало 86видов платежей налогового характера.
В 1930—1932 гг. в СССР была проведенакардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов былаполностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) былиупразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями отприбыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. Следуетзаметить, что налоги с населения уже не имели большого значения для бюджета,так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключениемнормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Сначалом войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких ималосемейных граждан, однако основным налоговым платежом остается налог соборота — акциз на товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог сзаработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджетаСССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства.Налоги с населения составляли всего 7—8% всех поступлений бюджета.
На данном этапе системаналогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятияприбыли предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов,таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, астимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.
Перестройка, начавшаяся в середине1980-х гг., объективно привела к возрождению отечественного налогообложения.Уже в конце 1980-х гг. были предприняты попытки повысить налоговые ставки наприбыль кооперативов. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах спредприятий, объединений и организаций». Согласно этому закону устанавливаютсяобщесоюзные налоги, такие, как: налог на прибыль; налог с оборота; налог наэкспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на приростсредств, направляемых на потребление; налог на доходы и др.
После развала союзного государства иоформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 былиподготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогуна добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.
Середину 1990-х гг. В.Г. Пансковхарактеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» вналоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течениегода.[10]
Требуется масштабное, подчиненноеединой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено спринятием Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно вносимыепоправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговойсистемы России в настоящее время близок к завершению, в результате которогосформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы всеналоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основнаяцель дальнейшего совершенствования налоговой системы, а именно прямогоналогообложения, России должна заключаться в повышении эффективности еефункционирования.
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010года
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, вконсолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2010г. поступило налогов,сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учетаединого социального налога) на сумму 503,0 млрд. рублей, что на 13,9% больше,чем в январе 2009 года.