/>/>/>/>Федеральноеагентство по образованию (Рособразование)
/>/>/>/>государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
/>/>/>/>«Ярославскийгосударственный университет имени П.Г. Демидова»
/>/>/>/>Кафедрамировой экономики и статистики
/>/>/>/>
КУРСОВАЯ РАБОТА
/>/>/>/>
«Проблемы современной налоговой системы РФ. Закреплениеналогов за уровнями бюджетов»
2009 г.
Реферат
Даннаяработа включает в себя: 35 страниц, 10 источников используемой литературы, 2 электронныхисточника, 3 нормативно правовых акта, 1 приложение, 4 таблицы; ключевые слова:налог, налоговая система, налоговое регулирование, сущность налогов, функцииналогов, бюджетно-налоговый федерализм.
Предметомисследования являются налоги и их функции в формировании доходной частибюджетов разных уровней.
Объектом- консолидированный бюджет Ярославской области.
Цельисследования: раскрыть сущность проблем, связанных с формированием доходнойчасти бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений.
Впроцессе работы были рассмотрены налоги как основной источник формированиядоходной части бюджета, дано определение бюджетного федерализма, проведенсравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты разных уровней,рассмотрены формирование налоговых источников местных бюджетов, реформыместного самоуправления и выделены налоговые меры смягчения современногофинансового кризиса на уровне региона.
Врезультате исследования были сформулированы проблемы в областибюджетно-налоговой политики и предложения направленные на их устранение, такжебыли выделены налоговые меры смягчения экономического кризиса.
Содержание
Введение
1.Характеристикасовременной налоговой системы
1.1 Налоги как основнойисточник формирования доходной части бюджета
1.2 Налоги и бюджетныйфедерализм
2. Формированиеналогового механизма в России в условиях бюджетного федерализма
2.1 Сравнительный анализналоговых поступлений в бюджеты разных уровней (на примере Ярославской областиза период 2006-2008 год)
2.2 Реформы местногосамоуправления и формирование налоговых источников местных бюджетов
2.3 Налоговые меры смягченияэкономического кризиса
Заключение
Список используемойлитературы
Нормативно правовыеисточники
Введение
Засравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшнихдней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальныепреобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладкиналоговой системы.
Важноотметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характернобыло то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учетаисторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежногоопыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономическихрешений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая системарождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам.Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Быловелико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решенияэкономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчалисьуспехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подходак формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особеннонеприемлемых для экономики переходного периода.
Запоследние годы много сделано для существенного улучшения налоговых отношений вроссийской экономике. Приняты серьезные поправки в часть первую Налоговогокодекса Российской Федерации, направленные на улучшение налоговогоадминистрирования и совершенствование правил контрольной работы налоговыхорганов. Снижается налоговая нагрузка на экономику. Осуществлены серьезныемероприятия по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытогоперечня налогов, сокращения их числа, унификации налоговых баз, правил ипорядка уплаты конкретных налогов.
Вместес тем формирование налоговой системы страны еще не закончено. Можно говоритьлишь о создании основ современной налоговой системы государства с рыночнойэкономикой. В системе налоговых отношений накопилось огромное количествопроблем, многие из которых не решаются годами. Налоговая система страны весьмадалека от стабильности, а в определенной мере – и от предсказуемости.
Актуальностьтемы в том, что аппарат теоретического обоснования перспективных направленийразвития налогово-бюджетной системы России остается слабо разработанным, чтоприводит к недостаточному обеспечению бюджетов соответствующими доходами, такжеотсутствие четкой научно обоснованной классификации доходов бюджетов приводит кнеопределенности в методах разграничения обязательных платежей между бюджетамивсех уровней бюджетной системы.
Цельмоей курсовой работы – раскрыть сущность проблем, связанных с формированиемдоходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений. Для этогонеобходимо решить следующие задачи: дать характеристику современной налоговойсистемы, провести сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты разныхуровней на примере Ярославской области, рассмотреть формирование налоговыхисточников местных бюджетов и реформы местного самоуправления и выделитьналоговые меры смягчения современного экономического кризиса на уровне региона.
Даннаяпроблема нашла свое отражение в работах таких известных экономистов как: БерезинМ.Ю., Бобоев М.Р. (К.э.н), Наумчев Д.В. (Советник налоговой службы I ранга),Колчин С.П., Орешин В.П., Иванова Н.Г., Вайс Е.А, Кацюба И.А., ПетуховаР.А., Селюков А., Христенко В.
1.Характеристикасовременной налоговой системы1.1Налоги как основной источник формирования доходной части бюджета
Существованиелюбого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек вкакой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платитьналоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российскомзаконодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Налогииграют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляютболее 80% доходной части федерального бюджета. Совокупность взимаемых вгосударстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далееналоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Налоговая система[1] — совокупность налогов(сборов), принципов их установления, а также форм и методов налогового контроляи ответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговойсистемы — аккумулирование денежных средств в руках государства для выполненияим общественно полезных функций.
Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взносв бюджет соответствующего уровня государственной власти (или внебюджетный фонд)установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком впорядке и на условиях, определенных законодательством страны.
Можно выделить следующие основные функции налогов[2]:
· фискальная
· распределительная
· стимулирующая
· контрольная
С помощью реализации фискальной функции на практикеформируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условиядля функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функцииобеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.
С помощью налогов происходит перераспределение вновьсозданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики.Эту функцию налогов принято называть распределительной.
Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государствочерез финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накоплениякапитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот иналоговых санкций происходит регулирование производственной и социальнойактивности.
С одной стороны, государственные органы используют налоговыеметоды с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороныконтрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциалаэкономики при формировании доходов бюджетной системы.
Теоретическуюоснову налогов составляют его элементы. Основными из них являются:
· плательщикорганизации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачиватьналоги и (или) сборы;
· объектналогообложения юридические факты (действия, события, состояния), снаступлением которых возникает обязанность по уплате налога;
· налоговая база — сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу приисчислении налога;
· налоговая ставката часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде тогоили иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо впроцентах;
· налоговый периодэто календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам,по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,подлежащая уплате;
· порядокисчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно ккаждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовойуплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.
Всоответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленнымлишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементыналогообложения.
Кфакультативным элементам налогообложения относятся: налоговые льготы иоснования для их использования, ответственность за налоговые правонарушения, атакже порядок удержания и уплаты неправильно удержанных сумм налога.
Налогиклассифицируются по ряду признаков. Прежде всего, налоги подразделяются на двеподсистемы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретногофизического или юридического лица, а косвенные взимаются в виде надбавки к ценетовара. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики ипроводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно длястабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенныхналогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е.налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическимилицами. По объекту налогообложения налоги группируются следующим образом:налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средствапотребления. Основой следующего классификационного признака является источникуплаты налогов. Это: заработная плата, выручка, доход или прибыль,себестоимость.
Наиболеесущественным признаком классификации налогов является принадлежность их куровням власти и управления.
Налоговаясистема[3] образует совокупностьвзимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форми методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговаясистема многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов идругих платежей (система налогов), но также совокупность законов, указов иподзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и системугосударственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контрольза своевременностью и полнотой их уплаты.
Документом,регламентирующим концептуальные положения структуры и функционированияналоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс РоссийскойФедерации (часть I от 31 июля 1998 года 146-ФЗ, часть II от 5 августа 2000года, 117-ФЗ).
Вчасти I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построенияналоговой системы:
· единый подход ввопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговыхльгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
· чёткоеразграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей междуразличными уровнями власти;
· приоритет норм,установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативнымиактами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мерезатрагивающими вопросы налогообложения;
· однократностьналогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогомодного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
· определениеконкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, иналоговых органов с другой стороны.
Налогив России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида взависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные,местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам,имеющим федеративное устройство.
Налогии сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.
Таблица1
Классификацияналогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)[4]Федеральные (ст. 13 НК) Региональные (ст.14 НК) Местные (ст.15 НК)
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
1) налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес;
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
Большинстворегиональных и местных налогов устанавливаются законодательными актами РФ ивзимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяютсязаконодательными актами республик или решением органов государственной властикраев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводитьсярегиональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.1.2 Налоги ибюджетный федерализм
Обеспечение[5]целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любойстраны мира, и России в том числе, имеющих многоуровневую систему организациигосударственной власти, требует четкого разграничения по уровням всехсоставляющих частей триады «функции — полномочия — ресурсы». Каждыйиз уровней государственной власти, как и каждый из уровней местного самоуправления,должен обеспечивать реализацию своих функций, обладая необходимыми полномочиямии имея для их осуществления необходимые ресурсы (включая необходимую идостаточную собственность).
Известно, что по мереуменьшения степени централизации организации государственной власти можновыделить: 1) унитарные государства; 2) федеративные государства; 3)конфедеративные государства.
Особенностьюфедерализма, таким образом, по сравнению с унитаризмом является то, что нарядус горизонтальным разделением властей на законодательную, исполнительную исудебную ветви федерализм предполагает вертикальное разделение властныхполномочий между федеральным, субъектов Федерации и местными уровнями власти.Федерация — это объединение государств или государственных образований. Вфункции самого верхнего — общегосударственного (федерального) уровня должнывходить общесистемные для любого государства направления деятельности: оборона,внешняя политика, денежное обращение и финансовое регулирование,общегосударственная политика в сфере социального развития и трудовых отношенийи т.д.
Одним из важнейшихпринципов федерализма является субсидиарность, суть которого состоит враспределении функций между уровнями власти таким образом, что в ведениеверхних эшелонов власти включаются только те функции (и полномочия), которыеони могут выполнить лучше, чем нижние эшелоны. При использовании терминологиисистемного подхода — для обеспечения целенаправленного, эффективного,динамичного и устойчивого развития государства — должно иметь место оптимальноесочетание централизации и самостоятельности нижерасположенных эшелонов(децентрализация).
Важнейшей составнойчастью понятия «федерализм» вообще является «бюджетный» (точнее — «бюджетно-налоговый») федерализм.
Бюджетно-налоговыйфедерализм[6] — это форма обеспеченияединства и одновременно самостоятельности бюджетов различных уровнейгосударственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основаннаяна четких, закрепленных законодательством нормах.
Из теории управлениябольшими многоуровневыми системами известно, что жесткая централизация всехфункций и ресурсов на верхнем уровне в конечном счете не улучшает, а ухудшаеткачество и эффективность всей многоуровневой системы, поскольку лишает нижниеэшелоны инициативы и самостоятельности.
Финансово-бюджетныйфедерализм базируется на следующих основных принципах:
— принциперазграничения функций, ответственности и финансовой деятельности междуфедеральным центром и субъектами Федерации;
— принципе равноправиявсех субъектов Федерации в их финансовых отношениях с федеральным центром;
— принципесамостоятельности бюджетов разных уровней;
— принципе наличиясхемы финансового выравнивания на основе бюджетных трансфертов финансовогоположения объективно депрессивных субъектов Федерации и муниципалитетов;
— принципезаконодательной регламентации бюджетно-налоговых полномочий уровней власти.
Следует напомнить, чтопропорции между доходами бюджетов различных уровней в консолидированном бюджетестраны в различные периоды были следующими:
1990 г. — союзныйбюджет СССР: бюджеты республик СССР — 50% — 50%.
1993 г. — федеральныйбюджет РФ: бюджеты регионов — 60% — 40%.
2000 г. — федеральныйбюджет РФ: бюджеты регионов — 63% — 37%.
Таким образом, в целом,несмотря на провозглашаемую необходимость укрепления финансовойсамостоятельности субъектов Федерации, пока имеет место тенденция увеличенияцентрализации финансовых ресурсов в федеральном центре.
Формирование бюджетоввсех уровней, как известно, обеспечивается за счет налоговых и неналоговыхдоходов. В связи с этим оптимальный бюджетно-налоговый федерализм долженреализовываться прежде всего на основе оптимальной налоговой системы государства.
Экономическиепринципы формирования налоговой системы должны создавать условия длягосударственного регулирования воспроизводственного процесса не в форме прямогодирективного вмешательства, а посредством целенаправленного регулированияфинансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также в процессе накоплениякапитала, формирования платёжеспособного спроса населения. Отсюда, налоговаясистема, как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления иметодов контроля за их взиманием, призвана создавать для предпринимателей общиеусловия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала,повышению эффективности производства.
ВРоссийской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетногофинансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов. При этом ростналогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджетавсё равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникаетзадача разумного распределения доходного (налогового) потенциала между уровнямибюджетной системы страны.
Построениеналоговой системы определяется налоговыми полномочиями — правами уровнейбюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрироватьналоги. В соответствии с Конституцией РФ, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, ФЗО финансовых основах местного самоуправления и другими нормативно-правовымиактами, налоговыми полномочиями обладают Российская Федерация, субъектыРоссийской Федерации и органы местного самоуправления.
Всоответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджетыразличных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить назакреплённые и регулирующие:
· закреплённыеналоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетныйфонд;
· регулирующиеналоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции,установленной бюджетным законодательством.
Выделяютчетыре основных принципа распределения налоговых полномочий:
· стабильностьразделения;
· собственныедоходы должны быть достаточны для эффективной реализации расходных полномочий;
· доходы,генерируемые национальной экономикой должны облагаться федеральными налогами;
· праводелегировать (передавать) свои налоговые доходы нижестоящим бюджетам.
Можновыделить следующие критерии распределения налогов между уровнями бюджетнойсистемы[7]:
стабильности- чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, темвыше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться;
экономическойэффективности за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться теналоги, налоговая база которых в наибольшей степени зависит от экономическойполитики данного уровня власти. При этом если трудно обеспечить уплату налогана местном уровне, то налог необходимо закрепить за более высоким уровнемвласти;
мобильностиналоговой базы чем выше мобильность, тем на более высоком уровне долженсобираться налог;
равномерностиразмещения налоговой базы чем выше неравномерность (дисперсность) размещенияналоговой базы, тем больше должна быть централизация налога;
социальнойсправедливости — налоги, носящие перераспределительный характер, должны бытьзакреплены за федеральным уровнем;
бюджетнойответственности платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет тогоуровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает.
Вмировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Центра исубъектов Федерации в области реализации налоговых полномочий[8]:
1. распределениеналоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);
2. последующееразделение (расщепление) части доходов, полученных федеральным бюджетом отраздельного использования этих источников;
3. совместноеиспользование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использованиеналоговых баз).
ВРоссийской Федерации формально используются все три основные формыраспределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однакороль этих трёх форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделениефедеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формойявляется совместное использование доходной базы, а роль раздельногоиспользования источников крайне незначительна (Таблица 2).
Таблица2
Модельвзаимодействия Центра и субъектов Федерации в области налоговых полномочий поосновным видам налогов[9]Вид налоговых платежей Статус налога по законодательству В какой бюджет поступает Модель взаимодействия Используемый механизм Налог на прибыль Федеральный Федеральный, субъектов Федерации, местный Совместное использование налоговой базы Установление двух видов ставок Налог на доходы физических лиц Федеральный Субъектов Федерации, местный Распределение налоговых доходов Установление норматива зачисления в бюджет НДС Федеральный Федеральный Распределение налоговых доходов Установление норматива зачисления в бюджет Акцизы Федеральный
Федеральный, субъектов Федерации,
местный Распределение налоговых доходов Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в соответствующие бюджеты Налог на имущество предприятий Субъектов Федерации Субъектов Федерации, местные бюджеты Разделение налоговых баз (между Федерацией и её субъектами) Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерации и местными бюджетами) Таможенные пошлины Федеральный Федеральный Разделение налоговых баз
Такимобразом, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществес момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходовгосударства. Величина налогового бремени зависит от того, насколько великоколичество функций, осуществляемых государством: оборона, охрана общественногопорядка, здоровье и благополучие граждан и др. Каждый налогоплательщик долженпонимать, что он в первую очередь платит за свое благополучие и благополучиесвоих близких, а уклонение от уплаты налогов — это воровство и у государства, иу самих себя. Налоги формируют большую часть доходов бюджетов, поэтому важнопроанализировать влияние как целиком всех налогов и сборов, так и отдельных ихвидов на бюджеты различных уровней.
2.Формирование налогового механизма в России в условиях бюджетного федерализма2.1Сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты разных уровней (на примереЯрославской области за период 2006-2008 год)
Наосновании анализа динамики и структуры доходов консолидированного бюджетаЯрославской области в 2008 году в сравнении с доходами бюджетов другихсубъектов Российской Федерации и Центрального федерального округа, в данной,практической части, курсовой работы, представлены две сводные таблицы:
· В таблице 3[10]приведены данные о налоговых доходах бюджетов разных уровней Ярославскойобласти за 2006, 2007, 2008 года.
· В таблице 4приведены результаты сравнительного анализа уровня налоговых доходов на душунаселения по отдельным видам налогов.
Анализпроведен на основе отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектовРоссийской Федерации за 2006, 2007, 2008 год размещенных на официальном сайтеФедерального Казначейства.
Длярейтинговых оценок использовались среднедушевые значения доходовконсолидированных бюджетов всех субъектов РФ по основным статьям, а такжеудельные веса различных видов доходов к общему объему доходов бюджетовсубъектов.
Данныео численности населения в субъектах РФ взяты из материалов Росстата посостоянию на 1 января 2008 года.
Подоле налоговых доходов в общей сумме доходов бюджета (69%) Ярославская областьсоответствует среднероссийскому уровню. Налоговые доходы на душу населения врегионе в 2008 году оказались ниже среднероссийского значения на 28,3%,поскольку налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в целомросли в 2008 году опережающими по сравнению с Ярославской областью темпами восновном за счет налогов на доходы полезных ископаемых и налога на прибыль.Среди регионов ЦФО по данному показателю область занимает второй год 5 местопосле г. Москвы, Московской, Липецкой и Белгородской областей, среди субъектовРФ – 34 место.
Бюджетообразующиминалогами в Ярославской области являются: налог на прибыль организаций (24,1% вналоговых доходах), налог на доходы физических лиц (44,2%), акцизы (11,5%) иимущественные налоги (включая земельный, 15,2%