САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯАКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИМУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИЗаочная форма обучения
ФАКУЛЬТЕТЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине«Бюджетная система РФ»
На тему: «Принципы организации бюджетногопроцесса»Мурманск
2010
Содержание
Введение
1. Бюджетная система РФ: понятия
2. Принципы формирования бюджетной системы РФ
3. Участники бюджетного процесса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Бюджетные отношения вгосударстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупностькоторых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации служитцелям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетногозаконодательства Российской Федерации, правовые основы функционированиябюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений,порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетногопроцесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушениебюджетного законодательства Российской Федерации.
Предметом регулирования бюджетногоправа являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов,распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетная система России– важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правовогорегулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве идаже выделяются в особую подотрасль – бюджетное право. Построение бюджетнойсистемы России во многом определяет эффективность функционирования финансовойсистемы государства. Россия — федеративное государство, отсюда вытекаетнеобходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из еесубъектов. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансированиемероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное,краевое, окружное или местное значение. Вообще бюджет — это центральныйинститут финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровнейпроисходит аккумуляция, распределение и использование основной массыгосударственных и муниципальных денежных средств. В материальном смыслебюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией,субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этихгосударственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета являетсяобыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета,финансирования из бюджета и т.п[1].
Правовое регулированиебюджетной системы призвано разрешить многие вопросы: разграничение полномочиймежду уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходнойчасти бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований приформировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности ивзаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многоедругое.
1. Бюджетная система РФ:понятия
Одним из важнейшихинститутов государства является бюджетная система. Бюджетная система РоссийскойФедерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройствеРоссийской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов. Финансовые ресурсы, направляемые вбюджетную систему, обеспечивают органам власти выполнение возложенных на нихфункций.
Бюджетная система Россиисостоит из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет ибюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектовРоссийской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов;
3) местные бюджеты, в томчисле:
— бюджеты муниципальныхрайонов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образованийгородов федерального назначения — Москвы и Санкт-Петербурга;
— бюджеты городских исельских поселений[2].
Федеральный бюджетявляется одним из механизмов, позволяющих проводить государственнуюэкономическую и социальную политику. Федеральный бюджет и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в формефедеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов принимаются в форме законов субъектов РФ.Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актовпредставительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленномуставами муниципальных образований.
В местных бюджетах всоответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельнопредусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальныхобразований в связи с осуществлением органами местного самоуправленияполномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальныхобразований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней дляосуществления отдельных государственных полномочий. Субвенция — бюджетныесредства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РоссийскойФедерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах наосуществление определенных целевых расходов.
Бюджет муниципальногорайона (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений,входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертовмежду этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципальногорайона. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселениймогут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов,а также других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Бюджеты всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единствакассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета,привлечение и погашение источников финансирования его дефицита и осуществлениевсех расходов с единого счета бюджета.
Бюджеты по расходамисполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счетебюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедурсанкционирования и финансирования.
Этапами санкционированияявляются:
— составление и утверждениебюджетной росписи. Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределениидоходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицитабюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований междуполучателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетнойклассификацией Российской Федерации;
— утверждение и доведениеуведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетныхсредств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетныхсредств и бюджетным учреждениям. Бюджетные ассигнования — бюджетные средства,предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетныхсредств;
— утверждение и доведениеуведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателейбюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств — предельный объем правполучателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средствсоответствующего бюджета;
— принятие денежныхобязательств получателями бюджетных средств;
— подтверждение и выверкаисполнения денежных обязательств[3].
Процедура финансированиязаключается в расходовании бюджетных средств. Финансирование — обеспечениефинансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики вцелом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны иразвитие других сфер жизни общества. Осуществляется средствами хозяйствующихсубъектов бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов идругих источников.
2. Принципы формированиябюджетной системы РФ
Структура бюджетнойсистемы Российской Федерации основана на принципах:
— единства бюджетнойсистемы Российской Федерации;
— разграничения доходов ирасходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
— самостоятельностибюджетов;
— равенства бюджетныхправ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
— полноты отражениядоходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
— сбалансированностибюджета;
— эффективности иэкономности использования бюджетных средств;
— общего (совокупного)покрытия расходов бюджета;
— гласности;
— достоверности бюджета;
— адресности и целевогохарактера бюджетных средств.
Принцип единства означаетединство бюджетного законодательства РФ, организации и функционированиябюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетнойклассификации РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единыйпорядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходови осуществления расходов бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, ведения бюджетногоучета и отчетности бюджетов всех уровней и бюджетных учреждений.
Разграничение доходов ирасходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходовв бюджетной системе Российской Федерации, а также определение полномочий органовгосударственной власти (местного самоуправления) по формированию доходов,установлению и исполнению расходных обязательств[4].
Принцип самостоятельностибюджетов выражает право и обязанность органов государственной власти и местногосамоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующихбюджетов и эффективное использование бюджетных средств, самостоятельноосуществлять бюджетный процесс (за исключением случаев, предусмотренныхБюджетным кодексом РФ); право органов государственной власти и органов местногосамоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджетысоответствующего уровня бюджетной системы; самостоятельно определять формы инаправления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовоеобеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетовдругих уровней). Самостоятельность бюджетов также означает недопустимость:установления расходных обязательств и их непосредственного исполнения за счетсредств бюджетов других уровней; введения в действие в течение финансового годаорганами государственной власти и местного самоуправления решений и измененийбюджетного и налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов илиснижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы(решения) о соответствующих бюджетах; изъятия в течение финансового годадополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результатеэффективного исполнения бюджетов.
Равенство бюджетных правпонимается как определение бюджетных полномочий органов власти всех уровнейстраны, установление и исполнение расходных обязательств, формированиеналоговых и неналоговых доходов, определение объема, форм и порядкапредоставления межбюджетных трансфертов.
Принцип полнотызаключается в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственныхвнебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым ибюджетным законодательством Российской Федерации, а также законами огосударственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах всех уровнейв обязательном порядке и в полном объеме.
Сбалансированностьбюджета — соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объемудоходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Эффективность иэкономность использования бюджетных средств означает необходимость полученияпрогнозируемых результатов с использованием наименьшего объема средств илидостижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объемасредств.
Принцип общего(совокупного) покрытия расходов состоит в том, что все расходы бюджета должныпокрываться общей суммой его доходов и поступлений из источников финансированиябюджетного дефицита.
Гласность предполагаетпубликацию в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов обих исполнении, а также полноту представления информации о ходе исполнениябюджетов. Процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в томчисле по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного(представительного) органа государственной власти, должны быть открыты для обществав СМИ. При этом секретные статьи утверждаются только в составе федеральногобюджета.
Достоверность бюджетаозначает научную обоснованность показателей прогноза социально-экономическогоразвития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходовбюджета.
Принцип адресности ицелевого характера бюджетных средств в определенной степени гарантируетполучение бюджетных средств конкретными получателями с обозначением их целевогонаправления. Нарушения адресности либо целей использования, не обозначенныхбюджетом, оцениваются как нарушения бюджетного законодательства РФ.
3. Участники бюджетногопроцесса
Участниками бюджетногопроцесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Президент РФ;
Государственная Дума ФСРФ;
Совет Федераций ФС РФ;
Правительство РФ;
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство;
Федеральная налоговаяслужба;
Центральный банк РФ;
Счетная палата РФ;
Федеральная службафинансово-бюджетного надзора;
государственныевнебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядителибюджетных средств;
иные органы, которымделегированы законодательством Российской Федерации бюджетные, налоговые и иныеполномочия.
Заключение
Однимиз важнейших институтов государства является бюджетная система. Построениебюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установленыБюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетовразличных уровней.
Напротяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы,мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным итерриториальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетныйкодекс позволят регулировать экономические и социальные процессы в интересахчленов общества. Таким образом, бюджетное устройство РФ обусловлено характеромее государственности и представляет собой единство трех уровней бюджетнойсистемы – федерального, субъектов РФ и местного (муниципального)[5].
Рассмотрев бюджетнуюсистему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы. Основныефункции управления государством возложены на центральные органы власти. Длявыполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственныхмероприятий формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет.Средства Федерального бюджета являются главным источником финансированияструктурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно–промышленногокомплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.
Бюджеты, входящие вбюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг вдруга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются вфедеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Дляуспешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределениябюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработанызаконодательные акты, положения, приказы.
Наиболее важным и емкимиз законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права,является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетногозаконодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российскойфедерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядокрегулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетногопроцесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенциюи полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере. В рыночнойэкономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние наэкономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системыкак одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.В заключении можно сделать вывод, что концептуальные положения построения новойбюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установленыБюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ регламентируютправа и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы,правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных иисполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения иисполнения бюджетов всех уровней.
Список использованныхисточников
1. Бюджетный кодекс РФот 31.07.98 № 145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 09.02.2009).
2. Романовский,М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. — 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008.– 576 с.
3. Годин, А.М.,Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин,В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. — 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко,2009. – 628 с.
4. Денисова, И.П.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.П. Денисова, С.Н. Рукина.2-е изд. перераб и доп. – М., Юнити-Дана, 2009. – 288 с.
5. Федеральныйбюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. –2005. – 1. — С. 3.
6. Бюджетныйфедерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 2006. — 3. – С.19.