Введение
Налогообложениемалого бизнеса в нашем государстве несовершенно, но это не повод, чтобы неплатить налоги совсем. Гораздо более разумным и законным выходом из положенияявляется подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса. Многиеиндивидуальные предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения, но онапорождает много вопросов и сложностей. Отчетность меняется слишком часто даже всфере малого бизнеса, а общение с налоговой инспекцией большинствопредпринимателей желает свести к минимуму.
Налогообложениев бизнесе любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу изрелость самого государства. В последнее время предпринимаются попытки состороны государства облегчить ведение малого бизнеса. В частности, подачадеклараций по упрощенке переведена на срок одного раза в год.
Такимобразом, актуальность выбранной темы обусловлена сложностью и недостаточнойразработанностью материала в сфере налогообложения малого бизнеса и ееоптимизации.
Цельданной работы – осветить основные принципы налогообложения малогопредпринимательства и пути ее оптимизации.
Длядостижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
обозначитьсуществующие системы налогообложения малого бизнеса, подробно остановившись нахарактеристике отдельных ее видов; назвать основные проблемы оптимизацииналогообложения малого бизнеса.
Привыполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как«Налоги» под редакцией Алексеева М. Ю., Болабановой О. Н., «Налоги иналогообложение» под редакцией Перова А.В. и др., а также статьи таких журналовкак «Российский налоговый курьер», «Налоговый вестник» и др.Нормативно-правовой основой стал Налоговый кодекс Российской Федерации.
Глава1. Налогообложение малого бизнеса
1.1Характеристика системы налогообложения малого бизнеса
Наиболеедейственным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, являетсяустановление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшитьэкономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитиюмалого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных странпоказывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимовпозволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.
Анализсуществующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальныеналоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малогопредпринимательства в нашей стране. Однако, по мнению авторов статьи, в них всееще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.
Экономическоеразвитие большинства стран к концу XX в. столкнулось с рядом серьезныхтрудностей, и одним из приоритетных направлений выхода из сложившейся ситуацииявилось расширение сферы и масштабов деятельности малого бизнеса во всех формахи видах. Гибкой по структуре и небольшой по размеру компании легче следоватьпотребительским предпочтениям, производить широкую номенклатуруконкурентоспособных изделий и услуг, использовать современную технику итехнологию.
Необходимостьадекватной реакции на изменения рыночной конъюнктуры, развитиенаучно-технического прогресса и выход на первый план качественных характеристикпродукта обусловили роль малого бизнеса как необходимого элемента экономикилюбого государства. И реальная поддержка конкурентоспособности малыхпредприятий может быть реализована лишь через налоговую политику, котораяучитывает не только интересы государства, но и отдельного налогоплательщика.
Сначалом экономических реформ в России на малое предпринимательство такжевозлагалось решение серьезных экономических и социальных задач. Однако развитиемалого бизнеса было сопряжено со сложностями, которые можно объяснить какобъективными, так и субъективными причинами. Отсутствие системы государственнойподдержки и регулирования малого бизнеса, опыта у руководителей, сложности сполучением кредитов и сбытом продукции зачастую становились непреодолимымипрепятствиями на пути процветания малых предприятий, и многие из них достаточнобыстро разорялись. Все это привело к существенному сокращению числа малыхпредприятий и преобладанию в их структуре посреднических и торговых организацийпри практическом отсутствии малых предприятий в производственной сфере.
Доначала реформ основное внимание при реализации налоговой политики в РоссийскойФедерации уделялось фискальной функции. Реформирование налоговогозаконодательства, начатое в 1991 г., было направлено на уменьшение избыточнойориентированности на фискальную функцию, с переориентацией на функциюстимулирования роста конкурентоспособности бизнеса, выражающейся внеобходимости повышения информированности налогоплательщиков, ихконсультирования и воспитания.
Однаконаиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, являетсяустановление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшитьэкономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитиюмалого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных странпоказывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимовпозволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.
Налоговымкодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализациифискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы[1].
Общийрежим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных,региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всехрегионов России, а региональные — только в тех, где законодательный органпринял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формыотчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актамиместных органов власти.
Установлениеспециальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнесапродиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема ихдеятельности.
Специальныеналоговые режимы получили распространение и в ряде стран ближнего зарубежья,таких как Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина и др.
Использованиеспециальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких какналог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организацийи единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которогорассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются вобщем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферыдеятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) иорганизационно-правовой формы бизнеса.
Делаяокончательный выбор в отношении той или иной организационно-правовой формыбизнеса, необходимо отчетливо представлять как их недостатки, так и преимуществаи возможность их использования.
Так,учредитель общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечает своимличным имуществом по долгам фирмы и не несет ответственность за нарушения,которые были допущены в работе (ст. 87–94 гл. 4 ГК РФ).
Посравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальныйпредприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ:
простаяи быстрая регистрация предприятия;
любойразмер уставного капитала;
возможностьрегистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости вбанковском расчетном счете;
простаясхема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведениебухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).
Всвязи с этим лица, которые планируют начать предпринимательскую деятельность,выбирая организационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве случаяхостанавливаются на ООО или ИП.
Взависимости от различных показателей выбирается один из четырех специальныхрежимов или применяются несколько одновременно.
Системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — специальныйналоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций ииндивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукциюили выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующуюпереработку).
Системапредусматривает на добровольных началах замену единым сельскохозяйственнымналогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате приввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.
Упрощеннаясистема налогообложения (УСНО) — одна из наиболее популярных систем, посколькуналогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того,он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно,является существенным преимуществом.
Объектомналогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы,уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор объектаналогообложения зависит от доли расходов в общем объеме выручки и их состава,так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.
Припереходе на УСНО налогоплательщик, в зависимости от организационно-правовойформы, освобождается от уплаты следующих налогов:
ООО— налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающейуплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию РоссийскойФедерации), налога на имущество организаций, ЕСН;
ИП— налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской деятельности,НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношенииимущества, использованного в деятельности индивидуального предпринимателя) иЕСН.
Существуютжесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСНО.
Неимеют права применять данную систему:
банки,страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды,профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы,занимающиеся частной практикой;
юридическиелица и ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров,добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе иустановленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашенийо разделе имущества;
переведенныена единый налог на вмененный доход (ЕНДВ) в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;
переведенныена ЕСХН.
Крометого, на УСНО, согласно подпунктам 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют правопереходить организации:
имеющиефилиалы и (или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГКРФ);
вкоторых доля участия сторонних организаций превышает 25%;
списочнаячисленность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;
вкоторых стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА),определенных в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн.руб.
Кнеудобству данной системы можно отнести легкость утраты права по ее применению.
Дляэтого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20,00 млн руб. или иметьостаточную стоимость ОС и НА более чем в 100,00 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НКРФ). Как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплаташтрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь периодприменения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдачаналоговой и бухгалтерской отчетности[2].
Вполнеоправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкийкруг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, аналогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных спереходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.
Крометого, налогоплательщики УСНО должны отслеживать все изменения в налоговомзаконодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налогаозначает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решениедублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета иливозможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторымвидам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.
Единыйналог на вмененный доход (ЕНВД) — специальный налоговый режим, которыйприменяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектовРоссийской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующимивидами деятельности:
оказаниебытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию,мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;
услугобщественного питания и розничной торговли;
распространенияили размещения наружной рекламы.
Существуетвозможность «выбора» ЕНВД для видов деятельности, для которых установленыследующие ограничения:
розничнаяторговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);
оказаниеуслуг общественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);
оказаниеавтотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20транспортных средств).
Соответственнопревысив эти ограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровняограничений, можно применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную системуналогообложения.
Размерналога фиксирован и не зависит от величины полученного дохода.
Даннаясистема является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причинечастого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммыуплаченного ЕНВД.
Отсутствиевозможности учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие, снижениевозможности к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщикаизбежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса еев регионы, где ЕНВД не уплачивается[3].
Стоитотметить, что, наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримымпреимуществом — снижением себестоимости продукции (работ, услуг) за счетотсутствия таких налогов, как НДС и ЕСН, что особенно актуально для малыхпредприятий.
Такжехотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациями индивидуальным предпринимателям применять УСНО и систему налогообложения ввиде ЕНВД одновременно.
Системаналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — довольноспециализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений оразделе продукции (полезных ископаемых, добытых из недр на территорииРоссийской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации),заключенных между государством и пользователем недр в соответствии сФедеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Но,как показывает статистика, самой популярной системой у представителей малогобизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента дляиндивидуальных предпринимателей.
Системаналогообложения на основе патента — модернизированный вид УСНО.
Сутьэтого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент навид деятельности, которым предприниматель занимается, не привлекая к своейдеятельности наемных работников.
Покупкапатента осуществляется на квартал, полугодие, 9 месяцев или год и оплачиваетсядвумя частями: одну треть стоимости — не позднее 25 дней после начала работы поновой системе, оставшуюся часть — не позднее 25 дней по окончании периода, накоторый был выдан патент.
Годоваястоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке,предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ, процентная доля установленного покаждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст.346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальнымпредпринимателем годового дохода.
Размерпотенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годовогодохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому извидов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение ИПупрощенной системы налогообложения на основе патента.
Преимуществоданного подхода, несмотря на необходимость соблюдения ограничения по размеругодовой выручки, в том, что список видов деятельности с возможностьюприобретения патента настолько обширен, что охватывает практически весь спектринтересов малого предпринимательства. При этом условия работы с покупкойпатента намного проще условий УСНО.
Таккак возможность добровольного выбора организацией или ИП предусмотрена толькодля систем ЕСХН, УСНО и ее модернизированного варианта в виде патента для ИП,то и оптимизация может быть связана прежде всего с этими режимами.
Например,в Налоговом кодексе РФ до сих пор не установлено, что делать налогоплательщику,если он утратил право на применение УСНО по основаниям, не указанным в п. 4 ст.346.13, который гласит: «Если по итогам отчетного (налогового) периода доходыналогоплательщика превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного(налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленнымпунктами 3 (пункт, в котором перечислены лица, которые не в праве применятьУСНО) и 4 (пункт об одновременном применении УСНО и ЕНВД) статьи 346.12настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право наприменение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в которомдопущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям».
Например,в связи с началом осуществления видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 346.12НК РФ, при которых субъект не вправе применять УСНО, в случае превышениячисленности и т. п.
Целесообразнымпредставляется в этом случае дополнение ст. 346.13 НК РФ п. 8, например, следующегосодержания: «В случае если налогоплательщик утратил право на применение УСНО,по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, он обязан перейти на обычнуюсистему налогообложения с даты утраты такового права. Об утрате права наприменение УСНО налогоплательщик представляет в налоговый орган уведомление всрок до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла утратаправа на применение УСНО».
Особоевнимание следует обратить на тот факт, что в случае использования специальныхналоговых режимов налогоплательщик уже не является плательщиком НДС.Следовательно, его контрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общийрежим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС,поэтому сделка становится для них малопривлекательной.
Необходимоотметить, что и реальные налогоплательщики не остаются равнодушными ксовременному состоянию системы налогообложения малого бизнеса, и вызываетуважение настойчивость, с которой они пытаются найти решения некоторыхпроблемных моментов в налоговом законодательстве. Поправки к Налоговому кодексуРФ, предложенные рядом групп налогоплательщиков, отличает высокая юридическаяграмотность и глубокое понимание проблем на практическом уровне. При этомпоправки касаются как создания благоприятного режима налогообложения малогобизнеса, так и шагов, позволяющих минимизировать урон бюджетной системы страны.Хочется надеяться, что акции такого рода не останутся без внимания со сторонызаконодателей и конструктивные и оправданные предложения попадут на страницыНалогового кодекса[4].
Необходимостьоптимизации системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями.Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, таккак удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментомне только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции,но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможноповышение конкурентоспособности страны в целом.
1.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
Субъектымалого бизнеса могут перейти на упрощенную систему налогообложения, дляэкономии на налогах. Как известно, существует два вида упрощенки: а) доходы –т.е.
Субъектымалого бизнеса могут перейти на упрощенную систему налогообложения, дляэкономии на налогах. Как известно, существует два вида упрощенки: а) доходы –т.е. налог платится в размере 6% от общего дохода организации (в доходвключаются: обороты по банковскому счету, кассе, а также доходы повзаимозачету); б) доходы за вычетом расходов – в размере 15% от суммыналогооблагаемой базы. При выборе вида упрощенки необходимо все просчитать,т.к. по закону нельзя будет менять вид УСНО в течение трех лет с моментаперехода. Можно вывести формулу, по которой будет видно какую форму лучшевыбрать, пусть x – величина дохода, y – величина расхода, z – величина налога,тогда:
(x– y) * 15% = z1;
x* 6% = z2.
Еслиучесть то, что z1 меньше z2 выходит:
(x– y) * 15% меньше x * 6%, решая данное неравенство, получаем y больше 0,6x.
Изуравнения видно, что при выборе формы налогообложения при УСНО необходимоучитывать, что если у Вас расходы превышают 60%, то Вам будет выгоднее работатьпо форме доходы за вычетом расходов, и соответственно наоборот.
Преимуществамиупрощенной системы налогообложения являются:
1)экономия на налогах (налогоплательщики-упрощенщики платят единый налог вместоналогов на прибыль, имущество, НДС, ЕСН);
2)нет необходимости содержать большой штат бухгалтеров
Недостаткиупрощенной системы налогообложения:
1)потеря покупателей (крупные фирмы не станут работать с упрощенщиком из-за невыделенного НДС в заполненном бланке счет-фактуре);
2)теоретически появляется вероятность в том, что при преодолении фирмойустановленных лимитов придется восстанавливать весь бухгалтерский учет за год.
Наупрощенной системе налогообложения выгоднее работать фирмам занимающихсяработой с населением или такими же мелкими фирмами. Организации работающие скрупными клиентами выгоднее работать по общему режиму налогообложения. Передвыбором режима налогообложения в бизнесе необходимо представить, чем будетзаниматься фирма, с кем работать (население, организации), предусмотретьдоходы.
Применениеспециальных режимов налогообложения призвано облегчить жизнь малогопредпринимательства, по крайней мере, в плане начисления и уплаты налогов.
Режимприменения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности былустановлен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, а с 1 января 2003 года его применение осуществляется в соответствии с главой 26.2«Упрощенная система налогообложения» Налогового Кодекса РФ. С тех порконтролирующими органами были утверждены документы, регламентирующие применениеданного вида налогообложения (такие как формы декларации, инструкции и др.).
Всоответствии с вышеперечисленными нормативными актами под упрощенную систему«подпадают» ИП и организации, средняя численность работников которыхне превышает 100 человек, а доход в течение года составляет не более 15миллионов рублей.
Существуюти другие критерии. Так, организации не должны иметь филиалов и (или)представительств, а доля участия в фирме других организаций не должна превышать25%.
Немогут применять «упрощенку» те, кто:
— занимаются специфическими видами деятельности (банки, ломбарды, нотариусы ит.д.)
— применяют иные специальные налоговые режимы (за исключением ЕНВД),
атакже если стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100миллионов рублей.
Итак,оценив собственное предприятие по вышеперечисленным критериям, налогоплательщикподает заявление в налоговую инспекцию и обретает возможность примененияупрощенной системы.
Чтоже он получает в действительности?
1.Освобождение от уплаты:
— налога на прибыль (для организаций) либо налога на доходы физических лиц (дляиндивидуальных предпринимателей);
— налога на имущество;
— налога на добавленную стоимость (за исключением подлежащего уплате при ввозетоваров на таможенную территорию РФ);
— единого социального налога;
взаменна уплату единого налога.
Уплачиваетсяединый налог не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшимкварталом (авансовые платежи) и не позднее 31 марта года, следующего заистекшим годом.
Единыйналог может рассчитываться от суммы доходов (6% от суммы доходов) или разницымежду доходами и расходами (в этом случае применяется ставка 15%). Указатьспособ расчета нужно при подаче документов на право применения«упрощенки». С целью определения суммы единого налога всехозяйственные операции отражаются в Книге учета доходов и расходов[5].
Налоговуюдекларацию «упрощенцы» подготавливают за каждый квартал, т.е.посещать налоговую инспекцию для сдачи отчетности нужно раз в квартал(российские законодатели обещают в ближайшее время принять закон, разрешающий«упрощенцам» отчитываться 1 раз в год).
2.Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учетаосновных средств и нематериальных активов.
Вместес тем «упрощенцы» применяют общий порядок ведения кассовых операций ипредставления статистической отчетности и уплачивают страховые взносы наобязательное пенсионное страхование.
Помимоперечисленных обязанностей организации и индивидуальные предприниматели вправеосуществлять в добровольном порядке уплату страховых взносов в Фонд социальногострахования РФ.
Перечисленныефакты выявляют значительное ослабление налоговой нагрузки на малый бизнес, идают возможность привлечения внешнего специалиста для ведения бухгалтерскогоучета, что опять-таки уменьшает расходы бизнеса (зачастую предпринимательпросто собирает всю документацию за определенный период и передает ее дляоформления декларации и расчета налога). А саму отчетность вполне можноотправить по почте, без длительного ожидания в очередях налоговой инспекции.
Такимобразом, применение упрощенной системы налогообложения не только даетвозможность «сэкономить» на налоговых платежах, а значит, пустить средства«в оборот», но и высвобождает время предпринимателя для решения задачпо развитию бизнеса.
Глава2. Проблемы оптимизации системы налогообложения малого бизнеса
Изначальнов России производство было высокомонополизированное и поэтому малый бизнес внаше время играет огромную роль в его развитии. Малое предпринимательствопозволяет создавать новые рабочие места, обеспечить стране необходимуюнасыщенность рынка, формировать конкуренцию и т.д. В современных условиях малоепредпринимательство в Российской Федерации предоставляет до 70% рабочих мест, адоля его участия в ВВП колеблется от 30 до 50%.
Реальностьюнаших дней является мировой финансовый кризис, влияние которого ощутили на себевсе экономические субъекты, в том числе и малые предприятия. Следует отметитьболее острую подверженность малого бизнеса к воздействию финансового кризиса. Вусловиях сложной экономической обстановки малое и среднее предпринимательствоне всегда может точно предсказать уровень своих доходов, возможные результатыисхода той или иной негативной ситуации. Величина убытков, порой,незначительная для крупного предприятия, может оказаться губительной длямелкого товаропроизводителя.
Большинстворазвитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. Вцелях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РФ». В настоящее время – это основополагающий документ,регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства,определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктурыих поддержки, виды и формы такой поддержки (рис.1.).
Изсовокупности финансовых мер поддержки со стороны государства, пожалуй,определяющим фактором развития малых форм хозяйствования является системаналогообложения. Необходимо отметить, что малому бизнесу, в отличие от другихкоммерческих предприятий, предлагается больший выбор систем бухгалтерскогоучета, отчетности и налогообложения. В целях содействия развитию малого исреднего предпринимательства в Российской Федерации разработаны специальныеналоговые режимы. Указанные режимы налогообложения позволяют создатьблагоприятный налоговый климат и снизить налоговую нагрузку на бизнес. финансовая имущественная информационная консультационная
/>/>/>/>ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
/>/>/>/>поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
Рис.1. Формы поддержки субъектов малого и среднегопредпринимательства в России
Важнотолько определить возможность применения того или иного вариантаналогообложения конкретным субъектом с учетом установленных ограничений. Какизвестно, к числу специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малогои среднего предпринимательства, относятся упрощенная система налогообложения(УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход(ЕНВД). При этом применение ЕНВД ограничивается видами осуществляемойдеятельности, в то время как воспользоваться упрощенным режимом налогообложениямогут предприятия, отвечающие установленным, преимущественно, экономическимкритериям. Именно об упрощенной системе налогообложения более подробно пойдетречь далее.
Вовторой половине 2008 года, а также в течение текущего, 2009 года было внесеноряд существенных изменений в действующее налоговое законодательство. Изменениянаправлены на поддержку малого бизнеса путем создания более благоприятныхусловий для применения ими специальных налоговых режимов. Однако сопоставлениепринятых мер позволяет усомниться в действенности некоторых из них[6].
Наиболеесущественным из числа экономических критериев, ограничивающих применениеупрощенной системы налогообложения налогоплательщиками-организациями, являетсяпредельный размер их доходов, установленный Налоговым кодексом РФ и подлежащийиндексации на коэффициент-дефлятор, утверждаемый Правительством РФ ежегодно.Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 г. № 395 на 2009 год был определенновый коэффициент-дефлятор для целей УСН, равный 1,538. Следовательно,организации могли бы перейти на УСН с 1 января 2010 года, если их доход за 9месяцев 2009 года не превысил 23, 070 млн. рублей (15 х 1,538), иобязаны были бы вернуться на общий режим налогообложения, если в 2009 году ихдоход превысил 30, 760 млн. рублей (20 х 1,538).
Вместес тем, уже в июле 2009 года Федеральным законом № 204-ФЗ предусмотреновременное увеличение предельных пороговых значений перехода на УСН и утратыправа применения ее. До 1 октября 2012 года приостановлено действие нормы НК РФв отношении 15 млн. рублей и до 1 января 2013 года – индексации даннойвеличины. Норма о размере величины дохода в 20 млн.рублей, превышение котороговлечет утрату права применения УСН и индексации его величины не действует такжедо 1 января 2013 года. В соответствии с вышеназванным законом, предельныйразмер дохода, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения,установлен в размере 45 млн.рублей, а превышение 60 млн.рублей приведет кутрате права применения спецрежима. Обе величины не подлежат индексации.
Весьмасложно однозначно оценить подобные нововведения, если учесть решение ВАС РФ вотношении применения коэффициента-дефлятора. Согласно статьи 346.12 НК РФ,величина предельного размера доходов организации, ограничивающая правоорганизации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексациина коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующийкалендарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы,услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также накоэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.
ПостановлениемПрезидиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года №12010/08 требования статьи 346.12 НК РФ признаны императивными. Из текстовПриказов Минэкономразвития России об установлении коэффициентов-дефляторов неследует, что коэффициент-дефлятор на очередной год учитывает предыдущиекоэффициенты-дефляторы. Поэтому при расчете предельного размера доходовнеобходима его индексация на коэффициент-дефлятор очередного года и накоэффициенты-дефляторы, применявшиеся в предшествующие годы. Таково решениеПрезидиума ВАС РФ. Таким образом, до изменений, вводимых в действие Федеральнымзаконом 204-ФЗ, УСН могли бы применять организации, ежегодный размер выручкикоторых не превысил немногим менее 58 млн.руб.(20 млн.руб. х 1,132 х 1,241х 1,34 х 1,538). И это уже по итогам 2009 года. Соответственно можно ожидатьеще большей суммы, с учетом индексации, в последующие годы. Но действиепредельного размера доходов в 20 млн.руб., скорректированного накоэффициент-дефлятор, приостановлено и определена твердая сумма, позволяющаяиспользовать упрощенную систему, в 60 млн.руб. Приостановлено и действие п.2ст.346.12 Налогового кодекса, который определял механизм применениякоэффициентов-дефляторов.
Такимобразом, становится весьма сомнительной результативность такой меры, призваннойобеспечить доступность льготного налогового режима для более широкого кругапредприятий.
Необходимоучитывать интересы развития сферы материального производства, в составе которойфункционируют многие малые предприятия, обеспечивая при этом еще идополнительную занятость населения, а также следует воспользоваться правомустановления пониженных ставок.
Конечно,приведенные изменения – не единственные в налоговом законодательстве,предусмотренные для малого и среднего предпринимательства, а преобладающая ихчасть, все же, реально способствует созданию благоприятных условий длястабилизации положения и развития малых форм хозяйствования[7].
Заключение
Анализсуществующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальныеналоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малогопредпринимательства в нашей стране. Однако, по мнению авторов статьи, в них всееще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.
Налоговымкодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализациифискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.
Общийрежим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных,региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всехрегионов России, а региональные — только в тех, где законодательный органпринял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формыотчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актамиместных органов власти.
Установлениеспециальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнесапродиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема ихдеятельности.
Взависимости от различных показателей выбирается один из четырех специальныхрежимов или применяются несколько одновременно.
Упрощеннаясистема налогообложения (УСНО) — одна из наиболее популярных систем, посколькуналогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того,он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно,является существенным преимуществом.
Соптимизации системы налогообложения в сфере малого бизнеса разработан ряд мерна федеральном уровне, что требует дополнений со стороны законодательстваотдельных регионов.
Списокиспользованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 05.01.2008).
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с 01.02.2008).
3. Федеральный закон от08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принят ГД ФС РФ 13.07.2001.
4. ПостановлениеПрезидиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года №12010/08 // Консультант плюс (ИБ: Судебная практика).
5. Приказ Минфина РФ от30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения побухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01» (зарегистрировано вМинюсте РФ 28.04.2001 № 2689).
6. Приказ Минфина РФ от16.10.2000 № 91н (ред. от 27.11. 2006 ) «Об утверждении положения побухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14 / 2000».
Литература
1. Алексеев М. Ю.,Болабанова О. Н. Налоги: учебник для студентов вузов.- М.: Финансы и статистика.-2005.- 489 с.
2. Грудцына Л. Ю.,Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системеналогообложения: юридический справочник. М.: «Эксмо». — 2006.- 542 с.
3. Перов А. В. Налоги иналогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М, — 2005. – 618 с.
4.Черник И. П. Малыйбизнес в России.- Ростов-н/Д: Феникс. — 2004. — 129 с.
Журналы
1.Андреев И. М.«Налогообложение субъектов малого предпринимательства» «Налоговый вестник». — 2005.- № 10.
2. Андреева И. «Окритериях выделения малого и среднего бизнеса» // «Общество и экономика». — 2007.- № 7.
3. Артельных И. В. «ЕСХН:декларация изменилась» // «Российский налоговый курьер». — 2007.- № 13–14.
4. Вартанов М. ПроектЕвропейского Союза «Электронные навыки для российских малых и среднихпредприятий» // «Проблемы теории и практики управления». — 2006.- № 2.
5. Волконский В. А. «Ороли малого и среднего бизнеса в России и мире» // «Экономика и математическиеметоды». — 2009. Т. 41. — № 1.
6. Грасмик К. И.«Участие малых высокотехнологичных предприятий в выполнении государственного имуниципального заказа: эмпирический анализ» // «ЭКО». — 2006. — № 10.
7. Дадашев А. «Ресурснаяэффективность малых предприятий» // «Экономист». — №6 — 2006.