МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРАСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КУРСОВАЯ РАБОТА
дисциплине «Налогии налогообложение»
Тема: «Права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков. Порядок обжалования неправомерных действий налоговыхорганов».
Выполнила_________________________________студентка гр. МЭО3-81 М.А. Шульдешова
(подпись, дата)
Проверила________________________________________преподаватель А.П. Левина
(подпись, дата)
Ростов-на-Дону
2002
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Права и обязанностиналогоплательщиков……………………………..4
1.1 Понятие налогоплательщиков,плательщиков сборов и взаимозависимых лиц…………………………………………………4
1.2 Состав прав иобязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов…………………………………………………………………..6
1.3 Налоговые агентыи сборщики налогов и сборов как участники налоговых взаимоотношений…………………………………………9
1.4 Представительствов отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах…………………………………………………….10
2. Ответственность налогоплательщиков занарушение налогового законодательства………………………………………………………….12
2.1 Понятие иосновополагающие принципы налоговой ответственности……………………………………………………….12
2.2 Действия, закоторые налогоплательщик не несёт ответственности……………………………………………………….14
2.3 Виды налоговыхправонарушений и система налоговых санкций..16
2.4 Ответственностькоммерческих банков……………………………..18
3. Порядок обжалования неправомерныхдействий налоговых органов..20
3.1 Теоретическаябаза для обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………………….20
3.2 Судебная практикапо делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговыхорганов……………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………..28
Введение
С 1 января 1999 года вступил в действие новый НалоговыйКодекс РФ. Именно с введением данного кодекса, как своеобразной налоговойконституцией, связано перспективное развитие налоговой системы РоссийскойФедерации. По замыслу его авторов, Налоговый Кодекс должен четко определятьправовой статус налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов,кредитных учреждений, то есть всех участников налоговых отношений. Налоговыйкодекс должен четко определить основные положения по определению налогов,налоговых обязательств, обеспечение мер по их выполнению, ведению учетапоступающих финансовых ресурсов, привлечение налогоплательщиков кответственности за налоговые правонарушения и обжалование действий и решенийдолжностных лиц налоговых органов.
Не везде и не в полной мере разработчикам НалоговогоКодекса удалось это сделать. Однако надо указать на то, что многие положенияКодекса сами по себе являются революционными. Например, такие принципы кактолкование неразрешимых противоречий законодательства о налогах в пользуналогоплательщика (ч.7 статьи 3 НК), возложение обязанность доказывания виновностиналогоплательщика в совершении правонарушения на налоговые органы (ч.6 статьи108 НК). Многие положения налогового законодательства, ранее регулировавшихсяна уровне судебной практики или подзаконных актов, также нашли закрепление вКодексе, например дефиниция налога (статья 8 НК), определение момента, скоторого обязанность по уплате налога считается исполненной (статья 45 НК).
Даннаяработа посвящена обзору прав, обязанностей и ответственностиналогоплательщиков. В практическом разделе дается описание судебной практики поделам об обжаловании неправомерных действий налоговых органов.
1. Права иобязанности налогоплательщиков.
1.1 Понятиеналогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц.
Налогоплательщиками и плательщиками сборовпризнаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФвозложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.[1]
Организациями признаются юридические лица, образованные всоответствии с законодательством РФ (российские организации), а такжеиностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования,обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии сзаконодательством иностранных государств, международные организации, ихфилиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации(иностранные организации).[2]
Налогоплательщики — это российские и иностранные организациикак коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственныекооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительскиекооперативы и др.). Организации, не обладающие статусом юридического лица, непризнаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзныеорганизации).
Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации,иностранные граждане и лица без гражданства.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленныеподразделения российских организаций исполняют обязанности этихорганизаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов ииных обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое территориальнообособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованыстационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организациитаковым производится независимо от того, отражено или не отражено его созданиев учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации,и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.[3] При этом рабочее место считается стационарным,если оно создается на срок более месяца.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаютсяфизические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказыватьвлияние на условия или экономические результаты их деятельности илидеятельности представляемых ими лиц,[4]а именно:
1) одна организация непосредственно и (или)косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участиясоставляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой черезпоследовательность иных организаций определяется в виде произведения долейнепосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой);
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицупо должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательствомРФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя иусыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям,если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок пореализации товаров (работ, услуг).
Результаты сделок между налогоплательщиками — взаимозависимымилицами оцениваются с учетом особых норм, установленных в ст. 40 НК РФ«Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения».Совершение сделок между взаимозависимыми лицами имеет значение для определенияналоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыльпредприятий и организаций, по налогу на добавленную стоимость, а также поналогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границуРФ.
1.2 Составправ и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Налогоплательщики(плательщики сборов) имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учетабесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве оналогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогахи сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочияхналоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и другихуполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросамприменения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и впорядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционныйналоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченныхлибо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношенияхлично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицампояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенныхналоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговыхорганов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдениязаконодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношенииналогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговыхорганов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральнымзаконам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органови действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюденияналоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещенияв полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органовили незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФи другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов)гарантируется административная и судебная защита их прав и законныхинтересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков(плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующимиобязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечетответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законноустановленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такаяобязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своихдоходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотреназаконодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленномпорядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, атакже бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «Обухгалтерском учете»;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам вслучаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплатыналогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранениивыявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также непрепятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов приисполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию идокументы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранностьданных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления иуплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (дляорганизаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательствомо налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели— помимо вышеперечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать вналоговый орган по месту учета:
-об открытии илизакрытии счетов в 10-дневный срок;
-обо всех случаях участия в российских и иностранныхорганизациях в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;
-обо всех обособленных подразделениях, созданных натерритории РФ, в срок не позднее месяца со дня их создания, реорганизацииили ликвидации;
-об объявлении несостоятельности (банкротстве), оликвидации или реорганизации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такогорешения;
-об изменении своего места нахождения или местажительства в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленныесборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством оналогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных нанего обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несетответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налогии сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несутобязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
1.3 Налоговыеагенты и сборщики налогов и (или) сборов как участники процесса налогообложения.
Налоговыми агентами признаются лица, накоторых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержаниюу налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)налогов.[5]
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики,если иное не предусмотрено НК РФ.
Налоговые агенты обязаны:
1)правильно и своевременно исчислять, удерживать изсредств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты(внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать вналоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщикаи о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанныхи перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числеперсонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своегоучета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностьюисчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке,предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных нанего обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствиис законодательством РФ.
В случаях, предусмотренных НК РФ, прием отналогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и(или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственнымиорганами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами идолжностными лицами — сборщиками налогов и (или) сборов.[6]
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и(или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми всоответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативнымиправовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и(или) сборах.
1.4 Представительствов отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агентымогут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах исборах через законных или уполномоченных представителей, если иное непредусмотрено НК РФ.
Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов, налоговогоагента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, нелишает его права иметь представителя, равно как участие представителяне лишает налогоплательщика права на личное участие в указанныхправоотношениях.
Полномочия представителя должны бытьдокументально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица,уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ееучредительных документов.
Действия (бездействие) законных представителейорганизации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях,регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями(бездействием) этой организации.
Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаютсялица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданскимзаконодательством РФ.
Уполномоченнымпредставителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо,уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях сналоговыми органами (таможенными органами, органами государственных
внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителяминалогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов,органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи,следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организацииосуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой впорядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченныйпредставитель налогоплательщика — физического лица осуществляет своиполномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности,приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданскимзаконодательством РФ.
2. Ответственность налогоплательщиковза нарушение налогового законодательства.
2.1 Понятиеналоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения кответственности.
Налоговым кодексом России существенно изменены действовавшиедо его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговыенарушения. Эти нормы применялись в условиях отсутствия ясного и четкогоналогового законодательства, предупредительных процедур, нечеткости ирасплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. Поэтому приподготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенномснижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности заналоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видовсоставов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их былофактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаютсяв процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четкофиксированной сумме.
Принципиально новым в Налоговом кодексе является и то, чтовпервые в российской налоговой практике дано достаточно четкое определениепонятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговымправонарушениемявляется виновно совершенное противоправное, т. е.в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействиеналогоплательщика „за которое Налоговым кодексом установлены соответствующиемеры ответственности (ст. 106 НК РФ). [2]
Налоговаяответственность – это применение финансовых санкций засовершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственнымиорганами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.[2]
Основополагающими принципами привлечения к ответственности занарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговомзаконе страны, являются следующие:
— ни один налогоплательщик, будь то юридическоелицо, предприниматель или налогоплательщик — физическое лицо, не может бытьпривлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, какпо основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;
— к налогоплательщику не могут быть повторно применены мерыналоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налоговогозаконодательства;
— ответственность за действия, предусмотренные Налоговымкодексом, совершенные физическим лицом, наступает только в том случае, еслиони не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовнымзаконодательством Российской Федерации;
— привлечение налогоплательщика — юридическоголица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождатьего должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) отадминистративной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законамиРоссийской Федерации;
— в случае привлечения налогоплательщика к ответственностиза нарушение налогового законодательства, он не освобождается от обязанностиуплаты причитающихся сумм налогов;
— налогоплательщик не может считаться виновным внарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и неустановлена решением суда, вступившим в законную силу;
— на налогоплательщика не может быть возложенаобязанность доказывать свою невиновность в совершении налоговогоправонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующихо факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении,возложена на налоговые органы;
— все сомнения в виновности налогоплательщика в совершенииналогового правонарушения согласно Налоговому кодексу России всегда должнытолковаться в пользу налогоплательщика.
Принципиально новым моментом при определении мерыответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательстваявляется установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика,совершившего противоправное действие или бездействие: умышленноеправонарушение исовершенное по неосторожности.
Умышленнымсчитается такое правонарушение, когда совершившееего лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия,желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.[2]
В то же время признается совершенным по неосторожноститакое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавалопротивоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характервозникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.[2]
В зависимости от вины должностных лиц налогоплательщика,действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяетсяи вина организации-налогоплательщика.
2.2 Действия,за которые налогоплательщик не несет ответственности.
НК РФ установлены определенные обстоятельства, при наличиикоторых налогоплательщик не подлежит ответственностизанарушение налогового законодательства. Суть этих обстоятельств состоит вследующем:
Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия,совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или другихчрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
Во-вторых, не подлежат ответственности те действия налогоплательщика,приведшие к нарушению налогового законодательства, которые являютсяследствием»выполнения письменных разъяснений по вопросам применения налоговогозаконодательства, данных налоговым органом, или другими уполномоченнымгосударственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции.
И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признакиналогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком — физическим лицом,находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо немогло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствиеболезненного состояния, также исключают его вину.
Применение того или иного размера финансовых санкций занарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих илиже наоборот отягчающих предусмотренную в законе ответственность за совершениеналогового правонарушения.
Обстоятельством, смягчающимответственность засовершение налогового правонарушения, является, в частности, совершениеправонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств,а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной,служебной или иной зависимости.[2]
Обстоятельством, отягчающимответственность,является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности зааналогичное правонарушение.[2]
При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из указанныхсмягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшаетсяне меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установленНалоговым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафаувеличивается в два раза.
Если налогоплательщик совершил не менее двух налоговыхправонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое такоеправонарушение в отдельности.
Налоговый кодекс установил и период времени, в течениекоторого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании сналогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рассмотрению заявлениеналогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налоговогоправонарушения и составления соответствующего акта прошло не более шестимесяцев.
2.3 Видыналоговых правонарушений и система налоговых санкций.
Основные виды нарушений налоговогозаконодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение приведеныв табл. 1.
Таблица 1
Ответственность налогоплательщика за нарушение налоговогозаконодательства№ п/п Виды налоговых правонарушений Налоговая санкция 1 2 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый учет)
Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке
Непредставление в установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой декларации:
— при нарушении срока представления декларации до 180 дней
— при нарушении срока представления декларации более 180 дней
Грубое нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, регистров бухучёта; систематическое несвоевременное или неправильное отражение в учёте и отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений):
— совершённое в течение одного налогового периода
— совершённое в течение более одного года
— повлекшее занижение дохода
Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевремен-
ное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога)
Неуплата или не полная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налогов:
— выявленные налоговым органом при выездной проверке
— совершённые умышленно
незаконное воспрепятствование досту-
пу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика
Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Непредоставление в срок налогопла-
тельщиком документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством
5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. рублей
20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
5 тыс. рублей
5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей
30% суммы налога, подлежащего уплате, и 10% суммы налога за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня
5 тыс. рублей
15 тыс. рублей
10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей
5 тыс. рублей
штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога
штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога
5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
50 рублей за каждый непредставленный документ
Источник: В.Г. Пансков Налоги иналогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.2001. –с.154.
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, спринятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа видовправонарушений, за совершение которых на налогоплательщика налагаются штрафныесанкции. Все эти виды нарушений присутствовали в налоговом законодательстве,действовавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за этиправонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно илинеумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовалопрактически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любоеправонарушение могло привести к банкротству налогоплательщика. Действующая внастоящее время система налоговых санкций, применяемых к налогоплательщику,существенно дифференцирована и в значительной степени смягчена.
Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, — это40 % суммы неуплаченного налога за умышленное занижение налогооблагаемой базыили неправильное исчисление налога. До принятия Налогового кодекса занеправомерное( уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 % суммысокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога за сокрытый или неучтенныйобъект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатитьштраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафаувеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер налоговой санкцииснизился более чем в 15 раз.
Налоговым кодексом кроме ответственности непосредственноналогоплательщиков установлены также налоговые санкции за нарушениезаконодательства и для других участников налоговых отношений.
В частности, заневыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей налагаетсяштраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
В случае, если эксперт, переводчик или специалист отказываютсяот участия в проведении налоговой проверки, они могут быть наказаны штрафом вразмере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключенияштраф составляет одну тысячу рублей.
2.4 Ответственностькоммерческих банков.
Особое место в налоговом законодательствеотведено ответственности коммерческихбанковзанарушение ими возложенных на них налоговыми законами обязанностей.
В частности, за открытие банком счета налогоплательщику безпредъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органеили при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций посчетам этого лица на коммерческий банк налагается штраф в размере 10 тыс.рублей.
Кроме того, в случае несообщения банком налоговому органусведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальнымпредпринимателем с этого банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. рублей.
При нарушении банком установленного срока исполненияпоручения налогоплательщика о перечислении налога или сбора с банкавзыскивается пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый деньпросрочки.
Если же банк совершил действия, создавшие ситуацию отсутствияденежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банкенаходится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф вразмере 30 % непоступившей в результате таких действий суммы налогов.
В том случае, если у банка имеется решение налогового органао приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а банк исполнил егопоручение на перечисление средств с этого счета, с банка взыскивается штраф вразмере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с поручениемналогоплательщика, но не более суммы задолженности налогоплательщика в бюджет.
Неисполнение банком в установленный срок инкассовогопоручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика приналичии на нем достаточных денежных средств суммы налога или сбора, а такжепени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый деньпросрочки.
В случае непредставления коммерческим банком по мотивированномузапросу налогового органа справки по операциям и счетам организаций илиграждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, в установленный Кодексом срок с банка взыскается штраф вразмере 20 тыс. рублей.
Так же, как и с налогоплательщика, взыскание налоговыхсанкций с банков осуществляется только по решению суда.
3. Порядокобжалования неправомерных действий налоговых органов.
3.1 Теоретическаябаза для обжалования неправомерных действий налоговых органов.
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеетправо обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действияили бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика илиналогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Акты ненормативного характера — это акты, имеющие индивидуальныйхарактер (относящиеся к конкретным налогоплательщикам, налоговым агентам, а нек неопределенному кругу лиц), и содержащие обязательные предписания дляналогоплательщиков, налоговых агентов, влекущие определенные юридические последствия.К таким актам относятся: постановления о взыскании налога, акт налоговойпроверки, требование об уплате налога и др.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы впорядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностныхлиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящемудолжностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган(вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную илипоследующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебноеобжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий илибездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателямипроизводится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствиис арбитражным процессуальным законодательством. Судебное обжалование актов (втом числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия ихдолжностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальнымипредпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общейюрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суднеправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие егодолжностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган иливышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностномулицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал илидолжен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложеныобосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срокаподачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может бытьвосстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа иливышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговомуоргану или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган иливышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ееотозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее еелицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговыйорган или тому же должностному лицу. Повторная подача жалобы в вышестоящийналоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в те же сроки.
Жалоба налогоплательщика рассматриваетсявышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок непозднее месяца со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органавышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу безудовлетворения;
2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительнуюпроверку;
3) отменить решение и прекратить производство поделу о налоговом правонарушении;
4)изменить решение или вынести новое решение. По итогам рассмотрения жалобы надействия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение посуществу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобепринимается в течение месяца. О принятом решении в течение 3 дней со дня егопринятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган(вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемогоакта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
Если налоговый орган (должностное лицо),рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемыеакт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговыйорган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых актаили действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимаетсяруководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговыморганом.
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговыхорганов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваютсяи разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражнымпроцессуальным законодательством и иными федеральными законами.
3.2 Судебнаяпрактика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий(бездействия) налоговых органов.
Арбитражными судами был рассмотрен ряд дел,заявляя по которым истцы, заявляя требования о возмещении убытков, вобоснование указанных требований ссылались на то, что убытки возникли у них из-занесвоевременного возмещения НДС из бюджета.
По данной категории дел арбитражные суды указывали наотсутствие доказательств наличия у истцов убытков в связи с несвоевременнымвозмещением НДС из бюджета и причинно-следственной связи между заявленнымиистцами суммами убытков и бездействием налоговых органов по возврату из бюджетасумм НДС.
Пример 1: 000 «К» обратилось в арбитражный суд с иском о взысканиис МНС России убытков, причиненных истцу в результате несвоевременноговозмещения НДС налоговым органом.
Решением арбитражного суда вудовлетворении исковых требований было отказано.
При этом арбитражный суд указал,что сумма, заявленная истцом в качестве убытков, была уплачена им контрагентув связи с несвоевременным возвратом денежных средств по договору займа и неявляется убытками, то есть расходами, которые лицо произвело длявосстановления своего нарушенного права.
Истец представляет собой лицо,осуществляющее предпринимательскую деятельность, которая согласно ст. 2 ГКРФявляется самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной насистематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, истец должензаключать хозяйственные договоры с учетом своего финансового положения ивозможности его исполнить.
Обязанность возврата избюджета уплаченного НДС, установленная п.3 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», не является договорным условием, врезультате неисполнения которой возникли убытки.
С учетом изложенного,арбитражный суд пришел к выводу, что между затратами истца о договору займа,которые были произведены истцом, и бездействием налогового органа по возвратуНДС причинно-следственной связи не имеется и заявленная истцом сумма неявляется убытками истца, возникшими по вине налогового органа.[5]
Необходимо также обратить внимание на достаточнораспространенную ситуацию, когда юридическими лицами и предпринимателями безобразования юридического лица в числе требований о возмещении убытков,причиненных неправомерным взысканием сумм налогов и налоговых санкций в бюджетв результате действий налоговых органов, органов налоговой полиции, а такжедолжностных лиц указанных органов, предъявляются требования о начислениипроцентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, взысканныеналоговыми органами и органами налоговой полиции (ст. 395 ГК РФ).
Незаконность удовлетворения подобных требованийразъяснена в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации иПленума ВАС РФ ОТ01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных сприменением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», гдеуказано, что поскольку гражданское законодательство может быть применено куказанным правонарушениям, если только это предусмотрено законодательством (ст.2 ГК РФ), а ни гражданским, ни налоговым, ни иным административнымзаконодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужимиденежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических ифизических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами,то при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующегобюджета этих сумм не подлежат применению нормы (ст. 395 ГК РФ), регулирующиеответственность за неисполнение денежного обязательства.
Пример 2: ТОО «О»обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС России и МНС России овзыскании убытков.
В обоснование своего требования истец указал, чтонеправомерное списание с его расчетного счета денежных средств повлекловозникновение у него убытков. Основанием для списания в бесспорном порядкеденежных средств послужил акт документальной проверки и принятое на основанииего решение, которым с истца была взыскана недоимка по налогу на прибыль и НДС,специальному налогу и т.д., соответствующие пени и штрафы. Данное решениеистцом не оспаривалось.
Решением арбитражного суда виске ТОО было отказано.
Постановлением апелляционнойинстанции арбитражного суда решение оставлено без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции указална то, что оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежнымисредствами на основании с ст. 395 ГК РФ не имеется, поскольку ни налоговым, нигражданским законодательством не предусмотрено начисление процентов запользование чужими денежными средствами на суммы, взысканные налоговымиорганами
с юридических или физических лиц в виде санкций. Суд апелляционной инстанции,исследовав вышеуказанный акт и решение налогового органа, решил, что истец не доказал вину налогового органа, наличие причинно-следственной связи междунеправомерными действиями (бездействием) со стороны налогового органа ипричиненными убытками, а также размер понесенных убытков.[5]
В настоящее время достаточно часто физические и юридические лицаобращаются в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с исками о возмещениипроизведенных ими расходов на оплату услуг адвокатов, определяя данные расходыкак убытки, причиненные в результате действий налоговых органов (органовналоговой полиции).
Сложившаяся практика рассмотрения судами данной категории дел показывает,что при принятии решений суды исходят из того, что расходы, произведенныеналогоплательщиками по оплате квалифицированной юридической помощи приразрешении споров с налоговым и органами не являются убытками, аследовательно, возмещению не подлежат.
Указанная точка зрения нашла свое отражение впрактике рассмотрения споров ВАС РФ.
Пример 3: Арбитражным судомбыло рассмотрено дело по иску индивидуального предпринимателя Т. о возмещенииубытков, вызванных привлечением для участия в судебных заседаниях работниковюридической фирмы.
Арбитражный суд, отказывая истцу в удовлетворении исковыхтребований, указал, что оплата оказанных юридической фирмой услуг относится кнормальной хозяйственной деятельности истца, а поэтому понесенные истцомрасходы, связанные с исполнением договоров на оказание юридических услуг, вконтексте ст. 15 ГК РФ могут считаться убытками.[5]
Таким образом, расходы, понесенные организацией(индивидуальным предпринимателем) на оплату услуг адвокатов по договорам, неотносятся к общегражданским убыткам, подлежащим возмещению на основании ст. 15ГК РФ, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьеправо нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановлениянарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), атакже неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условияхгражданского обо рота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно абзацу первому п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лицаприобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своеминтересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основедоговора и в определении любых не противоречащих законодательству условийдоговора.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 2 ГК РФпредпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, заключение организацией (индивидуальнымпредпринимателем) договоров на представительство интересов в суде являетсявыражением его свободного волеизъявления, оплата услуг адвоката входит внормальный хозяйственный риск предпринимательской деятельности, равно как определениестоимости данных услуг.
Кроме того, в соответствии с абзацем шестым подпункта«и» п. 2 Положения о составе затрат организация вправе включить затраты пооплате юридических услуг, оказанных адвокатами, в себестоимость продукции(работ, услуг), если в штате данной организации отсутствовала должность юриста(юридический отдел).
Поскольку вопрос о возмещении убытков должен бытьразрешен в зависимости от правовой оценки действий (бездействия) налоговыхорганов и органов налоговой полиции, в результате которых налогоплательщикубыли причинены убытки, следующим подлежащим доказыванию при рассмотрении в судедела о возмещении убытков обстоятельством (элементом доказывания) являетсянеправомерность действий указанных органов.
Наравне с вышеперечисленными элементами, подлежащими доказываниюпо данной категории дел, имеется такой элемент, как причинно-следственнаясвязь между причиненными налогоплательщику убытками и неправомерными действиями(бездействием) налоговых органов или органов налоговой полиции, а такжедолжностных лиц указанных органов. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от30.07.1996 № 5059/94 среди иных оснований к отмене судебных актов по делу инаправлению дела на новое рассмотрение указал на отсутствие исследованиянадлежащим образом вопроса о наличии причинной связи между действияминалоговой инспекции и возникновением убытков.
В связи с изложенным, при заявлении требований о возмещенииубытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов, должностныхлиц указанных органов, необходимо привлекать в качестве ответчика МинфинРоссии.
Заключение
Анализ правовой основырегулирования налоговых отношений позволяет сделать вывод, что данные отношениярегулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастуюне согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления иуплаты налогов, прав, ответственности и обязанностей субъектов налоговогоправа, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов.Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиесяданных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, такназываемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговойответственности, например, некоторые составы правонарушений российскимзаконодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестнымучастникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.
Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственностизатрагивает основные права и свобода граждан, предпринимателей, организаций.Оно касается таких важных институтов как право заниматься предпринимательскойдеятельностью, право собственности. Сам факт привлечения налогоплательщика кответственности касается доброго имени и деловой репутации налогоплательщика.Не вызывает сомнений, что от того, как закреплена данная процедура в законенапрямую зависит и соблюдение этих прав. А налоговое законодательство ещё нетак совершенно как хотелось бы.
Но не всё так мрачно,следует помнить, что налоговое право ещё сравнительно молодо и сейчас ононаходится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые внастоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые пробелы взаконодательстве будут восполнены, на смену большого количества разрозненныхправовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере налогов, придётокончательный вариант Налогового кодекса.
Список использованной литературы
1. Перов А.В.,Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.
2. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – М.: Международный центрфинансово-экономического развития, 2001.
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть первая. Официальный текст по состоянию на 15августа 1999 г.- М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999.
4. Короткова Л.А.,Ковалевская Д.Е. Обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов иих должностных лиц. Налоговый вестник, №6 2001г. – с.188.
5. Короткова Л.А.,Ковалевская Д.Е. Судебная практика: некоторые аспекты возмещения вреда,причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов и органовналоговой полиции. Налоговый вестник, №8 – с.189, №9 – с.176.
6. Дмитриева Н.Г.Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.