Реферат по предмету "Финансовые науки"


Прибыль организаций как объект налогообложения

Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики иправа» в г. Братске
Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Курсовая работа
По дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Прибыль организаций как объект налогообложения
Выполнил:
студент группы Нз-05
Подгорнов Ю.С.
Проверил:
к.э.н. Грохотова Н.В.
/>

Братск 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Правовая и экономическая сущностьналога на прибыль
1.1 Действующая системаналогообложения прибыли организаций РФ
1.2 Элементы, определяющиефункционирование налога на прибыль организаций
2. Экономическая сущность ценнойбумаги
2.2 Понятие ценной бумаги, ее виды
2.2 Операции с ценными бумагами
3. Особенности формирования налоговойбазы налога на прибыль организации
3.1 По операциям с ценными бумагами
3.2 Удельный вес поступлений налогана прибыль
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Одним изважнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегдабыли и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в периодперехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям,когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие наэкономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственногорегулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае можетреально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всегофискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения кналогу, основанная на понимании как экономической необходимости существованияналоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретныхналогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условийего функционирования является непременным условием восприятия налоговойкультуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Бесперебойноефинансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематическогопополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигаетсяв основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и другихобязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательствоми другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежив установленных размерах и в определенные сроки.
Но,к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускаютнесвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядомобъективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаютсяновые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность вразличных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированныхспециалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, какправило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искаженияотчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговойповинности, как легальными — когда удается полностью или частично избежатьналогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так инелегальными, т. е. запрещенными законом способами. Все это приводит кзанижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и другихприравненных к ним платежей.
Именноошибки в исчислении и уплате налогов из-за неправильного определения налоговойбазы и объясняют актуальность выбранной мной темы курсовой работы.
Целькурсовой работы – рассмотреть формирование налоговой базы по налогу на прибыльи проанализировать количество поступлений денежных средств по налогу на прибылькак по всей России так и по Иркутской области.
Задачи,необходимые рассмотреть в курсовой работе:
определитьроль налога на прибыль в общей системе налогов и сборов;
рассмотретьэлементы, составляющие налог на прибыль;
учестьпроблемы, возникающие при налогообложении;
проследитькак меняется налог на прибыль в разных временных периодах;
рассмотретьформирование налоговой базы на примере операций с ценными бумагами.
В современныхусловиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областяхэкономики наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторымидругими направлениями. Основы налогообложения занимают важнейшее место иявляются неотъемлемой деятельностью любого предприятия.
В системеналогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы,связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как онявляется важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, таккак сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникаетмножество споров по поводу эффективности применения этого налога.
Даннаякурсовая работа посвящена основным аспектам, связанным с налогом на прибыль, ав особенности формированию налогооблагаемой базы налога на прибыль по операциямс ценными бумагами.

1. Правовая и экономическая сущностьналога на прибыль
 
1.1 Действующая система налогообложения прибыли организаций РФ
В настоящеевремя налог на прибыль организаций действует на всей территории России ивзимается в соответствии с гл. 25 НК РФ ч. II с 1 января 2002г.
Плательщикаминалога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые,независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль.Не платят этот налог[1]:
• предприятия,получающие прибыль в области игорного бизнеса;
•предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, а именно, являющиесяплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видовдеятельности, единого налога, если они предпочли упрощенную системуналогообложения.
Введение 25главы НК РФ ч. II кодекса привело к существенному реформированию системыналогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установленияоткрытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговойбазы. Сняты ограничения и по включению в расходы отдельных видов затрат,применения нового механизма амортизации имущества, позволяющего гораздо быстреевозмещать средства, вложенные в приобретение основных средств и нематериальныхактивов.
Какположительное в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ ч. II можноотметить то, что ряд спорных ранее вопросов по отнесению расходов в уменьшениеналогооблагаемой базы разрешены в пользу налогоплательщиков, так добавилсяперечень расходов, разрешенных к вычету.
Кположительным моментам можно отнести и такие положения, как: отмена всех льготдля отдельных категорий налогоплательщиков, снижение ставки налога, т.е.устанавливается равенство в налогообложении, когда каждое предприятие будетплатить исходя из результата своей хозяйственной деятельности.
С принятиемглавы 25 НК РФ ч. II введено понятие налогового учета по налогу на прибыльорганизаций[2]. Некоторыхналогоплательщиков этот момент привел в недоумение. Зачем же еще один учет?Однако введение налогового учета по налогу на прибыль имеет, безусловно, своиположительные стороны, ведь с помощью именно налогового учета налогоплательщикможет легко оценить свою налоговую нагрузку. Кроме того, все налогоплательщикизадолго до введения главы 25 вели налоговый учет по другим налогам, напримерналог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц, но не называлиего налоговым учетом.
Хотелось быобратить внимание, что переход на налоговый учет не означает введение абсолютносамостоятельного учета, нового плана счетов, новых первичных документов.Регистры налогового учета могут составляться на основании первичныхбухгалтерских документов, а декларация на основании регистров налогового учета.Регистры налогового учета могут быть и самостоятельными документами.
Регистрыналогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета заотчетный (налоговый) период — сгруппированные в соответствии с требованиями НКРФ без распределения по счетам бухучета.
При этомналогоплательщик должен помнить, что регистр налогового учета это документ, ккоторому нужно относиться со всей серьезностью. Например, исправление ошибки врегистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписьюответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованиемвнесенного исправления.
Введениеналогового учета не означает отмену бухгалтерского учета, позволяющего получатьобъективную информацию о финансовом положении организации.
Всоответствии с главой 25 НК РФ ч. II налогоплательщики могут сами разрабатыватьпринципы и формы ведения налогового учета, отражая их в учетной политике.
1.2 Элементы, определяющие функционирование налога на прибыльорганизации
Для тогочтобы понять функционирование налога на прибыль, необходимо рассмотреть егосоставные элементы.
Налогоплательщики.
Налогоплательщикаминалога на прибыль организаций признаются[3]:
российскиеорганизации;
иностранныеорганизации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянныепредставительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Объектналогообложения.
Объектомналогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученнаяналогоплательщиком.
Прибылью вцелях настоящей главы признается:
1) дляроссийских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величинупроизведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;
2) дляиностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации черезпостоянные представительства, — полученные через эти постоянныепредставительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этимипостоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии сНК РФ;
3) для иныхиностранных организаций — доходы, полученные от источников в РоссийскойФедерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии сост. 309 НК РФ.
Налоговаябаза.
1. Налоговойбазой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемойв соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
2. Налоговаябаза по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщикведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым всоответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учетаприбыли и убытка.
3. Доходы ирасходы налогоплательщика в целях настоящей главы учитываются в денежной форме.
4. Доходы,полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное непредусмотрено НК РФ, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.
5.Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются приопределении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей главой.
6. Для целейнастоящей статьи рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядкуопределения рыночных цен, установленному абзацем 2 пункта 3, а также пунктами 4- 11 статьи 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационныхопераций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).
7. При определенииналоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающимитогом с начала налогового периода.
8. В случае,если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящейглавой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке,предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоденалоговая база признается равной нулю.
Убытки,полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются вцелях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 НК РФ.
9. Приисчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходовналогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.
Налогоплательщики,являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающиедоходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вестиобособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.
При этомрасходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности ихразделения определяются пропорционально доле доходов организации отдеятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации повсем видам деятельности.
10.Налогоплательщики, применяющие в соответствии с настоящим Кодексом специальныеналоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы ирасходы, относящиеся к таким режимам.
11.Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаютсяв статье 280 с учетом положений статей 281 и 282 НК РФ.
Налоговыеставки.
1. Налоговаяставка устанавливается в размере 24 процентов, за исключением случаев,предусмотренных пунктами 2 — 5 настоящей статьи. При этом:
сумма налога,исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется вфедеральный бюджет;
сумма налога,исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджетысубъектов Российской Федерации.
Налоговаяставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации,законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельныхкатегорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может бытьниже 13,5 процента.
С1 января 2009 г. ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов(Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ). При этом изначально законодательпланировал, что налогоплательщик будет распределять уплачиваемые суммы налогаследующим образом: 17,5 процента — в бюджет субъекта РФ и 2,5 процента — вфедеральный бюджет. Однако Федеральным законом от 30.12.2008 № 305-ФЗ указаннаяпропорция изменена, поэтому в федеральный бюджет необходимо перечислять 2процента из 20, а в бюджет субъекта — оставшиеся 18 процентов.
Сумманалога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентнаядоля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ), а налоговая база исчисляется поитогам налогового периода (п. 1 ст. 54 НК РФ). Поэтому, уплачивая в 2009 г. налог на прибыль за 2008 г., организации должны использовать ранее установленную ставку в 24процента.
Дляорганизаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектовРоссийской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налогана прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, отдеятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, приусловии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных)от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, идоходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности запределами территории особой экономической зоны. При этом размер указаннойналоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента[4].
2. Налоговыеставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью вРоссийской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются вследующих размерах:
1) 20процентов — со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящегопункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 НК РФ;
2) 10процентов — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов,самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включаятрейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) всвязи с осуществлением международных перевозок.
3. Кналоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов,применяются следующие ставки:
1) 9процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организацийроссийскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентамиРоссийской Федерации;
2) 15процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организацийиностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендовроссийскими организациями от иностранных организаций.
4. Кналоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговыхобязательств, применяются следующие налоговые ставки:
1) 15процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальнымценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациямипо государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределамиРоссийской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичнымивладельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые былиполучены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпускаи обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также подоходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированнымпосле 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управленияипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатовучастия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;
2) 9процентов — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам,эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также подоходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечнымпокрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия,выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
3) 0процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальнымоблигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также подоходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационногозайма 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннегогосударственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспеченияусловий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшегоСоюза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.
5. Сумманалога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 2 — 4настоящей статьи, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Налоговыйпериод. Отчетный период
1. Налоговымпериодом по налогу признается календарный год.
2. Отчетнымипериодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцевкалендарного года.
Отчетнымипериодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежиисходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, тримесяца и так далее до окончания календарного года.
Порядок исроки уплаты налога.
В течениегода предприятие уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль организаций(статьи 268, 269 НК РФ).
Способовоплаты этих платежей три[5].
1.Квартальныеавансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:
•организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации,определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ ч. II, не превышали в среднемтрех миллионов рублей за каждый квартал,
•некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ,услуг),
• участникипростых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простыхтовариществах,
• инвесторысоглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализацииуказанных соглашений,
•выгодоприобретатели уплачивают только по договорам доверительного управления.
Сумма такогоплатежа определяется по результатам фактически полученных доходов и понесенныхрасходов за налоговый период нарастающим итогом. При этом сумма авансовыхплатежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленныхсумм авансовых платежей.
Авансовыеплатежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца,следующего за отчетным периодом.
2. Ежемесячныеавансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли уплачиваютналогоплательщики, которые приняли решение о переходе на такую систему оплатыавансовых платежей и уведомили об этом налоговый орган не позднее 31 декабрягода, предшествующего налоговому периоду, в котором решили перейти на этусистему уплаты авансовых платежей. При этом организация не может изменить втечение налогового периода систему оплаты авансовых платежей.
В этом случаеисчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя изставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающимитогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Приэтом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется сучетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
ФНС РоссииПисьмом от 24.10.2008 №ШС-6-3/765@ разъяснила порядок уплаты авансовых платежейпо налогу на прибыль организаций.
Налогоплательщики,исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли,уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего замесяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Таким образом,налогоплательщики, исчисляющие авансовые платежи по налогу на прибыльорганизаций в общеустановленном порядке, в четвертом квартале 2008 года должныуплатить ежемесячные авансовые платежи в срок не позднее 28-го числа каждогомесяца квартала в размере одной трети разницы между суммой авансового платежа,рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа,рассчитанной по итогам полугодия.
Перейти науплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли такиеналогоплательщики вправе только с 1 января 2009 года.
Уведомленияналогоплательщиков об изменении системы уплаты авансовых платежей, несоответствующие нормам Налогового кодекса, налоговыми органами к исполнению непринимаются.
3.Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода,уплачивают все остальные, не перечисленные выше налогоплательщики.
Такиеплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога иприбыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с началаналогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течениеотчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансовогоплатежа в следующем порядке:
• суммаежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущегоналогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа,подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущегоналогового периода,
• суммаежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущегоналогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа,исчисленного за первый отчетный период текущего года,
• суммаежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущегоналогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммойавансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансовогоплатежа, рассчитанной по итогам первого квартала,
• суммаежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом кварталетекущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы междусуммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммойавансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
При этом суммаавансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранееначисленных сумм авансовых платежей.
Еслирассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательнаили равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Ежемесячныеавансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваютсяв срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Если вашаорганизация является налоговым агентом, то она определяет сумму налога покаждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
При этомналоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение 3дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организацииили иного получения доходов иностранной организацией, в течение 10 дней со днявыплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов,а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Вновьсозданные организации должны уплачивать ежемесячные авансовые платежи поистечении полного квартала с даты их государственной регистрации.
Если вашаорганизация имеет обособленные подразделения то ту часть налога, которуюследует уплатить в бюджет Российской Федерации уплачивает головная организацияпо месту своей регистрации.
Уплатаавансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную частьбюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований,производится налогоплательщиками — российскими организациями по местунахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленныхподразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленныеподразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного весасреднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельноговеса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленногоподразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходахна оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определеннойв соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ ч. II в целом по налогоплательщику.
При этомналогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей долженприменяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов наоплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным втечение налогового периода.
Не забудьтеотразить в учетной политике по налогообложению свой выбор способа расчета долейпри определении налоговой базы по обособленным подразделениям предприятия[6].
Налог наприбыль организаций по результатам работы за налоговый период (календарный год)организации исчисляют в годовой налоговой декларации и уплачивают не позднее 28марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Формыотчетности.
В соответствиисо статья 289 НК РФ ч. II налогоплательщики, независимо от наличия у нихобязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностейисчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налоговогопериода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и местунахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговыедекларации.
Налоговыеагенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в которомони производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы поместу своего нахождения налоговые расчеты.
При этом,налоговые декларации (налоговые расчеты) представляются не позднее 28 дней содня окончания соответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики,исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученнойприбыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа месяца,следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Налоговыедекларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляютсяналогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующегоза истекшим налоговым периодом.
Организация,в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждогоотчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своегонахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением пообособленным подразделениям.
Форманалоговой декларации утверждена Приказом МНС РФ № БГ-3-02/614 (9).
Налоговыельготы и основания для их применения[7].
На первыйвзгляд глава 25 НК РФ ч. II не содержит льгот по налогу на прибыль организаций.В тексте этой главы нет даже слова льгота. Однако льготы там все-таки есть.
Так согласнопункту 1 статьи 284 НК РФ ч. II (1) предусмотрена возможность сниженияналоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа в субъект РФ. Законамисубъектов Российской Федерации предусмотренная ставка может быть понижена дляотдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых вбюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка неможет быть ниже 13 процентов (напоминаем, что на сегодня эта ставка равна 17%).Действующие предприятия или организации, работая в различных регионахРоссийской Федерации, должны обязательно ознакомиться с местным налоговымзаконодательством.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕННОЙ БУМАГИ
 
2.1 Понятие ценной бумаги, ее виды
Ценная бумага– это права на ресурсы, которые отвечают следующим требованиям: обращаемость,доступность для гражданского оборота, стандартность и серийность,документальность, регулирование и признание государством, рыночность,ликвидность, риск от приобретения[8].В Российской Федерации, согласно Положению о выпуске и обращении ценных бумаг ифондовых биржах, ценная бумага — это денежный документ, удостоверяющийимущественное право или отношение займа владельца документа по отношению клицу, выпустившему такой документ.
В российскойпрактике используются следующие виды ценных бумаг:
1. Акцииакционерных обществ — любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца надолю в собственных средствах акционерного общества, на получение дохода от егодеятельности и, как правило, на участие в управлении этим обществом.
2. Облигации(предприятий и т.п.) — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займамежду их владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником), вт. ч.:
— жилищныесертификаты — особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью,удостоверяющей право их собственника на приобретение жилья при условии покупкипакета жилищных сертификатов или выполнения других условий эмиссии.
3.Государственные долговые обязательства — любые ценные бумаги, удостоверяющиеотношения займа, в которых должником выступает государство, органыгосударственной власти или управления.
4.Производные ценные бумаги — любые ценные бумаги, удостоверяющие право ихвладельца на покупку или продажу акций, облигаций и государственных долговыхобязательств (финансовые фьючерсы[9]и др.) в т.ч.:
— опционыакций (облигаций)
— правопокупки акций на льготных условиях.
5.Сертификаты акций — ценные бумаги, являющиеся свидетельством владенияпоименованного в нем лица определенным числом акций.
6. Вексель — составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговоеденежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне(векселедержателю), в т.ч.
— коммерческие бумаги — краткосрочные финансовые простые векселя, выпущенные длякраткосрочного привлечения средств в оборот эмитента.
7. Акциипредприятий — ценные бумаги, удостоверяющие внесение средств на цели развитияпредприятия, не дающие права на участие в управлении предприятием,предполагающие выплату её владельцу дивиденда.
8. Акциитрудового коллектива — ценные бумаги, удостоверяющие внесение средств членамитрудового коллектива на цели развития предприятия, не дающие права участия вуправлении предприятием, предполагающие выплату её владельцу дивиденда.
9. Депозитныесертификаты банков — документы, право требования по которым может уступатьсяодним лицом другому, являющиеся обязательством банка по выплате размещенных унего депозитов.
10.Сберегательные сертификаты банков -документы, право требования по которым можетуступаться одним лицом другому, являющиеся обязательством банка по выплатеразмещенных у него сберегательных вкладов.
11. Чеки — безусловное письменное распоряжение чекодателя банку (плательщику) произвестиплатеж чекодержателю указанной на чеке денежной суммы.
12. Товарныйфьючерсный или опционный контракт — имеет содержание, аналогичное производнымценным бумагам (см. п.4) при том, что объектом сделки является поставкастандартной партии товара определенного качества.
13. Валютныйопцион или фьючерс — имеет содержание, аналогичное производным ценным бумагам(см.п.4) при том, что объектом сделки является поставка валютных ценностей.
14. Прочиеценные бумаги — иные финансовые инструменты, которые Минфин РФ вправеквалифицировать в качестве новых видов ценных бумаг (коносаменты и т.п.).
Согласнороссийскому законодательству, не признаются ценными бумагами следующие видыценных бумаг[10]:
документы,подтверждающие получение банковского кредита;
документы,подтверждающие внесение суммы в депозиты банков (за исключением депозитных исберегательных сертификатов);
долговыерасписки;
завещания;
страховыеполисы;
лотерейныебилеты;
суррогатыценных бумаг («чековые карты», коммерческие сертификаты, билетыакционерных обществ и т.д.).
2.2 Операции с ценными бумагами
 
Появлениерынка ценных бумаг – логическое продолжение процесса приватизации, а такжеорганизации и функционирования бирж и биржевой торговли в России. Биржеваядеятельность – это совокупность работ, направленная на подготовку иосуществление торговли специфическим товаром, для фондовых бирж – ценнымибумагами. Совершение операций на рынке ценных бумаг представляет собойсамостоятельную форму проявления коммерческих интересов. Рынок ценных бумаг –это рынок, который определяет кредитные отношения и отношения совладения спомощью ценных бумаг.
Одной изцелей существования операций с ценными бумагами является вовлечениедополнительных инвестиционных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечение «перелива»денежных средств из менее эффективных сфер хозяйствования в более эффективные.Такие операции, классически, проводятся на фондовой бирже, в здании соперационным залом, где заключаются сделки с ценными бумагами. Прогресскомпьютерных и информационных технологий привел к появлению электронных бирж,компьютерных сетей, к которым подключены терминалы членов биржи.
Операции сценными бумагами проводят профессиональные участники, которые по характерувыполняемых функций делятся на следующие большие группы:
а) основнаягруппа – операторы, осуществляющие сделки купли-продажи ценных бумаг наторговых площадках;
б)организаторы работы торговых площадок;
в)клиринговые организации, банки и депозитарии (юридические лица), осуществляющиеучет взаимных обязательств и движения прав собственности на ценные бумаги,между участниками сделок;
г)   реестродержатели(регистраторы), осуществляющие соответствующие записи в реестре акционеров оновых владельцах ценных бумаг.
Первичноеразмещение ценной бумаги происходит на так называемом Первичном рынке ценныхбумаг. Термин «первичный рынок» относится к продаже новых выпусков ценныхбумаг. В результате продажи бумаг на первичном рынке, лицо, их выпустившее,получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступают в рукипервоначальных держателей. Функция такой операции состоит в мобилизации новыхкапиталов. После того, как первоначальный инвестор купил ценную бумагу, онвправе перепродать ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны в своемрешении, продать ее другим вкладчикам. При этом дилеры, которые приобрелиценные бумаги на первичном рынке, продают их по рыночной цене. Все последующиеоперации с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке[11]. На немуже не аккумулируются новые финансовые средства, а только перераспределяютсяресурсы среди последующих инвесторов. В подобных операциях принимают участиедилеры, покупающие ценные бумаги за свой счет, и брокеры, выполняющие заказысвоих клиентов. Учет взаимных обязательств участников таких денежных операцийвыполняют клиринговые организации. Перечисление денежных средств от покупателяпродавцу осуществляют банки, а ценных бумаг – депозитарии. Фиксация прав собственностипокупателей на ценные бумаги осуществляется реестродержателями.
Не все ценныебумаги могут обращаться на биржах. Исторически вначале возник внебиржевойрынок. В последующем, рост операций с ценными бумагами потребовал организацииболее упорядоченной торговли. На биржу допускаются бумаги только тех эмитентов,которые отвечают принятым требованиям. Как правило, это бумаги крупных,финансово крепких компаний. Ценные бумаги молодых, финансово слабых компанийобычно обращаются на внебиржевом рынке.
Отметим, чтогосударство осуществляет строгое регулирование операций с ценными бумагами. Онообеспечивается путем установления обязательных требований к деятельностиэмитентов и профессиональных участников данных операций; регистрации выпусковценных бумаг и контроля над соблюдением условий эмиссии; лицензированиемдеятельности профессиональных участников операций; созданием системы защитыправ владельцев ценных бумаг.

3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬОРГАНИЗАЦИЙ
 
3.1 По операциям с ценными бумагами
1. Порядокотнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливаетсягражданским законодательством Российской Федерации и применимымзаконодательством иностранных государств.
Порядокотнесения ценных бумаг к эмиссионным устанавливается национальнымзаконодательством.
Если операцияс ценными бумагами может быть квалифицирована также как операция с финансовымиинструментами срочных сделок, то налогоплательщик самостоятельно выбираетпорядок налогообложения такой операции.
По операциямс закладными налоговая база определяется в соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 279 НКРФ.
2. Доходыналогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (втом числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытияценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода,уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного)дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом вдоход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг невключаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные приналогообложении.
Доходыналогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг(в том числе от погашения), номинированных в иностранной валюте, определяютсяпо курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на датуперехода права собственности либо на дату погашения.
При выбытии(реализации, погашении или обмене) инвестиционного пая паевого инвестиционногофонда в случае, если указанный инвестиционный пай не обращается наорганизованном рынке, рыночной ценой признается расчетная стоимостьинвестиционного пая, определяемая в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации об инвестиционных фондах.
По вопросу,касающемуся определения расходов при реализации налогоплательщиками,являющимися первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных впроцессе новации государственных ценных бумаг Российской Федерации,осуществляемой в соответствии с решениями Правительства РФ, принятыми довступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ.
Расходы приреализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паевпаевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценнойбумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размераскидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленногопроцентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценнойбумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного(купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Приреализации налогоплательщиками, являющимися первичными владельцамигосударственных ценных бумаг, полученных в процессе новации государственныхценных бумаг РФ, осуществляемой в соответствии с решениями Правительства РФ,принятыми до вступления в силу гл. 25 НК РФ, расходами признается оплаченнаястоимость полученных при новации государственных ценных бумаг. При этомоплаченная стоимость государственных ценных бумаг РФ каждого вида, полученныхпри новации, определяется исходя из суммы фактических затрат по приобретениюобмениваемых при новации государственных облигаций, уменьшенной навыплачиваемые согласно условиям новации денежные средства, учитываемые в качествечастичного возврата государством организации его затрат на приобретениепопадающих под новацию государственных ценных бумаг РФ, исчисленнаяпропорционально стоимости каждого вида ценных бумаг в общей стоимости ценныхбумаг в новом портфеле.
При определениирасходов по реализации (при ином выбытии) ценных бумаг цена приобретения ценнойбумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ееприобретение), определяется по курсу Центрального банка Российской Федерации,действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги к учету. Текущаяпереоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.
Приреализации акций, полученных акционерами при реорганизации организаций, ценойприобретения таких акций признается их стоимость, определяемая в соответствии спунктами 4 — 6 статьи 277 настоящей главы.
Ценные бумагипризнаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только приодновременном соблюдении следующих условий[12]:
1) если онидопущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это правов соответствии с национальным законодательством;
2) еслиинформация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации(в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговлиили иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех летпосле даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если поним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующимнациональным законодательством.
В целяхнастоящего пункта под национальным законодательством понимаетсязаконодательство того государства, на территории которого осуществляется обращениеценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход правасобственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценныхбумаг).
Под рыночнойкотировкой ценной бумаги в целях настоящей главы понимается средневзвешеннаяцена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня черезорганизатора торговли. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершалисьчерез двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправесамостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного изорганизаторов торговли. В случае, если средневзвешенная цена организаторомторговли не рассчитывается, то в целях настоящей главы за средневзвешенную ценупринимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных втечение торгового дня через этого организатора торговли.
Поднакопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного(купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такойценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней,прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующегокупонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).
3. Рыночнойценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, дляцелей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытияценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной имаксимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой,зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на датусовершения соответствующей сделки. В случае совершения сделки черезорганизатора торговли под датой совершения сделки следует понимать датупроведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой былазаключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценныхбумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенныхусловий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.
Если по однойи той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и болееорганизаторов торговли на рынке ценных бумаг, то налогоплательщик вправесамостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которогобудут использованы налогоплательщиком для целей налогообложения.
Приотсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценныхбумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен приреализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценныхбумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующейсделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговлихотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.
Присоблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного выше, фактическая ценареализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующеминтервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.
В случаереализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, поцене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг приопределении финансового результата принимается минимальная цена сделки наорганизованном рынке ценных бумаг.
4. Вотношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг,для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иноговыбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
1) еслифактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен поаналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированнойорганизатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или надату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки,если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя быодин раз в течение последних 12 месяцев;
2) еслиотклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной(идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли нарынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогамторгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов,состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этимценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течениепоследних 12 месяцев.
В случаеотсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным,однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целейналогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов отрасчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на датузаключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключеннойсделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей,информация о которых может служить основанием для такого расчета. Дляопределения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или спривлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости,предусмотренные законодательством Российской Федерации, для определениярасчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставкарефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В случае, когданалогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, используемыйметод оценки стоимости должен быть закреплен в учетной политикеналогоплательщика.
5.Налогоплательщик-акционер, реализующий акции, полученные им при увеличенииуставного капитала акционерного общества, определяет доход как разницу междуценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью акции, скорректированнойс учетом изменения количества акций в результате увеличения уставного капитала.
6. Налоговаябаза по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно,за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемойпрофессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики(за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющихдилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценнымибумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно отналоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованномрынке ценных бумаг.
Профессиональныеучастники рынка ценных бумаг (включая банки)[13], не осуществляющиедилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должныопределить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами,обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы пооперациям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценныхбумаг.
При этомналогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг (обращающихся наорганизованном рынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынкеценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходыи расходы включаются иные доходы и расходы, определенные в соответствии снастоящей главой.
7. Приреализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно всоответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает одиниз следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:
1) постоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
2) постоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
3) постоимости единицы.
8.Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами впредыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправеуменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном(налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и наусловиях, которые установлены статьей 283 настоящего Кодекса.
При этомубытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынкеценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговыхпериодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций стакими ценными бумагами, определенной в отчетном (налоговом) периоде.
При этомубытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынкеценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговыхпериодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций пореализации данной категории ценных бумаг.
В течениеналогового периода перенос на будущее убытков, понесенных в соответствующемотчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися наорганизованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися наорганизованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указаннымкатегориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной отопераций с такими ценными бумагами.
Доходы,полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованномрынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операцийс ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Доходы,полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованномрынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операцийс ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Положениявторого — шестого абзацев настоящего пункта не распространяются напрофессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскуюдеятельность.
9. Налогоплательщики(включая банки), осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг,при определении налоговой базы и переносе убытка на будущее в порядке и наусловиях, которые установлены статьей 283 настоящего Кодекса, формируютналоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее сучетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены отосуществления предпринимательской деятельности[14].
В течениеналогового периода перенос на будущее убытков, полученных указанными вышеналогоплательщиками в соответствующем отчетном периоде текущего налоговогопериода, может быть осуществлен в пределах суммы прибыли, полученной от осуществленияпредпринимательской деятельности.
3.2 Удельный вес поступлений налога на прибыль
Приформировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетаниеинтересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижения стимуловорганизаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступленияналогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложенияприбыли, способны либо создать условия для экономического роста, либо статьодним из факторов кризиса в экономике. Именно налог на прибыль является темналогом, с помощью которого государство может активно воздействовать наэкономическую деятельность организаций. Не случайно одним из основныхнаправлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налогана прибыль организаций. Приоритетным направлением на современном этапе являетсяопределение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующейфункций налога на прибыль, поскольку регулирующая функция данного налогареализуется значительно в меньшей степени в отличиеот фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельностиорганизаций в экономике во многом зависит от его основных элементов — ставки,льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка ильготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулированиев экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность дляпотенциальных инвесторов и увеличение ВВП.
В налоговыхдоходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г. поступления налога на прибыль составили 28,8%. Налог на прибыль организаций занимает первоеместо в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Высока его роль и вформировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, где он также занимает первое место в их доходных источниках.
Рассматриваяместо налога на прибыль в доходах бюджетной системы РФ, можно увидеть, чтодинамика изменений была следующей. Если в 1997г. доля налога на прибыль вналоговых доходах консолидированного бюджета составляла 17,7%, федеральногобюджета – 13,6%, в бюджетах субъектов – 20,9%, то в 2002 г. эта доля составляла 14,8%; 8,5% и 26,4% соответственно. В 2005 г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 28,8%,федерального — 15,7%, в бюджетах субъектов — 42,9%. Данное изменениепоказывает, как в период бурных экономических преобразований в нашей стране происходилиизменения и в области налогообложения, выразившиеся в переходе отпревалирования чисто фискальной функции налога на прибыль в середине 90-х гг. кусилению регулирующей функции этого налога к 2002 г. Тем не менее данные 2005 г. свидетельствуют об усилении фискальной функции налога на прибыль,несмотря на то что Правительством РФ взят курс на снижение налоговой нагрузкина экономику.
Налоги вэкономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую иконтрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являютсяпроизводными от вышеназванных.
В настоящеевремя наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Онявляется важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третьеместо, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.
Регулирующаяфункция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которыемогут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также черезсистему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельностиобщества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) истимулирование инвестиционной политики организаций.
Контрольнаяфункция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства заобоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а такжеполнотой и своевременностью уплаты этого налога.
Оценитьвлияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путемпроведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство поналогу на прибыль на протяжении всего времени его функционирования оценкимакроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции,объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленногопроизводства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующихсубъектов.
До 2000 г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996 г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 и 2002 гг. наблюдалось снижение прибыли в экономике(на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42%, в 2004 г. — 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 г. составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%,в I кв. 2006 г. — 33,2 и 2,4% соответственно.
Однако в 2001 г. доля убыточных организаций в экономике не увеличилась, произошел рост лишь общей величиныубытка. При этом в 2002 г. рост числа убыточных организаций составил почти 15%от общего числа организаций в экономике. Этим объясняются и тенденции впоступлении налога на прибыль в бюджеты разных уровней. 2003 г. оказался по финансовым показателям успешным: рост прибыли и сальдированного финансовогорезультата составил 42% и 57% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2004 г. рост сальдированной прибыли составил 43%, в 2005 г. — 44%, в I кв. 2006 г. — 35,7% к соответствующему периоду 2005 г.
Анализэкономических данных показал, что в 2002 г. финансовое состояние организаций-налогоплательщиков ухудшилось, показатели бухгалтерской прибыли имели тенденциюк снижению. Для 2003 г. характерен рост прибыли в экономике и снижениеудельного веса убыточных организаций. В 2004 г. число убыточных организаций составило 38,1%, что на 4,9% меньше, чем в 2003 г. В 2005 г. число убыточных организаций сократилось на 4,6% и составило 33,5%. По данным I кв. 2006 г., наблюдается рост убыточных организаций на 5% до уровня 38,5%.
Данные одоходах консолидированного бюджета РФ за период с 1993 г. по 1 квартал 2006 года свидетельствуют о том, что на протяжении 13 исследуемых лет динамиканалога на прибыль была неоднозначной.

Таблица 3.1[15]
Удельный весналоговых поступлений в 1999 – 1 кв. 2006 года. (млрд. руб.)Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 I кв. 2006 ВВП 4757,2 7063,4 9039,4 10863,4 13304,7 16778,8 21598,0 6095,2 Налоговые доходы консолидированного бюджета 1007,5 1707,6 2345,0 3136,8  3357,7  4942,1 5703,48 1247,28 в том числе: налог на прибыль  221,0 398,8 513,80 463,3 526,50 867,6 1334 332,14 Удельный вес в ВВП, %: налоговых доходов консолидированного бюджета 21,18 24,18 25,94 28,87 25,24 29,45 26,41 20,46 Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 2050,3 3033,2 3782,9 4371,2 5362 6765,5 8592,19 2274 Сальдированный финансовый результат (прибыль – убыток) 723,2 1190,6 1141,3 923,3 1342,8 2083,9 3004,4 903,5 Отношение налога на прибыль,% к: Валовой прибыли экономики и валовым смешанным доходам 10,78 13,15 13,58 10,60 9,82 12,82 15,52 14,6 сальдированному финансовому результату (прибыль — убыток) 30,56 33,50 45,02 50,18 39,21 41,63 44,40 36,76 валовому внутреннему продукту 4,6 5,6 5,7 4,2 4,0 5,2 6,2 5,5
В 2002 г. отношение налога на прибыль к ВВП составило 4,2%, что на 1,5 пункта меньше уровня 2001 г. (табл. 1). Такое снижение при общем росте ВВП, скорее всего, можно объяснить тем, чтодействительно из-за снижения финансового результата деятельности организацийпроизошло снижение поступлений налога на прибыль, а задолженность по налогу вбюджетную систему составила значительную величину. В 2003 г. данный показатель составил 3,96%. Однако в 2004 г. отношение налога на прибыль к ВВП вырослои составило 5,2%, что говорит об увеличении доли налога на прибыль в налоговойнагрузке на организации. В 2005 г. тенденция сохранилась и данный показательсоставил 6,2%, в I кв. 2006 г. — 5,5%.
Отношениеналога на прибыль к валовой прибыли экономики в последние годы в целом сталоменьше, чем ранее. Так, в 2001 г. этот показатель составил 13,58%, в 2002 г. — 10,60%, в 2003 г. — 9,82%. Однако в 2004 г. этот показатель вырос до 12,8%. Кроме того,наблюдалось снижение показателя отношения налога на прибыль к сальдированномуфинансовому результату. До вступления в силу гл. 25 НК РФ этот показатель былравен в 2001 г. 45,02%. В 2002 г. этот показатель увеличился до уровня 50,18%.Данное увеличение могло произойти, на наш взгляд, за счет отмены льгот иперехода определения выручки методом начислений. Однако уменьшение в 2003 г. отношения поступлений налога на прибыль к сальдированному финансовому результату до уровня39,21% свидетельствует о возможности масштабного уклонения от уплаты налога наприбыль, стимулируемой мягкими условиями отнесения на расходы ряда затрат. В тоже время в 2004 г. этот показатель вырос до уровня 41,63%. В 2005 г. он составил 44,40%, в I кв. 2006 г. — 36,76%.
Ещеодним из факторов, потенциально влияющих на поступления по налогу на прибыль,являются льготы. Отмена значительной части льгот, особенно льготы покапитальным вложениям, позволила избежать резкого сокращения налоговой базы поналогу на прибыль. В 2002 г. замедлились темпы инвестиций по сравнению с 2001 г. Об этом свидетельствует показатель отношения инвестиций в основной капитал к ВВП. В 2002 г. он составил 16,2% по сравнению с 16,6% в 2001 г.
Внесениеизменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационнойполитики повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал поисточникам финансирования. В 2002 — 2005 гг. наблюдалось заметное снижение долиприбыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1% — в 2002 г., 17,8% — в 2003 г., 19,2% — в 2004 г. и 19,3% — в 2005 г. В то же время за счет получения возможности списывать на затратыамортизацию в более значительных размерах доля амортизации в составе источниковфинансирования увеличилась за этот период до 21,9; 24,2; 22,8 и 23,1%соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственныхсредств в составе источников финансирования инвестиций, что можетсвидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику. Данный факттакже мог быть следствием отмены инвестиционной льготы, послужившей снижениемстимулов и возможностей к инвестированию. В результате организации быливынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в 2005 г. на 3,9% по сравнению с 2001 г.
Вестественных условиях получение прибыли в различных отраслях экономикипроисходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыльнеобходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиковфункционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливостиналогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходовбюджета.
По даннымотдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области от22 декабря 2008 г.
Заодиннадцать месяцев 2008 года общая сумма налогов и сборов, мобилизованных натерритории Иркутской области (с учетом поступлений от предприятий, состоящих научете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам,но без учета расходов на нужны социального страхования), составила 95,1 млрдрублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 116,6%).
В федеральныйбюджет с начала года поступило 21,2 млрд рублей (темп роста к аналогичномупериоду 2007 г. – 102,1%); в территориальный бюджет – 50,7 млрд рублей (темпроста к аналогичному периоду 2007 г. – 120,3%), из них 14,5 млрд рублейнаправлено в местные бюджеты (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 120,2%).
Сумма единогосоциального налога, зачисляемого во внебюджетные фонды (без учета расходов нанужды социального страхования), и страховых взносов на обязательное пенсионноестрахование составила 23,2 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 124,4%).
Налогоплательщикис начала года уплатили в казну области 21,6 млрд рублей налога на доходыфизических лиц; 15,8 млрд рублей — налога на прибыль. Налоги со специальнымирежимами составили 2,5 млрд рублей, в том числе единый налог на совокупныйдоход – 1 402 млн рублей; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – 1 040 млнрублей; единый сельскохозяйственный налог – 19 млн рублей.
Налоги наимущество составили 6,6 млрд рублей (в том числе 4,6 млрд рублей — налоги наимущество физических и юридических лиц, 1,4 млрд рублей — земельный налог, 583млн рублей — транспортный налог).
Сумма акцизовна спирт, алкогольную продукцию, пиво и ГСМ, собранная на территории Иркутскойобласти (с учетом данных межрегиональных инспекций), составила 3,9 млрд рублей.
В федеральныйбюджет, без учета платежей предприятий, состоящих на учете в межрегиональныхинспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, за 11 месяцевнаправлено 6 млрд рублей налога на добавленную стоимость (с учетом НДС натовары, ввозимые на территорию Российской Федерации из республики Беларусь).При этом возмещено из бюджета – 9 млрд рублей НДС. Поступило 3,3 млрд рублей — налога на прибыль. Платежи за пользование природными ресурсами составили 730млн рублей, из них водный налог – 404 млн рублей, налог на добычу полезныхископаемых – 326 млн рублей. Акцизы на нефтепродукты – 4 млн рублей, на спирт испиртосодержащую продукцию – 1,4 млн рублей.
Сумма единогосоциального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с начала года составила7 млрд рублей.
Прочие налогии сборы принесли федеральной казне 131 млн рублей.
Страховыевзносы в Пенсионный фонд Российской Федерации составили 18 млрд рублей. ВФедеральный фонд обязательного медицинского страхования поступило 1,249 млрдрублей; в Фонд социального страхования Российской Федерации – 696 млн рублей.Кроме того, в территориальный фонд обязательного медицинского страхованияпоступило 2,2 млрд рублей.
В целом поРоссии поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет вянваре-ноябре 2008 года составили 708,0 млрд. рублей. По сравнению сянварем-ноябрем 2007 года поступления выросли на 119,0 млрд. рублей, или на20,2%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджетРоссийской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговаясистема — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобыналоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям,соответствовала мировому опыту. Нестабильность нашихналогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно,играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики крыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так ииностранным. Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильномуположению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Длявыхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладитьналоговую систему страны.
Умелоеуправление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функцийобщего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятияналоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любойфирмы.
Налог наприбыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе РоссийскойФедерации, он выполняет регулирующую функцию, реализующуюся через системуналоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорийналогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержкуотдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность,образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политикиорганизаций.
Его ставкадостаточно высока даже после снижения с 35 до 24%, что предполагает крупныесуммы выплат. Но не смотря на это, поступления в бюджет от этого налогапостоянно снижаются. Как уже упоминалось ранее с 1января 2009 г. ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов (Федеральныйзакон от 26.11.2008 № 224-ФЗ). Одной из причин является кризисроссийских предприятий, для многих из которых в последнее время нулевая прибыль– уже хороший результат. Другая причина заключается в том, что даже успешнофункционирующие фирмы стараются любыми путями занизить свою прибыль в целяхснижения сумм выплат в бюджет. И все это при том, что существует большоеколичество льгот по налогу на прибыль. Как раз вопрос эффективности примененияльгот является одним из наиболее спорных.
Сторонникисохранения льгот по налогу на прибыль считают, что они носят не толькостимулирующий, но и регулирующий характер. Отмена льгот, по их мнению, лишитпредприятия большей части инвестиций и возможности содержания социальной сферы.В свою очередь это не сможет не отразиться на эффективности их деятельности, азначит и на собираемости налогов в целом. В такой ситуации решением проблемыможет стать пересмотрение и усовершенствование льгот, а не их полная отмена.
Основнымаргументом противников льгот по налогу на прибыль является существенноеснижение поступлений в бюджет в связи с их применением. Они считают, что послеотмены льгот поступающие суммы налога на прибыль увеличатся примерно вдвое. Нопри этом они не учитывают, что и налоговая нагрузка сильно возрастет, причем нетолько по налогу на прибыль, но и по совокупности всех налогов, так доля налогана прибыль велика и составляет около 20 %. И, так как коренная причина неплатежейв бюджет состоит в отсутствии источников средств на предприятии, устранениельгот по налогу на прибыль собираемости налогов не увеличит.
ПроектомНалогового кодекса предусмотрена замена налога на прибыль налогом на доходпредприятий, который будет отличаться порядком исчисления и значительнымсокращением льгот. Планируется также снижение налоговой нагрузки напредприятия, но осуществиться ли это на практике можно будет узнать лишь послевведения кодекса в действие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Алексашенко А.И. Исчисления налога наприбыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006. № 6. С.38
2.  Акчурина Е.В. Оптимизацияналогообложения (учеб. пособие для ВУЗов) / Е.В. Акчурина. – М: Финансы истатистика, 2005. – 496 с.
3.  Брызгалин А.В., Берник В.Р., ГоловкинА.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций / А.В. Брызгалина. – Екб.:Налоги и финансовое право, 2002. – 192 с.
4.  Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценныхбумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.
5.  Забелина Г.Н. Налог на прибыль:правовая и экономическая сущность / Г.Н. Забелина // Налоговая политика ипрактика. 2005. № 4. С.39-46.
6.  Касьянов М.М. Налоги должны обогащатьстрану, гарантируя благополучие граждан / М.М. Касьянов // Российская газета.2007. № 12. С.18-25.
7.  Козырин А.Н., Рыжков К.В. Правовоерегулирование налогов / А.Н. Козырин, К.В. Рыжков // Финансы. 2005. № 4. С. 95.
8.  Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложениев России (учеб. для ВУЗов) / Л.Н. Лыкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 548 с.
9.  Налоговый кодекс РФ (часть 2). –Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.
10.  Никитин С.М. Налогообложение в России/ С.М. Никитин, Е.С. Глазова // Финансовый менеджмент. 2006. № 3. С. 45-57.
11.  Пансков В.Г. Налоги и налоговаясистема Российской Федерации / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2007.– 464 с.
12.  Романовский М.В., Врублевская О.В.Налоги и налогообложение / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – СПб.: Питер,2007. – 496 с.
13.  Титов А.А. Совершенствованиемеханизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога наприбыль организации / А.А. Титов // Налоги. 2006. № 2. С.48-55.
14.  Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие(3-е изд) / Д.Г. Черник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.
15.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение/ Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 429 с.
16.  base.consultant.ru
17.  www.goverment.ru
18.  www.minfin.ru
19.  www.rg.ru
20.  www.nalog.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.