Экономическая сущностьналогов. Классификация налогов. Принципы налогобложения. Понятие и эмитентыналогов, функции налога
В современной Россииналоговая система нормативно определена налоговым кодексом и предусматривает 2вида налоговых платежей:
-налог
-сбор
Сбор-это обязательный взносвзимаемый с организаций и физ.лиц уплата которого является одним из условийотношений между плательщиком и государством.
Налог-это обязательныйплатеж взимаемый с физ. и юр. Лиц в форме отчуждения принадлежащих на правесобственности дохода или имущества в бюджеты разных уровней.
Экономическая сущностьналогов заключается в отчуждении части доходов физ. Юр. Лиц в пользугосударства.
Существенные элементыотсутствие одного из них позволяет плательщику не уплачивать данный налог:
1) субъект налога т.е. налогоплательщик
2) объект налога т.е.доход имущество и операции подлежащие налогообложению
3) налоговая база т.е.денежное выражение объекта налога
4) налоговая ставка т.е.часть налоговой базы выраженная % вносимая в бюджет
5) прядок исчисления иуплаты налога
6) срок уплаты налога
Факультативные элементы
1) налоговая льготаполная или частичная высвобождение налогоплательщика от уплаты налога
2) порядок возмещенияизлишек уплаченных или взысканных налогов
3) ответственность занесвоевременную или неполную уплату налогов
4) формы отчетности поналогам
Дополнительные элементы –т.е. те которые законодательно не предусмотрены, но более полно характеризуютобязательства:
1) предмет налога(имущество, не материальные благи)
2) налоговый оклад(сумманалога причитающий в уплате в бюджет)
3) получательналога(бюджет разных уровней)
Функции налога
1) фискальная т.е. спомощью налогов накапливаются денежные средства для содержания органовгосударственной власти
2) распределительная т.е.с помощью налогов часть доходов физ.и юр. Лиц распределяется между отраслямиэкономики и регионами страны
3) контрольнаят.е.осуществляется контроль за своевременность и полнотой уплаты налогов
4) регулирующая т.е.воздействие на развитие экономики с помощью изменения налоговых ставок иналоговых льгот
Принципыналогообложения, методы, классификация налогов
Принципы налогообложения– это базовые идеи и положения применяемые в налоговой сфере.
1) принцип справедливостит.е.величина налога должна быть соразмерна доходу налога плательщика
2) принцип удобств т.е.налоги должны уплачиваться удобными для налогоплательщика способом и в удобноевремя
3) принцип экономичностит.е. предусматривается снижение расходов на исчисление и взимание налогов
Метод на налогообложениевыражение взаимно связи между элементами налога:
1) равного налогаобложения, означает что все налогоплательщики уплачивают равную сумму налоганезависимо от имеющих у них дохода и имущества
2) методпропорционального налогообложения налогоплательщик определяет налоговую базу ииспользуется одна налоговая ставка одинаковая для всех, а сумма налога зависитот размера объекта налогообложения
3) регрессивногоналогообложения так же предусматривает нескольких налоговых ставок но чембольше размер налогообложения, тем ниже принимаемая ставка налогов
Основная классификацияналогов
1) по способу взимания
-прямые
-косвенные
2)по назначению
-целевые
-общие
3) по срокам уплаты
-за месяц
-квартал
-год
4) по уровню бюджета
-федеральный
-региональный
-местный
5) по субъектамналогообложения
-налоги юр.лиц
-налоги физ.лиц
-смежные налоги
Классификация по объектамналогообложения
1) налоги с доходаимущества, ресурсные платежи (прямые налоги)НДФЛ, на прибыль, на имущество
2) налоги на обращенияпотребления товаров работ и услуг, акцизы, НДС, таможенная пошлина
3 Налоговая система РФ иее характеристика
Налоговая система – этоэлемент фин.системы гос-ва, а также совокупность определенных налогов и сбороввзимаемым в гос-в в установленном порядке
Этапы развития налоговойсистемы РФ
1) 1991-1996становлениеналоговой системы РФ введение в действие закона об основах налоговой системы РФ(отменен)
Данная налоговая системабыла направлена на обеспечение фискальных интересов гос-ва введение в действиебольшинства налогов с высокими налоговыми ставками и неоправданно большиештрафные санкции
2) 1996-2000реформирование налоговой системы введения в действия в 1части налоговогокодекса
3) 2001 по настоящиевремя этап завершения налоговой реформы. Суть данного этапа совершенствованияналоговой системы РФ
В соответствии сналоговым кодексом ст.13-15 в России действуют след виды налогоа и сборов
Федеральный: налог надобавленную стоимость, акциз, налог на доходы физ. Лиц, го. Пошлина, НЛФЛ, НДС,сбор за пользование объектами животного мира, за пользование воднымибиологическими ресурсами
Региональный: налогимущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог
Местный: земельный налогна имущество физ.лиц
Выделяются след.Специальные налоговые режимы в соответствии со ст.18 Н.К.
1) едино сельскохозяйственныйналог(система налогообложения для сельхоз товара производителей)
2) упрощенная системаналогообложения
3) единый налог вмененныйдоход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнениисоглашения о раздели продукции
Показателихарактеризующие налоговую систему – это налоговая нагрузка(налоговое бремя)
Налоговое бремяпредприятия определяется общая сумма налогов уплаченная предприятием за годеленная на сумму выручки за год и*100%
Принципы налоговойсистемы:
1) принцип справедливости
2) принцип учетаспецифики объектов налогообложения
3) принцип учета всехдоходов получаемых налогоплательщиком
4) единый подход приопределении налоговых ставок и налоговых льгот.
Налоговая администрация
1) правовой статусналоговых органов
2) налогоплательщики, налоговый агент и их обязательства
3) налоговый контроль
1) правовой статусналоговых органов
Налоговая администрацияэто институт гос. управления в сфере налоговых право отношений цельюдеятельности которой явл. реализация гос. функций по достижению и поддержаниюсостоянию налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.
Гос. Налоговаяадминистрация – это совокупность гос. структур исполнительной власти
Функции налоговогоадминистрирования
1) контрольная
2) правоохранительная
Взаимоотношенияналогового характера:
1) отношения междугосударством и налогоплательщиком
2) отношение междуналоговым органом и налогоплательщиком
3) отношения междуналоговым органом и государством
Все 3 понятия составляютпонятие налоговое администрирование
Налоговый орган РФ- этоединая система гос. учреждений однородных по своим задачам связных между собойвертикальной системой власти подчинения осущ. контроль за соблюдениемзаконодательством по налогам и сборам и иных налоговых норм
В настоящие времяправовое регулирование деятельности и налоговых органов РФ не посредственноосущ. гл 5 НК ст 30-35 и законам по налоговым органов №943/1 от 21.03.91г.вредакции от17.07.09 По мимо налогового кодекса и законно действует ряднормативно правовой разной юр. Силой постановление 506 современная системаналоговых органов действует в системе минфина РФ
Структура
1) Федеральный ФНС России
2) федеральной окружноймеж региональной инспекции по округам
3) региональный инспекциипо субъектам РФ
4) местной инспекции погородам
Права налоговых органов
1) права организационногохарактера
2) информационноаналитические права
3) права контрольнопроверочного характера
4) Юрист дикционные права
Обязанности
1) соблюдатьзаконодательства о налогах и сборах
2) Контроль за соблюдениезаконодательств о налогах и сборах
3) Вести в установленномпорядке учет организации и физ.лиц
4) Предоставлятьбесплатную информацию (в том числе и в письменной форме) об измененииналогового законодательства
5) бесплатнопредоставлять налога декларации и разъяснять порядок их заполнения
6 соблюдать налоговуютайну и обеспечивать ее сохранность
7) предоставлятьналогоплательщику копии актов проверки и копии решений налогового органа
8) руководствоватьсяписьменным разъяснением минфина по вопросам применения законодательства РФ
Ответственность органовналоговой администрации.
Органы налоговойадминистрации несут ответственность за убытки в следствии своих неправомерных действийили бездействий.
Налоговые должностныелица не в праве приобретать имущество налогоплательщика реализуемое по решениюсуда о взыскании налогов. Причиненные при проведении налоговой кон-ии неправомернымидействиями убытки подлежат возмещению в полном объеме включая упущенную выгодуили неполученный доход.
Убытки причиненные налогоплательщикуналоговому агенту или представителю налогоплательщика неправомерными дей-мидолжностных лиц налоговых органов подлежат возмещению в полном объеме, а так жеправомерные действия налоговых органов приносящие убыток возмещению не подлежат
Налогоплательщики, налоговыйагент и их обязательства
Налогоплательщики- этоорганизации и физические лица на которых в соответствии с налоговым кодексомвозложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщиками признаютсяорганизации и физические лица на которых в соответствии с налоговым кодексомвозложена обязанность уплачивать сборы. Права налогоплательщиков и плательщиковсборов совпадают.
Права.
1. права на информациювозможность налогоплательщика бесприпятственно и бесплатно получать информациюот налоговых органов по месту своего учета (получать бланки, разъяснения поналогам).
2. право на налоговыйменеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиками собственнымивыплатами налогового характера в частности использования налоговых льгот изменениясрока уплаты налога, изменения обязательств по уплате налогов.
3. возврат излишнеуплаченных сумм в процессе реализации налоговых правоотношений.
4. право лично или черезпредставителя участвовать в налоговых правоотношениях.
5.право давать поясненияо характере собственных действий в сфере налоговых отношений.
6.право на получениеофициального письменного разъяснения.
Обязанности.
Ст.23НК устанавливаетобязанности налогоплательщика.
1. уплачиватьзаконно установленные налоги.
2. основание прикотором у налогоплательщиков возникает обязанность встать на учет налоговыхорганов.
3. обязанность введении учета доходов и расходов объекта налогообложения.
4. информироватьналоговый орган о результатах своей деятельности.
5. выполнятьзаконные требования налогового органа.
6. обязанностьобеспечить сохранность документов информации о своей деятельности
Налоговые агенты
Налоговыми агентамипризнаются лица на которых в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанностьпо исчислению удержания налогоплательщиков и перечисления из бюджета в разныхуровнях.
Обязанность налоговогоагента возложена на те организации и физические лица которые являютсяисточником выплаты доходов налогоплательщика.
Права налогового агента.
1. право на информацию.
2. право на получение письменногоразъяснения от налоговых органов.
3. право на управление налоговымивыплатами
4. право на возврат излишне уплаченныхсумм в процессе реализации
5. право на защиту нарушенных прав и ихинтересов.
6. на возмещение не правомерно нанесенныхубытков.
7. давать пояснения о характересобственных действий в сфере налоговых правоотношений.
8. на корректное отношение со стороныучастников налоговых правоотношений.
Обязанности налоговогоагента
1. исчислять, удерживатьи перечислять законно установленные налоги.
2. информироватьналоговые органы и должностных лиц о результатах своей деятельности.
3. ввести в установленномпорядке бухгалтерский и налоговый учет.
4.обеспечиватьсохранность документов необходимых для исчисления, удержания и перечисленияналогов.
Ответственность налоговыхагентов
В налоговых отношенияхпредставляет не интересы налогоплательщика а собственные интересы, заисполнение или несоответственное исполнение обязательств налоговый агент несетответственность в соответствии с законод. РФ
Обязанности банковскихорганизаций в сфере сборов налогов
Банки обязаны исполнятьпоручения
1. налогоплательщиков наперечисления налогов( сборов, штрафов, пеней) в бюджетную систему РФ насоответственных счетах федерального казначейства.
2. обязаны по возвратуналогоплательщику нал. агентом излишне уплаченных сумм налогов.
3. исполнять порученияместных администрации и орг. Федеральной почтовой связи на перечислениеденежных средств на счета казначейства налогов, пеней, штрафов.
4. исполнять порученияналоговых органов на перечисление налога, сбора или штрафа в бюджетную системуРФ за счет денежных средств налогоплательщиков.
3) налоговый контроль
Налоговый контроль- этовид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации реализуемой вразличных формах с целью получения информации о соблюдении норм налоговогозаконодательства и проверка полноты исполнения налоговых обязательствналогоплательщиками, налоговыми агентами и иными обязанными лицами.
Виды и формы налоговогоконтроля.
1. государственныйналоговый учет
2. мониторинг иоперативный налоговый контроль.
3. комеральный и выезднойналоговый контроль.
4. административноналоговый контроль.
Все формы налоговогоконтроля РФ возлагаются на налоговые органы РФ.
налогообложениеналогоплательщик агент налог
Государственный налоговыйучет
Как форма налоговогоконтроля направлена на решение задач связанных с учетом лиц на которыхвозлагаются налоговые обязательства.
Основной задачеймониторинга и оперативного контроля является получение объективной информации отекущей деятельности налогоплательщика.
Задачей камерального ивыездного контроля является контроль за исполнением налоговых обязательств.Основным способом осуществления камерального и выездного контроля являетсяпроверка.
Задачей административногоналогового контроля является контроль за участниками налоговых отношенийнаделенных вспомогательными полномочиями налогового контроля.
Функции налоговогоконтроля.
1. предотвращениеуклонения от уплаты налогов.
2. обеспечение налоговых поступленийв соответствующие бюджеты.
3. выявление резервов дляувеличения налоговых поставлений в бюджет.
4. повышениеэффективности контрольных мероприятий.
5. реализация налоговойполитики.
Объектом налоговогоконтроля является налоговые отношения возникающие в результате отношений государстваи налогоплательщиков и налоговыми органами и государством.
Субъектами налоговогоконтроля выступают ФНС России территориальные подразделения федеральная службапо экономии налоговых поступлений и органами внутренних дел.
Налоговый контроль можетбыть классифицирован по ряду критерий
1. по категориипроверяемых лиц
2. по времениосуществления:
-текущий
-предшествующий
3. с учетом процедурпроведения налогового контроля
-документальный контроль
-контроль исполнения
4. в зависимости отпоставленной задачи контроля
-контроль достоверности
-законности и применениеналоговых ставок
-правомерности примененияналоговых льгот
-правильности иобоснованности определения доходов
-своевременности уплатыналогов и своевременности предоставления налоговой отчетности
Предметом налоговогоконтроля достоверность полнота своевременность обоснованность основаниеналоговых обязательств.
Налоговый контрольпроводится должностными лицами налоговых органов в пределах компетенциисредствам
1. налоговых проверок
2. получение объясненийналогоплательщика налоговых органов налоговых агентов
3. проверка учетныхданных(бухгалтерская налоговая отчетность)
4. осмотр помещений итерриторий используемых для извлечения дохода и другие формы предусмотренныеналоговым кодексом РФ
Задачи налоговогоконтроля
1. соблюдение налоговогозаконодательства
2. обеспечение реальностиопределения налоговой базы, правильности исчисления, своевременного и полноговнесения платежей
3. проверка качествапостановки учета и ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения
4. предупреждениенарушений налогового законодательства налогоплательщиками, налого агентами ииными представителями
5. наказание нарушителейналогового законодательства
Постановка на учет вналоговый орган
Плательщики обязаныподать в налоговый орган заявление о поставке на учет в течении 10 дней послегосударственной регистрации. Налоговый орган обязан в течении 5 днейосуществить постановку на учет и выдать свидетельство о регистрации в налоговоморгане.
При постановке на учеткаждому налогоплательщику присваивается ИНН. По итогам учета ведется единыйреестр по учету налогоплательщиков.
Налоговая проверкапредставляет собой законодательно установленную форму налогового контроля,осуществляемого налоговыми органами по деятельности налогоплательщика (полнота,сроки уплаты налога).
Виды налоговых проверок:
1.по характеру, форме испособам
-камеральная
-выездные
2.по полноте охватапроверяемых документов
-с полным методомпроводимые
-выборочным
3.по объему проверяемыхналогов
-комплексные
-тематические
Выделяют так же особыевиды проверок в форме истребования документов о налогоплательщике, а так жеинформации о конкретных сделках либо повторных проверках.
Налоговый кодекспредписывает проведение следующих форм налоговых проверок: -ст.88 НК РФкамеральные налоговые проверки -ст. 89 НК РФ выездные налоговые проверки. Цельювыездной может быть охвачено только 3 календарных года, предшествующих годупроверки. Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникаетнеобходимость получении информации о деятельности налогоплательщика, то данныедокументы могут быть истребованы у проверяемого лица.
Камеральная проверкапроводится по месту нахождения налогового органа на основании документов (деклараций)представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплатыналогов. Для проведения данной проверки не требуется специального разрешенияруководителя налогового органа. Данная проверка проводится в течении 3 месяцев.С момента подачи налоговой декларации. Если в результате проверки были выявленынарушения(противоречия м\д сведиными), то налогоплательщик в течении 5 днейдолжен внести изменения. При проведении проверки налоговый орган в правеистребовать от налогоплательщика дополнительные сведения и получить разъясненияпо вопросам исчисления и уплаты налогов. Налоговый орган в праве истребоватьдокументы, подтверждающие налоговые льготы.
Выездная проверкаосуществляется на территории налогоплательщика на основании специального распоряженияруководителя налогового органа. Выездная проверка по одному налогоплательщикуможет осуществляться по нескольким налогам. Предметом проверки являетсяправильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В течении проверкиможет быть проверен период, не превышающем трех лет. Налоговый орган не вправепроводить более 2 проверок по одному и тому же периоду и по одним и тем женалогам. Выездная налоговая проверка не может проводиться более 2хмесяцев(исключение составляет по решению руководителем налогового органа до 6месяцев).Выездная налоговая проверка осуществляемая в связи с ликвидацией,реорганизацией налогоплательщика может проводиться независимо от периода ипредмета предыдущей проверки.