Курсовая работа
Тема: "Понятие расходов бюджета.Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов"
Введение
Всовременной экономической системе государство выполняет рядобщественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждаягосударственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку.Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой засчет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократическихстранах они привлекает к себе широкое общественное внимание и являютсяпредметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являютсяналогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета ипоэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалосьфинансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяетсяразвитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.
Актуальностьтемы курсовой работы: одним из наиболее важныхмеханизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальноерегулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества,главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системыгосударство образует централизованные и воздействует на формированиедецентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнениявозложенных на государственные органы функций. Экономические и политическиереформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли незатронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетнуюсистему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации ирасходования ресурсов государства, дает политической власти реальнуювозможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурнуюперестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики,обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Объектом изучения является особенности формирования расходной части бюджета РФ.
Предметомизучения является бюджет РФ.
Цельработы: на основе сравнительного анализаструктуры федерального бюджета изучить особенности формирования расходной егочасти. Описать основные определения, классификации и положения расходов бюджетаа также на примере бюджета Нижегородской области показать распределениерасходов на 2009 год а также на плановый период 2010–2011 года.
Степеньразработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научнойлитературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
При написаниикурсовой работы была использована научная экономическая литература различныхавторов, сообщения средств массовой информации.
1.Теоретическая часть
1.1 Расходы бюджетов и факторы определяющие ихдинамику
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – этоденежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функцийгосударства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всехуровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативахминимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказаниегосударственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетовделятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходыбюджетов, предназначенные для обеспеченияинновационной и инвестиционной деятельности, включают:
а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемыеструктуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов наинвестиционные цели юридическим лицам;
в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонтаи иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличиваетсяимущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов имуниципальных образований;
д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы всоответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Факторы,определяющие динамику расходов:
1.Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономическогоподъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности поосуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересыразличных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения,предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давлениена правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.
Сокращатьрасходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать приблагоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятныобществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к ростугосударственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляютсядостаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффектсоциальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров,инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственныхсредств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе.Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – этонепопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильнуюоппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политическойволи, решительности правительства, а также дополнительной общественнойподдержке.
2.Человеческое развитие. Вложения в развитие человека – важная задача государства. Этивложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько насоздание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны сразвитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеютзначимый удельный вес в бюджетах развитых стран.
Базой дляпланирования расходов на человеческое развитие являются демографические исоциальные показатели – численность населения и отдельных его категорий(население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного ишкольного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различнымгруппам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами – контингентомполучателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения изакрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если числополучателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.
3.Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлениюновых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфергосударственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видовносителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копированиеинформационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблемазащиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.
За счетгосударственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносяткоммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речьидет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения,исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерамив сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развитияоценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходныхстатей в структуре бюджета.
4.Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляютсяв законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями.Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, чтоограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.
Государственныеорганизации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепитьсвои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета иподконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, онилучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив,потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивыецели и задачи.
Находящиеся увласти политические силы также могут отстаивать повышение государственныхрасходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании,когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлеченияизбирателей в поддержку своих кандидатов.
5. Внешниеобстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны илиприродные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенновозрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем струдом поддаются сокращению.
1.2Классификация расходов государственного бюджета
Экономическаясущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый видрасходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этомкачественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяетустановить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетномплане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.
Многообразиеконкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:
– природойи функциями государства;
– уровнемсоциально-экономического развития страны;
– разветвленностьюсвязей бюджета с народным хозяйством;
– административно-территориальнымустройством государства;
– формамипредоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетаниеэтих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государствана определенном этапе социально-экономического развития.
Для выясненияроли и значения бюджетных расходов в экономической
жизниобщества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практикефинансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Дляуяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычноклассифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевомуназначению.
По роли вобщественном производстве расходы бюджета делят на:
1. расходы насодержание и развитие материального производства (расходы на расширенноевоспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2. расходы насодержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затратыгосударства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии ипособия и т.п.);
3. расходы насоздание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживаниестраховых и резервных фондов).
С помощьюэтих расходов государство получает инструменты
Регулированияраспределением денежных средств между материальным производством инепроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальнымипотребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики припомощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуруобщественного производства, достигать прогрессивных сдвигов внароднохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новыхотраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Такимобразом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера,способны играть важную роль в государственном регулировании экономики исоциальных процессов.
Всоответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетныхрасходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции– экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджетаподразделяются на четыре большие группы:
1. расходы нанародное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходы насоциально-культурные нужды;
3. военныерасходы;
4. расходы науправление.
Структурабюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей странеотносительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты враспределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всехбюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики,что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только околотрети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основойотраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятоеделение экономики на отрасли и виды деятельности:
– впроизводственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: наразвитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
– внепроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: наобразование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственноеуправление и т.п.
Такое делениегосударственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогаетвыявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям.Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевойструктуре общественного производства.
Классификациярасходов по целевому назначению (экономическому содержанию) являетсянеобходимой базой для осуществления финансового контроля за использованиембюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначениевыделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемыхгосударством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять:затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениями организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату,стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременнос экономической классификацией расходов бюджета используются и другиегруппировки, в том числе и организационная, в основе которой лежитраспределение ассигнований по целевым программам и уровням управления.Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателейбюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемыхбюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретитьклассификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования,расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источникифинансирования (в государственном секторе экономики может быть использован итакой источник, как самофинансирование).
Перечисленныегруппы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось,государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли ввоспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)
Классификациявидов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходовбюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета поцелевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств навыполнение основных функций государства, в том числе на финансированиереализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственнойвласти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществленияотдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочныхпредставителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов,фундаментальных исследований. Согласно функциональной классификации системабюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенныхна органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетовРФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: нагосударственное и местное управление, средств на выполнение функций государстваи др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетныхсредств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направлениебюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местныхорганов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходовфедерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации иотражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениямдеятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделовфункциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходовбюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходовбюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов поцелевым статьям расходов бюджетов.
1.3 Формы расходов бюджетов
Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
• ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемыхфизическими и юридическими лицами по государственным или муниципальнымконтрактам;
• трансфертов населению, включающих в себя ассигнования нареализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению,установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовымиактами представительных органов местного самоуправления;
• ассигнований на осуществление отдельных государственныхполномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти, приводящих кувеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
• бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты,отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
• инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемыхюридических лиц;
• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам другихуровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
• кредитов иностранным государствам;
• средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в томчисле государственных или муниципальных гарантий.
Бюджетный кредитпредставляет собой форму финансирования бюджетныхрасходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам навозвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда– это бюджетные средства, предоставляемые другомубюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не болеешести месяцев в пределах финансового года.
Трансферты населению– это бюджетные средства для финансированияобязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, другихсоциальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и еесубъектов.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являютсягосударственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями,а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней вслучаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующихуровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовымактом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случаенецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующийбюджет.
Расходы на финансирование бюджетных инвестицийпредусматриваютсясоответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевуюпрограмму, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органаисполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местногосамоуправления.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимсягосударственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечетвозникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанныхюридических лиц иоформляется участием Российской Федерации и ее субъектов. Оформление долиучастия в уставном капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъектуили муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которыеопределяются в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджетатолько при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта,проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договорамежду Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органомместного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии РоссийскойФедерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объектаинвестиции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служитоснованием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетныеинвестиции расходов.
Созданные с привлечением бюджетных средств объектыпроизводственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных(складочных) капиталови имуществапередаются в управление соответствующим органам управления государственным илимуниципальным имуществом.
Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено вформе предоставления:
а) дотаций на выравнивание уровня минимальном бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
б) субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевыхрасходов;
в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов,возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средствможет осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом(решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ,руководитель соответствующего органа исполнительной» власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения указанныхусловий. Направление расходов различных бюджетных уровней жестко регламентировано.
Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональныевилы расходов общенационального уровня:
а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального СобранияРФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральныхорганов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы наобщегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждениифедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
б) функционирование федеральной судебной системы;
в) осуществление международной деятельности в общефедеральныхинтересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений исоглашений с международными финансовыми организациями, международногокультурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительнойвласти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в областимеждународного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального законао федеральном бюджете на очередной финансовый год);
г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства,осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническомупрогрессу;
е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного иморского транспорта;
ж) государственная поддержка атомной энергетики;
з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийныхбедствий федерального масштаба;
и) исследование и использование космического пространства;содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в веденииорганов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
к) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов навыплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащихфинансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средствфедерального бюджета;
м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов идрагоценных камней, государственного материального резерва;
н) финансовая поддержка субъектов РФ;
о) прочие расходы.
2 Практическая часть
2.1 Формированию областного бюджета на 2009 год и на плановыйпериод 2010–2011 годов Нижегородской области»
Настоящие Методические рекомендации определяют принципы и подходык формированию субъектами бюджетного планирования областного бюджета сметрасходов на 2009–2011 годы, являющихся базой для формирования областногобюджета на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, в том числе по формированиюбюджета действующих обязательств, приоритетные направления использованиясредств бюджета принимаемых обязательств.
Общее положение
Формирование субъектами бюджетного планирования областного бюджетасмет расходов на 2009–2011 годы осуществляется с учетом основных направленийКонцепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношенийна 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов в соответствии с настоящимиМетодическими рекомендациями с выделением бюджета действующих обязательств ибюджета принимаемых обязательств.
Сметы расходов субъектов бюджетного планирования областногобюджета на 2009–2011 годы формируются в соответствии с приложением 2 кПоложению о докладах субъектов бюджетного планирования и о Сводном докладеПравительства Нижегородской области о результатах и основных направленияхдеятельности, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской областиот 26 апреля 2006 года №145.
Основой формирования смет расходов на 2009–2011 годы в целяхформирования областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов являются:
показатели среднесрочного финансового плана Нижегородской областина 2008–2010 годы (в части 2009–2010 годов), утвержденного распоряжениемПравительства Нижегородской области от 10 августа 2007 года №1144-р (в редакцииот 21 декабря 2007 года);
уточненная сводная бюджетная роспись областного бюджета на 2008год по состоянию на 1 мая 2008 года;
прогнозируемые среднегодовые индексы потребительских цен на 2009–2011годы.
При формировании субъектами бюджетного планирования областногобюджета смет расходов на 2009–2011 годы учитывается следующее:
1. Под отчетным годом понимается 2007 год, под текущим годом – 2008год, под первым плановым годом – 2009 год, под вторым и третьим плановым годами– соответственно 2010 и 2011 годы.
2. Объем расходных обязательств на плановый период 2009–2011 годовопределяется субъектами бюджетного планирования областного бюджета с выделениембюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.
3. Под бюджетом действующих обязательств понимается объемассигнований, необходимых для исполнения расходных обязательств субъектовбюджетного планирования, подлежащих исполнению в соответствии с действующиминормативными правовыми актами, договорами и соглашениями (за исключениемнормативных правовых актов договоров и соглашений, действие которых истекает,приостановлено или предлагается к отмене, начиная с соответствующего плановогопериода).
Расходное обязательство считается действующим, если нормативныеправовые акты, договоры или соглашения вступили в силу на момент началапланирования.
4. Под бюджетом принимаемых обязательств понимается объемассигнований, необходимых для исполнения возникающих в соответствующем плановомгоду новых расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, подлежащихисполнению за счет средств областного бюджета в объеме, установленном всоответствии с намеченными или предлагаемыми к принятию в текущем году или вплановом периоде нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями.
5. Итоги «БДО (бюджет действующих обязательств)» должнысоответствовать итогам предварительного (планового) реестра расходныхобязательств субъекта бюджетного планирования на 2009–2011 годы, составляемогов соответствии с Порядком, утвержденным постановлением ПравительстваНижегородской области от 4 августа 2005 года №188.
Показатели среднесрочного финансового плана Нижегородской областина 2008–2010 годы (в части 2009–2010 годов), утвержденного распоряжениемПравительства Нижегородской области от 10 августа 2007 года №1144-р (в редакцииот 21 декабря 2007 года), могут быть уточнены по следующим основаниям:
а) изменение структуры расходов областного бюджета в 2008 году,утвержденной Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2008 год»;
б) корректировка в сторону уменьшения расходов, производимых всоответствии с разовыми решениями о финансировании из областного бюджета илирасходов по реализации решений, срок действия которых ограничен плановымпериодом;
в) досчеты объемов финансирования до годовой потребности порешениям, реализация которых производится не с начала года;
г) корректировка расходов на приобретение услуг на 2009–2010 годына уточненные среднегодовые индексы потребительских цен;
д) корректировка индексации фондов оплаты труда работниковбюджетной сферы, окладов денежного содержания государственных гражданскихслужащих, переход на финансирование обеспечения равного с Министерствомвнутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудниками заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности,содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местныхбюджетов, за счет межбюджетных трансфертов;
е) в случае передачи (приема) в установленном порядкеподведомственных учреждений и полномочий.
Вносимые субъектами бюджетного планирования областного бюджетакорректировки в сметы расходов на 2009–2011 годы должны быть подкрепленыобоснованиями, подтверждены расчетами и соответствовать в части действующихобязательств реестру расходных обязательств на 2009–2011 годы.
Отсутствие необходимой нормативной правовой базы для осуществлениябюджетных расходов является основанием для исключения (непринятия крассмотрению) их из смет расходов на 2009–2011 годы.
Заявки на дополнительные ассигнования из областного бюджета на2009–2011 годы могут быть представлены только на основании новых расходныхобязательств.
2.2 Общие подходы к формированию субъектами бюджетногопланирования областного бюджета смет расходов
При формировании смет расходов субъектов бюджетного планированияна 2009–2011 годы учитываются следующие прогнозируемые среднегодовые индексыпотребительских цен (уточненный расчет министерства экономики Нижегородскойобласти по состоянию на 21 апреля 2008 года):
на 2009 – год 110%;
на 2010 – год 108,1%;
на 2011 – год 107,6%.
При формировании смет расходов на 2009–2011 годы субъектыбюджетного планирования должны исходить из следующих общих для всех подходов:
1. Фонд оплаты труда
Расходы на заработную плату рассчитываются путем умножения на 12месяцев среднегодового числа штатных единиц (ставок) по каждой группеработников на среднемесячную ставку заработной платы по тарификации илиштатному расписанию с учетом ежегодной экономии в связи с выплатой пособий повременной нетрудоспособности и наличия вакантных должностей в размере 5процентов.
Введение новых отраслевых систем оплаты труда производится впределах сформированного фонда оплаты труда на соответствующий финансовый год.
В случае планируемого перехода на нормативно-подушевое бюджетноефинансирование фонд оплаты труда рассчитывается исходя из норматива бюджетногофинансирования, контингента, утвержденных поправочных коэффициентов и долифонда оплаты труда в нормативе бюджетного финансирования.
Расходы по начислениям на заработную плату рассчитываются вразмере 26,2% от расходов на заработную плату.
2. Оплата коммунальных услуг
Расходы на потребление электрической и тепловой энергии на 2009год рассчитываются в пределах утвержденных или прогнозируемых лимитов с учетомежегодного режима экономии в размере 5 процентов.
Расчет прочих коммунальных услуг (оплата водоснабжения помещений,канализации, ассенизации) на 2009 год по учреждениям бюджетной сферыпроизводится по нормативам, которые применялись при формировании бюджета на2008 год: по образованию – 18% от расходов на потребление электрической итепловой энергии, по здравоохранению – 27%, по культуре – 11%, по социальнойполитике – 16%, по физической культуре и спорту – 14%.
Расходы на оплату коммунальных услуг на 2010–2011 годы рассчитываютсяаналогично 2009 году с учетом прогнозируемого среднегодового индексапотребительских цен по каждому году к прогнозу бюджета предыдущего года.
3. Питание
Расходы на питание на 2009 год рассчитываются исходя из среднейстоимости питания за 1 день по бюджету 2008 года с учетом прогнозируемогосреднегодового индекса потребительских цен на 2009 год, планируемого числакойко-дней, дето-дней и т.п. и проводимыми мероприятиями по реструктуризациикоечного фонда, приведению нормативов оказания стационарной помощи кфедеральным нормативам.
Расходы на питание на 2010–2011 годы рассчитываются аналогично2009 году с учетом прогнозируемого среднегодового индекса потребительских ценпо каждому году к прогнозу бюджета предыдущего года.
4. Медикаменты
Расходы на медикаменты на 2009 год рассчитываются исходя изсложившейся нормы расхода на 1 день по бюджету 2008 года с учетомпрогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен на 2009 год,планируемого числа койко-дней, врачебных посещений, дето-дней и т.п. ипроводимыми мероприятиями по реструктуризации коечного фонда, приведениюнормативов оказания стационарной помощи к федеральным нормативам.
Расходы на медикаменты на 2010–2011 годы рассчитываются аналогично2009 году с учетом прогнозируемого среднегодового индекса потребительских ценпо каждому году к прогнозу бюджета предыдущего года.
5. Стипендии
Расходы на выплату стипендий на 2009–2011 годы рассчитываются всоответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 8 февраля2005 года №26 «Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении и другихформах материальной поддержки учащихся и студентов, обучающихся вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях профессиональногообразования Нижегородской области» (в ред. постановлений ПравительстваНижегородской области от 30 декабря 2005 года №329, от 18 октября 2007 года №384,от 18 марта 2008 года №79) и планируемой численностью стипендиатов из расчетаежемесячного размера стипендий в учреждениях начального профессиональногообразования и средне-специальных учебных заведениях – 315 рублей, в вузах – 900рублей.
Размер стипендий для детей-сирот увеличивается в 1,5 раза отустановленного размера стипендий в соответствии с Законом Нижегородской областиот 10 декабря 2004 года №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области»
6. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
Расходы на обеспечение мер социальной поддержки отдельныхкатегорий граждан на 2009–2011 годы рассчитываются в соответствии сдействующими нормативными правовыми актами и планируемой численностьюполучателей социальной поддержки.
Расходы на обеспечение мер социальной поддержки в форме денежныхвыплат на 2009 год определяются по формуле:
Р = Ч x В x П x Д, где:
Р – расходы на предоставление мер социальной поддержки в формеденежных выплат;
Ч – численность получателей мер социальной поддержки, заявленнаяпри формировании сетевых показателей на 2009 год;
В-размер денежной выплаты, установленный в соответствии снормативными правовыми актами Нижегородской области, определяемый (где этопредусмотрено) с учетом среднегодового индекса потребительских цен;
П – продолжительности выплатного периода;
Д – расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг,оказываемых банками по выплате денежных средств, гражданам в рамках обеспечениямер социальной поддержки.
Расходы на обеспечение мер социальной поддержки в форме денежныхвыплат на 2010–2011 годы рассчитываются аналогично 2009 году с учетомпрогнозной численности получателей мер социальной поддержки и прогнозируемогосреднегодового индекса потребительских цен по каждому году к прогнозу бюджетапредыдущего года.
Расходы на реализацию государственных функций в области социальнойполитики рассчитываются на уровне 2008 года с учетом среднегодового индексапотребительских цен на 2009 год, за исключением разовых расходов, произведенныхв 2008 году. Расходы на 2010–2011 годы рассчитываются аналогично 2009 году сучетом среднегодового индекса потребительских цен по каждому году к прогнозубюджета предыдущего года.
7. Областные целевые программы
Расходы на реализацию областных целевых программ на 2009–2011 годырассчитываются в соответствии с нормативными правовыми актами об утвержденииэтих программ исходя из предельных объемов ассигнований на 2009–2011 годы порасчету министерства финансов Нижегородской области.
При представлении областных целевых программ в составе сметрасходов на 2009–2011 годы необходимо указать плановые назначения по всемнаправлениям финансирования в рамках данных программ, включая расходы накапитальный ремонт, приобретение оборудования, иные мероприятия.
Расходы на капитальные вложения (строительство, реконструкция,проектно-изыскательские работы, разработка проектно-сметной документации),предусмотренные в рамках областных целевых программ, будут включаться в бюджеттолько в составе расходов областной целевой программы «Развитие социальной иинженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населенияНижегородской области».
8. Другие расходы
Другие расходы на 2009–2011 годы рассчитываются с учетомпрогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен по каждому году кпрогнозу бюджета предыдущего года.
В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета на 2009–2011годы расходы субъектов бюджетного планирования областного бюджета могуткорректироваться в зависимости от планируемого поступления доходов насоответствующий год.
2.3 Приоритетные направления формировании субъектами Бюджетногопланирования бюджета принимаемых обязательств
Приоритетными направлениями формирования субъектами бюджетногопланирования бюджета принимаемых обязательств являются:
повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы области;
расходы в рамках софинансирования приоритетных национальныхпроектов;
расходы инвестиционного характера в рамках областной целевойпрограммы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышениякачества жизни населения Нижегородской области»;
расходы на реализацию новых областных целевых программ;
увеличение мер социальной защиты населения.
2.4 Формирования расходов на содержание органов государственнойвласти Нижегородской области
1. Фонд оплаты труда
Расчет фонда оплаты труда в органах государственной власти игосударственных органах Нижегородской области производится по категориям:
а) по государственным должностям и должностям государственнойгражданской службы.
Расчет производится в соответствии с Законом Нижегородской областиот 9 сентября 2003 года №76-З «О денежном содержании лиц, замещающихгосударственные должности Нижегородской области» и Указом ГубернатораНижегородской области от 29 ноября 2006 года №82 «Об установлении размеровдолжностных окладов за классный чин лиц, замещающих должности государственнойгражданской службы Нижегородской области».
По государственным гражданским служащим планирование ассигнованийосуществляется:
исходя из утвержденной структуры органов исполнительной власти посостоянию на 1 апреля 2008 года;
по утвержденным в установленном порядке штатным расписанияморганов государственного управления исходя из среднего размера по схемамдолжностных окладов в целом по штатному расписанию.
Количество должностных окладов в год на каждую штатную единицу – 38и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и другиевыплаты – 1 должностной оклад.
Повышение заработной платы по государственным должностям идолжностям государственной гражданской службы предусматривается:
с 1 августа 2009 года – на 6,8%;
с 1 января 2010 года – на 6,5%;
с 1 января 2011 года – на 7,6%;
б) по техническому и хозяйственному персоналу в органахуправления.
Расходы на оплату труда определяются из должностных окладов(тарифных ставок) и штатной численности работников в соответствии с действующейсистемой оплаты труда, утвержденной нормативными актами Нижегородской области.
Планируемое количество должностных окладов на штатную единицу вгод составляет 28,5.
2. Текущие и капитальные расходы на содержание органов государственнойвласти (кроме заработной платы и начислений на нее)
При планировании текущих и капитальных расходов на содержаниеорганов государственной власти Нижегородской области (за исключениемЗаконодательного Собрания области, управления делами Губернатора Нижегородскойобласти, Аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области)применяется следующий расчетно-нормативный метод планирования расходов поотдельным статьям затрат:
расчеты по статьям расходов:
а) услуги связи.
По министерствам Нижегородской области на 2009 год применяетсясредняя норма на 1 штатную единицу в год в сумме 11738 рублей.
По департаментам, комитетам и иным органам исполнительной властиНижегородской области на 2008 год применяется средняя норма на 1 штатнуюединицу в год в сумме 9772 рубля.
Расходы на услуги связи на 2010–2011 годы рассчитываютсяаналогично 2009 году с учетом прогнозируемого среднегодового индексапотребительских цен по каждому году к прогнозу бюджета предыдущего года;
б) оплата коммунальных услуг и арендная плата за пользованиеимуществом.
Расчет расходов на оплату коммунальных услуг на 2009 годпроизводится исходя из площади, предоставляемой органу государственногоуправления, с учетом заключаемых договоров на содержание и аренду помещений,лимитов потребления электрической и тепловой энергии и других аналогичныхрасходов.
Расходы на 2010–2011 годы рассчитываются аналогично 2009 году сучетом прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен по каждомугоду к прогнозу бюджета предыдущего года;
в) услуги по содержанию имущества.
Норматив расходов по текущему и капитальному ремонту имущества(здания и помещения), находящегося на балансе органа управления,предусматривается из расчета 1% от расходов на содержание данного органа управления;
г) расходы на приобретение непроизводственного оборудования ипредметов длительного пользования.
Расходы на 2009–2011 годы определяются с учетом обоснованностирасчетов;
д) расходы на приобретение хозяйственных материалов, канцелярскихпринадлежностей.
Расходы на 2009–2011 годы на приобретение хозяйственныхматериалов, канцелярских принадлежностей определяются исходя из расчета 3558рублей на 1 штатную единицу;
е) другие расходы.
Другие расходы на 2009 год рассчитываются на уровне 2008 года сучетом применения среднегодового индекса потребительских цен на 2009 год, заисключением разовых расходов, произведенных в 2008 году.
Другие расходы на 2010–2011 годы рассчитываются аналогично 2009году с учетом прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен покаждому году к прогнозу бюджета предыдущего года.
2.5 Отраслевые особенности формирования смет расходов субъектовбюджетного планирования областного бюджета 2009–2011 годы
1. Расходы на заработную плату в соответствии с Единой тарифной сеткой
Расходы на заработную плату работникам государственных учреждений,оплачиваемых по Единой тарифной сетке, рассчитываются следующим образом:
– на 2009 год – исходя из тарифной ставки первого разрядаЕдиной тарифной сетки с 1 января 2009 года в размере 3000 рублей и измененныхмежразрядных коэффициентов;
– на 2010 год – исходя из тарифной ставки первого разрядаЕдиной тарифной сетки с 1 января 2010 года в размере 3500 рублей и измененныхмежразрядных коэффициентов;
– на 2011 год с индексацией с 1 января 2011 года на 7,6%.
2. Расходы на правоохранительные органы
Расчет расходов на содержание сотрудников и работников органоввнутренних дел осуществляется в соответствии с действующим федеральнымзаконодательством.
Расчет денежного довольствия сотрудников органов внутренних делосуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 года №78-ФЗ.Исчисление выслуги лет для назначения процентной надбавки к окладу денежногосодержания осуществляется на основании постановления Правительства РоссийскойФедерации от 23 января 2003 года №43. Надбавки и дополнительные выплатыосуществляются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18февраля 2005 года №177 и приказами МВД Российской Федерации.
Увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных кним лицам:
с 1 августа 2009 года – на 6,8%;
с 1 января 2010 года – на 6,5%;
с 1 января 2011 года – на 7,6%.
Индексация заработной платы работников, оплата труда которыхосуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой:
с 1 августа 2009 года – на 6,8%;
с 1 августа 2010 года – на 6,5%;
с 1 января 2011 года – на 7,6%.
В 2009 году обеспечение равного с Министерством внутренних делРоссийской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработнойплаты работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихсяза счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,включая бюджеты закрытых административно-территориальных образований, исоциальных выплат будет осуществлено за счет межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты предоставляются на следующие цели:
а) повышение денежного довольствия сотрудникам и заработной платыработникам;
б) повышение выплат, зависящих от денежного довольствиясотрудников и заработной платы работников;
в) индексация начислений на оплату труда стажеров и работников;
г) увеличение денежного довольствия сотрудников на размеррасходов, связанных с включением в оклад по специальному званию денежнойпродовольственной компенсации;
д) финансирование расходов на обеспечение социальных гарантий воисполнение Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющимдетей» в части оплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам,проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органоввнутренних дел;
е) финансирование расходов на обеспечение социальных гарантий воисполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.№911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения иосуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудниковправоохранительных органов и членам их семей» в части оплаты сотрудникамстоимости путевок для их детей школьного возраста, в организации отдыха иоздоровления детей.
Выплаты пособий и компенсационных выплат на санаторно-курортноелечение, пособия при увольнении сотрудников, а также в случае их гибелипроизводятся в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Лимит штатной численности сотрудников и работников органоввнутренних дел, финансируемых из областного бюджета, в перспективном финансовомплане на 2009–2011 годы устанавливается на уровне 2008 года.
Укомплектование штатной численности подразделений милицииобщественной безопасности до норм положенности должно быть произведено за счетперераспределения выполняемых сотрудниками милиции функций по обеспечениюполномочий соответствующих органов исполнительной власти.
3. Расходы на государственную поддержку средств массовойинформации
Государственная поддержка из областного бюджета средств массовойинформации будет осуществляться в соответствии с постановлением ПравительстваНижегородской области от 19 мая 2006 года №176 «О порядке оказания финансовойподдержки средствам массовой информации Нижегородской области» и распоряжениемПравительства Нижегородской области об утверждении реестров средств массовойинформации на соответствующий финансовый год.
Определение объема государственной поддержки на обеспечениебесперебойного выхода средств массовой информации производится на основанииотчетных данных по показателям финансово-хозяйственной деятельности средствмассовой информации за предшествующий отчетный год, представляемых финансовымиорганами муниципальных районов и городских округов области, и анализаобоснованных смет доходов и расходов редакций средств массовой информации,изменений тиража и количества часов вещания, представляемых пресс-службойГубернатора Нижегородской области.
Финансовая поддержка из областного бюджета на обеспечениебесперебойного выхода средств массовой информации муниципальных районов игородских округов Нижегородской области будет предоставляться в виде субсидийиз фонда софинансирования социальных расходов на оплату расходов, связанных спроизводством и распространением средств массовой информации, за исключениемрасходов на оплату труда работников печатных средств массовой информации.
Субсидии из областного бюджета на частичную финансовую поддержкурайонных и городских средств массовой информации будут предоставляться наусловиях софинансирования расходов в соотношении 60% за счет средств местногобюджета и 40% за счет областного бюджета.
Государственная поддержка из областного бюджета на обеспечениебесперебойного выхода областных средств массовой информации выделяется в видесубсидий на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных сподготовкой, выпуском и распространением газет и телепрограмм, и в видефинансирования государственных учреждений по смете.
4. Расходы на поддержку агропромышленного комплекса
Формирование расходов областного бюджета на поддержкуагропромышленного комплекса на 2009–2011 годы осуществляется на основерасходов, утвержденных в составе среднесрочного финансового плана Нижегородскойобласти на 2008–2010 годы с учетом корректировки объемов финансирования повидам расходов на среднегодовые индексы потребительских цен и реализацииГосударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы,утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007года №446, и областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплексаНижегородской области» на период 2008–2012 годов.
В областном бюджете предусматриваются расходы на оказаниефинансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по оплатереструктурированных долгов перед бюджетами всех уровней и государственнымивнебюджетными фондами, подлежащих погашению в очередном финансовом году всоответствии с утвержденными графиками.
С целью формирования регионального зернового продовольственногофонда (областного запаса продовольственного зерна) в расходах областногобюджета предусматриваются средства финансового обеспечения закупок зерна. Насоздание областного запаса продовольственного зерна в объеме, устанавливаемомПравительством Нижегородской области, направляются средства областного бюджета,ежегодно предусматриваемые на восстановление ранее заимствованных целевыхсредств федерального бюджета (до их полного восстановления), средства,получаемые от реализации запасов регионального зернового продовольственногофонда, средства, получаемые от возврата ранее выделенных бюджетных кредитов назакупку фуражного и продовольственного зерна.
5. Расходы на охрану окружающей среды
Формирование расходов областного бюджета на природоохранныемероприятия (до разработки областной целевой программы) осуществляетсяаналогично 2008 году с учетом прогнозируемого среднегодового индексапотребительских цен на 2009–2011 годы.
6. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Формирование расходов областного бюджета по отрасли «Жилищно-коммунальноехозяйство» на 2009–2011 годы осуществляется с учетом реализации приоритетныхзадач бюджетной поддержки инвестиционных проектов и целевых программ,направленных на развитие и модернизацию жилищно-коммунального комплекса.
В областном бюджете предусматриваются расходы:
а) на реализацию программы «Энергоресурсосбережение вжилищно-коммунальном хозяйстве» (расходы на возмещение части процентной ставкиза пользование кредитами, предоставленными муниципальным образованиям области в2003–2007 годах, 2008–2010 годах, кредитными учреждениями, уполномоченнымиПравительством Нижегородской области, на реализацию проектов поэнергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве);
б) на награждение победителей областных конкурсов вжилищно-коммунальном хозяйстве;
в)на софинансирование мероприятий по проведениюкапитального ремонта многоквартирных домов, переселению граждан из аварийногожилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «Офонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
7. Расходы на общественный транспорт
Бюджетная поддержка общественного транспорта в 2009–2011 годахбудет осуществляться путем компенсации выпадающих доходов от перевозки льготныхкатегорий населения, рассчитанной с учетом планируемого ежегодного увеличенияплаты за проезд в среднем на 20 – 25 процентов.
Заключение
Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе РФ.Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношениярасходов по отраслям и территориям и является выражением экономической политикигосударства.
В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходиморешить в области бюджетных расходов:
1) Обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективныхи социально значимых проектах;
2) Снизить расходы на содержание государственного аппарата;
3) Расширить практику государственно-коммерческого финансированияпроектов;
4) Повысит эффективность использования ассигнований на национальнуюоборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии иперспективных научно-исследовательских работах;
5) Снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
6) Усилить контроль над использованием бюджетных средств;
7) Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку,культуру, медицинское обслуживание, образование.
Все эти задачи направлены на то, чтобы сделать экономику РФсоциально-ориентированной.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовыекатегории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства,играет и экономическую и политическую роль.
Список использованной литературы
1. ПРИКАЗ МинфинаНижегородской области от 28.04.2008 №23
«Обутверждении методических рекомендаций по формированию областного бюджета на2009 год и на плановый период 2010–2011 годов»
2. www.regionz.ru /Нижегородская область
3. www.budgetrf.ru
4. www.librus.ru
5. www.consultant.ru
6. www.infanata.org