Реферат по предмету "Теория государства и права"


Теория государства и права (ТГП) в таблице

Теория происхождения государства и права |Представители |Содержание |Оценка | | |Договорная |Г. Гроцкий, |Чтобы обеспечить |Отмечая прогрессивность | | |Г. Гоббс, Д. |нормальную жизнь, |многих положений теории | | |Лонк, Б. |люди заключают между |общественного договора, | | |Спиноза, Ж-Ж |собой договор о |которая противостояла | | |Руссо, А.Н. |создании государства,|феодальному сословному | | |Радищев и др.|добровольно передавая|государству, царящему в | | | |ему часть своих прав.|этом обществе произволу, | | | | |неравенству людей перед | | | | |законом, следует указать, | | | | |что нет убедительных | | | | |научных данных, | | | | |подтверждающих реальность | | | | |этой теории. Так же эта | | | | |теория игнорирует | | | | |необходимость экономических| | | | |предпосылок для того, чтобы| | | | |могло возникнуть | | | | |государство. | |Патриархальн|Основатель – |Государство возникает|Основные положения | |ая |Аристотель(II|из разрастающейся из |патриархальной теории | | |I век до |поколения в поколение|убедительно опровергаются | | |н.э.), |семьи. Глава этой |современной наукой. Нет ни | | |Фильмер, |семьи становится |одного исторического | | |Михайловский |главой государства- |свидетельства подобного | | |и др. |монархом. Его власть |способа возникновения | | | |– это продолжение |государства. Напротив, | | | |власти отца, монарх |установлено, что | | | |же отец всех своих |патриархальная семья | | | |подданных. Из |появилась вместе с | | | |патриархальной теории|государством в процессе | | | |(как и из |разложения | | | |теологической), |первобытнообщинного строя. | | | |естественно возникает| | | | |вывод о необходимости| | | | |для всех людей | | | | |подчиняться | | | | |государственной | | | | |власти. | | |Теологическа|Многие |Теория отстаивает |Теологическую теорию нельзя| |я |религиозные |идеи незыблемости |доказать, как нельзя и | | |деятели |вечности государства,|прямо опровергнуть: вопрос | | |Древнего |необходимости |об ее истинности решается | | |Востока, |подчинения |вместе с вопросом о | | |средневековой|государственной воле,|существовании Бога, | | |Европы (Фома |как власти от Бога, |Всемирного разума, т.е. это| | |Аквинский |но вместе с тем, и |в конечном счете вопросы | | |ХIII в.), |зависимости самого |веры. | | |идеологи |государства от | | | |ислама и |божественной воли, | | | |современной |которая проявляется | | | |католической |через церковь и | | | |церкви( |другие религиозные | | | |неотимисты, |организации. Суждение| | | |Жак Маритен) |о законности | | | | |происхождения и | | | | |использования власти | | | | |правителя принадлежит| | | | |церкви. Высказывая | | | | |такое суждение, даже | | | | |и ведущее к | | | | |низложению правителя,| | | | |церковь не посягает | | | | |на божественный | | | | |принцип власти, | | | | |необходимый для | | | | |общежития. Подданные | | | | |не только не должны | | | | |исполнять приказания | | | | |правителя, | | | | |противоречащие | | | | |божественным законам,| | | | |но и вообще не | | | | |обязаны повиноваться | | | | |узурпаторам и | | | | |тиранам. | | |Насилия |К.Каутский, |Возникновение |Чтобы возникло государство | | |Е.Дюринг, А. |государства |необходим такой уровень | | |Гумппович |рассматривается, как |экономического развития, | | | |реализация |который позволил бы | | | |закономерности |содержать государственный | | | |подчинения слабого |аппарат. Если уровень не | | | |сильному. Многие |достигнут, то никакие | | | |государства появились|завоевания не могут | | | |именно в результате |привести к возникновению | | | |завоевания одним |государства. Должны созреть| | | |народом другого. |внутренние условия, что | | | |(раннегерманские или |имело место при | | | |венгерские |возникновении германских | | | |государства) |или венгерских государств. | |Психологичес|Г.Гард, Л.И. |Появление |Влияние человеческой | |кая |Петражицкий |государства и права |психики не является | | | |объясняется |решающим, а сама психика | | | |проявлением свойств |формируется под влиянием | | | |человеческой психики,|соответствующих | | | |потребностью |экономически, социальных и | | | |подчиняться, |иных условий. Именно эти | | | |подражанием, |условия должны учитываться | | | |сознанием зависимости|в первую очередь. | | | |от элиты общества, | | | | |осознанием | | | | |справедливости, | | | | |определенных | | | | |вариантов действия и | | | | |отношения и пр. В | | | | |основе его лежат | | | | |особые эмоции, | | | | |которые переживаются | | | | |как внутренняя помеха| | | | |свободе и которые | | | | |побуждают человека к | | | | |какому-либо действию.| | | | |Нормы как | | | | |авторитарные запреты | | | | |и веления есть лишь | | | | |отражение этих | | | | |переживаний. | | | | |Психологическая | | | | |теория различает | | | | |этический долг как | | | | |правовую обязанность | | | | |и этический долг как | | | | |нравственную | | | | |обязанность. | | |Естественно-|Фундаментальн|Суть данной теории | В цивилизованном | |правовая |ую разработку|состоит в том, что, |обществе нет оснований для | | |теория |кроме позитивного |противопоставления | | |естественного|права, которое |естественного и позитивного| | |права |создается |права, так как последнее | | |получила в |государством, |закрепляет и охраняет | | |работах |существует общее для |естественные права | | |Локка, Руссо,|всех людей |человека, составляя единую | | |Монтескье, |естественное право, |общечеловеческую систему | | |Гольбаха, |стоящее над |правового регулирования | | |Радищева и |позитивным правом. |общественных отношений. | | |других |Последнее | | | |мыслителей. |основывается именно | | | | |на требованиях | | | | |естественного права | | | | |(права на жизнь, | | | | |свободное развитие, | | | | |труд, участие в делах| | | | |общества и | | | | |государства). Понятие| | | | |естественного права | | | | |включает в себя | | | | |представления о | | | | |прирожденных и | | | | |неотъемлемых правах | | | | |человека и | | | | |гражданина, которые | | | | |являются | | | | |обязательными для | | | | |каждого государства. | | | | |Еще римские юристы | | | | |наряду с гражданским | | | | |правом и правом | | | | |народов выделяли | | | | |естественное право | | | | |(jus naturale) как | | | | |отражение законов | | | | |природы и | | | | |естественного порядка| | | | |вещей. | | |Нормативизм |К. Бергбом - |С точки зрения этой |Исходя из своих научных | | |в Германии, |теории право творится|представлений, | | |Г.Ф. |государством - это |нормативистская теория | | |Шершеневич - |нормы государства, |отстаивала идею правовой | | |в России, Д. |направленные на |государственности. Многие | | |Остин - в |удовлетворение |ее сторонники выступали | | |Англии, |интересов человека. |против противопоставления | | |Р.Штаммлер |). Главный тезис |государства в права, | | | |юридического |определяли государство как | | | |позитивизма - |единство внутреннего смысла| | | |признание правом |всех правовых положений, | | | |только норм, |как осуществление и | | | |создаваемых |воплощение правовых норм в | | | |государством для |единый правопорядок. | | | |общего блага или для | | | | |удовлетворения | | | | |интересов человека. | | | | |При этом не | | | | |отрицается и то, что | | | | |в праве воплощаются | | | | |идеи справедливости, | | | | |и то, что право | | | | |становится | | | | |обязательным для | | | | |самого государства. | | | | |Однако только та | | | | |справедливость, | | | | |которая получает | | | | |защиту государства, | | | | |есть право. | | |Социологичес|Эрлих, С.М. |Социальная норма - |Отвлекаясь от формальных | |кая |Муромцев и |это норма поведения, |признаков права, | | |Г.Ф. |прилагаемая к внешним|социологическая теория | | |Шершеневич. |выражениям |наполняет его социальным | | | |общественной жизни. |содержанием, доказывает, | | | |Она источник |что право является | | | |человеческого |уравновешивающей силой в | | | |благополучия и стоит |жизни общества. Идеи данной| | | |выше государства. В |теории четко выражают | | | |отличие от правового |сущность правового | | | |позитивизма, |государства, в котором и | | | |сводившего задачи |само государство, и его | | | |юридической науки к |граждане должны подчиняться| | | |формально-логическому|правовым предписаниям в | | | |изучению действующего|интересах общего блага. | | | |права, | | | | |социологическая школа| | | | |перемещает центр | | | | |тяжести на изучение | | | | |«живого права», то | | | | |есть системы | | | | |правоотношений, | | | | |поведения людей в | | | | |сфере права. | |
Вывод
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вакуумная сублимационная установка для фермерского хозяйства
Реферат Абрамов ф. б. - Рецензия на повесть ф. а. абрамова «поездка в прошлое»
Реферат Pornography Essay Research Paper Liberal Feminism The
Реферат Ценообразование
Реферат Полис – феномен древнегреческой цивилизации
Реферат Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития
Реферат Профессиональная этика журналистов
Реферат Теорема Дезарга и её применение к решению задач из курса школьной геометрии
Реферат 4 «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании»
Реферат 1. ядерное оружие
Реферат Организация документационного обеспечения предприятий сферы туризма
Реферат Общая характеристика промышленности мира
Реферат Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
Реферат Путешествие по регионам мира
Реферат Принципы, задачи и морально-этнические основы оперативно-розыскной деятельности