Реферат
Курсовая работа: с. 26,12 источников.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ,ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ, ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ,ГОСУДАРСТВО.
Объектомисследования Объектом исследования в данной курсовой работе будутявляться финансовые ресурсы.
Предметомисследования является государство, формирующее финансовыересурсы.
Цель работы – раскрытьпонятие и источники формирования финансовых ресурсов.
Методы исследования: анализ, сравнение,противопоставление, индукция и дедукция, диалектический, исторический методы исистемно-структурный подход.
Исследования иразработки: раскрытопонятие финансовых ресурсов. Исследованы источники пополнения централизованныхи децентрализованных ресурсов. Описана проблема эффективности использованияфинансовых ресурсов государства.
Автор работыподтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные излитературных и других источников теоретические, методологические и методическиеположения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
/>Содержание
Введение1. Понятие чистого дохода, формы еговыражения2.Прибыль как форма проявления чистого дохода3.Налоговые и неналоговые платежи как форма проявления чистого дохода
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Финансовые ресурсы – неотъемлемаячасть любого государства, предприятия и даже в некоторой степени домашниххозяйств. Данные ресурсы необходимы для вышеперечисленных субъектов по многимпричинам. Одна из основных – возможность финансирования различных целевыхпрограмм. Государство, к примеру, через систему налогов формирует бюджет, т.е.мобилизует средства в целях их расходования на различные цели. Это и социальныепрограммы, и развитие инфраструктуры, и поддержка экономики. И это далеко невесь перечень. Естественно возникает вопрос об источниках пополнения финансовыхресурсов. Для предприятия вопрос финансовых ресурсов играет не меньшую роль.Так, для нормального функционирования предприятие должно инвестировать восновные и оборотные средства. Это возможно только при наличии определенныхресурсов.
С появлением финансовых ресурсови при их распределении возникает основная проблема: эффективность использованияфинансовых ресурсов. И речь идет не о коррупции и хищениях. Даже действуя сблагими намерениями, субъект хозяйствования может неэффективно использоватьимеющиеся фонды, что приведет к различного рода перекосам. Когда мы говорим огосударстве, то также должны обратить внимание на проблему использованияимеющихся финансовых ресурсов. Ведь роль государства не только в выплатезарплат, но и в проведении бюджетно-налоговой политики для регулированияэкономики на макроуровне.
Цель работы – раскрыть понятие иисточники формирования финансовых ресурсов.
Объектом исследования в даннойкурсовой работе будут являться финансовые ресурсы.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрытьпонятие финансовых ресурсов.
2. Исследоватьисточники пополнения централизованных и децентрализованных ресурсов.
3. Описатьпроблему эффективности использования финансовых ресурсов государства.
1. Понятие чистого дохода, формы его выражения
Финансы предприятийявляются важной составной частью финансовой системы республики. Они обслуживаютосновное звено общественного производства, где создаются материальные,нематериальные блага и формируется основная часть финансовых ресурсов страны. Сучетом характера обслуживаемых сфер общественного производства финансыпредприятия подразделяются на финансы сферы материального производства ифинансы непроизводственной сферы. Финансам сферы материального производстваприсущи черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом. Вместе стем они обладают специфическими признаками, которые вытекают из особенностейхозяйствования, характера возникающих здесь распределительных отношений.
В сфере материальногопроизводства производятся товары, основу организационной структуры ее образуютпредприятия, объединения, ассоциации. Поэтому важной особенностью финансов этойсферы является их непосредственная связь с формированием первичных доходов ииспользованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения. Финансы сферыматериального производства непосредственно обслуживают процесс созданиястоимости и являются условием бесперебойного кругооборота производственныхфондов.
Объектом распределенияна предприятии является выручка от реализации продукции. На основе еераспределения формируется фонд возмещения текущих затрат предприятия,производятся отчисления в общегосударственные фонды (в форме налога надобавленную стоимость, акцизов, во внебюджетные фонды) и образуется чистыйдоход. За счет чистого дохода формируются фонды производственного назначения,необходимые для расширения производства, совершенствования егоматериально-технической базы, фонды потребительского назначения, т. е. спомощью финансов создаются предпосылки для удовлетворения потребностейпредприятий в развитии производства, удовлетворении социальных нужд коллективаработников данного предприятия.
Чистый доход служиттакже источником образования общегосударственных ресурсов в следующих формах:
1. налогна прибыль;
2. налогна недвижимость;
3. налогна доход.
Таким образом, финансыпредприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных сформированием и использованием денежных фондов и накоплений предприятий наобщегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий, социальныенужды и материальное стимулирование работников.
Величина созданной всфере материального производств стоимости определяет размеры денежных фондов иформируемых на их основе финансовых ресурсов предприятия и республики в целом.В то же время созданные фонды при их оптимальном распределении обеспечиваютвозможности роста производства и увеличения объема общегосударственныхфинансовых ресурсов.
С учетом спецификиформируемых фондов финансы сферы материального производства включают денежныеотношения предприятий:
— с другимипредприятиями (они складываются в процессе получения выручки от реализации,поступления внереализационных доходов, оплаты материальных затрат, уплаты иполучения штрафов при нарушении договорных обязательств, реализации ценныхбумаг, инвестирования средств в акции и облигации других предприятий, уплаты иполучения по ним дивидендов и процентов; при коммерческом кредитовании);
— с коллективомработников данного предприятия (эти отношения опосредуют создание фонда оплатытруда, премий, распределение прибыли и выплаты работникам пособий из фондапотребления, а также привлечение средств работников (продажа ценных бумаг,паевые взносы для формирования финансовых ресурсов предприятия);
— хозрасчетнымиподразделениями внутри предприятий при распределении финансовых ресурсов междуними;
— с государством приуплате налогов в бюджет, отчислениях во внебюджетные фонды, ассигнованиях избюджета, при покупке государственных ценных бумаг, а также получении выплат поним;
Cбанками (эта группа финансовых отношений получает форму получения банковскихссуд, их возврата, уплаты процентов по ссудам, предоставления банкам вовременное пользование свободных денежных средств за определенную плату,операций с ценными бумагами, реализуемыми банками);
— с вышестоящимиорганизациями в границах внутриотраслевого перераспределения;
— с учредителями (этиотношения складываются при взносе учредителем средств для формированияуставного фонда, а также при распределении прибыли предприятия и перечисленииее части учредителю в соответствии с договором).
Чистый доход обществапри капитализме выступает в виде прибавочного продукта и соответственноприбавочной стоимости. К. Маркс, анализируя процесс воспроизводства совокупногообщественного продукта и его отдельные элементы, раскрыл сущность Чистый доходобщества как экономической категории при капиталистическом способепроизводства. «Чистый… доход есть прибавочная стоимость, следовательно —прибавочный продукт, остающийся за вычетом заработной платы и представляющийсобой реализованную капиталом и подлежащую разделу с земельным собственником прибавочнуюстоимость и измеряемый ею прибавочный продукт» (Маркс К., см. Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 409). При капитализме Чистый доходобщества — продукт эксплуатации трудящихся. К. Маркс указывал: «Прибавочныйтруд вообще, как труд сверх меры данных потребностей, всегда долженсуществовать. Но при капиталистической, как и при рабовладельческой системе ит.д., он имеет только антагонистическую форму и дополняется полной праздностьюизвестной части общества» (там же, с. 385—86). В процессе распределения чистыйдоход капиталистического общества выступает в двух основных денежных формах —прибыли и ренты.
Чистый доход обществапри социализме, будучи выражением прибавочного продукта, не становитсяприбавочной стоимостью, а используется в интересах всего общества. «Хотя всякаяприбавочная стоимость представлена в каком-нибудь прибавочном продукте,прибавочный продукт сам по себе, напротив, не представляет прибавочнойстоимости» (Маркс К., там же, т. 26, ч. 3, с. 383). В соответствии с двумяформами социалистической собственности Чистый доход общества состоит из чистогодохода государственного (общенародного) сектора и чистого доходакооперативно-колхозного сектора. В обоих случаях он создаётся насоциалистических предприятиях и имеет единое социально-экономическоесодержание. Чистый доход общества, создаваемый в государственном секторе,выступает в денежной форме в виде налога с оборота, прибыли предприятий(объединений) от производственно-хозяйственной деятельности, их взносов насоциальное страхование. В кооперативно-колхозном секторе, в отличие отгосударственного, Чистый доход общества выступает как в денежной, так и внатуральной форме. Денежная часть чистого дохода представляет собой прибыль,полученную от реализации товарной продукции. Другая же часть чистого дохода внатуральной форме идёт на внутрихозяйственное потребление (семена, корма,молодняк животных для откорма, страховые фонды).
Чистый доходсоциалистического общества в процессе его распределения, перераспределения ииспользования при помощи финансово-кредитного механизма и цен распадается надве части: централизованную и децентрализованную. В централизованный чистыйдоход государства входят налог с оборота, платежи государственных предприятий(объединений) из прибыли (плата за фонды, фиксированные, рентные, платежи,взносы свободного остатка прибыли и т.д.), взносы на социальное страхование.Колхозные и кооперативные предприятия пополняют централизованный фонд в формеуплаты подоходного налога, страховых взносов. Централизованный чистый доходрасходуется государством в плановом порядке на удовлетворениеобщегосударственных потребностей: финансирование народного хозяйства,формирование общественных фондов потребления, покрытие расходов на оборону иуправление, создание резервных фондов. Часть Чистый доход общества остаётся враспоряжении государственных и кооперативно-колхозных предприятий ииспользуется децентрализовано на финансирование части капитальных вложений,пополнение оборотных средств, уплату процентов за кредит, техническоесовершенствование производства, пополнение неделимых фондов, образование фондовэкономического стимулирования. Такая система распределения, перераспределения ииспользования чистого дохода социалистического общества соответствует принципамдемократического централизма, отвечает хозрасчётному методу управления.2. Прибыль как форма проявления чистого дохода
Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный впроцессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторовпроизводства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительнойдеятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, котораястановится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляетсястоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живоготруда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадаетсяна две части. Первая представляет собой заработную плату работников,участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется факторами,обусловленными необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле дляпредпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции.Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, которыйреализуется только в результате продажи продукции, что означает общественноепризнание ее полезности.
На уровне предприятия в условияхтоварно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынкетоваров предприятия выступают как относительно обособленныетоваропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю,получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Длявыявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с расходами напроизводство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Когда выручка превышаетсебестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает.Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить расходы напроизводство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, ноотсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического исоциального развития. При расходах, превышающих выручку, предприятие получаетубытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточносложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль как важнейшая категориярыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризуетэкономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но всеаспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственногопоказателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не можетбыть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовойдеятельности предприятия используется система показателей.
Значение прибыли состоит в том,что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величинуприбыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы,так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятиянаходятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые итопливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известнойстепени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемуюпродукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятсяуровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров,конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, егопроизводительность, состояние и эффективность производственного и финансовогопланирования.
Перечисленные факторы влияют наприбыть не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтомудля выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимостьобъема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых впроизводстве.
Во-вторых, прибыль обладаетстимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременноявляется финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсовпредприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяетсяполученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятияпосле уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточнойдля финансирования расширения производственной деятельности, научно-техническогои социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является однимиз источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты ввиде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется дляфинансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечениявыполнения государством своих функций, государственных инвестиционных,производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономикизначение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентируеттоваропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужнойпотребителю, снижение расходов на производство. При развитой конкуренции этимдостигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворениеобщественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом,указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимулдля инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечиваютошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Экономическая нестабильность,монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли какчистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом врезультате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибылиспособствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмовценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнятьгосударство в ходе осуществления экономических реформ.
Рассматривая прибыль какэкономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании иоценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределенииприбыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретныепоказатели прибыли. Емким информативным показателем является балансоваяприбыль.
Балансовая прибыль — сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов(убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализациейпродукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющихнатурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основаниибухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статейбаланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем,что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе,составляемом по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток)от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) отреализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имуществапредприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистыйдоход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражаютв основном перераспределение ранее созданных доходов.
Рассмотрим подробнее все составные части балансовой прибыли.
Прибыль (убыток) от реализациипродукции (работ, услуг) — это финансовыйрезультат, полученный от основной деятельности предприятия, которая можетосуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенныхзаконом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому видудеятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнениюработ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции(работ, услуг) в действующих ценах и расходами на ее производство и реализацию.
Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость иакцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручкитакже исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым иснабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия,экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доходгосударства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основныхсредств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимостьвалютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.
Состав расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг),включаемых в себестоимость, регулируется законодательно. Расходы, образующиесебестоимость, группируются по следующим элементам: материальные расходы,расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основныхфондов и прочие.
По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчетприбыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции,определяемых на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении онвключает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованныев предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода заминусом той части продукции, которая не может быть реализована в концеотчетного периода. Под периодом понимается квартал или год. Состав остатковнереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранногопредприятием метода учета выручки — по поступлению денег на расчетный счет (вкассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которойпредъявлены покупателю.
Согласно нового Плана счетов, действующего с 1 января 2001 г., методучета выручки для большинства предприятий определен по моменту отгрузки.
Прибыль от выполнения работ иоказания услуг рассчитывается аналогично прибылиот реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностямивыполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.
Прибыль (убыток) от реализацииосновных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельностипредприятия. Он отражается по статье «Прочие доходы и расходы».
К операционным и внереализационным относятся:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временноепользование (временное владение и пользование) активов организации — вкорреспонденции со счетами расчетов или денежных средств;
• поступления, связанные с предоставлениемза плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы идругие виды интеллектуальной собственности, — в корреспонденции со счетамиучета расчетов или денежных средств;
• поступления, связанные с участием вуставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценнымбумагам — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• прибыль, полученная организацией подоговору простого товарищества (в результате совместной деятельности) — вкорреспонденции со счетом 76 «Расчеты с различными дебиторами икредиторами» (субсчет по причитающимся дивидендам и другим доходам);
• поступления, связанные с продажей и прочимсписанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств вроссийской валюте, продукции, товаров — в корреспонденции со счетами учетарасчетов или денежных средств;
• поступления от операций с тарой — вкорреспонденции со счетами учета тары и расчетов;
• проценты, полученные (подлежащиеполучению) за предоставленные в пользование денежных средств организации, атакже проценты за использование кредитной организацией денежных средств,находящихся на счете организации в этой кредитной организации, — вкорреспонденции со счетами учета финансовых вложений или денежных средств.
Внереализационные:
•штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные илипризнанные к получению, — в корреспонденции со счетами учета расчетов илиденежных средств;
• поступления, связанные с безвозмезднымпользованием активов, — в корреспонденции со счетом учета доходов будущихпериодов;
• поступления в возмещение причиненныхорганизации убытков — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетномгоду, — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• суммы кредиторской задолженности, покоторым истек срок исковой давности, — в корреспонденции со счетами учетакредиторской задолженности;
• курсовые разницы — в корреспонденции сосчетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.
• прочие доходы, признанные операционными ивнереализационными.
Признанные доходы от обычных видов деятельности, операционные ивнереализационные, являются выручкой при наличии следующих условий.
1. Наличия у организации конкретного договора или подтвержденныевыполнением работ иным соответствующим образом.
2. Сумма выручки должна быть четко определена.
3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операциипроизойдет увеличение экономических выгод организации, т. е. получен в оплатуактив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.
4. Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию(товар) перешло от организации к получателю или работа принята заказчиком(услуга оказана).
5. Расходы, которые произведены в связи с этой операцией, могут бытьопределены.
В этом случае, если в отношении денежных средств и иных активов,полученных организацией в оплату не исполнено хотя бы одно из указанных вышеусловий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторскаязадолженность, а не выручка.3. Налоговые и неналоговые платежи как форма проявлениячистого дохода
Налоговая системапредставляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов ихустановления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля иответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговымкодексом Республики Беларусь. Законодательство о налогах и сборах РеспубликиБеларусь состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним законово налогах и сборах; декретов, указов и распоряжений Президента РеспубликиБеларусь по налогообложению; постановлений Правительства Республики Беларусь поналогообложению; нормативных правовых актов республиканских и местных органовуправления, регулирующих вопросы налогообложения.
Налоговый кодекс государства устанавливает системуналогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения;отношения по исполнению налогового обязательства, по осуществлению налоговогоконтроля; регулирует отношения по установлению, введению, изменению,прекращению действия налоговых платежей; определяет права и обязанностиплательщиков, налоговых органов; формы и методы налогового контроля;ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалованияактов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Декреты и указы Президента Республики Беларусь поналогообложению приравнены к законам государства. Постановления ПравительстваРеспублики Беларусь призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов.Они содержат механизм практической реализации налоговых отношений. Нормативныеправовые акты республиканских и местных органов управления по налогообложениюпо своей сути являются инструкциями по расчету и взиманию налогов. Налоговаясистема Республики Беларусь соответствует бюджетному устройству государства,включает республиканские и местные налоговые платежи. Республиканскими налоговыеплатежи признаются, если они установлены законодательными актами и являютсяобязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.[9, с. 15]
Принципы организации налоговой системы Республики Беларусь:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленныеналоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признаниивсеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитываетсяфактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2.Налогии сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своихконституционных прав.
3.Недопускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическоепространство страны и единую налоговую политику.
4.Приустановлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Актызаконодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом,чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке ондолжен платить.
5.Установлениеналогов не должно ограничивать свободное перемещение в пределах республикикапитала, товаров, денежных средств.
6.Недолжно быть установления дополнительных налогов или увеличенных ставок налоговв зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы субъектовхозяйствования, гражданства физического лица.
Задачи налоговой системы — обеспечение государствафинансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода;противодействие спаду производства (в качестве «встроенных амортизаторов»);создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализациясоциальных программ.
Главная функция налоговой системы — фискальная(формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции — ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объемпроизводства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-техническогопрогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумяфакторами. Первый — полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом;второй — минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяетсякак чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходоми издержками взимания.
Раньше в СССР была фактически одноуровневая системаналогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевымпорядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органовуправления.
Налоговая система включает не только виды налоговыхплатежей на республиканском и местном уровнях управления, но также охватывает:порядок установления и ввода в действие налоговых платежей; налоговые органыуправления, их права и обязанности; права и обязанности налогоплательщиков;ответственность участников налоговых отношений; защита прав и интересовналогоплательщиков; налоговое законодательство.
Налоги, формирующие доходы Республиканского бюджета на 2008 год:
1. Налог на доходы иприбыль.
Объектомналогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибыльюв целях ЗаконаРБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (далее –Закон № 1330-XII) для белорусских организаций признается сумма прибыли отреализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства),имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных насумму расходов по этим операциям. Налоговой базой налога на прибыль признаетсяденежное выражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с Законом №1330-XII, подлежащей налогообложению. Прибыль организаций облагается налогом поставке 24 %.
Организации,осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этойтехники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет неменее 50 %, уплачивают налог по ставке 10 %.
Налогна прибыль организаций и учреждений, получаемую от деятельности, связанной скультурно-бытовым, торговым и иными видами обслуживания населения истроительством в зонах последующего отселения и с правом на отселение,взимается по ставке, уменьшенной на 30 %. Перечни таких организаций иучреждений устанавливаются Советом Министров РБ.
Поставке 15 % облагаются налогом:
–вновь создаваемые на территориях, включенных в зоны последующего отселения и справом на отселение, юридические лица, реализующие инвестиционные проекты,получившие положительное заключение государственной комплекснойэкспертизы, – в течение пяти лет со дня государственной регистрации этихюридических лиц;
–действующие на указанных территориях юридические лица, реализующиеинвестиционные проекты, получившие положительное заключение государственнойкомплексной экспертизы, – в течение пяти лет с года, следующего за годомвключения их в перечень таких юридических лиц. Перечень действующих натерриториях специального экономического регулирования юридических лиц,реализующих инвестиционные проекты, утверждается Советом Министров РБ попредставлению Брестского, Гомельского и Могилевского областных исполнительныхкомитетов.
Прибыль,полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг)собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности)организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций,утверждаемый Президентом РБ, облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 %
2.Налог на доходы от осуществления лотерейнойдеятельности по республиканским и международным лотереям.
3. Налог на добавленную стоимость. Объектом обложенияявляются Оборотыпо реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территорииРеспублики Беларусь, в т.ч.:
–обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемыхсвоим работникам;
–обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;
–обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
–передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг),имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, а также предметазалога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченногозалогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством РеспубликиБеларусь;
–передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю;
–передача арендодателем объекта аренды арендатору;
–прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основныхсредств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектовнезавершенного капитального строительства;
–товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключениемтоваров, указанных в ст. 4 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге надобавленную стоимость») (далее – Закон об НДС).
Налоговаябаза при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется сучетом положения п. 4 ст. 6 Закона об НДС как стоимость этих товаров (работ,услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из:
–применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права сучетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога;
– регулируемых розничных цен(тарифов), включающих в себя налог.
4. Акцизы. Акцизамиоблагаются следующие товары (продукция):
–спирт гидролизный технический;
–спиртосодержащие растворы, за исключением:
а)растворов с денатурированными добавками;
б)спиртосодержащих лекарственных средств, разрешенных к промышленномупроизводству, реализации и медицинскому применению на территории РеспубликиБеларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
в)спиртосодержащих лекарственных средств, изготавливаемых в аптеках поиндивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам)организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;
г)спиртосодержащих средств и препаратов ветеринарного назначения, допущенных кпроизводству и (или) применению на территории Республики Беларусь вустановленном законодательством порядке;
д)спиртосодержащих парфюмерно-косметических средств;
–алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк,вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта ивиноматериалов);
–пиво;
–табачная продукция;
–автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качествеавтомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных)двигателей;
– микроавтобусы и автомобили легковые(коды по ТН ВЭД РБ – 8702, 8703 и 8704), в т.ч. и переоборудованные в грузовые,вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковыхавтомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов
5. Налог на приобретениеавтомобильных транспортных средств. Сбор за проезд автомобильных транспортныхсредств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользованияРеспублики Беларусь. Согласно ст. 9 Закона РБ от 23.12.1991 № 1339-XII «О дорожных фондахв Республике Беларусь» (далее – Закон № 1339-XII) организации, финансируемыеиз бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст.16 Общей части Налогового кодекса РБ, не являются плательщиками данного налога
Сбор за выдачу разрешений на проезд автотранспортныхсредств Республики Беларусь по территориям иностранных государств. Автомобильныетранспортные средства:
–въезжающие на территорию Республики Беларусь;
–перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом. Под транзитом дляцелей Закона № 1339-XII понимается проезд автомобильного транспортного средствабез осуществления его загрузки (разгрузки) между двумя пунктами Государственнойграницы Республики Беларусь
5. Патентные пошлины.
6. Налог за пользование природных ресурсов(экологический налог).
Согласност. 1 Закона РБ от 23.12.1991 № 1335-XII «О налоге за использованиеприродных ресурсов (экологический налог)» организации, финансируемые избюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст. 16Общей части Налогового кодекса РБ, плательщиками налога не являются.
7. Таможенные пошлины и таможенные сборы.
8. Государственная пошлина и другие налоги и сборы,пошлины.
9. Взносы на государственное социальное страхование.Некоторые республиканские налоговые платежи перераспределяются между местнымибюджетами. Норматив отчислений от республиканских налогов и сборов в 2008 г. — 50 процентов в бюджеты областей и 39,6 процента в бюджет г. Минска, получаемыхна соответствующей территории области и г. Минска от налогов на доходы иприбыль (кроме резидентов СЭЗ и налога на доходы от осуществления лотерейнойдеятельности); — 30 процентов от налога на добавленную стоимость.Республиканскими налоговые платежи признаются, если они установленызаконодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территорииРеспублики Беларусь.
Местными налоговые платежи признаются, если онирегулируются местными советами депутатов и обязательны к уплате насоответствующей территории. К ним относятся:
1. Налогс продаж товаров в розничной торговле
2. Налогна услуги
3. Целевыесборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общегопользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном имеждугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитиеинфраструктуры города (района))
4. Сборза владение собаками и (или) использование их в предпринимательскойдеятельности
5. Сборс заготовителей
Регулирование республиканских и местных налоговосуществляется ежегодно Законом Республики Беларусь «О бюджете РеспубликиБеларусь».
Среди неналоговых платежей можно выделить следующие:
1. Обязательныестраховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда исоциальной защиты (ФСЗН)
Объектомдля начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются:
–для работодателей и работающих граждан – все виды выплат в денежном и(или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниямнезависимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознагражденияпо гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат,на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН, утверждаемымСоветом Министров РБ;
–для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы,а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств – определяемый имидоход;
–для Белгосстраха в отношении неработающих инвалидов, не достигших возраста,установленного ст. 11 Закона РБ «О пенсионном обеспечении»,получающих ежемесячную страховую выплату, – минимальная заработная плата,установленная законодательством, а в отношении лиц, получающих пособие повременной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, – начисленноепособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем
2. Инновационныефонды. Базой является себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).
3. Платежив государственный целевой бюджетный фонд национального развития. Часть прибыли(дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственныхобъединений и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджетв зависимости от уровня рентабельности, а также иные источники, не запрещенныезаконодательством
4. Платежи в государственный внебюджетный фондгражданской авиации. Данный фонд формируется за счет средств, указанных вПоложении о порядке формирования и использования средств государственноговнебюджетного фонда гражданской авиации, утвержденном Указом Президента РБ от23.10.2003 № 465 «Об образовании государственного внебюджетного фондагражданской авиации»
Заключение
Такимобразом, финансовые ресурсы играют огромную роль в хозяйственной жизни какгосударства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Централизованные фонды,как правило, подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, адецентрализованные – в фондах предприятия.
Главенствующуюроль при пополнении финансовых ресурсов играет чистая прибыль. У предприятийпоявляется возможность инвестировать в развитие предприятия и т.д., агосударство в форме налоговых и других платежей получает средства длядальнейшего их распределения в экономике страны.
Другим важнымцентрализованным фондом является государственный бюджет. Посколькугосударственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим иперераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играетпервостепенную роль в регулированиирыночной экономики.
Среди другихисточников пополнения финансовых ресурсов можно выделить амортизационный,ссудный, страховой фонды. Амортизационный фонд играет основную роль вобновлении основных фондов предприятия. Как известно, в большинстве случаевосновные фонды являются весьма дорогостоящими. Именно поэтому необходимостьамортизационного фонда не вызывает сомнений. К тому же с помощьюамортизационных отчислений появляется эффект финансового рычага.
Что касается эффективности распределения имеющихсяфинансовых ресурсов, то решить данную проблему не так и просто. Томуподтверждение российский опыт. Так, различные внебюджетные фонды не показалисвоей эффективности в среднесрочной перспективе. И это не единственный примернеэффективного использования средств. При распределении финансовых ресурсов угосударства появляется дилемма: стимулировать ли экономику. Ведь этопротиворечит принципам «невидимой руки». С другой стороны с помощью фискальнойполитики государство в состоянии сгладить циклически возникающие отрицательныеявления в экономике. Поэтому эффективность фискальной политики настолько важна.При рациональном подходе государство действительно может не допустить большогоспада, однако, как показывает опыт, эффективность распределения финансовыхресурсов не всегда имеет место быть в некоторых странах.
/>Списокиспользованных источников
1. БродскаяТ.Г. Экономическая теория: Учеб. для вузов по экон. специальностям инаправлениям / Т.Г. Бродская, О.В.Бургонов, В.И.Видяпин и др… — М.: Инфра-М,2003. — 713 с.
2. Витун С.Е. Теория финансов: пособие по одноименному курсу длястудентов специальностей 1-25 01 04 — Финансы и кредит / С. Е. Витун. — Гродно:ГрГУ, 2006. — 99 с.
3. Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие –Минск / Воробьев В.А., Бондарь А.В. – 2006. – 543 с.
4. ВоробьевМ.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. — Минск:Издательство МИУ, 2008. — 335 с.
5. Гелин,М. В. Планово-рыночный механизм достижения экономического роста: авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01/ Гелин Михаил Владимирович. — Санкт-Петербург, 2007. — 18 с.
6. Дорнбуш,Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ… — М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд.дом «Инфра-М», 1997. — 783 с.
7. ЗаяцН.Е. Теория финансов: учебное пособие для студентов специальности «Финансыи кредит» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. — Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2005. — 351 с.
8. ЗанадворовВ.С. Экономическая теория государственных финансов: учебное пособие для высшихучебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / В. С.Занадворов, М. Г. Колосницына. — Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. — 390,[1] с. – (Учебники Высшей школы экономики).
9. Моляков,Дмитрий Степанович Теория финансов предприятий: учеб. пособие для студентов,обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 060500«Бухгалт. учет, анализ и аудит», 060600 «Мировая экономика»/ Д.С.Моляков, Е.И.Шохин. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 110 с.
10. МэнкьюН.Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского — Санкт-Петербург [идр.]: Питер: Питер принт, 2004. — 573 с.
11. СабантиБ.М. Теория финансов: Учеб. пособие. / Сабанти Б.М. — М.: Менеджер, 2000. — 191, [1] с.
12. Тетерина Л.М.Государственный бюджет: учебно-методический комплекс для студентовспециальности «Финансы и кредит» / Под редакцией Л. М. Тетериной, Т.И. Бохан. — Минск: Издательство МИУ, 2008. — 219 с.