Содержание
Введение
Глава 1. Основыналоговой системы Российской Федерации
1.1. Принципыналогообложения и сущность налогов
1.2. Классификацияналогов
1.3. Функцииналогов
1.4. Налогикак инструмент государственного регулирования
Глава 2. Перспективыразвития налоговой системы России
Глава 3.Налогообложение в других странах
3.1. Налоги США
3.2. Налоговыесистемы некоторых западноевропейских стран
3.3. Налоговаясистема Японии
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Данная тема сложна,интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условийстабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивогосбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов –древнейшая функция и одно из основных условий существования государства,развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.Экономические преобразования в современной России и реформирование отношенийсобственности существенно повлияли на реализацию государством своихэкономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенныминструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, онипризваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать наформирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает опытразвития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависитот надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильностиправоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило,создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой вусловиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падениеобъёмов производства, инфляция и другое.
Особенностьреформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система немогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения.При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспеченииконституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Другая особенностьэкономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующихсубъектов и усиление государственного контроля за деятельностьюпредпринимательской сферы.
В течение ряда последнихлет Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент –переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночныхмеханизмов экономического развития. Новые экономические инструментысосуществуют с остаточными элементами предыдущей экономической системы иукоренившимися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процессусложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикойнеобходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики иэкономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективнаяреформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране – ключевойфактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
Проблема налогов – однаиз наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей странеэкономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, которыйподвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жаркихдискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другойстороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от неёво многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому квыдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времениналоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не толькосиюминутного отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороныэкономики и финансов.
Целью моей работыявляется изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовойработы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы исущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налогов какинструмент государственного регулирования.
Второй задачей являетсянепосредственно анализ существующих налогов в РФ. Среди них рассмотрение такихважных как налоги на прибыль предприятий, акцизы, налоги на добавленнуюстоимость и другие налоги с юридических и физических лиц.
Наиболее же важнойзадачей моей работы является анализ и прогноз налогообложения РФ. Изучитьмнения известных экономистов по поводу налоговой реформы. А также анализНалогового кодекса РФ.
В этой работераскрывается понятие налоговой системы, приводит принципы, в соответствии, скоторыми формируются национальные налоговые системы, говорит о целевыхустановках налоговых систем, о классификации налогов, о функциях и роленалогообложения в экономической системе общества.
Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации
1.1. Принципыналогообложения и сущность налогов
Финансово-бюджетнаясистема охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовыхресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечиватьэффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функцийгосударства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являютсяналоги.
Налоги возникли вместе стоварным производством, разделением общества на классы и появлениемгосударства, которому требовались средства на содержание армии, судов,чиновников и другие нужды.
«В налогах воплощеноэкономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс[1].В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налоговстало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоеваниеновых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны былидополнительные средства.
Изъятие государством впользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта ввиде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляютосновные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своимтрудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенныйдоход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сферепредпринимательства.
За счет налоговыхвзносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсыгосударства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом,взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, игосударства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
А. Смит в своемзнаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа»считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость,определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципамиобеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен илисокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства),выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократностиобложения.
Перечисленные принципыналогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России,адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Обосновах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в законвносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения иструктуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принципсправедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «заднимчислом».
Всеобщим исходнымисточником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо отобъекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образуетпервичные денежные доходы основных участников общественного производства игосударства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплататруда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доходгосударства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды).Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостногораспределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежныхдоходов основных участников общественного производства в пользу государства: отработников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений впенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыльи других налоговых платежей и сборов.
Законодательствомустановлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимостьопределенных товаров; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; имуществоюридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование);операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объектыустановленные законом.
Один и тот же объектоблагается налогом данного вида только один раз за установленный периодналогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количествоналогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих инекоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах вкачестве предпринимателей без образования юридического лица, численностьюграждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налоговая система РФпредставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемыхв установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц натерритории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают»бюджетную систему РФ.
1.2. Классификацияналогов
Вся совокупностьзаконодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежейподразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам(см. Приложение).
Первая классификацияналогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которыепервоначально еще в XVII в. былпривязан к доходам землевладельца (подземельный налог – это прямой налог,остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства(земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала итруда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыльвладельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные женалоги, считал А. Смит, — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаютсятаким образом на потребителя.
Классификация налогов напрямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своегозначения и используется для оценки степени переложения налогового бремени напотребителя товаров и услуг.
К числу прямых налоговотносятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельныйналог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических ифизических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекаютиз хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налогна добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налогна операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищногофонда и объектов социально-культурной сферы и др.
Во многих развитыхстранах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %,Япония – 71,2 %, однако в Германии этот показатель составлял 44,1 %. В Россиина долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).
Бюджетное устройствогосударства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостнуюсовокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (России, США,Германии и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным иместным уровнями. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборовподразделяется на три группы: 1) федеральные; 2) налоги республик, краев,областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.
К федеральным относятсяследующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельныегруппы и виды товаров; налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природнымиресурсами (в том числе платежи за загрязнение окружающей природной среды идругие виды вредного воздействия); подоходный налог с физических лиц; налоги,служащие источниками образования дорожных фондов в том числе: налог нареализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налогс владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;транспортный налог; сбор за использование наименований «Россия», «РоссийскаяФедерация» и образование на их основе слов и словосочетаний; лицензионный сборза право производства, разлива и хранения алкогольной продукции; лицензионныйсбор за право оптовой продажи алкогольной продукции; гербовый сбор;государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследованияи дарения.
Налоги субъектов РФвключают: налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду,забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор нанужды образовательных учреждений (с юридических лиц).
К местным налогамотносятся следующие налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог;регистрационный налог за предпринимательскую деятельность; налог настроительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортныйсбор; сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талонаили временного патента); целевые сборы на содержание милиции, наблагоустройство территории, на нужды образования и другие цели; налог нарекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники иперсональных компьютеров; лицензионный сбор за право проведения местныхаукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за правоиспользования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор сосделок, совершаемых на биржах; сбор за уборку территорий населенных пунктов (сюридических и физических лиц – владельцев строений); сбор с владельцев собак(кроме служебных); сбор за право проведения кино- и телесъемок; лицензионныйсбор за право торговли спиртными напитками; сбор за выдачу ордера на квартиру(с физических лиц); сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре натотализаторе на ипподроме.
В общей сложностиналоговым законодательством РФ предусматривается перечень, включающий 41конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 – 1996 гг. благодаря УказуПрезидента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях вналогообложении и во взаимоотношениях различных уровней», налоговоетворчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200 (в каждомсубъекте РФ было принято по 1 – 2 местных налога). В правительственном проектеНалогового кодекса РФ предлагается установить закрытый перечень налогов исборов – 12 федеральных, 8 региональных и 12 местных.
Оценивая классификациюналогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление не имеетлогического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги вкачестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящихуровней, другие – лишь частично (по нормативам, либо путем расщепления ставки).Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов,взимаемых с предприятий и организаций: налоги, вносимые на издержкипроизводства и обращения; налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ,услуг); налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложенияприбыли); налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряженииплательщика.
1.3. Функцииналогов
Функция налога – этопроявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функцияпоказывает, каким образом реализуется общественное назначение даннойэкономической категории как инструмента стоимостного распределения иперераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функцияналогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального)инструмента распределительных отношений в обществе.
Посредством фискальнойфункции реализуется главное общественное назначение налогов – формированиефинансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе ивнебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций(оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходовгосударственного бюджета на основе стабильного и централизованного взиманияналогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налоговкак экономической категории состоит в том, что появляется возможностьколичественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностямигосударства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оцениваетсяэффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движениемфинансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговуюсистему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношенийпроявляется лишь в условиях действия распределительной функцией. Таким образом,обе функции в органическом единстве определяют эффективностьналогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольнойфункции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговойдисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физическиелица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательствомналоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушения сроков иполноты уплаты налогов – явление частое.
Распределительная функцияналогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли ввоспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначальнораспределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнятьгосударственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничийаппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.).Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать ворганизации хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующеесвойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговомрегулировании возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется черезсистему льгот, преференций (предпочтений).
В Законе РФ «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующиевиды льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенныхэлементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорийплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включаяналоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.
Так, льготы по налогообложениюприбыли предприятия направлены на стимулирование: финансирования затрат наразвитие производства и жилищное строительство; малых форм предпринимательства;занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности всоциально-культурной и природоохранной сферах; установленные законом налоговыельготы учитываются при ежегодной разработке областного бюджета.
Преференции, как правило,устанавливаются в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые в странутовары определенной номенклатуры, которые на отечественных предприятиях непроизводят либо изготовляются в недостаточных объемах. Преференциональныйимпортный режим распространяется и в отношении товаров, происходящих изразвивающихся стран, определяется федеральным правительством.
Функцию воспроизводственногоназначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги,взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Этиналоги используются для финансирования расходов из соответствующих бюджетныхфондов, где они и аккумулируются.
1.4. Налогикак инструмент государственного регулирования
Федеративный характерРоссийского государства, включающего 89 национально-государственных иадминистративно-территориальных образований, существенные различия в социально-экономическомразвитии субъектов Федерации демографической ситуации и экологическойобстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетноммеханизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ всоциально-экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовойбазы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой вфедеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется междунижестоящими бюджетами – региональными и местными.
Взаимодействие бюджетоввсех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредствомналоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имуществопредприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.
Доходы по этим налогамполностью или в твердо фиксированной доле (в процетах) на постоянной либодолговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым онизакреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетомсубъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственнойпошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статусзакрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местныйбюджет.
Другая группа федеральныхналогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходныйналог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходыпо этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящиебюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам),утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходамзачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчисленийопределяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередьпредставительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений порегулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своегорегионального бюджета.
Из налогов субъектов РФодин – налог на имущество юридических лиц – равными долями зачисляется врегиональный и местный бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке,определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец,поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по местунахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местныхналога – на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор запредпринимательскую деятельность, устанавливаются актами РФ и взимаютсяпредставительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятсярешениями местных органов самоуправления.
В 1994 г. бюджетныевзаимоотношения между федеральным и региональным уровнями реформируются наоснове разделения ответственности за развитие экономики и социальной сферы ираспределения налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
Учитывая, что собственныхдоходных источников для финансирования бюджетных расходов на уровне,обеспечивающем минимальные социальные потребности, многим субъектам РФ нехватает в федеральном бюджете создан фонд финансовой поддержки регионов за счетотчислений 25 % от НДС (из доли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет).Средства нового фонда распределяются между регионами с учетом налоговогопотенциала субъекта РФ, соотношение доходов регионального бюджета на одногожителя в сравнении со средним уровнем по России в целом и данномуэкономическому району. Это позволяло менее субъективно подходить к определениюпотребности того или иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.
Начиная с 1998 г. введенановая схема формирования и распределения средств ФФПР субъектов РФ. Доходнаячасть этого фонда образуется в размере 14 % от суммы налоговых поступленийфедерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенныхсборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.
Для обеспечения болееобъективного распределения финансовых ресурсов субъекта РФ по уровням бюджетовцелесообразно и в регионах создавать свой фонд финансовой поддержки городов ирайонов с выделением среди нуждающихся и особо нуждающихся.
Однако, так как приформировании ФФПР используется процедура согласования ожидаемых поступлений поосновным видам налогов с представителями регионов, то такой подход приводит ктому, что в настоящее время субъекты Федераций в большей степени заинтересованыв сокрытии собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительнойфинансовой помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона.Таким образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектовФедерации не получают финансовой помощи из ФФПР, однако, являются основнымисубъектами формирования доходов федерального бюджета.
Построение рациональногомеханизма формирования и использования средств ФФПР зависит от решения проблемыразделения бюджетных полномочий и расщепления основных бюджетно-формирующихналогов по уровням бюджетной системы.
Глава 2.Перспективы развития налоговой системы России.
Перспективы развитияналоговой системы Российской Федерации связывают с принятием Налогового кодексаРФ. Весной 1998 г. он прошел первое чтение в Государственной Думе.
Налоговая система должнабыть адекватной развитию экономики и формам предпринимательской деятельности.Налоговая реформа в настоящее время «пробуксовывает» потому, что она проводитсяв период производственного спада, снижения инвестиционной активности,бюджетного дефицита, кризиса взаимных неплатежей предприятий. Тем важнее найтиоптимальный путь экономического развития и налогового реформирования.
Налоговая реформа должнастать коллективным делом, наиболее рациональные и эффективные идеи отразятся вНалоговом кодексе, которому предстоит стать основным федеральнымзаконодательным актом, регулирующим все проблемы налогообложения. Он призванустановить принципы построения и функционирования налоговой системы, порядоквведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципыустановления региональных и местных налогов. Налоговый кодекс должен определитьправовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, кредитных учрежденийи других участников налоговых отношений. Перед Налоговым кодексом стоит задачаразработать основные положения по определению объектов налогообложения, ведениюучета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков кответственности за налоговые правонарушения, обжалованию действий должностныхлиц Государственных налоговых органов.
В настоящее времяналоговая система РФ характеризуется нестабильностью, частой сменой «правилигры с государством», принятием налоговых актов «задним числом»,противоречивостью законов и подзаконных актов, создающей возможность, а поройпросто необходимость их толкования. Это отпугивает иностранных инвесторов,создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей. Неспособствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, неделающая различий между умышленными и случайными налоговыми нарушениями.Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с цельюизбежать налогообложения караются одинаково.
Налоговый кодекс долженвнести ясность во многие вопросы. Прежде всего он призван стабилизироватьсистему налогов по крайней мере в пределах финансового года, а впоследствииданный интервал должен увеличиваться. Предстоит полностью искоренить порочнуюпрактику принятия законов о налогах с обратным ходом действия. Все изменениядолжны производится только вместе с формированием бюджета на будущий год изаранее становится известными налогоплательщику. Готовящиеся проекты следуетшироко обсуждать с привлечением специалистов, включая и стороны налогоплательщиков,как это делается во многих развитых странах.
Налоговому кодексупредстоит создать единую комплексную систему в стране, устранить противоречия,четко определить функции полномочия и ответственность всех уровней власти впроведении налоговой политики. Следует найти наиболее оптимальные соотношенияпрямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов наюридических и на физических лиц. Необходимо дифференцировать финансовые санкциив зависимости от характера налогового правонарушения, установить ихклассификацию и признаки.
Ряд экономистов ипредпринимателей предлагают исходить из постулата об изначальной порочностидействующей налоговой системы РФ и необходимости в связи с этим ее коренногопересмотра, изменения самих принципов, на которых она зиждется.
Например, предлагаетсяотменить или резко снизить налоги на прибыль и на доходы и заменить их налогамина имущество, которые придется значительно увеличить по земельным налогам идругими ресурсными платежами.
Другой вариант состоит вснижении налогового гнета на предприятия и организации и переносе его нафизических лиц.
Еще один вариантпредусматривает резкое снижение налогов на добавленную стоимость и на прибыль изамену их рентными платежами за использование природных ресурсов, повышениемналогообложением добывающих отраслей промышленности.
Есть сторонники заменыналога на прибыль на доход предприятий и организаций.
Предлагаются смешанныесистемы, состоящие из данных вариантов, и совсем уникальные, не апробированныенигде в мире, системы налогов. Наокнец, есть сторонники простого сниженияналогов без увязки с расходной частью бюджета в расчете на то, что такая мераавтоматически разовьет и расширит налоговую базу и принесет потребные доходы.
Безусловно интересныеидеи высказывает группа специалистов из Екатеринбурга под руководством В. Н.Фролова.
Авторы данной теориивносят предложение отменить налог на прибыль и подоходный налог с физическихлиц, снизить в 1,5 раза ставку налога на добавленную стоимость, установив ее вразмере 13 %, а для сельскохозяйственного производства – 7 %, в 1,5 разаповысить ставку налога на имущество с 2 до 3 %, ввести ряд новых налогов. Впредлагаемой системе иерархия налогов выглядит следующим образом: налог заправо на добычу полезных ископаемых, представляющих собой рентный платеж заиспользование природных ресурсов, налог на средства, использованные напотребление, который заменит, по мысли автора, два ныне действующих налога: наприбыль и подоходный. В качестве налогооблагаемой базы предлагает суммироватьвсе виды выплат физическим лицам в натуральной и денежной формах, включаяссуды, представительские расходы, имущество, передаваемое в собственностьфизических лиц.
На третьем месте заметносниженный НДС. Затем налог на имущество предприятий не только с увеличеннойставкой, но и с ежеквартальной корректировкой на индекс инфляции. Авторы пишут,что «Рост ставки налога на имущество по сравнению с действующим вариантомдолжен привести к более эффективному его использованию. Неиспользуемое имуществобудет продано или передано тем, кто сможет им грамотно распорядиться, что такжедолжно способствовать структурной перестройке»[2]
Следующее место занимаетэкологический налог, но, к сожалению, и у екатеринбургских авторов онпровозглашен, но не разработан, как и ныне функционирующей налоговой системе.
Далее идут: плата запользование землей, она существует, акцизный сбор – тоже. Налог на вывозкапитала, с одной стороны, может оказаться полезным, но с другой – затруднитмеждународные экономические отношения нашей страны. И, наконец, плата затрудовые ресурсы и за сокращение числа рабочих мест.
По мнению авторов, воснову предлагаемой концепции закладывается принцип: больше налогов платит тот,кто больше имеет и больше потребляет.
Программу альтернативногокурса экономичеаской политики, направленную на социально-экономическоевозрождение России, выдвигает академик РАН Д. С. Львов, одно из ключевых мест вкоторой занимают предложения по проведению налоговой реформы. Если В. Н. Фроловпредлагает отменить налог на прибыль предприятий и организаций, то Д. С. Львов,напротив, считает, что на первом этапе налоговых преобразований его рольследует усилить. «В нынешней ситуации, — подчеркивает он, — для нас важны такиеналоги, которые не являются ценообразующими, т.е. не вызывают механическогоувеличения затрат, автоматического перекладывания дополнительных издержек содних плеч на другие и, в конечном итоге, на потребителя. Только в этом случаемы сумеем сдержать инфляцию»[3].
Автор приходит к выводу,что основу новой системы должна образовать по преимуществу рентная составляющаяналогообложения. По его мнению, налоги следует переориентировать на ренту сприродных ресурсов. Д. С. Львов учитывает необходимость постепенной, менееболезненной, адаптации предприятий к новым условиям и в связи с этим выдвигаетидею поэтапного перехода. И на первом этапе главным становиться налог наприбыль. При этом ставка налога повышается до 45 – 55 %, но НДС и налог назаработную плату отменяется. На последующих этапах можно было бы применитьболее эффективные формы налогообложения прибыли. Например, фиксированные, независящие от объема выпускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет.Использование системы фиксированных платежей подготовит базу для перехода крентному налогообложению. В будущем потребности бюджета будут удовлетворятьглавным образом за счет ренты с природных ресурсов, которая и создает основнуюмассу народнохозяйственной прибыли.
Однако следует иметь ввиду, что налоги на природные ресурсы в виде рентных или иных платежей окажутсязаложенными в цену продукции, в том числе обрабатывающей промышленности, ибосырье она получает от добывающих отраслей, т.е. по данной теории от главныхплательщиков налогов. И когда произойдет их всеобщее подорожание, то это войдетв себестоимость продукции и повысит розничные цены.
Во всяком случае, такойпереход требует детальных расчетов и анализа всех последствий, которые могутоказаться весьма негативными.
В последнее времяусиливаются позиции сторонников переноса центра тяжести налогообложения сюридических на физических лиц.
Соглашаясь с полтикойпрогрессивного обложения лиц с высокими доходами, которых, кстати, в процентномотношении в нашем обществе ваесьма немного, трудно согласиться с переносомналогового гнета на граждан в целом, тем более это вряд ли осуществимо напрактике, если исходить из средних доходов. На 80 % населения увеличиватьналоговое давление просто нельзя.
В нашей стране всегдабыло много экономистов, поддерживающих теорию, что основным объектомналогообложения должна служить не прибыль предприятий, а его доход. Но доопределенного момента, конкретно до 1996 г., налог на прибыль играл особуюроль. Он выступал регулятором фондов оплаты труда отдельных предприятий,позволяя перераспределять через бюджеты фонды потребления высокодоходныхпроизводств. С утратой данной функции налог на прибыль потерял преимуществаперед налогом на доход.
Многовариантностьразвития налоговой системы поставила перед разработчиками Налогового кодексаочень непростые задачи. Главная из них решить: по какому пути идти. Илиперечеркнуть все созданное за последние годы и разработать принципиально новуюналоговую систему с иными видами налогов. Или совершенствовать дейсвующуюсистему налогов, приближая ее и далее к мировой практике, но с учетом специфическихусловий российской экономики.
Авторы проекта Налоговогокодекса РФ совершенно обоснованно избрали второй путь. Такое решение, кромепрочего, позволяет избежать проблем двойного налогообложения. При изменениивидов налогов, например, при введении вместо общепринятого налога на прибыльналога на потребление вся система избежание двойного налогообложения мгновенноавтоматически рухнет, что не может не сказаться отрицательно на внешнейторговле, инвестировании иностранного капитала и т.д.
В то же время присохранении общих принципов намечены немалые перемены. В частности, многиеналоги, хотя и сохраняют свое название, серьезно преобразуются. Так, привзимании НДС намечается вывести из-под налогообложения дополнительные средстваи поступления, которые не имеют прямого отношения к добавленной стоимости.Предполагается решить ряд проблем по взиманию НДС при внешнеторговых операцияхсо странами ближнего и дальнего зарубежья. Не сразу, а постепенно стеретьразличия между зарубежными странами, бывшими таковыми и в прошлом, и странамиСНГ.
В целом речь идет омаксимальном приближении российского НДС к европейскому. Также к европейскиммеркам приближается количество подакцизных товаров и механизм взимание акцизов.Началось их сокращение и постепенный переход от процентных надбавок к розничнымценам к абсолютным суммам на единицу изделий в натуральном выражении.
В налоге на прибыльпредприятий и организаций предполагается трансформировать налогооблагаемуюбазу. Вывести из нее все затраты, связанные с осуществлением экономическойдеятельности, с получением прибыли. Сюда относятся в полном объеме расходы нарекламу, на обучение персонала и ряд других затрат, ограниченных нормативами.
Налоги, связанные сиспользованием природных ресурсов, не включают поземельное налогообложение,налог на воду и лесной налог. Их взимание не относится к прерогативефедеральных органов власти.
Среди местных налоговособое место занимает налог на недвижимость. По замыслу авторов проектаНалогового кодекса налог на недвижимость может вводиться в действие посовместному или согласованному решению органа местного самоуправления исоответствующего регионального органа власти. Одновременно они принимаютрешения о прекращении действия местных налогов на землю и на имуществопредприятий.
Некоторые выводы проектаНалогового кодекса не представляются очевидными. Весьма дискуссионен вопрос овсемерном сокращении налоговых льгот. Утверждается, что льготы разъедают нашуналоговую систему, их отмена позволит компенсировать выпадающие бюджетныедоходы, в последующем снизить налоги, восстановить принцип равномерности и справедливостираспределения налогового бремени; кроме того, налоговые льготы являютсяпитательной средой для всевозможных злоупотреблений.
Если просто проводитьполитику налоговых льгот, то это означает лишить государство одного изинструментов регулирования экономики, возможности определять и стимулироватьприоритетные отрасли.
В нашей экономике и таксерьезно сказывается, причем отрицательно, равномерность и «справедливость»налогообложения. Одинаковые для всех или почти для всех ставки основныхфедеральных налогов – на прибыль, на добавленную стоимость и т.д. – приводят ктому, что налоговое давление в производстве выше, чем в торгово-закупочнойдеятельности, в обслуживании.
Можно ликвидироватьнекоторые налоговые льготы, но это не должно коснуться льгот по налогу наприбыль, стимулирующих инвестиционную активность, не должно коснуться малогобизнеса, противостоящего бывшим государственным монополиям, еще и сегодняудерживающим товарный рынок. Что касается научных исследований, поисковыхработ, то льготы следует не прекращать, а расширять.
Учитывая нерешенностьжилищной проблемы, нужны льготы по НДС для организаций, строящих жилые дома, ипо подоходному налогу – для граждан-застройщиков. А также по налогу наимущество для владельцев жилья, кроме тех, кто использует его для извлечениядохода. Следует говорить о разумной налоговой политике, в том числе с помощьюльгот, а не о всемерном их сокращении.
Некоторые предложениятребуют уточнения. Вместо федерального налога на прибыль предприятий иорганизаций планирует введение двух налогов: федерального налога на доход(прибыль) предприятий и регионального налога с тем же названием. Здесьвозникают два вопроса.
Во-первых, необходимочетко заранее определиться с объектом обложения, что же это будет: прибыль илидоход? Потеряв функцию регулирования фонда оплаты труда, налог на прибыль началсужаться и терять свою лидирующую роль в налоговой системе России.Вышеприведенные предложения, содержащиеся в проекте, расширяют понятие расходовна производство, что, может быть, и целесообразно, но сведет понятие прибыли кеще меньшему уровню. Возникла идея о том, что в налоговом законодательствеследует отказаться от понятия «себестоимость», а из полной выручки предприятиеразрешить вычитать все деловые расходы, определив лишь перечень тех затрат,которые не вычитаются не при каких обстоятельствах или вычитаются не в полномобъеме.
В связи с этим правомерновернутся к мысли о налогообложении дохода или выручки, после чего хозяйствующиесубъекты могут полностью распоряжаться оставшимися финансовыми ресурсами безвсяких нормативов со стороны государства.
Во-вторых, при любомварианте возникает проблема ограничения налоговой ставки. Сейчас применяетсявариант единого федерального налога на прибыль, сумма которого в определенномсоотношении, 13 % и обычно 22 % делится между федеральным и региональнымбюджетами. А из региональной части поддерживаются местные бюджеты. Такаясистема помимо России функционирует в Германии и ряде других европейских стран.
Предлагается ввестифедеральные экологические налоги. В принципе введение их необходимо. Ноправильнее было бы иметь их в качестве региональных, как принято в большинствестран. Иногда это даже местные налоги. Дело в том, что на экологические налогине следует возлагать фискальную функцию. Можно сказать, что чем меньшепоступлений от них, тем лучше. Они должны быть инструментом региональной иместной политики в стимулировании охранении окружающей среды и природноголандшафта. Предполагается введение налога с розничных продаж. Это означает, чтопоявляется еще один косвенный налог на потребителя помимо НДС и акцизов.Вводить его не поборов до конца инфляцию, едва ли целесообразно.
Отсутствие Налоговогокодекс РФ – одна из главных причин постоянной корректировки налоговогозаконодательства сразу после его принятия в декабре 1191 г., а значит и нестабильности налоговой системы. Введение в действие с 1 января 1999 г. частипервой Налогового кодекса – результат многолетнего и мучительного трудаправительства и парламента России. Проект налогового кодекса был разработанправительством еще в конце 1995 г. но Налоговый кодекс был введен не с 1997 г.,а на два года позднее. Упущенное время обернулось кризисом налоговой системыпричин для длительной разработки кодекса много: и отсутствие единогоконцептуального подхода, и непоследовательность проведения самой налоговойреформы как в центре, так и в субъектах РФ, и отсутствие компьютерных системдля Госналогслужбы и казначейства. Но главная причина в том, что у государстване хватило достаточно политической воли, что власть употребить и налогисобрать, и своевременно разработать и ввести налоговый кодекс. По мнениюроссийского экономиста В. Мау, именно в финансовой сфере появились в наибольшейстепени слабости российского государства. Часть вторая Налогового кодекса, вкоторой будут расписаны порядок налогообложения по всем федеральным налогам иустановлены принципы налогообложения по региональным и местным налогам,позволит по всей России ввести унифицированную процедуру установления ставокналогов. Только Налоговый кодекс являющийся документом прямого воздействия, всостоянии быть основой регулирования бюджетно-налоговых отношений, утратят силыразрозненные и противоречивые налоговые законы и соответствующие инструкцииМинфина, министерства РФ по налогам и сборам. Но надо подчеркнуть, чтооптимистические прогнозы о введении части второй Бюджетного кодекса 1/I – 2000 подтверждаются. Пессимистысчитают, что нужно будет два три года, чтобы ввести в действие главную частьНалогового кодекса. И это, естественно ставит под вопрос проведения новогопродуктивного этапа налоговой реформы в стране.[4]
Глава 3.Налогообложение в других странах.
3.1.Налоги США
один из авторовДекларации независимости США Б. Франклин (1706 – 1790) когда-то произнес такуюфразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех порналоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленныйхарактер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам непросто фискальным – обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов иместные бюджеты, налоги выступают в качестве инструмента регулирования развитияэкономики. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления.Направляются в федеральный бюджет. Но и местные органы управления обладаютзначительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь засчет местных налогов.
В федеральных доходахпреобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируютсяглавным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.
Отчисления на социальноестрахование уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличиеот европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взносаделает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно приформировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% фондазаработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Нооблагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тыс. долл. В годв расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение.Тенденция здесь – повышение ставок.
Налог на доходыкорпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка –34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс.долл. Налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. И 34% наоставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс.долл. Установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатоеналогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малыхпредприятий. В соседней Канаде налог на корпорации ниже – 28%, и это тожеприходится учитывать.
Налоги на доходыкорпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотявстречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог вштатах Айова – 12%, Коннектикут – 11,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) –10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи – от 3 до 5%, Юта – 5%.
Федеральные акцизныесборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственногобюджета. Федеральные акцизы установлены из товаров – на алкогольные и табачныеизделия, из услуг – на дороги и воздушные перевозки.
Свою отдельную отфедеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налогс корпораций и с граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчаснепросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в томслучае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компанияможет не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговатьздесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространенииторговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложенииштатами компаний и в этом случае.
Одним из основныхисточников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог спродаж, косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленнуюстоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключениемресторанов. В 1993 – 1994 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50штатов США. Среди штатов, где этот налог отсутствует, штаты Аляска, Дэлавер,Нью-Джерси. В остальных ставка колеблется, поскольку устанавливаетсяправительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге – 3%,в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове – 4, наиболеевысокая – в Калифорнии – 7,25, 1; Иллинойсе – 8, Нью-Йорке – 8,25%. Кстати, вэтом же интервале находится ставка налога на потребление в соседней Канаде –7,0 – 7,5%. Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловуюактивность. Налог включает два элемента. Налогообложение общего годовогооборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2,5% и налог на фонд заработнойплаты. В Калифорнии последний составляет 1,6%. Таким образом, финансы штатовбазируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продажи налоге на деловую активность.
Города США имеют своиналоговые источники. Главными из них можно назвать налог на имущество.Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает в настоящее время 40% собственныхдоходов бюджета. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.
Анализ структуры и ставокместных налогов в США и других западных странах позволяет классифицировать ихпо четырем основным группам.
Первая – это собственныеналоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые икосвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги,промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенноеналогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальнымакцизом, т.е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами.
Вторая группа местныхналогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся вопределенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавкиотличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.
Третья группа – этоналоги на транспортные средства, на зрелища, гостиницы, коммунальные сборы ипр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г.19% стоимости проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметитьтакие, как налог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля (вНью-Йорке он равен 18,7% цены парковки), акциз на топливо, налог на пользованиеавтострадами. Последний делится между бюджетами штат и городов. Ставки налогазависят от веса автомобиля.
Наконец, есть четвертаягруппа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяютполитику местных органов управления. Это прежде всего экологические налоги, направленныена защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очисткунефтяных пятен на водоемах.
3.2. Налоговыесистемы некоторых западноевропейских стран.
Система налогов вразвитых западноевропейских странах настолько же многообразна и разветвлена,как и в США. Также имеются федеральные, или общегосударственные налоги, налогирегионов 9земель, провинций) и местные налоги. Степень налогообложения вЕвропе, пожалуй, выше, чем в Северной Америке. Так, удельный вес обязательныхотчислений по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в США составляетоколо 30%, в Канаде — 31-34%. Во Франции, Австрии, Дании, Бельгии,Нидерландах, Швеции их доля превышает 40%, в Германии составляет 37 – 38%.
В европейских странах,как правило, местные налоги при всей их множественности играют болеевспомогательную роль. Основные (федеральные) налоги распределяются взаконодательно определенном соотношении между бюджетами всех уровней. Особенноотчетливо это проявляется в Германии.
Налоги Франции можноклассифицировать на три крупные группы: подоходные налоги, которые взимаются сдохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когдадоход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. совеществленного дохода. При этом налоговая система страны нацелена в основномна обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственностьявляются умеренными.
Основная ставка налога надобавленную стоимость в настоящее время равна 1806%. Повышенная ставка – 22% — применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кинофототовары, табачныеизделия, парфюмерия, ценные меха. Пониженная ставка 5,5% применяется длябольшинства продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книг имедикаментов.
Налог на добавленнуюстоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые такжепредставляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользугосударства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.
Перейдем к подоходнымналогам Франции. Налогообложению предприятий подлежит чистая прибыль. Общаяставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%.Более низкая ставка налога применяется прибыли от землепользования и от вкладовв ценные бумаги. Здесь ставки налога колеблются от 10 до 24%.
В отличие от СШАсоциальный налог во Франции уплачивают работодатели. Объектом налогообложенияслужит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включаяобязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивныйхарактер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы всумме 35900 франков, по ставке 8,5% — в интервале от 3,5901 до 71700 франков и13,6% — для выплат выше указанной суммы.
Важное место в налоговойсистеме Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты,регионы и т.д.). Местные органы власти являются важными субъектамиэкономической жизни.
В Великобритании налоги можно классифицировать попяти крупным группам. В соответствии с этим структура налоговых поступлений1992 – 1993 финансовый год была такова.
1. Прямые налоги надоходы – 45,9%. В эту группу входят: подоходный налог, налог на капитал, налогна наследство.
2. Косвенные налоги –31,4%.
Наиболее крупным доходнымисточником из них служит налог на добавленную стоимость.
3. Местные налоги – 9,6%.Наиболее крупный из них – налог на недвижимость.
4. Налоги на деловуюактивность – 7,4%.
5. Прочие налоги – 5,7%.
Действуют три ставки подоходногоналога. Облагаемый доход до 2500 фунтов стерлингов – 20%, от 2501 до 23700фунтов стерлингов – и свыше 23700 фунтов стерлингов – 40%.
Ставка налога на прибылькорпораций за последние 10 лет постепенно снижалась следующим образом: 52% — 35-33%. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки – 25%.Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль.К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов стерлингов вгод.
К прямым налогам можно отнестивзносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий ипособий. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносовдифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю полностьюосвобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает эту сумму,то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и 9% с оставшейся части, ноне свыше 405 фунтов стерлингов в неделю.
Как уже упоминалось,главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость.
Стандартная ставка НДС вВеликобритании 17,5%. Но при этом не облагаются следующие виды товаров и услуг:продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары,топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию,строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а такжепочтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.
Среди косвенных налоговвторое место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкаогольныенапитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртныенапитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра). Акцизна табачные изделия устанавливаются в виде процентной надбавки к цене товара.Ставка акцизных сборов колеблется обычно в пределах от 10 до 30%. К косвеннымналогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог с игорного бизнеса.Из местных налогов основным является налог на имущество.
Иначе обстоит дело в Германии.Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Так,подоходный налог физических лиц (этот основной источник государственныхдоходов) определяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются вфедеральный бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей земли 5% — в местный бюджет.Налог на корпорации делится в пропорции на 50% между федеральным и земельнымбюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местнымиорганами давления, но им остается 50%, а вторая половина перечисляется вфедеральной и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость распределяетсяпо всем трем бюджетам. Говоря об этом налоге Германии, часто применяют термины«налог с продаж» или «налог с оборота». Соотношения распределения этого налогамогут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служитрегулирующим источником дохода. Нужно отметить, что Германия – одна из немногихстран, где вменяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравниваниедоходов.
Основными видами налоговв Германии являются: подоходный налог физических лиц, налог на корпорации,налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество,поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка,страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог насодержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла,винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие наразвитие добычи нефти и газа на территории Германии.
Из налогов на юридическихлиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленнуюстоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28%. Общая ставканалога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары,а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке – 7%.
Налог на доходыкорпораций взимается в среднем по ставке 42%.
Промысловый налог – одиниз основных местных налогов, им облагаются предприятия, товарищества,физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видамидеятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом икапитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами.Например, ставка 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов. При этомнеоблагаемой минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала.
Акцизы в основномнаправляются в федеральный бюджет, кроме: акциза на пиво, идущего в бюджетыземель.
Социальные отчисления отфонда заработной платы составляют 8%. Сумма отчислений, как и в США, делится вравной пропорции между нанимателем и работником.
Местные налоги носят нестолько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловаяактивность в регионах.
Достаточно близка кгерманской налоговая система Австрии. Налог на доходы корпорацийвзимается по ставке 34%. Налог на добавленную стоимость составляет 20%, а дляпродовольственных товаров, книжно-журнальной продукции и медикаментовприменяется пониженная ставка 10%.
В Италии прямымналогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный иуплачивается в бюджет по фиксированной ставке 36%.
Обычная ставка налога надобавленную стоимость в Италии составляет 19%. Но действуют и налоговые ставкисо скидкой – 13,9 и 4%. С о скидкой облагаются продовольственные товары, самаянизкая ставка может применяться только к государственным предприятиям.
Вывоз товаров на экспорт,международные услуги и связанные с ними операции не облагаются налогом надобавленную стоимость.
Косвенные налоги напотребление применяются к некоторым специфическим видам товаров. К нимотносятся, например, крепкие алкогольные напитки, пиво, спички, бананы,строительные материалы.
Итак, прямые подоходныеналоги на физических и юридических лиц, включающие налогообложение земли инедвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление обеспечиваютглавную часть доходов страны.
Налог на рекламу служитмуниципальным налогом. Им облагаются рекламные объявления и другие видырекламы. Расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики.Ставки налога в различных местностях страны разные. Они зависят от финансовогосостояния муниципалитета, а также дифференцируются в зависимости от видов ицелей рекламной деятельности.
Налог на автотранспортносит двойной характер. Он функционирует как государственный и как местный. Имоблагаются все владельцы транспортных средств: юридические и физические лица.Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощностимотора, выраженной в лошадиных силах.
Высокие налогифункционируют в Скандинавских странах. Рассмотрим налоговую систему небольшой,но развитой в промышленном отношении Дании.
Крупные доходы приноситналог на добавленную стоимость. Его ставка по сравнению с общемировым уровнемдостаточно высока – 25%. Налог на прибыль корпораций уплачивается по ставке 34%,что соответствует мировому уровню.
Акцизами облагаетсядостаточно обычная группа товаров народного потребления по дифференцированнымставкам. Это алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, легковыеавтомобили. Для последних эта ставка наиболее высока – 180%. Экспортные товарыосвобождаются от акцизов и от налога на добавленную стоимость.
Налог на социальноестрахование составляет 3% фонда оплаты труда. Две трети его уплачиваетработодатель и одну треть – наемный работник.
Налог на имуществоустанавливают муниципалитеты, но в законодательно разрешенных пределах от 0,6до 5%. Юридические и физические лица уплачивают его по одинаковым ставкам.
В Швеции налог на корпорациисоставляет в настоящее время 30%. Но до 1991 г. он был на уровне 52%, т.е.одним из наиболее высоких среди развитых стран. Налог на добавленную стоимостьвзимается в государственный бюджет по ставке 25%. Для продовольственных товаровставка понижается до 21%, для гостиничных услуг – до 12%. От уплаты НДС помимоэкспортных товаров освобождаются медицинские услуги, банковские операции,патентное дело, услуги учреждений культуры.
Акцизами облагаетсяограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия.
Общая сумма начислений нафонд оплаты труда составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а овладельцах фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общийудельный вес их даже несколько выше, а именно 39,3%.
Приведем ставки налога надоходы корпораций в некоторых не упомянутых западноевропейских странах: Бельгия– 43%, Греция – 49, Испания – 35, Норвегия – 28, Португалия – 36,5, Турция –46, Финляндия – 33%. На этом фоне исключением выглядит Швейцария с весьмальготной налоговой ставкой всего 9,8%.
3.3.Налоговая система Японии
Остановимся на некоторыхаспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфическиеособенности и несколько отличается от налоговой системы США изападноевропейских стран.
В Японии функционируют государственныеналоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступленийобразуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местныхналогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется черезгосударственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов вместные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков,районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Налоговая системаЯпонии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеетправо взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги странызафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налогарегулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельныеставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупнымгруппам.
Первая – это прямыеподоходные налоги на юридических и физических лиц.
Вторая – прямые налоги наимущество.
Третья – прямые икосвенные потребительские налоги.
Основу бюджета составляютпрямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый высокий доходгосударству приносит подоходный с юридических и физических лиц. Предприятия иорганизации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере33,48%, префектурный подоходный налог в размере 5% государственного, что даетставку 1,67% прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог вразмере 12,3% государственного, или 4,12% прибыли. Кроме того, прибыль служитисточником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего враспоряжение префектуры. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40%прибыли юридического лица.
Ко второй группе налоговотносятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят вотличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества.Переоценка его производится один раз в три года. В объем налогообложениявходят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковскимдепозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одноговладельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой жегруппе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог нанаследство, налог на ирригацию и улучшение земель.
Среди потребительскихналогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. Всередине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до5%.
Существенное пополнениебюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачныеизделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии,акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание вгорячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины.Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которуюоказывается услуга. Например, обед в ресторане не облагается при его стоимостидо 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется трехпроцентный налог.
Общегосударственными обычновыступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог сфизических лиц и налог на доходы корпораций. Региональные налоги и местныеналоги – преимущественно косвенные: налог на добавленную стоимость, налог спродаж, акцизы. Местные органы управления имеют в виде основных собственныхисточников доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги.Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов,сохраняет в своих руках государство.
При всей множественностиналогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизацииналогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы, по крайней мере, основныетенденции во второй половине 80-х – начале 90-х годов. Для всех странхарактерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненноеположение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит кускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растутнаиболее быстрыми темпами.
В отличие от государственныхналогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Ихставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Заключение
Под налогом, пошлиной,сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд,осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бываютпрямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизмурасчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует рядобщепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальнаявозможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательныйхарактер, простота и гибкость.
Основные функции налогов– фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государстваосуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицамналоговых льгот в соответствии с целями государственного регулированияхозяйства и социальной сферы.
Одним из главныхэлементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо,чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественнымотношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность нашихналогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д.несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российскойэкономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям какотечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы насегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показаланесостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговойсистемы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самымналогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
В ситуации осуществлениясерьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «оттеории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок»оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда встране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным,чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрамивысококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения,всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран сразвитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.
Введение в действие с 1января 1999 г. части первой Налогового кодекса – результат многолетнего имучительного труда правительства и парламента России. Если характеризоватьНалоговый кодекс РФ в целом, то можно сказать, что он обобщил теорию и практикуналогообложения, учел опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом. Егодоработка и уточнение ряда положений необходимы, но это естественный процесс.Принятие Налогового кодекса РФ является крупным позитивным шагом в развитииналоговой, а следовательно, экономической реформы в нашей стране.
Опыт западных государстввполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, аперенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РоссийскойФедерации. При высоких ставках налога снижаются стимулы к трудовой ипредпринимательской деятельности, к нововведениям, снижается экономическаяактивность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику». Конечно,трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалуналогообложения. Она должна быть основательно откорректирована на практике.Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурныеи психологические факторы. Американцы, например, считают, что при таких ставкахналогов, как в Швеции, Дании, в США никто бы не стал работать в легальнойэкономике. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы1986 г. в значительной степени был связан со снижением предельных ставокналогообложения.
Разработчики современнойроссийской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь многоисточников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один – дваисточника – с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятсяразнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяетснижать ставки налогов. Что же реально получилось?
Во-первых, заметим, чтонаибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет РоссийскойФедерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыльюридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии,США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджетазанимает подоходный налог с физических лиц, во Франции – соответственно НДС иподоходный налог с физических лиц. Во-вторых, сравним сами ставки налогов.Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующимставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.)основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании – 35%, Бельгии – 43%,Германии – 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль). В России ставканалога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности.Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платятначиная с 2001 г. в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 7,5%.Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 14,5% зачисляется в бюджетысубъектов РФ. И сумма налога, исчисленная по ставке 2%, зачисляется в местныебюджеты. Для фирм, занимающихся посреднической деятельностью, эти ставки выше,а по доходам от казино, видеотек и т.п. ставки могут доходить до 80% отприбыли. В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налогиприближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия «опережает»многие страны. (В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогови сборов.) Такое количество налогов не всегда соответствует реальнойэкономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляютсяусловия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не всенаселение России является законопослушными гражданами, это приводит к ростунедоимок по платежам в бюджет. Добавьте к этому исключительную сложностьподсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения взаконодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая системаРоссии нуждается в совершенствовании. Назрела острая необходимость вупорядочении как количества налогов, так и в методах их взимания, что приведетк повышению собираемости налогов.
Списоклитературы
1. Налоговый кодекс.Общая часть (проект). Комментарии С. Д. Шаталова М.: Международный центрфинансово-экономического развития. 1996 г. – 656 с.
2. Дашев А. З.,Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра-М, 1997 г.
3. Основы налоговойсистемы: Учеб. Пособие для ВУЗов/ Под редакцией Д. Г. Черника. – М.: Финансы,ЮНИТИ, 1998г. – 422 с.
4. Закон «Обизменениях в налоговой системе России». «Э. и Ж.», №4, 1994
5. Киперман Г. Я.,Белялов А. З. «Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации»,Москва, МВЦ «АЙТОЛАН», 1992г.
6. Налогообложение вРоссии. – М. 1994.
7. Налоговый кодексРФ. – М. – 1999.
8. Налогообложениедоходов физических лиц. – 1999.
9. Черник Д. Г. идр. Налоги. – М.: 4- изд. 1999.
10. Налоги в России:Налоговая система в России. – М. – 1994
11. Налоги иналогообложение. М. – 1998.
12. Маркс К., ЭнгельсФ., Соч. – т.4
13. Какой бытьналоговой реформе в России. – Екатеринбург: Ассоциация «Налоги России». – 1993
14. Львов Д. С.Реформы с позиции современной науки. Научные труды Международного Союзаэкономистов и Вольного экономического общества России. Т.2. – М., С-Пб. – 1995
15. Умарова И. Э.Регулирующие налоги в системе межбюджетных отношений//Финансы. – 1999. — №10. –с. 36-38.
16. Пансков В. Г.Налоговое бремя в российской налоговой системе//Финансы. – 1998. — № 11. – с.18-23.
17. Лазарев А. С.Шемелева Ю. С. Проблемы налоговых субъектов малогопредпринимательства//Финансы. – 1999. — №9 – с. 29-32
18. Комарова И. Ю.Льготы по налогу на прибыль, проблемы и пути их совершенствования//Финансы. –1998. — №11. – с. 24-26
19. Пушкарева В. М.Налоговая реформа как фактор рыночного развития//Финансы. – 1999. — №11. – с.27-29
20. А. В. Перов, А.В. Толкушкин «Налоги и налогообложение», Москва, изд. «Юрайт-М», 2002г.
21. С. В. Разгулин «Онекоторых вопросах установления налогов и сборов», журн. «Налоговый вестник» №№9, 11, 12, 2001 г.
22. Черник Д. Г.,Глинкин А. А., Морозов В. П., «Налоги», Москва, изд. «Финансы и статистика»,2000 г.
23. Камаев В. Д. иколл. Авт., Экономическая теория, Москва, «Гуманитарный исследовательский центр«ВЛАДОС», 1997 г.
24. Уткин Э. А.«Цены. Ценообразование. Ценовая политика» Москва, изд. «ЭКМОС», 1998 г.
Классические принципы налогообложения: справедливость,
равномерность,
удобство, дешевизна Приложение
/>
Таб. 1. Принципиальныеосновы налогообложения и функционирования налоговой системы РФ по состоянию на1 января 1998 г.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов с верхним пределом для предотвращения конфискационных налоговых изъятий
Федеральный центр определяет основной регламент взимания налогов, а на местах определяются ставки исчисления налогов, зачисляемых в территориальные бюджеты
Частичное распределение централизованно определяемого перечня налогов, на основании которого региональные власти устанавливают перечень налогов для собственных бюджетов
Свобода правовых действий на местах незначительно. Налоги распределяются по территориальным бюджетам на условиях, определяемых федеральным центром
1. Разные налоги
2. Разные ставки
3. Разные доходы
Формы (способы) реализации принципиальных установок при законодательном оформлении налоговой системы в России
Принцип децентрализации
Принцип единства
Принципиальные основы и правовые условия организации бюджетно-налоговых отношений в России
Таб. 2. Принципиальныеосновы построения функциональной системы бюджетно-налоговых отношений (основыбюджетно-налогового федерализма).