Содержание
Введение………………………………………………………………………...…31.Финансово-экономическая сущность пенсионного обеспеченияв государстве………………………………………………………………………...4
2.Организационная структура и бюджетный процесс пенсионного фонда....14
3.Доходы, расходы и бюджет пенсионного фонда...........................................21
4.Состояние, проблемы и перспективы пенсионной реформы в РФ…..…....33
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
ПриложениеА……………………………………………………………………41
ПриложениеБ……………………………………………………………………43
ПриложениеВ……………………………………………………………………44
ПриложениеГ……………………………………………………………………46
Введение
Российская Федерация какгосударство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентирасоциальное государство, стремясь максимально исходя из существующихвозможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношенияхтакой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорийграждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальныефункции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется внескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем иуровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа,размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.
Целью настоящей работыявляется исследование финансовых основ, составляющих пенсионное обеспечение вРоссийской Федерации. Необходимо определить место пенсионного обеспечения всоциально- экономической системе РФ. В соответствии с этой целью поставленыследующие задачи: определить основные категории, понятия, применяемые кпенсионному обеспечению, исследовать роль и значение Пенсионного ФондаРоссийской Федерации и негосударственных пенсионных фондов в решение этойактуальной задачи социального государства, определить пути инвестированиясредств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РоссийскойФедерации. Так же необходимо проследить развитие пенсионных преобразований ипенсионной реформы, проследить их влияние на жизнь граждан РФ. В заключениинадо сделать выводы о современном состоянии и перспективах развития пенсионнойсистемы в РФ.
1. Финансово-экономическаясущность пенсионного обеспечения в государстве
Пенсионное обеспечение –важнейший вопрос жизнедеятельности общества и социальной политики государства.Длялучшего понимания проблем, существующих в системе пенсионного обеспечения вРоссии, целесообразно сравнить ее основные параметры с системой социальногообеспечения в СССР. До начала 90-х годов в СССР существовал единый фондсоциального страхования, из которого выплачиваются пенсии, а так же пособия повременной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, на санаторноелечение. Не существовало страхование от безработицы, а так же больничногострахования, поскольку государство обеспечивало лечение заболевших побесплатной основе.В начале90-х годов в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике социальноестрахование в Российской Федерации в Финансовом отношении претерпело трисущественных изменения. Во-первых, Фонд социального страхования сузился допределов России, во-вторых, он распался на ряд самостоятельных фондов:Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и собственноФонд социального страхования. В-третьих, были резко повышены отчисленияработодателей в указанные фонды с тем, что бы они перестали зависеть от дотацийсо стороны государственного бюджета и могли обеспечить падающие на их выплатыза счет собственных доходов. Впервые после 1917 года к взносам в Пенсионныйфонд стали привлекать взносы самих застрахованных, хотя в самых скромныхразмерах (1% от заработанной платы). Переход крыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советскойсистемы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новыхусловиях, что повлекло за собой и полное реформирование законодательной базы. $Наданный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в Российской Федерациисоставляют следующие законы: $1) Конституция Российской Федерации. $2) ЗаконРоссийской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от20.11.1990 года. $3) Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц,проходивших службу, службу в органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993года. $4) Закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированным)учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года. $5)Закон Российской Федерации «О государственной службе» от 31.07.1995 года. $6)Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственныхпенсий». $Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконныхнормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда исоциальной защиты и т.д.). $Для начала рассмотрим, что такое пенсия вобщепринятом понимании Российского законодательства. $Пенсия (от латинскогоpensio – платёж) — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплатагражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном закономслучаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, вслучае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги передгосударством). Является формой социальной защиты населения. $Пенсионноеобеспечение — форма материального обеспечения граждан со стороны государстваили иных субъектов в установленных законом случаях. Основанием для пенсионногообеспечения по российскому законодательству являются: достижениесоответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а длянетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для пенсионного обеспеченияотдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определеннойпрофессиональной деятельности. $Надо сказать, что в отличие от законодательстваРСФСР, законодательство РФ различает кроме государственной пенсии такжеальтернативные пенсии, так называемые негосударственные пенсии. $Итак,государственная пенсия – пенсия, выплачиваемая гражданину из государственныхфондов социального обеспечения. В соответствии с Законом РСФСР «Огосударственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990г. № 340-1 устанавливаютсядва вида государственных пенсий: трудовые и социальные пенсии. В связи струдовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общийтрудовой стаж, назначаются следующие пенсии: по старости, по инвалидности, послучаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким — либопричинам права на трудовую пенсию устанавливается социальная пенсия. Такаяпенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (пожеланию обратившегося за ней). Некоторыепринципы пенсионного обеспечения в РФ:$-уровень пенсий должен находиться внеразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которогоуплачивались взносы; $-страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем немогут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованныхи их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно; $-деятельностьвсей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться подконтролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента; $-государствопризвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательногопенсионного страхования. $Таковы общие подходы к проблемам пенсионногообеспечения, на основе которых функционирует общеобязательная страховаяпенсионная система. $В нашей стране более 38 миллионов пенсионеров, причембольшинство – 37 миллионов человек – получают пенсию по данным принципам.Сначала казалось, что положение пенсионеров вполне стабильное и должноулучшаться, но в последнее время особенно наглядно проявляются негативныетенденции, практически подрывающие сложившуюся страховую пенсионную систему: $-подчинениепенсионного фонда Правительству; $-использование средств Пенсионного фонда непо их прямому назначению, неопределенному законом; $-задержка платежа вПенсионный фонд, в частности по государственному сектору экономики или ввидунесвоевременной оплаты государственного заказа за счет бюджета; $-заведомаянеполная индексация пенсионных выплат и замена полной индексации пенсий низкимикомпенсационными выплатами к ним и т.д. $Результат всего этого-дальнейшееснижение уровня доходов пенсионеров, нищенская пенсия у большинства из них.Приведенныевыше факты показывают, что государственная пенсионная система работает напределе своих возможностей. Основой дополнительного пенсионного обеспечениядолжны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечениев пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению кгосударственному и может осуществляться: $1)в форме так называемыхдополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций,отраслей экономики, либо территорий; $2)в форме личного пенсионного страхованияграждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионноеобеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах. $Однаиз ключевых позиций в деятельности будущей пенсионной системы принадлежит новымдля нашей страны организациям – негосударственным пенсионным фондам (НПФ).Следует подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер. $Во-первых,они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решатьзадачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества.Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь болеевысокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будетобеспечивать государство. Именно, НПФ предстоит занять эту нишу, что быработники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительныеденьги, либо через своих представителей – профсоюзы -заключить такиеколлективные договора на предприятиях, что бы эти взносы делал работодатель. $Во-вторых,НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества,аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществлениядолгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов придлительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц сневысокими доходами, а так же денежные средства работодателей. Неликвидностьактивов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этиминститутам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочногоинвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкойдоходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ниодин из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ передНПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельностьограничена более жесткими требованиями ликвидности активов. $При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системыэто приводит к их перераспределению от получателей максимальных пенсий кполучателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии отпродолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижаетзаинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшаетсяфинансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимальногоразмера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считаютнесправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей вразвитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и циклповторяется.$Существенные ограничения установлены и в отношении периодов,включаемых в трудовой стаж. При определении индивидуального коэффициентаучитывается:$- любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза илидругой кооперативной организации, а также иная работа, на которой работникподлежал социальному страхованию;$- военная и приравненная к ней служба;$-временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы;$- инвалидность 1 и 2групп, вследствие увечья, связанного с производством, или вследствиепрофессионального заболевания;$- пребывание в местах заключения сверх срока,назначенного при пересмотре дела;$- периоды выплаты пособия по безработице,участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службызанятости в другую местность и трудоустройства.$Однако во внимание непринимается и исключается из трудового стажа:$- обучение в средних специальныхи высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, а такжедругие формы подготовки к профессиональной деятельности, перечисленные в статье91 Закона о пенсиях;$- уход за членами семьи – инвалидами 1 группы,детьми-инвалидами, престарелыми;$- уход неработающих матерей за детьми, недостигшими трехлетнего возраста;$- проживание жен (мужей) военнослужащих,проходящих военную службу по контракту, в местностях, где они не моглитрудиться по специальности;$- проживание за границей жен (мужей) работниковроссийских учреждений и международных организаций.$Из общего числа пенсионеров– около 38,5 млн. человек, состоящих на учете, 1,3млн. – получатели социальныхпенсий, 8,2 млн. – работающие. Пенсия должна удовлетворять хотя бы минимальныепотребности в старости. Это требует осуществления широкого круга дополнительныхмер:$- предоставления минимальных пенсий;$- гарантии сохранения покупательнойспособности этих пенсий, то есть защиты их от инфляции;$- защиты от потериинвестированного капитала в частные пенсионные системы, то есть защиты их отинфляции;$- повышения размеров частных пенсий.$Государственная системаперераспределения доходов в рамках социально-компенсационных пособий требуетсоциально-политических решений, которые могут иметь как краткосрочные, так идолгосрочные финансовые последствия. При этом могут возникнуть определенныесложности, поскольку между обещаниями выплачивать пособия, их выплатами ифинансированием проходит много времени. Необходимо иметь в виду возможностьограничений уровня пенсионного обеспечения в случае, если сокращение рождаемостии рост ожидаемой продолжительности жизни ведут к нарушению количественныхпропорций между поколениями и увеличению соотношения между численностью пожилыхи численностью трудоспособных .$С течением времени цели, стоящие передгосударственными пенсионными системами, подверглись многим изменениям. Присоздании пенсионной системы, главной целью было предотвращение бедности пожилыхграждан. Во многих странах по мере развития пенсионных систем их целью сталообеспечение адекватных стандартов жизни лиц пожилого возраста. В последние годыв результате изменений экономических условий, которые влияют на уровеньпенсионного обеспечения в старости, вопрос зависимости взносов и размеровпенсий приобретает исключительно важное политическое значение.В настоящее время вРоссии используется так называемая распределительная система пенсионногообеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас сработающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называютмеханизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержатпенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения.Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фонесовременной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом.Так, согласно расчету предположительной численности населения РоссийскойФедерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения вначале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболеевероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения изгруппы старше трудоспособного возраста в последние годы систематическиувеличивается. (Приложение А) Однако вследствиепостепенного перехода в пенсионный возраст лиц военных лет рождения эта группав 2005 – 2010 годах будет уменьшаться. С 2008 года в неё начнут входить болеемногочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, чтообусловит её рост с 2009 года. Показатель демографической нагрузки уменьшится к2010 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособноговозраста, против 745 лиц в 2003 году. Потом будет отмечаться увеличение этогопоказателя, который в 2015 году составит 696 человек. Помимораспределительной системы, современные пенсионные реформы предполагаютсоздание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системевзносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и егоработодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются,инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию.Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на этисбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплатупенсии. Пожилой человек приданной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этомслучае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получаетогромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм вбольшинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью егозаменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается загосударством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Можетсуществовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственныхпенсионных фондов. Основные принципы,по которым все большее число стран переходит с распределительной системы нанакопительную, следующие:$а) при накопительной пенсионной системе существуетпрямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размерего пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а негосударства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системеповышается;$б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одногочеловека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее числоработающих. $в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, чтоочень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор,определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономикии производительности труда.$
2. Организационная структура ибюджетный процесс пенсионного фондаПФ РФ созданПостановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целяхгосударственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФявляется самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим своюдеятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд иего денежные средства находятся в государственной собственности РоссийскойФедерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов иизъятию не подлежат. В основные задачи ПФРФ входят: — целевой сбор иаккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии сназначением ПФ РФ;$- организация работы по взысканию с работодателей и граждан,виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, суммгосударственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья,профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;$- капитализациясредств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов ( в том числевалютных ценностей ) физических и юридических лиц;$- контроль с участиемналоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховыхвзносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;$-межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся ккомпетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном закономпорядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросампенсий и пособий. В соответствии сПриложением Г организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерациивыглядит следующим образом:$-Пенсионный фонд Российской Федерации$$-ПравлениеПенсионного фонда Отделения по субъектам$-Исполнительная дирекция Руководство втом числе:$-Председатель Правления Управляющий Отделением$-Первый заместительПредседателя Заместитель управляющего$-Заместители Председателя Специалист покадрам$-Управляющие 12 Отделениями ПФ РФ Группа по защите информации$-Представителиобщественных, религиозных Юридический отдел$организаций, действия которыхсвязаны с Бухгалтерия$защитой интересов пенсионеров, инвалидов Экономическийотдел$-Отдел по погашению просроченной задолженности $-Отдел по организацииперсонифицированного учета$-Межрегиональные пункты персонифицированного учета$-Отделучета поступления и расходования средств$-Контрольно-ревизионный отдел$Отделкоординации деятельности уполномоченных$-Административно-хозяйственный отдел$Пенсионныйфонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладаярядом особенностей:$- фонд запланирован органами власти и управления, и имеетстрогую целевую направленность;$- денежные средства фонда используются дляфинансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;$- формируетсяв основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; - страховые взносы вфонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу,тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; - на отношения,связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространенобольшинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;$- денежные ресурсы фонданаходятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, атакже других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо непредусмотренные законом;$- расходование средств из фонда осуществляется пораспоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правлениефонда). (Приложение Б) РуководствоПенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующийорган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках всоставе РФ, отделения в национально — государственных иадминистративно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах)имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу посбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социальногообеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль зарасходованием средств. Кроме ПФ РФвопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социальногоразвития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи(доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличнымиденьгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а такжеотчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждаетсязаконодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая суммадоходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов — по направлениям.$Пенсионныйфонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако этасамостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается отэкономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных,кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФРФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели,регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховыхплатежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежныхсоциальных выплат.
Особый интерес кформированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ прошлого годаобъясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализациейуже принятых и готовящихся нормативных актов. В первую очередь это законы,определяющие текущую сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Здесьимеется ввиду действующий уже Федеральный закон «О порядке исчисления иувеличения государственных пенсий», который радикально изменяет ст.7пенсионного закона и направлен на укрепление взаимосвязи размера назначеннойили пересчитанной с трудовым вкладом путем исчисления индивидуальногокоэффициента пенсионера. Несмотря на все споры и недовольства, возникшие вокругэтого Закона, уже по предварительным итогам его реализации стало очевидно, чтоон коснулся 40 – 45 процентов получателей трудовых пенсий по старости и привелк их увеличению в среднем более чем на 70 рублей. Необходимо заметить, чтореализация данного Закона повлекла за собой, как, впрочем, и ожидалось,увеличение расходов на выплату пенсий примерно на 9 процентов, что естественнымобразом повлияло на сбалансированность бюджета ПФ РФ в прошлом году.$Размерыпенсии отражают степень зрелости общественных отношений и реальное воплощение вжизнь конституционного положения о социальном государстве.
В нашей стране на пенсиюначало выходить послевоенное поколение, не участвующее в реформе пенсионногообеспечения и не имеющее заслуг ветеранов и инвалидов Великой Отечественнойвойны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в Россииэкономических преобразований, это поколение россиян незначительно увеличилоколичество людей, получающих льготную пенсию.
Страховая часть трудовойпенсии этой категории граждан незначительна, так как период внесения страховыхвзносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде РоссийскойФедерации был крайне непродолжительным.
В связи с этимчисленность населения России с доходами ниже прожиточного минимумаувеличивается и, если не принять эффективных мер, будет возрастать по крайнеймере до выхода на пенсию поколения, участвующего в нынешней реформе.
Пенсионерамсамостоятельно решить проблему низкой пенсии тяжело. К сожалению работодателикрайне негативно относятся к «старикам», и тем, кому «за пятьдесят» надеятьсяна получение работы бесполезно.
От государства ждатьпомощи также не приходится, учитывая многомиллиардный дефицит распределительнойсоставляющей трудовой пенсии.
Вывод напрашивается самсобой: помочь нынешнему и последующим поколениям могут (должны) их работающиедети. Для этого потребуется несколько скорректировать существующую нынепенсионную систему. Идеологическая суть изменения – введение понятия«пенсионная солидарность семейных поколений», практическая – состоит вследующем. Предлагается видоизменить существующую формулу страховой частитрудовой пенсии, представив ее в виде
Cч = ПК/Т + ГПК/12 (1)
где
— Cч – страховая частьтрудовой пенсии; $- ПК и Т – величины, определенные статьей 14 (п.5)Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации»; $- ГПК – годовой размер взносов (капитал), поступивших на счетпенсионера от его работающего ребенка (детей).
Годовой размер взносовформируется из добровольных перечислений сына и/или дочери пенсионераопределенного процента (допустим, не менее 5) от заработной платы в год на его(пенсионера) страховую часть трудовой пенсии.
В последующем занакопительным периодом году, пенсионер получает трудовую пенсию, состоящую избазовой и страховой частей, причем страховая часть определяется по формуле (1),где ГПК — сформированный за предыдущий год капитал.
Таким образом,накапливаемая ежегодно сумма в последующем году полностью выплачивается всоставе страховой части трудовой пенсии, которая состоит из пожизненной исрочной составляющих.
Несложные расчетыпоказывают, что при годовом взносе в 5% от средней зарплаты (9000 руб. вмесяц), средний размер выплачиваемой ныне пенсии (2900 руб. в месяц) увеличитсяна 16%, доведя соотношение среднего размере трудовой пенсии к прожиточномуминимуму пенсионера со 118% до 136%.
В случае, если двое детейпомогают одному родителю, то последнее соотношение достигнет величины 155%.
В случае вступления сынаи/или дочери пенсионера – работающих застрахованных лиц в такую системустрахования, государство в свою очередь будет перечислять определенную сумму(допустим, не менее половины тех процентов, которые перечисляет добровольнозастрахованное лицо) на его (застрахованное лицо) страховую часть.
Указанное обстоятельствоявляется неплохим стимулом для детей, добровольно помогающих своим родителямчерез государственную систему страхования. В случае смерти пенсионеранеполученная им часть срочной составляющей трудовой пенсии переходит внаследство того ребенка, который формировал ГПК. Когда дети, обеспечивающиеродителям весомую прибавку к пенсии, сами выйдут на пенсию, то им в своюочередь начнут формировать ГПК уже их сыновья и дочери. Другими словами,сложится семейная пенсионная солидарность поколений – действенная альтернативаэгоизму людей, не стремящихся к продолжению рода.
Реализация предлагаемоговарианта корректировки существующей пенсионной системы будет способствовать:
-решению демографическойпроблемы, которую президент страны в своем послании Федеральному собраниюназвал важнейшей для страны; $-укреплению института семьи, основы любогогосударственного устройства; $-снижению уровня социальной напряженности встране; $-повышению коэффициента замещения (отношение средней пенсии к среднейзарплате); $ -увеличению «наиболее- богатых» (среди бедных) граждан, чей доход ощутимо превосходитпрожиточный минимум; $-повышению финансовой устойчивости системы пенсионного- обеспечения; $-привлечению вниманияк пенсионной реформе и участию в ней- молодого поколения россиян.
Предложенный варианткорректировки – один из возможных на пути совершенствования пенсионной системыстраны. Автору представляется, что нововведение послужит построению доверия вобществе, укреплению социальной солидарности между поколениями, улучшениюматериального положения пенсионеров.
3. Доходы,расходы и бюджет пенсионного фонда
Материальнымисточником любого внебюджетного фонда является национальный доход.Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национальногодохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе егоперераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы,средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаютсязаконодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счетсредств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетовпоступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений отналоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать изаемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо можетбыть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в формедивидендов или процентов.
Бюджет Пенсионного фондаРоссийской Федерации имеет следующие особенности:
1. Средства бюджетаПенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, невходят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионногофонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетомобязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджетаПенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый годустанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фондаРоссийской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно попредставлению Правительства Российской Федерации федеральными законами впорядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фондаРоссийской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджетаПенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховыхвзносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые наинвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходыбюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием иинвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной частииндивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
4. Денежные средстваобязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фондаРоссийской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка РоссийскойФедерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерациина счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых определяетсяПравительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральнымзаконом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд».
Плата за банковскиеуслуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования невзимается.
Основными целямипенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:$- обеспечениефинансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;$-поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционныхпроцессов;$- совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщикамистраховых взносов;$- усиление заинтересованности в своевременной и полнойуплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;$-повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всехвидов расходов на её содержание.
Формированиебюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующий вид:
1.Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
-страховыхвзносов;
-средствфедерального бюджета;
-суммпеней и иных финансовых санкций;
-доходовот размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательногопенсионного страхования;
-добровольныхвзносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качествестрахователей или застрахованных лиц;
-иныхисточников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2.Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовыхпенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных всоответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации», включая организацию их доставки, на возмещение уплатыстраховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возрастаполутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме,предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета,выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона,включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фондаРоссийской Федерации.
Порядоквозмещения указанных средств определяется федеральным законом.
БюджетПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионногострахования, к которым относятся:
-работодатели — предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;$-крестьянские хозяйства;$- родовые семейные общины малочисленных районов Севера,занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;$- физические лица,зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей безобразования юридического лица;$- физические лица, использующие труд наемныхработников в личном хозяйстве;$- частные детективы и частные охранники,выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;$-нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все онидолжны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ врайонах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщикирегистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дняих учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении имидокументов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщикамивнебюджетного фонда.
Порядокуплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФустанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правленияПенсионного фонда.
В доходыПенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступаюттакже:
-средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевоефинансирование выплаты государственных пенсий и пособий;$- средства Фондасоциального страхования;$- доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФбанками;$- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФпо расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;$- пени ифинансовые санкции;$- добровольные взносы юридических и физических лиц.
Приотсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплатпенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды изместного бюджета.Страховые взносы вПенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной илинатуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе сучетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающихпо совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременныеработы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средстввнебюджетных социальных фондов.
Уплатастраховых взносов в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательныйхарактер, причем платежи должны производиться ежемесячно в срок, установленныйдля получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносовпроизводится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетовна счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.
Работодателиежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств наоплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачиваютвзносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начислениязаработной платы .$Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, атакже выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции,выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числамесяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане,занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносыв сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские(фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученныхза истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доходопределяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целомпо хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными сполучением этого дохода.
Принарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения)невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ сначислением пеней.
Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальныхтрансфертных платежей в России. Расходование средств бюджета Пенсионного фондаРоссийской Федерации имеет следующий вид:
1.Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевоеназначение и направляются на:
-выплатув соответствии с законодательством Российской Федерации и международнымидоговорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий напогребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств всумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной частииндивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственныйпенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительнойчасти трудовой пенсии;
-доставкупенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РоссийскойФедерации;
-финансовоеи материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включаясодержание его центральных и территориальных органов);
-иныецели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательномпенсионном страховании.
Расходы,не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации насоответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанныйбюджет в установленном федеральным законом порядке.
2.Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единогосоциального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, надрасходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовойпенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полномобъеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:
-навозмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации навыплату страховой части трудовой пенсии;
-надополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции наочередной финансовый год.
Порядокиспользования временных свободных средств Пенсионного фонда РоссийскойФедерации определяется федеральным законом.
3. Ответственностьза нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РоссийскойФедерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СредстваПенсионного фонда направляются на выплату:
-государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;$-пенсий по инвалидности;$- пенсий военнослужащим;$- компенсации пенсионерам;$-материальной помощи престарелым и инвалидам;$- пособий на детей от 1,5 до 6лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;$-пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;$- также в бюджете на 2008 годзаложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.
За счетсредств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержкеинвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплатыгосударственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общемобъеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплатыгосударственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета.Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке ипересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложенияи проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системыфонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионногофонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.
Вусловиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения такжеза счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальнойподдержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также нафинансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средстваПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. В течение последних трех лет этифинансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходамфедерального бюджета. На 1 января 2008 года в нашей стране насчитывалось более38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.За последниечетыре года поступления в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в 13.8 раза. (ПриложениеВ)На 2008 год страховые взносы установлены согласно Федеральному закону от27.10.99 г. №197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственныйфонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательногомедицинского страхования на 2008 год», который предусматривает тарифы страховыхотчислений в ПФ РФ в размере 28% для работодателей-организаций; 20,6% — дляработодателей-организаций, занятых в сельскохозяйственном производстве; 20,6% — для индивидуальных предпринимателей, а также для всех категорий плательщиков, участвующихв системе пенсионного страхования и 1% — для физических лиц Кроме того,Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются страховыевзносы в Пенсионный фонд.
Позицияфонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточнопонятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам,так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должныоблагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальнойпомощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываютсятолько в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, чтоэтой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоватьсяработодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь,необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами.Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения,так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателемв пользу работников по обязательному страхованию. СогласноФедеральному Закону “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ ”, отуплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ освобождаются: а) организации любыхорганизационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниямнезависимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорамгражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ иоказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами 1, 2 и 3 групп иполучающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;$б)общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которыхинвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, ихрегиональные и территориальные организации, а также организации (есличисленность инвалидов среди работников не менее 50 процентов, а их доля в фондеоплаты труда – не менее 25 процентов), уставный капитал которых состоитполностью из вкладов указанных общественных организаций, и организации,единственным собственником имущества которых являются указанные общественныеорганизации.$в) Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранныеграждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации,частные детективы, занимающихся частной практикой нотариусы, адвокаты,являющиеся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающие пенсии по инвалидности всоответствии с законодательством РФ;
Определениеобоснованности тарифов взносов во внебюджетные фонды и в Пенсионный фонд, вчастности – очень сложная задача. Здесь речь идет прежде всего о размерепенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России внастоящее время насчитывается около 12 миллионов человек. В начале 2007 годаставка взносов была повышена с 15 процентов до 28 от дохода предпринимателей,те есть почти в 2 раза. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты,частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 2006 годуфермеры должны были уплачивать 11 процентов от дохода, то в 2007 году уже 20.6процента. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьмаощутимый удар. В течение 2005 — 2008 годов для страхователей, которые выступаютв качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяютсяследующие ставки страховых взносов: (Приложение Г)
Поданным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в Россииставка взносов в Пенсионный фонд для «самозанятых» работников является самойвысокой среди 165 стран мира, в которых эта организация проводит мониторинг.Так, в Германии эта ставка – 18.6 процента, в США – 12.4 процента. В отличие отподоходного налога, ставка которого растет плавно, пенсионные взносы в размере28 процентов берутся с любого дохода независимо от его размера. Такое усилениефискального бремени ведет к укрывательству от государства доходовиндивидуальных предпринимателей и переходу их в теневую экономику .$В течениипоследнего года размер пени с плательщиков страховых взносов менялся несколькораз, так в начале года он составлял 0,2 %, а к началу 2000 года уже 0,15 %,сейчас размер пени составляет 0,13 % от суммы задолженности. Недоимки, пени, атакже суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФ РФ сработодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов повзысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиковвзносов в судебном порядке.
Занесвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФ РФ по винебанков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскиваетсяотделениями ПФ РФ с банков, тогда как, в начале года размер пени был 1 %, адействующий сейчас размер был введен с 17 августа 1999 года, и с тех пор неменялся. Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иныхфинансовых санкций производится отделением ПФ РФ путем списания на счете ПФ РФсредств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, атакже на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основанииинкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ. Срок исковойдавности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов ииных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этихсумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образованияуказанной недоимки. Согласно статье 147Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетныхфондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательствомРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим ихдеятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденнымифедеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.Бюджет ПФ РФ какосновной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболееобщественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много идругих не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренныепроблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всемгражданам.$Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ наследующий год являются финансовая стабилизация системы и обеспечениесвоевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения расходов,связанного с введением индивидуального коэффициента пенсионера. Реализация всехмероприятий позволит всем пенсионерам в следующем году увеличить пенсии, но вразличных размерах. Естественно, наиболее высокую добавку получат тепенсионеры, которые перешли на индивидуальный коэффициент.
4. Состояние,проблемы и перспективы пенсионной реформы в РФ
До недавнеговремени, точнее, до 2002 года, когда в России стартовала пенсионная реформа, встране действовала распределительная пенсионная система. В ее рамках вседеньги, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд РФ, то есть на один большойпенсионный счет для всех. Деньги не инвестировались в какие-либо активы, асразу распределялись на всех граждан, получающих пенсию.
Пенсионная реформанаправлена на изменение существующей распределительной системы начисленияпенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховыхобязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформыявляется достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионнойсистемы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формированиестабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Сутьреформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником иработодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своейстарости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховыхвзносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий недавала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишьперераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из однихрегионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мереявляется страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости отразмеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Согласно новой пенсионноймодели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%,разделены на три части:
-14% направляются вфедеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии;при этом, установлен гарантированный минимум базовой пенсии;
-8-12% от оплаты трудаявляются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ;
-от 2 до 6% направляютсяв фонд для формирования Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единогосоциального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан кзаработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальномсчете гражданина средств.
Пенсиясостояла из двух частей. Базовая часть пенсии, выплата которой гарантироваласьгосударством при наличии у человека страхового стажа не менее 5 лет. Если жепри достижении пенсионного возраста у вас имелся достаточно длительныйстраховой трудовой стаж, в течение которого работодателем регулярно перечислялисьстраховые взносы, то при конвертации (перерасчете) ваших пенсионных прав изнакопленного пенсионного капитала вычиталась установленная на тот моментвеличина базовой части и оставшаяся сумма являлась страховой частью вашейпенсии. Выплата базовой части пенсии финансировалась из федерального бюджета, астраховая часть Пенсионным фондом РФ. Законодательством было установлено, чтообе части пенсии должны регулярно индексироваться, в зависимости от инфляции.
С началомпенсионной реформы структура будущей пенсии и сам подход к одной из важнейшихсоциальных выплат изменился. Теперь часть пенсионных отчислений, которые должныежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительнаясоставляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, из которого раньшеплатились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет.Таким образом, вы начинаете заниматься пенсионными накоплениями одновременно сначалом трудовой деятельности.
Сейчаспенсионные отчисления делятся на три части: базовую, накопительную истраховую.
Отметим, чтосуммарно речь идет о 14% от фонда заработной платы будущего пенсионера.
-Для мужчин 1952 г.р. истарше и женщин 1956 г.р. и старше – все 14% переходят в страховую частьтрудовой пенсии и остаются в распоряжении Пенсионного фонда России.
-Для мужчин 1953-1966г.р. и женщин 1957-1966 г.р. – 12% — страховая часть трудовой пенсии, 2% — накопительная часть трудовой пенсии.
-Для мужчин и женщинмоложе 1966 г.р. – 11%-8 % — страховая часть трудовой пенсии, 3% (в 2004 г. — 4%, 2005 г. — 5%, 2006 г. – 6%) — накопительная часть трудовой пенсии.
Пенсионнаяреформа, по крайней мере, в нынешнем своем виде, интересна более всего тем, чтоявляется достаточно либеральной, поскольку не обязывает будущего пенсионера ник чему. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионногофонда РФ. Инвестиции могут осуществляться через государственную или частнуюуправляющие компании. В этом случае, к моменту выхода человека на пенсию,накопленные деньги вместе с инвестиционным доходом возвращаются в ведомство МихаилаЗурабова. При этом — пенсию рассчитывает и выплачивает Пенсионный фонд РФ.
В нынешнемгоду застрахованные лица (работающие мужчины 1953 г.р. и моложе и работающиеженщины 1957 г.р. и моложе) должны будут сделать выбор государственным ичастным управлением своей пенсии.
Кроме этого,с 2004 года пенсионные накопления могут быть переданы в негосударственныйпенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательногопенсионного страхования. В этом случае, вам нужно обратиться в Пенсионный фондРФ с заявлением о своем желании. Расчетом и выплатой пенсии будет заниматьсявыбранный НПФ.
Негосударственныйпенсионный фонд, в свою очередь, будет обязан передать поступившие к немусредства в управляющую компанию по своему выбору. НПФ вправе использовать насвое содержание до 15% полученного инвестиционного дохода.
Государствонамерено свести к минимуму риск возникновения новых финансовых пирамид, но даетпонять, что будет лучше, если пенсионные деньги останутся в государственномуправлении. Поскольку инвестиционная стратегия Внешэкономбанка, государственнойуправляющей компании, будет более консервативна, нежели частных управленцев, тои риски будут сведены к минимуму.
Замминистрафинансов РФ Белла Златкис уверяла, что деятельность управляющих компаний будетабсолютно прозрачной. Более того, за ходом пенсионной реформы будут постояннонаблюдать четыре структуры: Общественный совет по инвестированию средствпенсионных накоплений, Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынкуценных бумаг и Пенсионный фонд России.
Что ж, намостается только сделать окончательный выбор. Для этого нужно, как минимум,понять, насколько мы, пережившие эпоху финансовых пирамид, готовы доверятьнегосударственным финансовым компаниям.
Пока что ясното, что в конкурсе по выбору управляющих компаний, которым будет позволеноуправлять пенсионными накоплениями граждан, победили только самые крупнейшие.Чиновники ориентировались на два критерия, проводя конкурс среди управляющихкомпаний. Претендент на управление пенсионными деньгами должен иметь уставнойкапитал не менее 100 млн. рублей и за прошедшие 2 года у него не должно бытьубытков.Размер пенсии в новойпенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а егореальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимыхработодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними иработодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывестискрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств длявыплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсиипредполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону«Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полнуюответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарнуюответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по егообязательствам перед застрахованными лицами.
ЗаключениеЭкономическиепреобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятныхсоциальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимаетсягражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашейстране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявшихкормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретаетсоциально-политическую значимость. В настоящее времясфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острыхпроблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная системаявляется обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает дажеминимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченныхпенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: -финансоваянестабильность; -слабаядифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; -неоправданно большойудельный вес льготных пенсий: $-отсутствие социально-справедливого механизмаповышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни. С достаточнойстепенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографическиетенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройкаэкономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства пообеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Ужесейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фондыпредельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативныхсоциальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 %экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и привыходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группызначительно падает. В сложившихсяусловиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системыв Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанногов мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение.Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения вРоссийской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, тоесть организации с правом юридического лица на введение исключительнопенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программепенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в формепрофессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации,внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогутвыбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всехнуждающихся в поддержке государства. При рассмотренииданного вопроса можно прийти к выводу, что законодательное обеспечение пенсий вРФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегдаэффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную системупривести ее в равновесие, заставить работать
Список литературы
1. Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. И.Лушина, д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2006.
2. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий:менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фондРФ индивидуальными предпринимателями//Бухгалтерский учет.- 2006.- № 4.-С.33-34
4. Батанов Г. Этапы пути //Социальнаязащита.- 2006.- № 4.-С.3-6 (Пенсионное обеспечение.-2006.-№ 4)
5. Борисенко Н. О понятии финансовойустойчивости Пенсионного фонда России //Вопросы экономики.- 2004.- №7.-С.106-122
6. Вульф Л. Фиксированный взнос//Социальная защита.- 2006.- № 2.-С.8-12 (прил. «Пенсионноеобеспечение».-2006.-№ 2)
7. Дегтярев Г. О дефицитностипенсионной системы //Экономист.-2006.- № 5.-С.59-65
8. Отечественная пенсионная система: причины и путипреодоления финансовой нестабильности//Человек и труд.- 2007.- № 9.-С.36-41
9. Павлюченко В. Как исцелить Пенсионный фонд? //Социальная защита.- 2006.- № 1.-С.З-6.- «Пенсионноеобеспечение» — приложение к журналу «Социальная защита»
10. Пенсионному фонду — 15 лет //Свободный курс- 2005.- №51.-вкладка
11. Трофимов А. О государственныхвнебюджетных фондах //Финансы.-2007.- N 10.-С. 20-21.
12. Трофимов Б. Главные цели – повышение качества услуг иобеспечения пенсионных прав граждан // Континент Сибирь.–2006.-№ 20 (май).–С.16
13. Трофимов Б. Чтобы старость была в радость // Российскаягазета. – 2006г– 29 сент. – С. 5
14. Федотов Д.Ю. О формировании доходоввнебюджетных фондов России//Финансы.- 2003.- № 7.-С. 61-63.
15. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионнойсистемы //Финансы.- 2005.- № 1.-С. 58-60.
16. Ясин Е. До пенсии и после //Российская газета.- 2006.- 23авг.- С. 5.
17. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ — www.pfrf.ru/
Приложение А
Численностьнаселения и занятых в экономике, численность пенсионеров, некоторыедемографические характеристики
Численностьнаселения, тысяч человек
2002
2003
2004
2005
2006
2007 Численность населения 148704 148673 148366 148306 147976 147502 в т.ч. моложе трудоспособного 35720 35199 34534 33948 33203 32300 в т.ч. трудоспособном 83892 83748 83767 84059 84209 84337 в т.ч. старше трудоспособного 28714 29348 29696 29931 30197 30500
Численностьэкономически активного населения, тысяч человек
2002
2003
2004
2005
2006
Экономически активное население — всего 75665 75012 73962 72872 72788 занятые в экономике — всего 72071 70852 68484 66441 66000
Численностьпенсионеров по видам пенсионного обеспечения, тысяч человек (на конец года)
2002
2003
2004
2005
2006 Всего пенсионеров 35273 36100 36623 37083 37827 в т.ч. по старости 28390 29021 29095 29011 29081 в т.ч. по инвалидности 3363 3562 3910 4270 4542 в т.ч. по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 2473 2420 2423 2482 2464 в т.ч. за выслугу лет 91 107 135 197 544 в т.ч. социальные 956 990 1060 1123 1196 Возраст, лет Мужчины Женщины /> /> /> />
/>
Тысяч человек
Численностьзанятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера
2002
2003
2004
2005
2006 Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера 2,02 1,94 1,84 1,79 1,77
Приложение Б
Структура Пенсионного фонда
/>
Приложение В
Финансыпенсионного обеспечения
Доходысистемы государственного пенсионного обеспечения
2002
2003
2004
2005
2006 Поступление страховых взносов предприятий в Пенсионный $фонд России, млрд. руб. 10030 10169 36124 73709 115109 Поступление страховых взносов предприятий в Пенсионный $фонд России, в процентах к ВВП 6,3 5,9 5,9 4,5 5,1
Расходысистемы государственного пенсионного обеспечения
2002
2003
2004
2005
2006 Расходование средств Пенсионного фонда России на финансирование выплат пенсий и пособий, млрд. руб. 885 955 935 1075 1153 Расходование средств Пенсионного фонда России на финансирование выплат пенсий и пособий, в процентах к ВВП 4,7 6,0 6,0 5,2 5,6
Размер пенсии
2002
2003
2004
2005
2006 Минимальная пенсия по старости (с учетом компенсационных выплат), руб.
$$
1157
$$
1280
$$
1541
$$
2105
$$
2195 Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат), руб.
$$
1600
$$
1990
$$
2150
$$
2570
$$
3021 Прожиточный минимум пенсионера, руб.
$
990
$
1440
$
2100
$
2140
$
2450
Соотношениесреднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат),в процентах
2002
2003
2004
2005
2006 Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат), в процентах к величине прожиточного минимума пенсионера
$
116,9
$
138,1
$
128,6
$
101,0
$
116,0 Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат), в процентах к среднему размеру начисленной заработной платы
$
26,0
$
33,9
$
35,6
$
39,8
$
38,2
Приложение Г
Ставкистраховых взносов в Пенсионный фонд
1) длявыступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающихв качестве работодателей организаций, занятых в производствесельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, икрестьянских (фермерских) хозяйств:База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года 2005-2008 На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии До 280000 руб. 10 % 4 % От 280001 до 600000 руб. 28000 руб. +3,9 % с суммы превышающей 280000 руб. 11200 руб. +1,6 % с суммы, превышающей 280000 руб. Свыше 600000 руб. 40480 руб. 16320 руб.
2) длявыступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производствесельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, икрестьянских (фермерских) хозяйств:База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года 2005-2008 На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии До 280000 руб. 6,3 % 4 % От 280001 до 600000 руб. 17640 руб. +3,9 % с суммы превышающей 280000 руб. 11200 руб. +1,6 % с суммы, превышающей 280000 руб. Свыше 600000 руб. 30120 руб. 16320 руб.