Контрольная работа
Тема: Основы финансов предприятия
Содержание
1 Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками,бюджетом и
внебюджетными фондами
2 Уставный фонд предприятия, его формирование и движение
ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками, бюджетоми внебюджетными фондами
В современнойРоссии осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции — обслуживание платежей и расчетов -невозможно без участия коммерческих банков.Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличныхденег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности вобслуживающий фирму банк. С точки зрения повышения степени надежностиперемещения денежных средств в любой форме между субъектами экономическихотношений такой порядок в известной мере оправдан.
С появлениембанков как специальных институтов профессионального управления денежнымиресурсами резко возросли гарантии перемещения денежных средств в экономике.Банки как финансовые посредники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике,играют исключительно важную роль в организации и функционировании платежнойсистемы любой страны.
Типичныетребования, которые фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающемубанку, предполагают:
— знание банкомфирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в которой она функционирует;
— способностьдавать полезные деловые рекомендации;
— предложениеразличных способов получения денежных средств как наличных (кассовоеобслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;
— закрепление зафирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитованияфирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;
— удобное дляфирмы месторасположение банка;
— обеспечениепростоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;
— стремлениебанка к совершенствованию обслуживания клиентов;
— широкий спектрбанковских услуг.
Почти всемногообразие совершаемых финансовых трансакций фирмы есть результатвзаимоотношений фирмы с субъектами внешней среды. Особую значимость вфинансовой, жизни фирмы имеют взаимоотношения с налоговыми органами и другимиорганами аналогичного назначения по поводу налогов и сборов в кассугосударства, и местных органов. Во всех странах эти отношения появляются вместес рождением фирмы и сопровождают ее на всем протяжении жизни.
Взаимоотношение предприятия с бюджетомосуществляется через налоги.
Налоги представляют собой обязательные сборы,взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке,установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеномэкономических отношений в обществе с момента возникновения государства.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаютсяпреобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги– основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функцииналоговый механизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на развитиенаучно-технического прогресса
Каждое общество,основываясь на национальных, культурных, исторических традициях, берет на себязаботу о содержании нетрудоспособного населения, граждан, временно не имеющихработу, и ряд других функций. Как показывает мировой опыт, финансирование этихспецифических целевых государственных функций за счет средств государственногобюджета не всегда эффективно. Как правило, во время кризисов, высокой инфляции,социальных и политических неурядиц низкая эффективность финансирования изгосбюджета этих функций проявляется особенно отчетливо. Эти обстоятельствастали веским основанием для организации финансирования целевыхобщегосударственных задач из соответствующих их содержанию внебюджетных фондов.
Первоначальновнебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетовзадолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась вовсе новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средстваконцентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такиефонды носили временный характер. С выполнением государством намеченныхмероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондовпостоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.
Внебюджетные фонды — это формаперераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемыхгосударством для финансирования некоторых общественных потребностей икомплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступаютодним из звеньев общегосударственных финансов.
Материальнымисточником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая частьфондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основныеметоды мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения приформировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Государственныевнебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органоввласти двумя путями, в которых регламентируется их деятельность, указываютсяисточники формирования, определяются порядок и направления использованияденежных фондов. Первый путь — это выделение из бюджета определенных расходов,имеющих особо важное значение, а второй — формирование внебюджетного фонда ссобственными источниками доходов для определенных целей. К последним, вчастности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования,которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.
Специальныевнебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названиифонда указана цель расходования средств.
В отечественнойпрактике в условиях рыночной экономики образованы следующие внебюджетные фонды:
1. Страховыевзносы на социальное обеспечение: Пенсионный фонд; Фонд обязательногомедицинскою страхования; Фонд социальною страхования РФ.
2. Специальныефонды: дорожные фонды; природоохранные фонды; фонды развития территории.
3. Общественныефонды: независимые пенсионные фонды; фонды поддержки науки, образования,медицины.
С помощьювнебюджетных фондов возможно:
— влиять напроцесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитованияотечественных предприятий;
— обеспечитьприродоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенныхисточников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
— оказыватьсоциальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования ифинансирования социальной инфраструктуры в целом;
— предоставлятьзаймы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организацияфункционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственныхорганов власти — центральных, республиканских и местных.
2 Уставный фонд предприятия, его формирование и движение
Функционированиепредприятия какой-либо формы организации и формы собственности начинается сформирования уставного фонда.
Размер уставного фондапредприятия в какой-то мере определяет масштабы егопроизводственно-хозяйственной деятельности. Однако не существует прямой связимежду размерами уставных фондов предприятий различных отраслей народногохозяйства и их объемом производства продукции (товаров, работ и услуг).
Последнее определяется итакими факторами, как спрос, предложение, цены, величина привлеченныхбанковских кредитов и других финансовых ресурсов.
Начальный размеруставного фонда фиксируется в Уставе предприятия и других учредительныхдокументах. Источниками формирования уставного фонда в зависимости оторганизационно-правовых форм хозяйствования могут быть:
1. Акционерный капитал.
2. Паевые (долевые)взносы учредителей (участников).
3. Частный капиталпредпринимателя.
4. Отраслевыефинансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур).
5. Долгосрочный кредит.
6. Бюджетные средства.
Размер уставного фондахарактеризует первоначальную сумму собственного капитала, необходимую длясоздания предприятия и начала его хозяйственной деятельности. Для предприятийотдельных сфер деятельности и организационно-правовых форм минимальный размеруставного фонда регулируется законодательством.
В процессе хозяйственнойдеятельности величина уставного фонда может изменяться.
Источникамидополнительных денежных средств предприятия, необходимых для увеличения объемапроизводства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) могут выступать:
1) средства, полученныеот дополнительного выпуска акций, облигаций, других ценных бумаг;
2) средства, полученныеот увеличения сумм взносов участников (учредителей) предприятия в уставныйфонд;
3) средства другихпредприятий, перераспределенные в пределах отраслевых финансовых ресурсов;
4) кредитные средства,привлеченные на краткосрочной и долгосрочной основе;
5) средства, выделенныеиз государственного бюджета .
Независимо от типапредприятия и формы собственности уставный фонд может увеличиваться:
1) на величинудополнительных взносов в уставный фонд участников и учредителей предприятия влюбой форме, разрешенной законодательством;
2) на величину частиполученной прибыли, направленной на прирост собственных финансовых ресурсов;
3) за счет ввода вдействие объектов, строительство которых инвестировалось из собственныхсредств;
4) за счет дооценкиосновных и оборотных средств предприятия в результате проведения индексации,регламентированной законодательными и нормативными актами.
Коэффициенты индексацииустанавливаются одинаковыми для всех предприятий, независимо от формсобственности и организационно-правовой формы организации и зависят от индексаинфляции года.
Однако в результатехозяйственной деятельности размер уставного фонда может и уменьшаться.
К уменьшению уставногофонда ведут убытки предприятия, которые списываются в конце года за счетуставного фонда.
Уменьшение уставногофонда предприятия может также произойти в результате уценки основных и оборотныхсредств.
Уменьшает размер уставногофонда износ основных фондов и нематериальных активов, которые его формируют.Такое уменьшение уставного фонда должно компенсироваться введением в действиеновых основных фондов, приобретением нематериальных активов, финансируемых засчет амортизационного фонда.
Уставный фонд предприятия- это важный источник формирования финансовых ресурсов, которые необходимы длянормального функционирования предприятия.
Можно выделить дваосновных фонда, которые формируются из средств уставного фонда. Это фондосновных средств и нематериальных активов и фонд оборотных средств. Первыйявляется источником создания и приобретения строений, зданий, сооружений,машин, оборудования, устройств, транспортных средств, патентов, лицензий,«ноу-хау», прав на владение и пользование землей, водой, другимиприродными ресурсами, торговой марки, знака и других нематериальных активов.
Фонд оборотных средствнеобходим предприятию для создания производственных запасов (сырья, материалов,топлива, запасных частей и
т. д.), переходящих остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов,остатков готовой продукции. Часть оборотных средств предприятия выступает ввиде денежных средств — наличных в кассе предприятия и безналичных на расчетномили других счетах предприятия.
Уставный фондгосударственного предприятия, которое принадлежит к общегосударственной либокоммунальной собственности, представляет собой сумму денежных средств истоимость материальных ресурсов, которые выделены государством в постоянноераспоряжение трудовому коллективу предприятия на правах полного хозяйственноговладения.
Размер уставного фондатакого предприятия определяется объемом производства продукции (товаров, работ,услуг) на нем.
При создании новогопредприятия, величина уставного фонда определяется, исходя из стоимостистроительства, стоимости необходимого технологического оборудования, а такжевеличины минимальных нормативов производственных запасов, незавершенногопроизводства, расходов будущих периодов, готовой продукции.
Трудовому коллективуможет быть передано в полное владение действующее государственное предприятие.В этом случае уставный фонд отображает стоимость вложенных средств в здания,сооружения, оборудование, запасы данного предприятия.
Источником формированияуставного фонда государственного предприятия являются средства, которыепринадлежат государству. Они выделяются либо из бюджетов различных уровней(государственного или местного), либо за счет других государственныхпредприятий (в порядке внутриотраслевого и межотраслевого перераспределенияфинансовых ресурсов).
Государственноепредприятие может увеличивать уставный фонд, как правило, за счет частиполученной прибыли. Эта прибыль используется для прироста оборотных средствпредприятия и увеличения стоимости основных фондов и нематериальных активовпредприятия и соответственно отражается как прирост уставного фонда.
Для малорентабельных либопланово-убыточных государственных предприятий увеличение уставного фонда можетпроисходить за счет централизованных государственных финансовых ресурсов.
Акционерные обществаоткрытого типа формируют свои уставные фонды (акционерный капитал) за счетвыпуска и продажи акций предприятия. Акции таких предприятий свободно продаютсяи покупаются, в т. ч. путем купли-продажи на фондовом рынке.
Акционерные обществазакрытого типа формируют уставный фонд путем выкупа всех акций предприятияучредителями (акционерами) и акции таких предприятий не поступают в открытуюпродажу.
Общества с ограниченнойответственностью формируют уставные фонды за счет взносов (паев, долей)учредителей (участников). Эти взносы (паи) определяют долю каждого учредителя(участника) в уставном фонде общества.
Выкуп акций, а такжевзносы своих частей в уставный фонд акционерами и учредителями обществ могутосуществляться не только посредством денег, но и за счет имущества инематериальных активов.
После полной оплатывыпущенных акций, либо полного внесения в уставный фонд всеми участникамиобщества своих взносов предприятия могут увеличивать размеры уставных фондов вцелях увеличения объема производства продукции (товаров, работ, услуг).
Если акционерное обществофункционирует неэффективно (убыточно), то, как правило, курс акций такогопредприятия падает. В этой ситуации, чтобы избежать банкротства, предприятияприбегают к временному уменьшению размера уставного фонда, за счет выкупа игашения (аннулирования) части ранее выпущенных акций. При этом на величинуаннулированных акций происходит уменьшение уставного фонда.
ЗАДАЧА
Производственноеобъединение производит безалкогольный напиток «Тархун». Егодеятельность характеризуют следующие данные:
— выручка от реализации –75 000 руб.;
— переменные затраты – 50000 руб.;
— постоянные затраты – 15000 руб.;
— прибыль – 10 000 руб.;
— объем произведеннойпродукции – 5 000 шт.;
— цена единицы напитка –15 руб.
Найти точкубезубыточности (порог рентабельности).
Решение:
Определим порогрентабельности в стоимостном и натуральном выражении.
Точка безубыточности встоимостном выражении находится следующим образом:
— определим маржинальныйдоход:
/> руб.
— определим долюмаржинального дохода в выручке:
/>;
— определим порогрентабельности:
/> руб.
Таким образом, для того,чтобы получать прибыль предприятию необходимо реализовать продукции на сумму 45000 руб.
Графически расчетбезубыточного объема продаж в стоимостном выражении представлен на рис. 1, внатуральном – на рис. 2.
/>
Рис. 1. Определение точки безубыточности в стоимостномвыражении
В натуральном выражениибезубыточный объем продаж определяется следующим образом:
/> шт.
/>
Рис. 2. Определение точки безубыточности в натуральномвыражении
Таким образом,предприятие, реализуя 5 000 изделий, покрывает свои затраты на производство иполучает 10 000 руб. прибыли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГреховодоваМ.Н. Экономика торгового предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с.
2. ДьяконоваМ.Л., Кузьменко Т.Н., Ковалева Т.М. Финансы и кредит. – М.: КноРус, 2006. – 376с.
3. КовалеваА.М. Финансы и кредит. – М.: ФиС, 2006. – 512 с.
4. НешитойА.С. Финансы и кредит. – М.: Дашков и К, 2006. – 572 с.
5. ПанкратовФ.Г., Т.К. Серегина. Коммерческая деятельность. –М.:Информационно-вычислительный центр Маркетинг, 2003. – 328 с.
6. ПерекрестоваЛ.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит. – М.: ИЦ Академия, 2004. –288 с.
7. РомановскийМ.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. – М.: Высш. образов., 2006. – 575 с.
8. СавицкаяГ. В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.
9. ФетисовВ.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 399 с.
10. ЯрныхЭ.А. Статистика финансов предприятий торговли. – М.: Финансы и статистика,2003. – 252 с.