Реферат по предмету "Эргономика"


Значение информационного аспекта процесса принятия решений

Значение
информационного аспекта процесса принятия решений

К.В.Крумина, Омский государственный технический университет,
кафедра маркетинга и предпринимательства

Управленческая деятельность выступает в современных условиях
как один из важнейших факторов функционирования и развития любых фирм. Одно из приоритетных
направлений - это определение основных теоретических и практических позиций применения
менеджмента. Существует несколько точек зрения на определение менеджмента. Менеджмент
рассматривается как управление персоналом, как функция организации производства
и как система принятия решений.

В основе подхода к менеджменту как к процессу управления
персоналом лежит тезис о том, что повышение эффективности организации достигается
в результате повышения ее человеческих ресурсов. Этот подход характеризуется более
выраженным социологическим и психологическим уклоном, который подразумевает сотрудничество
между рабочими и управленческим персоналом. Подробнее эта тема рассмотрена в монографии
А.В.Попова [3], в книге Г Кунца и О' Доннела [2], в статье И. Маусова [4].

К числу рассматривающих менеджмент как функцию организации
в общем можно отнести П. Драккера, который делает "попытку разработать технологизированную
точку зрения, концепции и подходы к вопросу о том, что следует сделать и как за
это взяться" [5].

По мнению автора, наиболее актуален для повышения эффективностин
подход, рассматривающий менеджмент с точки зрения процесса принятия решений. Сложность
заключается в том, что, с одной стороны, принятие решений - это как бы инструмент
для достижения поставленных целей (например, по управлению персоналом), а с другой
- стороны сам является сложной системой. Таким образом, процесс принятия решений
является инструментом для понимания управления в самом широком смысле слова, но
и само принятие решений является исследуемой системой.

Дело в том, что рассмотрение менеджмента и как управления
персоналом, и как функции организации производства является попыткой отдельного
рассмотрения, без сомнения, наиболее важных сторон деятельности. Стоит отметить,
что принятие решений так или иначе "пронизывает" и работу с персоналом,
и, конечно же, выполнение общих (планирование, организация, мотивация, координация,
контроль) и частных функций управления (анализ состояния объекта управления, прогнозирование
тенденций его развития и так далее). Следовательно, процесс принятия решения выполняет
особую роль - он является составной частью любой управленческой деятельности, необходимой
для достижения этой деятельностью своих целей.

Процесс принятия решений многогранен. Он включает его психологический,
социально-политический, организационно-технологический и информационный аспекты.
Рассмотрим подробнее последний пункт.

Необходимость исследований в области информационного обеспечения
обусловливается, на наш взгляд, следующими причинами: наличием растущих объемов
информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки; отсутствием эффективных
методов подготовки качественной и наиболее ценной информации; необходимостью тщательной
проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых
альтернатив); разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации
и методов ее анализа.

"Из-за неудовлетворительного информационного обеспечения
процессов управления эффективность использования ресурсов не соответствует требованиям
реальности, а часть их утрачивается безвозвратно" [1].

Отражая графически многогранность процесса принятия решений
получаем следующую схему. (Стоит отметить, что приведенная схема является упрощенным
вариантом, так как каждый из аспектов многомерен и на плоскости вряд ли можно отразить
реальную картину).



Независимо от различного содержания каждого из перечисленных
аспектов (заштрихованная часть) форма отображения для ЛПР (лица, принимающего решение)
одинакова - это поступившая для обработки информация. Таким образом, можно говорить
о "проецировании" любой из граней принятия решения на его информационную
грань и определенному представлению с точки зрения информации других аспектов. Естественно,
что при разных решаемых проблемах величина проекции каждой из сторон многоугольника
будет варьироваться.

Поскольку можно говорить о некотором информационном единстве
отображения различных по содержанию аспектов принятия решения, то именно это единство
и обеспечивает возможность связи между ними (незаштрихованная часть на схеме).

Теперь обратимся к тому, кто обрабатывает любыми методами
поступившую информацию и принимает решение, т.е. человеку. Мне очень близка точка
зрения ученых, которые считают основу человека энерго-информационной матрицей, т.е.
сущность человека предстает детерминированной информацией, записанной определенным
образом.

В специальной литературе строятся информационные модели
человека. Например, в [6] рассматривается информационная модель индивида, ставящего
и решающего социально-экономическую задачу (модель отражает результаты социально-психологических
исследований). Интересна статья "Информационно-энергетическая концепция управления
экономикой " [7]. В ней все происходящие процессы (в том числе экономические)
рассматриваются как процессы, имеющие информационно-энергетическую основу и развивающиеся
по общим законам.

Таким образом, рассматривая процесс принятия решений как
процесс информационного обмена, можно говорить о сборе и обработке как о некоторой
информационно-энергетической системе (т.е. ЛПР) определенного набора данных для
получения качественно новой информации.
Список литературы

Афоничкин А.И., Панфилов С.А. Качество информационного
обеспечения в процессах управления / Под ред. А.А. Денисова. Саранск: Изд-во Сарат.
ун -та. Саран. фил., 1988.

Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный
анализ управленческих функций. М., 1981.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента.
М.: Изд-во МГУ, 1991.

Маусов И. Менеджмент персонала - ключевое звено внутриферменного
управления // Проблемы теории и практики управления. 1995. N 6. С.108.

Питер Ф. Драккер Управление, нацеленное на результаты:
Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 200 с.

Вилкас Э.Й., Майминас Е.З. Решения: теория, информация,
моделирование. М.: Радио и связь, 1981.

Галиахметов Р., Фотин И., Юсупов И. Информаионно-энергетическая
концепция управления экономикой // Проблемы теории и практики управления. 1995
N 5. C.40.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.