План
Введение. 3
Основная часть. 6
1. Принципы построения эффективной налоговой политики. 6
2. Характеристика налоговой системы и налогового бремени. 10
3. Основные направления совершенствования налоговой системыРоссии…………………………………………………………………………….13
Заключение. 17
Литература. 19Введение
Одним из важных факторовэкономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуревсех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательскойактивности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системыдля нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Баланс интересов государства ипредпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее времянаиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различныхсхем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов такжеиграет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно,необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговойдисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля ивзыскания.
Государство с помощью налоговосуществляет воздействие на экономическую систему страны, получаясоответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономическиеэффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства,увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов виднысразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет кувеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижениюспроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например,доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличениюналоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем,помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующиесубъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримыйэффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политическихзадач.
В экономической литературе собранобширный материал, посвященный теории налогов: принципов распределенияналогового бремени, принципов переложения налогов, принципов построенияналоговой системы, исчисления тяжести налогообложения.
Среди зарубежных экономическихдеятелей, представителей ведущих экономических школ наибольший вклад внесли:
У Петти, который отразил в труде «Трактат о налогах и сборах» принципы эффективной государственной политики,идею естественного порядка,
А. Смит, который первым четкосформулировал принципы налогообложения, который носят концептуальный характер иактуальны до наших дней,
А.Вагнер, который одним из первыхопределил критерии эффективной налоговой системы, которые можно былоиспользовать на практике на основе провозглашенных принципов,
Э. Селигман, который сделал анализ ирассмотрел условия вероятности переложения налогов,
Г.Госсен, У.Джевонс, Л. Вальрас,которые применив метод аналитической геометрии наглядно изобразилистимулирующее влияние налогов на производство,
Й. Шумпетер, который сформулировал теорию экономического развития, основанную на стимулировании нововведений,
Дж.М.Кейнс и его последователи,которые сформулировали практические рекомендации государству по осуществлениюналоговой политики в условиях неполного использования факторов производства,
Д. Бьюкенен, который высказал идеи,связанные с установлением справедливого налогообложения, и разработал общиеправила или принципы взаимоотношения общества и государства,
— А.Лаффер, который проиллюстрировалкривую, изображающую зависимость налоговых поступлений в бюджет от ставкиналога, и сформулировал практические рекомендации, разработанные на ее основе,по стимулированию предложения товаров и услуг.
Среди русских исследователей можноотметить заслуги Н. Тургенева, А.И.Буковецкого, П.П. Гензеля, И.М. Кулишера,В.Н. Твердохлебова, А.А. Тривуса. Особенно хочется отметить вклад И.Х. Озерова,который рассматривал влияние государства на различные аспекты общественнойжизни.
Среди современных российскихисследователей, кто занимался проблемами исчисления тяжести налогообложения,можно отметить исследования Е.Балацкого, В.Папаевой, С.М. Мовшовича, Л.Е.Соколовского, С.В. Гусакова, С.В. Жака, А.Смирнова. Также стоит отметить работыПушкаревой В.М. за общий вклад в разработку теории финансовой науки.
Налоги рассматривались многимисовременными российскими исследователями в качестве способа воздействия наэкономические процессы, большей частью в качестве инструментов формированиядоходов государства. Это было связано с тем, что в начале периода переходаРоссии к рыночной экономике главной задачей было применить такой экономическийи налоговый механизм, который бы не провоцировал бюджетные дефициты. Сегодняситуация изменилась. Некоторая стабилизация как в экономической сфере, так и вполитическом плане позволяет говорить в первую очередь о государственномрегулировании предпринимательской активности и повышении темпов экономическогороста в долгосрочной перспективе.
Целью работы является изучениевзаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии напредпринимательскую активность, определению подходов к реформированиюналоговой системы РФ с точки зрения усиления роли налогов в регулированииэкономики.
Для достижения этой цели поставленыследующие задачи:
-провести теоретический анализ наоснове обобщения экономических исследований в области налогов принциповналогообложения, инструментов налоговой политики государства;
-провести исследование регулирующейфункции основных налогов, входящих в налоговую систему РФ;
— обобщить опыт исчисления тяжестиналогообложения,
— сформулировать предложения по совершенствованиюрегулирующей функции налогов в экономике,Основная часть1. Принципы построения эффективной налоговой политики
Налоговая политика представляет собойкомплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установлениеоптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленныхв данный момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфическаяобласть человеческой деятельности относится к категории надстройки. Междунею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С однойстороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество несвободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой.С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса,налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладаетопределенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логикаразвития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаяхпосредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других — оно тормозится.
Научный подход к выработке налоговойполитики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этоговажнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
В экономической теории к началу XX века сформировалось определениеналоговой системы, ее функции, главная из которых – финансовая, определилсяхарактер налоговой системы как нейтральный, что отвечало принципамнеоклассической школы о невмешательстве государства в хозяйственные процессы.
Немецким экономистом А.Вагнеромудалось с учетом всех действующих интересов сформулировать принципы обложениятаким образом, что они могли быть положены в основу налоговой политики.
Эта модель налоговой системыиспользовалась вплоть до кейнсианства и неокейнсианства, в которых налоговойсистеме была отведена роль автоматического стабилизатора экономического цикла.Встроенные стабилизаторы (подоходный налог, выплата пособий по безработице)автоматически реагируют на циклическое колебание экономики, тем самым смягчаякризисы. Дж. М. Кейнс поддерживал политику перераспределения доходов в пользуклассов с максимальными расходами и прогрессивный характер налогообложения. Сростом доходов увеличивающиеся налоги, по мнению сторонников Дж. М. Кейнса,препятствуют уменьшению эффективного спроса.
Принципы организации налоговойсистемы сформулированы с точки зрения влияния налогов на общее экономическоеравновесие и благосостояние. В общем виде они были высказаны еще Ж.Сисмонди:«Налог никогда не должен падать на ту часть дохода, которая необходима длясохранения этого дохода»[1].
Это фактически главный принципмакроэкономической политики, направленной на достижение равновесия междугосударственным и частным секторами экономики. Частный сектор подпитываетгосударственный в пределах, не мешающих действию рыночного механизма. Если вфискальных целях увеличивать ставки налога, то в конечном счете может бытьуничтожен тот источник, из которого берутся доходы. Определяющая роль частногосектора в экономическом прогрессе требовала его защиты, в частности, отчрезмерных налогов, сдерживающих его развитие. Защита предпринимательства оттягот налогообложения нашла свое выражение и в том, что уже в конце XIX века был поставлен вопрос одифференциации налоговых ставок и о преодолении понимания чисто фискальногохарактера налогов [2]. Идея стимулирующейфункции налогов претерпевает реализацию на практике.
Расчет эффективности нужно вести нетолько на данный момент, но и в известной степени на перспективу. Всевышесказанное свидетельствует о необходимости определения социального эффектаналогообложения.
Социальный эффект налогообложения — это качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членовобщества, рост культуры, увеличение свободного времени и т.д., а такжедостижение политических и других целей. Социальный эффект налогообложенияпрослеживается также достаточно ясно:
- в сумме чистыхдоходов, полученных после уплаты всех налоговых платежей для предприятий,организаций, населения,
- в улучшенииблагосостояния для всех членов общества,
- в повышенииналоговой культуры в государстве.
Воздействие налоговой системы наналогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в несколькихплоскостях:
- с экономическойточки зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходовналогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересахвсего общества;
- с правовой точкизрения, поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликтымежду налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешатьсуды;
- ссоциологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налоговна экономическую жизнь страны — это воздействие на субъекты рыночных отношений(как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенныедействия (или воздержаться от каких-либо действий), а их поступки должны бытьподчинены определенной мотивации и помимо эмоций должны быть основаны на точномрасчете, на что обращал внимание М.Вебер: «Столь же несомненной фундаментальнойособенностью капиталистического частного хозяйства является то, что онорационализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направлено нареализацию поставленной перед ним цели.[3] с политической точкизрения, поскольку налоги самым непосредственным образом затрагивают интересыналогоплательщиков (юридических лиц и граждан), являются ареной ожесточеннойполитической борьбы.
Воздействие налоговой системы наэкономику страны проявляется в сложном взаимодействии с другими инструментамигосударственного регулирования (регулирование банковской деятельности и, впервую очередь, ставки рефинансирования, регулирование земельных отношений,регулирования вопросов собственности, банкротства и т.п.). На это обращалвнимание В.Ойкен: «Порой утверждают, что регулирование экономики можносравнить со сменой красного и зеленого сигналов светофора на уличномперекрестке. Абсолютное заблуждение. Остановить транспортное средство иразрешить ему продолжать движение — дело совсем не трудное. Но в экономикеречь идет о тесном переплетении необозримого количества планов и действий» [4].
Определим систему оценки показателей эффективности(см. рис.1):
/>/>
Внешняя Внутренняя/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/>/>/>
На ур-не государства На ур-не отраслей Наур-не населения На ур-не
хоз. субъектов разл.орг. прав форм
Рис. 1. Эффективностьналогообложения.
Если рассматривать роль налогов сточки зрения эффективности, то ее нужно учесть в разрезе отраслейхозяйственного комплекса, хозяйственных субъектов различныхорганизационно-правовых форм, а также населения.
Эффективность налогообложения намакроуровне (на уровне государства) проявляется в состоянии доходовфедерального бюджета для финансирования основных государственных расходов,определяемых экономическим курсом страны. Размер дефицита бюджета и способы егопокрытия также могут указывать на роль налоговой системы в государстве. К числуобобщающих показателей внешней эффективности можно отнести:
- долю налоговыхпоступлений в доходах бюджета,
- долю налогов вВНП, НД.
К показателям эффективностиналогообложения на микроуровне, дифференцируемым в зависимости от сфер влияния,можно отнести:
1) в отраслевом масштабе: темп ростапроизводства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей;
2) в территориальном масштабе –состояние доходной базы региональных и местных бюджетов, долю поступлений от различныхвидов налогов;
3) на уровне хозяйствующих субъектов– научно – обоснованное соотношение распределения прибыли между бюджетами ипредприятиями (доля налоговых отчислений в валовом доходе; доля чистой прибылипредприятия, остающейся в его распоряжении, динамика роста фонда потребления идоля инвестиций в производстве);
4) Для населения – доходы физическихлиц, доля налоговых выплат в доходах, расслоение населения по доходным группами рядом других.2. Характеристика налоговой системы и налогового бремени
Налоговая система представляет собойсовокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения,методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российскоезаконодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупностиналогов, сборов, пошлин и других платежей.
Налоговая система современной Россииформировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблемумобилизации доходов в государственный бюджет, хаотически осуществленнаяприватизация лишила государство важнейших источников финансовых накоплений,рост внешней задолженности вынудил власти сделать упор в налоговой политике надостижение главным образом фискальных целей. Приоритетом экономической политики1990-х годов была обозначена финансовая стабильность российской экономики.Однако сама налоговая система начала 1990-х годов была нестабильна. Преждевсего, налоговая система не заключала в себе стимулов для преодоления спадапроизводства. Высокие налоговые ставки и низкая собираемость налогов создалиситуацию, когда отечественный предприниматель нашел возможности уклониться отналогов. Этот процесс приобрел характер национального бедствия. Как следствие,теневой сектор в российской экономике приобрел угрожающие масштабы, наметилисьтенденции к массовому уклонению от уплаты налогов, сокращению налоговой базы.
Основную часть налогового бремени вРоссии в 1991 -2004 годах устойчиво несут предприниматели. Можно сделать вывод,что сложившийся уровень налоговой нагрузки для предпринимателей достиг своегопредела. Из выступления бывшего министра Российской Федерации по налогам исборам в 2003 году Г.И. Букаева главным является тезис о необходимости сниженияналоговой нагрузки на предпринимателей: «Главной целью реформы налоговойсистемы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки назаконопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условийналогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности ибольшей прозрачности»[5].
Важный фактор, определяющий состояниерасчетов налогоплательщика с государством, является уровень налогового изъятия.Большинство экономистов считают, что существует предел налоговой нагрузки,после которого осуществление предпринимательской деятельности становитсяневыгодным, экономически нецелесообразным. Определение совокупной величиныналоговых сборов таким образом, чтобы она, с одной стороны, максимальносоответствовала государственным расходам, а с другой — оказывала минимальноеотрицательное воздействие на деловую активность, относится к числу главныхзадач управления государством.
Именно на «источнике обложения»сосредоточили свое внимание сторонники «концепции предложения», — в особенностиА. Лаффер. Основная идея состояла в обеспечении роста естественного уровняреального объема производства, т.е. увеличении совокупного предложения. В своихпрограммных положениях сторонники «концепции предложения», рекомендовалиуменьшение предельных налоговых ставок как для отдельных индивидов, так и дляделовых предприятий. Теоретической основой предлагавшихся мероприятий служилатак называемая «кривая Лаффера». В соответствии с ее графиком (см. рис.2)налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговойставки и налоговой базы. Основная идея такова, что рост налогового бремениможет приводить к увеличению государственных доходов только до какого-топредела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национальногопроизводства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведетне к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.
/>/>/>Y
/>
/> Т* 100%
/>0 Т
Нормальная зонашкалы Запретительная зона шкалы
В Bmax
Рис.2. Зависимость налоговыхпоступлений в бюджет от уровня налогообложения [6].
где Y- налоговая база (рыночный выпуск продукции, облагаемаяналогом часть национального производства);
В-доходы бюджета;
Т- налоговая ставка;
Вmax –максимально возможная величина доходов бюджета;
Т*- предельная ставка, при которойдоходы бюджета достигают максимального значения.
Параболическая форма кривой B показывает, что всегда существуют(за исключением B max) две налоговые ставки, при которыхгосударство достигает одинакового объема налоговых поступлений. Область вышеточки B max является «запретительной» для государства, так каксоздает неблагоприятный психологический климат, способствует уменьшениюпроизводства.
Безусловно, открытие, сделанноеЛаффером, носит революционный характер в экономической науке. Снижениеналогового бремени является сильным стимулом для развития предприятий. Встабильной экономике такое снижение возможно только при сокращении потребностейгосударства во внутренних ресурсах, что, в свою очередь, означает уменьшениегосударственных расходов и спроса со стороны государства на продукциюпромышленности. На практике это может означать закрытие ряда производств,ориентированных на государственные потребности. В то же время необходимостьсокращения налоговой нагрузки на производителя является меройбезальтернативной. Пополнение доходов государственного бюджета может произойтина первых порах за счет легализации части теневого сектора, который можетпредпочесть платить умеренные налоги, нежели находиться под постоянной угрозойнаказания. Снижение доли налоговых платежей в величине доходов предприятийсоздает предпосылки для начала экономического роста, а увеличение числаплатежеспособных экономических агентов позволит выйти из затянувшегосябюджетного кризиса.3. Основные направления совершенствования налоговой системы России
При разработке экономической политикигосударству необходимо учитывать следующие случаи:
1. Уклонение от налога. Переложениеналога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или спогашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. Клегальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акцизана предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупатьэтот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и теслучаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выходапроизводимого продукта, повышает производительность и начинает получать большийвыход продукта, продолжая платить прежний акциз.
С легальными уклонениями государствоможет бороться только финансовыми способами: при сокращении потребленияобложенного товара — понижать акциз. С нелегальными способами уклонения можнобороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен бытьспособен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.
2. Амортизация (или погашение),поглощение и капитализация налога. Здесь выделено два варианта:
- налог вызываетуменьшение ценности облагаемого предмета — амортизация налога;
- налог может бытьпоглощен уменьшением ценности предмета – поглощение налога;
- ценностьпредмета увеличена благодаря уменьшению налога — капитализация налога.
Благодаря явлениям амортизации,поглощения и капитализации при известных условиях увеличение налога ведет кчастичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налогаможет вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.
3. Лицо, обязанное уплачивать налогпо закону, фактически несет бремя налога, то есть является не толькоплательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудитьпроизводителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы итехнические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.
4. Плательщик, законно обложенныйналогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удаетсяпереложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником.Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он – носитель налога.Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемогопредмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствиеэластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности илииммобильности облагаемого предмета).
Если налогоплательщик монополист, топереложить налог ему значительно труднее, чем при свободной конкуренции, таккак монополист обычно устанавливает максимальные цены без отношения к налогу.При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса.Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и завычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободнойконкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти всумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога,потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налогперелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости(средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможносокращение потребления.
При эластичном спросе переложитьналог очень трудно, а при неэластичном значительно легче. Если спрос наизвестный продукт легко может быть заменен спросом на другой продукт, топотребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги напредметы первой необходимости и трудно – на предметы средней роскоши, приповышении цен на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаютсяналоги на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся,несмотря на налог, от их потребления.
Чем более облагаемый предметиммобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большеймобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог можетбыть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества труднее переброситьналог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.
Таким образом, установленные условияпереложения позволили рекомендовать финансовой практике облагать те источники,о которых можно с уверенностью сказать, что налог остается на них.
Одной из ключевых проблем российскойналоговой системы является то, что налогоплательщик не имеет достаточногопредставления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с негособрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективныхцелей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазамиее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивнойприроды налогового поведения – одна из задач экономической политикигосударства. Первый вопрос – выяснение того, между какими силами или субъектамидостигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.
За последние четыре года в налоговойсфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемостьналогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилосьналоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налогна прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5до 26 процентов, введена плоская шкала подоходного налога 13 процентов.При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988году, до 15.
Хотя общая налоговая нагрузка напредпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остаетсянеоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации иразвития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должнаобеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной длябизнеса и не препятствовать повышению их конкурентноспособности и росту деловойактивности.
Общая логика налоговых реформ вомногих странах связана с постепенным переходом от косвенного налогообложения кобложению конечного дохода. Глубина этого перехода часто зависит от способностисправиться с задачей легализации экономической деятельности и доходов от нее стем, чтобы перейти к прямому налогообложению доходов юридических ифизических лиц-налогоплательщиков.
В качестве управляющего переданнымисредствами государство для предпринимателей проявляет себя зачастуюнеэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность чиновничьейдеятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населениябудет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешногопредпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они неполучают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создаетпредприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы иблаготворительность, осуществляемые им без участия государства.
В связи с этим, у предпринимателявозникает чувство: а не погасил ли он уже свой общественный долг? И не сделалли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть егоимущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит то, каким будетскладываться равновесие в его отношениях с государством.
Поскольку государство диктует рамки–налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то передналогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности пооптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлениюуплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на «механизм»уклонения от налогов.
В целом, с учетом сложности выявленияи количественного измерения «теневых» экономических процессов, иханализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверкеинформации, полученной из разных источников».
Таким образом, реально достижимаяэкономия на налогах оказывается очень значительной: всего лишь несколько товарныхоборотов, проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенноупрочить бизнес.
Таким образом, чтобы осмысленновлиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевуюфункцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налоговогосубъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверияи легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечениеграждан информации о налоговых вычетах.
При этом важно принимать во вниманиене только текущее состояние общества, но и динамику. Для решения задачиравновесия в системе «государство-предпринимательство» наиболее привлекательнымвыглядит метод последовательных итераций, сфокусированных на сокращениидистанции до выбранных целей. Главное – избегать резких действий и правильновыбирать индикаторы процесса.Заключение
Налоги как экономическая категорияявляются частью производственных отношений, поскольку они возникают ифункционируют в процессе распределения и перераспределения национальногодохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения.
В условиях современной экономикиРоссийской Федерации возрастает значение регулирующей функции налогов, влияниягосударственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышениеделовой активности в России. В процессе анализа налоговой политики государства по данной работе можно сформулировать следующие выводы:
Все налоги выполняют регулирующуюфункцию: любое изменение в элементах налоговой системы (изменение порядкаисчисления налога, изменение налоговых ставок и льгот) влияет на экономическиепроцессы в стране, поскольку все налоги включаются в цены товаров (работ, услуг).Исходя из этого отметим, что простым переносом налогового бремени спроизводителей на потребителей не будет достигнута цель реформированияналоговой системы по стимулированию развития предпринимательства, которая можетбыть выполнима только снижением совокупной налоговой нагрузки сперераспределением ее между факторами производства.
Была дана развернутая характеристикаэффективности налоговой системы, выделены и предложены критерии эффективностиналоговой системы. В качестве показателей эффективности в отраслевом масштабебыл предложен темп роста производства, размер прибыли, рентабельностьпредприятий различных отраслей, в территориальном масштабе – состояние доходнойбазы региональных и местных бюджетов, на уровне хозяйствующих субъектов –обоснованное соотношение распределения прибыли между бюджетами и предприятиями,для населения – доходы физических лиц.
В работе обосновывается мнение, чтоснижение уровня налогового изъятия при усилении равномерного характераналогообложения и нейтральности налоговой системы в целом позволит добиться вперспективе расширения налоговой базы посредством стимулирования деловой иинвестиционной активности.
Предложены мероприятия,способствующие информационной открытости налоговых органов дляналогоплательщика. Как важный фактор для развития предпринимательства,подчеркивается формирование доверия к налоговой системе у предпринимательства.Важная роль при этом отводится налоговым институтам. При этом рекомендуетсяизбегать резких действий в выборе налоговой политики для предпринимательства,чтобы не подорвать доверие и создать стабильность для развития бизнеса.
На протяжении долгого периода реформправительством был допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговойстратегии государства. В качестве теоретической базы была ошибочно избранамонетаристская политика. Это повлияло на состояние современной налоговойсистемы таким образом, что фискальная ориентация по-прежнему является важнейшимпрепятствием для экономического оживления и роста деловой и инвестиционнойактивности. Однако существующие положительные тенденции налоговой реформыговорят о наметившимся увеличении уровня собираемости налогов, формированиядоверия у налогоплательщиков.Литература
1. Банхаева Ф.Х.Сравнительный анализ налоговых систем // Налоговый вестник. 2001.№3 –С. 93-98.
2. Баштанов А.Н.Способы определения налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта //Региональная экономика и социология. –2001. -№2. С. 38-47.
3. Бобоев М.Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
4. Бобоев М., КашинВ. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2002.-№7. -С. 54-69.
5. Вебер М.Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
6. Горский И. Налогив экономической стратегии государства //Финансы. 2001. -№8. -С. 36-39.
7. Дворкович А.В. Оцелях, направлениях налоговой реформы и ее влиянии на экономику // Налоговаяполитика и практика, 2003 -№6
8. Кейнс Д. Общаятеория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. — М.:1993.
9. Кокрейн И.Российская налоговая реформа. Неужели это свершилось? //Бизнес-Академия. –2001-№1. С. 20-23.
10. Колодина И.Виражи налоговой реструктуризации. // Российская бизнес-газета. – 2002.-27августа. С.2.
11. Лебедев В. //«Известия» №128 (26445) от 22.08.2003// www.rkc.ru/home/news/single/12526.htm
12. Маслова Д.В.Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль //Финансы. –2002. -№3. С. 35-37.
13. Ойкен В. Основныепринципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1995.
14. Пушкарева В.М.История финансовой мысли и политики налогов. –М.: Финансы и статистика». 2001
15. Смирнов А.Налогообложение: модели оптимизации.//Экономист –1998. -№2. –С.70.