Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Государство мне отчим или отец? (попытка психопатологического анализа)

Сукиасян Самвел Грантович, д.м.н., ПредседательАссоциации психического здоровья “Психея", Республика Армения
Вопрос,поставленный в заглавие данной статьи, не является праздным и сформулирован втаком виде не для красного словца. В самом деле, что такое государство? Длячего оно нам нужно? Нужны ли мы ему? И если да, то для чего? Что делает оно снами?! Эти и ряд других вопросов беспокоят меня, когда очередной пациентпокидает мой кабинет, и я задумываюсь о том, как же мы живем и почему мы такживем. Я далек от мысли связывать любые психические нарушения с отклонениями всоциальном бытии, но, в то же время, я убежден, что любое такое отклонениебезусловно вызывает ответные реакции со стороны личности как на уровнефизического, так и психического функционирования. Нормальныесоциально-политические и экономические условия общественной жизни являютсясоставным элементом сложных этиопатогенетических соотношений, обеспечивающихсостояние психического здоровья общества и личности.
В“Философском словаре” под редакцией И.Т. Фролова, государство определяется какосновной институт политической системы классового общества, осуществляющийуправление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Ононаходится в руках политически господствующего класса и используется им преждевсего для подавления своих социальных противников. Если абстрагироваться отидеологизированного марксистского понятия “класс” и заменить его болеенейтральным определением “слой” или “прослойка”, то данное определение,безусловно, имеет общефилософское содержание. Обусловленный характеромпроизводственных отношений и способом производства, государство является надстройкойнад экономическим базисом.
Любоегосударство, независимо от его типа, формы власти и т.д., выполняет вполнеопределенные функции — внешние и внутренние. К внутренним функциям относятсязащита существующего способа производства, экономической и социальной системы,“подавление” классовых, социальных и других противников, управление экономикойлибо регулирование хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка,регулирование социальных отношений, культурно-воспитательная и идеологическаядеятельность. Внешние функции составляют: защита интересов данного государствав его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене,обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношениидругих государств, развитие нормальных отношений с другими государствами,развитие взаимовыгодного сотрудничества.
ЕщеПлатон писал, что в устройстве государства явственней всего проявляетсясправедливость и несправедливость, поскольку государство и человеческая душаимеют аналогичное строение. И не только государство, но все человеческоесообщество, начиная со времен Адама и Евы, проявило это триединство (разума,чувств и желаний), имея в качестве социальной единицы семью — как основнойформы организации и первичной ячейки общества. С древнейших времен человек жилв сообществах типа род. клан, племя, переросшие затем в более крупные идифференцированные образования — государство, народ, нация, которые в нашевремя уже закладывают основы перспективного сообщества — ОрганизацииОбъединенных Наций (мирового сообщества)
Причемне в порядке юридического договора с определенными правами о обязанностямисторон как это имеет место сейчас, а как объективной реальности, жизненнойнеобходимости для выживания общего дома человечества — планеты Земля.
Тремосновным сословиям государства, которые по Платону составляют правители,охранники и производители — ремесленники и земледельцы, соответствуют три частидуши — разумная, аффективная и вожделеющая. Им же соответствуют три добродетели- мудрость, мужество и воздержанность. Хоть и сказано было это очень давно (4-йвек до.н.э.), но актуальность сохраняет в наше время, особенно спсихологической точки зрения. Игнорирование этого конструктивного иструктурного сходства между ними чревато многими последствиями, которые сталиуже неизбежной реальностью для нашего государства и общества.
Основнаяпредпосылка, из которой я буду исходить, заключается в том, что государство — это та же самая семья в плане его организации, строения, управления,выполняемых функций, прав и обязательств и т.д. Тем более, той семьи, котораяполностью соответствует смыслу латинского слова famillia (семья), означающей“совокупность принадлежащих одному человеку рабов”.
Методика,которой я попытаюсь анализировать поставленный в заглавие вопрос, — это методтрансактного анализа Э. Берна, так называемая теория “Эго-состояний”.“Эго-состоянием” автор этой теории называет актуальный способ существованияличности (Я-субъекта). Наиболее актуальными состояниями Э. Берн считает, и сним нельзя не согласиться, состояния Я-родитель, Я-взрослый и Я-ребенок.Эго-состояние “взрослый” включает в себя способность оценки ситуации,рациональность, независимость, компетентность. Эго-состояние “родитель”проявляется в запретах, контроле, требованиях, заботах, содержит и предполагаетопределенные нормы, правила, предписания, требования и указания, то есть всето, что касается “можно” и “нельзя”. Эго-состояние “ребенок” определяетсячувственными, эмоциональными комплексами, которые проявляются в ситуациях, похожихна те, которые их породили. Это состояние характеризуется живостью, веселостью,раскованностью, а, с другой стороны, этот “ребенок” проявляет себя бунтующим,отчужденным, соглашающимся. В различных жизненных ситуациях одна и та желичность может проявляться в разных эго-состояниях. Одно Эго-состояние можеттрансформироваться в другое, они могут сочетаться и перекрещиваться. КаждомуЭго-состоянию Э. Берна соответствуют платоновские разумная, аффективная ивожделеющая части души с тремя их добродетелями — мудростью, мужеством ивоздержанностью. Адекватное сочетание Эго-состояний, иначе, идеальное сочетаниеразличных эмоций и стремлений, приводит, в конечном итоге, к справедливости.Она проявляется в выполнении каждым соответствующей ему в государстве (семье,сообществе) функции.
Взаимодействиеличности с социальной средой происходит в одном из этих основных состояний.Попытаемся трансполировать сказанное на государство, рассматривая последнее какотдельный элемент и составная часть мирового сообщества, как “отдельнуюличность". Государство, так же как и отдельный человек, вступает вовзаимоотношения со своей “социальной средой” (то есть с мировым сообществом),создает и решает свои внутренние проблемы, соотнося их тем или иным образом свнешними проблемами, проблемами других государств и т.д. Это взаимодействиепроявляется в различных формах поведения, которые Берн назвал “играми”. Воснове этих игр лежат так называемые “скрипты”, то есть пройденный жизненныйпуть, сценарий” жизни каждого человека, семьи, этноса и государства с первогодня рождения, формирования, создания возникновения. Именно жизненный путьармянского этноса и государства от древности до наших дней, переполненныйдостижениями и драматическими и трагическими потерями и переживаниями, предопределяетте “игры”, в которые играет наше государство и наш народ.
Вконце 20-го века Армения вновь восстановила свою государственность — третьюРеспублику, провозгласившую себя социальным государством. Это означает, что врешении социальных и экономических проблем, особенно в отношении своих граждан,государство берет на себя определенные обязанности. Однако уже в конце 1994года армянское государство решительно перешло к полной либерализации своейэкономики, позабыв о тысячах “производителях” — “земледельцах и ремесленниках”,и отдав все своим “охранникам и правителям”. Вместо цивилизованных формвзаимоотношений рыночного общества, вместо рыночного закона свободнойконкуренции в нашем обществе и государстве стали главенствовать “законыджунглей” с самыми трагическими последствиями для народа — реальное проявлениемудрости (по Платону) со стороны “правителей”. В навязанной народу дарвиновскойборьбе за существование, а точнее будет сказано, за выживание, гражданегосударства остались незащищенными и бесправными.
Врезультате мы имеем такие “завоевания”, как обнищание 80% населения, армиюбезработных, составляющую 35% трудоспособного населения, эмиграцию 25%населения, снижение естественного прироста населения с 18,2 до 6,2, 4-хкратное разрушение научного потенциала страны, потеря народных сбережений всумме 8 млрд. долл. США и т.д. и т.п.
Чтоже это за государство? Есть ли у него понимание того, для чего оно вообщесуществует. К этой проблеме можно подойти, конечно, с разных позиций. Мояпозиция — медико-психологическая, точнее клинико-психопатологическая. Какврач-психиатр я старался понять особенности психических нарушений в современныхусловиях, с клинико-психопатологических позиций подойти к анализуэтнопсихологических, социальных категорий, каждый раз абстрагируя этнос, семью,государство до уровня отдельной личности .
Ростусоциально-стрессовых, постстрессовых психических нарушений, появлениювыраженных форм социальной, социально-психологической патологии способствовалине только ломка устоявшихся морально-нравственных принципов, ценностей,изменения мировосприятия, потеря смысла существования, нравственный кризис, нои невыполнение государством или неадекватное, неполное выполнение своих прямыхобязанностей и ролей. Иными словами, такая государственная добродетель, какмудрость, проявлялась извращенно или половинчато, что неизменно вызываетфрустрационные состояния, как на уровне отдельной личности, так и всегообщества.
Нашавозродившаяся государственность, как хронологически, так и по своемувнутреннему содержанию, находится в Эго-состоянии “ребенок”, которомуприходится решать проблемы “взрослых”. Как “ребенок” это государство сталозаявлять о своих обидах, накопившихся в течении жизни армянского этноса игосударственности. Конфликт, возникший на межнациональном уровне, являетсяпрямым продолжением того исторического конфликта, который породил эти “обиды”.“Бунтующий ребенок”, в лице некоторых политических и государственных деятелей,заявил на уровне “взрослых” о своих претензиях и не был “понят”. Более того,был “поставлен в угол”, практически полностью заблокированный от мировогосообщества, и посаженный на благотворительные хлеб и воду. Это было бы не стольстранно, если бы тот же “ребенок” в своих внутригосударственных проблемахпроявил бы себя как “родитель”. А он возомнил из себя “взрослого”. И, пожалуй,наиболее трагичным в сложившихся условиях является тот факт, что не только“правители”, но и “охранники” этого государства решили, что они и естьнезависимое свободное армянское государство и, подводя под свою деятельностьвыгодную им, но совершенно чуждую армянскому этносу, либеральную идеологию,управляют народом и государством. В результате общество не только оказалось вглубоком кризисе, что можно понять и допустить, с учетом произошедших революционныхпо сути событий, но и стало скатываться в еще более глубокую яму, и, по крайнеймере, на сегодня конца этому процессу не видать.
Формируетсякриминогенная ситуация, распространяются различные формы девиантного поведения,алкоголизм, наркомания, увеличивается суицидальность, что в целом характерно идля постсоветских республик.
Говоряо морально-нравственном кризисе, я имею ввиду состояние безысходности ибессмысленности той жизни, которой вынужденно стали жить многие люди врезультате крушения государства. Подавляющее большинство народа оказалось всостоянии, исключающем возможность выбора. Кризис — это потеря старыхценностей, традиций, отсутствие новых или не восприятие и неприятие их в видунесоответствия их ментальности, чуждости их мировосприятию и образу жизни. Еслив прежней государственной системе человек был “винтиком”, которым “затыкали”дырку или “закручивали” гайку от имени партии и народа, то новаягосударственность (в той форме, в которой она зародилась и стала развиваться)превратила своего гражданина в пылинку, пух одуванчика. Более того,переменчивые ветры нестабильного и прогредиентного социального, политического,экономического и духовного характера засасывают эту пушинку в хаотическийкруговорот нашего бытия, не поддающегося каким-либо логическим закономерностям(за исключением криминальных) и основательно втаптывают в грязь нашегосуществования. Причем, так основательно, что в образовавшемся месиве грязи“лица не увидать”. Отсутствие возможности выбора хотя бы своего направления вэтом тотальном круговороте привело к множеству трагедий: нравственному кризису,экзистенциальному вакууму или кризису смысла.
Возникаетвопрос, был ли этот кризис неминуем? Особенно в той форме, в котором онпроявился в нашей стране. Безусловно, любые революционные потрясения приводят кломке всех форм общественно-духовного бытия. История знает тому бесчисленноемножество примеров. Однако, и восстание рабов под предводительством Спартака, икрестьянские движения в средневековье, и Великая Французская Революция, иОктябрьская революция в России, и национально-освободительные движения Нового иСтарого Света, и многие и многие другие крупные и малые, мирового и местногозначения революции, перевороты, движения и войны, приведшие к истиннонациональному и государственному расцвету, подчинялись исключительно своемувнутреннему мотиву и целям. С одной стороны, органы революции имели настолькоглубокие корни в национальном и общественном сознании, настолько адекватно ичетко выполняли свои функции и роли (по Э.Берну), что даже внешние и внутренниевоздействия (интервенции, гражданские войны и др.) оказывались бессильными всвоем противодействии. С другой стороны, с начала и до конца эти движенияподчинялись своим внутренним законам развития, а не выполняли условий и заказовсильных мира сего — военных, политических, финансовых и экономическихолигархов, имеющих свои жизненные интересы в любом регионе мира.
Новаяобщественно-политическая система и государство явно запутались в своих целях изадачах, извратили свои роли и функции. Прежде всего, наше государство неразобралось со своими “родительскими” функциями по отношению к своим гражданам- “детям”. Государство, как отец, обязано заботиться о своей “семье”, защищатьего интересы, заботиться о будущем, уважать прошлое, обеспечивать настоящее.Адекватное понимание Эго-состояний “взрослый”, “родитель” и “ребенок” ивыполнение их в соответствии с условиями и целями — необходимое условиежизнедеятельности и развития. Нормальное государство, как хороший “родитель”,обязано заботиться о своих гражданах-детях. Причем, не винфантильно-социалистическом виде, когда оно решает “что-где-когда и сколько”,а в духе самостоятельности, инициативности, решимости, деятельности.Государство-родитель создает, предлагает и развивает определенные нормы,требования, указания, контролирует их выполнение, заботится о духовном ифизическом развитии. Оно обязано создавать равные условия для всех своихграждан, представлять равные права и обязанности для роста, образования, работыи отдыха каждого члена общества. Тем самым создавать максимально благоприятныеусловия для полного раскрытия и развития всех возможностей, заложенных в каждойличности. Причем, при равных условиях возможности совершенно не равные и неодинаковые, что дает возможность каждому члену занимать место в соответствии сосвоими возможностями. В этом и суть социального государства — не социальноеравенство, а социальная справедливость при активной и соответствующей поддержкегосударства-родителя.
ЕслиЭго-состояние “родитель” адекватно в решении внутригосударственных проблем, тоЭго-состояние “взрослый” более уместно в межгосударственных взаимоотношениях,требующих именно таких качеств, как независимость, рациональность,компетентность, возможность оценки ситуации и, что особенно важно, функционирование“здесь-и-сейчас” независимо от прошлого, то есть лишенного ранних впечатлений ипереживаний эмоционального характера, что более свойственно Эго-состоянию“ребенок”.
Таккто же мне мое государство сегодня — заботливый отец или равнодушный отчим,навязавшийся моей древней Родине-матери?! С моей точки зрения, на этот вопросотвечает статистика, даже та, которую от нас не скрывают, которую, якобы, неподделывают. По статистическим данным (...), доля капиталовложений в ВВПсократилась с 14,5% в 1992 году до 7,3% в 1996 году — практически в два раза.Объем промышленной продукции за 1995-96 г.г. увеличился на 4,4%. Но цифра этапечально смехотворная, поскольку лишь только 10-12%-й годовой приростпромышленной продукции приблизит нас всего лишь на 1% к прежней индустриальноймощи. И причина этого в тотальном спаде всего промышленного производства. Та жекартина и в сельском хозяйстве. В результате “революции” сельскохозяйственноепроизводство за 1991-97 годы не только не увеличилось (что должно было произойтиминимум в два раза, как свидетельствует мировой опыт), но даже сократилось посравнению с “предреволюционными” годами (1985-88 г.г.) на 22%, в том числеживотноводство на 40%. Объем жилищного строительства за последние 6 летсократился в 10 раз, это при том, что почти 2 млрд. долларов тратиться настроительство роскошных особняков “новых армян”. Наше государство -“отец”постепенно и последовательно углубляет разрыв между тем, что завозится в странуи тем, что вывозится. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса выросло с 52млн. в 1992 г. до 570 млн. в 1996 г., а внешний долг увеличился со 130 млн. до617 млн. $ США. Нормальный отец такого по отношению к своим детям не позволилбы, по крайней мере, подумал бы о том, как будет отдаваться долг своими детьми.
Нельзясказать, что государство не думало о своих гражданах-детях вообще. Это было бынесправедливо. Оно увеличило зарплату и пенсии за последние 2-3 года в 3-4 разаи довело их до 10 $ в месяц. Предмет особой гордости государства! Но, в то же время,расходы населения лишь только на 1 кг хлеба с 3% среднемесячной зарплаты в 1990году выросли до 50% в 1997 году. За те же годы “завоеваний и достижений”среднегодовые цены на платные услуги возросли в 33,5 тыс. раз, опережая ростзаработной платы в 25 раз.
Поведениеи деяния нашего государства более характерны отчиму- временщику, нежелилюбящему отцу, хоть и слабому, немощному, но родному, кровному,
КогдаВы в последний раз были на кладбище? Не думаю, что очень давно. Вы, наверняка,обращали внимание на массу “свежих” могильных холмиков без надгробий. И ужточно зачитывали надписи на надгробных камнях. Вы заметили как рано мы сталиуходить из жизни — в 20, 30, 40 лет? Это, конечно, — война, дисстресс нашейжизни, болезни. Поражают данные той же статистики по здравоохранению имедицине. За последние годы резко увеличилась заболеваемость населенияпрактически по всем формам нозологий; появились болезни, которые, казалось,окончательно были ликвидированы, особенно те, которые имеют так называемуюсоциальную природу; резко подскочила инвалидизация и смертность и, что болееплачевно, в молодом и среднем возрасте.
Конечно,пора делать выводы. Скоро десять лет нашей независимости и государственности.Срок, конечно, неизмеримо маленький в историческом аспекте, но более чемдостаточный, чтобы определиться и проявить конструктивную тенденцию встановлении экономики страны — как основы всех основ — и политических, исоциальных, и бытовых, и национальных. Мы народ маленький (в количественномотношении). От былого величия, которым мы любили когда-то бравировать (а томуесть основания) остались лишь манускрипты да разваленные и разрушенные храмы.Но, мы — народ особенный. Не в смысле того, что мы лучше или хуже других. Моеглубокое убеждение в том, что таковых вообще не существует. Но не надо бытьпсихологом, чтобы заметить, что при всей нашей приземленности и фетишизме, мывсе же неисправимые романтики и наивисты, эгоцентрики и чужелюбы. Будучиматериалистами (даже 1700-летнее христианство не сделало нас не то, что лучшими,даже хорошими христианами), мы склонны к созданию идолов и символов. Самыепростые, утилитарные вещи и явления для нас приобретают особый смысл изначение, которому, порой, поклоняются больше, нежели Богу. И самое трагичное внашей сегодняшней психологии — это потеря доверия к ближнему, старшему, себеподобному и т.д. Мы не видели в своей жизни, как писал Дереник Демирчян,счастья и отчаяния. А теперь мы потеряли доверие. И чтобы вернуть его, нужны непраздники, лозунги и обещания. Маленькие народы объединяются вокруг какого-либонационального символа. Это может быть сильная личность, национальная идея,национальный фетиш, историческая ценность или достижение и т.д. Для этогонеобходимо государство или правительство, которому бы доверял народ. А это, в своюочередь, возможно, если он — народ будет работать и жить в соответствии с“затраченным потом и потерянной кровью”. Мерой адекватности здесь будет служитьуровень доверия народа. И тогда настанет время создания национального мифа илилегенды, время национального символа, что бесповоротно объединит народ игосударство. И в этом проявиться высшая добродетель государства — справедливость.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rusmedserv.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.