Реферат по предмету "Финансовые науки"


Особенности финансирования бюджетных организаций

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙНЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА
Кафедра социального менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика социальнойсферы
на тему: Особенности финансированиябюджетных организаций
Тюмень 2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССАФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Общая характеристикасметно-бюджетного финансирования
1.2 Основные подходы к финансово-хозяйственной деятельностибюджетных учреждений
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ
2.1 Расходы государственногобюджета на финансирование бюджетных учреждений
2.2 Сравнительный анализ бюджетных ассигнований МОУБогандинской средней общеобразовательной школы №1 на 2006и 2007 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Переход страны к рыночной экономике и становление новогофинансово-хозяйственного механизма придает экономическим аспектам особоезначение: в сфере экономической деятельности бюджетных организаций произошлизначительные изменения. Бюджетные организации социальной сферы занимаютчрезвычайно важное место в жизни общества. Это требует глубокого осмысления и изученияособенностей функционирования и развития данной сферы народного хозяйствастраны.
Цель данной работы – определить принципы финансированиябюджетных организаций, выявить особенности этого процесса.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнениеследующих задач:
1. Обозначитьосновные понятия и сущность бюджетного финансирования.
2. Выявить основныеподходы к финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
3. Рассмотретьосновные расходы государственного бюджета на финансирование бюджетныхорганизаций.
4. Сравнитьбюджетные ассигнования МОУ Богандинской средней общеобразовательной школы №1 на2006 и 2007 год
Объектом исследования являются бюджетные учреждения, апредметом исследования их финансирование.
Методологической основой данной работы явились труды АдамоваН.А., Тилова А.А. и Галицкой С.В.
Эмпирической базой явились журналы «Экономист», «Финансы» и«Экономика образования».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе раскрывается понятие бюджетного учреждения,даются определения сметно-бюджетного финансирования и сметы, приводится порядоксметно-бюджетного финансирования, а также рассматриваются основные подходы кфинансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Во второй главе говорится расходах государственного бюджетана финансирование бюджетных организаций в 2008 – 2010 годах, а также даетсясравнительный анализ бюджетных ассигнований МОУ Богандинской среднейобщеобразовательной школы №1 на 2006 и 2007 год.
Курсовая работа выполнена на кафедре социального менеджмента.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХОРГАНИЗАЦИЙ1.1 Общая характеристикасметно-бюджетного финансирования
Бюджетное учреждение – это организация,созданная органами государственной власти РФ, органами государственной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществленияуправленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функцийнекоммерческого характера, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основесметы (ст. 161 БК РФ) [1. C.56].Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады идр.
Бюджетные учреждения, как правило, неимеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важныесоциальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всехзвеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Финансирование бюджетных учрежденийосуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения,который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, чтогосударственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющиесвоих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельностипокрывают за счет бюджета на основе финансовых планов- смет расходов. Объемнеобходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений иутвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетныхассигнований [2. C.36].
Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный ибезвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств наобеспечение деятельности учреждений и организации из бюджета, соответствующегоих подчинённости; отпуск средств в соответствии с программами и планамиэкономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру ихвыполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов,научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе свыбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактноговыполнения при соблюдении режима экономии [2. C37].
На сметно-бюджетном финансированиинаходятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учрежденияохраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.
Объектом сметно-бюджетногофинансирования являются, в частности, государственные и муниципальныеорганизации образования. Среди них школы, училища, техникумы, вузы.
В соответствии с Законом РФ «Обобразовании» от 10 июля 1992 г. в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. и Федеральным законом «0 высшем послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. финансирование образовательных учреждений осуществляется исходя из государственных и местныхнормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося,воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.Также согласно этому закону государство должно гарантировать ежегодноевыделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10%национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статейбюджетов всех уровней.
Образовательные учреждения помимополучения бюджетных ассигнований имеют право привлечения дополнительныхфинансовых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг, а такжедобровольных пожертвований юридических и физических лиц и предпринимательскойдеятельности. В частности, государственное и муниципальное высшее учебноезаведение вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующимдоговорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами [8. C.56].
Дополнительные финансовые ресурсыобразовательных учреждений составляют их внебюджетные средства.
Объектами сметно-бюджетногофинансирования являются также государственные и муниципальные организациикультуры и здравоохранения. Это театры, больницы, поликлиники и др. К примеру,в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержкекинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. установлено частичное государственное финансирование кинематографии в виде выделения средствиз федерального бюджета продюсеру, прокатчику, демонстратору российскогофильма.
Как и организации образования,учреждения культуры и здравоохранения могут привлекать дополнительныефинансовые ресурсы за счет оказания, главным образом, платных услуг, которыеучитываются как внебюджетные средства.
Из федерального бюджета покрываются затраты нафундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджетаотпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержаниеВооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсиивоеннослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии),а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств[3. C.56].
Важным направлением использования государственных средствявляются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходына Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную ДумуФедерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства РоссийскойФедерации, территориальные органы государственного управления.
Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и направоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратурыРоссийской Федерации.
Порядок сметно-бюджетного финансирования.
Смета — это финансово-плановый акт, определяющий объем,целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренныхна содержание учреждений и организаций. Она является планом финансированияучреждений и расходования бюджетных смет.
Правовое значение сметы состоит в том, что она определяетправа и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованиюсредств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанностифинансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроляза целевым использованием бюджетных ресурсов.
На основании соответствующим образом утвержденной сметы уучастников правоотношений по исполнению расходной части бюджета — руководителейбюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющихинтересы государства, — с другой, возникают права и обязанности.
По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятсяна индивидуальные, сметы централизованных мероприятий и сводные.
Сметы на централизованные мероприятия составляютсяминистерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местногосамоуправления на расходы, связанные с проведением централизованныхмероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей ит.д.
Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметыподведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местахучреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются вцентрализованном порядке Министерством финансов РФ.
Индивидуальная смета — это смета, отражающая особенностиотдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаютсятиповые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:
1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов сраспределением по кварталам и направлениям расходов;
2) оперативно-производственные показатели, необходимые для определениярасходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов,коек в больнице и т. д.);
3) расчеты по отдельным статьям сметы [2. C.39].
Смета состоит из статей, каждая из которых содержитоднородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.
Все средства, полученные учреждениями из бюджета и различныхисточников, образуют Единый фонд финансовых средств. Из Единого фондафинансовых средств в плановом размере формируются источники для возмещенияматериальных и приравненных к ним затрат.
В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могутизменяться, поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовоеисчисление.
Одним из важнейших положений планирования расходов являетсясоблюдение пропорций в распределении денежных средств в Российской Федерации всоответствии с задачами комплексно-целевого финансирования и эффективностииспользования средств бюджетов всех уровней. Для этого применяется нормированиерасходов. Нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов Федерациипринципа распределения бюджетных средств, который обеспечивает равные условияудовлетворения социально-культурных и бытовых нужд населения. Разный уровеньэкономического развития субъектов Федерации требует дифференциации норм с учетомэкономических особенностей и потребностей регионов [1. C.78].
Нормы расходов — это установленный компетентным органомразмер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете).Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего онираспределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы являютсястоимостным выражением натуральных (они получаются в результате умножениязатрат в натуральном выражении на государственную цену).
По юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные(устанавливаемые актами органов государственного управления и не подлежащиеизменению — ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т.д.) и расчетные(средние затраты на расчетную единицу):
Расчетные нормы определяются самим учреждением посогласованию с финансовыми нормами. При их установлении учитываются конкретныеусловия (например, определение объема затрат на отопление в школах илибольницах в Мурманской области или Ставропольском крае), в которых находитсяданное учреждение.
При бюджетном нормировании расходов Правительствоустанавливает нормативы — размеры расходов, которые не связаны с единицейнормирования (например, проценты начисления на заработную плату).
По степени охвата затрат на основную единицу финансированиянормы расходов подразделяются на индивидуальные и укрупненные. Индивидуальныенормы, как обязательные, так и расчетные, применяются при составлениииндивидуальных смет; укрупненные — при составлении бюджетов разных уровней ипредставляют собой общий объем затрат на плановый показатель [14. C.65].
Большую часть ассигнований на содержание бюджетных учрежденийсоставляют затраты по статьей ометы. Поэтому при составлении сметы особое местозанимает нормирование заработной платы.
Фонд заработной платы для бюджетного учреждения исчисляетсяисходя из штата сотрудников (количество должностей по установленному дляучреждения перечню) и ставок заработной платы по установленному нормативу взависимости от стажа, образования и т.д.
При планировании ассигнований на содержание бюджетныхучреждений критерий определяется так, чтобы он максимально отражал целевуюнаправленность (школа, детский сад) и виды затрат (зарплата, питание больных,капитальный ремонт и т.д.).
Формирование и исполнение сметы расходов бюджетных учрежденийосуществляется на основании нормативных актов. Деятельность государственныхорганизаций и учреждений по формированию и исполнению смет, расходов неотрывнаот стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Составлениесмет — это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета,из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретаетюридическую силу.
Проект сметы составляется во время разработки проектабюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учрежденияустанавливаются вышестоящей организацией. При определении расходов по сметебюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями правительства,решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов,нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и т.д.Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных ифинансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленныеминистерствами, ведомствами, управлениями и. отделами местных органовсамоуправления с тем, чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены впроекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.
В двухнедельный срок после утверждения соответствующимиорганами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации иадминистративно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетныхкредитов: утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия[2. C.39].
Смету расходов в разрезе статей классификации расходов длябюджетных учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всехэкземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетныхучреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам,утверждаются вышестоящими организациями, которым они; подчинены.
Распределение бюджетных ассигнований в смете по кварталампроизводится в соответствии с поквартальной разбивкой соответствующего бюджета.К смете прилагается пояснительная записка, в которой содержатся подробныеобоснования и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом.
В течение двух месяцев после утверждения бюджетов финансовыеорганы контролируют правильность составления и утверждения смет расходовбюджетных учреждений [2. C.40].1.2 Основные подходы кфинансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений
Регламентацияфинансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (как в частибюджетных, так и внебюджетных средств) осуществляется прежде всего Бюджетнымкодексом (БК) Российской Федерации, который является в настоящее время основнымдокументом, регулирующим бюджетные отношения. Бюджетным кодексом установленыправовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условияпривлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Приэтом функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнениябюджетов всех уровней бюджетной системы и бухгалтерским учетом в бюджетныхучреждениях возложены на Министерство финансов РФ.
В соответствии со ст. 161БК РФ бюджетным является учреждение, созданное органами государственной властиРоссийской Федерации, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих,социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческогохарактера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета илибюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов ирасходов [1. C.56].
В смете доходов ирасходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые какиз бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществленияпредпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, другиедоходы, получаемые от использования государственной или муниципальнойсобственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативногоуправления, и иной приносящей доход деятельности.
Расходы образовательногоучреждения подразделяются статьи расходов, каждая из которых имеет свой кодэкономической классификации. Экономическая классификация расходов бюджетовРоссийской Федерации определяет направления расходов бюджетов, в зависимости отэкономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственногоуправления.
Ст. 210 «Оплата труда иначисления на оплату труда» отражает все расходы бюджетного учреждения,связанные с оплатой труда его работников в рамках действующего трудовогозаконодательства РФ, и включает в себя почти 2/3 расходов учреждения.
Вторая крупная статьярасходов новой экономической классификации – 220 «Приобретение услуг» включаетв себя следующие подстатьи:
221 «Услуги связи»;
222 «Транспортныеуслуги»;
223 «Коммунальныеуслуги»;
224 «Арендная плата запользование имуществом»;
225 «Услуги по содержаниюимущества»;
226 «Прочие услуги».
Ст. 290 БК РФ «Прочиерасходы» включает в себя расходы по выплате стипендий и оплату налогов всоответствии с налоговым законодательством РФ, производимые образовательнымиучреждениями. На эту же статью относятся все остальные затраты, за исключениемкапитальных вложений в нефинансовые активы, а также расходы, связанные собслуживанием финансовых активов.
Ранее выделявшиесяотдельными статьями капитальные расходы заменены ст. 300 «Поступлениенефинансовых активов», которая включает в себя следующие подстатьи:
310 «Увеличение стоимостиосновных средств»;
320 «Увеличение стоимостинематериальных активов»;
340 «Увеличение стоимостиматериальных запасов» [1. C.78].
В соответствии со ст. 158БК РФ главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов ирасходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись,распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям иполучателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, атакже имеет право на основании мотивированного представления бюджетногоучреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетногоучреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлениеморгана, исполняющего бюджет в соответствии с БК РФ[1. C.79].
При казначейскомисполнении бюджетов орган, исполняющий бюджет, не вправе осуществлятьфинансирование расходов получателя бюджетных средств при отсутствии лимитовфинансирования либо на сумму, превышающую доведенные лимиты бюджетныхобязательств. Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующийгод, устанавливается, что принятые бюджетными учреждениями обязательства,вытекающие из договоров, исполнение которых осуществляется за счет средствфедерального бюджета, сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств неподлежат оплате за счет средств федерального бюджета на текущий год [1. C.82].
Изменение бюджетныхассигнований может производиться как в сторону их уменьшения, так и увеличения.При уменьшении бюджетных ассигнований применяются либо режим сокращениярасходов бюджета, установленный ст. 229 БК РФ, либо перемещение бюджетныхассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочийв соответствии со ст. 233 Кодекса. При увеличении бюджетных ассигнованийвозможно использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджетасверх утвержденных законом о бюджете, но не более чем на 10 процентов, либо,как и в случае уменьшения бюджетных ассигнований, перемещение бюджетных ассигнованийглавным распорядителем бюджетых средств в пределах его полномочий.
При этом права главногораспорядителя бюджетных средств по перемещению между подведомственнымиполучателями бюджетных средств выделенных ему бюджетных ассигнованийсущественно ограничены даже по сравнению с полномочиями органа, исполняющегобюджет. В соответствии со ст. 233 БК РФ главный распорядитель и распорядительбюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования междуполучателями бюджетных средств в объеме не более 5 % от общего объемадоведенных до этого получателя ассигнований.
Бюджетному учреждению ст.237 БК РФ также дано право самостоятельно определять объемы бюджетных средств,т.е. перераспределять их по статьям расходов и уточнять таким образом сметудоходов и расходов, но лишь в следующих случаях:
1) задержкифинансирования из бюджета более чем на два месяца;
2) финансирования неболее 75% объема бюджетных средств за квартал.
Принятием получателямибюджетных средств денежных обязательств является заключение договоров споставщиками товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями гражданскогозаконодательства Российской федерации. При заключении бюджетным учреждениемдоговоров с иными физическими и юридическими лицами на приобретение товаров,выполнение работ и оказание услуг статьями 71-73 БК РФ установлен рядограничений.
Бюджетные образовательныеучреждения обязаны вести реестр закупок, в котором отражаются закупки товаров,работ, услуг на сумму не более 2000 МРОТ за один вид товара, работ, услуг (заодин контракт), в которых указываются следующие сведения:
· краткоенаименование закупаемых товаров (работ, услуг);
· наименование иместонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
· цена и датазакупки [7. C.26].
Все закупки товаров,работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ осуществляются исключительно на основегосударственных или муниципальных контрактов – договоров, заключенных органомгосударственной власти или органом местного самоуправления, бюджетнымучреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ, субъекта РФили муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целяхобеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходахсоответствующего бюджета. Сторонами в государственном или муниципальномконтракте являются бюджетное учреждение — в качестве покупателя товаров, работ,услуг, и иное юридическое или физическое лицо — в качестве поставщика товаров,работ, услуг[7. C.28].
Требования БК РФ оконкурсном распределении средств были ужесточены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которомуобязательность проведения конкурсных процедур возникает при закупках товаров,работ, услуг, цена которых превышает 60 тыс. руб. Заказчиками могут выступатьорганы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ иорганы местного самоуправления, а соответствующие заказы должны размещатьсяспециально созданными для этих целей конкурсными, аукционными или котировочнымикомиссиями из числа лиц, лично не заинтересованных в результатах их размещения.
Размещение заказов поновой системе должно осуществляться для обеспечения многих нужд образовательныхучреждений: питание учащихся и воспитанников, приобретение оборудования,проведение ремонтных работ и др. При этом заказы для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд должны размещаться по единому порядку,определенному названным законом, который детально регламентирует, кто, как, вкаком порядке должен проводить конкурс и осуществлять закупку [13. C.106].
Размещение заказа, какправило, осуществляется путем проведения торгов по соглашению сторон инарушение положений о размещении заказа является основанием для признаниясудом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по искузаинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля всфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органаисполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местногосамоуправления. Процедура проведения конкурсов на муниципальные закупки нетолько сложна и запутана, занимая не менее 45 дней, но еще и дорогостояща.
Под конкурсом понимаетсяформа торгов, когда победителем признается лицо, которое предложило лучшиеусловия исполнения контракта и конкурсной заявке которого присвоен первыйпорядковый номер. При его проведении должен выполняться порядок,предусмотренный Законом № 94-ФЗ. Основной способ размещения заказа — проведениеторгов, которое возможно путем проведения открытого или закрытого конкурса,либо аукциона. При этом закрытый конкурс может проводиться исключительно вслучае размещения заказа на поставку товаров, работ и услуг, сведения о которыхсоставляют государственную тайну [11. C.35].
Извещение о проведенииоткрытого конкурса публикуется в печати и размещается на сайте не менее чем за30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах и обеспечениядоступа к поданным заявкам в виде электронных документов. Кроме официальныхизданий и сайтов, заказчик имеет право опубликовать извещение о проведенииконкурса и в иных средствах массовой информации и на иных сайтах. Припроведении конкурса не допускаются какие-либо индивидуальные переговоры сучастником размещения заказа.
Под аукционом понимаетсяформа торгов, победителем которого признается лицо, предложившее наименьшуюцену контракта. Размещение заказов на поставку товаров, работ, услугосуществляется на аукционе в случае, если указанные товары, работы или услугипроизводятся по конкретным спецификациям заказчика (уполномоченного органа),для которых существует сложившийся рынок и между которыми возможна толькоценовая конкуренция. Перечни товаров (работ, услуг), размещение заказов:, напоставку (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведенияаукциона, устанавливаются Правительством РФ.
Другой способ — запроскотировок — используется, если поставщик (исполнитель, подрядчик) необходимоготовара, работ, услуг — единственный на товарных биржах. Под запросом котировокЗакон № 94-ФЗ понимает процедуру размещения заказа, при которой информация опотребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальныхнужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения извещения опроведении запроса котировок на официальном сайте о закупках и выигравшимкоторую признается лицо, предложившее наименьшую цену товаров (работ, услуг)[12. C.69].
Размещение заказа уединственного поставщика (исполнителя, подрядчика) есть процедура размещениязаказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный илимуниципальный контракт только одному участнику процедур размещения заказа. Приэтом Законом № 94-ФЗ (п. 2 ст. 55) закрепляется закрытый перечень случаевтакого размещения, что является гарантией от возможного произвольногоразмещения заказа у единственного поставщика и усиливает публичную составляющуюпри размещении заказов.
Порядок согласованиявозможности заключения государственного или муниципального контракта сединственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) устанавливаетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовоерегулирование в сфере размещения заказов. При этом срок такого согласования недолжен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения осогласовании возможности заключения государственного или муниципальногоконтракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Что же касаетсянепреодолимой силы, то здесь речь может идти, например, об устранениипоследствий стихии или аварийных ситуаций на объектах (если только аварийностьне установлена соответствующими актами задолго до начала работ). При этомзаказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязануведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказоворган местного самоуправления при размещении заказа на поставку товаров,выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных образовательныхучреждений. Обратим внимание, что производится именно уведомление, асогласования в данном случае не требуется [15 C.135].
Что касается договоров наразмещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длямуниципальных нужд на сумму менее 60 тыс. руб., то на практике купить ихсамостоятельно во многих регионах школы и детские сады также не могут — требуется согласование цен с комитетом или отделом цен, имеющихся в структурахместных администраций.
Таким образом, бюджетным учреждениемявляется организация, созданная органами государственной власти РФ, органамигосударственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления дляосуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иныхфункций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основесметы (ст. 161 БК РФ). Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники,больницы, детские сады, учреждения физической культуры, учреждения культуры.
Финансирование бюджетных учрежденийосуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения,который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.
В смете доходов ирасходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые какиз бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществленияпредпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, другиедоходы, получаемые от использования государственной или муниципальнойсобственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативногоуправления, и иной приносящей доход деятельности.
Во второй главе будет показаносовременное состояние финансирования бюджетных учреждений госбюджетом ипроизведен сравнительный анализ расходов бюджетных ассигнований МОУ БогандинскойСОШ №1, для того чтобы на практике рассмотреть особенности финансированиябюджетных организаций.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙВ РОССИИ2.1 Расходы государственного бюджета нафинансирование бюджетных учреждений
В 2008-2010 годах финансированиеобразования будет происходить под влиянием изменений в структуре учащихся и сучетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование»[11. C.25]. Распределяемые средства позволяютреализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан наобщедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурснойоснове среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовскогопрофессионального образования в федеральных государственных образовательныхучреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, еслиобразование данного уровня гражданин получает впервые.
Таблица 2.1. Финансированиеобразования 2007г. (закон) 2008 г.(проект) 2009 г. (проект) 2010 г.(проект) Общий объем, млрд. руб. 277,9 308,9 315,5 341,1 Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % 5,1 4,7 4,2 4,2 Прирост к предыдущему году, млрд. руб. 31,0 6,6 25,6 Прирост к предыдущему году, % 11,2 2,1 8,1 Рост к уровню 2007 года, % 100,0 111,2 113,5 122,7
На развитие образования в предстоящейтрехлетке должны повлиять демографические процессы, в результате которыхчисленность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% посравнению с2006 годом, а численность учащихся в школе снизится на 6% (с 14,8млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот периодчисленность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднегопрофессионального образования снизится на 1,8% [13. C.107].
Государственное финансированиеобразования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемаяориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировыхтенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.
Основное место в структуре расходовзанимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% — в 2008 году, 77,8% — в2009 году, 74,9% — в 2010 году (таблица 2.2.) [11 C.26].
 
Таблица 2.2. Структурарасходов федерального бюджета в сфере образования в период 2008-2010 гг., в % кобщему объему расходов по разделу
2008 г.
2009 г.
2010 г. Дошкольное образование 1,0 1,0 1,0 Общее образование 1,0 1,2 4,6 Начальное профессиональное образование 3,9 3,9 3,4 Среднее профессиональное образование 9,6 9,9 9,9 Переподготовка и повышение квалификации 1,3 1,4 1,4 Высшее профессиональное образование 77,7 77,8 74,9 Молодежная политика и оздоровление детей 0,1 0,1 0,1 Прикладные научные исследования в области образования 0,5 0,5 0,5 Другие вопросы в области образования 4,9 4,2 4,2 Итого по разделу 100,0 100,0 100,0
 
Здравоохранение и спорт
Бюджетные ассигнования федеральногобюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» напериод 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возрастут на 33% (таблица 2.3.)[11 C.69].

Таблица 2.3. Ассигнованияфедерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»на период 2008-2010 годы
2007г. (закон)
2008г. (проект)
2009г. (проект)
2010г. (проект) Общий объем, млрд. рублей 206,4 218,3 234,2 274,6* Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % 3,8 3,3 3,1 3,4 Прирост к предыдущему году, млрд. рублей 11,9 15,9 40,4 Прирост к предыдущему году, % 5,8 7,2 17,2 Рост к уровню 2007 года, % 100,0 105,8 113,5 133,0
Основное место в структуреассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых,в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинскойпомощи (таблица 2.4.) [10 C.59].
Удельный вес расходов федерального бюджетапо разделу «Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возрастет посравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77%, по разделу «Здравоохранение» — с 3,07%до 3,28% (таблица 2.5.)[10. C.60].
 
Таблица 2.4. Структурабюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу«Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общемуобъему расходов по разделу
2008 г.
2009 г.
2010 г. Стационарная медицинская помощь 62,2 64,8 70,6 Амбулаторная помощь 5,1 5,2 4,8 Скорая медицинская помощь 0,2 0,2 0,1 Санаторно-оздоровительная помощь 7,2 7,1 6,4 Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 1,1 1,1 1,0 Санитарно-эпидемиологическое благополучие 3,3 3,3 3,6 Физическая культура и спорт 6,2 5,6 3,2 Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта 1,5 1,4 1,2 Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 13,2 11,3 9,1 Итого по разделу 100,0 100,0 100,0
Следует отметить, что ПравительствуРоссийской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершениюформирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений,основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечныйрезультат. Эта системапредусматривает поэтапный переход напреимущественно одноканальное финансирование, при котором действующаябюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна бытьпреобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
 
Таблица 2.5. Распределениерасходов по разделу «Здравоохранение и спорт» в федеральном бюджете 2006 года ипроекте федерального бюджета на 2007 год (млрд. рублей)
2006 год — утверждено
2007 год — проект
2007 г.к 2006 г.,в %
Сумма
в % к РФ
Сумма
в %к РФ
ВСЕГО
4270,11
100,00 5463,47 100,00 127,9
Здравоохранение и спорт
149,09 3,49 206,15 3,77 138,3 Здравоохранение 131,029 3,07 179,29 3,28 136,8 Спорт и физическая культура 5,41 0,13 10,88 0,20 201,1 Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта 1,91 0,04 3,10 0,06 162,8 Другие вопросы в области здравоохранения и спорта 10,74 0,25 12,86 0,24 119,7
Культура, кинематография и средствамассовой информации
К полномочиям Российской Федерации всфере культуры, кинематографии и средств массовой информации отнесены:
— содержание федеральныхгосударственных учреждений и проведение мероприятий общероссийского характера вуказанных сферах;
— сохранение, использование,популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;
— охрана и сохранение особо ценныхобъектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Расходы на культуру, кинематографию исредства массовой информации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годовхарактеризуются снижающейся динамикой (таблица 2.6.) [5. C.7].
Таблица 2.6. Динамика бюджетных ассигнований на исполнениерасходных обязательств Российской Федерации на 2008-2010 годы
2007 г.(закон)
2008 г.(проект)
2009 г.(проект)
2010 г. (проект) Общий объем, млрд. рублей 67,8 82,7 70,2 67,5 Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % 1,2 1,3 0,9 0,8 Прирост к предыдущему году, млрд. рублей 14,9 -12,5 -2,8 Прирост к предыдущему году, % 21,9 -15,0 -3,9 Рост к уровню 2007 года, % 100,0 122,1 103,7 99,6
Сокращение объема и доли расходов,предусматриваемых в проекте федерального бюджета на культуру, кинематографию исредства массовой информации в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годамиобусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведение разовыхмероприятий в данной сфере, сокращением в этот период бюджетных ассигнований врамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, атакже расходов инвестиционного характера в связи с завершением в 2008 годувторой очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения зданийГосударственного академического Большого театра России, реконструкции зданийМосковского художественного театра им. А.П. Чехова и в 2009 году –строительства второй сцены Государственного академического Мариинского театра.
Основное место в структуре данногораздела занимают бюджетные ассигнования на культуру, телевидение и радиовещание(таблица 2.7.) [9. C.49].
Таблица 2.7. Структура расходов бюджетных ассигнований раздела«Культура, кинематография и средства массовой информации», в % к общему объемурасходов
2008 г.
2009 г.
2010 г. Культура 54,0 55,0 53,0 Кинематография 4,6 5,4 5,6 Телевидение и радиовещание 29,3 33,0 34,7 Периодическая печать и издательства 4,2 1,2 1,3 Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 0,4 0,7 0,7 Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 7,5 4,7 4,7 Итого по разделу 100,0 100,0 100,0
Бюджетные ассигнования на исполнениеобязательств по подразделу «Культура» характеризуются следующими данными: 2008год – 44,7 млрд.рублей, 2009 год – 38,7 млрд. рублей, 2010 год – 35,8 млрд.рублей.
По разделу предусмотрены ассигнованияна реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на2006-2010 годы», утвержденной постановлениемПравительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422, в объеме 29,1 млн.рублей на 2008год, 32,5 млн. рублей – на 2009 год, 30,9 млн. рублей – на 2010год. В рамках данной программы увеличены ассигнования на проведениеобщероссийских юбилейных и международных культурных мероприятий в соответствиис указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, поручениями ирешениями Правительства Российской Федерации в следующих объемах: 3,7 млрд.рублей – на 2008 год, 2,2 млрд. рублей — на 2009 год, 1,5 млрд. рублей – на2010 год [9. C.50].
По данному разделу бюджетныеассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ, а такжена реализацию инвестиционных проектов, не включенных в федеральные целевыепрограммы, составляют:
— на 2008 год – 17,5 млрд. рублей;
— на 2009 год – 13,2 млрд. рублей;
— на 2010 год – 8,9 млрд. рублей.
Кроме этого, предполагаетсяпрофинансировать мероприятия федеральной целевой программы «Культура России(2006-2010 годы)», преимущественно связанные с реконструкцией особо ценныхобъектов культурного наследия народов Российской Федерации, таких как Большой иМариинский театры.2.2 Сравнительный анализ бюджетныхассигнований МОУ Богандинской средней общеобразовательной школы №1 на 2006 и2007 год
С целью изучения вопроса финансирования бюджетных организацийбыл проведен сравнительный анализ бюджетных ассигнований на 2006 и 2007 годмуниципального общеобразовательного учреждения Богандинской средней общеобразовательнойшколы №1 Тюменского района Тюменской области.
При составлении бюджета в школах юга Тюменской областиприменяется принцип подушевого финансирования. Выделение образовательныморганизациям бюджетных средств производится по нормативу, рассчитанному наодного учащегося. Сумма образовательных средств определяется как произведениенорматива на численность учащихся в школе. Такая форма дает возможностьвыбирать учебное заведение и стимулирует конкуренцию между образовательнымиучреждениями.
Для сравнения были взяты основные статьи бюджета школы:заработная плата сотрудников, расходы на коммунальные услуги, услуги связи,увеличение стоимости основных средств и увеличение стоимости материальныхзапасов (Таблица 2.8.).
Таблица 2.8. Смета расходов МОУ Богандинской СОШ №1 на 2006 и2007 годНаименование показателя КЭС Бюджетные ассигнования на год 2006 год 2007 год Заработная плата 211 4 801 600 4 824 000 Услуги связи 221 44 800 62 000 Коммунальные услуги 223 1 121 100 1 235 500 Услуги по содержанию имущества 225 174 000 500 000 Увеличение стоимости основных средств 310 547 000 600 000 Увеличение стоимости материальных запасов 340 760 320 820 000 Бюджетные ассигнования на год 10 668 420 12 787 650
Количество учащихся, по которому ведется расчет бюджета накалендарный год, берется по отчету ОШ-1, составляемому образовательнымучреждением на начало учебного года. Оно остается неизменным, не смотря наприбывших или выбывших учащихся в течение учебного года. Из приведенной таблицывидно, что по каждой статье бюджета идет увеличение ассигнований.
На начало 2005-2006 учебного года количество обучающихся вшколе составляло 465 человек. Бюджет на 2006 год рассчитывался из данногоколичества. На начало 2006-2007 учебного года в школе произошло снижениеколичества обучающихся – 445. Несмотря на то, что количество учащихся снизилосьна 20 человек, бюджет на 2007 год не уменьшился, а даже увеличился. Увеличениесоставляет 16,6%.
При расчете бюджета на 2007 год были учтены следующиефакторы:
· повышение уровняцен на энергоносители и связанное с этим общее повышение цен на услуги иматериалы;
· повышениезаработной платы педагогов в связи с переходом на новую систему оплаты труда;
· мероприятия пореализации национального приоритетного проекта «Образование».
Таким образом, из выше приведенных данных видно, чтофинансирование бюджетных организаций увеличивается, в области финансированиябюджетных организаций сделано немало шагов по пути создания стройной, легкоподдающейся управлению системы. Одним из таких нововведений является подушевоефинансирование, которое позволяет сделать бюджет более приближенным к реальнымусловиям. Однако, до сих пор остаются определенные недоработки в финансированиибюджетных учреждений.
Чтобы решить данную проблему, автор вносит следующиепредложения:
1. Увеличитьнорматив на Госстандарт как минимум в полтора раза.
Зачастую на практике происходит следующее: при увеличениинорматива на Госстандарт (на 1 человека) уменьшается повышающий коэффициент. Врезультате объем финансирования остается на прежнем уровне или увеличивается настолько, что повышение остается незаметным.
2. Повышающийкоэффициент при расчете бюджета не может быть установлен учредителем ниже, чемв предыдущем году.
3. Финансированиебюджетных организаций производить с учетом реального роста инфляции.
4. Дать правобюджетным организациям заключать муниципальные контракты самостоятельно, а нечерез учредителя.
В настоящее время сложилась практика, когда бюджетныморганизациям навязывают уже готового исполнителя — победителя конкурса. Несекрет, что при проведении тендеров часто используется лоббированиемуниципальных властей, организаторов конкурса. Вот почему необходимо дать вэтом вопросе самостоятельность самим заказчикам – бюджетным организациям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы автором были сделаны следующиевыводы:
Бюджетным учреждением является организация,созданная органами государственной власти РФ, органами государственной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществленияуправленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функцийнекоммерческого характера, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основесметы (ст. 161 БК РФ). Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники,больницы, детские сады, учреждения физической культуры, учреждения культуры.
Финансирование бюджетных учрежденийосуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения,который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.
В смете доходов и расходов должныбыть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета игосударственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательскойдеятельности, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы, получаемыеот использования государственной или муниципальной собственности, закрепленнойза бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной приносящейдоход деятельности.
Государственное финансированиеобразования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемаяориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировыхтенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.
Основное место вструктуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональноеобразование: 77,7% — в 2008 году, 77,8% — в2009 году, 74,9% — в 2010 году.
Бюджетные ассигнованияфедерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возрастут на 33%.
Расходы на культуру,кинематографию и средства массовой информации на 2008 год и на плановый период2009 и 2010 годов характеризуются снижающейся динамикой.
Из приведенных данных видно, что финансирование бюджетныхорганизаций увеличивается, в области финансирования бюджетных организацийсделано немало шагов по пути создания стройной, легко поддающейся управлениюсистемы.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации.
2. Адамов Н.А.,Тилов А.А. Бюджетирование некоммерческих организаций. – Питер, 2007. – 136 с.
3. Алексеева О.А.,Осачинская О.А. Влияние межбюджетных отношений на эффективность финансированиябюджетных организаций // Экономика образования – 2006. — №12. – С.56-60.
4. Бакиева Д.Л.Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство «ВекторБук»,2005. – 296с.
5. В 2007 годуфинансирование национальных проектов увеличат в 1,5 раза // Вопросы социальногообеспечения. – 2007. — №5. – С.7.
6. Вишняков Н.И.,Миняев В.М. и др. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-воНИИХ СПбГУ,2003 – 160с.
7. Вифлеемский А.Б.Финансово-хозяйственная деятельность образовательных учреждений вчера и сегодня// Экономика образования – 2007. — №3. – С.19-32.
8. Галицкая С.В.Теория и практика бюджетного федерализма: Учебное пособие. – М.: Издательство«Экзамен», 2002. – 128с.
9. Кадомцева А.Социальная политика и население // Экономист – 2006. — №7. — С.48-58.
10. Ковалев С.Ю.Реформа Системы здравоохранения в России: социальные последствиякоммерциализации // Регион: экономика и социология – 2007. — №3.- С.58-67.
11. Ковалева Н.В.Мониторинг экономики образования: новые результаты // Экономика образования –2007. — №3. – С.33-66.
12. Мамедова С.Основные системы финансирования здравоохранения // Финансы – 2006. — №12. –С.68-70.
13. Мухададаев М.О.Отечественное образование: социальные задачи и экономические средствамодернизации // Экономика и управление – 2007. — №1. – С.105-110.
14. Озерова Н.Б.Реструктуризация бюджетного сектора: причины, принципы, направления. Финансовыймониторинг бюджетной сферы // Университетное управление: практика и анализ –2007. — №2(31). – С.65-77.
15. Цапенко М.И.Нормативное финансирование системы образования //Экономика и управление – 2007.- №3. – С.134-136.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчёт и анализ нерекурсивного цифрового фильтра
Реферат Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа
Реферат Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования
Реферат Общая теория относительности и способы ее подтверждения
Реферат Система осморегуляции и интегральная оценка функционального состояния
Реферат The Scarlet Letter Chapts1012 Essay Research Paper
Реферат Организация производства в агрофирме Мир АНК Башнефть
Реферат Роль и место физических методов исследования при изучении некоторых разделов химии высокомолекулярных
Реферат Анализ и повышение эффективности производственной деятельности Богородского почтамта УФПС Нижегородской
Реферат Анализ финансовых результатов предприятия ООО Автомобильный центр АВГ
Реферат История развития международных фондовых бирж
Реферат Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины методы разделения и концентрирования место дисциплины в структуре ооп
Реферат Мудрость в деньгах и в отношениях с людьми
Реферат Организация страхового дела в России и проблемы его развития