СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы организации работы налоговыхорганов
1.1 Организация работы налоговых инспекций
1.2 Функции, права и обязанности налоговых органов
1.3 Полномочия по налоговому контролю
1.4 Виды и формы налоговых проверок
Глава 2 Учет поступлений по налогам и сборам и задолженностипо их уплате
2.1 Полномочия по взысканию сумм налогов, пеней и штрафов
2.2 Взыскание налога, сбора, а такжепеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщикасборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках
2.3 Взыскание налога, сбора, а такжепеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя
2.4 Взыскание налога, сбора, пеней иштрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физическоголица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Во всехсовременных государствах контроль за уплатой налогов находится в компетенцииспециальных государственных органов — налоговых служб, организационныеструктуры которых существенно различны. В большинстве стран налоговые ведомствавключены в состав министерств финансов и имеют иерархическое строение потерриториально-административному признаку. Например, в Великобританиисуществует 600 налоговых районов в 15 налоговых округах.
В некоторых странахприняты иные методы организации работы налоговых органов. В Дании, например,существует принцип закрепления за каждым предприятием группы работниковналоговой службы. Такая группа курирует предприятие от возникновения доликвидации. Группа решает все, что связано с налогообложением предприятия,- отпроверки до взыскания платежей. Существуют группы поддержки, в которых работаютсамые опытные специалисты налоговой службы. Эти подразделения используются длярешения сложных вопросов налогообложения и могут быть приданы любой группе,непосредственно работающей с налогоплательщиком.
В России налоговые органыс 1991 года представляют собой единую централизованную систему, отделены от финансовыхорганов и имеют собственную структуру (Приложение №2), в которую входят:
федеральный органисполнительной власти — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.МНС России подчинено Президенту РФ, Правительству РФ и возглавляется министром,назначаемым Президентом РФ;
· управления МНС Россиипо субъектам Федерации и межрегиональные инспекции МНС России, непосредственноподчиняющиеся МНС России. Начальники управлений и инспекций этого уровняназначаются министром по налогам и сборам;
· инспекции МНС России порайонам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекцииМНС России межрайонного уровня с непосредственным подчинением управлениям МНСРоссии в субъектах Федерации. Начальники инспекций данного уровня назначаютсяначальниками управлений по субъектам Федерации по согласованию с МНС России.
Единство системыналоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налоговвсех уровней на территории Российской Федерации выполняют органы МНС России.Создание налоговых органов, не входящих в систему МНС России, не допускается.Такое построение системы налоговых органов определено конституционным принципомединства налоговой политики и необходимо для единообразного примененияналогового законодательства.
Целью курсовой работыявляется исследование теоретических основ организации работы налоговых органови практический анализ их деятельности по учету поступлений по налогам и сборам изадолженности по их уплате.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить теоретическиеосновы организации работы налоговых органов по учету поступлений по налогам исборам
— исследовать сущностьработы по учету поступлений по налогам и сборам, задолженности по их уплате
-выявить наиболееэффективный вид работы налоговых органов по учету поступлений по налогам исборам, задолженности.
Объект исследования-организация работы налоговых органов
Предмет исследования-организация работы налоговых органов по учету поступлений по налогам и сборам изадолженности по их уплате.
Структура курсовойработы: работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретическиеосновы организации работы налоговых органов
1.1 Организация работыналоговых инспекций
Система управленияналогообложением в РФ представляет собой единую централизованную систему,построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального,межрегионального, регионального, межрайонного и районного уровней; при этомкаждый уровень имеет свои функции и специфику. Центральным органом управленияналогообложением в России после проведения административной реформы являетсяМинистерство финансов РФ. Министерство финансов осуществляет общее руководствоналогообложением, а также издает в пределах своей компетенцииправоустанавливающие документы в области бухгалтерского учета иналогообложения, в частности непосредственно эти функции возложены на:Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулированиягосударственного финансового контроля, аудиторской деятельности ибухгалтерского учета; Правовой департамент [5, с.41].
Министерству финансов РФподчинены службы, непосредственно занимающиеся налоговым администрированием,налоговым контролем, учетом и зачислением налоговых платежей в бюджет. К нимотносятся следующие федеральные службы: по финансовому мониторингу; налоговая;финансово-бюджетного надзора; страхового надзора; казначейство.
Таким образом, к началу2005 г. сформировалась система институтов налогового администрирования.
Функции собственно сбораналогов и налогового администрирования возложены на Федеральную налоговуюслужбу. Состав и структура системы управления налогообложением РФ соответствуютв целом административно-территориальному делению страны. Основным звеном,обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции(инспекции ФНС) городов краевого, областного подчинения, сельских районов,районов в городах республиканского и областного подчинения. Главной задачейруководителя налоговой службы этого уровня является создание условий длянаиболее оптимальной деятельности инспекции на подведомственной территории. Дляналоговой инспекции этого уровня входной документацией является отчетностьналогоплательщиков, регламентирующим работу документом — нормативно-правовая базаРФ, а практическим результатом работы будут являться средства, мобилизованные вдоход бюджетов различных уровней, и блок отчетных документов, подготавливаемыхсогласно решению вышестоящих налоговых органов [10, с.22].
Высшую позицию в иерархииналоговых органов занимает центральный аппарат Федеральной налоговой службы. Онвключает в себя следующие структурные управления: сводно-аналитическое;налогообложения прибыли (дохода); косвенных налогов; единого социальногоналога; налогообложения доходов физических лиц; исчисления и уплатыгосударственной пошлины; налогового контроля; налогов и сборов с алкогольной итабачной продукции; учета и отчетности; регистрации и учета юридических ифизических лиц; анализа и планирования налоговых поступлений; контроля налоговыхорганов; информационных технологий; юридическое; государственной службы икадров; финансового обеспечения; материально-технического и социальногообеспечения; организации капитального строительства; делами; ресурсных иимущественных налогов; налогообложения малого бизнеса; кредитных организаций;по модернизации налоговых органов; международного сотрудничества и обменаинформацией; урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства;безопасности [3, с.63].
Управления можноподразделить по группам. Часть из них специализированы на каком-то одном налогеили сегменте налогообложения. Соответственно в их задачи входит анализ практикиприменения действующего налогового законодательства, а также представление вМинистерство финансов элементов концепции налоговой политики, инструктивногоматериала и методических рекомендаций. Кроме того, управления центральногоаппарата ФНС РФ участвуют в комплексных и тематических проверках инспекций посубъектам Федерации, рассматривают письма и жалобы налогоплательщиков надействия должностных лиц налоговых органов, контролируют ведомственныедокументы, касающиеся налогообложения, исходящие от различных министерств иведомств [2, с.48].
На другую группууправлений центрального аппарата возложены вспомогательные функции. К такимуправлениям относятся, например, юридическое управление. Оно состоит из отделаправового обеспечения налогообложения и отдела контроля за организациейправовой работы в налоговых органах. В функции управления входит защитаинтересов ФНС РФ в судах и органах государственной власти и управления, участиев разработке нормативно-правовой базы в сфере налогообложения, осуществлениеметодического руководства правовой работой в нижестоящих инспекциях,систематизация правовых актов, анализ практики правовой работы на местах и т.д.
Управление финансовогообеспечения осуществляет планирование и финансирование расходов на содержаниеинспекций ФНС России, руководит постановкой бухгалтерского и статистическогоучета и отчетности в налоговых органах на местах и в центральном аппарате [14,с.24].
Структура управленияделами включает инспекцию по контролю и организации делопроизводства, секторправительственной корреспонденции и секретариат ФНС РФ. Основными задачамиуправления делами является обеспечение в центральном аппарате ФНС РФ единого,отвечающего установленным требованиям порядка ведения делопроизводства.
Для решения рядаактуальных проблем современного налогового администрирования в составеФедеральной налоговой службы были созданы инспекции второго уровня —межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. В целяхусиления налогового контроля над крупнейшими налогоплательщиками ихадминистрирование было перенесено на федеральный (региональный) уровень исегментировано по отраслям экономики. Критерии отнесения налогоплательщика ккрупнейшим и алгоритм определения уровня его налогового администрирования былиустановлены Приказом МНС России от 16.04.2004 г. № САЭ-3-30/290® «Оборганизации работы по налоговому администрированию крупнейшихналогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций —юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговомуадминистрированию на федеральном и региональном уровнях» [8, с.56].
К настоящему моментусозданы межрегиональные инспекции, в которых подлежат налоговомуадминистрированию крупнейшие налогоплательщики следующих отраслей:
-в сфере разведки,добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов —Межрегиональная инспекция № 1;
-в сфере разведки,добычи, переработки, транспортировки и реализации природного газа —Межрегиональная инспекция № 2;
-в сфере производства иоборота этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей итабачной продукции — Межрегиональная инспекция № 3;
-в сфереэлектроэнергетики, в том числе производства, передачи, распределения иреализации электрической и тепловой энергии — продукции, — Межрегиональнаяинспекция № 4;
-в сфере производства иреализации продукции металлургической промышленности — Межрегиональнаяинспекция № 5;
-в сфере оказаниятранспортных услуг — Межрегиональная инспекция № 6;
-в сфере оказания услугсвязи — Межрегиональная инспекция № 7.
Кроме того, созданымежрегиональные инспекции ФНС России по всем семи федеральным округам. Их основныезадачи установлены Приказом МНС РФ от 21 июля 2003 г. № БГ-3-15/413 «Обутверждении Положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральномуокругу».
К следующему — третьемууровню — относятся управления ФНС по субъектам РФ: входящим в состав РоссийскойФедерации республикам, краям, областям и городам республиканского подчинения.
На управления ФНС РФ посубъектам РФ возлагаются следующие основные задачи:
-организация работынижестоящих инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательствао налогах и платежах в бюджет;
-обобщение и анализотчетов нижестоящих инспекций о проделанной ими работе;
-подготовка методическихрекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля на основе данных,представленных нижестоящими инспекциями;
-организациявзаимодействия ФНС РФ с другими государственными органами, в том числе и справоохранительными;
-комплексные итематические проверки нижестоящих налоговых инспекций;
-внедрение в налоговуюпрактику передового опыта;
-проведение мероприятийпо профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
-осуществление мер посозданию информационных систем и компьютеризации работы [12, с.23].
Для достижения указанныхзадач Управление ФНС по субъекту РФ включает в себя следующие отделы: налогообложенияприбыли (дохода); косвенных налогов; оперативного контроля и применения ККТ;единого социального налога и налогообложения доходов физических лиц; ресурсных,имущественных и прочих налогов; контрольной работы; общий; финансовый; учетаналоговых поступлений и отчетности; материально-технического снабжения; кадров;юридический; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства; работы сналогоплательщиками и СМИ; контроля налоговых органов; анализа ипрогнозирования налоговых поступлений; контроля в сфере производства и оборотаалкогольной и табачной продукции; системного и технического обеспечения;информационных технологий; ввода и обработки данных; комплексного развития налоговыхорганов; регистрации и учета налогоплательщиков; безопасности [11, с.26].
Нижнюю ступеньку виерархии занимают инспекции ФНС РФ по районам (районные и межрайонные) игородам без районного деления, которые и выполняют основную нагрузку понепосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всемифизическими и юридическими лицами на подведомственной территории. Всоответствии с НК РФ они обеспечивают учет налогоплательщиков, правильностьначисления ими налогов и платежей, а также поступление средств по этим платежамв бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Также они контролируютсвоевременность предоставления плательщиками бухгалтерских отчетов, налоговыхдеклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет.Кроме того, на аналитические отделы именно этих подразделений возложеныобязанности по составлению отчетности, анализу экономической ситуации ипредоставлению районным и городским финансовым органам сведений о фактическипоступивших в бюджет суммах.
1.2 Функции, права иобязанности налоговых органов
Точное установлениефункций государственного органа имеет важное юридическое значение: права,предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на неговозложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно врамках его функций и задач так, как они установлены законом [1, с.68].
Функции налоговых органов- центрального, региональных и местных — несколько различаются. Но посколькуглавная задача всех звеньев едина — контроль за соблюдением налоговогозаконодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции:
· учетналогоплательщиков;
· контроль за соблюдениемналогового законодательства участниками налоговых правоотношений;
· определение вустановленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджетналогоплательщиками;
· ведениеоперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;
· возврат или зачетизлишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
· разъяснительная работаи информирование налогоплательщиков о порядке применения налоговогозаконодательства;
· применение мерответственности к нарушителям налогового законодательства;
· взыскание недоимок,пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;
· контроль за соблюдениемзаконодательства о наличном денежном обращении (Налоговые органы осуществляют ииные функции, не связанные с налогообложением, обладают полномочиями и поконтролю за соблюдением валютного законодательства);
· сотрудничество сзарубежными и международными налоговыми организациями [4, с.18].
Для выполнения своихфункций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуютсячерез права различных должностных лиц этих органов. Для правильного пониманияправ налоговых органов необходимо учитывать следующее.
Во-первых, к налоговыморганам и их должностным лицам неприменим принцип диспозитивности — основнойпринцип, в частности, гражданско-правовых отношений: «разрешено все, чтоне запрещено законом». Наоборот, они должны руководствоваться императивнымпринципом, присущим административным отношениям: каждое должностное лицовыполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т.е. действует в рамкахустановленной ему компетенции.
Во-вторых, праваналоговых органов являются одновременно обязанностью их должностных лиц.Например, закрепленное в НК РФ право налоговых органов предъявлять иски овзыскании сумм финансовых санкций подразумевает и обязанность налоговых органовпредъявлять такие иски для контроля соблюдения налогового законодательства.
Ниже мы подробноостановимся на отдельных, наиболее часто реализуемых в налоговых отношенияхполномочиях налоговых органов, разделив эти полномочия на группы, исходя изфункций налоговых органов как участников данных правоотношений.
1.3 Полномочия по налоговомуконтролю
Полномочия налоговыхорганов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главнойзадачи — контроля за соблюдением налогового законодательства. Следует иметь ввиду, что эта задача может быть решена и иными способами, с применением иныхполномочий, так как понятие «контроль за соблюдением налоговогозаконодательства» значительно шире, чем понятие «налоговыйконтроль», формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статьеналоговый контроль может осуществляться должностными лицами налоговых органовпосредством:
· налоговых проверок;
· получения объясненийналогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
· проверки данных учета иотчетности;
· осмотра помещений итерриторий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иныхформах, предусмотренных НК РФ.
Основным способомналогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболееполно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методоввыявления налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которыесодержатся в акте проверки [1, с.69].
В соответствии со ст. 87НК РФ налоговые органы проводят проверку налогоплательщиков, плательщиковсборов и налоговых агентов. Таким образом, круг лиц, подлежащих проверке,ограничен лишь теми организациями и физическими лицами, на которые закономнепосредственно возложены обязанности уплаты, удержания и перечисления в бюджетсумм налоговых платежей. Налоговые органы вправе проводить проверки на всехпредприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности,организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе напредприятиях с особым режимом работы.
Согласно п. 1 ст. 82 НКРФ налоговый контроль (и соответственно налоговые проверки как форма такогоконтроля) проводится должностными лицами налоговых органов в пределах ихкомпетенции. Статья 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»предусматривает право налоговых органов проводить проверки «денежныхдокументов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иныхдокументов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательныхплатежей в бюджет».
Таким образом, предметом налоговойпроверки могут быть только документы, связанные с налогообложением. Ноисчисление облагаемой базы многих налогов прямо или косвенно связано сразличными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому под«документами, связанными с налогообложением», может пониматьсяширокий круг документации, прежде всего опосредующей гражданско-правовыеотношения налогоплательщика с учредителями и контрагентами,- учредительныедокументы, договоры, акты сдачи-приемки, накладные, банковские выписки, отчетыисполнителей и т.д. [2, с.45].
В качестве гарантии правналогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РоссийскойФедерации» включена оговорка:
из предмета налоговойпроверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую впорядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 139ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеетдействительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности еетретьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладательинформации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, посуществу, только налогоплательщик может определить, какие из его документовсодержат такую информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано впредоставлении тех или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а онсчитает такой отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказатьотсутствие в документах информации, составляющей коммерческую тайну.
Однако в ПостановленииПравительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые немогут составлять коммерческую тайну» указан весьма обширный переченьдокументов, содержащих информацию, которая не может составлять коммерческуютайну, в том числе: учредительные документы и уставы; документы,предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью(регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленнымформам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимыедля проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательныхплатежей в бюджет; документы об уплате налогов и др. [5, с.10].
Кроме того,дополнительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческуютайну, предусмотрен этим Постановлением Правительства РФ для государственных имуниципальных предприятий до и в процессе их приватизации.
Указание в приведенномперечне на «сведения… необходимые для проверки правильности исчисления иуплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет» не можеттрактоваться как право налогового органа проверять любые документы, которые онсочтет необходимыми. Как уже говорилось, предмет налоговой проверки ограничендокументами, связанными с налогообложением. И хотя круг таких документов широк,он должен определяться не субъективным усмотрением налогового инспектора, а спомощью норм налогового законодательства, что в каждом конкретном случаепозволит установить, связан ли документ с налогообложением. Так, в большинствеслучаев, как правильно указывают некоторые авторы, не влекут налоговыхпоследствий и соответственно не связаны с налогообложением предварительныедоговоры, решения органов управления предприятия о коммерческих перспективах,предполагаемой стратегии и тактике предпринимательской деятельности и т.п.
Перечень сведений,составляющих коммерческую тайну конкретного предприятия, закрепляется приказомего руководителя. Отсутствие такого приказа на момент проверки лишаетпредприятие возможности ссылаться на коммерческую тайну как на основание отказапредставить тот или иной документ [4, с.32].
1.4 Виды и формыналоговых проверок
НК РФ предусматривает двавида налоговых проверок — камеральную и выездную.
Камеральная налоговаяпроверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговыхдеклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащихоснованием для исчисления и уплаты налога, а также других документов одеятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).
Предмет камеральнойпроверки — отчетные и расчетные документы, которые периодически представляютсяналогоплательщиком в налоговый орган в порядке, установленномзаконодательством, например ежегодные декларации о доходах физического лица.
Выездная налоговаяпроверка проводится по местонахождению налогоплательщика. Ее предметом могутбыть любые документы, связанные с налогообложением. При необходимостидолжностные лица налоговых органов, проводящие проверку, могут проводитьинвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр (обследование)производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий,используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных ссодержанием объектов налогообложения (ст. 89 НК РФ) [7, с.68].
Общие правила назначения,проведения и оформления результатов налоговой проверки установлены НК РФ, атакже подзаконными актами — приказом МНС России от 8 октября 1999 г. №АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговыхпроверок», Инструкцией МНС России от 31 марта 1999 г. № 52 «О порядкесоставления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатамрассмотрения ее материалов»[9], Положением о порядке проведенияинвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке,утвержденным приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н,ГБ-3-04/39, и др. Согласно ст. 88 НК РФ камеральные проверки проводятсядолжностными лицами налогового органа в соответствии с их служебнымиобязанностями без какого-либо специального решения руководителя налоговогооргана. Срок проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами с моментапредставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащихоснованием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательствомприменительно к отдельным налогам не предусмотрены иные сроки [10, с.18].
Назначение выездныхналоговых проверок, а также права и обязанности налоговых органов при ихпроведении регламентируются более детально. Будучи главным инструментомналогового контроля выездные проверки требуют более широких полномочийдолжностных лиц налогового органа и соответственно законодательно установленныхгарантий прав налогоплательщиков.
Выездная налоговаяпроверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или егозаместителя.
Решение о назначениивыездной налоговой проверки должно содержать: наименование налогового органа;
· номер решения и датуего вынесения;
· наименованиеналогоплательщика (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) и его ИНН;
· проверяемый периодфинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
· виды налогов, покоторым проводится проверка;
· Ф.И.О., должности иклассные чины проверяющих;
· подпись лица, вынесшегорешение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
НК РФ предусматривает ограничения,связанные со сроками проведения выездной проверки:
· проверкой могут бытьохвачены только три календарных года, непосредственно предшествовавших годупроведения проверки (ст. 87 НК РФ);
· проверка не можетпродолжаться более двух месяцев, хотя в исключительных случаях вышестоящимналоговым органом она может быть продлена до трех месяцев (ст. 89 НК РФ).
Кодексом установленоограничение предмета проверки: запрещается проведение выездных налоговыхпроверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период (ст. 87НК РФ). Исключением из этого правила являются случаи:
а) реорганизации(ликвидации) налогоплательщика;
б) проверки вышестоящимналоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа,проводившего предыдущую проверку. [11, с.28].
Перед началом проверкипроверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и ознакомитьналогоплательщика (должностных лиц организации-налогоплательщика) с решением оназначении проверки. При отсутствии у проверяющих надлежаще оформленногорешения либо служебных удостоверений налогоплательщик вправе отказать им впредставлении документов и даже в допуске проверяющих в свои рабочие помещенияили на свою территорию.
Специальное правилоустановлено НК РФ для налогоплательщиков — физических лиц: доступ должностныхлиц налоговых органов в жилые помещения против воли проживающих в них лицвозможен только в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основаниисудебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).
В целях повышенияэффективности проведения налоговой проверки законодательством установлены такиеважные полномочия должностных лиц налогового органа, как право получения(истребования) документов и осмотра (обследования) помещений. Несмотря на точто ст. 31 НК РФ определяет эти полномочия отдельно от права проведенияналоговых проверок, право истребования документов и осмотра помещений можетиспользоваться только в рамках налоговой проверки, как об этом прямо говоритсяв ст. 92-93 НК РФ.
Лицо, к которому обращенотребование о представлении документов для проверки, обязано направить иливыдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ представления документовможет повлечь применение мер ответственности, установленных ст. 126 НК РФ, атакже выемку документов, процедура которой регламентируется ст. 94 НК РФ. [11,с.38].
НК РФ закрепил правилаоформления результатов налоговых проверок. Необходимо, однако, иметь в виду,что эти правила относятся только к выездным проверкам. Завершение камеральныхпроверок законодательство не связывает с принятием ненормативных актовустановленной формы. Если в ходе камеральной проверки обнаружены какие-либоошибки налогоплательщика, налоговый орган уведомляет его об этом и принеобходимости направляет требование об уплате доначисленной суммы налога.
По окончании выезднойпроверки составляется справка о ее проведении, а выявленные нарушенияфиксируются в акте налоговой проверки. Последний не является актомгосударственного органа, поскольку содержит лишь описание фактов хозяйственнойдеятельности налогоплательщика и выводы работников налоговой инспекции. Поэтомусам по себе акт проверки не создает для проверяемого лица никаких прав илиобязанностей и не может рассматриваться как ненормативный акт налоговогооргана.
Доказательствами могутбыть признаны только те документы, которые получены (созданы) с соблюдениемустановленного порядка. Поэтому для выполнения этой своей функции акт проверкидолжен содержать все необходимые сведения и быть правильно оформленным.
В вводной части актавыездной налоговой проверки указываются общие сведения о проводимой проверке ипроверяемом налогоплательщике, в частности: номер акта проверки; наименование иИНН проверяемой организации (фамилия, имя и отчество, ИНН индивидуальногопредпринимателя); место проведения проверки, дата акта проверки (датаподписания акта проверяющими); дата и номер решения налогового органа напроведение выездной налоговой проверки; вопросы проверки; [7, с.68].
проверяемый периоддеятельности налогоплательщика; дата начала и окончания проверки; юридическийадрес и адрес фактического местонахождения проверяемой организации (постоянногоместа жительства индивидуального предпринимателя); сведения о наличиилицензируемых видов деятельности; сведения о фактически осуществляемыхналогоплательщиком видах финансово-хозяйственной деятельности и др.
Описательная часть актапроверки содержит изложение выявленных налоговых правонарушений или указание наих отсутствие (что, правда, на практике встречается исключительно редко) исвязанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятияправильного решения (постановления) по результатам проверки.
Оформленный акт проверкивручается налогоплательщику или при отказе от его получения направляется ему попочте заказным письмом.
Вынесение решения порезультатам рассмотрения материалов проверки (производство по делу о налоговомправонарушении) включает две стадии:
· рассмотрение материаловпроверки, в том числе представленных налогоплательщиком письменных объяснений(возражений). В случае представления таких объяснений материалы проверкирассматриваются в присутствии должностных лиц или представителейналогоплательщика;
· собственно вынесениерешения, о привлечении налогоплательщика к ответственности, об отказе впривлечении налогоплательщика к ответственности либо, если принятиеобоснованного решения по имеющимся материалам не представляется возможным, опроведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение должносодержать изложение выводов проверяющих и доводов налогоплательщика, результатыпроверки этих доводов, решение о привлечении к ответственности с указаниемконкретных нарушений и применяемых мер ответственности в соответствии справовыми нормами.
На основании вынесенногорешения налогоплательщику направляется требование об уплате сумм доначисленныхналогов и пеней.
Глава 2 Учетпоступлений по налогам и сборам и задолженности по их уплате
2.1 Полномочия повзысканию сумм налогов, пеней и штрафов
Полномочия налоговыхорганов по взысканию сумм налогов, пеней и штрафов — это полномочия, связанныес устранением ущерба, причиненного бюджету неуплатой налоговых платежей, иисполнением мер ответственности, примененных к налогоплательщику. Реализацияэтих полномочий происходит вне рамок налогового контроля, так как представляетсобой последствия нарушений, выявленных при налоговых проверках.
В соответствии сзаконодательными нормами, действовавшими до принятия части первой НК РФ,полномочия по взысканию налогов и пеней — с одной стороны, и полномочия повзысканию штрафов — с другой практически не различались, процедура взыскания итех, и других была одинаковой. Положение изменилось с конца 1996 года, когдаКонституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 17 декабря1996 г. № 20-П указал на неконституционность взыскания налоговых санкций вбесспорном (внесудебном) порядке. Эта позиция нашла свое отражение и в НК РФ.
Право взыскания недоимкипо налогам и пеням установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взысканияконкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности поуплате налога (ст. 45-48 НК РФ). Правила взыскания пеней идентичны процедуревзыскания недоимки по налогам [12, с.18].
Взыскание сумм налогов сорганизаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т.е. безобращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполнойуплаты налога организацией в установленный срок. Если взыскание производится порезультатам налоговой проверки, то под установленным сроком следует пониматьсрок уплаты налога, указанный в требовании, которое направляетсяналогоплательщику.
Для списания сумм налоговсо счета организации-налогоплательщика налоговый орган направляет в банкинкассовое поручение, которое должно быть исполнено банком не позднееследующего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднеедвух последующих дней, если взыскание обращено на валютный счетналогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налоговсписываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т.е. в третью очередь).
В целях защиты имущественныхправ банка НК РФ устанавливает ограничения для списания средств с депозитныхсчетов: суммы налога с таких счетов не списываются до истечения срокадепозитного договора.
Обращение взыскания наимущество налогоплательщика возможно лишь при недостаточности средств на егосчетах или при отсутствии информации о его счетах. При таком взысканииимущество налогоплательщика реализуется на основании специального решенияруководителя (его заместителя) налогового органа путем возбуждения судебнымприставом-исполнителем исполнительного производства в порядке, предусмотренномФедеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительномпроизводстве» [12, с.20].
НК РФ устанавливаеточередность взыскания имущества:
1) наличные денежныесредства;
2) имуществонепроизводственного назначения (ценные бумаги, валютные ценности, легковойавтотранспорт и т.д.);
3) готовая продукция(товары);
4) сырье, материалы иосновные средства, участвующие в производстве;
5) имущество, переданноепо договорам иным лицам во владение, пользование или распоряжение;
6) иное имущество.
Смысл установления такойочередности заключается в предоставлении налогоплательщику возможностипродолжать свою производственную деятельность несмотря на взыскание.
Необходимо иметь в виду,что на имущество, переданное во владение, пользование или распоряжение другимлицам, взыскание обращается только после расторжения или признаниянедействительными соответствующих договоров в порядке, установленномгражданским законодательством. Причем само по себе желание налогового органаобратить взыскание на данное имущество не может служить основанием длярасторжения договора или признания его недействительным, поскольку ущерб,нанесенный бюджету, не может устраняться ущемлением прав добросовестных контрагентовналогоплательщика [13, с.7].
Взыскание недоимки поналогу с организаций осуществляется через предъявление иска в суд в следующихслучаях:
· решение о взысканиипринято по истечении 60 дней с момента окончания срока исполнения требования обуплате налога;
· вывод об имеющейся уналогоплательщика недоимке основан на изменении налоговым органом юридическойквалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либостатуса и характера деятельности налогоплательщика. Налоговые органы нередкопо-своему трактуют сделки или деятельность налогоплательщиков и доначисляютналоги исходя из собственных представлений о них. Например, деятельностьнекоммерческой организации может рассматриваться ими как предпринимательская,договоры купли-продажи (при определенных условиях) — как безвозмездная передачаимущества, договоры займа — как оказание безвозмездных финансовых услуг,договоры о совместной деятельности — как реализация товаров (работ, услуг) ит.д. В таких случаях НК РФ обязывает налоговые органы взыскивать доначисленныеналоги в судебном порядке;
· недоимка взыскивается сорганизаций, являющихся по отношению к налогоплательщику зависимыми (дочерними)организациями, либо с организаций, которые по отношению к налогоплательщикуявляются основными (преобладающими, участвующими).
Довольно широкораспространена практика, когда предприятие, с которого налоговый орган пытаетсявзыскать недоимку, не получает выручки от реализации продукции (работ, услуг)на свои банковские счета, а направляет финансовые потоки в родственныеорганизации. В результате инкассовое поручение, выставленное налоговым органом,может годами не исполняться из-за отсутствия средств на счете. [14, с.15].
Норма ст. 31 НК РФпредусматривает возможность предъявления налоговыми органами иска о взысканиисуммы недоимки, пеней и штрафов с родственных юридических лиц, если:
а) недоимка числится заналогоплательщиком более трех месяцев;
б) на счета зависимых(дочерних) или основных (преобладающих, участвующих) организаций приходитвыручка за реализуемые налогоплательщиком товары (работы, услуги).
Суммы налогов и пеней сфизических лиц взыскиваются налоговым органом исключительно путем обращения всуд с соответствующим иском. Иски к индивидуальным предпринимателямрассматриваются в арбитражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющимтакого статуса, — в суде общей юрисдикции. В случае удовлетворения исковыхтребований налогового органа взыскание выполняет судебный пристав-исполнитель впорядке, установленном для исполнительного производства. Очередность обращениявзыскания на имущество налогоплательщика — физического лица установлена такойже, какая предусмотрена для взыскания сумм недоимки с организаций.
2.2Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетахналогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуальногопредпринимателя или налогового агента — организации, индивидуальногопредпринимателя в банках
1. Вслучае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность поуплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания наденежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя в банках.
2.Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящейстатье — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счетаналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетнуюсистему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетовналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя.
3.Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного втребовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истеченияуказанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанногосрока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случаеналоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателяпричитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд втечение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплатеналога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может бытьвосстановлен судом.
Решениео взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней послевынесения указанного решения.
Вслучае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговомуагенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате егополучения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считаетсяполученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
4.Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную системуРоссийской Федерации направляется в банк, в котором открыты счетаналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании иподлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленнойгражданским законодательством Российской Федерации.
5.Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание нате счета налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечислениеналога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взысканиеналога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а принедостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетовналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя.
Взысканиеналога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной суммеплатежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации,установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся навалютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органаодновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляетпоручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Расходы,связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счетналогоплательщика (налогового агента).
Непроизводится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налоговогоагента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличииуказанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечислениепо истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитногосчета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если кэтому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налоговогооргана на перечисление налога.
6.Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднееодного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения,если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двухоперационных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, еслиэто не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданскимзаконодательством Российской Федерации.
2.3Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имуществаналогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуальногопредпринимателя
1. Вслучае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый органвправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежныхсредств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и сучетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии состатьей 46 настоящего Кодекса.
Взысканиеналога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя производится по решению руководителя(заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трехдней с момента вынесения такого решения соответствующего постановлениясудебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренномФедеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетомособенностей, предусмотренных настоящей статьей.
(вред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Решениео взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одногогода после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
(абзацвведен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2.Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя должносодержать:
1)фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа,выдавшего указанное постановление;
2)дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя)налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика илиналогового агента;
(вред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
3)наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянногоместа жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя илиналогового агента — индивидуального предпринимателя, на чье имуществообращается взыскание;
4)резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налоговогооргана о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налоговогоагента) — организации или индивидуального предпринимателя;
(вред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
5)дату вступления в силу решения руководителя (заместителя руководителя)налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя;
(в ред.Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
6)дату выдачи указанного постановления.
3.Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителемруководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налоговогооргана.
(вред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
4.Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся впостановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок содня поступления к нему указанного постановления.
5. Взысканиеналога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1)наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не былообращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
(пп.1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2)имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров),в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений,легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3)готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, неучаствующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия впроизводстве;
4)сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия впроизводстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и другихосновных средств;
5)имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжениедругим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если дляобеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнутыили признаны недействительными в установленном порядке;
6)другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личногопользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи,определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Вслучае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами,налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с моментареализации имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя за счетвырученных сумм.
2.4Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика(плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальнымпредпринимателем
1. Вслучае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимсяиндивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплатеналога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском овзыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах вбанке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физическоголица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм,указанных в требовании об уплате налога.
2.Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может бытьподано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течениешести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может бытьвосстановлен судом.
3. Кисковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, можетприлагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложенииареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.
4.Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имуществаналогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальнымпредпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальнымзаконодательством Российской Федерации.
5.Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, неявляющегося индивидуальным предпринимателем, на основании вступившего взаконную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом«Об исполнительном производстве» с учетом особенностей,предусмотренных настоящей статьей.
6. Взысканиеналога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегосяиндивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:
1)денежных средств на счетах в банке;
2)наличных денежных средств;
3)имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжениедругим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если дляобеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнутыили признаны недействительными в установленном порядке;
4)другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личногопользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого всоответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Вслучае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами,налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальнымпредпринимателем, обязанность по уплате налога считается исполненной с моментаего реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С моментаналожения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в бюджетнуюсистему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов неначисляются.
(вред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
8.Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретатьимущество налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальнымпредпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взысканииналога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегосяиндивидуальным предпринимателем.
9.Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счетимущества плательщика сбора.
10.Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней занесвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на все болеерасширяющийся круг задач, которые государство ставит перед налоговыми органами,основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов,который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанныхНК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Основными формаминалогового контроля являются налоговые проверки. Их значимость объясняетсяпрежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны смероприятиями, проводимыми при выездных и камеральных налоговых проверках.Получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данныхучета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечениядохода, проводятся либо в процессе непосредственного осуществления налоговыхпроверок, либо являются логическим продолжением последних, инициируются ихрезультатами. Именно этим и объясняется место, которое занимают налоговыепроверки среди форм налогового контроля.
Большое значение имеютвыездные налоговые проверки для выявления случаев нарушения налоговогозаконодательства. Это, наверное, никому не надо доказывать. Однако в последнеевремя налоговые органы особое внимание уделяют именно повышению эффективности камеральныхналоговых проверок. Почему? Выездные налоговые проверки очень трудоемки,занимают много времени, в связи с этим данной формой налогового контроля могутбыть охвачены всего лишь 20-25% налогоплательщиков. Остальные, не являющиесяпредметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такойформы, как камеральная проверка, практически были бы не охвачены налоговымконтролем. Этого не происходит благодаря камеральным проверкам, которымподвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность.Народная мудрость гласит: «на то и щука, чтобы карась не дремал».Именно в ходе проведения камеральных проверок налогоплательщик чувствуетпостоянный контроль над собой со стороны налоговых органов: говоря образно,каждой своей клеточкой ощущает близость недремлющего ока налогового инспектора.
Более того, как уже былоотмечено, камеральные проверки — прекрасный способ выбрать техналогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа впроцессе выездных проверок. При камеральных проверках налоговые органы проводятбольшую работу, которая является непосредственной подготовкой к посещениюналоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренныев ст. 88 НК РФ правомочия налоговых органов в ходе камеральных проверок(возможность требовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получитьобъяснения и дополнительные документы и т.д.) позволяют им в рамках даннойформы налогового контроля выявить проблемы в деятельности налогоплательщика,более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любогоналогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов ивзысканию штрафных санкций.
В связи с вышесказаннымстановится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки являются темзвеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективностьсвоей работы.
Мы, наверное, неошибемся, если скажем, что осуществляемая сегодня модернизация налоговыхорганов — это, по сути, модернизация порядка осуществления камеральныхналоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимостикоторой так много говорят и пишут работники налоговых органов, направлена, восновном, на выполнение двуединой задачи. Во-первых, на экономию рабочеговремени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажныхносителей в свои информационные сети. Во-вторых, на повышение эффективностиименно камеральных налоговых проверок.
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный закон «О государственном регулированиипроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции» от22.11.1995 г. № 171-ФЗ (в редакции федеральных законов от7.01.1999 г.
№ 18-ФЗ; от 29.12.2001 г. № 186-ФЗ).
2.Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ «О внесенииизменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».
3.Федеральный закон от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральномбюджете на2005 год».
4.Федеральный закон от 28.07.2004 г. № 86-ФЗ «О внесенииизменений в гл. 22 ч. II Налогового кодекса РФ».
5.Налоговый кодекс Российской Федерации.
6.Бюджетный кодекс Российской Федерации.
7. Указ Президента РФ от11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления вРоссийской Федерации» (пп. «а», «в» п.3) упраздненаФедеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее функции повыявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушенийпереданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (см.: СЗ РФ.-24.03.2003.- № 12, ст. 1099.)
8ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991№943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» //Ведомости СНД иВС РСФСР. -11.04.1991. -№15, ст.492.
9.Собрание постановленийПравительства РФ.- 1998. -№ 1,2, ст. 7.
10.Бюджетный кодекс Российской Федерации.
11.Бетин О.И. Бюджетная система в России: проблемырегулирования и управления. — М.: Изд-во Московского государственногоуниверситета, 1999.
12.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002.
13.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. М.В.Романовского. — М.: Юрайт, 1999.
14.Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов:Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Павловой. — М.: Финансовая академия приПравительстве РФ, 1995.
15.Гончаренко Л.И., Грушина Д.К., Мельникова Н.П. Основыналогообложения: Учеб. пособие. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ,1998.
16.Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. — М.: Анкил,1992.
17.Караваева И. В., Архипкин И. В. Косвенное налогообложениев России начала XX века: этапы трансформации // Финансы. 2001. № 8.
18.Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоговая система России: Учеб.пособие. — М.: Российская экономическая академия, 1999.
19.Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. — М.:Вузовская книга, 1999.
20.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. — М.:ИНФРА-М, 2002.
21.Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. B.C.Барда, Л.П. Павловой. — М.: Кнорус, 2004.
22.Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского,О.В. Врублев-ской. — СПб.: Питер, 2000.
23.http://www.allpravo.ru/diploma/doc3918p/instrum3919/item3923.html- _ftnref1#_ftnref1 Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.- С. 33-34.
24.Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского,О.В. Врублев-ской. — СПб.: Питер, 2000.
25.Налоги: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы истатистика, 2003.
26.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г.Русаковой, В.А. Кашина. — М.: ЮНИТИ, 1998.
27.Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Подред. И.В. Горского. — М.: Финансы и статистика, 2003.
28.Налоговая система зарубежных стран / Под ред. В.Г.Князева. — М.: ЮНИТИ, 1997.
29.Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. — М.: Фин-статинформ, 1996.
30.Пансков В.Г. Комментарий к Налоговому кодексу РоссийскойФедерации. 4-е изд. с изм. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.
31. Подробнее о сущности и методахналоговых проверок см.: В.И. Макарьева. Сущность камеральных и документальныхпроверок, проводимых налоговыми органами, и особенности бухгалтерского учетадля целей налогообложения / Приложение к журналу «Налоговыйвестник».- М., 1997.