ОглавлениеВведениеГлава 1. Оценка эффективности использования ресурсовструктурного подразделения1.1 Исследование сложившегося уровня и структурыиспользования ресурсов1.2 Факторный анализ производственно-экономическихрезультатов структурного подразделения1.3 Выявление возможностей повышения эффективностииспользования ресурсовГлава 2. Информационно- методическое обеспечениеопределения потребности финансирования текущей деятельности 242.1 Организационно-экономические условия формированияпотребности в финансировании2.2 Информационное обеспечение финансирования текущейдеятельности2.3 Методическое обеспечение определения потребности финансированиятекущей деятельностиГлава 3. Обоснование плановой потребности в финансированиитекущей деятельности структурного подразделения3.1 Разработка комплекса мер по повышению эффективностииспользования ресурсов структурного подразделения3.2 Обоснование плановых объемов финансирования текущейдеятельностиЗаключениеСписок использованной литературыПриложения
Введение
Актуальностьтемы. В современных условиях перед предприятиями Российской Федерации все болееостро встает проблема эффективного использования ресурсов. По мере развития конкуренциина рынке норма прибыли снижается до 10 — 15 процентов[1]. В этихусловиях все большую роль играет совершенствование управления ресурсамиструктурных подразделений предприятия.
Процесссоздания продукции на предприятии связан с вовлечением в него различныхэкономических ресурсов. Ресурсы представляют собой определенные экономическиевозможности: средства производства, которые могут быть задействованы длясоздания благ; условия производства продукции; предметы труда. Все онисуществуют до начала экономической деятельности и определяют возможность создаватьпродукцию в определенных масштабах.
В текущейхозяйственной деятельности структурное подразделение вынуждено закупать сырье иматериалы, оплачивать транспортные и иные услуги, нести расходы по хранениюматериальных запасов, предоставлять отсрочки платежа покупателям (клиентам) ит. д. Поэтому необходима краткосрочная потребность в ликвидных денежныхсредствах, т. е. в собственных оборотных средствах.
Гибкоефинансирование текущей деятельности означает изменение его объемов всоответствии с изменяющимися потребностями структурного подразделения воборотном капитале.
Для созданияпродукции задействуются не все, а лишь отдельные экономические ресурсы вопределенных объемах. Этот объем обычно выражают через категорию «затраты».Следовательно, повышение эффективности использования ресурсов предприятияпроисходит в результате совершенствования процесса управления затратами.
В современнойэкономической литературе представлено большое количество публикаций,посвященных вопросам содержания, организации, совершенствования управленияресурсами. Однако, к сожалению, у экономистов нет единого мнения по вопросу осущности категорий «затраты» и «управление ресурсами» структурногоподразделения.
Целью выпускнойквалификационной работы является анализ и обоснование потребностифинансирования текущей деятельности структурного подразделения.
В соответствии суказанной целью, в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотрениетеоретических аспектов оценки эффективности использования ресурсов структурногоподразделения, исследования сложившегося уровня и структуры использованияресурсов, факторного анализа производственно — экономических результатовструктурного подразделения, выявления возможностей повышения эффективностииспользования ресурсов;
2. Исследованиеинформационно-методического обеспечения определения потребности финансированиятекущей деятельности;
3. Выявлениеорганизационно-экономических условий формирования потребности в финансировании;
4. Рассмотрениеинформационного обеспечения финансирования текущей деятельности и методическогообеспечения определения потребности финансирования текущей деятельностиструктурного подразделения «МебельСити»;
5. Обоснованиеплановой потребности в финансировании текущей деятельности структурного подразделения«МебельСити»;
6. Разработкакомплекса мер по повышению эффективности использования ресурсов структурногоподразделения «МебельСити»;
7. Обоснованиеплановых объемов финансирования текущей деятельности «МебельСити».
Объект исследования – ресурсыструктурного подразделения «МебельСити». Предмет исследования – процессфинансирования текущей деятельности структурного подразделения.
Теоретической иметодологической основой выпускной квалификационной работы являются материалыисследований, научных публикаций и работ отечественных и зарубежных ученых испециалистов по вопросам анализа и эффективности использования ресурсовпредприятия.
/>/>Методикаисследования основывалась на изучении, обобщении, систематизации и оценкеполученной информации, анализе и практической реализации полученных выводов ирезультатов.
/>/>Выпускнаяквалификационная работа проект состоит из введения, трех глав, заключения, спискаиспользованной литературы и приложений.
Глава 1. Оценка эффективности использования ресурсовструктурного подразделения 1.1Исследование сложившегося уровня и структуры использования ресурсов
Объектом анализа являетсяструктурное подразделение. Структурное подразделение начало свою деятельностьянваря 2004 года. Основной вид деятельности – розничная торговлянепродовольственными товарами, специализируется на продаже мебели. Основнойцелью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросовпотребителей.
Общая площадь торговогопредприятия составляет 680 кв. м. Площадь торгового зала магазина составляет457 кв. м. В торговом зале выставлены образцы мебели.
Условием бесперебойнойработы структурного подразделения является полная обеспеченность трудовыми иматериальными ресурсами. Потребность в материальных ресурсах определяется вразрезе их видов на нужды основной и не основной деятельности структурногоподразделения и на запасы, необходимые для нормального функционирования наконец периода.
1.1.1 Анализиспользования трудовых ресурсов структурного подразделения
Организационная структураструктурного подразделения показана на рисунке 1.
По функциональномусоставу работников структурного подразделения можно условно распределить на три группы:
1)руководители и специалисты;
2)торгово-оперативный персонал;
3)вспомогательный персонал.
К первойгруппе относятся работники, выполняющие функции управления, и специалисты,освобожденные от непосредственного торгового обслуживания. Специалисты могутиметь высшее и среднее специальное образование.
/>/>/>/>/> /> /> /> /> /> /> /> />
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ
Рис.1.1. Организационнаяструктура структурного подразделения
Дляруководителей самого высокого уровня в аппарате управления, кроме высшегообразования, в должностных характеристиках выдвигается требование к стажуработы по профилю на руководящих должностях не менее 5 лет. Аналогичный стажработы по профилю требуется и для замещения должностей заместителя директора.
Вторуюгруппу, образует торгово-оперативный персонал. В нее включаются работники,занятые в основном непосредственным обслуживанием покупателей.
К третьейгруппе относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятыехранением, подготовкой к продаже товаров, их размещением, содержаниемматериально-технической базы.
Штатноерасписание магазина приведено в приложении 2.
Применяемая в магазине схема оплаты труда:
Заработная плата директора магазина и его заместительсостоит из двух частей: оклад – 70% заработной платы, вторая часть (30%) зависитот итогов работы магазина.
Такая же схема оплаты труда применяется к работеэкспедитора.
Заработная плата бухгалтера зависит от отработанноговремени (повременная оплата труда).
Таблица 1.1
Структура средств, направляемых на потребление за год по структурному подразделению, руб.Показатели Базисный год Отчетный год
Откл-е по
структуре, % сумма
в %
к итогу сумм,
в %
к итогу Средства, направленные на оплату труда, всего 2015480 100 3076070 100 В том числе средства, включаемые в издержки обращения: 1719204,4 85,3 2922267 95 9,7 — оплата труда работников по тарифным ставкам, сдельным расценкам, должностным окладам 624798,8 31 2279368 74,1 43,1 — установление надбавок и доплат к тарифным ставкам и должностным окладам 249919,52 12,4 307607 10 -2,4 — премии работникам за производственные результаты 612705,92 30,4 104586,4 3,4 -27 — оплата труда работников, не состоящих в штате, за выполнение работ по договору 30232,2 1,5 36912,84 1,2 -0,3 — оплата отпусков 122944,28 6,1 141499,2 4,6 -1,5 — выплата надбавки за выслугу лет 78603,72 3,9 52293,19 1,7 -2,2 Выплаты за счет прибыли: 296275,56 14,7 153803,5 5 -9,7 — оказание материальной помощи 84650,16 4,2 36912,84 1,2 -3 — оплата дополнительных отпусков (сверх предусмотренных законодательством) 14108,36 0,7 18456,42 0,6 -0,1 — оплата путевок на лечение 2015,48 0,1 3076,07 0,1 — выплата единовременных поощрений 26201,24 1,3 15380,35 0,5 -0,8 — выплата вознаграждений по итогам работы за год 169300,32 8,4 79977,82 2,6 -5,8
Заработная плата менеджеров по продажам и сборщиковмебели зависит от индивидуальных итогов. Основной системой оплаты трудаявляется разновидность сдельной системы – комиссионные. То есть продавцыполучают процент от товарооборота. Бухгалтерией установлен лимит по уровнюзатрат на оплату труда. Руководство постоянно заботится о том, чтобы размерзаработной платы с одной стороны не был слишком низким (ниже среднего размеразаработной платы по отрасли), а с другой стороны старалось не превыситьустановленный лимит.
1.1.2 Анализ наличия, движения и эффективностииспользования основных производственных фондов организации
Основные фонды являютсянаиболее значимой составной частью имущества предприятия и его и еговнеоборотных активов.
Основные средства – этоосновные фонды, выраженные в стоимостном измерении.
Основные средства– это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственномпроцессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переноситсяна производимую продукцию частями по мере снашивания. К ним относятся: здания,сооружения, различные машины и оборудования, приборы и инструменты,производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки находящиеся всобственности предприятия, внутрихозяйственные дороги и прочие основныесредства.
Роль основных фондов впроцессе труда торговых работников определяется тем, что в своей совокупностиони образуют материально- техническую базу и определяют производственную мощьпредприятия.
Срок полезногоиспользования основных средств торговых предприятия определяется исходя из техническихусловий их эксплуатации и установлений органов государственного управления вэтой сфере. Если такие установления отсутствуют, то срок полезногоиспользования основных средств определяют с учетом их производительности имощности, а также реальных условий эксплуатации на предприятии.
Таблица 1.2.
Анализ состояния ииспользования основных фондов, тыс.руб.Показатель Базисный год Отчетный год Отклонение (+;-) Темп отклонения (%) Товарооборот, руб. 13243,20 19000,00 5756,80 30,30 Численность 14,00 21,00 7,00 33,33 Производительность труда 945,94 904,76 -41,18 -4,55 Стоимость ОФ, в т.ч. 15489,00 17456,00 1967,00 11,27 активной части 9632,00 10236,00 604,00 5,90 Фондоотдача 0,86 1,09 0,23 21,45 Фондоемкость 1,17 0,92 -0,25 -27,30 Фондовооруженность 688,00 487,43 -200,57 -41,15
Данные таблицыпоказывают, что возросла стоимость основных фондов на 12,7 %, абсолютное отклонениесоставило 1967 тыс. руб. Активная часть тоже увеличилась на 6,3 %.
1.1.3 Анализ наличия и эффективности использованияоборотных средств организации
Оборотные средства — этоавансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерногокругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая дляподдержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму послеего завершения.
Таблица 1.3
Анализ состояния ииспользования оборотных средств, тыс.руб.Показатель Базисный год Отчетный год Отклонение (+;_) Темп отклонения (%) Товарооборот по себестоимости, руб. 9967,67 12654,88 2687,21 21,23 Оборотные средства (ОС) 3730,42 4535,83 805,41 17,76 Оборачиваемость ОС 2,67 2,79 0,12 4,23 Товарооборот на 1 рубль ОС 2,67 2,79 0,12 4,23 ОС на 1 рубль товарооборота 0,37 0,36 -0,02 -4,42
По данным таблицы, можносделать вывод, что товарооборот по себестоимости из-за увеличения товарооборотав розничных ценах увеличился 2687,21 тыс.руб.
Товарооборот на 1 рубль оборотныхсредств вырос на 0,12 тыс. руб., что говорит об эффективном управленииоборотными активами магазина.
Оборачиваемость оборотныхсредств в числе оборотов увеличилась на 0,12 что говорит об ускоренииобновления оборотных средств.
1.1.4 Анализ себестоимости и затрат
Затраты по доведениютоваров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежнойформе называются издержками обращения. К ним относятся расходы натранспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а такжеадминистративно – управленческие расходы торговых предприятий. Состав издержекобращения регламентируется «Основными положениями по составу затрат, включаемыхв себестоимость продукции (работ и услуг)». Издержки обращения представляютсобой стоимостную оценку материальных, трудовых и иных затрат (потребленнуючасть ресурсов и затрат на хозяйственную деятельность).
Постоянные издержкиобращения представляют собой затраты, которые в каждый данный момент не зависятнепосредственно от величины и структуры товарооборота. Эти издержки обращенияявляются постоянными только в коротком периоде деятельности, по мере ростаобъема товарооборота они имеют тенденцию к снижению.
Переменными называютсяиздержки обращения, величина которых находиться в непосредственной зависимостиот объема и структуры товарооборота. Сущность этих издержек можно выразить итак: к переменным относятся издержки, связанные с использованиемпроизводственных факторов, величина которых определяется изменениями реализациитоваров (услуг).
Постоянные и переменныерасходы составляют общую величину издержек обращения.
Анализ издержекобращения будет произведен по данным бухгалтерской и статистической отчетности,материалам текущего их учета, первичных и сводных документов. Исходнаяинформация об издержках обращения по структурному подразделению представлена втаблице 1.4.
В действующих ценахтоварооборот предприятия в отчетном году повысился на 43,5 %, а уровеньиздержек обращения уменьшился по сравнению с базисным годом на 1,23 %. Этоговорит о том, что издержки увеличиваются медленнее, чем товарооборот.
Перейдем к анализусостава и структуры издержек обращения отдельных статей расходов. Такоепостатейное ознакомление покажет, на какие статьи издержек обращения следуетобратить особое внимание. По анализируемому торговому предприятию издержкиобращения в разрезе отдельных статей сложились следующим образом (приложение1).
Таблица 1.4
Анализ издержек обращенияструктурного подразделения Показатель Базисный год Отчетный год
Отклонение
(+;-) Темп отклонения (%) Товарооборот в действующих ценах 13243,20 19000,00 5756,80 30,30 Сумма издержек обращения 3097,89 4210,38 1112,49 26,42 Уровень издержек обращения (%) в действующих ценах 23,39 22,16 -1,23 -5,56 Затратоотдача 4,27 4,51 0,24 5,27 Затратоемкость 0,23 0,22 -0,01 -5,56 Сумма валового дохода 3275,53 6345,12 3069,59 48,38 Удельный вес издержек обращения в валовом доходе 1,06 1,51 0,45 29,84
По одним статьям издержекобращения структурного подразделения достиг относительного их снижения, подругим – допустила относительный перерасход.
По сравнению с планомпроизошло увеличение расходов на оплату труда на 0,97%.
Относительное снижениерасходов произошло: по прямым расходам – на 0,22%; по транспортным расходам –на 4,07%; офисных расходов — на 0,17% и накладным расходам – на 0,03%; насоциальный фонд и налоги – 0,23%; по прочим издержкам – на 0,35%.
Всего относительное снижение по отдельным статьямиздержек составило 1,23%.
1.1.5 Анализ прибыли и рентабельности
Прибыль ирентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективностьпроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль влияет на такойобобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотныхсредств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов. Выявление резервовроста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанныхнаправлений экономического анализа.
Таблица 1.5
Анализ прибылирентабельности, тыс.руб.Показатель Базисный год Отчетный год
Отклонение
(+;-) Темп отклонения (%) Товарооборот 13243,20 19000,00 5756,80 30,30 Сумма валового дохода 3275,53 6345,12 3069,59 48,38 Уровень валового дохода 24,73 33,40 8,66 25,94 Сумма издержек обращения 3097,89 4210,38 1112,49 26,42 Уровень издержек обращения 23,39 22,16 -1,23 -5,56 Прибыль от реализации 177,64 2134,74 1957,10 91,68 Рентабельность от реализации 1,34 11,24 9,89 88,06 Налог с продаж 35,53 426,95 391,42 91,68 Прибыль чистая 142,11 1707,79 1565,68 91,68 Рентабельность чистая 1,07 8,99 7,92 88,06
Данные таблицы показывают,что в структурном подразделении в отчетном периоде произошло увеличениетоварооборота на 30,3%, а сумма издержек обращения увеличилась на 26,42. Врезультате превышения доходов над расходами, в предприятия увеличилась рентабельностьна 7,92. Чистая прибыль в отчетном году по сравнению с базисным повысилась на1565,68 тыс.руб. и составила 1707,79 тыс.руб. 1.2 Факторный анализ производственно-экономическихрезультатов структурного подразделения
Чтобы повыситьэффективность деятельности структурного подразделения, необходимо выяснитьвнутренние и внешние причины, влияющие на эффективность их деятельности.
Существуют различныематематические методы исследования и различные экономические модели, позволяющиевыявить особенности функционирования экономического объекта и на основе этогопредсказывать его будущее поведение при изменении каких-либо параметров. Помнению Г. Хармана, математическая модель экономического объекта — это егогомоморфное отображение в виде совокупности уравнений, неравенств, логическихотношений, графиков[2].В модели все взаимосвязи переменных могут оцениваться количественно, чтопозволяет получать качественный и надежный прогноз. Изучение модели дает новыезнания об объекте или позволяет определить наилучшие решения в той или инойситуации. Для любого экономического субъекта прогноз означает получение лучшихрезультатов или избежание потерь.
Для решения задач вусловиях вероятностной неопределенности используются методы математическойстатистики, в том числе метод факторного анализа. Развитие факторного анализадатируется 1904 г., но его еще не применяли к деятельности структурногоподразделения на практике он оказался очень эффективным.
В начале нашего векаметоды факторного анализа были созданы и разрабатывались исключительно для нуждпсихологии; сейчас стала очевидна универсальность этих методов.
Специалисты, работающиена предприятиях, нуждаются в определении (выделении) доминирующих факторов,которые влияют на основные показатели деятельности структурного подразделения:объем продаж, прибыль предприятия, поэтому эта работа представляет для нихособую ценность.
Без проведения этогоанализа достаточно трудно предугадать влияние отдельных факторов (внешних ивнутренних) на деятельность структурного подразделения и решить вопрос онаилучшем вложении капитала.
Сам факторный анализсостоит в том, чтобы объяснить причину корреляции между переменными, которыехарактеризуют результаты функционирования некоторого объекта. Эта особенностьважна при исследовании деятельности коммерческих предприятий, посколькупозволяет вскрыть глубинные факторы, влияющие на показатели эффективности структурногоподразделения, и тем самым в дальнейшем определить наилучшие способы управленияи регулирования деятельности предприятий. Этот метод очень эффективен дляанализа деятельности структурного подразделения и для принятия решений. Вфакторном анализе широко используется корреляция. Обычно применяют коэффициенткорреляции смешанного момента, в основе которого лежит предположение о том, чтоизучаемая зависимость имеет линейный характер. Фундаментальным уравнениеммногофакторного анализа, описывающим связь между коэффициентом корреляции исоответствующими факторными нагрузками, является (1.1).
Так, если имеютсяпеременные а и б, которые взаимосвязаны, то можно написать уравнение корреляциимежду ними следующим образом:
/> (1.3)
/> — это нагрузки первого фактора пообеим переменным а и б. После определения корреляции надо перейти к расчетуфакторных нагрузок.
Предлагается модификацияалгоритма факторного анализа для расчета факторных нагрузок. Он состоит из двухэтапов.
Этап I. Выделениефакторов
/> - сумма коэффициентовкорреляции в столбце переменной а; Т — сумма всех коэффициентов корреляции в матрице.
5. Проверка точностирасчетов.
/> (1.4)
6. Вычисление матрицыпервых остатков корреляции.
7. Обращение знаков вматрице первых корреляций.
/>
8. Нахождение столбца снаибольшей отрицательной суммой; эта сумма переписывается в следующей строке спротивоположным знаком.
Все остальные элементыновой строки, за исключением того, который уже определен как наибольшаяотрицательная сумма по столбцу с обратным знаком, вычисляются следующимобразом: к сумме соответствующего столбца добавляется с противоположным знакомудвоенное значение элемента того же столбца, стоящего на пересечении собращаемой строкой.
9. Определение элементовновой строки; вычисление их суммы.
Определение следующегостолбца с наибольшей отрицательной суммой. Повторение процедуры, описанной в п.2-4; при этом используются изменившиеся итоги столбцов, записанные впредшествующей строке.
10. Если то п. 9, еслинет, то п. 2.
11. />суммы по каждому столбцув матрице первых остатков корреляции, но не учитывая элементы, стоящие наглавной диагонали.
12. />, то п. 11. если нет, топ. 8.
/> (1.5)
Вычисление величин изапись их в новую матрицу вторых остатков корреляции.
Расчет нагрузок третьегофактора, п. 6-11.
Этап. II. Вращение системы координат
Построение факторнойматрицы.
/> (1.6)
Построение графиков пофакторной матрице и приведение их к простой структуре. В диалоговом режиме сэкспертом.
Интерпретация полученныхрезультатов. В диалоговом режиме с экспертом. При использовании факторногоанализа совокупность переменных, изучаемых с точки зрения связей между ними, невыбирается произвольно: этот метод позволяет выявить основные факторы, оказывающиесущественное влияние в данной области.
Повысить адекватностьфакторной модели реальному процессу можно путем многомерного статистическогоанализа системы исходных показателей за ряд лет. Для этого необходимоиспользовать временную факторную модель, которая дает возможность проводитьанализ не только в статистике, но и в динамике.
Временная факторнаямодель позволяет исследователю идентифицировать те исходные признаки, которыеслабо проявили себя в прошлом, но существенно влияли в течение последних лет. Спомощью этой модели становится возможным получение дополнительной информации обизучаемом экономическом процессе путем выявления признаков, ослабивших илиусиливших свое влияние за последние годы, а также признаков, существенновлияющих на фактор в течение всего изучаемого периода времени. Идентификациейпризнаков можно гибко улавливать произошедшие изменения в исследуемом процессе.
Составим таблицу дляформализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.
Таблица 1.6
Анализ прибыли пофакторамПоказатели По базису По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен 1 2 3 4 5 1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 245411 2471810 2540210 2471810 2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 218221 2198250 2246770 2178710 3. Прибыль (убыток) от реализации 27190 273560 293440 293100
Определим степеньвлияния на прибыль следующих факторов:
а) изменение отпускныхцен на продукцию. Это влияние определяется как разностьмежду выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4)и ценах базисного периода (графа 3). В структурном подразделения она составляет68400 руб. (2540210-2471810) и отражает рост цен в результате инфляции.;
б) изменение договорныхцен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Дляэтого используется сведения о себестоимости продукции:
2178710-2246770=-68060
в) увеличение объема реализациипродукции в оценке по базисной полной себестоимости.Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объемареализации в оценке по базисной себестоимости:
2198250/218221=10,07
Затем корректируютбазисную прибыль на данный коэффициент и вычисляют из нее базисную прибыль:
27190х10,07-27190=246613
г) увеличение объемареализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции.Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется наразность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускнымбазисным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке посебестоимости в базисных ценах:
27190(10,07-10,07)=0
д) уменьшение затрат на1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяетсякак разность между полной себестоимостью в базисных ценах фактическиреализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учетаизменений договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы:
2198250-2178710=19540
е) изменениесебестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полнойсебестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализациипродукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованнойпродукции:
218221х10,07-2198250=-765
Результаты анализапредставлены ниже в таблице 1.7 в сводке влияния факторов на отклонение прибылиот реализации продукции.
Таблица 1.7
Результаты факторногоанализаПоказатели Рубли Отклонение прибыли – всего в т.ч. за счет: 266250 а) изменения отпускных цен на продукцию +68400 б) изменения цен на материалы и тарифов -68060 в) изменения объема реализации продукции +246613 г) изменения структуры продукции д) снижения уровня затрат (режима экономии) +19540 е) изменения структуры затрат -765
Как видно из этихданных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение объемареализации продукции (92%), экономия затрат составила (7%).
Затраты на 1 рубль продукции, работ, услуг — это основной обобщающий показатель,характеризующий себестоимость и уровень рентабельности продукции. Онобеспечивает увязку себестоимости с прибылью, как обезличенный показательпозволяет оценить динамику затрат, проанализировать факторы изменения затрат.Затраты на 1 рубльпродукции подвержены влиянию таких факторов, как структурные сдвиги впродукции, изменения самих затрат, изменение цен на готовую продукцию, на сырьеи материалы.
Для анализанеобходимо иметь такую информацию:
1) объем продукции (Qпл или Qб, ,Qф,);
2) себестоимость продукции (Спл(б) и Сф);
3) цены на продукцию (Цпл(б) и Цф).
Исходя изэтих компонентов, общая схемаформирования затрат на 1 руб.продукции:
/> (1.7)
Индекснымметодом формирование и анализ затрат можно представить таким образом:
а) затраты поплану или базе:
/> (1.8)
(здесь идалее вместо плана можно сопоставить с базой);
б) фактически:
/> (1.9)
в) общееизменение затрат на 1 рубльпродукции:
ДЗР = ЗРф — ЗРпл. (1.10)
Общепринятымиспособами анализируют темпы роста или прироста на
1 руб. продукции.
Общееотклонение в затратах (АЗР) можно разложить по факторам:
1) влияние на изменение затрат на 1 руб. продукции сдвигов в
структурепродукции:
/> (1.11)
2) влияние изменения затрат напроизводство:
/> (1.12)
Желательно изобщего изменения затрат на 1 рубльпродукции за счет себестоимости выделить влияние изменений цен и тарифов наматериалы.
Влияниеизменения цен на сырье и материалы и тарифов на потребленную энергию на уровеньзатрат на 1 рубльпродукции определяется сопоставлением фактических затрат этого вида,приходящихся на 1 рубльфактического объема продукции, с плановыми затратами, приходящимися на 1 рубль фактической продукции;
3) влияние изменения цен на продукцию:
Алгоритмфакторного анализа затрат на 1 рубльпродукции в табличном варианте выглядит следующим образом (таблица 1.8).
Таблица 1.8.
Факторныйанализ затрат на 1 рубль продукции (тыс. руб.)руб. продукции структура ассортимента продукции изменение затрат цены на продукцию цены на материалы и энергию 1. Затраты по плану план план план план 2. Плановые затраты в пересчете на фактический выпуск и ассортимент факт план план план 3. Фактические затраты при плановых ценах на продукцию и материалы факт факт план план 4. Фактические затраты при плановых ценах на продукцию факт факт факт план 5. Фактические затраты факт факт факт факт
Схема расчетафакторов (таблица 1.8):
(стр. 5 — стр. 1) = общее отклонение;
(стр. 5 — стр. 4) = влияние цен на продукцию;
(стр. 2 — стр. 1) = влияние структурных сдвигов;
(стр. 3 — стр. 2) = влияние себестоимости.
Влияние ценна материалы можно найти по разнице:
1) находимвлияние цен и на материалы, и на продукцию (стр. 2 — стр. 3);
2) из этойразницы вычитаем найденное ранее влияние цен на
продукцию.
Таблица 1.8
Данные дляанализаПоказатели Предыдущий год По плану отчетного года Фактически за отчетный год Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 218221 2198250 2246770 Товарная продукция, тыс. руб. 245411 2471810 2540210 Затраты на рубль продукции, коп. 86,39 88,03 85,62
Изприведенных в таблице 1.8 данных видно, что каждый рубль продукции должен былобеспечить 11,97 коп. (100-88,03) плановой прибыли. Фактически же прибыльсоставила 14,83 коп. (100-85,62). Показатель затрат на рубль продукциипозволяет сравнивать достигнутый уровень себестоимости не только с планом, но ис уровнем предшествующих периодов, хотя такое сопоставление имеет несколькоусловный характер, так как состав продукции ежегодно меняется. В предыдущемпериоде получено с каждого рубля продукции 13,61 коп. (100-86,39), что на 1,64коп. больше, чем планировалось 913,61-11,97), а фактически больше, чем по плануна 2,41 коп. (14,38-11,97), что свидетельствует о скрытых резервах в снижениизатрат на производство продукции.
Таблица1.9
Расчетвлияния факторов на товарной продукции способом цепной подстановки
Затраты
на
рубль
продукции Расчет ФАКТОРЫ
объем
продаж
структура
продаж
уровень
удельных
переменных
затрат
сумма
постоянных
затрат
отпускные
цены на
продукцию Усл.1 2198250: 2471810=83,0 факт план план план план Усл.2 2198250: 2540210=82,99 факт факт план план план Усл.3 2198250: 2540210=82,99 факт факт факт план план Усл.4 2198250: 2540210=82,99 факт факт факт факт план факт 2246770: 2540210=85,62 факт факт факт факт факт А общ. -2,38(85,62-88,0) в т.ч. -5 -0,01 - - +2,63
Аналитическиерасчеты, приведенные в таблице 5 показывают, что размер затрат на рубльпродукции изменился за счет следующих факторов:
Увеличениеобъема производства продукции: 83,00-88,00 = -5,0 коп.
Изменениеструктуры производства: 82,99-83,00 = -0,01 коп.
Повышение ценна продукцию: 85,62-82,99 коп.
Итого(85,62-88,0) = -2,38 коп.
Дляустановления влияния исследуемых факторов на изменение суммы прибыли необходимоабсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножитьна фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах:
/> (1.13)
Таблица 1.10
Расчетвлияния факторов на изменение суммы прибылиФакторы Расчет влияния факторов Изменение суммы прибыли, тыс. руб. Объем производства [(-5) х 2540210:100] +1544,1 Структура продукции [(-0,01) х 2540210:100] +3,1 Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию [(+2,63) х 2540210:100] -812,2 Итого -2,38 +735,0 1.3 Выявление возможностей повышения эффективностииспользования ресурсов
Повышениеэффективности использования денежных ресурсов предполагает создание системыуправления ликвидностью структурного подразделения, которая включает в себянесколько составляющих. Поговорим о каждой из них поподробнее.
Оперативноеуправление денежными ресурсами – планирование денежных потоков. Оноосуществляется с помощью платежного календаря. Основная цель составления такогокалендаря заключается в формирование графика денежных потоков на ближайшийпериод (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким образом, чтобыгарантировать выполнение всех необходимых платежей, минимизировать излишкиденежных средств на счетах и избежать кассовых разрывов.
Платежныекалендари могут различаться в зависимости от специфики бизнеса и предпочтенийтоп-менеджмента. Однако они обязательно должны содержать данные о поступленияхи выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств (обычно с разбивкой подням и источникам поступления).
Приформировании платежного календаря на месяц требуется смоделироватьраспределение запланированных денежных потоков по неделям и дням. Практикапоказывает, что если в компании более 5 процентов платежей являютсявнеплановыми или производятся в нарушение внутреннего порядка их осуществления,то, скорее всего, внутренние бизнес-процессы управления не отлажены, регламентыосуществления платежей некорректны либо на предприятии существуют проблемы сфинансовой дисциплиной.
Пониманиетого, как распределяются расходы во времени, помогает выявить наиболее рисковыес точки зрения возникновения кассовых разрывов моменты и заблаговременнопровести мероприятия по перераспределению бремени платежей (например, разнестина разные недели выплату заработной платы и перечисление в бюджет налогов,вовремя воспользоваться кредитными ресурсами).
Дляподдержки оперативного управления денежными потоками, повышения скорости и качествапринятия решений в этой области требуется также автоматизация соответствующихбизнес-процессов.
Эффективноеиспользование свободных денежных средств.
Основнаясложность, с которой сталкиваются при выборе финансового инструмента, связана стем, что компании необходимо иметь возможность моментально извлечь деньги ивложить их в основной бизнес.
Управлениедебиторской и кредиторской задолженностью. Дебиторская задолженность являетсянеотъемлемым элементом сбытовой деятельности любой компании. Слишком высокаядоля «дебиторки» в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовуюустойчивость структурного подразделения и повышает риск финансовых потерь.
Системууправления дебиторской задолженностью можно разделить на два крупных блока:кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать ее какинструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение рискавозникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.
Разумноеиспользование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению долирынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результатыструктурного подразделения.
Приформировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размердебиторской задолженности как в целом для структурного подразделения, так и покаждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, структурноеподразделение в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т. к.увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своейрыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужноподдерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.
Неменее значимой характеристикой коммерческого кредита является срок, на которыйон выдан. Большинство компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам,ориентируются на предложения конкурентов. Нужно также следить за тем, чтобысредняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичногопоказателя по кредиторской задолженности. Нельзя допускать, чтобы структурноеподразделение, получив кредит в банке на 30 дней, своим покупателямпредоставляла отсрочку платежа на 40 дней. В противном случае избежатьвозникновения дефицита денежных средств будет сложно.
Основныминструментом контроля дебиторской задолженности служит так называемый реестрстарения. Он представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов,которые группируются по периодам просрочки платежа, и составляется исходя изполитики компании в области кредитования контрагентов.
Однимиз наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать потокденежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторскойзадолженности, является система пеней и штрафов. Она применяется в случаенарушения сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, идолжна быть предусмотрена в договоре.
Контрольсостояния кредиторской задолженности – важная часть управления структурнымподразделениеи в целом, поскольку при умелом управлении такая задолженностьможет стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемныхсредств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами,согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты,во многом зависит эффективность использования полученных средств. С другойстороны, структурное подразделение не должно попадать в зависимость откредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств срасходами по их обслуживанию.
Управлениедолговым портфелем структурного подразделения. Долговой портфель может включатьв себя самые разные инструменты, что позволяет структурному подразделению, содной стороны, выполнять стоящие перед ней задачи, а с другой — за счетдиверсификации источников финансирования снижать риск финансовойнеустойчивости.
Припланировании объема долговых обязательств структурное подразделение должностремиться не только удовлетворить собственные потребности в заемных средствах,но и обезопасить себя от риска неплатежеспособности и сохранить финансовуюустойчивость. Очень важно рассчитать предельный размер заимствований, которыйопределяется исходя из показателей кредитоспособности структурногоподразделения, например таких, как лимит по сумме ликвидных активов и лимит посумме собственных средств. Лимиты заимствований необходимо периодическипересматривать с учетом особенностей деятельности структурного подразделения.
Материальныересурсы
Чтобынадежно защитить и максимально эффективно использовать собственные активы,необходима постановка системы внутреннего контроля снабжения и движенияматериальных ресурсов на структурном подразделении. Данная система включает всебя нормирование системы закупок и складирования запасов, а также мониторингматериальных ресурсов.
Нормированиесистемы закупок и складирования запасов. Внедрение системы нормирования закупокна основе предварительного составления бюджета продаж поможет определитьреальную потребность в этих ресурсах.
Системанормирования, помимо непосредственного алгоритма расчета нормативов, включает всебя разработку регламентов, тестирование разработанной модели нормирования икорректировку разработанной методики. Какими бы точными ни были расчеты и какойбы хорошей ни была созданная на предприятии модель управления запасами, этамодель не будет работать, если отсутствует эффективное управление, а такжечеткие и понятные регламенты, описывающие порядок работы с ресурсами. Апоскольку расчет и контроль нормативов — крайне трудоемкие процессы, на первыйплан выходит также необходимость автоматизации этих процессов.
Внедрениесистемы нормирования материальных ресурсов на первых этапах может оказаться нестоль удачным. Фактические значения ресурсов могут значительно отличаться отнормативных из-за:
- отсутствия достоверной оперативной информации. На моментвнедрения системы нормативов часть данных о фактическом состоянии материальныхресурсов часто получают только из бухгалтерского учета, а эта информациязапаздывает в среднем на 15—30 дней;
- использования при расчете экспертных оценок. Для оценки рядапоказателей, учитываемых при расчете нормативов, если необходимаястатистическая информация отсутствует, используются экспертные оценки.Естественно, руководители подразделений, выступающие в роли экспертов, вбольшинстве случаев стремятся завысить эти значения, что зачастую искажаетрасчетную величину нормативов.
Чтобырешить перечисленные проблемы и максимально сократить разрыв между фактическимразмером материальных ресурсов и установленными нормативами, необходимовнедрить систему мониторинга.
Мониторингматериальных ресурсов. Система мониторинга, созданная в структурномподразделении, обеспечивает менеджмент фактическими данными о размерахматериальных ресурсов, информацией о времени задержек поставок и платежей ирезультатами анализа отклонений от установленных нормативов. Кроме того, с еепомощью отслеживаются величины затратного, кредитного и чистого циклов.
Внутреннийконтроль системы учета материальных ценностей включает в себя проведениеплановых и внеплановых инвентаризаций, установку контрольных приборов иоборудования.
Приобретениеи установка контрольного оборудования требуют от структурного подразделениядополнительных затрат. Однако эти расходы экономически оправданны, т. к. они нетолько направлены на обеспечение сохранности имущества, но и позволяют получитьдополнительную управленческую информацию о технологических процессах икорректно учесть выпуск произведенной продукции.
Применяявышеперечисленные методы в управлении материальными ресурсами, структурноеподразделение получает возможность реально сэкономить, сократив стоимостьзакупок в среднем на 5–7 процентов.
Глава2. Информационно-методическое обеспечение определения потребности финансирования текущейдеятельности
2.1 Организационно-экономические условия формирования потребности в финансировании
Анализ объемов продаж иассортимента продукции структурного подразделения «МебельСити» приведен втаблице 2.1.
Таблица 2.1.
Динамика продаж мебели в структурномподразделении «МебельСити» за 2008-2009 г. (тыс. руб.)
Наименование
продукции
Объем
2008 г.
Объем
2009 г.
Темп роста, %
2008г ./ 2009г. 1. Мебель в отпускных ценах 2007 г. ВСЕГО 13243,2 19000 30,30 в том числе: Мебель бытовая из нее: — мебель для кухни 1720 1910 9,95 — мягкая мебель 1520 1395 -8,96 — детская мебель 120,3 295 59,22 Мебель для общеобразовательных школ 268 575 53,39 Мебель для дошкольных учреждений 29 100 71,00 Прочая специальная мебель 2311 2570 10,08 ИТОГО: 5968,3 6845 12,81 2. Основной ассортимент
— столы 3152 6245 49,53 — стулья 375,2 927 59,53 — шкафы 2484 2703 8,10 — кресла 344 525 34,48 — диваны, тахты, кушетки 60,2 95 36,63 — диван-кровати 219 270 18,89 — кровати деревянные 640,5 1390 53,92 ИТОГО: 7274,9 12155 40,15
Анализируя объем продаж структурногоподразделения «МебельСити» можно отметить, что в целом объем продаж увеличилсяна 5756,8 тыс. руб., в отчетном году объем продаж мягкой мебели снизился на 9%,произошло увеличение объема продаж столов на 98 % и увеличение продаж стульев в147 %.
Рассмотрим динамикумебели по категориям, см.рис.2.1.
/>
Рис 2.1. Динамика продажмебели по категориям (2008-2009гг).
Как показывает график,основным ассортиментом, бесспорно, остаются бытовая мебель и прочая специальнаямебель (к этой категории относится и торговое оборудование, и офисная мебель,иногда и работы «под заказ»).
Структура мебельнойпродукции по категориям приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Структура продаж мебели покатегориям в структурном подразделении «МебельСити» за 2008-2009 г. (тыс. руб.)
Наименование
продукции
Объем
2008 г.
Структура,
%
Объем
2009 г.
Структура,
% Мебель бытовая из нее: — мебель для кухни 1720 28,818 1910 27,903 — мягкая мебель 1520 25,467 1395 20,379 — детская мебель 120,3 2,015 295 4,309 Мебель для общеобразовательных школ 268 4,490 575 8,400 Мебель для дошкольных учреждений 29 0,485 100 1,460 Прочая специальная мебель 2311 38,721 2570 37,545 ИТОГО: 5968,3 100 6845 100
Итак, наибольший объем вструктуре занимает мебель для кухни, мягкая мебель и прочая специальная мебель.
Также остановимся болееподробно на основном ассортименте. Графически динамика основного ассортиментаза два года, см. рис.2.2.
/>
Итак, наиболеевостребованным видом товаров являются столы, шкафы, кровати. За исследуемыйпериод их продажа увеличилась очень существенно (продажа столов, стульев икроватей возросла почти в два раза).
Таблица 2.3.
Структура продаж мебелипо видам в структурном подразделении «МебельСити» за 2008-2009 г. (тыс. руб.)
Наименование
продукции
Объем
2008 г.
Структура,
%
Объем
2009 г.
Структура,
% столы 3152 43,327 6245 51,378 стулья 375,2 5,157 927 7,626 шкафы 2484 34,144 2703 22,237 кресла 344 4,728 525 4,319 диваны, тахты, кушетки 60,2 0,827 95 0,781 диван-кровати 219 3,010 270 2,221 кровати деревянные 640,5 8,804 1390 11,435 ИТОГО: 7274,9 100 12155 100
По данным таблицы видно,что в основном продаются столы, шкафы и кровати. Наименее продаваемые – тахты,кушетки, кресла и диван-кровати.
2.2 Информационноеобеспечение финансирования текущей деятельности
Финансовое управление на предприятии может бытьэффективным только в том случае, если субъекты управления будут иметь четкоепредставление о средствах и обязательствах предприятия, выручке и затратах,прибылях и налогах, фондах и ресурсах. Финансовая информация, отражающаядеятельность структурного подразделения «МебельСити», представляет собой систему показателей о движенииденежных средств. Такая система пользуется как внешними, так и внутреннимиданными в процессе финансового анализа, планирования и принятия решений.Финансовые отчеты содержат только ту информацию, которая выражена в денежномизмерении. Соизмеримость показателей обеспечивается благодаря общей стоимостнойединице — деньгам, позволяющим суммировать и комбинировать получаемые сведения,воссоздавать и анализировать события,которые отражают финансовые показатели.
Однако не все характеристики хозяйственнойдеятельности могут быть выражены в денежных единицах. Это относится кассортименту продукции, эффективности использования основных фондов, кадровомупотенциалу, маркетинговым исследованиям и т.п. Возникающее несоответствиенивелируется способностью управленческого учета отражать не только стоимостные,но и натуральные показатели. Периодичность представления сведений в этом случаеподчинена только необходимости принятия оперативных управленческих решений, асодержательная часть представляет коммерческую тайну и предназначена длявнутреннего пользования. Умение читать, понимать и истолковывать финансовуюотчетность и сопутствующую информацию позволяет реконструировать происшедшиехозяйственные операции и на этом основании готовить прогнозы и варианты будущихфинансовых решений. Таким образом, финансовый анализ выступает одним изважнейших конструктивных элементов финансового менеджмента, а его результатыявляются основанием для принятия обоснованного финансового решения.
Внутренние источники информации в качестве основыимеют бухгалтерскую отчетность — такую информационную модель структурногоподразделения «МебельСити», которая благодаря своей унифицированности и общимстандартам годится для оценки имущественного и финансового положенияпредприятия. Однако частота получения такой информации невысока и связана сподготовкой квартальной или годовой отчетности. Финансовое состояние в этомслучае оценивается но показателям, характеризующим основные результатыхозяйствования, изменение активов, состав и структуру капитала. Оценкойфинансовой результативности является прибыль, полученная от операционной деятельности,внереализационных действий, реализации имущества и т.п. Общий итог — полученнаяпредприятием прибыль или убыток за опетный период.
Состав и структуру активов характеризуют показатели,отражающие состояние внеоборотных активов, запасов готовой продукции, средств врасчетах и денежных средств. Долгосрочные пассивы, собственные и приравненные кним средства, другие показатели источников и обязательств структурногоподразделения «МебельСити» дают представление о динамике капитала. Сложностьиспользования информации в финансовом управлении объясняется обязательностьюежеквартального представления баланса предприятия, отчета о финансовыхрезультатах и других форм.
Финансовая информация о деятельности структурногоподразделения «МебельСити» содержится не только в отчетных формах,разрабатываемых с установленной периодичностью. Она есть и в оперативныхсведениях о состоянии банковских счетов, плановых и фактических данных обобъемах отгрузки и продаж, ежедневных изменениях дебиторской и кредиторскойзадолженности, размеров производимых закупок сырья, материалов и другихматериальных ценностей, динамике запасов и т.п.
Потребители финансовой информации о деятельности структурногоподразделения «МебельСити» могут прибегать к различным источникам ееполучения, причем полнота сведений будет определяться спецификой функцийкаждого из них по отношению к хозяйствующему субъекту. Для финансовогоменеджера информация должна быть доступной и полной. Для контрагента(предприятия-поставщика) главным является информация о платежеспособности.Кредиторов прежде всего интересуют кредитоспособность заемщика, перспективывозврата предоставленных средств. Инвесторы заинтересованы в информации,характеризующей предприятие как объект надежного размещения средств, способныйреализоватьинвестиционнуюпрограмму. Для собственников прежде всего интересна оценка рентабельности,прибыльности, а также уровень риска утраты капитала. Способность структурногоподразделения «МебельСити»к устойчивому развитию, получению большей прибыли в будущем объединяет всехпотенциальных пользователей информации о его финансовом состоянии.
2.3Методическое обеспечение определения потребности финансирования текущейдеятельности
Финансы структурногоподразделения «МебельСити» — это совокупность денежных отношений, связанные сформированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия.Финансы структурного подразделения «МебельСити» обеспечивают круговоротосновного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом,налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениямифинансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции:
- воспроизводственную;
- контрольную.
Воспроизводственнаяфункция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного иоборотного капитала в процессе коммерческой деятельности структурногоподразделения «МебельСити» на основе формирования и использования денежныхдоходов и накоплений. Контрольная функция — это финансовый контроль за хозяйственнойдеятельностью структурного подразделения «МебельСити». Финансовая стратегияпредприятия строится на определенных принципах организации:
1. Жесткая централизацияфинансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовымиресурсами, их концентрацию на основных направленияхпроизводственно-хозяйственной деятельности.
2. Финансовоепланирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средствструктурного подразделения «МебельСити» и основные направления их расходования.
3. Формирование крупныхфинансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу структурногоподразделения «МебельСити» в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры.
4. Безусловноевыполнение финансовых обязательств перед партнерами.
Финансовое положение структурногоподразделения «МебельСити» находится в непосредственной зависимости от того,насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет либо при том же объеме продажвысвободить из оборота часть оборотных средств, либо при том же размереоборотных средств – увеличить объем продаж.
Деловая активность вфинансовом аспекте находит свое отражение в оборачиваемости средств структурногоподразделения «МебельСити», которая выражается при помощи относительныхпоказателей, которые очень важны для организации по следующим причинам:
- от скорости оборота средств зависитразмер годового оборота;
- с размерами оборота, а следовательно,и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянныхрасходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этихрасходов;
- ускорение оборота на той или инойстадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на другихстадиях.
Финансовое состояние структурногоподразделения «МебельСити» прямо пропорционально скорости превращения средств,вложенных в активы, в реальные деньги. На длительность нахождения средств вобороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы. К внешнимфакторам относятся:
- отраслевая принадлежность;
- сфера деятельности организации;
- масштаб деятельности организации;влияние инфляционных процессов;
- характер хозяйственных связей спартнерами.
К внутренним факторамотносятся:
- эффективность стратегии управленияактивами;
- ценовая политика организации;
- методика оценки товарно-материальныхценностей и запасов.
Для оценки эффективностииспользования оборотных средств применяются показатели оборачиваемости активов,которые характеризуют эффективность оборачиваемости активов в целом, оборотныхактивов, в том числе запасов и дебиторской задолженности. Показателиоборачиваемости представлены рассчитаны в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Деловая активность структурногоподразделения «МебельСити» в 2007-2009 гг.Наименование коэффициента 2007 г. 2008 г.
Откло-
нения 2009 г. Откло-нения Общие показатели оборачиваемости 1.Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача), оборотов 4,37 4,08 -0,36 3,69 -0,39 2.Коэффициент оборачиваемости оборотных (мобильных) средств, оборотов 6,28 5,19 -1,09 4,5 -0,69 3. Фондоотдача, оборотов 14,58 19,56 4,98 20,01 0,45 4. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 8,75 9,46 0,71 10,29 0,83 6.Оборачиваемость материальных средств (запасов), дней 14,95 14,89 -0,06 9,75 -5,14 7.Оборачиваемость денежных средств, дней 61,04 45,49 -15,55 100,46 54,97 8.Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах, оборотов 14,56 9,71 -4,85 9,12 -0,59 9. Срок погашения дебиторской задолженности, дней 24,73 37,08 12,35 39,47 2,39 10. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов 8,97 7,67 -1,3 6,14 -1,53 11. Срок погашения кредиторской задолженности, дней 40,13 46,94 6,81 58,63 11,69
Коэффициент общейоборачиваемости (ресурсоотдача), или коэффициент трансформации, отражаетскорость оборота всего капитала организации или эффективность использованиявсех имеющихся ресурсов независимо от их источников. Данный показатель деловойактивности имеет большое аналитическое значение, так как он тесно связан сприбыльностью организации, а следовательно, влияет на результативность еефинансово-хозяйственной деятельности.
Данные таблицы 2.4показывают, что в 2008 году этот показатель уменьшился на 0,36 оборота исоставил 4,08 оборота, в 2009 году также произошло снижение оборотов на 0,39 исоставил 3,69 оборота. Это значит, что в организации медленнее совершалсяполный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
Коэффициент собственногокапитала показывает активность использования средств. На каждый инвестированныйрубль собственных средств предприятия приходится 8,75 руб. выручки в 2007 году,на каждый инвестированный рубль собственных средств предприятия приходится 9,46руб. выручки в 2008 году. В 2009 году на инвестированный рубль собственныхсредств предприятия приходится 10,29 руб. выручки.
Чем выше показательоборачиваемости запасов, тем меньше затоваривание и тем быстрее предприятиепогашает долги. В 2008 году этот показатель для структурного подразделения«МебельСити» составил 14,89 дней, в 2009 году произошло уменьшение на 5 дней.Это благоприятная величина оборачиваемости материальных запасов дляпроизводственной организации.
Скорость отдачи насобственный капитал отражает активность использования денежных средств. В 2008году его значение составило 2,5 оборотов, в 2009 году значение увеличилось до2,8 оборотов. Значение этого показателя свидетельствует о работе собственныхсредств — на каждый рубль инвестированных собственных средств приходится 0,3тыс. руб. выручки от продажи.
Под ликвидностью(платежеспособностью) структурного подразделения понимают способность кбыстрому погашению своих краткосрочных долговых обязательств. Ликвидностьпредприятия оценивают по ряду показателей, в основе расчета которых определениесоотношения ликвидных оборотных активов предприятия и его краткосрочных долговыхобязательств.
Проведенный анализликвидности балансов структурного подразделения «МебельСити» за период 2007 –2009 гг., выявил тенденции и динамику изменений по годам. С этой целью былисоставлены аналитические балансы, выделив группы имущества и источников постепени ликвидности и срочности погашения соответственно.
Анализ измененияудельного веса ликвидных групп имущества за анализируемый период (табл.2.5)показывает, что доля групп А1 и А2 абсолютно ликвидных и быстрореализуемыхактивов была меньше вместе взятых групп А3 и А4 (медленно реализуемых итруднореализуемых).
Таблица 2.5
Анализ ликвидностибаланса структурного подразделения «МебельСити» в 2007 – 2009 гг.Группы актива 2007 г. 2008 г. 2009 г. тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % А1 1096 7,16 1733 8,99 982 3,65 А2 4596 30,03 8118 42,12 10818 40,23 А3 4967 32,46 5342 27,72 10121 37,63 А4 4643 30,35 4080 21,17 4972 18,49 Итого 15302 100 19273 100 26893 100
В абсолютном иотносительном значении это выглядит следующим образом: сумма активов (А1 + А2)равна 5692 тыс. руб. (37,19 %) на конец 2007 года, 9851 тыс. руб. (51,11 %) наконец 2008 года, 11800 тыс.руб. (43,88%) на конец 2009 года. То есть за период2007 – 2009 гг. актив баланса становился менее ликвидным. Анализ пассива балансапо группам срочности платежей представлен автором в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Анализ пассива баланса структурногоподразделения «МебельСити», 2007 – 2009 гг.Группы пассива 2007 г. 2008 г. 2009 г. тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % П1 7495 48,98 10592 54,96 16954 63,04 П2 - - - - - - П3 164 1,07 348 1,81 349 1,29 П4 7643 49,95 8333 43,23 9590 35,66 Итого 15302 100 19273 100 26893 100
Баланс считаетсяабсолютно ликвидным, если:
А1 ≥ П1; А2 ≥П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4;
В 2007 году значениенеравенства показало:
1096 ≥ 7495; 4596 ≥0; 4967 ≥ 164; 4643 ≤ 7643;
Первое неравенство невыполняется, поэтому баланс не считается абсолютно ликвидным.
В 2008 году значениенеравенства показало:
1733 ≥ 10592; 8118 ≥0; 5342 ≥ 348; 4080 ≤ 8333;
В данном случае однонеравенство не выполняется, поэтому баланс не считается ликвидным.
В 2009 году значениенеравенства показало:
982 ≥ 16954; 10818≥0; 10121 ≥ 349; 4972 ≤ 9590;
В данном случае такжеодно неравенство не выполняется, поэтому баланс не считается ликвидным.
Доля группы срочныхплатежей (П1) в 2008 году составила 54,96 % (10592 тыс. руб. в стоимостномвыражении), увеличилась в 2009 году – 63,04% (16954 тыс. руб.). Соответственноуменьшалась доля самой «неплатежной группы» — П4. В 2007 года – 49,95 % (7643 тыс.руб.), в 2008 году – 43,23 % (8333 тыс. руб.), в 2009 году – 35,66 % (9590 тыс.руб.). Это свидетельствует о том, что ликвидность пассива баланса такжеухудшалась, «пик» которого пришелся на конец 2008 года, когда с одной стороны вактивах преобладали труднореализуемые, а с другой стороны, группа срочныхплатежей имела значительный удельный вес, все это отразилось наплатежеспособности структурного подразделения «МебельСити». Расчет показателейликвидности свидетельствуют о неблагоприятной тенденции по платежеспособности.Этому способствовали как внешние, так и внутренние факторы. Среди внешних:ухудшение общеэкономической обстановки в стране, снижение платежной дисциплины.К внутренним факторам можно отнести: изменение форм расчетов с покупателями, в основномиспользование системы предварительной оплаты и оплаты за наличный расчет.
Таким образом, в ходепроведенного анализа выявились проблемы в финансовой политике структурногоподразделения «МебельСити» табл.2.7.
Таблица 2.7
Причины возникновенияпроблем в области управления финансовой деятельностью структурногоподразделения «МебельСити»Проблема Причины возникновения проблем внешние внутренние Низкая доля денежных средств в выручке
— неплатежеспособность предприятий-контрагентов;
— фискальная система (например, безакцептное списание в счет задолженности по налогам);
— конкуренция со стороны аналогичных предприятий;
— прочие.
— отсутствие финансовой экономической стратегии структурного подразделения– не производится выбор стратегических альтернатив, не определены пути выхода из создавшегося положения;
— просчеты в маркетинговой и сбытовой политике,
ассортиментной политике и ценообразовании;
— посредники, на счетах которых оседают деньги предприятия. Неэффективное управление финансовыми потоками
— нестабильная ситуация на рынке, трудность прогнозирования спроса и поступлений денежных средств;
— использование сложных схем расчетов через дочерние и прочие фирмы.
— неэффективная работа служб маркетинга и сбыта, проблемы на стыках «маркетинг – финансы»;
— отсутствие четких процедур планирования, анализа и контроля движения денежных средств, отсутствие или недоработки в финансовом плане предприятия;
— присутствие дебиторской задолженности;
— нет инструмента автоматизации планирования и управления финансовыми потоками, обеспечивающего оперативные вариантные расчеты финансовых планов.
Наиболее крупные потери вдолгосрочной перспективе структурное подразделение «МебельСити» несет из-заотсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путейдостижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую сучастием систем финансового планирования и контроля, управленческого учета.
Таким образом, напредприятии, в течение анализируемого периода видно, что коэффициент общейоборачиваемости снизился, медленнее совершается полный цикл производства иобращения, что уменьшает прибыль. Коэффициент оборачиваемости запасовуменьшился, что положительно влияет на финансовую деятельность организации.Показатели ликвидности данного предприятия свидетельствуют о неблагоприятнойтенденции по платежеспособности. Далее будут рассмотрены рекомендации направленныеповышение эффективности использования ресурсов структурного подразделенияструктурного подразделения «МебельСити».
Глава3. Обоснование плановой потребности в финансировании текущей деятельностиструктурного подразделения
3.1 Разработка комплексамер по повышению эффективности использования ресурсов структурногоподразделения
Степень эффективностииспользования экономических ресурсов предприятием определяется относительнодостигнутого общественным производством уровня развития производительных сил и,разумеется, производственных и прочих отношений, относительно эффективностииспользования ресурсов конкурентами.
Целью разработкифинансовой политики структурного подразделения «МебельСити» должно являтьсяпостроение эффективной системы управления финансами, направленной на достижениестратегических и тактических целей его деятельности.
Бухгалтерии структурногоподразделения «МебельСити»необходимо:
- рассчитатьпотребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от ихпривлечения);
- правильно выбратькредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки,способы ее расчета – сложным процентом или простым процентом, сроки погашения,формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов ит.д.);
- составить планпогашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложенияприбыли.
Бухгалтерии структурногоподразделения «МебельСити» целесообразно постоянно контролировать очередностьсроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих напрактике способов:
1) хеджирование (компенсация активов обязательствамипри равном сроке погашения);
2) финансирование по краткосрочнымссудам;
3) финансирование по долгосрочнымссудам;
4) финансирование преимущественно подолгосрочным ссудам (консервативная политика);
5) финансирование преимущественно пократкосрочным ссудам (агрессивная политика).
В настоящих условияхструктурное подразделение «МебельСити» может поддерживать обеспеченность взятыхссуд следующими методами:
а) увеличение долиликвидных активов;
б) удлинение сроков, накоторые выдаются ссуды предприятию.
В результате анализаоборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом ихнормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:
1. Принятие решения озамене неденежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимальногокритического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов илиопераций по переуступке прав требования долга.
2. Составление программыпо ликвидации задолженности и выплате заработной платы.
3. Рассмотрениевозможности реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет ивнебюджетные государственные фонды.
В целях управленияиздержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данныефинансово экономического анализа, которые дают первоначальное представление обуровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности. При разработкеучетной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы калькулированиясебестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление оструктуре издержек, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческихрасходов.
При разработке учетнойполитики службам, осуществляющим планирование деятельности структурногоподразделения «МебельСити», совместно с бухгалтерией следует правильно выбратьбазу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либовыбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованнойпродукции.
В целях созданияпредпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качествапринимаемых финансово-экономических решений необходимо четко определить иорганизовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:
А) переменные затраты,которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему продаж. Это расходына закупку готовой продукции, потребление электроэнергии, транспортныеиздержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
Б) постоянные затраты,изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов продаж. Ктаким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит,арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административныерасходы и др.;
В) смешанные затраты,состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся,например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфныерасходы и др.
Большую роль приформировании финансовой политики структурного подразделения «МебельСити» имеетвыбор амортизационной политики. Структурное подразделение «МебельСити» можетприменить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки,произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо порекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки, на сумму налога наимущество, а следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того,сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль структурногоподразделения «МебельСити».
Создание надежной игибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросовбюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизациюдеятельности предприятия. Функционирование такой системы требует тесноговзаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других службпредприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:
I. Повышение управляемости иадаптированности структурного подразделения «МебельСити» к изменениям натоварных и финансовых рынках.
II. Обеспечение оперативного полученияинформации о необходимости корректировки стратегии и тактики управленияпредприятием.
С переходом на качественноиной уровень текущего планирования структурное подразделение «МебельСити»расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства,становится более привлекательным для сторонних инвесторов. Внедрение системысквозного финансового планирования делает структурное подразделение«МебельСити» информационно — «прозрачным» для коммерческих банков иинвестиционных компаний, что способно расширить возможности предприятия впредоставлении долгосрочных кредитов.
Анализ финансовойдеятельности структурного подразделения «МебельСити» дает возможностьразработать программу мероприятий по повышению эффективности управленияфинансовой деятельностью на предприятии и обеспечить контроль за еепрактическим осуществлением, по следующим направлениям:
1. Построениесистемы управления денежными потоками в структурном подразделении «МебельСити».
2. Методика расчетаэкономичного размера заказа и материальных запасов.
3. Методикапроведения мероприятий по управлению дебиторской задолженностью предприятия.
3.2Обоснование плановых объемов финансирования текущей деятельности/> 3.2.1Построение системы управления денежными потоками в структурном подразделении «МебельСити»
1. Принципы управленияденежными потоками:
1.1. Информативнойдостоверности и прозрачности.
1.2. Плановости иконтроля.
1.3. Платежеспособности иликвидности.
1.4. Рациональности иэффективности.
2.Задачи управленияденежными потоками
2.1. Внедрение напредприятии системы планирования
2.2. Внедрение напредприятии учета, анализа и контроля.
3.Эффективностьуправления денежными потоками предполагает
3.1. Увеличение оборачиваемости денежныхактивов и дебиторской задолженности, а также выбора рациональной структурыденежных потоков.
3.2. Использованиевременно свободных денежных средств (в том числе страховых остатков) путемосуществления финансовых инвестиций структурного подразделения «МебельСити».
3.3. Обеспечениепрофицита денежных средств и необходимой платежеспособности структурногоподразделения «МебельСити» в текущем периоде путем синхронизации положительногои отрицательного денежного потока в разрезе каждого временного интервала.
4. Способы по изысканиюдополнительных денежных поступлений
4.1.Способы по изысканиюдополнительных денежных поступлений от основных средств:
4.1.1. Необходимопроанализировать степень использования оборудования с тем, чтобы определитьперечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности.
4.1.2. Обсудить сперсоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего иожидаемого уровня продаж, возможности оптимизации использования помещений иливозможности нахождения подрядчика для выполнения некоторых производственныхпроцессов на стороне.
4.2. Способы по взысканиюзадолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств:
4.2.1. Создать стимул своим клиентам быстрее платить посчетам путем предоставления специальных скидок.
4.2.2. Создать систему оценки клиентов, которая бысуммировала все риски, связанные с таким деловым партнером. Общая зависимостьот такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары наскладе, подготовленные к отгрузке, продукцию, предназначаемую этому клиенту.Установить формальный лимит кредита каждому клиенту, которые будут определятьсяобщими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, иоценкой финансового положения конкретного клиента.
4.2.3. Рассмотреть возможность продажи дебиторскойзадолженности банку.
4.2.4. Способы по разграничению выплат кредиторам по степениприоритетности для уменьшения оттока денежных средств:
4.2.5. Разделить поставщиков на категории по степени ихважности для деятельности и прибыльности компании. Интенсифицировать контакты скритически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремлениек сотрудничеству.
4.2.6. Предложить различные схемы платежей: убедитькредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторонсохранить взаимовыгодные отношения, и постараться достичь соответствующего соглашенияоб этом.
4.2.7. Отложить осуществление платежей менее важнымпоставщикам.
4.3. Способы увеличениюпритока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений:
4.3.1. Оценить, какие срочные потребности в капитальныхинвестициях нельзя отложить на более поздний срок.
4.3.2. Остановить инвестиционные проекты, которые стали менееэффективными в результате изменения финансовой ситуации в России.
4.3.3. Изменить график инвестиций так, чтобы уменьшитьпиковую нагрузку на денежные потоки, путем пересмотра этапов вложений так,чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал бы способность компанииосуществлять другие срочные платежи.
4.4. Способы увеличенияпродаж:
4.4.1. Провести ограниченные маркетинговые исследования наежедневной еженедельной основе.
4.4.2. Тщательно оценить прогнозируемые наценки по группамреализуемых товаров.
4.4.3. Определить область профессионального знания,проанализировать конкурентные преимущества и разработать пути извлечения выгодыиз них.
4.4.4. Проанализировать цены и объемы реализуемых услуг,найти наиболее разумный компромисс, который поможет увеличить поступлениедополнительных денежных средств.
5. Прогнозированиеденежных потоков предприятия
Схема предлагаемогопорядка прогнозирования денежных потоков структурного подразделения«МебельСити», исходя из возможных к осуществлению мероприятий и событий,представлена на рисунке 3.1.