Налоговый кредит: порядок получения,отражение в бухгалтерском учете
УказомПрезидента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 «О совершенствованииправового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическимлицам и индивидуальным предпринимателям» (далее — Указа № 182) определено,что одним из видов государственной поддержки, оказываемой плательщикаминдивидуально по решению Президента Республики Беларусь является налоговыйкредит с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действияэтого кредита.
Порядокпредоставления налогового кредита установлен в Положении о порядкепредоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенныхплатежей и пени, налогового кредита, утвержденном Указом № 182.
Подналоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроковуплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.
Условия получения налогового кредита
Налоговыйкредит может предоставляться как по одному или нескольким видам налогов вотношении всей их суммы, так и части этой суммы. Налоговый кредитпредоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил.
ПоложениемУказа № 182 установлен ограниченный перечень оснований для предоставленияналогового кредита:
· угрозаэкономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплатыналога. В данном случае срок предоставления налогового кредита ограниченпериодом от одного года до трех лет;
· если производствои (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер. В данномслучае срок налогового кредита ограничен периодом от одного месяца до одногогода.
ВПоложении Указа № 182 конкретизировано, что в срок налогового кредитавключается стадия погашения налогового кредита.
Областными Минскому городскому Советам депутатов предоставлено право предоставленияналогового кредита по налогам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты.
Срок,на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения.
ПОРЯДОК получения налогового кредита
Дляполучения налогового кредита подается соответствующее заявление:
· в республиканскиеорганы государственного управления, иные государственные организации,подчиненные Правительству Республики Беларусь, — плательщиками, в подчиненииили ведении которых они находятся (в состав которых они входят);
· в облисполкомы(Минский горисполком) – плательщиками, не находящимися в подчинении или веденииуказанных выше органов (не входящие в состав таких организаций).
Формазаявления о предоставлении государственной поддержки в виде отсрочки и (или)рассрочки, налогового кредита установлена в приложении 1 к постановлению СоветаМинистров Республики Беларусь от 28.07.2006 № 950 «О мерах по реализацииУказа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182» (с изм. по состоянию на 06.10.2008).
Кзаявлению прилагаются:
1. Бухгалтерский баланс за предыдущий,а также текущий год на последнюю отчетную дату;
2. Справки на последнюю отчетную дату:
2.1. об основных экономических показателяхпо форме, утвержденной постановлением Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 28.04.2006 № 74 «Об утверждении формы справки об основныхэкономических показателях и о признании утратившими силу отдельных нормативныхправовых актов» (с изм. по состоянию на 20.08.2008). В справке отражаютсяследующие показатели:
выручкаот реализации товаров (работ, услуг) по форме оплаты (денежными, неденежнымисредствами);
себестоимостьреализованных товаров (работ, услуг) по элементам затрат;
прибыль(убыток) от реализации товаров (работ, услуг);
рентабельность;
сальдооперационных, внереализационных доходов и расходов;
прибыльдо налогообложения;
чистаяприбыль (убыток);
использованиеприбыли по направлениям;
остатокнераспределенной прибыли;
объемыпроизводства товаров (работ, услуг) в действующих и сопоставимых ценах;
темпроста объемов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периодупрошлого года;
объемэкспорта;
удельныйвес экспорта в объеме реализованных товаров (работ, услуг);
объемимпорта;
ростпроизводительности труда к соответствующему периоду прошлого года;
отношениезапасов готовой продукции к среднемесячному объему производства;
износосновных производственных фондов, в том числе их активной части;
инвестиции(в том числе в создание основных производственных фондов из них:
· в активную частьосновных производственных фондов);
· среднесписочнаячисленность работающих (человек);
· размер тарифнойставки 1-го разряда;
· среднемесячнаязаработная плата на одного работающего (в том числе руководителя, главногобухгалтера);
· задолженность позаработной плате;
· объем полученнойгосударственной поддержки — всего по видам;
· кредиторскаязадолженность;
· просроченнаякредиторская задолженность (в том числе перед бюджетом, по кредитам банков);
· дебиторскаязадолженность;
· средства,находящиеся на валютных счетах, расчетном (текущем) счете, депозитных счетах;
· уплаченные налоги(сборы), пошлины и другие обязательные платежи в бюджет.
Всоответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием иплатежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденнойпостановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерстваэкономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа РеспубликиБеларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 (с изм. по состоянию на 08.05.2008),рассчитываются коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами. Названные показатели указываются запредшествующий год (поквартально), за фактически отработанное время в текущемгоду (поквартально и на последнюю отчетную дату), по бизнес-плану на текущийгод;
2.2.налогового органа о состояниирасчетов с бюджетом по форме, утвержденной постановлением Министерства поналогам и сборам Республики Беларусь от 28.11.2007 № 109 (с изм. посостоянию на 10.12.2008);
2.3. таможенного органа о состояниирасчетов с бюджетом по форме, утвержденной постановлением Государственноготаможенного комитета от 22.10.2002 № 89 «Об утверждении формы справкитаможенного органа о состоянии расчетов с бюджетом по таможенным платежам» (сизм по состоянию на 15.06.2006);
3. Документы, подтверждающие, чтоосновным видом осуществляемой плательщиком деятельности является виддеятельности, включенный в перечень отраслей и видов деятельности, имеющихсезонный характер (в случае предоставления налогового кредита при осуществлениипроизводства и (или) реализации товаров (работ и услуг), которые носят сезонныйхарактер). Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер,утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2006№ 950 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28марта 2006 г. № 182» (с изм по состоянию на 06.10.2008).
Принятиерешения о предоставлении налогового кредита составляет достаточно длительныйпериод.
Республиканскиеорганы государственного управления, иные государственные организации,подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Минскийгорисполком) проводят анализ представленных плательщиками вместе с заявлениемматериалов. На основе этого анализа подготавливается заключение оцелесообразности предоставления налогового кредита и в 10-дневный сроксоответствующий проект решения Президента Республики Беларусь направляется насогласование в Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство поналогам и сборам, Государственный таможенный комитет (в случае предоставленияналогового кредита по уплате таможенных платежей) и Министерство юстиции.Причем в Положении Указа № 182 не оговорено, с какой даты исчисляется10-дневный срок: даты получения заявления или даты подготовки заключения. Кэтому сроку добавляется срок согласования указанными государственными органамипроекта решения, а также срок согласования с Комитетом государственного контроля.Только согласованный с данными государственными органами проект решенияподлежит согласованию с Комитетом государственного контроля.
Впроекте решения должны предусматриваться:
· полноенаименование плательщика, претендующего на получение налогового кредита;
· виды налогов, покоторым предоставляются налоговый кредит;
· срок действияналогового кредита;
· размер процентовза пользование налоговым кредитом;
· сроки и порядокуплаты налогов и пени, а также процентов за предоставление налогового кредита;
· условие уплатытекущих платежей в бюджет (платежей по налогам, осуществляемых плательщиком впериод действия налогового кредита);
· направленияиспользования средств, высвобождаемых в связи с предоставлением, налоговогокредита;
· наименование иколичество товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь,в отношении которых предоставляются налоговый кредит по уплате таможенныхплатежей, а также цель их использования;
· наименованияреспубликанских органов государственного управления, иных государственныхорганизаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов(Минского горисполкома), осуществляющих контроль за выполнением принятогорешения;
· мерыответственности плательщиков, применяемые в случае невыполнения условийпредоставления налогового кредита, а также в случае нецелевого использованиявысвобождаемых средств в связи с их предоставлением и (или) товаров, вотношении которых предоставлен налоговый кредит по уплате таможенных платежей.
Послесогласования с Комитетом государственного контроля проект решения вноситсясоответствующими республиканскими органами государственного управления, инымигосударственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь,облисполкомами (Минским горисполкомом) в Совет Министров Республики Беларусьдля рассмотрения и направления Президенту Республики Беларусь.
Вслучае принятия Президентом Республики Беларусь решения о предоставленииналогового кредита копия этого решения направляется Советом МинистровРеспублики Беларусь:
– плательщику,которому предоставлен налоговый кредит;
– в Министерствоэкономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам,Государственный таможенный комитет (в случае предоставления налогового кредитапо уплате таможенных платежей);
– вреспубликанские органы государственного управления, иные государственныеорганизации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы(Минский горисполком), на которые возложен контроль за выполнением принятогорешения.
ПОРЯДОК отражения в бухгалтерскомучете
Порядокотражения в бухгалтерском учете налогового кредита, предоставленногоорганизации, установлен в Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учетеналогового кредита, утвержденного постановлением Министерства финансовРеспублики Беларусь от 22.04.2008 № 72 (с изм. по состоянию на 11.12.2008,далее — Инструкция № 72).
Приотражении полученного налогового кредита в бухгалтерском учете производятсяследующие записи.Содержание операции Корреспонденция счетов Основание для записи Дебет Кредит Оформленные (предоставленные) суммы налогового кредита 68 «Расчеты по налогам и сборам» 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» Решение о предоставлении налогового кредита, бухгалтерская справка Оформленные (предоставленные) суммы налогового кредита 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» 86 субсчет «Налоговый кредит» Решение о предоставлении налогового кредита, бухгалтерская справка Сумма использованного налогового кредита по целевому назначению 86 субсчет «Налоговый кредит» 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» Бухгалтерская справка Сумма погашенного налогового кредита 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» 51 «Расчетный счет» или счета учета расчетов Выписка банка по расчетному (текущему) счету, бухгалтерская справка
Налоговыйкредит предоставляется на платной основе. Согласно п. 10 Положения Указа № 182за пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальныепредприниматели уплачивают проценты в размере не менее 1/2 ставкирефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты кредита.Проценты за пользование налоговым кредитом исчисляются с суммы платежа,подлежащего внесению в погашение сумм налогов, по которым он предоставлен, иуплачиваются одновременно с этими платежами.
Внастоящее время постановлением Правления Национального банка РеспубликиБеларусь от 31.12.2008 № 215 «О ставке рефинансирования национальногобанка республики Беларусь» ставка рефинансирования Национального банкаРеспублики Беларусь установлена в размере 14% годовых. Следовательно, процентыза каждый день за каждый день пользования налоговым кредитом уплачиваются вразмере 0,0194 %.
СогласноИнструкции № 72 при отражении процентов за пользование налоговым кредитом вбухгалтерском учете производятся следующие записи.Содержание операции Корреспонденция счетов Основание для записи Дебет Кредит Сумма процентов, начисленных за пользование налоговым кредитом 91 «Операционные доходы и расходы» 68 субсчет «Проценты по налоговому кредиту» Бухгалтерская справка Сумма процентов, перечисленная за пользование налоговым кредитом 68 субсчет «Проценты по налоговому кредиту» Счет 51 или счета учета расчетов Выписка банка по расчетному (текущему) счету, бухгалтерская справка
Ранеесумма процентов, уплаченная за пользование налоговым кредитом, в зависимости отцелей предоставления кредита отражалась по дебету счетов 08 «Вложения вовнеоборотные активы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственныерасходы», 44 «Расходы на реализацию», 91 «Операционные доходы и расходы» вкорреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или расчетов.
ЗакономРеспублики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» не предусмотрено отнесениена затраты, учитываемые при налогообложении, суммы процентов, уплаченной запользование налоговым кредитом.
Вместес тем согласно подп. 4-2.6 ст. 3 названного Закона к прочим затратам, учитываемпри налогообложении налогом на прибыль, относятся проценты по полученнымкредитам, за исключением процентов по просроченным кредитам, а также кредитам,связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иныхвнеоборотных (долгосрочных) активов.
Такимобразом, указанная норма позволяет сделать вывод, что проценты за пользованиеналоговым кредитом могут относиться на затраты, учитываемые при налогообложениипри условии, что данные проценты не являются процентами по просроченнымналоговым кредитам, а также по налоговым кредитам, связанным с приобретениемосновных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных)активов.
Ответственность за нарушение условийпредоставления налогового кредита
ВПоложении Указа № 182 предусмотрены случаи, когда действие налоговогокредита прекращается. К таким случаям относятся:
– досрочная уплатаплательщиком сумм налогов, пени и процентов по ним;
– нарушениеплательщиком условий предоставления и погашения налогового кредита, образованиеу плательщика задолженности по уплате текущих платежей по налогам в бюджет. Подтекущими платежами понимаются платежи по налогам, осуществляемые плательщиком впериод действия налогового кредита.
Принарушении условий предоставления или погашения налогового кредита плательщикиутрачивают право пользования налоговым кредитом. Суммы налогов, пени и процентыза пользование налоговым кредитом взыскиваются с них за весь период пользованияс начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансированияНационального банка, действующей на день взыскания. При этом пеня начисляется,начиная со дня, следующего за днем окончания установленных налоговымзаконодательством сроков уплаты суммы налогов и процентов за пользованиеналоговым кредитом, до их уплаты, включая день их внесения в бюджет.
Указанныеоперации в бухгалтерском учете отражаются следующими записями.Содержание операции Корреспонденция счетов Основание для записи Дебет Кредит Сумма пени, начисленная за не погашенные в установленные сроки налоговый кредит, проценты за пользование налоговым кредитом, а также за нецелевое использование налогового кредита Счет 99 «Прибыли и убытки 68 субсчет «Штрафные санкции» Бухгалтерская справка Сумма пени, перечисленная за не погашенные в установленные сроки налоговый кредит, проценты за пользование налоговым кредитом, а также за нецелевое использование налогового кредита 68 субсчет «Штрафные санкции» 51 «Расчетный счет» или счета учета расчетов Выписка банка по расчетному (текущему) счету, бухгалтерская справка /> /> /> /> />
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. КонституцияРеспублики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. ЮРИДИЧЕСКАЯСПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2009г.
2. Гражданскийкодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2009г.
3. Закон РеспубликиБеларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года № 3321-XII (Ведомости Верховного СоветаРеспублики Беларусь, 1994 г., № 34, ст.566). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯАВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2009г.
4. Годунов В.Н.Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актовзаконодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III.Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств(главы 30-50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. –Мн.: Амалфея, 2005.
5. Гражданскоеправо: Учебник Автор: Алексеев С.С., Гонгало Б.М. М.: 2006г. – 480с.
6. Гражданскоеправо. Автор: «Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л. идр.» Издательство: «КноРус». 2008.
7. Колбасин Д.А.Гражданское право. Общая часть. — Мн.: ПолиБиг. По заказу общественногообъединения «Молодежное научное общество». 1999. — 360с.
8. Хозяйственноеправо Республики Беларусь: Практическое пособие / С. С. Вабищевич. – Мн.: Молодежноенауч. об-во, 2002. – 398с.
9. Хозяйственноеправо Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособие – Мн.: «МНО», 2001.– 318с.